Сюжет “Падения”
Рассказчик, бывший адвокат, хочет отрешиться от тяжелых воспоминаний и использует для этого бар, где заводит новые знакомства с понравившимися людьми, которым рассказывает о себе и слушает их восхищенные отзывы. Альбер Камю подчеркивает, что адвокат специализировался в Париже на “благородных” делах, защите сирот и вдов, презирал судей и брался за любое “правое” дело. Не брал с бедняков платы, называя это “вершиной благородства”. И в житейских делах ему хотелось быть выше других.
Как-то он остановился на мосту и услышал смех, который шел из ниоткуда. Придя домой, посмотрел в зеркало и увидел, что улыбается. С тех пор ему стало чудиться, что этот смех звучит в нем. Стало казаться, что разучился жить. Он явственно ощущал, что люди пытались ухватиться за него, а он руководствовался лишь чувственностью и заставлял многих служить ему. Прошлые воспоминания жгли душу.
Однажды он прошел мимо женщины, которая прыгала с моста. Он не помог ей и никому ничего не рассказал. Отношения с друзьями постепенно разладились, люди уже не были почтительной аудиторией, а судьями. Ему мерещилось, что весь мир смеется над ним. Как-то увидев картину “Неподкупные судьи”, он обменял ее у хозяина на бутылку джина.
Картину разыскивала полиция нескольких стран. Клеманс рассказывал о ней всем своим собеседникам, хотя знал, что каждый из них может донести на него. Но он к этому стремился, чувствуя за собой вину перед девушкой, которую не спас. Такая возможность уже не представится ему никогда, а тяжесть на сердце останется навсегда.
Детство
Родился Камю в 1913 году. Его отец был уроженцем Эльзаса, а мать – испанкой. Весьма тягостные воспоминания о детстве имел Альбер Камю. Биография этого писателя тесно связана с его жизнью. Впрочем, для каждого поэта или прозаика источником вдохновения служат собственные переживания. Но для того чтобы понять причину депрессивного настроения, царящего в книгах автора, о котором пойдет речь в этой статье, следует немного узнать об основных событиях его детства и отрочества.
Отец Камю был человеком небогатым. Он занимался тяжелым физическим трудом на винодельческой фирме. Семья его находилась на грани бедствия. Но когда в начала Первой мировой войны вблизи реки Марне произошла знаменательная битва, жизнь жены и детей Камю-старшего стала и вовсе беспросветной. Дело в том, что это историческое событие, хотя и увенчалось поражением вражеского немецкого войска, имело для судьбы будущего писателя трагические последствия. Во время битвы при Марне погиб отец Камю.
Оставшись без кормильца, семья оказалась на грани нищеты. Этот период отразил в своем раннем творчестве Альбер Камю. Книги «Бракосочетание» и «Изнанка и лицо» посвящены детству, проведенному в нужде. К тому же в эти годы юный Камю страдал от туберкулеза. Невыносимые условия и тяжелый недуг не отбили у будущего писателя стремления к знаниям. После окончания школы он поступил в университет на факультет философии.
Сочинения
Проза
Романы
- Чума (фр. La Peste) (1947)
- Первый человек (фр. Le premier homme) (неоконченный, опубликовано посмертно в 1994)
Повести
- Посторонний (фр. L’Étranger) (1942)
- Падение (фр. La Chute) (1956)
- Счастливая смерть (фр. La Mort heureuse) (1938, опубликовано посмертно в 1971)
Рассказы
- Изгнание и царство (фр. L’Exil et le royaume) (1957) Неверная жена (фр. La Femme adultère)
- Ренегат, или Смятенный дух (фр. Le Renégat ou un esprit confus)
- Молчание (фр. Les Muets)
- Гостеприимство (фр. L’Hôte)
- Иона, или Художник за работой (фр. Jonas ou l’artiste au travail)
- Растущий камень (фр. La Pierre qui pousse)
Драматургия
- Недоразумение (фр. Le Malentendu) (1944)
- Калигула (фр. Caligula) (1945)
- Осадное положение (фр. L’État de siège) (1948)
- Праведники (фр. Les Justes) (1949)
- Реквием по монахине (фр. Requiem pour une nonne) (1956)
- Бесы (фр. Les Possédés) (1959)
Эссе
- Восстание в Астурии (фр. Révolte dans les Asturies) (1936)
- Изнанка и лицо (фр. L’Envers et l’Endroit) (1937)
- Ветер в Джемила́ (фр. Le vent à Djémila) (1938)
- Брачный пир (фр. Noces) (1939)
- Миф о Сизифе (фр. Le Mythe de Sisyphe) (1942)
- Бунтующий человек (фр. L’Homme révolté) (1951)
- Лето (фр. L’Été) (1954)
- Возвращение в Типаса́ (фр. Retour à Tipaza) (1954)
- Размышления о смертной казни (фр. Réflexions sur la peine capitale) (1957), совместно с Артуром Кёстлером,Размышления о гильотине (фр. Réflexions sur la Guillotine)
- Шведские речи (фр. Discours de Suède) (1958)
Прочее
Автобиографии и дневники
- Злободневные заметки 1944—1948 (фр. Actuelles I, Chroniques 1944-1948) (1950)
- Злободневные заметки 1948—1953 (фр. Actuelles II, Chroniques 1948-1953) (1953)
- Злободневные заметки 1939—1958 (фр. Chroniques algériennes, Actuelles III, 1939-1958) (1958)
- Дневники, май 1935 — февраль 1942 (фр. Carnets I, mai 1935 — février 1942) (опубликовано посмертно в 1962)
- Дневники, январь 1942 — март 1951 (фр. Carnets II, janvier 1942 — mars 1951) (опубликовано посмертно в 1964)
- Дневники, март 1951 — декабрь 1959 (фр. Carnets III, mars 1951 — décembre 1959) (опубликовано посмертно в 1989)
- Дневник путешествия (фр. Journaux de voyage) (1946, 1949, опубликовано посмертно в 1978)
Переписка
- Переписка Альбера Камю и Жана Гренье (фр. Correspondance Albert Camus, Jean Grenier, 1932—1960) (опубликовано посмертно в 1981)
- Переписка Альбера Камю и Рене Шара (фр. Correspondance Albert Camus, René Char, 1949—1959) (опубликовано посмертно в 2007)
- Albert Camus, Maria Casarès. Correspondance inédite (1944-1959) . Avant-propos de Catherine Camus. Gallimard, 2021.
Издания на русском языке
- Камю А. Избранное: Сборник / Сост. и предисл. С. Великовского. — М.: Радуга, 1988. — 464 с. (Мастера современной прозы)
- Камю А. Творчество и свобода. Статьи, эссе, записные книжки / Пер. с франц. — М.: Радуга, 1990. — 608 с.
- Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство / Пер. с франц. — М.: Политиздат, 1990. — 416 с., 200 000 экз.
- Камю А. Actuelles / Перевод с фр. С. С. Аванесова //Интенциональность и текстуальность: Философская мысль Франции XX века. — Томск, 1998. — С. 194—202.
О чем роман «Чума»?
Как признавался сам автор, «Чума» рассказывает в аллегорической форме историю европейского сопротивления против «коричневой чумы» — фашизма. Естественно, этим пластом содержание произведения не исчерпывается.
Камю стремился распространить образ чумы в целом на бытие. Утверждая, что чума в его романе — это не только фашизм, а вообще зло, которое свойственно бытию и никогда от него неотделимо. Чума должна осмысливаться читателем, как форму существования зла в этом мире, в тоже время становиться трагической судьбой, которая способна сократить переход самого автора от одинокого бунта к сообществу, чью борьбу необходимо разделять и поддерживать, должна происходить эволюция в направлении к солидарности и сочувствию.
Роман написан в жанре хроники, что позволяет подчеркнуто объективно подбирать лексику, ограничиваться яркими и эмоциональными высказываниями, изложение событий представлено максимально сдержанно, к ним практически нет авторских комментариев. Перед читателем преимущественно сухие факты.
Безусловно, это и роман-притча, смысл которого намного глубже, чем может показаться на первый взгляд. В нем угадывается вневременной и общечеловеческий подтекст. В философском смысле его можно даже позволить себе рассматривать как некий авторский монолог, во время которого отдельные персонажи воспроизводят всевозможные версии мировоззрения писателя. Если подходить к произведению в таком смысле, то это одновременно разговор с самим собой, что при этом не лишает ключевых персонажей ярких индивидуальных черт, а также можно проследить за мотивацией, совершаемых ими поступков.
Стиль романа подчеркивает развитие творческой манеры самого Камю. Он стремится соблюдать традиции жанра, распространенного в современной интеллектуальной прозе, стараясь сохранить универсальность содержания. Роман «Чума» — аллегория, который многие сравнивают с «Библией» или древними мифами, но в отличие от притч прошлых веков, которые преимущественно тяготели к прямолинейным и весьма однозначным аллегориям, в произведении Камю можно отыскать смысловую многозначность. В этом случае роман становится уже надкультурным явлением, которое можно поставить в один ряд с «Котлованом» Андрея Платонова, «Процессом» Франца Кафки, «Моби Диком» Германа Мелвилла.
В то же время «Чума» — это роман-предостережение и роман-предупреждение, который пытается обезопасить человечество от неизбежного зла.
Цитаты из «Чумы» Камю являются наглядными иллюстрациями этих идей.
История жизни Альбера Камю
После окончания войны Камю некоторое время продолжает работать в «Битве», которая теперь становится официальной ежедневной газетой. Однако политические разногласия между правыми и левыми вынудили Камю, считавшего себя независимым радикалом, в 1947 г. покинуть газету. В том же году выходит третий роман писателя, «Чума» («La Реste»), история эпидемии чумы в алжирском городе Оране; в переносном смысле, однако, «Чума» – это нацистская оккупация Франции и, шире, символ смерти и зла. Теме универсального зла посвящена и «Калигула» («Caligula», 1945), лучшая, по единодушному мнению критиков, пьеса писателя. «Калигула», в основу которой легла книга Светония «О жизни двенадцати цезарей», считается значительной вехой в истории театра абсурда.
Будучи одной из ведущих фигур в послевоенной французской литературе, Камю в это время близко сходится с Жаном Полем Сартром. Вместе с тем пути преодоления абсурдности бытия у Сартра и Камю не совпадают, и в начале 50-х гг. в результате серьезных идеологических расхождений Камю порывает с Сартром и с экзистенциализмом, вождем которого считался Сартр. В «Бунтующем человеке» («L`Homme revolte», 1951) Камю рассматривает теорию и практику протеста против власти на протяжении столетий, критикуя диктаторские идеологии, в том числе коммунизм и прочие формы тоталитаризма, которые посягают на свободу и, следовательно, на достоинство человека. Хотя еще в 1945 г. Камю говорил, что у него «слишком мало точек соприкосновения с модной теперь философией экзистенциализма, выводы которой ложны», именно отрицание марксизма привело к разрыву Камю с промарксистски настроенным Сартром.
Памятник Камю в городе Вильблевен
В 50-е гг. Камю продолжает писать эссе, пьесы, прозу. В 1956 г. писатель выпускает ироническую повесть «Падение» («La Chute»), в которой раскаявшийся судья Жан Баптист Кламанс признается в своих преступлениях против морали. Обращаясь к теме вины и раскаяния, Камю широко пользуется в «Падении» христианской символикой.
В 1957 г. Камю был награжден Нобелевской премией «за огромный вклад в литературу, высветивший значение человеческой совести». Вручая французскому писателю премию, Андерс Эстерлинг, представитель Шведской академии, отметил, что «философские взгляды Камю родились в остром противоречии между приятием земного существования и осознанием реальности смерти». В ответной речи Камю сказал, что его творчество зиждется на стремлении «избежать откровенной лжи и противостоять угнетению».
Когда Камю получил Нобелевскую премию, ему было всего 44 года и он, по его собственным словам, достиг творческой зрелости; у писателя были обширные творческие планы, о чем свидетельствуют записи в блокнотах и воспоминания друзей. Однако планам этим не суждено было сбыться: в начале 1960 г. писатель погиб в автомобильной катастрофе на юге Франции.
Хотя творчество Камю вызвало после его смерти оживленные споры, многие критики считают его одной из наиболее значительных фигур своего времени. Камю показал отчужденность и разочарованность послевоенного поколения, однако упорно искал выход из абсурдности современного существования. Писатель подвергался резкой критике за отказ от марксизма и христианства, но тем не менее его влияние на современную литературу сомнению не подлежит. В некрологе, напечатанном в итальянской газете «Вечерний курьер» («Corriere della sera»), итальянский поэт Эудженио Монтале писал, что «нигилизм Камю не исключает надежды, не освобождает человека от решения сложной проблемы: как жить и умереть достойно».
Могила Камю на кладбище Лурмарена.
Сочинения
Проза
Романы
- Чума (фр. La Peste) ()
- Первый человек (фр. Le premier homme) (неоконченный, опубликовано посмертно в )
Повести
- Посторонний (фр. L’Étranger) ()
- Падение (фр. La Chute) ()
- Счастливая смерть (фр. La Mort heureuse) (1938, опубликовано посмертно в )
Рассказы
- Изгнание и царство (фр. L’Exil et le royaume) ()
- Неверная жена (фр. La Femme adultère)
- Ренегат, или Смятенный дух (фр. Le Renégat ou un esprit confus)
- Молчание (фр. Les Muets)
- Гостеприимство (фр. L’Hôte)
- Иона, или Художник за работой (фр. Jonas ou l’artiste au travail)
- Растущий камень (фр. La Pierre qui pousse)
Драматургия
- Недоразумение (фр. Le Malentendu) ()
- Калигула (фр. Caligula) ()
- Осадное положение (фр. L’État de siège) ()
- Праведники (фр. Les Justes) ()
- Реквием по монахине (фр. Requiem pour une nonne) ()
- Бесы (фр. Les Possédés) ()
Эссе
- Восстание в Астурии (фр. Révolte dans les Asturies) ()
- Изнанка и лицо (фр. L’Envers et l’Endroit) ()
- Ветер в Джемила́ (фр. Le vent à Djémila) ()
- Брачный пир (фр. Noces) ()
- Миф о Сизифе (фр. Le Mythe de Sisyphe) ()
- Бунтующий человек (фр. L’Homme révolté) ()
- Лето (фр. L’Été) ()
- Возвращение в Типаса́ (фр. Retour à Tipaza) ()
- Размышления о смертной казни (фр. Réflexions sur la peine capitale) (), совместно с Артуром Кёстлером, Размышления о гильотине (фр. Réflexions sur la Guillotine)
- Шведские речи (фр. Discours de Suède) ()
Прочее
Автобиографии и дневники
- Злободневные заметки 1944—1948 (фр. Actuelles I, Chroniques 1944-1948) ()
- Злободневные заметки 1948—1953 (фр. Actuelles II, Chroniques 1948-1953) ()
- Злободневные заметки 1939—1958 (фр. Chroniques algériennes, Actuelles III, 1939-1958) ()
- Дневники, май 1935 — февраль 1942 (фр. Carnets I, mai 1935 — février 1942) (опубликовано посмертно в )
- Дневники, январь 1942 — март 1951 (фр. Carnets II, janvier 1942 — mars 1951) (опубликовано посмертно в )
- Дневники, март 1951 — декабрь 1959 (фр. Carnets III, mars 1951 — décembre 1959) (опубликовано посмертно в )
- Дневник путешествия (фр. Journaux de voyage) (1946, 1949, опубликовано посмертно в )
Переписка
- Переписка Альбера Камю и Жана Гренье (фр. Correspondance Albert Camus, Jean Grenier, 1932—1960) (опубликовано посмертно в )
- Переписка Альбера Камю и Рене Шара (фр. Correspondance Albert Camus, René Char, 1949—1959) (опубликовано посмертно в )
- Albert Camus, Maria Casarès. Correspondance inédite (1944—1959). Avant-propos de Catherine Camus. Gallimard, 2017.
Издания на русском языке
- Камю А. Избранное: Сборник / Сост. и предисл. С. Великовского. — М.: Радуга, 1988. — 464 с. ISBN 5-05-002281-9 (Мастера современной прозы)
- Камю А. Творчество и свобода. Статьи, эссе, записные книжки / Пер. с франц. — М.: Радуга, 1990. — 608 с.
- Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство / Пер. с франц. — М.: Политиздат, 1990. — 416 с., 200 000 экз.
- Камю А. Actuelles / Перевод с фр. С. С. Аванесова //Интенциональность и текстуальность: Философская мысль Франции XX века. — Томск, 1998. — С. 194—202.
Биография
ФИО:
Альбер Камю
Жанр:
Классическая проза, Драматургия, Проза
Альбер Камю (фр. Albert Camus) (1913-1960) – французский писатель. Лауреат Нобелевской премии по литературе 1957.
Родился 7 ноября 1913 в алжирской деревне Мондови, в 24 км к югу от г. Бон (ныне Аннаба), в семье сельскохозяйственного рабочего. Отец, по происхождению эльзасец, погиб в Первую мировую войну. Мать, испанка, перебралась с двумя сыновьями в г. Алжир, где Камю прожил до 1939. В 1930, оканчивая лицей, он заболел туберкулёзом, от последствий которого страдал всю жизнь. Став студентом Алжирского университета, изучал философию, перебивался случайными заработками. Озабоченность социальными проблемами привела его в коммунистическую партию, однако через год он вышел из неё. Организовал самодеятельный театр, с 1938 занялся журналистикой. Освобождённый в 1939 от военного призыва по состоянию здоровья, в 1942 вступил в подпольную организацию Сопротивления “Комба”; редактировал её нелегальную газету с тем же названием. Оставив в 1947 работу в “Комба”, писал для прессы публицистические статьи, собранные впоследствии в трёх книгах под общим названием “Злободневные заметки” (“Actuelles”, 1950, 1953, 1958).
В 1953 Камю возвращается к театральной деятельности: ставит спектакли по собственным инсценировкам, в том числе “Реквием по монахине” (1956) У.Фолкнера, “Бесы” Ф.Достоевского (1954); готовится возглавить субсидируемый государством экспериментальный театр, чему помешала гибель в автомобильной катастрофе 4 января 1960.
Камю начал писать, не достигнув 20 лет, первые свои книги – “Изнанка и лицо” (“L’envers et l’endroit”, 1937) и “Брачный пир” (“Noces”, 1938) – издал в Алжире. Его перу принадлежат романы “Посторонний” (“L’Étranger”, 1942), “Чума” (“La Peste”, 1947) и “Падение” (“La Chute”, 1956); рассказы; пьесы “Калигула” (“Caligula”, 1944), “Недоразумение” (“Le Malentendu”, 1944), “Осадное положение” (“L’État de siège”, 1948) и “Праведные” (“Les Justes”, 1950); лирические эссе; философские трактаты “Миф о Сизифе” (“Le Mythe de Sisyphe”, 1942) и “Бунтующий человек” (“L’Homme révolté”, 1951); посмертно изданное собрание публицистики “Злободневные заметки” (“Actuelles”, 1961), а также предисловия, статьи и речи. Незаконченный автобиографический роман “Первый человек” (“Le Premier homme”), черновик которого был найден на месте гибели Камю, опубликован в 1994.
Творчество и философия
В 1936 г. Альбер Камю удостоился степени магистра философии. Его особенно интересовала проблема смысла жизни, над которой он размышлял посредством сравнения идей эллинизма и христианства.
Одновременно с этим, Камю рассуждал над проблематикой экзистенциализма – течения в философии XX века, акцентирующего свое внимание на уникальности человеческого бытия. Одними из первых изданных работ Альбера были «Изнанка и лицо» и «Брачный пир»
В последнем труде уделялось внимание смыслу существования человека и его радостям. В будущем он разовьет идею абсурдизма, которую изложит в нескольких трактатах
Одними из первых изданных работ Альбера были «Изнанка и лицо» и «Брачный пир»
В последнем труде уделялось внимание смыслу существования человека и его радостям. В будущем он разовьет идею абсурдизма, которую изложит в нескольких трактатах
Под абсурдом Камю подразумевал пропасть между стремлением человека к благополучию и миру, который он может познать с помощью разума и реальной действительности, которая в свою очередь хаотична и нерациональна.
Вторая стадия мысли появилась из первой: человек обязан не только принять абсурдную вселенную, но и «восстать» против нее в отношении традиционных ценностей.
В годы Второй мировой войны (1939-1945) Альбер Камю продолжал заниматься писательской деятельностью, а также участвовать в антифашистских движениях. За это время он стал автором романа «Чума», повести «Посторонний» и философского эссе «Миф о Сизифе».
В «Мифе о Сизифе» автор снова поднимал тему о природе бессмысленности жизни. Герой книги Сизиф, приговоренный к вечности, катит тяжелый камень в гору только потому, чтобы он снова катился вниз.
В послевоенные годы Камю работал независимым журналистом, писал пьесы и сотрудничал с анархистами и синдикалистами. В начале 50-х годов он опубликовал «Бунтующего человека», где анализировал мятеж человека против абсурдности существования.
Вскоре коллеги Альберта, включая Жана-Поля Сартра, раскритиковали его за поддержку французской общины Алжира, после разразившейся в 1954 г. Алжирской войны.
Камю внимательно следил за политической обстановкой в Европе. Его очень огорчал рост просоветских настроений во Франции. Одновременно с этим он начинает все больше увлекаться театральным искусством, в связи с чем пишет новые пьесы.
В 1957 г. Альберу Камю вручили Нобелевскую премию по литературе «за огромный вклад в литературу, высветивший значение человеческой совести». Интересен факт, что хотя все считали его философом и экзистенциалистом, сам он так себя не называл.
Камю во время Нобелевского банкета
Альбер считал наивысшим проявлением абсурда – насильственное улучшение общества с помощью того или иного режима. Он заявлял, что борьба с насилием и несправедливостью «их же методами», приводит к еще большему насилию и несправедливости.
Камю до конца жизни был убежден в том, что человек не в состоянии окончательно покончить со злом. Любопытно, что хотя его относят к представителям атеистического экзистенциализма, такая характеристика весьма условна.
Как ни странно, но сам он наряду с неверием в Бога заявлял о бессмысленности жизни без Бога. Кроме этого француз никогда не называл и не считал себя атеистом.
Смерть Камю
Камю погиб в автокатастрофе. 4 января 1960 года автомобиль, на котором он ехал вместе с семьей своего друга Галлимара, вылетел с трассы и врезался в платан. Авария произошла возле городка Вильблевен, примерно в ста километрах от французской столицы. Смерть писателя наступила мгновенно. Ему было 46 лет.
За рулем был Галлимар, который скончался в больнице через два дня, его жена и дочь остались живы.
Камю похоронили на юге Франции в районе Люберон.
Уже в 2011 году итальянские журналисты выдвинули версию, что автокатастрофа была подстроена советскими спецслужбами. Якобы это была изощренная месть за осуждение вторжения СССР в Венгрию и поддержку Бориса Пастернака. Однако большинство исследователей, в том числе биограф Камю Мишель Онфре, назвали эту версию вымышленной инсинуацией.
О чем роман “Чума”?
Как признавался сам автор, “Чума” рассказывает в аллегорической форме историю европейского сопротивления против “коричневой чумы” – фашизма. Естественно, этим пластом содержание произведения не исчерпывается.
Камю стремился распространить образ чумы в целом на бытие. Утверждая, что чума в его романе – это не только фашизм, а вообще зло, которое свойственно бытию и никогда от него неотделимо. Чума должна осмысливаться читателем, как форму существования зла в этом мире, в тоже время становиться трагической судьбой, которая способна сократить переход самого автора от одинокого бунта к сообществу, чью борьбу необходимо разделять и поддерживать, должна происходить эволюция в направлении к солидарности и сочувствию.
Роман написан в жанре хроники, что позволяет подчеркнуто объективно подбирать лексику, ограничиваться яркими и эмоциональными высказываниями, изложение событий представлено максимально сдержанно, к ним практически нет авторских комментариев. Перед читателем преимущественно сухие факты.
Безусловно, это и роман-притча, смысл которого намного глубже, чем может показаться на первый взгляд. В нем угадывается вневременной и общечеловеческий подтекст. В философском смысле его можно даже позволить себе рассматривать как некий авторский монолог, во время которого отдельные персонажи воспроизводят всевозможные версии мировоззрения писателя. Если подходить к произведению в таком смысле, то это одновременно разговор с самим собой, что при этом не лишает ключевых персонажей ярких индивидуальных черт, а также можно проследить за мотивацией, совершаемых ими поступков.
