Амундсен и Антарктика
Несмотря на то, что Амундсен обрел известность как хороший организатор и тактик, он был довольно молчалив и подробностями своих планов ни с кем не делился. Его описывали как угрюмого и сурового человека
Амундсен тщательно отбирал людей для своей команды, для него было важно, чтобы члены экипажа были выносливыми и способными противостоять всем трудностям, которые им готовит путешествие в Антарктику
В конце лета 1910 года Амундсен закончил свои приготовления к экспедиции. В августе того же года корабль Амундсена покинул порт. Фактически он должен был направляться на Северный полюс, однако покинув Норвегию Амундсен изменил курс. Этому способствовала новость о том, что американец Роберт Пири озвучил тот факт, что он достиг 90 градусов севера в 1909 году.
Даже норвежские чиновники не знали об изменении курса Амундсеном. Исследователь был обеспокоен тем, что правительство предложит ему не вступать в конкуренцию с Британией по политическим причинам.
Даже члены команды Амундсена не знали правды о том, куда флотилия держит путь. Так было до тех пор, пока корабль флотилии Фрам не достиг берега Марокко. Там Амундсен занялся подготовкой саней к предстоящему походу на полюс
Он считал это очень важной задачей, от которой зависит дальнейшее выживание всей команды
Британский же исследователь Роберт Фалкон Скотт отказавшись от саней предпочел им сибирских пони. Для него это решение стало смертельным. Команда Амундсена достигла шельфа Росса в середине октября 1911 года и быстро продвинулась к полюсу, опередив Скотта на три недели.
У команды Амундсена были отличные условия для арктического похода. Погода благоволила им на протяжении всей экспедиции. К 7 декабря норвежцы преодолели самую южную точку, которая ранее когда-либо была достигнута людьми. Через неделю после этого Южный полюс был покорен. Сам Амундсен установил норвежский флаг на полюсе, после чего его команда двинулась обратно к кораблям.
Благодаря тщательно продуманной подготовке, путь назад тоже не доставил норвежцам ощутимых проблем. 25 января 1925 года они благополучно вернулись в лагерь. Экспедиция прошла по Арктической земле 2900 километров за 99 дней. Экспедиция Скотта тоже смогла добраться до полюса, но по возвращению они погибли в ужасающей арктической буре.
Попутчица Руала Амундсена.
Провожать великого полярника пришли многие люди. Среди них оказался какой-то русский моряк, некогда зимовавший с Амундсеном во льдах. Амундсен был рад неожиданной встрече. Последние рукопожатия, и поезд увозит путешественника на запад.
Среди писем-откликов, пожалуй, самым любопытным оказалось письмо петербурженки Анастасии Семеновны Самохваловой, детского врача. В 1927 году ей, тогда студентке, посчастливилось ехать с Руалом Амундсеном в одном поезде от Владивостока до Москвы!
Она видела, как тепло провожали его, как встречали на остановке в Хабаровске. «Но Амундсена, — вспоминала Анастасия Семеновна, — я хорошо рассмотрела потом, на долгом, многосуточном пути.
По молодости лет я бесцеремонно разглядывала знаменитого полярника. Моё поколение было «заражено» романтикой полярных путешествий. Имя Амундсена приводило в восторг и вселяло чувство гордости за человека, за его безграничные возможности.
Хорошо помню, как на многих крупных станциях Амундсена встречали с оркестрами и приветственными транспарантами. Он выходил из вагона на платформу, пожимал руки, раскланивался.
Мы, пассажиры поезда Владивосток – Москва, к этим сценам привыкли и постепенно острота впечатлений уменьшилась. Но одна встреча мне ярко запомнилась.
Это было уже где-то в Сибири, за Иркутском. Поезд опаздывал, шёл дождь. Было за полночь. Экспресс остановился на какой-то небольшой станции, тускло освещённой редкими лампами. На перроне стояли промокшие люди. Человек, наверное, двадцать. Они держали обвисший транспарант. Ждали Амундсена, а он не появлялся, очевидно, спал. Повторяю, была ночь. Наконец, он вышел, однако, не в обычном своём костюме, а в пижамном, с непокрытой головой. Встреча длилась недолго. Звонок, второй, третий. Свисток, и поезд пошёл дальше…
Вот так под звуки маршей и приветствий в адрес Руала Амундсена мы и доехали до Москвы».
Покорение Южного полюса[править | править код]
Файл:Amundsen-russian-map2.jpg
Карта антарктической экспедиции Амундсена
Файл:Amundsen-Fram.jpg
«Фрам» под парусами
Файл:Pole-observation.jpg
Амундсен на Южном полюсе
- «Я не могу сказать, что тут я нашёл цель своей жизни. Смолоду мне вскружил голову Северный полюс, а теперь я оказался у Южного. Можно ли представить себе большую противоположность?»
Полумёртвые от усталости, англичане достигли цели на месяц позже своих соперников, 18 января года. Скотт записывает в своём дневнике:
- «Норвежцы нас опередили — Амундсен оказался первым у полюса! Чудовищное разочарование! Все муки, все тяготы — ради чего? Я с ужасом думаю об обратной дороге…»
Возвращение и впрямь обернулось катастрофой. Люди один за другим оставались лежать в белом аду. Последняя запись в дневнике Роберта Скотта сделана 29 марта года:
- «Смерть уже близка. Ради Бога, позаботьтесь о наших близких!»
Останки Скотта и его спутников были найдены только следующим летом. Они погибли всего в 20 километрах от ближайшего лагеря с продовольствием.
Эта трагедия взволновала весь мир и сильно омрачила успех Амундсена, в феврале он распространил заявление, где были следующие слова:
- «Я пожертвовал бы славой, решительно всем, чтоб вернуть его к жизни… Мой триумф омрачён мыслью о его трагедии, она преследует меня».
Краткая биография
Будущий исследователь появился на свет 16 июля 1872 года в Борге, в семействе норвежского морского торговца. С ранних лет он буквально бредил путешествиями, и готовился к ним по мере своих сил и возможностей: занимался спортом, закалялся, увлеченно штудировал литературу о полярных экспедициях.
Руаль хотел выучиться на морехода, но по настоянию матери был вынужден изучать медицину. Осиротев в 1893 году и став хозяином собственной судьбы, Амундсен бросил институт и ушел в море.
Рис. 1. Руаль Амундсен.
Проплавав в течение пяти лет, и выучившись на штурмана, Руаль отправился к берегам заветной Арктики в составе бельгийской экспедиции.
Первая экспедиция в Арктику оказалась невероятно сложным испытанием. Судно было сжато льдами, люди сходили с ума от голода и болезней. Выжить удалось немногим. Среди счастливчиков оказался и Руаль, который охотился на тюленей и не брезговал есть их сырое мясо.
Краткая биография Руаля Амундсена
Руаль Амундсен (полное имя — Ру́аль Э́нгельбрегт Гра́внинг А́мундсен) родился 16 июля 1872 года в Борге, Норвегия. Его отец – Йенс Амундсен, потомственный морской торговец. Его мать – Ханна Салквист, дочь чиновника из таможенной службы.
Учеба в школе
В школе Руаль был всегда худшим учеником, но выделялся упрямством и обостренным чувством справедливости. Директор школы даже отказал ему в сдаче выпускного экзамена из опасения опозорить заведение неуспевающим учеником.
Дальнейшая учеба
После смерти отца в 1886 году Руаль Амундсен хотел учиться на морехода, но мать настояла, чтобы сын избрал медицину после получения аттестата зрелости.
Ему пришлось покориться и стать студентом медицинского факультета в университете. Но в сентябре 1893, когда внезапно умерла его мать, он стал хозяином своей судьбы и, бросив университет, ушел в море.
Начало карьеры исследователя
Будучи студентом, Амундсен попал на лекцию Эйвина Аструпа, знаменитого путешественника, установившего, что Гренландия является островом. Это знакомство тоже во многом определило будущее Руаля. В 1895 году он проходит обучение на штурмана, практикуется на промысловом корабле и уже в следующем году отправляется на бельгийском судне “Бельжика” к берегам Антарктиды под началом Адриена де Жерлаша.
