Личная жизнь
В 1480-м Иероним Босх вступил в брак с девушкой из богатого и знатного рода, принесшей хорошее приданое. Семья жила в Арсхоте, откуда родом была супруга художника.
По предоставленному ему праву, Босх мог безгранично распоряжаться состоянием супруги. Благодаря женитьбе он обрел достаток и независимость, а также упрочил свое общественное положение. Детей в семье не было.
В 1486-м художник стал членом Братства Богоматери (религиозного общества). Организация, посвященная служению Деве Марии, была основана в 1318-м и занималась вопросами милосердия. Предполагаемым мотивом Босха исследователи называют коммерческие интересы: он стал получать хорошие заказы. Известность живописца неизмеримо выросла.
Биография Иеронима Босха
Ерун ван Акен родился около 1453 г. в Хертогенбосе (Брабант). Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана сживописным ремеслом — художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Поскольку о становлении Босха как художника ничего не известно, предполагается, что первые уроки живописного ремесла он получил в семейной мастерской. Мастерская ван Акенов выполняла самые разнообразные заказы — в первую очередь, это стенные росписи, но также золочение деревянной скульптуры и даже изготовление церковной утвари. Так что «Хиеронимус-живописец», как он впервые упомянут в документе 1480 г., взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо, из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода.
Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе, который в те времена входил в состав Бургундского герцогства, а сейчас является административным центром провинции Северный Брабант в Нидерландах. В соответствии со сведениями о жизни художника, сохранившимися в городском архиве, в 1478 г. умер его отец, и Босх унаследовал его художественную мастерскую. Он вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw») — религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 г. и состоявшее как из монахов, так и мирян.
Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. В архивных документах имя Босха упомянуто несколько раз: ему, как живописцу, поручались разнообразные заказы, начиная от оформления праздничных шествий и обрядовых таинств Братства и заканчивая написанием створок алтаря для капеллы Братства в соборе св. Иоанна (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра. В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося 9 августа 1516 г. Торжественность проведения этого обряда подтверждает теснейшую связь Босха с Братством Богоматери.
Затем последовало обучение в нидерландских городах Харлеме и Делфте, где молодой художник познакомилея с искусством Рогира ван дер Вейдена, Дирка Боутса, Гертгена тот Синт Янса, влияние которых ощущалось потом в разные периоды его творчества. В 1480 г. Босх вернулся в Хертогенбос уже свободным мастером-живописцем.
В следующем году он заключил брак с Алейд Гойартс ван дер Меервенне (Мервей). Эта девушка из богатой и знатной семьи принесла в приданое мужу солидное состояние, предоставив ему право распоряжаться им по своему усмотрению.
Брак Иеронима не был особо счастливым (супруги не имели детей), но он дал художнику материальное благополучие, положение в обществе и независимость: даже выполняя заказы, он мог себе позволить писать так, как хотел.
Поэтому, предположительно, первые известные его картины, носившие сатирический характер, относятся к середине 1470-х гг. Созданные в 1475-1480гг. картины «Семь смертных грехов», «Брак в Кане», «Фокусник» и «Удаление камней глупости» («Операция глупости») носят ярко выраженный нравоучительный характер с элементами иронии и сатиры.
Не случайно испанский король Филипп II распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне своей резиденции-монастыря в Эскориале, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры. Здесь еще чувствуется неуверенность штриха молодого художника, он использует лишь отдельные элементы символического языка, которые позже заполнят все его произведения.
Немногочисленны они и в картинах «Операция глупости» и «Фокусник», высмеивающих людскую наивность, которой пользуются шарлатаны, в том числе и в монашеском одеянии.
Еще острее Босх высмеял церковников в картине «Корабль дураков» (1490-1500гг.), где подвыпившие монашкa и монах горланят песню в компании простолюдинов на утлом суденышке, управляемом шутом.
Резко осуждавший развращенность духовенства, Босх все же вряд ли являлся еретиком, как утверждал современный немецкий искусствовед В. Френглер. Хотя свой путь к постижению Бога он искал вне официальной церкви.
Примечания
- ↑
- Согласно нидерландско-русской практической транскрипции, по-русски эту фамилию следует воспроизводить как Бос.
- , с. 10.
- ↑ Roger-Henri Marijnissen и Peter Ruyffelaere, «L’ABCdaire de Jérôme Bosch» (Париж, Flammarion, 2001, ISBN 9782080106537), стр. 114—115.
- Цитата по: Иероним Босх. Альбом репродукций. М.: «Унисерв», 1995
- Wilhelm Fraenger: Hieronymus Bosch. Das Tausendjährige Reich. Grundzüge einer Auslegung, Coburg, 1947
- Степанов А. С. Искусство эпохи Возрождения: Нидерланды, Германия, Франция, Испания, Англия. СПб.; Издательская Группа «Азбука-классика», 2009. с.129
- .
- , с. 15-23.
- , Споры о Босхе.
- , с. 26-29.
- , с. 34.
- бестия
- , с. 37-54.
- , с. 82, 92-96.
- Мельниченко Е. . 2queens.ru.
Творчество художника
Творчество Босха началось с росписей деталей различных алтарей, капелл. Одной из первых выдающихся работ Иеронима Босха была роспись створок алтаря в соборе Святого Иоанна. Надо заметить, что это работа очень понравилась Филиппу Красивому, который впоследствии стал королем Кастилии.
Босх был жизнерадостным и общительным человеком, но за пределы своего села Оерошорт выезжал очень редко и недалеко, где поселился после женитьбы.
Картины Иеронима Босха до сих пор остаются загадкой для искусствоведов. На его счет записано около 40 картин. Возможно, их было и больше, но художник никогда не подписывал свои работы.
Помимо рисования Босх занимался изготовлением гравюр, был неплохим кузнецом. Однажды он сделал огромную роспись на стекле в церкви, а также изготовил отличную металлическую рамку.
Картины Босха висели во многих королевских дворах, и вызывали восхищение его современников. Жизнь Босха закончилась 9 августа 1516 года, в городе, где он и родился.
На полотнах художника часто встречаются чудовища, забавные или дьяволические фигуры, вышедшие из народных легенд, аллегорических поэм, морализированной религиозной литературы, а также направлений позднего готического искусства. Такие работы в биографии Иеронимуса Босха, как «Garden of Earthly Delights» , спутывают аллегории. Однако символизм этих работ непонятен, вызывает различные толкования.
Он был одним из первых художников Европы, изобразившим на своих полотнах сцены повседневной жизни, хотя часто с ненормальными элементами.
Король Испании Филипп Второй собирал некоторые из лучших творений Босха. «Temptation of St. Anthony» (Лиссабон), «The Last Judgment» являются часто встречаемыми темами в творчестве художника. Другие картины Босха представлены в Эскориале, Брюсселе. Примеры «Adoration of the Magi» представлены в музее «Метрополитен», музее Филадельфии, где также находится «Mocking of Christ».
В биографии Босха глубокое влияние оказало творчество Питера Брейгеля. В 20 веке Иеронимуса воспринимали как предвестника сюрреализма. Работы Босха до сих пор впечатляют современных художников. Картины Босха часто подделывали, а стиль копировали. Сам же художник за всю свою жизнь продал лишь 7 полотен. Со временем ученые стали приписывать руке Босха все меньше и меньше работ, считавшихся до этого его произведениями. К началу 21 века названо всего 25-30 картин, точно являющихся творением Босха.
Его техника называется алла прима. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. На основании результатов современных исследований творчества Босха искусствоведы относят к сохранившемуся наследию Иеронима Босха 25 картин и 8 рисунков. Картины — это триптихи, фрагменты триптихов и отдельные, самостоятельные картины. Лишь 7 творений Босха подписаны. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам.
Биография Иеронима Босха
Иероним Босх, третий сын потомственного живописца-ремесленника, появился на свет в Хертогенбосе около 1450 года. В семействе ван Акенов рисовали все — дед, четверо его сыновей и внуки. У них была собственная мастерская, и азы рисования юный Босх освоил именно здесь, рядом с дедушкой и отцом. В католической школе Иероним получил глубокие познания в религии, освоил критическое мышление и приучил себя к строгой дисциплине.
Иерониму Босху повезло. Он — один из немногих художников, при жизни имевших высокий социальный статус и приличное состояние. Он женился на девушке из богатой купеческой семьи, получившей в приданое добротный дом на рыночной площади и другую недвижимость. Так молодой художник стал бюргером, обзавелся мастерской, вступил в религиозное братство Богоматери, костяк которой составляла политическая и религиозная элита местечка, и посвятил себя искусству и благотворительности.
Приближенность к сообществу избранных, у которого повсюду были крепкие связи, обеспечила Иеронима Босха прибыльными заказами. Он регулярно проводил подготовку к обрядам и торжественным шествиям Братства, расписывал собор Святого Иоанна, создавал крупноформатные картины. И даже завел богатых и знатных покровителей, среди которых самым именитым был Филип I Красивый, герцог Бургундский и король Кастилии.
Псевдоним «Иероним Босх» живописец взял в 1495 году и создал под ним самые известные свои работы. Творил в технике алла прима — особом виде масляной живописи, предусматривающем нанесение всего одного слоя красок. Смелый и изобретательный, он не испытывал недостатка в средствах и позволял себе творческие эксперименты, наполняя картины многослойными сюжетами и внедряя в них таинственных персонажей.
Его произведения буквально кишат монстрами и демонами, уродцами и ужасающего вида тварями. Иероним Босх с легкостью конструировал причудливых сущностей из подручных средств — отдельные части тел человека соединял с конечностями животного и всякой домашней утварью (бочками, ложками, мисками, кувшинами). И все это располагал на живописных пейзажах в окружении милых зверушек и многочисленных грешников, предающихся соблазнам в кустах и на полянах. Впрочем, он никогда не выходил за рамки приличия, и даже придирчивые моралисты всегда находят в его работах красноречивый посыл — грешить нельзя, наказание неотвратимо.
За использование шифров его называют прародителем сюрреализма. Три зрителя с кардинально противоположным мировоззрением найдут в любой картине Босха удобный для себя смысл. Это потому, что он писал одновременно на нескольких языках живописи. Используя религиозный, расшифровывал библейские притчи, на «алхимическом» — вкладывал тайные смыслы даже в клубнику, а на «народном голландском» доступно интерпретировал пословицы и байки.
Скончался мастер 9 августа 1516 года. Причудливые миры, созданные Босхом, удивляли его современников, и, своей непохожестью на остальных художников, он еще при жизни завоевал славу «продвинутого» живописца. И даже спустя 500 лет после смерти у Босха находятся подражатели, например, Клод Верлинд (Claude Verlinde), представитель французского сюрреализма.
Из биографии
Портрет Босха. Предположительно, автором является французский художник Жак Ле Бук. Карандаш, сангина, 41×28 см. Муниципальная библиотека (Аррас)Иероним Босх – выдающийся нидерландский живописец. Жил он в 1450-1516 гг.Настоящее его имя Еру́н Анто́нисон ван А́кен, а Босх – это псевдоним, созданный по сокращённому названию его родного города Хертогенбос (Den Bosch). В этом городе создан Арт-центр Иеронима Босха. Здесь собраны репродукции всех работ художника в натуральную величину в рамках ручной работы. Верхний этаж башни (на высоте 40 м) представляет замечательный вид на родной город Иеронима Босха. В цокольном этаже романского здания воссоздана мастерская художника.
Арт-центр Иеронима БосхаИероним Босх родился в большой семье потомственных художников: дед, отец и все братья отца были художниками. Скорее всего, первые уроки живописи он получил в семье. После смерти отца Босх унаследовал его художественную мастерскую.Семейная жизнь Босха тоже была благополучной, если не считать того, что у них не было детей.О религиозных воззрениях художника можно судить по тому, что он состоял в Братстве Богоматери – религиозном обществе Хертогенбоса. Это братство занималось и благотворительностью. А Босх, как живописец, выполнял различные заказы, в том числе расписывал створки алтаря для капеллы Братства в соборе св. Иоанна. Его известный триптих «Страшный суд» также был создан по заказу. Конечно, являясь членом Братства, художник был знаком с богословской литературой. Он был довольно осведомлен и о достижениях современных ему наук, интересовался алхимией, астрологией, народной медициной, чёрной магией, был знатоком народной мудрости: пословиц, загадок, притч.Одним словом, Иероним Босх был образованным человеком своего времени. И свои познания умело претворял в мир фантастических образов.К сохранившемуся наследию Иеронима Босха учёные относят 25 картин и 8 рисунков. Есть ещё ряд произведений, приписываемых ему.Умер Босх в 1516 г. и похоронен в своём родном городе.Загадки Босха скрыты в его творчестве.
Интересные факты из жизни
- Ввиду творчества художника и его необычного виденья, среди коллег было принято называть Босха «почетным профессором кошмаров».
- Увлечение живописью пришло к художнику от родственников по мужской линии. Ему даже не пришлось заниматься искусством в специализированной школе – все умения он приобрел в мастерской своей семьи.
- Босх не был беден. Неплохое состояние и положение в обществе дала ему удачная женитьба.
- Творения Иеронима нельзя назвать соответствующим духу того времени. Преимущественно он занимался работами религиозной тематики. Но при этом его видение религии сильно противоречило существующему на тот момент времени. Что самое странное, то Церковь принимала его картины безо всякой критики, несмотря на многие нюансы.
- Смерть известного художника окутана тайной. Ведь его тело было захоронено с торжеством и почестями в часовне церкви, в родном городе. Спустя столетия могила Босха была вскрыта, но, к огромному удивлению, она оказалась пустой, и не содержала останков ни художника, ни кого-либо еще. Дальнейшие раскопки были поспешно остановлены после исследования осколка надгробия с его могилы, который под микроскопом начал нагреваться и светиться.
Библейские темы
История Адама и Евы
Сотворение мира
Основная статья: Сад земных наслаждений (триптих Босха)
Закрытые створки самого известного триптиха Иеронима Босха иллюстрируют библейский сюжет «Сотворения мира»: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.» (Быт. ). Сам триптих получил название по теме центральной части, где по мнению искусствоведов изображён «Сад земных наслаждений» (1500—1510). Открытая левая створка посвящена созданию Творцом Адама и Евы; среди райской живности есть пьющий воду единорог, который для первых христиан был неразрывно связан с девственной Марией, и есть изображение жирафа, экзотического для Европы животного, впервые привезённого на континент лишь в 1826 году. Открытая правая створка — из-за обилия музыкальных инструментов — прозвана «музыкальным адом».
Война в небесах и грехопадение
Основная статья: Страшный суд (триптих Босха)
Босх был необычайн изобретателен в изображении Дьявола, грешников и всего мира зла. В его работах можно наблюдать все приемы, с помощью которых европейские живописцы демонизировали врагов Христа и христианства. Специалисты отмечают специальный «диалект», созданный Босхом для этой цели и не всегда понятный современному зрителю.
Триптих «Страшный суд» (1504), выставленный в венской Академии изобразительных искусств, на левой створке вверху изображает Творца, наблюдающего ожесточённую войну светлых и тёмных ангелов на небесах. Тогда как ниже, на земле, происходит самое первое грехопадение, совершённое в Эдеме прародителями Адамом и Евой, нарушившими запрет «от дерева познания добра и зла не ешь от него» (Быт. ).
Страсти земные
Смертные грехи
Основная статья: Семь смертных грехов и четыре последние вещи
Большой круг картины «Семь смертных грехов» — как всевидящее око Творца, глаз со зрачком в центре и радужкой вокруг. Зрачок — Христос в купальне с поднятой для благословения рукой. Латинская надпись под ним «Cave, cave, Deus videt» означает «Бойся, бойся, Господь зрит». Следующий круг — ореол из солнечных лучей, а вокруг него вместо радужки сцены, изображающие семь смертных грехов: 1/ лат. ira — гнев; 2/ superbia — гордыня; 3/ luxuria — похоть; 4/ accidia — лень; 5/ gula — обжорство; 6/ avaricia — алчность; 7/ invidia — зависть.
Земные искушения
Основная статья: Искушение святого Антония (триптих Босха)
Отшельника Антония (род. около 251 — ум. 356), облачённого в традиционную монашескую одежду, с тау-крестом на груди, и впавшего в молитвенную медитацию, уносят в пространственную высь разного рода бестии (от лат. bestia «животное, зверь», из праиндоевр. dhwes — «дуть, дышать; дух»). Будущий святой стал первым христианином, избравшим отшельническую жизнь: 35 лет жизни в пещере и 20 лет на горе, прежде чем удалиться в египетскую пустыню, где он прожил до глубокой старости. На центральном панно триптиха есть заботливое дерево, верхом на мыши и нежно держащее спелёнатого младенца, — искусствоведы назвали дерево «ложной или псевдо-Марией». На правой створке уже не Антония, а женщину в розовом платье и белой вуали уносит бестия, верхом на рыбе.
Страшный суд
Основная статья: Страшный суд (триптих Босха)
На самом крупном сохранившемся произведении Босха — триптихе «Страшный суд» (1,64 × 2,47 м) — в небесной сфере трубят четыре ангела. Меж ними восседает Верховный судья, в окружении двенадцати апостолов. Высший суд занимает лишь пятую часть живописного панно, в отличие от тёмной преисподней на центральном панно и правой створке. В самом центре над рекой забвения высится мост цвета кости. Чёрная сфера под мостом затягивает как чёрная дыра.
В венской Академии
Живопись
Первые известные картины Босха, которые носят яркий сатирический характер, предположительно относятся к середине 1470-х годов. Так, например, в период 1475-1480 годов создаются работы «Семь смертных грехов и Четыре последние вещи», «Брак в Кане», «Фокусник» и «Удаление камней глупости» («Операция глупости»).
Картина Иеронима Босха «Семь смертных грехов и Четыре последние вещи»
Эти произведения гипнотизируют современников. Например, король Испании Филипп II даже вешает картину «Семь смертных грехов…» в своей спальне, чтобы размышления о греховности человеческой натуры ощущались более остро.
В первых картинах Иероним высмеивает людскую наивность, их уязвимость перед шарлатанами, в том числе в монашеском одеянии. В 1490-1500 годах Босх создает еще более жестокую картину «Корабль дураков», на которой изображены монахи. Они распевают песни в окружении простолюдинов, а судном правит шут.
Картина Иеронима Босха «Корабль дураков»
Имеет место в творчестве Босха и пейзаж. Например, в триптихе «Сад земных наслаждений» Иероним изображает мир на третий день Творения Божьего. В центре картины — обнаженные люди, замершие в блаженном полусне, а вокруг них — животные и птицы, поражающие своими размерами.
Картина Иеронима Босха «Сад земных наслаждений»
Самым масштабным из уцелевших произведений Босха считается триптих «Страшный суд». В центральной части изображен непосредственно Страшный суд, где праведникам на голубеющем небе противопоставлены проткнутые стрелами и копьями грешники. На левой створке — Рай в динамике. На переднем плане показано сотворение Евы, на среднем — сцена искушения Адама и Евы яблоком раздора, а на заднем — херувим, который изгоняет их из Эдема. На правой створке триптиха изображен Ад.
Картина Иеронима Босха «Страшный суд»
Босх тяготел к подаче творчества через триптих. Например, картина «Воз сена» также состоит из трех частей. В центральной части изображена обезумевшая толпа, разбирающая на пучки большой воз сена. Таким образом художник обличает алчность.
Кроме того, на полотне можно найти гордыню в образе светских и духовных владык, любострастие во влюбленных парах и чревоугодие — в располневшем монахе. Левую и правую створки украшают уже знакомые мотивы — Ада и грехопадения Адама и Евы.
Картина Иеронима Босха «Воз сена»
По картинам Босха нельзя сказать, что он тяготел к определенному жанру живописи. В его полотнах находили отражение портреты, пейзажи, архитектурная живопись, анималистика и декор. Тем не менее, Иеронима считают одним из прародителей пейзажной и жанровой живописей в Европе.
Отличительная особенность творчества Иеронима Босха заключается в том, что он стал первым из соотечественников, кто создавал этюды и эскизы прежде, чем перейти к полноценному творению. Некоторые наброски так и увидели свет в виде картин и триптихов. Часто зарисовки являлись плодом воображения живописца, вдохновленного образами готических чудовищ, которых он видел на гравюрах или церковных фресках.
Картина Иеронима Босха «Блаженные и проклятые»
Характерно и то, что Иероним Босх не подписывал и не датировал свои произведения. По данным искусствоведов, лишь семь картин были подписаны рукой мастера. Те названия, которые полотна имеют сегодня, возможно, были придуманы вовсе не самим автором, а сохранились по музейным каталогам.
Иероним Босх творил в технике а ля прима (от ит. а la prima — «в один присест»), которая заключается в том, что слой масла заканчивают накладывать до его полного высыхания. В традиционном методе рисования художник ждет, пока высохнет слой краски, прежде чем положить следующий.
Таинственный художник
Родился около 1450 года в Серт-Хертогенбосе, в герцогстве Брабант (ныне Нидерланды), Иерониме Босхе. остается одной из великих загадок мира искусства. Мало что известно о его жизни,и единственные улики содержат несколько его следов, найденных в местных записях. Даже его имя немного вводит в заблуждение. Он родился Джероен ван Акен и взял свое профессиональное имя, в частности, из своего родного города.
Босх происходил из артистической семьи — его отец, дяди и его брат были художниками по профессии. Считается, что он воспитывался родственником в детстве. Около 1480 или 1481 года он женился на Алети Гойаэртс ден Меервенне. Его жена происходила из богатой семьи, и благодаря этому союзу он наслаждался комфортной жизнью и улучшал социальный статус. Католик Босх присоединился к Братству Богоматери, местной религиозной организации, посвященной Деве Марии, около 1486 года. Некоторые из его первых комиссий прошли через Братство, но, к сожалению, ни одна из этих работ не сохранилась.
Загадки Иеронима Босха
- Подробности
- Категория: Изобразительное искусство и архитектура конца XVI-XVIII веков
- Опубликовано 07.05.2018 10:33
- Просмотров: 1892
Картины Босха загадочны, не всегда возможно их расшифровать.
Всё-таки время Босха – далёкая от нас по времени эпоха, в которой существовали свои способы художественного выражения, свои символы, нам уже не совсем понятные. Своеобразен и стиль художника.В биографии же Босха в основном нет особых загадок, поэтому факты его жизни мало что могут помочь объяснить в его произведениях. Но, тем не менее, кое-что из биографии художника узнать интересно.