Корпоративные значки

Историю системы российских нагрудных знаков принято начинать с 1827 года. В этом году император Александр I наградил особыми знаками отличия «за беспорочную службу» офицеров и нижних чинов лейб-гвардейских Преображенского и Семеновского полков. Знак представлял собой вензель императора, увенчанный короной и окруженный лавровым венком. Офицерский знак был изготовлен в золоте, для нижних чинов – из бронзы. Императорский вензель не входил в строгую наградную систему орденов и медалей. Поэтому он стал своеобразным исключением: по сути являлся наградой, но в то же время отличал и выделял военнослужащих двух конкретных полков.

С этого момента все чаще стали устанавливаться нагрудные знаки для военных частей и учебных заведений. Особые знаки были приурочены к памятным событиям – коронации, реформам, юбилейным датам. К 1917 году система нагрудных знаков в Российской империи охватила практически все сферы и содержала более тысячи наименований. Нагрудные знаки носили выдающиеся государственные служащие, ученые, члены общественных и благотворительных организаций, выпускники высших учебных заведений. На этом этапе и зарождается понятие корпоративных нагрудных знаков – как знаков отличия представителей различных структур, союзов и обществ. При этом нагрудные знаки сохраняют свою высокую значимость как награды или знака отличия. Над эскизами и изготовлением нагрудных знаков работают лучшие художники и ювелиры России. Мастера доводят до совершенства технологию эмалевого покрытия, используют сложные и многоэлементные формы. Многие нагрудные знаки конца XIX – начала XX вв. относятся к числу высокохудожественных образцов ювелирного искусства России.

«Знак ордена Святой Анны I степени с бриллиантами»«Знак отличия за 20 лет беспорочной службы в Ведомстве Императрицы Марии II степени»«Знак военного ордена Святого великомученика»

Однако ситуация кардинальным образом изменилась после революции 1917 года. Установление советской власти полностью исключило саму возможность существования независимых от государства организаций – а значит и негосударственных, корпоративных нагрудных знаков. Им на смену пришли партийные, массовые и сувенирные нагрудные знаки, «бум» которых пришелся на 1950-1980-е годы. Использовались более дешевые технологии, более простые дизайнерские решения. Техника и мастерство отходили на второй план. Коммунизм быстрыми темпами шагал по стране и требовалось огромное количество знаков принадлежности людей к КПСС. Сначала школьники получали октябрятские звездочки, затем – пионерские значки, а впоследствии вступали в компартию и получали значок ВЛКСМ.

В целом значки советской эпохи можно разделить на два типа. Первый – те значки, которые были в свободной продаже (посвященные В.И. Ленину и героям революционного движения, знаковым стройкам, юбилейным и знаковым событиям). Второй тип – значки, которые выдавались за определенные достижения – в военной службе, учебе, труде, спорте. Некоторые из них сегодня звучат нелепо и даже смешно: «Баянная фабрика им. Советской армии», «Голубой патруль» (охранникам осетровых пород рыб), «Кружок детской хирургии», «Мастеру коноплеводства», «Ветеран больницы имени Кащенко» и т.д.

Для детей выпускались значки с изображёнными на них персонажами из советских мультфильмов.

В период СССР существовали десятки предприятий, которые занимались выпуском подобных изделий.

Вот некоторые из них:

  • «Победа»;
  • «Русский сувенир»;
  • «Спортзнак»;
  • Монетные дворы (Москва, Ленинград) и пр.

Значки производились из самых разных материалов:

  • бронзы;
  • латуни;
  • серебра;
  • алюминия;
  • стекла;
  • самоцветов;
  • нержавеющей стали;
  • пластмассы и пр.

Делились же они на два типа:

  • знаки, которые были в свободной продаже (имели низкую цену);
  • знаки, которые выдавались за любые достижения (не имели цены).
  • знаменательная дата (в канун Олимпиады 1980 года было выпущено около 5 тыс. различных видов сувенирных значков, посвящённых олимпийским видам спорта);
  • в память о знаковых стройках (БАМ изображался на 10 тыс. значках);
  • в честь городов СССР;
  • на тему космических свершений;
  • за достижения в различных сферах (ими награждались конкретные лица, такие значки больше всего ценятся фалеристами);
  • значки, посвящённые местам отдыха (в т. ч. Золотому Кольцу);
  • военное дело (считались очень востребованными, их выпуск приурочивался к определённым датам; также обозначали воинское звание);
  • транспорт (все виды, имеющие место в стране);
  • спорт (значимые спортивные события сопровождались выпуском памятных значков, спортклубы также имели свой логотип и значок);
  • политические события (вступление в партию и пр.).

Пик коллекционирования значков приходится на 80-е годы.

Коллекционирование значков получило широкое распространение по ряду причин:

  • большой охват тем (каждый мог найти изделие в соответствии со своими интересами);
  • доступность (продавались в книжных магазинах, газетных киосках, почтовых отделениях);
  • низкая цена (те значки, что были доступны большинству граждан, стоили копейки);
  • наличие клубов по интересу (это способствовало обмену значками, общению между участниками, консультированию у опытных фалеристов).

Значки в современном мире

Современные значки — это преимущественно корпоративные изделия, предназначенные для обозначения факта принадлежности сотрудников к штату компании. Использование таких аксессуаров помогает создать дух единства и напоминает работникам о том, что они трудятся во благо одного предприятия. Ношение значков также способствует соблюдению корпоративного стиля компании. Стоимость изделия будет зависеть от сложности изготовления конструкции, а также от величины тиража. Больше информации об условиях сотрудничества можно получить у представителя компании, занимающейся изготовлением значков: https://djin-s.ru/izgotovlenie-znachkov.

Помимо стандартных изделий, предназначенных для всех сотрудников, владельцы предприятий также используют значки в качестве:

  • награды для сотрудников за особые заслуги;
  • отличительного знака для заслуженных мастеров;
  • памятного подарка для гостей предприятия;
  • знака в честь определенного события (по случаю юбилеев, годовщин, особо крупных событий в жизни компании и так далее).

История каждого корпоративного знака неповторима и начинается с идеи. В зависимости от цели вручения дизайнер разрабатывает эскиз изделия, обсуждает с заказчиком материал и форму, стиль и элементы будущих значков. Они могут быть из серебра, золота или ювелирной латуни с золочением.

В зависимости от дизайна выбирается метод изготовления. Современные технологии делают возможным изготовление корпоративных значков любой степени сложности.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий