Творчество
Раннее творчество
Первые литературные опыты Шмелёва относятся ещё ко времени обучения в Московской гимназии. Его первым опубликованным произведением стала зарисовка «У мельницы» 1895 года в журнале «Русское обозрение»; в 1897 году в печати появился сборник очерков «На скалах Валаама», вскоре запрещённый царской цензурой.
В 1907 году Шмелёв, в то время чиновник во Владимирской губернии, вёл активную переписку с Максимом Горьким и отправил ему на рецензирование свою повесть «Под горами». После положительной оценки последнего, Шмелёвым была закончена повесть «К солнцу», начатая ещё в 1905 году, за которой последовали «Гражданин Уклейкин» (1907), «В норе» (1909), «Под небом» (1910), «Патока» (1911). Для произведений писателя этого периода характерны реалистическая манера и тема «маленького человека».
В 1909 году Шмелёв вступил в литературный кружок «Среда». В 1911 году в печати появилась его повесть «Человек из ресторана». С 1912 года Шмелёв сотрудничает с Буниным, став одним из учредителей «Книгоиздательства писателей в Москве», с которым его последующее творчество было связано на протяжении многих лет.
В 1912—1914 годах было издано несколько его повестей и рассказов: «Виноград», «Стена», «Пугливая тишина», «Волчий перекат», «Росстани», посвящённые описанию быта купечества, крестьянства, нарождающейся буржуазии. Впоследствии вышли два сборника прозы, «Лик скрытый» и «Карусель», а также сборник очерков «Суровые дни» (1916); за ними последовали повесть «Как это было» (1919), повествующая о событиях Гражданской войны в России, и рассказ «Чужая кровь» (1918—1923).
Творчество 1920—1930 годов
Новый период в творчестве писателя начинается после его эмиграции из России в 1922 году. Первое значительное произведение, которое Шмелёв опубликовал в эмиграции, — эпопея «Солнце мёртвых». Книга была переведена на многие языки и принесла Шмелёву широкую известность.
Как пишет литературовед Вадим Крейд в книге «Дальние берега», где собраны воспоминания о русских писателях-эмигрантах, «у Шмелёва был свой многочисленный благодарный читатель в эмиграции, что можно сказать лишь об ограниченном числе писателей и поэтов зарубежья».
«Солнце мёртвых» (1925).
Творчество первых лет эмиграции представлено в основном рассказами-памфлетами: «Каменный век» (1924), «Два Ивана» (1924), «На пеньках» (1925), «Про одну старуху» (1925); для этих произведений характерны мотивы критики «бездуховности» западной цивилизации и боль за судьбу, постигшую родину писателя после Гражданской войны.
В произведениях, написанных спустя несколько лет: «Русская песня» (1926), «Наполеон. Рассказ моего приятеля» (1928), «Обед для разных», — на первый план выходят картины «старого житья» в России вообще и Москве в частности. Для них характерны красочные описания религиозных празднеств и обрядов, прославление русских традиций. В 1929 году вышла книга «Въезд в Париж. Рассказы о России зарубежной», посвящённая тяжёлым судьбам представителей русской эмиграции. В 1930 году был опубликован лубочный роман Шмелёва «Солдаты», сюжетом для которого послужили события Первой мировой войны.
Наибольшую известность принесли Шмелёву романы «Богомолье» (1931) и «Лето Господне» (1933—1948), дающие широкую картину быта старой, «патриархальной» России, Москвы и любимого писателем Замоскворечья. Эти произведения были весьма популярны в среде русского зарубежья.
Последний период творчества
Для последнего периода жизни Шмелёва характерны тоска по родине и тяга к монастырскому уединению. В 1935 году в печати появился его автобиографический очерк «Старый Валаам» о его давней поездке на остров Валаам, спустя год был выпущен построенный на «сказе» роман «Няня из Москвы» (1936), написанный от лица пожилой русской женщины Дарьи Степановны Синицыной.
В послевоенном романе 1948 года «Пути небесные» о судьбах реальных людей, инженера В. А. Вейденгаммера, религиозного скептика, и послушницы Страстного монастыря Дарьи Королёвой, нашла отражение «тема реальности Божьего промысла в Земном Мире». Роман остался неоконченным: смерть не позволила писателю завершить его третий том, поэтому в печать вышло лишь два первых.
В 1931 и 1932 годах был номинирован на Нобелевскую премию по литературе Томасом Манном и Николасом ван Вейком соответственно.
В Большой советской энциклопедии при характеристике дореволюционного творчества Шмелёва признавались его хорошее знание городского быта и народного языка, отмечалось «внимание к сказу». Всё творчество писателя после эмиграции рассматривалось исключительно как антисоветское, с характерной ностальгией «по дореволюционному прошлому».
До эмиграции
Путешествие на Валаам
В августе года студент юридического факультета Московского университета Шмелёв выбрал по желанию своей невесты Ольги местом для их свадебного путешествия древний Валаамский монастырь. Воспоминания о поездке:
«И вот мы решили отправиться в свадебное путешествие. Но – куда?… Петербург? …Ладога, Валаамский монастырь?.. туда поехать? От Церкви я уже шатнулся, был если не безбожник, то никакой
Я с увлечением читал Бокля, Дарвина, Сеченова, Летурно… Я питал ненасытную жажду «знать»… это знание уводило меня от самого важного знания – от источника Знания, от Церкви. И вот в каком-то полубезбожном настроении, да еще в радостном путешествии, в свадебном путешествии, меня потянуло… к монастырям!»
Благословение в свадебное путешествие Шмелев получил у старца Варнавы Гефсиманского в Троице-Сергиевой Лавре. Преподобный Варнава, провидя писательский талант, благословил его еще и так: «…превознесешься своим талантом».
