Развитие карьеры
Начиная с 1897 года, Иван Москвин стал играть в довольно уважаемом подмосковном театре в городке Кусково. Это место привлекало нашего героя своей близостью к столице. В следующем сезоне молодой артист перебрался в театральную труппу Корша, что размещалась в одном из зданий Богословского переулка Москвы.
В 1898 голу произошло воссоединение актера со своим бывшим наставником Немировичем-Данченко, который как раз открывал новый Художественный театр. Вскоре Москвин заявил о себе как о зрелом, мастеровитом артисте, исполнив главную роль в постановке «Царь Федор Иоаннович». В последующем этот образ стал настоящей визитной карточкой актера.
В 1906-м Иван Михайлович впервые отправился на гастроли за рубеж. Успех пришел к артисту уже после первых спектаклей. В зарубежной прессе чаще всего отмечались два имени – постановщика пьес К.С. Станиславского и актера И.М. Москвина. Особенно пришлась по душе игра актера публике из Берлина. Местные театралы тут же окрестили нашего героя гениальным артистом.
Биография
Иван Михайлович Москвин родился 6(18) июня 1874 года в Москве, на Ильинке, в маленьком домике родителей — отца Михаила Алексеевича, часовых дел мастера, и матери Дарьи Павловны. Жили бедно, в семье было восемь человек, и гимназию одолел только младший сын, Михаил (народный артист СССР М.М. Тарханов), а старший, Иван, окончил в 1890 году Городское училище и рано пошел «в люди». Он служит «на побегушках» в магазине купца Калашникова, потом поступает на чугунолитейный завод весовщиком чугуна и приемщиком заказов…Вместе с сестрой он ходил на богомолье за семьдесят с лишним верст. Москвин вспоминал, что, путешествуя «еще мальчишкой, с сестрой, по образу пешего хождения» в Троице-Сергиеву лавру, он встречал сотни всевозможных странников, «родоначальников» его Луки из «На дне».Когда он, невысокий худой подросток с неприметной внешностью, увлекся театром и решил посвятить себя сцене, его первая попытка потерпела крах. Осенью 1893 года на экзаменах в Императорское театральное училище при Малом театре Иван Москвин стал читать «Песнь о Вещем Олеге» — и на четвертом стихе услышал традиционное: «Довольно, благодарим вас…»Москвин, правда, проявил упорство и через две недели поступил в Филармоническое училище.Опытнейший педагог Немирович-Данченко считал своего ученика неспособным и после нескольких месяцев занятий предупредил, что вряд ли он будет пригоден для театра. Только заметив его в какой-то совсем выходной роли, учитель сказал: «Э-э-э, нет, кажется, вы малый с хорошим дарованием!»На выпускных экзаменах 1896 года Немирович-Данченко поручил Москвину роли, диаметрально противоположные по внешним и внутренним особенностям. 25 февраля он играл доктора Ранка в «Норе» Ибсена и Мишу Бальзаминова в комедии Островского «Праздничный сон до обеда». А на другой день в пьесе Шпажинского «В старые годы» Москвин исполнил роль пожилого обедневшего дворянина.«За два спектакля, — писал Н. Эфрос, — он сыграл три такие различные роли, как доктор Ранк, Бальзаминов и Чириков. Ведь это полюсы! Чтобы справиться с такой задачей, как это сделал названный ученик, нужна большая способность отрешаться от себя, вживаться в роль, жить чужой жизнью и давать ее чувствовать другим. А это — синоним сценического дарования. Во всех трех ролях была цельность, почти законченность».Даже крайне скудный материал о москвинском Ранке позволяет говорить о таких качествах начинающего актера, как внешняя простота, за которой угадывается душевная боль, постоянный «внутренний монолог», искусство подтекста.Весной 1896 года Москвин поступает во временную труппу, которая должна играть в Тамбове. После успешных гастролей он получил приглашение в Ярославль, в труппу З.А. Малиновской. За сезон 1896/97 года Москвин сыграл семьдесят семь ролей! Ярославские критики прочат молодому актеру большое будущее, отмечая и «чувство художественной меры», и разнообразие грима, и серьезность решения образов наряду с юмором и непринужденностью комизма.В мае 1897 года Москвин уже играет в солидном подмосковном театре в Кускове. Ровно два месяца, с 9 мая по 10 июля, дачники Кускова и окрестностей смотрят «фарсы», «пословицы», «шутки», в которых непременно участие Москвина.Жизнь в Кускове привлекает Ивана Михайловича близостью Москвы, столичных театров. К тому же в драматическом классе на Большой Никитской учится Любовь Васильевна Гельцер. Ее отец — знаменитый «характерный» артист балета. Москвин принят Гельцерами как свой еще в студенческую пору. Свои послания Любочке он подписывал: «Москвинчик».Следующий сезон актер проводит в театре Корша в Богословском переулке, после чего принимает приглашение Немировича-Данченко, создававшего новый театр.
Страница 1 из 6 | Следующая страница
Другие биографии:
Александр Пороховщиков | Иван Ургант | Олег Янковский | Иван Козловский | Качалов Василий Иванович |
Биография
Родился в семье мелкого служащего. Окончил Тверскую гимназию. Учился в Петербургском горном институте (не окончил). С 1911 года — член РСДРП(б), на подпольной партийной работе. В 1912—1914 годах — член Петербургского комитета РСДРП.
С 1911 года, когда он вступил в партию, и до 1917 года он, несмотря на большую партийную работу, никогда не был арестован.
С 1917 года на партийной работе в Петрограде, член Петроградского городского комитета РСДРП(б)—РКП(б). С 1921 года — заведующий отделом Петроградского губернского комитета РКП(б), заместитель секретаря Северо-Западного бюро ЦК РКП(б). В 1924—1926 годах — секретарь Северо-Западного бюро РКП(б)—ВКП(б), одновременно заведующий организационным отделом Северо-Западного бюро РКП(б)—ВКП(б).
С 1926 года в аппарате ЦК ВКП(б). Участник борьбы с троцкистско-зиновьевской оппозицией. С марта 1926 года по январь 1930 года — заведующий Организационно-распределительным отделом ЦК ВКП(б). В январе — ноябре 1930 года — заведующий Распределительным отделом ЦК, затем Отделом административно-хозяйственных и профсоюзных кадров ЦК ВКП(б). С декабря 1927 года являлся членом Оргбюро ЦК ВКП(б) (по январь 1934 года) и кандидатом в члены Секретариата ЦК ВКП(б) (по октябрь 1932 года)
С ноября 1930 года по февраль 1932 года — заместитель председателя ВСНХ СССР — начальник сектора кадров ВСНХ СССР. С февраля 1932 года по 1935 год — начальник сектора кадров Народного комиссариата тяжёлой промышленности СССР. С 1935 года — на ответственной работе в аппарате Комиссии советского контроля при СНК СССР.
В 1923—1927 годах — кандидат в члены ЦК РКП(б)—ВКП(б). В 1927—1934 годах член ЦК ВКП(б). С 1934 года — член Комиссии советского контроля при СНК СССР.
Арестован 14 июня 1937 года. 28 июня 1937 года Постановлением Политбюро ЦК ВКП(б) выведен из состава Комиссии советского контроля и исключён из партии. Военной коллегией Верховного суда СССР 27 ноября 1937 года приговорён к расстрелу и в этот же день расстрелян.
Реабилитирован Военной коллегией Верховного суда СССР 17 июля 1956 года. 13 октября 1956 года восстановлен в партии.
Жена — Софья Александровна Доллер (в первом браке Бокий, ?—1939), из семьи народовольцев Александра Доллера и Софьи Наумовны Шехтер (1856—1920). Приёмная дочь — Оксана Ивановна Бокий (?—1938), жена писателя Льва Разгона.
НАШИ ЛЮДИ
Радионова Светлана Геннадьевна
Чиновники
начальник Росприроднадзора
Назаров Андрей Геннадьевич
Чиновники
депутат, общественный деятель
Щербина Вера Георгиевна
Чиновники
председатель правительства Сахалина
Плутник Александр Альбертович
Чиновники
юрист, генеральный директор АО «ДОМ.РФ».
Яшвиль, Лев Владимирович
Чиновники
годах
Яценюк, Арсений Петрович
Чиновники
украинский политический и государственный деятель
Яхья, Тахир
Чиновники
иракский военный и государственный деятель, премьер-министр Ирака
Яхья Хан, Ага Мухаммед
Чиновники
пакистанский государственный деятель, генерал
Биография
Родился 6 июня в Москве в семье часовщика Михаила Алексеевича и его жены Дарьи Павловны Москвиных. Был старшим братом Михаила Тарханова, впоследствии вынужденного взять псевдоним.
В 1890 году окончил городское училище. С детства был увлечён театром и с 14 лет участвовал в домашних спектаклях. В 1893 году поступил в Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества в драматический класс под руководством Владимира Немировича-Данченко.
В 1896 году по окончании училища был приглашён играть небольшие роли в гастрольной поездке с Гликерией Федотовой. В сентябре 1896 года вступил в антрепризу 3инаиды Малиновской в Ярославле, где за один сезон сыграл 77 ролей на сцене Ярославского театра, большей частью водевильных и комических, в том числе учителя Медведенко в «Чайке».
В сезоне 1897—1898 годов служил в московском Театре Корша. Играл в фарсах, водевилях, современных комедиях, а также в классических постановках. Среди ролей были Бобчинский в «Ревизоре», Загорецкий в «Горе от ума», Милонов в «Лесе» и другие.
В 1898 году Немирович-Данченко пригласил его в только что организованный Художественный театр. По его же рекомендации Москвину дали главную роль в спектакле «Царь Фёдор Иоаннович», которым 14 октября 1898 года и открылся новый театр. Эта роль принесла ему известность, он сыграл её 600 раз на протяжении 45 лет. К. С. Станиславский в шутку называл его «кормильцем МХАТа».
Среди лучших его ролей, помимо царя Фёдора был Лука в спектакле «На дне», Епиходов в «Вишнёвом саде», Снегирёв в «Братьях Карамазовых» и Фёдор Протасов в «Живом трупе». После Октябрьской революции сохранил свои лучшие роли, но к ним добавились Пугачёв в «Пугачёвщине», Хлынов в «Горячем сердце», Ноздрев в «Мёртвых душах», Фрол Федулыч в «Последней жертве» и другие.
Участвовал как режиссёр в постановке спектаклей МХАТа, гастролировал с театром за рубежом. Снимался в кино. 15 ноября 1934 года был приглашён поучаствовать в первой в Советском Союзе телевизионной программе.
Выступал как чтец, прежде всего как исполнитель чеховских рассказов.
В 1936 году стал одним из первых актёров, удостоенных звания «народный артист СССР». 12 декабря 1937 года был избран депутатом Верховного Совета СССР первого созыва.
В 1943 году после смерти В. И. Немировича-Данченко стал директором МХАТа и занимал этот пост до конца жизни.
Скончался 16 февраля 1946 года в Москве. Похоронен 19 февраля на Новодевичьем кладбище (участок № 2).
Семья
первая жена — Любовь Васильевна Гельцер (1878—1955), актриса МХТ c 1898 по 1906 год. Дочь Василия Фёдоровича Гельцера (1841—1909), солиста балета, балетного педагога. Сестра Екатерины Васильевны Гельцер (1876—1962), балерины;
- сын — Владимир Иванович Москвин (1904—1958), актёр Театра имени Вахтангова (1920—1952), педагог;
- сын — Фёдор Иванович Москвин (1906—1941), лётчик, штурман, погиб под Москвой;
- вторая жена (с 1936) — Алла Константиновна Тарасова (1898—1973), актриса театра и кино, педагог;
- брат — Михаил Михайлович Тарханов (1877—1948), актёр театра и кино;
- сестра — Анна Михайловна Бендель;
Биография
Иван Москвин родился в Москве, в семье часовщика.
Окончил в 1890 году гродское училище. С детства был увлечён театром и с 14 лет участвовал в домашних спектаклях. В 1893 году поступил в Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества (ныне ГИТИС), в драматический класс В. И. Немировича-Данченко.
После окончания училища в 1896 году был приглашён играть небольшие роли в гастрольной поездке с Г. Н. Федотовой. В сентябре 1896 года вступил в антрепризу 3. А. Малиновской в Ярославле, где за один сезон на сцене Ярославского театра (ныне Российский театр драмы имени Ф. Волкова) сыграл 77 ролей (большей частью водевильных и комических, а также драматических), среди них — роль учителя Медведенко в «Чайке». В сезоне 1897—1898 годов работал в Театре Корша в Москве, где исполнял роли в фарсах, водевилях, современных комедиях, а также в классическом репертуаре — Бобчинский («Ревизор» Н. В. Гоголя), Загорецкий («Горе от ума» А. С. Грибоедова), Милонов («Лес» А. Н. Островского) и др.
В 1898 году В. И. Немирович-Данченко пригласил его в Художественный театр (МХТ), по его же рекомендации И. Москвин был назначен на главную роль в спектакле «Царь Фёдор Иоаннович», которым 14 октября 1898 года открылся новый театр. Эта роль принесла ему известность и на несколько десятилетий он стал одним из ведущих актёров Художественного театра. Среди лучших его ролей, помимо царя Фёдора (которого актёр играл на протяжении 45 лет), — Лука в спектакле «На дне», Епиходов в «Вишнёвом саде», Снегирёв в «Братьях Карамазовых», Фёдор Протасов в «Живом трупе», Хлынов в «Горячем сердце», Ноздрёв в «Мёртвых душах».
Участвовал как режиссёр в постановке спектаклей театра.
С Художественным театром гастролировал за рубежом.
Выступал как чтец, прежде всего как исполнитель чеховских рассказов.
С 1919 года снимался в кино.
15 ноября 1934 года был приглашён поучаствовать в первой в Советском Союзе телевизионной программе.
В сентябре 1936 года стал одним из первых актёров, удостоенных звания «Народный артист СССР». 12 декабря 1937 года был избран депутатом Верховного Совета СССР 1 созыва.
Могила Москвина на Новодевичьем кладбище Москвы.
В 1943 году, после смерти Вл. И. Немировича-Данченко, стал директором МХАТа и занимал этот пост до конца жизни.
Иван Михайлович Москвин умер 16 февраля (по другим источникам — 12 февраля) 1946 года. Похоронен 19 февраля на Новодевичьем кладбище (участок № 2).
Семья
- Первая жена — Любовь Васильевна Гельцер (1878—1955), актриса МХТ c 1898 по 1906 год. Дочь Василия Фёдоровича Гельцера (1841— 1909), солиста балета, балетного педагога. Сестра Екатерины Васильевны Гельцер (1876—1962), балерины, народной артистки Республики (1925).
- Сын — Владимир Иванович Москвин (1904—1958), актёр Театра имени Вахтангова (1920—1952), педагог.
- Сын — Фёдор Иванович Москвин (1906—1941), лётчик, штурман, погиб под Москвой.
- Вторая жена (с 1936) — Алла Константиновна Тарасова (1898—1973), актриса театра и кино, педагог. Народная артистка СССР (1937).
- Брат — Михаил Михайлович Тарханов (1877—1948), актёр театра и кино, народный артист СССР (1937).
- Сестра — Анна Михайловна Бендель.
Дебют в кино
Иван Москвин засветился в отечественном кинематографе в 1919 году. В этот период знаменитого театрального артиста пригласили на роль главного героя по имени Поликей в картину «Поликушка», по мотивам одноименного рассказа классика отечественной литературы – Льва Толстого. Участие в работе над созданием ленты в очередной раз прославило Ивана Михайловича. В последующем фильм «Поликушка» приобрел статус первой советской киноленты, которая получила мировое признание.
В 1925 году Москвин решил попробовать себя в качестве режиссера. Первой работой для Ивана Михайловича на данном поприще стал фильм «Коллежский регистратор». Артист выступил не только постановщиком художественной ленты, но также исполнил в ней главную роль персонажа по имени Симеон Вырин.
Детство и юность
Москвин Иван Михайлович появился на свет 18 июня 1874 года. Родился будущий артист в семье часовщика и обычной домохозяйки. Помимо нашего героя, в небольшом домике на улице Ильинской воспитывалось еще восемь детей. Из них хорошее образование получил лишь младший сын по имени Михаил. Ивану посчастливилось обучаться в Городском училище, которое он окончил в 1890 году. Затем ему пришлось сразу же испытать на себе все тяготы взрослой жизни. В юношеские годы Иван Москвин служил помощником в торговой организации купца Калашникова, где фактически являлся «мальчиком на побегушках». Затем наш герой занимал должность приемщика заказов и весовщика чугуна на заводе по литью металлов.
В свободное от трудовой деятельности время Иван Москвин посещал церковные службы в Троице-Сергиевой лавре. Сюда парень ходил вместе с сестрой, каждый раз преодолевая пешком по семьдесят верст. Церковные песнопения приходились по душе Ивану. Именно впечатления, полученные от посещения религиозных служб, натолкнули молодого человека на мысль о становлении артистом.
В 1893 году Иван Москвин был зачислен в Музыкально-драматическое училище. Здесь обучался в классе знаменитого постановщика театральных пьес В. И. Немировича-Данченко. Получив диплом, начинающий артист стал принимать участие в театральных антрепризах.