Стиль романа подчеркивает развитие творческой манеры самого Камю. Он стремится соблюдать традиции жанра, распространенного в современной интеллектуальной прозе, стараясь сохранить универсальность содержания. Роман “Чума” – аллегория, который многие сравнивают с “Библией” или древними мифами, но в отличие от притч прошлых веков, которые преимущественно тяготели к прямолинейным и весьма однозначным аллегориям, в произведении Камю можно отыскать смысловую многозначность. В этом случае роман становится уже надкультурным явлением, которое можно поставить в один ряд с “Котлованом” Андрея Платонова, “Процессом” Франца Кафки, “Моби Диком” Германа Мелвилла.
В то же время “Чума” – это роман-предостережение и роман-предупреждение, который пытается обезопасить человечество от неизбежного зла.
Цитаты из “Чумы” Камю являются наглядными иллюстрациями этих идей.
“Чума”
В 1947 году был опубликован роман Альбера Камю “Чума”, он по сей день входит в списки лучших книг столетия. Работу над этим произведением писатель начал в 1938 году. Он остро переживал сложность создания романа и поначалу не хотел, чтобы он был опубликован. Запись, отражавшую его глубокие сомнения и предчувствие творческой удачи, он оставил на страницах “Записных книжек” осенью 1946 года.
Здесь также есть набросок о любви двух молодых людей, в мире нищеты, лишений и страданий вопреки всему нашлось место любви. Эта запись почти без изменений войдет в трогательную исповедь скромного чиновника, борющегося с губительной эпидемией. Любовь, таким образом, стала прямым антиподом чумы.
Работа над романом продвигалась медленно и отражала серьезные изменения, произошедшие в мировоззрении писателя в связи с трагическими событиями, произошедшими в Европе в 1939-1945 годах. Труд Альбера Камю “Чума” воспринимался как хроника сопротивления нацизму.
Период войны
В Париже Альбер Камю – технический редактор в газете «Пари-суар». В мае 1940 года закончена повесть «Посторонний». В декабре того же года оппозиционно настроенного Камю увольняют из «Пари-суар» и, не желая жить в оккупированной стране, он вернулся в Оран, где преподавал французский язык в частной школе. В феврале 1941 года закончен «Миф о Сизифе».
В 1942 году был издан «Посторонний», в 1943 году — «Миф о Сизифе». С 1943 года начал печататься в подпольной газете «Комба», затем стал её редактором. С конца 1943 года начал работать в издательстве «Галлимар» (сотрудничал с ним до конца жизни). Во время войны опубликовал под псевдонимом «Письма к немецкому другу» (позже вышли отдельным изданием). В 1943 году познакомился с Сартром, участвовал в постановках его пьес (в частности, именно Камю впервые произнёс со сцены фразу «Ад — это другие»).
Камю и его «Чума»
В 1941 году Камю жил в Париже и зарабатывал на жизнь частными уроками. Одновременно он был членом подпольной группы. В начальный период войны писатель создает одно из самых знаменитых своих произведений, получившее название «Чума». Опубликован роман был только в 1947 году. В книге Камю отразил события, происходившие в Париже во время оккупации его нацистами.
Роман отличается сложной символической формой. Чума приходит внезапно. Жители города вынуждены покинуть свои дома. Однако находятся те, кто полагает, что страшная эпидемия является карой, ниспосланной свыше. Не нужно бежать и бороться, необходимо проникнуться смирением. Такова позиция пастора, одного из героев книги. Но гибель невинного ребенка заставляет пастора пересмотреть свою позицию. Люди предпринимают действия для своего спасения. И страшная чума, которая символизирует фашизм, отступает.
За это произведение Альбер Камю получил Нобелевскую премию.
В центре творчества Камю почти всегда находятся проблемы человеческого существования, которое писатель находит абсурдным. Высшим воплощением этого абсурда автор считает попытки улучшить общество путем применения насилия. Камю отрицательно относится к фашизму и сталинизму. Книги Альбера Камю проникнуты мыслью о том, что победить зло невозможно. Любые попытки противостоять насилию порождают еще большее зло.