Первая книга писателя «На скалах Валаама. За гранью мира. Путевые очерки» была задержана по распоряжению обер-прокурора Синода К.Победоносцева. Последовавшая затем продажа неразошедшегося тиража, обезображенного цензурой, букинисту за гроши надолго отвратила молодого автора от литературы. Спустя 40 лет Шмелев создал новую редакцию этого повествования под названием «Старый Валаам» (Париж, ).
Известность. Революция. Отъезд.
До отставки в году Шмелев написал ряд рассказов, посвященных социальным темам («Вахмистр», «По спешному делу», «Распад», 1906; «Иван Кузьмич», «Гражданин Уклейкин», 1907). Для героев Шмелева революция — очистительная сила, под ее влиянием они осознают новую правду. Печатался в «Русской мысли», «Детском чтении». Получив в 1907 году отставку, поселился в Москве, участвовал в «средах» Н.Телешова, в вошел в Товарищество «Знание» и, несмотря на начавшееся расслоение писателей демократической ориентации оставался типичным «знаньевцем».
Всероссийскую славу принесла Шмелеву, написанная в излюбленной им форме сказа повесть «Человек из ресторана» (1910). Критики сравнивали появление ее с дебютом Ф.Достоевского, но, продолжая традицию «бедных людей», повесть при всем ее социально-обличительном звучании несла в себе и новый пафос утешения, которое оскорбленная душа официанта Скороходова обрела в вере. По легенде, эта повесть спасла Шмелева от смерти: в двадцатом году его, как офицера запаса царской армии ждал расстрел, но комиссар признал в нем автора повести об официанте и отпустил. Произведение было экранизировано в СССР в году (режиссер — Я. Протазанов, в ролях: М. Чехов, В. Малиновская, И. Коваль-Самборский).
На события Первой мировой войны Шмелев, живший в это время в калужском имении, откликнулся сборником рассказов «Суровые дни»; неприятие войны как самоистребления озверевших людей получило также выражение в повести «Это было».
«Разрушение и хаос, куда не поглядишь… Что ж, умирает жизнь? Рождается…, только мы-то старыми глазами ясно не видим этого… Смерти нет для Великой Страны».
Сергей Иванович Шмелев – сын писателя. |
«Без сына, единственного, я погибну. Я не могу, не хочу жить… У меня взяли сердце. Я могу только плакать бессильно. Помогите, или я погибну. Прошу Вас, криком своим кричу — помогите вернуть сына. Он чистый, прямой, он мой единственный, не повинен ни в чем».
Уже узнав о расстреле, Иван Сергеевич просил найти и выдать тело сына: «Я хочу знать, где останки моего сына, чтобы предать их земле. Это мое право. Помогите».
Горе круто изменило жизнь писателя. Поняв, что больше ничего нельзя узнать о смерти сына, Шмелевы ищут возможности выехать из Крыма в Москву.
Приехав в Москву, Шмелевы стали хлопотать о выезде из страны:
«Мне нужно отойти подальше от России, чтобы увидеть ее все лицо, а не ямины, не оспины, не пятна, не царапины, не гримасы на ее прекрасном лице. Я верю, что лицо ее все же прекрасно. Я должен вспомнить его. Как влюбленный в отлучке вдруг вспоминает непонятно-прекрасное что-то, чего и не примечал в постоянном общении. Надо отойти».
После всего пережитого Шмелев похудел и постарел до неузнаваемости. Из прямого, всегда живого и бодрого человека превратился — в согнутого, седого старика. Его голос стал глухим и тихим. От созерцания на лице появились глубокие морщины, грустные серые глаза потухли и глубоко запали.
«Я все потерял. Все. Я Бога потерял и какой я теперь писатель, если я потерял даже и Бога. С большой ли, с малой буквы — бог (Бог) — он нужен писателю, необходимо нужен. Мироощущение на той или иной религиозной основе — условие, без чего нет творчества».
Литература
- Монографии
- Дзыга Я. О. Творчество И. С. Шмелёва в контексте традиций русской литературы. — М., 2013. — 346 с.
- Кутырина Ю. А. Иван Сергеевич Шмелёв. — Париж: РНТ, 1960.
- Любомудров, А. М. Духовный реализм в литературе русского зарубежья: Б. К. Зайцев, И. С. Шмелёв. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2003.
- Руднева Е. Г. Заметки о поэтике И. С. Шмелёва. — М., 2002. — 128 с.
- Соболев Н. И. Повесть И. С. Шмелёва «Неупиваемая Чаша»: Творческая история, поэтика, текст. — Петрозаводск: ПетрГУ, 2013. — 304 с.
- Соболев Н. И. Повесть И. С. Шмелёва «Росстани»: критика текста, поэтика, материалы творческих рукописей : научное электронное издание / Н. И. Соболев. — Электрон. дан. — Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2017.
- Соболев, Н. И. Повесть И. С. Шмелёва «Гражданин Уклейкин»: материалы творческих рукописей: монография : научное электронное издание / Н. И. Соболев, О. А. Сосновская. — Электрон. дан. — Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2017.
- Солнцева Н. М. Иван Шмелёв: Жизнь и творчество: Жизнеописание. — М.: Эллис Лак, 2007. — 544 с. — ISBN 978-5-902152-45-3.
- Сорокина О. Н. Московиана: Жизнь и творчество Ивана Шмелёва. — М., 2000.
- Суровова Л. Живая старина Ивана Шмелёва. — М., 2006. — 304 с.
- Черников А. П. Проза И. С. Шмелёва: Концепция мира и человека. — Калуга: Калужский областной институт усовершенствования учителей, 1995. — 344 с.
- