Легенды о Никколо Паганини
Превзойти мастерство гениального виртуоза до сих пор никто не смог. Он жил в мире музыки до конца, вводил людей в гипнотическое состояние, а человеческое невежество придумывало невероятные мифы и легенды.
В одном мифе он был фигляром и шутом, иллюзионистом и фокусником, занимался оккультными науками и магией. В этих подозрениях Паганини был виноват сам, так как в поисках идей, он злоупотреблял романтической таинственностью.
Очередным мифом было его восьмилетнее пребывание в тюрьме за убийство своей любовницы. Там его подвергают жесточайшим пыткам, избивают. Именно там, якобы он и научился играть на скрипке. Причем тюремщики рвали у него три струны, а он умудрялся играть на одной!
Легенды настолько живучи, даже учитывая их полную абсурдность. А на самом деле, правда только в том, что он был действительно непростым, импульсивным и чрезвычайно эмоциональным человеком, но в отношении с женщинами слабым и бесхарактерным.
Еще более восхитительно то, что, будучи изможденным болезнью, он умудрялся давать ошеломляющие концерты, другим в его состоянии было бы трудно даже передвигаться.
Мы очень мало знаем о Никколо. Его жизнь разнесли на мифы и легенды, и разобраться, где истина уже невозможно. Ему приписывали невероятные диагнозы, описывали его несносный и безответственный характер, но все это не лишает его высокого титула быть непревзойденным виртуозом.
Смерть Паганини
За несколько лет до смерти Паганини, на свет появился его сын Акилле, после чего у Никколо больше не будет никого, более дорогого и любимого.
Он мучительно осознавал, что не сможет найти в себе силы и время, чтобы защитить своего маленького ребенка от всей пестрой толпы, которая естественно, будет на сыне отыгрываться за презирающий и заносчивый нрав, за самозабвенную и совершенно иную иерархию ценностей отца.
Королевская академия присвоила ему членство. Он завоевал своим талантом весь мир, но выступления его становились редкими. Маэстро не мог играть более тридцати минут. Ему еще не было пятидесяти лет, когда болезнь приковала его к постели.
27 мая 1840 года смерть не обошла стороной посланника дьявола или божьего избранника. О смерти Паганини ходили невероятные и романтические легенды, хотя было все предельно прозаично.
Сыну и друзьям скрипача пришлось немало вложить сил и денег для того, чтобы захоронить его. Забальзамированное тело несколько раз перевозили с места на место, пока не получили разрешения властей и церкви на захоронение уже сгнившего тела творца чарующей музыки.
Прискорбно осознавать то, что уже в те времена жизнью, деятельностью и даже смертью великих людей распоряжались цари, министры и церковные бюрократы.
В этом видео дополнительные сведения по теме «Никколо Паганини: биография и творчество»
МирТесен
Литература
- Татьяна Берфорд, Николо Паганини. Стилевые истоки творчества, СПб.: Издательство имени Н. И. Новикова, 2010. 480 с.
- Филипп Борер, The Twenty-Four Caprices of Niccolò Paganini: their significance for the history of violin playing and the music of the Romantic era (=Двадцать четыре каприса Никколо Паганини: их значение в истории скрипичного искусства и музыкальной культуре эпохи романтизма), Zurich: M. Scherrer, 1997. 299 c.
- Константин Георгиевич Мострас, 24 каприса для скрипки соло Н.Паганини: методические комментарии, М.: Музгиз, 1959. 165 с.
- Н. Ф. Соловьёв. Паганини // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Мария Тибальди-Къеза. Паганини. — М.: Молодая гвардия, 2008. — (Жизнь замечательных людей). — ISBN 978-5-235-03117-3.
Израиль Ямпольский, Никколо Паганини. Жизнь и творчество, M.: Музгиз, 1961. 378 с.
Интересные факты
- До сих пор неизвестно, посещал ли вообще известный музыкант когда-либо школу. Исследователи отмечают, что в его рукописях очень много грубых ошибок, причем даже в тех, которые написаны в зрелом возрасте.
- Не секрет, что родился Паганини в семье мелкого торговца, хотя изначально его отец трудился даже грузчиком. Однако, как позже стало известно, при переписи населения Наполеон приказал указать в документах, что отец Паганини был «держателем мандолин».
- Сохранилась история о том, что мать будущего виртуоза как-то во сне увидела ангела, который сообщил ей, что их сына Никколо ждет карьера великого музыканта. Отец Паганини, услышав это очень воодушевился и обрадовался, ведь он мечтал именно об этом.
- Уже с 5 летнего возраста маленький Никколо начал заниматься на мандолине, а через год на скрипке. Отец часто запирал его на чердаке, чтобы он больше проводил время за инструментом, что впоследствии отразилось на здоровье музыканта.
- Впервые на сцене Паганини выступил 31 июля 1795 года в театре Сант-Агостино, родного города. На вырученные от концерта средства, 12-летний Никколо смог поехать в Парму, чтобы продолжить обучение у Алессандро Ролла.
- Когда Антонио Паганини вместе с сыном приехали к Алессандро Ролла, тот не смог их принять из-за плохого самочувствия. Рядом с комнатой музыканта лежал его инструмент и ноты сочиненного им же произведения. Маленький Никколо взял эту скрипку и исполнил то, что было записано на нотной бумаге. Услышав его игру, Алессандро Ролла вышел к гостям и сообщил, что не может ничему большему научить этого исполнителя, так как он и так уже все знает.
- Концерты Паганини всегда производили настоящий фурор, а особо впечатлительные дамы даже теряли сознание. Он продумывал все до мельчайших мелочей, даже «внезапно лопнувшая струна» или расстроенный инструмент, все было частью его гениальной программы.
- Из-за умения Паганини подражать на скрипке пению птиц, человеческому разговору, игре на гитаре и других инструментах, его называли «Южным колдуном».
- Музыкант наотрез отказывался сочинять псалмы для католиков, навлекая на себя этим самым гнев церковнослужителей с которыми впоследствии долго конфликтовал.
- Известно, что Паганини был масоном и даже сочинил масонский гимн.
- Среди все слухов, ходивших вокруг персоны скрипача, выделяется легенда о том, что он специально обращался к хирургу для проведения тайной операции, позволившей ему значительно повысить гибкость рук.
- Никколо был очень рассеянным, он с трудом мог запомнить даже дату своего рождения. Зачастую в документах он указывал неверный год, причем каждый раз это были разные даты.
- Однажды, он отказал самому английскому королю. Получив приглашение от него выступить при дворе за довольно скромный гонорар, Паганини пригласил короля на свой концерт в театре, чтобы тот смог еще более сэкономить на этом.
- У Паганини было очень сильное увлечение азартными играми, из-за этого известный музыкант очень часто оставался без средств. Ему даже приходилось несколько раз закладывать свой инструмент и просить денег в долг у товарищей. Лишь после рождения наследника, он завязал с картами.
- Он был весьма востребованным исполнителем, и за выступления Никколо получал огромные по тем меркам гонорары. После своей смерти он оставил наследство в несколько миллионов франков.
- Удивительно, но музыкант не очень любил записывать свои сочинения на бумаге, так как хотел быть единственным их исполнителем. Однако, один скрипач смог его очень удивить, речь идет о композиторе Генрихе Эрнсте, который исполнил вариации Паганини на своем концерте.
- Еще при жизни вокруг маэстро ходило множество слухов, даже его родителям «доброжелатели» посылали письма, в которых пытались запятнать имя музыканта. Чего только стоит легенда о том, что свою искусную игру он оттачивал в тюрьме. Даже в романе Стендаля упоминается об этой странной выдумке.
- Пресса довольно часто в последние годы жизни музыканта сообщала ошибочно о его смерти, позднее им приходилось писать опровержение, а популярность Паганини только возрастала в связи с этим. Когда композитор умер в Ницце, печатные издания снова опубликовали некролог и даже сделали небольшую заметку, что надеются на то, что скоро опять напечатают опровержение.
- В коллекции маэстро было несколько скрипок, среди них работы Страдивари, Амати, но свою самую любимую – Гварнери, он завещал городку, в котором родился. Один из его инструментов сейчас хранится в России. Речь идет о скрипке работы Карло Бергонци, которую приобрел Максим Викторов в 2005 году за 1.1 млн долларов.
Новый этап творчества композитора Niccolò Paganini
В 1800 году начался новый этап творческой биографии маэстро. Он работал над написанием серьёзных композиций, которые в итоге пополнили список бессмертных мировых хитов. Затем он провёл несколько концертов в Парме, после которых его пригласили во дворец герцога Фердинанда Бурбонского.
Глава семейства, который увидел, что авторитет сына укрепляется, решил заработать на его таланте. Для своего сына он организовал масштабный концерт по Северной Италии.
Залы, в которых выступал Паганини, были переполнены. Почётные жители города съезжались на концерт Никколо, чтобы лично услышать его превосходную игру на скрипке. Это был нелёгкий период в жизни маэстро. Из-за гастролей он был обессилен. Но, несмотря на все жалобы, отец настоял на том, чтобы гастроли не прекратились.
Niccolò Paganini (Никколо Паганини): Биография композитора
В этот период времени у композитора был очень загруженный гастрольный график, а также он сочинил шедевральные каприччио. «Каприс № 24», который написал Паганини, совершил переворот в мире скрипичной музыки. Благодаря композициям люди представляли яркие картины. Каждая миниатюра, которую создал Никколо, была особенной. Произведения вызывали у слушателя смешанные чувства.
Музыкант хотел свободы. Отец ограничивал его желания, поэтому он решил с ним не общаться. На этот раз композитору улыбнулась фортуна. Ему предложили роль первого скрипача в Лукке. Он с радостью согласился, поскольку понимал, что должность поможет быть на расстоянии с главой семейства.
Этот отрывок из жизни он описал в своих мемуарах. Паганини с такой радостью описывал то, что приступает к самостоятельной жизни, что никто не сомневался в его искренности. Самостоятельная жизнь положительно повлияла на его карьеру. В частности, концерты проходили очень страстно. Изменения произошли и в личной жизни. Паганини начал играть в азартные игры, путешествовать и у него появились сексуальные приключения.
Watch this video on YouTube
Детство и юность
Никколо Паганини родился в многодетной семье 27 октября 1782 года в городе Генуя. Его отец был мелким торговцем. С ранних лет увлекался музыкой, так как его отец мечтал о сыне-музыканте, который смог бы покорить весь мир. Однако путь будущего скрипача был не таким уж простым, потому что ему пришлось претерпевать тиранское отношение отца, который изо всех сил заставлял его заниматься на музыкальных инструментах, даже порой не выпуская своего сына погулять на улицу. В жизни Никколо была ситуация, когда отец закрыл его в сыром подвале, не давая никакой еды. А семья даже чуть не похоронила его заживо, посчитав мальчика умершим. Юный музыкант из-за постоянных занятий на скрипке серьезно заболел, до такой степени, что отделяла от смерти его всего малейшая грань.
Однако Антонио Паганини, отец мальчика, все же был чутким и проницательным мужчиной, ведь изначально только он заметил в своём сыне природный дар — очень тонкий музыкальный слух, который открыл бы мальчику все двери в этом искусном мире. Поэтому было принято решение нанять Никколо профессионального преподавателя-скрипача.
Первым просветителем мальчика в мир музыки был скрипач Джованни Черветто. Однако система его обучения недалеко уходила от методов Антонио Паганини, ведь сам Никколо в будущем старался не вспоминать имя своего первого учителя, которого даже не считал таковым. Позже им заинтересовался композитор и скрипач, Франческе Ньекко.
Никколо Паганини (портрет 1819 г.)
Благодаря его усилиям в возрасте 8 лет Никколо вносит в мир свою первую сонату
Слухи, разнесшиеся о маленьком музыканте по его родному городу, обратили на него внимание более выдающихся музыкантов, которые внесли свою лепту в творческое развитие будущего виртуоза. Упорный труд привёл Никколо к первому сольному концерту, который состоялся, когда мальчику было всего 12 лет
Никколо Паганини в молодости
История жизни Николо Паганини
Отец Николо Паганини, ставшего впоследствии самым выдающимся скрипачом 19 века, был музыкантом-любителем. Именно он привил своему сыну любовь к музыке и скрипке. Николо научился виртуозной игре на скрипке еще в раннем детстве, и вскоре в Генуе, где он тогда жил, для него уже не могли найти учителя, который обучил бы юного исполнителя чему-нибудь новому. В юности Паганини посвящал игре на скрипке много часов ежедневно. Позже он стал брать свой инструмент в руки лишь для того, чтобы сыграть на репетиции или на концерте или просто для того, чтобы свой инструмент настроить. Он заявил: “Я достаточно много и упорно трудился, чтобы развить в себе свой талант. Пришло время, когда я могу отдохнуть”.
Паганини любили не только в Италии, но и во всей Европе, несмотря на то, что он обожал азартные игры и прекрасных женщин, хотя иногда это создавало для него проблемы. В Вене, например, его портреты были выставлены во всех присутственных местах и во всех магазинах. Все члены королевской семьи всегда посещали концерты, если в них принимал участие Паганини. Музыкальный талант скрипача привлекал к нему огромное количество поклонниц.
Скрипка Никколо Паганини
Стараниями клеветников и завистников вокруг Паганини сложилась репутация распутного и безнравственного человека. Даже сама внешность маэстро — бледное лицо, словно вылепленное из воска, длинные черные густые волосы, огромный шарф, в который он всегда, даже летом, кутался, чтобы избежать простуды, — способствовала появлению все новых слухов и сплетен вокруг его имени. Всю жизнь Паганини страдал от различных заболеваний. Он умер в мае 1840 года от болезни гортани в возрасте 57 лет. И после смерти Паганини о нем еще долго ходили всякие слухи и сплетни. Появилась даже легенда, что он был в сговоре с самим Сатаной.
Паганини исполнилось 40 лет, прежде чем он перестал подбирать себе женщин по трем критериям: большая грудь, тонкая талия и стройные ноги. Он часто говорил, что хочет жениться, но ему так и не удалось устроить себе мирную семейную жизнь до конца своих дней.
Жизнь великого маэстро состояла из концертов, поездок, болезней и всевозможных сексуальных приключений. После серии концертов он удалялся куда-нибудь в тихое место, обычно с женщиной, чтобы восстановить свои силы. Первой из таких женщин стала дама из богатой и знатной семьи, с которой он отправился на отдых в ее родовое поместье в конце девятнадцатого века, когда ему не было еще 20.
В 1805 году Элиза Бонапарт Бакьоччи, сестра Наполеона, назначила Паганини директором музыкального учебного заведения в Пьомбино. Многие тогда заподозрили Паганини в том, что причиной такого назначения было не только его умение виртуозно играть на скрипке. В 1813 году Паганини отказался от этой должности, и все свое время посвятил концертным выступлениям.
Испанский талант Паганини вызывал восхищение, чего нельзя сказать о его отношении к женщинам, которых сводила с ним судьба. Исключением была Элеонора де Л юкка, первая любовь Паганини, единственный человек, кроме родственников, упомянутый в его завещании.
В 1808 году Паганини познакомился с Анжелиной Каванна, 17-летней дочерью портного из Генуи. Анжелина отказалась спать с Паганини, настаивая на том, что сначала они должны стать мужем и женой. Паганини сделал вид, что согласился с ее доводами, и уговорил ее съездить в небольшой итальянский городок, якобы для того, чтобы там на ней жениться. Свадьба не состоялась. Когда же Анжелина забеременела, Паганини тут же бросил ее. Отец девушки обратился в суд. Паганини арестовали и посадили в тюрьму. Его освободили после того, как он сумел доказать, что Анжелина вела себя “очень свободно” еще до знакомства с ним, и согласилась на сексуальную связь с ним добровольно, без всякого принуждения с его стороны.
Никколо Паганини называли “скрипачом дьявола”
Самой длительной любовной связью Паганини стал его роман с танцовщицей Антонией Бьянчи. Он начался в 1815 году и продолжался 13 лет. Антония часто устраивала Паганини сцены ревности, и их роман закончился шумным скандалом. Паганини заплатил Антонии значительную сумму денег, чтобы она отказалась от всех прав на сына Ахилла и оставила их обоих в покое.
И в зрелом возрасте Паганини продолжал пользоваться любовью своих поклонниц. Одна немецкая баронесса даже оставила своего мужа и стала жить с Паганини. Вскоре он, правда, бросил ее. Баронесса ушла в монастырь и умерла там много лет спустя, забытая всеми. Сам маэстро никогда не был одинок, но так уж сложилась его судьба, что гармонию ему удалось найти только в музыке, которую он так талантливо и виртуозно исполнял.
Биография[править]
Никколо Паганини был третьим ребёнком в семье Антонио Паганини (—) и Терезы Боччардо, имевших шестерых детей. Его отец был одно время грузчиком, позднее имел в порту лавку, а при переписи населения Генуи, выполненной по приказу Наполеона, назван «держателем мандолин».
В пять лет отец, заметив способности сына, начал учить его музыке сначала на мандолине, а с шести лет — на скрипке. По воспоминаниям самого музыканта, отец строго наказывал мальчика, если он не проявлял должного прилежания. Однако Никколо сам всё более увлекался инструментом и усердно упражнялся, надеясь найти ещё неизвестные сочетания звуков, которые удивили бы слушателей. Мальчиком он написал несколько произведений (не сохранились) для скрипки, которые были трудны, однако сам он их успешно исполнял. Вскоре отец Никколо отправил сына на обучение скрипачу Джованни Черветто. Сам Паганини никогда не упоминал, что учился у Черветто, однако его биографы, например Фетис, Джервазони, упоминают этот факт. С 1793 года Никколо стал регулярно играть на богослужениях в генуэзских церквях. В том же году он прошёл обучение у капельмейстера собора Сан Лоренцо Джакомо Коста.
В начале 1797 г. Паганини со своим отцом предпринял первое концертное путешествие по Ломбардии. Известность его как выдающегося скрипача росла необычайно. Вскоре избавившись от строгой ферулы отца, он, предоставленный себе, вёл бурную и активную жизнь, постоянно гастролировал, что отразилось как на его здоровье, так и на репутации «скряги». Впрочем, необычайный талант этого скрипача возбуждал всюду завистников, которые не пренебрегали никакими средствами, чтобы каким бы то ни было путём повредить успеху Паганини. Его слава ещё более возросла после путешествия по Германии, Франции и Англии. В Германии он купил титул барона, который передавался по наследству. В Вене ни один артист не пользовался такой популярностью, как Паганини. Хоть размер гонорара в начале XIX столетия далеко уступал нынешним, но тем не менее Паганини оставил после себя несколько миллионов франков.
27 декабря 1808 года Паганини исполнил в ложе Великого Востока Италии масонский гимн, написанный им на слова Ланчетти. В протоколах ложи подтверждено масонство Паганини.
В конце декабря 1836 года Паганини выступает в Ницце с тремя концертами. К тому времени он постоянно болеет, его здоровье подорвано. Несмотря на то, что скрипач прибегает к помощи многих именитых врачей, никто из них не сумел избавить его от многочисленных недугов.
В октябре 1839 года Паганини, в чрезвычайно нервном состоянии, в страшных болезнях, последний раз приезжает в родную Геную к семье.
Последние же месяцы своей жизни Паганини не выходил из помещения, у него постоянно болели ноги, а многочисленные болезни уже не поддавались лечению. Он оказался настолько истощен, что не мог взять в руку смычок, скрипка лежала рядом, и он перебирал ее струны пальцами.
Никколо Паганини скончался в Ницце 27 мая 1840 года.
Неожиданный поворот
На похоронах произошло чудо — Никколо очнулся и сел в деревянном гробу. Говорили о том, что на похоронной церемонии было значительное количество обмороков. Когда Паганини оправился, отец снова вручил сыну инструмент. Правда, теперь мальчик занимался не с родственником, а с профессиональным учителем. Нотной грамоте его учил Франческе Ньекко. Примерно в этот же период времени он написал первое сочинение. На момент создания сонаты для скрипки ему исполнилось всего 8 лет.
В провинциальном городе, в котором Никколо провёл своё детство, ходили слухи о том, что в семье Паганини воспитывают настоящего музыкального гения. Об этом узнал самый главный скрипач города. Он посетил дом Паганини, чтобы развеять эти слухи. Когда Джакомо Коста услышал, как играет юное дарование, то был в восторге. Он полгода потратил на то, чтобы передать мальчику свои знания и навыки.
Учеба в Парме
К началу 1795 года Никколо Паганини в своем родном городе зарекомендовал себя как известный музыкант, обычно играя на концертах свои собственные композиции. Местным музыкантам больше нечему было его научить. Поняв это, отец решил отвезти его в Парму к Алессандро Ролла.
Чтобы поехать и остаться в Парме, нужны были деньги, а у семьи их не было. Поэтому отец заставил его практиковаться еще больше, чтобы он мог собрать достаточно денег на благотворительном концерте, который состоялся в Театре Св. Агостино в июле 1795 года. Выступление прошло успешно, что позволило Антонио и Никколо Паганини уехать в Парму в 1796 году.
Добравшись до дома Ролла, они обнаружили, что хозяин болен и лежит в постели. Пока они ожидали его, мальчик заметил музыкальный инструмент и композицию, лежавшую рядом. Взяв скрипку, Никколо Паганини начал играть. Ролла, хотя и был очень болен, был поражен его игрой и сказал подростку, что ему нечего предложить. Однако он в течение нескольких месяцев давал ему уроки, а затем предложил изучать композицию у Фердинандо Паэра и контрапункт у Гаспаро Гиретти.
Никколо учился полгода. Под руководством Паэра написал 24 фигуры для четырех рук, а обучаясь у Гиретти, он написал огромное количество инструментальной музыки. Никколо также дал ряд концертов, как в Парме, так и в Колорно, зарабатывая себе славу и деньги.
Творческий путь композитора Niccolò Paganini
Занятия с Джакомо определённо пошли подростку на пользу. Он не только обогатил свои знания, но и познакомился с другими талантливыми музыкантами. В творческой биографии Паганини был этап концертной деятельности.
Watch this video on YouTube
В 1794 году состоялось первое выступление Никколо. Дебют состоялся на высшем уровне. После этого события композитором заинтересовался маркиз Джанкарлоди Негро. Известно, что он был поклонником классической музыки. Когда маркиз узнал о положении Паганини и о том, в каких условиях пропадает такой «бриллиант», он взял юношу под своё крылышко.
Маркиз был заинтересован в дальнейшем развитии своего талантливого подопечного. Поэтому оплатил парню уроки музыки, которые преподавал виолончелист Гаспаро Гиретти. Ему удалось научить Паганини особой технике сочинения композиций. Техника не предполагала использование музыкальных инструментов. Под руководством Гаспара маэстро сочинил несколько концертов для скрипки и несколько десятков фуг для фортепиано.
Музыка
После занятий с Джакомо жизнь ребенка изменилась до неузнаваемости, теперь его биография полна встреч с творческими людьми. Перед юношей открылась дорога к концертной деятельности. В 1794 году в Генуе выступал польский виртуоз Август Дурановский, который так воодушевил юного скрипача, что тот решился дать собственный концерт. После этого мальчиком заинтересовался маркиз Джанкарло ди Негро, который слыл известным меломаном. Узнав, что одаренный ребенок растет в бедной семье, маркиз берет на себя обязанности по воспитанию и содержанию Никколо.
Скрипач Никколо Паганини
Джанкарло ди Негро оплачивает услуги нового учителя для мальчика. Им становится популярный виолончелист Гаспаро Гиретти, научивший Пагагини композиторской технике и развивший в нем способность сочинять музыку без инструмента. Под таким руководством юноша сочинил два концерта для скрипки и 24 фуги для фортепиано в четыре руки.
В 1800 Паганини начинает серьёзную работу и дает 2 концерта в Парме. После этого его приглашают ко двору герцога Фердинанда Бурбонского, где юноша уверенно выступает. В этот момент Антонио Паганини понимает, что пора зарабатывать деньги на таланте сына. Став импресарио, организует гастроли по Северной Италии.
Скрипка Никколо Паганини
Талантливый юноша концертирует в Пизе, Флоренции, Болонье, Милане, Ливорно. В городах собираются огромные залы, люди хотят посмотреть на юного скрипача. Но несмотря на тяжелые гастроли, отец настаивает на постоянном музицировании Никколо, который уже создает шедевральные каприччо. Эти 24 каприса совершили революцию в мире скрипичной музыки. Рука гения прикоснулась к сухим формулам Локателли, и произведения заиграли свежими искрящимися образами и картинами. Более ни одному скрипачу такое было не подвластно. Каждая миниатюра из 24 звучит бесподобно, вызывая у слушателя и смех, и слезы, и дикий ужас одновременно.
Устав от авторитарного и жестокого отца, повзрослевший юноша решил жить самостоятельно. В этот момент ему предложили место первого скрипача в Лукке, и, чтобы избавиться от родительской опеки, Никколо соглашается. Этот момент описывается в дневниках, где он делится впечатлениями о чувстве опьяняющей свободы и ощущения крыльев за спиной. Это отразилось и на концертах, которые зазвучали пылко и страстно. Теперь жизнь гения превратилась в череду поездок, картежных игр и сексуальных приключений.
Никколо Паганини возвращается в Геную в 1804 году. Пробыв на Родине непродолжительное время, он успел создать 12 скрипичных и гитарных сонат. После этого вновь отправляется в герцогство Феличе Бачокки, где работает дирижером оркестра и камерным пианистом. В 1808 году переезжает вслед за остальными придворными во Флоренцию. Семь лет провел музыкант при дворе, прерывая службу только на время гастролей. Эта зависимость так нервировала молодого человека, что он решился на отчаянный поступок, чтобы избавиться от дворянских пут.
Никколо Паганини называли “скрипачом дьявола”
Явившись на концерт в мундире капитана и наотрез отказавшись переодеться, был изгнан сестрой Наполеона из дворца. В тот момент французского полководца разгромили русские войска, и поступок скрипача так взбудоражил общество, что он чудом избежал ареста. Далее творческий путь продолжается уже в Милане. В театре «Ла Скала» настолько очаровался увиденным танцем ведьм из балета «Свадьба Беневенто», что за один вечер написал вариации для оркестровой скрипки на эту тему.
В 1821 Паганини прерывает концертную деятельность из-за затяжной изматывающей болезни. Дела обстоят настолько плохо, что мужчина просит приехать мать, чтобы успеть попрощаться. Матушка прикладывает усилия для спасения сына и перевозит его в Павию. Здесь скрипача лечит Сиро Борда, который делает больному кровопускания, втирает ртутную мазь и пишет персональную диету.
Но Никколо терзают сразу несколько болезней: лихорадка, кашель, туберкулез, ревматизм и кишечные спазмы. Справится с недугом не может даже именитый лекарь. Даже во время болезни талантливый музыкант не оставляет творчество и слабыми руками перебирает гитарные струны, обдумывая композиции. Моления матушки не проходят даром, и мужчина поправляется, правда надрывный кашель остается на года.
Окрепнув, Паганини дает 5 концертов в Павии и сочиняет 20 новых произведений. Последующие годы мужчина путешествует, выступая Германии, Риме, Вестфалии, Франции. Теперь билеты на Паганини стоят огромных денег, талантливый скрипач зарабатывает состояние и даже покупает себе титул барона.
Никколо Паганини биография кратко
Никколо Паганини краткая биография для детей расскажет о выдающемся итальянском композиторе, скрипаче и гитаристе.
Никколо Паганини биография кратко
Никколо Паганини родился 27 октября 1782 года в Генуи. Он был третьим ребенком в семье. С 5 лет родители заставляли сына играть на скрипке, заметив, что природа наградила сына тончайшим слухом. Также Никколо учился играть на гитаре, магдалине. Отец был очень придирчив: за малейшие огрехи его лишали еды и запирали в чулане. В 8-летнем возрасте Паганини написал несколько трубных вариаций и скрипичную сонату. Д.Косто, первый скрипач местной капеллы, заметил талант юного дарования, стал заниматься с ним.
Впервые публично Паганини выступил в мае 1795 года в театре Сант-Агостино. Никколо Паганини исполнил «Вариации на тему Карманьолы». Черед некоторое время он выступал уже во Флоренции. Отец, воодушевленный успехом сына, повез его в Парму к известному мэтру А. Ролла, который посоветовал им обратиться к Ф. Паэру, а потом Г. Гиретти. Гиретти заставлял юного ученика создавать произведения без инструмента, делая ставку только на внутренний слух.
Никколо Паганини в 1797 году отправился в первое турне по Европе. За этот период он написал часть знаменитых 24-х каприсов, продемонстрировав в них величину художественной фантазии. Паганини настигла популярность, и он вскоре покинул родной дом. Став первым скрипачом в Лукке, он полностью отдался работе: Паганини возглавил городской оркестр и концертировал.
В 1805 году Никколо Паганини служит придворным скрипачом в Лукке при Ф. Бачокки. С 1808 году начался новый виток его гастрольной деятельности. В 1814 году дает концерты на родине, где его встретили с большой теплотой. Неоднократно Никколо приглашали выступать в театре «Ла Скала». Из-за обострившихся болезней (туберкулеза, ревматизма, желудочных и кишечных болей) в 1821 году Паганини оставляет концертную деятельность и переезжает в Павию. Победив болячки только в 1824 году, композитор вновь выступает в Павии, Милане и Генуе. В этот период он создал «Польские вариации», «Военную сонату», три концерта для скрипки, рондо «Кампанелла».
С 1828 году он совершает туры по Праге, Вене, Берлину и Варшаве, и других городах Европы. Он был признан самым выдающимся скрипачом того времени.
В 1830 году он получает титул барона. Последние годы жизни композитор был истощен и уже не мог удержать в руках смычок. Его не стало 27 мая 1840 года в Ницце.
Музыка
При жизни Паганини было напечатано очень мало его сочинений, что его современники объясняли боязнью автора к обнаружению многих тайн его виртуозности. Таинственность и необычность личности Паганини вызывала предположение в его суеверности и атеизме, и епископ Ниццы — преподобный Доменико Гальвано, где скончался Паганини, отказал в заупокойной мессе. Решено было перевезти останки в родной город скрипача — Геную, но и там не позволили захоронить их. Сын музыканта — Ахиллино — начал борьбу за право похоронить отца по католическим обрядам. Несколько раз останки хоронили и выкапывали вновь. Наконец, в 1876 году папа римский дал разрешение на похороны со всеми положенными обрядами, но этот процесс затянулся на многие годы. Прах великого скрипача окончательно был захоронен в 1896 году на кладбище Пармы (Италия).
Непревзойденный успех Паганини лежал не только в глубоком музыкальном даровании этого артиста, но и в необычайной технике, в безукоризненной чистоте, с которой он исполнял труднейшие пассажи, и в новых горизонтах скрипичной техники, открытых им. Работая усердно над произведениями Корелли, Вивальди, Тартини, Виотти, он сознавал, что богатые средства скрипки не вполне ещё угаданы этими авторами. Труд знаменитого Локателли «L’Arte di nuova modulazione» навёл Паганини на мысль воспользоваться разными новыми эффектами в скрипичной технике. Разнообразие красок, широкое применение натуральных и искусственных флажолетов, быстрое чередование пиццикато с арко, удивительно искусное и разнообразное применение стаккато, широкое применение двойных нот и аккордов, замечательное разнообразие применения смычка, сочинения для исполнения на струне соль, посвященная сестре Наполеона, княгине Элизе Бачокки «Любовная сцена» на струнах ля и ми — всё это приводило в удивление публику, знакомившуюся с доселе неслыханными скрипичными эффектами. Паганини был настоящим виртуозом, обладавшим в высшей степени яркой индивидуальностью, основывая свою игру на оригинальных технических приёмах, которые он исполнял с непогрешимой чистотой и уверенностью. Паганини обладал драгоценной коллекцией скрипок Страдивари, Гварнери, Амати, из которых свою замечательную и наиболее любимую и известную скрипку работы Гварнери завещал родному городу Генуе, не желая, чтобы какой-нибудь другой артист на ней играл.
Скрипка, на которой играл великий мастер, после его смерти получила имя «Вдова Паганини».
Личная жизнь
Несмотря на то, что Никколо не был красавцем, он пользовался успехом у женщин. В молодости у него был роман с Элизой Бонапарт, которая приблизила его ко двору и оказывала ему поддержку.
Именно тогда Паганини написал знаменитые 24 каприса, выразив в них бурю эмоций. Эти произведения до сих пор вызывают восторг у слушателей.
После расставания с Элизой парень познакомился с дочерью портного Анджелиной Каванной, пришедшей на его концерт. Молодые люди понравились друг другу, после чего отправились в Парму на гастроли.
Через пару месяцев девушка забеременела, вследствие чего Никколо решил отправить ее в Геную к родственникам. Узнав о беременности дочери, отец Анджелины обвинил музыканта в развращении его любимого дитя и подал в суд.
В ходе судебных разбирательств Анджелина родила ребенка, который вскоре скончался. В итоге, Паганини выплатил назначенную сумму денег семье Каванно в качестве компенсации.
Никколо Паганини и Антония Бьянки
Затем у 34-летнего виртуоза начался роман с певицей Антонией Бьянки, которая была младше его на 12 лет. Влюбленные нередко изменяли друг другу, по причине чего их отношения было сложно назвать крепкими. В этом союзе родился мальчик Ахилл.
В 1828 г. Никколо решает расстаться с Антонией, забрав с собой 3-летнего сына. Чтобы обеспечить Ахиллу достойное будущее музыкант беспрерывно гастролировал, требуя от организаторов огромных гонораров.
Несмотря на отношения со многими женщинами, привязан Паганини был только к Элеоноре дэ Лука. На протяжении всей жизни он периодически навещал возлюбленную, которая была готова принять его в любой момент.