В море Беллинсгаузена корабль оказался закован во льдах, из-за чего ему пришлось вынужденно дрейфовать на протяжении 13 месяцев. В команде началась цинга, люди умирали и сходили с ума. Амундсен в это время охотился на тюленей и пингвинов, проводил эксперименты со спальными мешками и другим снаряжением. В суровых условиях выживания он быстро стал старшим помощником и не взял руководство экспедицией на себя лишь по формальным причинам.
«Бельжика»
9Возвращение в «Фрамхейм»
Возвращались быстро: Чертов ледник был достигнут 2 января 1912 года, спуск занял один день. Погода резко испортилась: спустился туман. В тумане 5 января экспедиция едва не пропустила Бойню, которую случайно нашел Вистинг, наткнувшись на собственную сломанную лыжу. В тот же день разыгрался шторм при температуре −23 °C. Достигнутый успех, однако, не подействовал в лучшую сторону на отношения членов команды: однажды Бьоланда и Хасселя сурово отчитали за храп. Хассель в дневнике жаловался, что Амундсен «всегда избирает самый неприязненный и надменный тон выговора»; к тому времени хорошие отношения с Начальником сохранил один только Х. Хансен. 7 января норвежцы были у подножья ледника Акселя Хейберга, в том же месте, которое покинули 19 ноября, на высоте 900 м над уровнем моря. Здесь команда приняла новый распорядок: после 28 километров перехода делался 6-часовой привал, затем — новый переход и т. д. После нового сбора геологических данных была убита одна собака (осталось 11), и у подножья ледника в каменной пирамиде были захоронены 17 л керосина в бидоне и спички. У экспедиции было провианта на 35 дней пути и промежуточные склады на каждом градусе широты. С того дня экспедиционеры каждый день ели мясо. Во «Фрамхейм» команда прибыла в 04:00 26 января 1912 года с двумя нартами и 11-ю собаками. Пройденное расстояние составило чуть менее 3000 км, таким образом, за 99 дней пути средний переход составил 36 км.
10Хобарт
Нервное напряжение Амундсена только возросло после возвращения с полюса, тем более, что он не знал, что уже одержал победу над Скоттом: предстояло как можно быстрее вернуться к цивилизации и сообщить о результатах. Внешне это выразилось в том, что в дневнике и письмах Амундсен вообще перестал придерживаться общепринятой норвежской орфографии. Вечером 30 января «Фрам» в густом тумане покинул Китовую бухту и около 5 недель пересекал поля паковых льдов, направляясь в Хобарт, хотя Литтелтон в Новой Зеландии был ближе, но это была главная база Скотта. В Хобарт «Фрам» прибыл 7 марта 1912 года. На берег сошел один только Амундсен с папкой, содержащей тексты телеграмм, составленных заблаговременно. О Скотте не было никаких известий. Амундсен инкогнито снял номер в портовой гостинице, после чего немедленно связался с Норвегией, отправив три телеграммы — брату Леону, Нансену и королю, даже спонсорам известия были отправлены позже. В утренней телеграмме от брата сообщалось, что Леон Амундсен к тому времени продал эксклюзивные права на публикацию материалов о Норвежской полярной экспедиции лондонской газете Daily Chronicle. Гонорар Руаля Амундсена составил 2000 фунтов — по наивысшей ставке. Неоценимую помощь в заключении договора оказал Эрнест Шеклтон. По условиям контракта, Амундсену принадлежало исключительное право публикации отчетов и дневников всех участников экспедиции. Они не могли публиковать что-либо без согласия Амундсена на протяжении трех лет после возвращения. Телеграмма Нансену была весьма лаконична: «Спасибо за все. Задача выполнена. Все в порядке». С королем Норвегии Леону Амундсену встретиться не удалось — он заседал в штабе военных учений, но содержание телеграммы передал ему адъютант. Только 11 марта 1912 года команде «Фрама» разрешили сойти на берег в Хобарте, выдав 10 шиллингов на карманные расходы.
Северо-западный проход
В 1903 году на скопленные средства Амундсен купил подержанную 47-тонную парусно-моторную яхту «Йоа», построенную как раз в год его рождения. У шхуны был дизель всего в 13 лошадиных сил.
Эта экспедиция была не менее суровой, чем первая. Пришлось пережить зимовку во льдах, океанские штормы, встречи с опасными айсбергами. Но Амундсен продолжал вести научные наблюдения, и ему удалось определить местоположение магнитного полюса Земли.
На собачьей упряжке он добрался до «жилой» Аляски. Он сильно постарел, в 33 года выглядел на 70.Трудности не испугали опытного полярника, закаленного морехода и страстного путешественника.
Смерть
В 1928 году Амундсен при поддержке итальянского правительства и норвежских бизнесменов отправился на поиски бывшего коллеги по полярным исследованиям Умберто Нобиле.
На гидросамолете, арендованном у французских военных, Руаль вылетел в сторону островов архипелага Шпицберген, и через 2 часа 45 минут связь с ним прервалась.
Руаль Амундсен в Ню-Олесунне у своего самолёта «Дорнье» / Preus Museum
Через некоторое время спасательная экспедиция обнаружила обломки воздушного судна, но тело пилота так и нашла. Официальной датой смерти Амундсена объявили 18 июня 1928 года.
Образ полярника увековечили в мемориалах и памятниках, а события, связанные с трагической гибелью норвежца, легли в основу художественного фильма Михаила Калатозова «Красная палатка».
1Начало
Первую попытку пройти к Южному полюсу сделал англичанин Роберт Скотт в 1902 году. Но о дошел только до 82°17′ южной широты. Вернувшись в Англию, Скотт начал готовиться к следующей более серьезной экспедиции к Южному полюсу. Но один из участников его первой экспедиции, Эрнест Шеклтон, прибывший на родину раньше, решил опередить его. Так возникло соперничество за покорение Южного полюса. Шеклтон прибыл к берегам Антарктики в начале 1908 года. 9 января 1909 года он со спутниками достиг 88° 23′ южной широты. До полюса оставалось всего 180 километров, но продовольствия было ничтожно мало. Пришлось повернуть обратно. После этого экспедиции к Южному полюсу начали готовить Япония и Германия. А затем неожиданно в состязание вступил норвежец Руаль Амундсен, который готовил экспедицию в Арктику на судне «Фрам». Но он, узнав, что Северный полюс достигнут, втайне изменил цель экспедиции и решил идти в Антарктику покорять Южный полюс. О своем решении он поначалу никому не сказал, даже членам экспедиции. 1 мая 1910 года «Фрам» был пришвартован в Акерсхусе для загрузки снаряжения. 2 июня на борту побывала королевская чета, которую принимали Амундсен и Нансен. 3 июня «Фрам» был перебазирован в Буннефьорд, где на борт погрузили разобранный дом для зимовки в Антарктике. 7 июня отплыли в короткий поход по Северному морю и вокруг Британских островов — это было предварительное испытание судового дизеля, во время которого проводились океанографические исследования. Сильные штормы сократили плавание. 11 июля «Фрам» вернулся в Берген, а 23 июля — в Кристианию (принимать сушеную рыбу, собак и т. д.). Здесь в истинные цели экспедиции были посвящены помощник командира Ертсен и лейтенант Преструд.
Триумф и новые задачи
После покорения Южного полюса Амундсен занимался привычными делами – публиковал отчеты, разъезжал с выступлениями и обедал с главами государств. О трагедии капитана Скотта стало известно только в феврале 1913 года, и эта новость лишь подстегнула интерес к лекциям норвежца.
В 1918 году Амундсен на корабле “Мод” отправился исследовать Северо-Восточный морской путь. Судно построили с учетом опыта предыдущих экспедиций и оснастили гидросамолетом. Местом первой зимовки стал мыс Челюскин (Таймыр), второй – остров Айон (Чукотка), третьей – мыс Сердце-Камень в Чукотском море. На третьем году путешествия у корабля сломался гребной винт, и Амундсен передал командование своему помощнику. Сам он удочерил двух чукотских девочек, которых увез в Норвегию и дал им свою фамилию. “Мод” до 1925 года дрейфовал в Восточно-Сибирском море, собирая полезные для науки данные.
У Амундсена вновь сменилось увлечение – он решил заняться воздушными полярными экспедициями. В 1925 году его миссия пересекла Арктику на гидропланах, а за ней последовал аналогичный полет на дирижабле “Норвегия”.
Дирижабль «Норвегия»
Погиб Амундсен в июне 1928 года во время попытки спасения итальянской экспедиции, пытавшейся повторить его трансарктический перелет на дирижабле. Для Норвегии он стал национальным героем с огромным числом достижений. В том числе, Руаль Амундсен оказался первым человеком (вместе с Оскаром Вистингом), покорившим оба географических полюса. Большая часть жизни исследователя прошла в путешествиях и продолжительных турне с лекциями. Жены и детей у него не было. О частной жизни известно очень мало. Обустройством дома Амундсена до 1925 года занималась престарелая нянька Бетти, служившая еще у его родителей.
И делай с ней что хочешь
Руаль Амундсен
Оставалось только гадать, как Амундсен, купавшийся во всенародной любви и славе, нашёл время принять приглашение ничем не примечательного присяжного поверенного по фамилии Кастберг погостить у него в Йёвике. Но только Руаль не пожалел о своем согласии! У Кастберга оказалась прелестная жена по имени Сигрид, или просто Сигг. Хозяева и гость часто катаются втроём на санях — узких норвежских санях, куда никак не поместиться втроем. Поэтому берутся двое саней: в одних Руаль и Сигг, во вторых — присяжный поверенный. Кругом сугробы высотой с двухэтажный дом, а в санях тепло. По крайней мере в тех, где Руаль и Сигг.
Над входом в бревенчатый охотничий домик Кастбергов вырезана надпись: «Прими любовь и делай с ней что хочешь!» Вокруг на десяток километров — ни души! Хозяин разжигает огонь в печке. Хозяйка вскрывает банку с армейской тушенкой. Амундсен по-полярному варит кофе: голой рукой зачерпывает из печки горсть раскаленных углей, бросает в кофейник, вода моментально закипает! Сигг смотрит на гостя восхищённо. Её муж, в равной мере добродушный и безмятежный, переводит улыбающиеся глаза с Руаля на Сигг. «В этом человеке определенно есть что-то эскимосское!» — решил тогда Амундсен.
Несколько месяцев он провёл у ног красавицы Сигг. Муж всем доволен, жена — тем более, но недоволен Руаль. По его представлениям, любимая должна разойтись с мужем и выйти за него самого! Вложив всю страсть в достижение этой цели, Амундсен даже забросил подготовку к новой полярной экспедиции и даром пропустил сезон. А любимая всё не решалась, всё хитрила, всё тянула с ответом. «Из-за Сигг я и потерял открытие, право на которое принадлежало мне, казалось, неоспоримо!» — кусал потом локти Амундсен.
Фритьоф Нансен
Полюсов у Земли, как известно, два, и оба к тому времени оставались неоткрытыми. И великих полярников в Норвегии двое: Амундсен и Нансен. Последний ещё в 1896 году пытался достичь Северного полюса, продрейфовав с полярными льдами через Северный Ледовитый океан, но ничего из этого не вышло. Теперь же Нансен, забросив мечту о Северном полюсе, собирался покорить Южный, пройдя в глубь Антарктики на собачьих упряжках. Амундсену же осталось лишь попытаться воплотить в жизнь тот, прежний, нансеновский план дрейфа через Северный полюс в надежде, что ему повезет больше. Чтобы привнести хоть что-то своё в этот план, Руаль принялся дрессировать белых медведей: а вдруг их можно запрягать в сани во время вылазок на сушу? Итак, полярников было два. Полюсов тоже. Вот только корабль, подходящий для такого путешествия, в Норвегии был один — «Фрам», он принадлежал государству, но на нём исторически плавал Нансен, и моральное право принадлежало именно ему.
Не видать бы Руалю «Фрама» как своих ушей, если бы Нансен не любил жену. Эва Нансен слишком устала годами ждать мужа. «Надеюсь, ты понимаешь, чем кончится твое новое путешествие?» — рыдая, спросила она. Тут зазвенел дверной колокольчик. Увидев в дверях Амундсена, Фритьоф сказал горько: «Забирайте «Фрам»! Но помните: целью экспедиции должна быть не гонка за первооткрывательством, а наука! Вы, может, и не достигнете Северного полюса, но гидрологические исследования сделать обязаны».
Первым крупную сумму на гидрологические исследования в районе Северного полюса пожертвовал норвежский король. Стортинг (норвежский парламент) ассигновал 75 тысяч крон. Кроме того, на Амундсена обрушился поток подарков: гуталина, губных гармошек, бутылочек со средством от облысения и других вещей, крайне необходимых на полюсе.
А за четыре месяца до намеченной даты отплытия в доме Амундсена зазвонил телефон: «Вы слышали, что две экспедиции почти одновременно побывали на Северном полюсе?» «Какие ещё экспедиции?» — ошарашенно спросил Руаль. «Американские. Капитана Пири и капитана Кука. Теперь они спорят, у кого первенство». Это была катастрофа!
Неожиданный звонок.
Амундсен, поблагодарив за тёплый приём, начал рассказ о своём путешествии, демонстрируя диапозитивы. Его выступление длилось около полутора часов и закончилось под гром аплодисментов.
Путешественник пробыл на берегах Невы ровно неделю. Стояла тёплая, почти летняя погода. В сопровождении Шокальского Амундсен посетил Геофизическую обсерваторию в Павловске, побывал в пригородных парках. Русское гостеприимство покорило его. «Я сохраняю наилучшие воспоминания о моём чудесном пребывании в Петербурге», — писал он Шокальскому из Христиании.
Все стало ясно: Руал Амундсен побывал в нашей стране весной 1907 года. Так я и написал в моей статье, но вскоре на неё стали приходить отклики, которых я совершенно не ожидал. Первым раздался телефонный звонок из Москвы. Звонила незнакомая мне Галина Антоновна Григорович, преподаватель русского языка и литературы. Она рассказала, что видела Амундсена во Владивостоке в 1927 году и, более того, слушала его выступление.
А потом начали поступать письма из других городов. Из Красноярска написал Георгий Михайлович Иванов. В 20-е годы он жил во Владивостоке и тоже видел там Амундсена. Мало сказать видел. «Я работал тогда в «Совкино», — писал Георгий Михайлович, — и мне было поручено демонстрировать во время лекции Амундсена фильм о перелёте дирижабля «Норвегия». Я встретился с Амундсеном в гостинице и получил от него три коробки с фильмом, договорился о порядке демонстрации.
Помню экскурсию в оленеводческий совхоз. Я участвовал в этой экскурсии и фотографировал знаменитого исследователя. К сожалению, снимки эти не сохранились».
Петербурженка Александра Константиновна Богатырёва писала, что в 1927 году работала в доме отдыха недалеко от Владивостока. И однажды к ним приехал гость — Руал Амундсен! «Этот день, — писала Александра Константиновна, — я запомнила на всю жизнь».
Основной вклад Руаля Амундсена в географию
В 1895 г. Руаль, уже 23-х летний юноша, успешно сдал экзамены и получил долгожданное звание штурмана. Уже в следующем году вместе с братом Леоном он предпринял опасную попытку пересечь Хардангерское плоскогорье, однако «арктический поход» закончился неудачно – братья заблудились и едва не погибли. В будущем Руаль описал это происшествие как самое опасное в своей жизни.
Спустя несколько месяцев после случившегося Амундсен, в качестве матроса, становится участником первой серьезной экспедиции на Южный полюс. Зимой Руаль переехал в Антверпен, где прошел курсы навигации, и познакомился с будущей возлюбленной – квартирной хозяйкой, – однако вскоре та покончила жизнь самоубийством, и полярник уехал. В августе 1897 г. «Бельжика» отплыла в Антарктиду, и в первый же день после высадки Руаль совершил лыжный поход по острову Ту Хэммок – первый в истории исследования севера.
