Биография знаменитостей – Сергей Прокофьев
Детство
Родился Сергей Прокофьев 23 апреля 1891 года. Родина Сергея – село Сонцовка в Екатеринославской губернии (теперь Донецкая область). Родители Сергея были образованными людьми: Сергей Алексеевич, его отец, избрал профессию агронома, Мария Григорьевна (мама) имела музыкальное образование.
Мальчик получил музыкальный дар от мамы, которая передала ему не только умение играть на фортепиано, но и поощряла желание сына сочинять музыку. Она записывала все произведения, сочиненные Сергеем. В десять лет молодой сочинитель пишет свои первые оперы. Через год родители с подачи композитора С.Танеева, оценившего способности мальчика-композитора, посылают его брать теоретические уроки у Р.М. Глиэра.
Талант Прокофьева проявился в юном возрасте – в 10 лет он уже пишет свои первые оперы
Начало творческого пути Сергея Прокофьева
В тринадцать лет Сергей начинает учебу в консерватории в Санкт-Петербурге. Выдающиеся музыканты стали его педагогами: Римский-Корсаков, Лядова, Есипова и другие. В консерватории Сергей Прокофьев изучает различные направления музыкальной культуры, совершенствует свое композиторское мастерство и талант исполнителя пианиста. За игру на рояле его отмечают медалью и премией. Далее он осваивает еще один музыкальный инструмент – орган.
Карьера Сергея Прокофьева
Сергей продолжает сочинять музыку. Его талант оценивают, и в 1911 году издают музыкальные произведения композитора Прокофьева. Он стал создателем своего стиля в музыке. Его произведения отличались гармоничностью и звучали сверхмощно. В основу своего стиля композитор положил дисгармонию звучания духовых и струнных инструментов. Часто слушатели не понимали музыку Прокофьева, резкие звуки, по сравнению с привычной классической музыкой, вызывали отторжение.
Сергей Сергеевич много работает и добивается огромного успеха
1918 год стал для Прокофьева переломным – он принял решение уехать из страны. Поклонники таланта Сергея Сергеевича находятся в Америке, в Европе, в Японии, где он исполняет свою музыку. В СССР композитор вернется почти через десять лет, приезжая с выступлениями. В 1936 году Сергей Прокофьев со своей семьей приезжает в Москву, где остается жить. Еще несколько лет ему удается выезжать за рубеж с выступлениями.
В 1930-е годы музыка композитора стала плавной, мелодичной, почти исчезли резкие переходы. Появляются балет, оперы и много других интересных композиций. Выдающаяся музыка композитора прозвучала в фильмах: «Иван Грозный», «Александр Невский», оставив свой след в кино.
В 1941-1945 года Прокофьев много сочиняет. Появляется балет «Золушка». В 1847 году он становится Народным артистом РСФСР. В 1948 году Прокофьев получает порцию серьезной критики. Ранее сочиненная им опера «Повесть о настоящем человеке» оказалась не отвечающей требованиям социалистической действительности.
В следующем году у Прокофьева начались проблемы со здоровьем. Врачи запрещали трудиться, но, несмотря на запреты, он верен своему призванию, по-прежнему занимается музыкой.
Умер Прокофьев в 1953 году 5 марта. Фасад дома композитора в Москве украшает мемориальная доска. Из его увлечений стоит упомянуть шахматы. Он хорошо играл, говоря, что шахматы помогают ему в сочинительстве музыки.
В память о Прокофьеве создан музей, его имя присваивают музыкальным школам, оркестрам, конкурсам исполнителей музыки. Его профиль есть на почтовой марке и памятной монете. О Сергее Прокофьеве и его творчестве сняты документальные фильмы.
Личная жизнь Сергея Прокофьева
Первая жена Сергея Прокофьева – испанка Лина Кодина. Имел сыновей Святослава и Олега. Второй супругой композитора стала Мендельсон Мира Абрамовна.
Семья Сергея Прокофьева
Хобби прокофьева. Восьмая нота. У знаменитых музыкантов были неожиданные увлечения
Афиша шахматного матча между известными музыкантами: композитором Сергеем Прокофьевым и скрипачом Давидом Ойстрахом. Из-за начавшихся гастролей Ойстраха были сыграны лишь шесть партий из десяти. /
И мало кто из них обходился без любимых «игрушек», которые иной раз были важнее, чем сама музыка.
Мы подобрали несколько самых ярких примеров странных и неожиданных увлечений известных композиторов.
Джоаккино Россин и
Представить себе, чтобы преуспевающий художник на пике карьеры, славы и успеха бросил всё и занялся чем-то другим, почти невозможно. Тем не менее Россини в возрасте 37 лет перестал писать музыку и удалился, как пишут в энциклопедиях, «на покой». На самом деле композитор переселился в Париж и полностью посвятил себя кулинарии. Кое-что проскальзывало и ранее – известны музыкальные миниатюры с названиями «Четыре закуски», «Миндаль» и «О, горошек!». Однако подлинную славу новоявленному кулинару принесли не эти зарисовки, а его паста, индейка, фаршированная трюфелями, фуа-гра и турнедо а-ля Россини. Между прочим, рецепт последнего он доводил до ума несколько лет, а оперу «Севильский цирюльник» написал всего за 13 дней.
Джоаккино Россини. Фото: Commons.wikimedia.org
Сергей Рахманинов
«Шофёру необходимы концентрированная воля, напряжённость внимания и постоянное присутствие духа. Чтобы стать хорошим дирижёром, ко всему этому надо добавить лишь небольшое знание музыки» – это слова знаменитого русского композитора и пианиста Сергея Рахманинова . Его страсть к технике поражала даже американцев, которых в этом деле трудно удивить. Рахманинов питал слабость к новинкам – вспоминают, как он хвастался своим лифтом, пылесосом и даже детской железной дорогой. Пробовал заниматься техникой и сам, причём небезуспешно – запатентовал муфту с электроподогревом для «приведения рук в рабочее состояние перед концертом», а также был вице-президентом фирмы знаменитого авиастроителя Игоря Сикорского .
Сергей Прокофьев
«Удивляюсь тебе. Такой редкий для тебя случай послушать хорошую музыку, а ты сидишь с ребятами и играешь в шахматы!» – сказала мама одному мальчику на рубеже XIX – XX вв. Мальчика звали Серёжа Прокофьев , и он, судя по всему, внял материнскому совету очень своеобразно. Музыку не бросил и заслуженно считается чуть ли не крупнейшим композитором XX столетия. Но не оставил и шахматы. Имел первую категорию и в игре неоднократно ставил в затруднительное положение самого чемпиона мира Михаила Ботвинника : «Обычно Сергей Сергеевич играл на атаку и проводил её остроумно и изобретательно. Защищаться не любил». Страсть к шахматам прервала только смерть: «Он лежал в постели и чувствовал себя явно плохо. Но, увидев меня, спросил: «А где же обещанный вами сборник партий матча Стейниц – Ласкер 1894 года?»
Александр Бородин
«Поменьше занимайтесь музицированием, я на вас возлагаю большие надежды!», «Займитесь, наконец, музыкой!» Первая фраза принадлежит академику, председателю Русского химического общества Николаю Зинину. Вторая – композитору Римскому-Корсакову . А услышал их Александр Бородин , который уже не понимал, кто он такой – химик или всё-таки композитор. Справедливости ради надо сказать, что музыкой Саша занялся раньше – в 9 лет написал прекрасную польку «Helen». Химия стала его увлечением лишь два года спустя. Соответственно распределяются и результаты – Вторая («Богатырская») симфония композитора признаётся вершиной русского и мирового эпического симфонизма. Зато его отчёт о минеральных водах в костромском Солигаличе стал классикой трудов по бальнеологии.
Джакомо Пуччини
Парусная шлюпка, ружейная охота, рыбная ловля, автоспорт – типичный портрет какого-нибудь английского лорда-бездельника. Тем не менее всё это Джакомо Пуччини , автор шедевров мировой оперы «Тоска», «Турандот» и «Мадам Баттерфляй». С последней произошёл казус. Будучи одним из пионеров автомобилизма (поскольку первую машину он приобрёл ещё в 1900 г.), Пуччини вкусил всю прелесть дорог, абсолютно свободных от пробок. И вот результат – возвращаясь с женой и сыном домой на большой скорости, он не заметил обрыва. Автомобиль упал с высоты 5 метров. Все выжили, но композитору диагностировали контузию и перелом берцовой кости. Работа над оперой зависла – сочинять без рояля Пуччини не умел и дожидался разрешения ходить на костылях.
Сергей сергеевич Прокофьев. Сергей Прокофьев биография
Сергей Сергеевич Прокофьев (1891 – 1953) – русский композитор, дирижер, пианист, народный артист РСФСР, лауреат шести Сталинских премий и Ленинской премии. Один из самых значимых музыкантов ХХ века.
Прокофьев Сергей Сергеевич родился 11 (23) апреля 1891 года в селе Сонцовка Екатеринославской губернии. Любовь к музыке привила мальчику мать, которая была хорошей пианисткой, часто играла сыну Шопена и Бетховена.
Начальное образование Прокофьев получил дома.
Важно
С раннего возраста Сергей Сергеевич увлекся музыкой и уже в пять лет сочинил свое первое произведение – маленькую пьесу «Индийский галоп» для фортепиано. В 1902 году произведения Прокофьева услышал композитор С. Танеев. Он был настолько впечатлен способностями мальчика, что сам попросил Р. Глиэра давать Сергею уроки по теории композиции.
В 1903 Прокофьев поступает в Петербургскую консерваторию. Среди преподавателей Сергея Сергеевича были такие известные музыканты как Н. Римский-Корсаков, Я. Витола, А. Лядова, А. Есипова, Н. Черепнина. В 1909 году Прокофьев оканчивает консерваторию как композитор, в 1914 – как пианист, в 1917 – как органист. В этот период Сергей Сергеевич создает оперы «Маддалена», «Игрок».
Впервые со своими произведениями Прокофьев, биография которого уже была известна в музыкальной среде Петербурга, выступил в 1908 году. После окончания консерватории, с 1918 года Сергей Сергеевич много гастролировал, посетил Японию, США, Лондон Париж. В 1927 году Прокофьев создает оперу «Огненный ангел» В 1932 году записывает свой Третий концерт в Лондоне.
Обратите внимание
В 1936 году Сергей Сергеевич переезжает в Москву, начинает преподавать в консерватории. В 1938 году завершает работу над балетом «Ромео и Джульетта». В годы Великой Отечественной войны создает балет «Золушка», оперу «Война и мир», музыку к кинолентам «Иван Грозный» и «Александр Невский».
В 1944 году композитор получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. В 1947 – звание народного артиста РСФСР.
В 1948 году Прокофьев завершает работу над оперой «Повесть о настоящем человеке».
В 1948 году вышло постановление ЦК ВКП(б), в котором Прокофьев подвергался резкой критике за «формализм». В 1949 году на Первом Съезде Союза композиторов СССР Асафьев, Хренников и Ярустовский с осуждением высказывались об опере «Повесть о настоящем человеке».
С 1949 года Прокофьев практически не выезжал со своей дачи, продолжая активно творить. Композитор создал балет «Сказ о каменном цветке», симфонию-концерт «На страже мира».
Жизнь композитора Прокофьева оборвалась 5 марта 1953 года. Великий музыкант умер от гипертонического криза в коммунальной квартире в Москве. Похоронили Прокофьева на Новодевичьем кладбище в Москве.
Совет
В 1919 году Прокофьев познакомился со своей первой женой – испанской певицей Линой Кодиной. В 1923 году они поженились, вскоре у них родилось два сына.
В 1948 году Прокофьев женится на Мире Мендельсон – студентке Литературного института, с которой познакомился в 1938 году. Сергей Сергеевич не оформлял развод с Линой Кодиной, так как в СССР браки, заключенные за границей, считались недействительными.
- Первые оперы будущий композитор создал в девятилетнем возрасте.
- Одним из увлечений Прокофьева была игра в шахматы. Великий композитор говорил, что игра в шахматы помогает ему создавать музыку.
- Последнее произведение, которое Прокофьеву удалось услышать в концертном зале, была его Седьмая симфония (1952).
- Прокофьев умер в день кончины Иосифа Сталина, поэтому смерть композитора осталась почти незамеченной.
- Краткая биография Прокофьева для детей нашла отражение в книге «Детство», написанной самим композитором.
Молодой хулиган
Вскоре звезда Прокофьева уже вовсю сияет на столичной сцене — и как исполнителя, впервые сыгравшего русской публике сочинения Шенберга, и как передового композитора, «крайнего модерниста», по определению одного из критиков, «музыкального кубиста», по гневному замечанию другого. Премьера Второго фортепианного концерта сопровождается настоящим скандалом — дело, впрочем, привычное в те времена, когда серьезное искусство было принято и воспринимать на полном серьезе. «Прокофьев ворвался в русскую музыку и принес с собой молодой задор, смелость, свежесть вдохновения, неистощимую фантазию и жизнерадостность, бодрость ритма», — писал о нем много позже Леонид Сабанеев, по иронии судьбы в 1910-х стоявший в первых рядах критиков прокофьевской музыки.
Первые прижизненные издания произведений композитора Сергея Прокофьева
Обе революции Прокофьев принимает безоговорочно, однако уже в 1918 году добивается через Луначарского разрешения на выезд в Америку. Связано это было скорее с врожденным прагматизмом композитора. «Здесь — закисание, там — жизнь ключом, здесь — резня и дичь, там — культурная жизнь, здесь — жалкие концерты в Кисловодске, там — Нью-Йорк, Чикаго. Колебаний нет. Весной я еду», — писал он в своем дневнике. Летом 1918 года через Японию он уезжает в США. Там он успешно концертирует как пианист и активно работает — его оперы «Любовь к трем апельсинам» и «Огненный ангел», балеты «Стальной скок» и «На Днепре» с успехом идут и на «буржуазных» сценах, и в стране победившего пролетариата. Сам он, впрочем, не спешит пока возвращаться домой — он успел обзавестись семьей, к тому же выданное в 1918 году Луначарским командировочное удостоверение давно истекло. В 1927 году Прокофьевы восстанавливают советское гражданство, но на родину вновь не торопятся.
«Не скрывая своих симпатий к коммунизму (без демагогии или политического доктринерства), он признавался в то же время, что предпочитает жить и творить в атмосфере покоя и удобств «капиталистического» мира», — вспоминал близко общавшийся с Прокофьевым в эмиграции художник Юрий Анненков. Помимо музыки, Прокофьев не забывал и о своем увлечении — шахматах. Как шахматист, однако, он был немногим ниже уровнем, нежели пианист и композитор — достаточно вспомнить, что ему довелось обыграть и великого Капабланку.
Композитор, народный артист РСФСР Сергей Прокофьев
Играл Прокофьев и в теннис и крокет, а еще был заядлым картежником — много раз бывал и в знаменитом казино Монте-Карло. Правда, будучи натурой строгой и склонной к точности, описываемого писателями (и в первую очередь его любимым Достоевским, «Игрока» которого он переделал в оперу) азарта и трагических страстей там не обнаружил. «Азартный клуб для меня довольно безопасен, так как я не проиграюсь. Происходит это потому, что мне слишком жалко проиграть деньги в карты и, кроме того, это слишком глупо», — писал Прокофьев в своем дневнике еще в молодые годы.
Серьезное отношение к материальной стороне жизни, некоторый даже цинизм (с иной точки зрения) подвигли Прокофьева и на возвращение в СССР в 1936 году. Если верить всё тому же Анненкову, Прокофьев так обосновывал свое решение: «Меня начинают принимать в советской России за эмигранта. Понимаешь? И я начинаю постепенно терять советский рынок. Но если я окончательно вернусь в Москву, то здесь — в Европе, в Америке — никто не придаст этому никакого значения, и мои вещи будут исполняться здесь так же, как и теперь, а то и еще чаще, так как всё советское начинает входить в моду. Понял? Почему же в таком случае не доить разом двух коров, если они не протестуют? Понятно?»
Так оно было или старого художника, некогда писавшего портреты Ленина и Троцкого, а во Франции превратившегося в записного антикоммуниста (он сомневался даже в полете Гагарина — не врут ли большевики и на этот раз), подвела память — бог весть.
Начало творческой деятельности
Сергей Прокофьев родился 23 апреля 1891 года в селе Сонцовка Бахмутского уезда на Украине. К 9 годам он написал свою первую оперу, а в 13 лет поступил в Петербургскую консерваторию, где учился под руководством Н. А. Римского-Корсакова, А. К. Лядова, Н. Н Черепнина и А. Н Есиповой. В 1914-м он выиграл премию им. А. Г. Рубинштейна и официально стал лучшим среди выпускников консерватории. Затем Сергей пробовал себя в роли дирижера, продолжал сочинять и играть, начал гастролировать, сотрудничать с С. П. Дягилевым, эмигрировал в США.
За границей он написал оперы «Огненный ангел», «Любовь к трем апельсинам», балеты «Блудный сын», «Стальной скок», «На Днепре». Вернувшись в 1936-м в СССР, он продолжил композиторскую деятельность, создал симфоническую сказку для Центрального детского театра «Петя и волк» по инициативе Наталии Сац, балет «Золушка», музыку к фильмам «Александр Невский» и «Иван Грозный». Еще при жизни Прокофьев стал классиком и достиг признания.
Новатор музыкального языка, Прокофьев был не только гением в области музыки, но и незаурядной личностью, обладал разного рода дарованиями и активно их развивал.
Сергей Сергеевич с детства и почти до 40 лет вел дневник, стиль которого можно назвать «чеховским» за ясность и простоту. Прочтя дневники Прокофьева, американский дирижер и музыкальный критик Роберт Крафт написал: «…это несомненно лучшая из известных мне подобных книг, написанных композитором… Прокофьев является писателем-прозаиком удивительного мастерства», чья книга «может выдержать сравнение с Набоковской «Speak, Memory».
Прокофьев играет в шахматы. (pinterest)
Не без юмора Прокофьев описывает свое отбытие из Одессы: «Перед самым отъездом произошел забавный инцидент. Оказывается, какой-то тип уже второй день внизу ресторана ел, пил и заказывал дорогие блюда, говоря, что он приехал с Прокофьевым чуть ли не в качестве его секретаря. Параллельно с этим он красно рассказывал про заграницу и про разные случаи из жизни Прокофьева, а хозяин и прислуга слушали и записывали съеденное и выпитое на мой счет. Когда в момент моего отъезда выяснилось, что означенный тип никакого ко мне отношения не имеет, в отеле поднялась тревога. Метр д’ отель кричал:
– Подождите, я его найду! Он от меня не уйдет!
Впрочем нам препятствий не чинили и отпустили нас с поклонами».
Интересные факты
- Редакция оперы «Игрок», написанная для Мариинского театра в 1916 году, так никогда и не была поставлена на его сцене. Премьера второй редакции состоялась только в 1991 году.
- При жизни Прокофьева в СССР были поставлены только 4 его оперы. При этом – ни одной в Большом театре.
- У Сергея Прокофьева остались две законных вдовы. За месяц до ареста Л. Прокофьевой, не дававшей ему развод то ли из соображений собственной безопасности, то ли по причине того, что искренне не хотела отпускать любимого человека, композитор женился повторно. Ему посоветовали воспользоваться юридическими нормами указа о воспрещении браков с иностранцами, признававшего церковный брак с Линой Ивановной, заключенный в Германии, недействительным. Прокофьев поспешил узаконить отношения с М. Мендельсон, тем самым подставив бывшую жену под удар советской репрессивной машины. Ведь она росчерком пера и против своей воли из жены Прокофьева превратилась в одинокую иностранку, поддерживающую отношения с другими иностранцами Москвы. По возвращении из лагеря, первая жена композитора в судебном порядке восстановила все свои супружеские права, в том числе на значительную часть наследства.
- Композитор был блестящим шахматистом. «Шахматы – это музыка мысли» — один из его самых известных афоризмов. Однажды ему даже удалось выиграть партию у чемпиона мира по шахматам Х.-Р. Капабланки.
- С 1916 по 1921 год Прокофьев собирал альбом автографов своих друзей, которые отвечали на вопрос: «Что вы думаете о солнце?». Среди ответивших – К. Петров-Водкин, А. Достоевская, Ф. Шаляпин, А. Рубинштейн, В. Бурлюк, В. Маяковский, К. Бальмонт. Творчество Прокофьева часто называют солнечным, оптимистичным, жизнерадостным. Даже место его рождения в некоторых источниках называют Солнцевкой.
- В биографии Прокофьева отмечается, что в первые годы выступлений композитора в США, его там называли «музыкальный большевик». Американская публика оказалась слишком консервативной для понимания его музыки. Кроме того, у нее уже был свой русский кумир – Сергей Рахманинов.
- По возвращении в СССР Прокофьеву предоставили просторную квартиру в доме на Земляном валу, 14, где, в частности, проживали: летчик В. Чкалов, поэт С. Маршак, актер Б. Чирков, художник К. Юон. А также позволили привезти с собой синий «Форд», купленный за рубежом, и даже обзавестись личным водителем.
- Современники отмечали умение Сергея Сергеевича со вкусом одеваться. Его не смущали ни яркие тона, ни смелые сочетания в одежде. Он любил французские духи и дорогие аксессуары – например, галстуки, хорошие вина и изысканные блюда.
- Сергей Прокофьев 26 лет вел подробный личный дневник. Но после переезда в Советский Союз решил, что разумнее больше этого не делать.
- После войны Прокофьев в основном жил на даче в подмосковном поселке Николина гора, которую купил на деньги пятой сталинской премии. В Москве его домом были три комнаты в коммунальной квартире, где помимо композитора с супругой проживал и отчим Миры Абрамовны.
- Композитор часто включал в свои произведения фрагменты и мелодии более ранних работ. Среди примеров:
— музыка балета «Ала и Лоллий», от постановки которого отказался С. Дягилев, переработана Прокофьевым в Скифскую сюиту;
— музыка Третьей симфонии взята из оперы «Огненный ангел»;
— Четвертая симфония родилась из музыки балета «Блудный сын»;
— тема «Степь татарская» из картины «Иван Грозный» легла в основу арии Кутузова в опере «Война и мир». - «Стальной скок» впервые увидел российскую сцену только в 2015 году, через 90 лет после его создания.
- Работу над дуэтом Катерины и Данилы из балета «Сказ о Каменном цветке» композитор закончил за несколько часов до своей смерти.
- Жизни С.С. Прокофьева и И.В. Сталина оборвались в один день, из-за чего о кончине композитора было объявлено по радио с опозданием, а организация похорон значительно затруднена.
Сочинения
Основная статья: Список произведений Сергея Прокофьева (по опусам)
Основная статья: Список произведений Сергея Прокофьева (по жанрам)
Оперы
- «Пир во время чумы»
- «Маддалена» (1911; 2-я редакция 1913)
- «Игрок» (по Ф. М. Достоевскому, 1929, Брюссель; 1974, Москва)
- «Любовь к трём апельсинам» (по К. Гоцци, 1921, Чикаго; 1926, Ленинград)
- «Огненный ангел» (по В. Я. Брюсову, 1927; концертное исполнение 1954, Париж; 1955, Венеция; 1983, Пермь; 2011, Москва)
- «Семён Котко» (1940, Москва)
- «Обручение в монастыре» (опера) («Дуэнья», по Р. Шеридану, 1946, Ленинград)
- «Война и мир» (по Л. Н. Толстому), 1943; окончательная редакция 1952; 1946, Ленинград; 1955, там же; 2012, Москва)
- «Повесть о настоящем человеке» (по Б. П. Полевому, концертное исполнение 1948, Ленинград; 2-я редакция 1960, Москва)
- «Далёкие моря» по В. А. Дыховичному, не окончена (сохранилась первая картина, написанная летом 1948; концертное исполнение 2009, Москва)
- «Борис Годунов» по А. С. Пушкину, концертное исполнение 2010, СПб
Балеты
- «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего» (, Париж)
- «Стальной скок» (, Париж)
- «Блудный сын» (, там же)
- «На Днепре» (, там же),
- «Ромео и Джульетта» (по У. Шекспиру, (, Брно; , Ленинград),
- «Золушка» (, Москва)
- «Сказ о каменном цветке» (по П. П. Бажову, (, Москва, , Ленинград)
Вокально-симфонические произведения
- Семеро их, халдейское заклинание для солиста, хора и оркестра (слова К. Д. Бальмонта в переделке Прокофьева, 1917—1918)
- К XX-летию Октября, кантата (текст-монтаж П. П. Сувчинского и самого Прокофьева из сочинений К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, И. В. Сталина, 1936—1937)
- Александр Невский, кантата (слова Прокофьева и В. А. Луговского, 1939)
- Здравица, кантата к 60-летию Сталина (слова «народные», 1939)
- Зимний костёр, сюита (слова С. Я. Маршака, 1949)
- На страже мира, оратория (слова С. Я. Маршака, 1950)
- Александр Невский, кантата (op 78., 1938)
Для оркестра
- Симфония № 1
- Симфония № 2
- Симфония № 3
- Симфония № 4
- Симфония № 5
- Симфония № 6
- Симфония № 7
- Ала и Лоллий (Скифская сюита, 1915),
- Петя и волк (Симфоническая сказка,1936)
- Два пушкинских вальса (1949), различные сюиты, поэмы, увертюры и др.;
Инструментальные концерты
- Шесть концертов для фортепиано с оркестром (1912; 1913 (2-я редакция 1923); 1921; 1931 (для левой руки); 1932; 1952 (для двух фортепиано, не окончен)
- Два концерта для скрипки с оркестром (1917, 1935)
- Концерт для виолончели с оркестром (1938)
- Симфония-концерт для виолончели с оркестром (новая редакция предыдущего концерта, 1952)
- Концертино для виолончели с оркестром (1952, не окончено)
Камерно-инструментальные ансамбли
- Две сонаты для скрипки и фортепиано (Вторая — переложение Сонаты для флейты и фортепиано)
- Соната для скрипки соло
- Соната для двух скрипок (1932)
- Соната для виолончели и фортепиано
- Соната для флейты
- Два струнных квартета
Произведения для фортепиано
- Соната № 1 фа минор — ор.1 (—)
- 4 этюда для фортепиано — ор.2 ()
- 4 пьесы для фортепиано — ор.3 (—)
- 4 пьесы для фортепиано — ор.4 ()
- Концерт № 1 ре бемоль мажор для фортепиано с оркестром — ор.10 (—)
- Токката Ре-минор — ор.11 ()
- 10 пьес для фортепиано — ор.12 (—)
- Соната № 2 ре минор — ор.14 ()
- Концерт № 2 соль минор для фортепиано с оркестром — ор.16 (—)
- «Сарказмы» — ор.17 (—). Первое исполнение в 1916 году. Пять пьес цикла организованы с чередованием наступательных скерцозных (нечётные номера пьес) и призрачно-фантастических образов (чётные номера пьес).
- «Мимолётности» — ор.22 (—)
- Концерт № 3 до мажор для фортепиано с оркестром — ор.26 (—)
- Соната № 3 ля минор — ор.28 (—)
- Соната № 4 до минор — ор.29 (—)
- «Сказки старой бабушки» — ор.31 ()
- 4 пьесы для фортепиано — ор.32 ()
- Соната № 5 до мажор — ор.38 ()
- Дивертисмент — ор.43b ()
- 6 транскрипций для фортепиано — ор.52 (—)
- Концерт № 4 (для левой руки) для фортепиано с оркестром — ор.53 ()
- 2 сонатины для фортепиано — ор.54 (—)
- Концерт № 5 соль мажор для фортепиано с оркестром — ор.55 ()
- 3 пьесы для фортепиано — ор.59 (—)
- «Музыка для детей» — ор.65 ()
- «Ромео и Джульетта» — 10 пьес для фортепиано — ор.75 ()
- Соната № 6 ля мажор — ор.82 (—)
- Соната № 7 си бемоль мажор — ор.83 (—)
- Соната № 8 си бемоль мажор — ор.84 (—)
- 3 пьесы для фортепиано — ор.96 (—)
- «Золушка» — 10 пьес для фортепиано — ор.97 ()
- «Золушка» — 6 пьес для фортепиано — ор.102 ()
- Соната № 9 до мажор — ор.103 ()
Также: романсы, песни; музыка к спектаклям драматического театра и кинофильмам.
Прокофьев интересные факты. Сергей Прокофьев — интересные факты из жизни
Сергей Прокофьев с детства воспитывался на музыке. Его мать часто исполняла при нем произведения Шопена и Бетховена. Его первым наставником по музыке была его мать, она хорошо играла на пианино. Представляем интересные факты о Прокофьеве.
Биография
Есть некая путаница, связанная с датой рождения композитора. Сам он утверждал, что родился 23 апреля. Однако, по официальным источникам известно, что день его рождения 27 апреля 1981 года. Был единственным сыном у родителей.
Первую пьесу сочинил, когда ему было 5 лет.
В семье родители активно занимались образованием Сергея: отец обучал его математике, а мать – немецкому и французскому языкам.
Был учеником Н. А. Римского-Корсакова.
Будучи студентом консерватории, изучал композицию, музыкально-теоретические дисциплины, фортепиано и дирижирование
Чуть позже получал уроки по классу органа.
По словам некоторых знакомых, Сергей всегда любил привлекать к себе внимание и мог странно одеваться.
Отличался резкостью и дерзостью высказываний, не боялся сказать правду в лицо. Временами мог резко высказываться о других композиторах.
Его творчеством восторгался Маяковский.
Любил шахматы и литературу
Играл в шахматы с именитыми личностями, как Э. Ласкер (немецкий шахматист), Д. Ойстрах (скрипач и дирижёр), Х. Р. Капабланка (кубинский шахматист), М. Эльман (советский скрипач) и С. Тартаковер (шахматист).
Прокофьев утверждал, что игра в шахматы помогает ему в написании его произведений.
Был лично знаком с Рахманиновым и Стравинским.
Прокофьев немного злился из-за популярности Стравинского в Европе, а о Шостаковиче всегда высказывался резко.
Первым шагом к популярности стало выступление на концерте клуба «Вечера современной музыки» — критики широко оценили творчество композитора, отметив, что он от части является «модернистом».
На одном из вечеров представил свои произведения К. Дебюсси, который тогда посещал Россию.
Довольно быстро заработал популярность. В свой первый заграничный тур он отправился спустя, буквально, 5 лет после своего первого выступления.
Продолжая свою карьеру в качестве исполнителя, не раз сталкивался с жесткой критикой. Так, его Второй фортепианный концерт вызвал жесткий общественный резонанс и грубые высказывания в адрес композитора. Еще более жесткую критику получило его произведение «Скифская сюита».
В определенный период своей жизни решает, что стоит ехать в Америку, чтобы продолжать там заниматься творчеством и давать концерты. В те времена он считал, что Америка — это то место, где жизнь бьет ключом, в то время, как в России полный застой. И он отправился.
Гастролировал в Америке, Европе. Побывал с концертами в Японии.
Одно из его первых выступлений во Франции окончилось полным провалом. Публика была недовольна.
За рубежом больше выступал, как пианист, и меньше как дирижер.
Первой его женой была Лина Кодина. В браке у них родилось двое сыновей: Олег и Святослав. Так как брак был заключен не на территории СССР, и не был заверен в консульстве – советской властью такой брак позже был признан недействительным.
Второй его женой стала Мира Мендельсон. На ней он женился уже в СССР.
За период его гастролей и путешествий он теряет советское гражданство в связи с окончанием срока командировочного удостоверения.
Не служил в армии.
Лишь спустя почти 20 лет странствий он с супругой вернулся на территории СССР, однако продолжал давать выступления за границей, но не часто.
Наравне с другими известными композиторами (Шостакович, Мясковский, Хачатурян и др.) был обвинен советской властью в «формализме».
Умер в один день со Сталиным – 5 марта 1953 года.
По его завещанию, архивы о нем можно открыть и изучить только спустя 100 лет после его смерти – в 2053 году.
Некоторые критики и исследователи в области музыки сравнивают творчество и деятельность Прокофьева с Чайковским, Моцартом и прочими именитыми личностями.
Детство и учёба в консерватории
В конце 19 века была в Российской империи Екатеринославская губерния, а в ней Бахмутский уезд. Вот в этом уезде 23 апреля в 1891 году в селе, или, как тогда было принято называть, имении Сонцовка родился Сергей Прокофьев (ныне его родина больше известна всему миру, как Донбасс).
Его папа Сергей Алексеевич учёный-агроном, на момент рождения сына работал управляющим в имении у помещика. В семье до этого были рождены две девочки, но они умерли в младенческом возрасте
Поэтому мальчик Серёжа был очень долгожданным ребёнком и родители отдали ему всю свою любовь, заботу и внимание. Воспитанием практически полностью занималась мама мальчика Мария Григорьевна
Она из крепостного рода Шереметовых, где детей с раннего возраста обучали музыке и театральному искусству (причём не просто так, а на самом высоком уровне). Мария Григорьевна тоже была пианисткой.
Это и повлияло на то, что маленький Серёжа уже в 5 лет занимался музыкой, и постепенно в нём стал проявляться дар сочинительства. Он придумывал музыку в виде пьес и песенок, рондо и вальсов, а мама писала за ним. Как вспоминал композитор, самым сильным детским впечатлением для него оказалась поездка в Москву с мамой и папой, там они были в театре и слушали «Князя Игоря» А. Бородина, «Фауста» Шарля Гуно. Увидев «Спящую красавицу» П.Чайковского, мальчик вернулся домой просто одержимым скорее написать что-то подобное. Уже в десять лет он пишет два произведения под названиями «Великан» и «На пустынных островах».
Второй московский приезд Серёжи был в начале зимы 1901 года. Его слушал профессор консерватории Танеев С. Опытный педагог заметил талант у ребёнка и порекомендовал заниматься музыкой со всей серьёзностью и систематичностью. Летом в село Сонцовку приехал в будущем известный композитор Рейнгольд Глиэр. Он недавно окончил консерваторию, получил золотую медаль и по рекомендациям Танеева прибыл в имение. Он обучал маленького Прокофьева музыкальным теориям импровизации, гармонии, композиции, стал помощником в написании произведения «Пир во время чумы». Осенью Глиэр вместе с Марией Григорьевной, мамой Серёжи, снова повезли ребёнка в Москву к Танееву.
По поводу талантливого мальчика было принято решение, и Сергей становится учеником Петербургской консерватории. Его учителя – А.Н.Есипова, Н.А. Римский-Корсаков, А.К. Лядов, Н.Н. Черепнин. В 1909 году он заканчивает консерваторию как композитор, а в 1914 году как пианист. По окончании консерватории Прокофьев получил золотую медаль. А на выпускных экзаменах комиссия единогласно присудила ему премию им. А. Рубинштейна – рояль «Шредер». Но он не ушёл из консерватории, а продолжил заниматься по классу органа до 1917 года.
С 1908 года солировал, исполнял собственные произведения. После окончания консерватории Прокофьев впервые поехал в Лондон (такой подарок обещала ему мама). Там он знакомится с Дягилевым, который в то время устраивал во французской столице «Русские сезоны». С этого момента молодому музыканту открылась дорога в популярные европейские салоны. Его вечера с фортепиано имели в Неаполе и Риме огромный успех.
С детства характер Сергея не был простым, это даже нашло отражение в его ранних произведениях. Во время учёбы в консерватории он частенько эпатировал окружающих своим внешним видом, всегда старался захватить лидерство и находиться в центре внимания. Люди, знавшие его в те годы, отмечали, что он всегда выглядел особенно. У Прокофьева был отменный вкус, он очень красиво одевался, позволяя себе при этом яркие цвета и броские сочетания в одежде.
Много позже о нём скажет Святослав Рихтер:
«Однажды солнечным днём я гулял на Арбате и встретил необычайного человека, который нёс в себе силу и вызов, прошёл мимо меня как явление. Он был в ботинках ярко-жёлтого цвета и красно-оранжевом галстуке. Я не удержался, обернулся и посмотрел ему вслед. Это был Сергей Прокофьев».
Другие увлечения
Будучи очень разносторонним человеком, Сергей Прокофьев занимался не только музыкой – вторым его увлечением была литература. Незаурядностью писательских способностей отмечено все, что выходило из-под его пера: это и огромная “Автобиография”, охватывающая жизнь композитора с рождения до 1909 года, и его дневники, и все сочиненные им либретто и рассказы, наполненные оптимизмом и прекрасным чувством юмора.
Помимо музыки и литературы, Сергей Сергеевич серьезно увлекался шахматами и называл их “музыкой мысли”. С 1914 по 1937 год, Прокофьеву удалось сыграть партии с такими знаменитыми шахматистами, как Капабланка, Ласкер и Тартаковер.
Также композитор был приверженцем Христианской науки, методы которой позволяли ему побороть волнение перед выступлениями. Прокофьев любил читать книгу “Наука и здоровье” Мэри Бейкер Эдди, в своих дневниках он не раз упоминал о ней, говоря, что эта книга помогла сформировать его личное отношение к добру, злу, Богу и человеку.