Детство и юность
Родился Карл Казимир Теодор Майергольд — так звучит данное режиссеру при рождении имя — в многодетной семье винодела Эмилия Майергольда. Завод приносил семейству этнических немцев-лютеран достаток, но не счастье. Альвина Даниловна, мама Мейерхольда, родив восьмого и последнего ребенка — сына Карла, страдала от деспотичного нрава мужа и его измен, которых тот не скрывал.
Детство и юность Мейерхольда прошли в Пензе. Тут и сегодня сохранилось здание 2-й гимназии, где получал знания режиссер. Учился Карл плохо, его трижды оставляли на второй год. Вместо 8 лет сын винозаводчика грыз гранит науки 11. Единственной отдушиной для юноши были званые вечера, которые устраивала мама для творческой элиты города. Первые театрализованные постановки Карл увидел на домашней сцене.
Дальнейшая биография Карла пестрит интересными фактами. Первый любительский спектакль он поставил в 18 лет. День премьеры оказался и радостным, и скорбным: 14 февраля 1892 года стартовала творческая биография Мейерхольда, но этот же день оказался последним в жизни главы семейства. Отменять премьеру из-за умиравшего родителя сын и не подумал.\
В 21 год молодой человек окончательно порвал с прошлым, приняв православие и сменив имя на то, под которым его знают сегодня миллионы. Всеволодом он стал, отдав дань восхищения любимому Гаршину.
В 1895 году Всеволод Мейерхольд отправился в Москву и поступил в университет, выбрав юриспруденцию. Уже через год он понял, что хитросплетения законов его утомляют, и бросил вуз.
Экзамены в музыкально-драматическом училище, открытом при столичной филармонии, Всеволод выдержал с блеском: экзаменаторы, пораженные талантом и темпераментом пензенского самородка, зачислили его на 2-й курс.
Арест и смерть режиссера
20 июня 1939 года в биографии Всеволода Эмильевича Мейерхольда наступило страшное время. Сначала его арестовали в Ленинграде и провели обыск в квартире. Жена написала жалобу на сотрудников НКВД. Это обстоятельство отмечено в протоколе. 15 июля ее убили неизвестные личности.
Мейерхольд в это время подвергался пыткам и истязаниям со стороны следственных органов с целью получить от него нужные показания. Через три недели Всеволод Мейерхольд не выдержал и подписал бумаги, чего и добивались следователи.
Сохранилось письмо Мейерхольда В. М. Молотову, где он описывал мучения и истязания, которым подвергался в тюремном заключении. Это были страшные избиения, до невыносимой боли. Его избивали резиновым жгутом по ногам и спине, били каждый день по незажившим ранам. Побои наносились с огромной силой, это подробно описано в его письме. Также режиссер признался, что никогда не был шпионом и не занимался контрреволюционной деятельностью.
Заседание Военной коллегии состоялось 1 февраля 1940 года. Всеволода Эмильевича приговорили к смертной казни, а 2 февраля 1940 года расстреляли.
Из других источников известно, что режиссера утопили в бочке с нечистотами. Перед смертью его обязывали оклеветать коллег по театральной деятельности, но он отказался. В результате ему сломали пальцы на руках и подвергли страшным пыткам. Тюремные заключения сильно подорвали здоровье и внешний вид Всеволода Эмильевича.
В обвинительном заключении было указано, что Мейерхольд в 1934-1935 годах работал шпионом на английскую и японскую разведки, а также являлся участником троцкистской группировки.
Памятные мероприятия, посвященные Мейерхольду
После смерти режиссера и его политической реабилитации было проведено много мероприятий, чтобы почтить его память: открыт Театр доктора Дапертутто, проведены торжественные церемонии, основан музей и другие.
Спустя много лет, в 1956 году, внучка Всеволода Эмильевича – Валентей Мария Алексеевна – добилась восстановления его прав с политической точки зрения. Она тогда не знала, при каких обстоятельствах погиб ее дед. Мария Алексеевна установила на могиле Зинаиды Райх на Ваганьковском кладбище общий памятник им обоим с фотографией Всеволода Эмильевича.
Лишь в 1987 году она узнала точное место, где похоронен ее дед – кладбище Московского крематория у Донского монастыря, в общей могиле захороненных невостребованных прахов. В той могиле покоятся 346 человек. Все были расстреляны и кремированы, а прах ссыпан в общую могилу.
В феврале 1988 года Мария Алексеевна узнала и точную дату смерти Мейерхольда, тогда она сумела добиться права ознакомиться с делом.
2 февраля 1990 года впервые состоялись поминальные мероприятия по Всеволоду Эмильевичу.
В 1955 году была утверждена комиссия по творческому наследию Всеволода Эмильевича. До 2003 года ее ученым секретарем была М. А. Валентей. В 1988 году был основан музей-квартира Мейерхольда в Москве. С 25 февраля 1989 года под руководством Валерия Фокина в театре им. М. Н. Ермоловой проходят вечера в честь памяти режиссера. В 1999 году установлен памятник Мейерхольду в Пензе.
В 1991 году был открыт Центр имени Всеволода Мейерхольда, сокращенно ЦИМ, при помощи комиссии по наследию и Общества театральных деятелей России.
24 февраля 1984 года в Пензе состоялось открытие учреждения театрального искусства “Дом Мейерхольда”, при нем начал свою работу Театр доктора Дапертутто.
Всеволод Эмильевич Мейерхольд внес огромный вклад в развитие русской театральной деятельности. Его творчество навсегда останется в истории и памяти людей, ценящих искусство.
Наследие
Памятник Мейерхольду в Пензе (1999)
Точная дата гибели Всеволода Мейерхольда стала известна лишь в феврале 1988 года, когда КГБ СССР позволил внучке режиссёра Марии Алексеевне Валентей (1924—2003) ознакомиться с его «делом». 2 февраля 1990 года впервые был отмечен день смерти Мейерхольда.
Сразу после официальной реабилитации Вс. Мейерхольда, в 1955 году, была сформирована Комиссия по творческому наследию режиссёра. С момента основания по 2003 год бессменным учёным секретарём Комиссии была М. А. Валентей-Мейерхольд; возглавляли Комиссию по наследию в разные годы Павел Марков (1955—1980), Сергей Юткевич (1983—1985), Михаил Царёв (1985—1987), В. Н. Плучек (1987—1988). С 1988 года председателем Комиссии является режиссёр Валерий Фокин.
В конце 1988 года было принято решение о создании мемориального Музея-квартиры в Москве — филиала Театрального музея им. А. А. Бахрушина
С 25 февраля 1989 года в Театре им. М. Н. Ермоловой, который в то время возглавлял Валерий Фокин, проводились вечера памяти Мейерхольда.
В 1991 году по инициативе Комиссии по наследию и при поддержке Союза театральных деятелей России, на базе учреждённого ещё в 1987 году Всероссийского объединения «Творческие мастерские», был основан Центр имени Вс. Мейерхольда (ЦИМ). Центр занимается научной и образовательной деятельностью; за два с лишним десятилетия своего существования он превратился в традиционное место проведения международных фестивалей и национального фестиваля «Золотая маска», площадку для гастролей лучших европейских и российских спектаклей.
Личная жизнь
Первая супруга Ольга Мунт — школьная любовь Всеволода Эмильевича, на которой он женился вопреки воле матери на 1-м курсе университета — подарила мужу троих дочерей. Супруги жили в столице, в доме на Новинском бульваре.
Всеволод Мейерхольд с Ольгой Мунт и Зинаидой Райх
С бывшей женой Сергея Есенина Зинаидой Райх мэтр познакомился в Наркомпросе, где она трудилась секретаршей. Пригласил красавицу стать студенткой театральной мастерской, которой руководил.
Ольга Мунт отнеслась к молодой женщине, у которой на руках остались двое крошечных детей Есенина, с сочувствием, тепло приняла в своем доме. Летом 1922-го Мунт с детьми отправилась на юг. Когда вернулась из отдыха, увидела, что в доме обосновалась Райх. Ольге пришлось искать новое жилище.
Зинаида Райх и Всеволод Мейерхольд
Позже дочь Зинаиды Райх — Татьяна Есенина — в своих мемуарах откровенно написала, что любви к отчиму мать не испытывала. Поговаривали, что союз с театральным мэтром, руководившим собственным театром, открывал женщине двери в мир богемы.
Спустя 5-6 лет Райх стала примой театра. Но жизнь супругов трудно назвать благополучной: на людях они играли идеальную пару, но за закрытыми дверями бушевали шекспировские страсти.
Закрытие ГосТима
В 1934 году Сталин присутствовал на показе спектакля “Дама с камелиями” с Зинаидой Райх в главной роли. Он раскритиковал спектакль, и Мейерхольд получил множество замечаний в свой адрес. Зинаида Райх отправила Сталину письменное сообщение, где обвинила его в неразборчивости в искусстве. После этого 8 января 1938 года ГосТим закрыли, официальный приказ опубликован тем же днем в газете “Правда”.
Станиславский пригласил Всеволода Эмильевича к себе в театр на должность режиссера в мае 1938 года. Через некоторое время Станиславский скончался, и Мейерхольд возглавил театр. В это время большим успехом пользовалась театральная система Мейерхольда. Режиссер закончил работу над оперой “Риголетто” и в 1939 году составил план проведения парада физкультурников в Ленинграде для студентов.
Признание и триумф Всеволод Эмильевич получил на конференции режиссеров. Это были последние минуты его славы при жизни. Зал неистово аплодировал, а Мейерхольд сделал последнее публичное выступление, сказав главные слова на этом мероприятии.
Родились в один день
Дата рождения: 09.02.1874. Возраст: 65.
Знак зодиака: Водолей (информация о знаке).
Гороскопы для Водолея: гороскоп на сегодня,
гороскоп на завтра,
гороскоп на неделю,
гороскоп на месяц,
гороскоп на год.
До следующего дня рождения осталось дней: 286 дней.
ГОЛИКОВА Татьяна Алексеевна
Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации
1 место
СЛУЦКАЯ Ирина
Фигуристка
2 место
Актриса
3 место
ПОПОВ Роман Алексеевич
Актер
4 место
МАКАРОВ Вячеслав
юморист, ведущий
5 место
СМОЛОВ Федор Михайлович
российский футболист, нападающий московского «Локомотива» и сборной России. Заслуженный мастер спорта России.
6 место
БРУСНИКИНА Марина Станиславовна
Актриса
7 место
ВЕТРОВ Владислав Владимирович
Актер
8 место
ЗОЛОТАРЕВСКИЙ Игорь Леонидович
Генеральный продюсер
9 место
ГАЛИЦКИЙ Александр Владимирович
Основатель и управляющий партнёр компании «Almaz Capital Partners»
10 место
ГААС Олег Викторович
Актер
11 место
ИНСАРОВ Фёдор Андреевич (Feduk)
Певец
12 место
ЛЕСЛИ Роуз
Актриса
13 место
ШЕВЧЕНКО Владимир Николаевич
Советник Президента
14 место
НИКОЛАЕВА Елена Андреевна
Актриса
15 место
Смерть
Зинаиду Райх жестоко убили через 25 дней после ареста Мейерхольда. Преступники проникли через окно и нанесли женщине 17 ножевых ран.
Зинаида Райх и Всеволод Мейерхольд незадолго до смерти
По одним предположениям, в дом забрались грабители, увидев которых, женщина начала истошно кричать. По другим — убийство замаскировали под ограбление. Якобы так НКВД отомстил Райх за то, что во время ареста супруга она обвинила власти в убийстве Есенина.
Всеволод Мейерхольд пережил жену: после жестоких пыток в Бутырской тюрьме его обвинили в работе на японскую разведку. В феврале 1940-го его расстреляли в одном из подвалов Лубянки. Прах захоронили в общей могиле у Донского монастыря.
Всеволод Мейерхольд после ареста
По другим сведениям, причиной смерти режиссера стало утопление в бочке с нечистотами. Перед этим Мейерхольду, отказавшемуся от навета на коллег, сломали пальцы на руках. На сохранившемся тюремном фото видно, как постарел и осунулся Всеволод Эмильевич в тюремных застенках.
Могила Зинаиды Райх и ее сына, в которой нет праха Мейерхольда
Внучка Мейерхольда, Мария Валентей, в середине 1950-х установила на могиле Зинаиды Райх на Ваганьковском кладбище общий памятник, на котором выбито имя деда. В том же 1956-м она добилась реабилитации режиссера. О месте его захоронения Валентей узнала лишь в 1987 году.
В середине 1980-х на родине мэтра открыли Центр театрального искусства, названный «Домом Мейерхольда».
Личная жизнь
Впервые Мейерхольд женился в 1896 году на своей ровеснице Ольге Мунт (1874-1940). Они познакомились в Пензе, когда вместе участвовали в любительских спектаклях. В этом браке режиссер стал отцом трех дочерей – Марии (1897-1929), Татьяны (1902-1986), Ирины (1905-1981).
Во время работы в Наркомпросе он познакомился с актрисой Зинаидой Райх, а в 1921 она стала студенткой Высших режиссерских мастерских в Москве, которыми руководил Мейерхольд. Невзирая на двадцатилетнюю разницу в возрасте, он оставил первую семью и женился на Райх в 1922. Режиссер заботился и растил сына и дочь жены от брака с Сергеем Есениным. Вторая супруга Мейерхольда была убита 15 июля 1939 года в своей квартире спустя 24 дня после его ареста. Это преступление до сих пор хранит множество тайн и загадок.
Vsevolod Meyerhold
Дата рождения
09.02.1874
Дата смерти
02.02.1940
Профессия
театральный деятель
Страна
Россия, СССР
Выдающийся деятель русской культуры. Оказал большое влияние
на развитие режиссуры и сценографии, работал также в области
музыкального театра. Поставил в Мариинском театре в 10-е годы ряд
спектаклей, среди них “Тристан и Изольда” (1909), “Борис Годунов”
(1911, с участием Шаляпина), “Орфей и Эвридика” Глюка (1911,
дирижер Направник, в заглавной партии Собинов, художник Головин,
хореография М. Фокина), “Электра” (1913) и, наконец, “Каменный
гость” Даргомыжского (1917).
В этих спектаклях режиссер попытался воплотить ряд своих
художественных принципов, новизна которых для музыкального театра
(в целом отстававшего от драматического) вызвала полемику среди
театральных критиков. Однако, значение этих постановок, безусловно,
велико.
Е. Цодоков
Советский актёр, режиссёр, театр. деятель. Нар. арт. РСФСР (1923). Чл. КПСС с 1918. Режиссёр-реформатор, М. вёл поиски новых средств сценич. выразительности, добивался острого, зрелищно яркого раскрытия образа.
В работах Студии на Поварской (1905) М. пытался гармонически сочетать пластику актёров с поэтич. ритмом символистской драмы и музыкой (“Смерть Тентажиля” Метерлинка, комп. И. А. Сац); впервые в истории рус. режиссуры строил пластич. партитуру в соответствии со звуковой и цвето-световой. Продолжал работать над ритмами пластики, скульптурностью групп в массовых сценах и живыми барельефами в пост. театра В. Ф. Комиссаржевской в Петербурге (“Сестра Беатриса” Метерлинка, 1906, и др.). Ставил пантомимы (под псевд. Доктор Дапертутто), варьировавшие темы итал. комедии дель арте: “Шарф Коломбины” (сцен. А. Шницлер, комп. Э. Дохнаньи, Петербург, 1910; 2-я ред. – “Привал комедиантов”, там же, 1916); “Арлекин, ходатай свадеб” ; “Влюблённые” (сцен. Доктор Дапертутто, на муз. двух прелюдов К. Дебюсси, Петербург, 1912, Териоки, 1912).
М. пользовался пантомимич. и танц. пластикой в драматич. спектаклях петерб. Александрийского театра. В “Дон Жуане” Мольера (1910, музыка Ж. Ф. Рамо) воспроизводилась атмосфера придворного театра кон. 17 в. М. добивался от актёров балетной грации движений, танцевального ритма, “напевности походки”. В спектакле “Заложники жизни” (по пьесе Ф. К. Сологуба, 1912) М. ставил балетные номера и сцены для перевода реальных характеров, поступков и событий в обобщённо-символич. план. В работе над “Маскарадом” Лермонтова (1917) сотрудничал с А. К. Глазуновым, который написал музыку к сцене бала – мазурку, кадриль, полонез и др. танц. номера; в сцене маскарада М. ввёл пантомиму Нины с “голубым Пьеро”. Приёмами арлекинады, буффонады, балаганной сатиры, шутовской издёвки и трагич. гротеска М. пользовался в спектаклях руководимого им. театра (Театр им. М.), развивавших традиции площадных представлений (“Мистерия-буфф” Маяковского, 1921; “Земля дыбом” Мартине и Третьякова, 1923; “Д. Е.” Эренбурга и Келлермана, 1924, и др.); пост. здесь также пантомимич. сцены в трагедии “Кола ди Риенци” на муз. Вагнера (реж. В. М. Бебутов, 1921).
В 1910 М. выступил в партии Пьеро в балете “Карнавал”, пост. балетм. М. М. Фокиным (Петербург, зал Павловой). Фокин ставил номера и сцены в муз. спектаклях М. в Мариинском театре (напр., в опере “Орфей и Эвридика” Глюка, 1911), а также в спектакле “Пизаиелло” (по пьесе Д’Аннунцио), созданном М. для актрисы и танцовщицы И. Л. Рубинштейн (1913, театр “Шатле”, Париж). Творческие идеи М., а также его режиссёркая деятельность в драматич. театре оказали влияние на эстетику сатирич. и публицистич. спектакля в сов. балетном театре.
Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981
Публикации
«Пиковая дама. Игра» как новосибирский оперный бренд 31.10.2016 в 21:25
«Пиковая дама» в полемике режиссёрских концепций (operanews.ru) 12.09.2016 в 20:42
Детство и юность
Родился Карл Казимир Теодор Майергольд — так звучит данное режиссеру при рождении имя — в многодетной семье винодела Эмилия Майергольда. Завод приносил семейству этнических немцев-лютеран достаток, но не счастье. Альвина Даниловна, мама Мейерхольда, родив восьмого и последнего ребенка — сына Карла, страдала от деспотичного нрава мужа и его измен, которых тот не скрывал.
Вторая мужская гимназия в Пензе, где учился Мейерхольд
Детство и юность Мейерхольда прошли в Пензе. Тут и сегодня сохранилось здание 2-й гимназии, где получал знания режиссер. Учился Карл плохо, его трижды оставляли на второй год. Вместо 8 лет сын винозаводчика грыз гранит науки 11. Единственной отдушиной для юноши были званые вечера, которые устраивала мама для творческой элиты города. Первые театрализованные постановки Карл увидел на домашней сцене.
Дальнейшая биография Карла пестрит интересными фактами. Первый любительский спектакль он поставил в 18 лет. День премьеры оказался и радостным, и скорбным: 14 февраля 1892 года стартовала творческая биография Мейерхольда, но этот же день оказался последним в жизни главы семейства. Отменять премьеру из-за умиравшего родителя сын и не подумал.
Всеволод Мейерхольд в молодости
В 21 год молодой человек окончательно порвал с прошлым, приняв православие и сменив имя на то, под которым его знают сегодня миллионы. Всеволодом он стал, отдав дань восхищения любимому Гаршину.
В 1895 году Всеволод Мейерхольд отправился в Москву и поступил в университет, выбрав юриспруденцию. Уже через год он понял, что хитросплетения законов его утомляют, и бросил вуз.
Всеволод Мейерхольд на сцене
Экзамены в музыкально-драматическом училище, открытом при столичной филармонии, Всеволод выдержал с блеском: экзаменаторы, пораженные талантом и темпераментом пензенского самородка, зачислили его на 2-й курс.
Творчество Всеволода Мейерхольда
После работы в театре Мейерхольд с Кошеверовым создали театральную труппу в Херсоне. В ней играли актеры, покинувшие Художественный театр вместе с ними. Отработав первый сезон, Кошеверов покинул сообщество. Тогда труппу переименовали в Товарищество новой драмы. Она просуществовала всего три года, за это время Мейерхольд поставил около двухсот произведений. Распад произошел из-за недопонимания с Константином Станиславским в 1905 году. Он предложил Мейерхольду поставить несколько спектаклей, среди которых «Шлюк и Яу» Герхарда Гауптмана. Эти работы Станиславский планировал представить публике в новом Театре-студии на Поварской улице Москвы.
Но студия закрылась, не успев начать работу. Режиссеры не смогли найти общий язык между собой и прийти к единому пониманию ее существования, а подготовленные спектакли Станиславский не посчитал нужным показывать обществу. Через несколько лет он написал книгу “Моя жизнь в искусстве”, где отметил работу Мейерхольда как деятельность талантливого режиссера, желающего представить игру артистов в самом выгодном свете. При этом самих актеров Станиславский считал просто инструментом для работы в умелых руках мастера, способом воплощения интересных замыслов яркого таланта Мейерхольда. Но у них не было достаточного мастерства, поэтому Всеволод Эмильевич не мог с их помощью осуществить свои идеи в полной мере.
После закрытия студии Всеволод Эмильевич вернулся в Пензу. Там он прожил около года, а после переехал в Петербург и начал работу в Драматическом театре Веры Комиссаржевской главным режиссером по ее личному приглашению. Там Мейерхольд поставил более десяти произведений за первый сезон работы, среди них:
- “Гедда Габлер” Генрика Ибсена.
- “Сестра Беатриса” Мориса Метерлинка.
- “Жизнь человека” Леонида Андреева.
1912 год в биографии Мейерхольда Всеволода Эмильевича ознаменовался работой над постановкой по пьесе испанского драматурга Кальдерона, написанной в 17-м веке. Изначально идея заключалась в ночном представлении с зажжеными факелами, с привлечением большого количества людей. Участники долго не могли подобрать нужное место вне стен помещения, но в итоге остановились на имении писательницы Крестовской. На местности был разбит чудесный сад, а к Финскому заливу была проложена большая лестница. Именно ее и предполагалось использовать в качестве сцены. Замысел не удалось реализовать по техническим причинам, и создатели решили провести работу в театральном помещении.
В период с 1908 до 1917 года режиссер осуществил ряд постановок в Александрийском и Мариинском театрах. Среди них:
- “У царских врат” К. Гамсуна.
- “Шут Тантрис” Е. Харта.
- “Дон Жуан” Мольера.
- “На полпути” Пинеро.
- “Зеленое кольцо” З. Гиппиус.
- “Стойкий принц” Кальдерона.
- “Гроза” А. Островского.
- “Маскарад” М. Лермонтова.
- “Орфей и Эвридика” Глюка.
Театр имени Мейерхольда
Весной 1918 года он поставил пьесу Блока “Незнакомка”. В этом же году в Санкт-Петербурге было введено понятие биомеханики как теории движений, и Всеволод Эмильевич стал использовать этот метод на практике. В 1921 году биомеханика Мейерхольда применялась для развития сценического движения.
В 1920 году в Москве открылся Театр имени Всеволода Мейерхольда, с 1926 года действующий как государственный. Он был назван ГосТим. В эти же годы режиссер также занимался Театром революции.
В 1928 году Мейерхольд отправился в деловую поездку за границу и задержался во Франции. В это же время за рубеж эмигрировали Чехов и Грановский, руководившие театрами в России. Всеволода Эмильевича также приняли за эмигранта и чуть не закрыли ГосТим. Но режиссер успел вернуться вовремя и остановить действия ликвидационной комиссии по расформированию театра.
В 1930 году ГосТим в зарубежных странах успешно дал ряд спектаклей
При выступлениях артистов зарубежные режиссеры обращали внимание на успешное применение биомеханики Мейерхольда (система упражнений для физического развития актеров с целью выполнения на сцене поставленных задач). В это время Мейерхольд и повстречался с Михаилом Чеховым в Берлине, где у них состоялся разговор о возможности предстоящего страшного будущего режиссера