В 1901 г. получил звание капитана дальнего плаванья. На парусно-моторной яхте «Йоа» впервые в истории преодолел Северно-Западный проход, перед этим проведя часы в гамбургской морской геофизической обсерватории за овладением необходимыми для экспедиции знаниями. В 1911 г. первым открыл и пересек хребет Куин-Мод. В том же году, благодаря верному расчету избежав на своем пути сильных морозов, покорил Южный полюс, перед этим пройдя курс океанографии и получив аудиенцию Эдуарда VII – короля Соединенного Королевства Великобритании и Ирландии. В 1912 г. оставил членство в Королевском географическом обществе. С 1918 по 1920 гг. Амундсен проплыл всё арктическое побережье Евразии, назвав точные координаты мыса Челюскин, и внедрил в практику арктических исследований новые технические средства, включая авиацию, гидросамолеты и дирижабли. Все перечисленное подчеркивает огромный вклад Руаля Амундсена в мировую науку. При этом Руаль испытывал серьезные финансовые затруднения – уже в 1924 г. он объявил себя банкротом, чем вызвал большой скандал в Норвегии.
Карта арктических экспедиций Амундсена
В течение 1926-1927 гг. преимущественная деятельность Амундсена заключалась в написании мемуаров, пока в 1928 г. при поддержке Италии он не отправился на поиски Умберто Нобиле – своего бывшего напарника по трансарктическому перелету. На арендованном самолете Рауль вылетел по направлению к архипелагу Шпицберген, и через несколько часов добиться контакта с ним уже не получалось. Вскоре спасатели обнаружили обломки «Латама-47» и труп пилота.
Новые свидетельства.
Письма продолжали приходить, и выяснялись всё новые и новые факты. Жительница Владивостока Валентина Ивановна Лещинская сообщила, что один её знакомый видел Амундсена в Хабаровске. Откликнулись очевидцы того, как норвежского путешественника приветствовали в Чите и Новосибирске.
«В 1927 году, — писал Иосиф Абрамович Шапиро, — я работал в Москве, на Ярославском вокзале. Это было летом. На вокзал прибыла группа людей. Говорили, встречать какого-то учёного. Я спросил, кого именно. Мне ответили: полярного путешественника Руала Амундсена. Я видел, как Амундсен вышел из вагона, как радостно его приветствовали».
Наконец, одна из читательниц моей статьи написала, что в журнале «Вокруг света» за 1927 год видела фотографию Амундсена, выходящего из вагона поезда в Ленинграде.
Следовательно, в 1927 году прославленный норвежский путешественник не просто посетил Советский Союз, а совершил по нему настоящее путешествие от Владивостока до Ленинграда
И это важное событие в жизни Руала Амундсена прошло мимо его биографов! Теперь уже нетрудно было из газет того давнего времени узнать о подробностях визита великого путешественника в СССР
Полярная экспедиция Амундсена на дирижабле «Норвегия», начавшаяся 11 мая 1926 года в Кингсбее на Шпицбергене, завершилась триумфально. Дирижабль через полюс пересёк Ледовитый океан и достиг Аляски. После этого в конце 1926 года началось турне Амундсена по Америке. В США путешественник прочёл более ста лекций. Он собирал деньги на следующую свою экспедицию. Из Америки с той же целью Амундсен отправился в Японию. Возвращаться на родину он решил через Советский Союз.
Утром 18 июля 1927 года на японском пароходе «Каги-Мару» Руал Амундсен прибыл во Владивосток. В это утро городскую набережную заполнили сотни владивостокцев. Пароход вошёл в бухту Золотой Рог и отдал якорь на рейде.
5Выход из «Фрамхейма»
Только в октябре 1911 года появились признаки антарктической весны. Тем не менее погода в сезон 1911/1912 годов была аномально холодной: температуры держались между −30 °C и −20 °C, при норме −15 °C — −10 °C. 20 октября в путь отправились пятеро участников полярного похода. У них было 4 нарт и 52 собаки. Первого склада на 80° ю. ш. достигли 23 октября и устроили двухдневный привал. Начиная с 26 октября, экспедиция стала строить снежные пирамиды высотой около 2 м для ориентации в пространстве (частая пасмурная погода на леднике Антарктиды вообще приводит к дезориентации), их воздвигали через каждые 3 мили. Начальные 180 миль пути были размечены шестами с флагами и прочими вехами. Последний из заложенных ранее складов был достигнут 5 ноября в густом тумане. Далее путь проходил по неизвестной территории. 9 ноября команда достигла 83° ю. ш., где был заложен большой склад для обратного пути. Здесь пришлось пристрелить нескольких беременных сук, которые были закопаны в снег про запас.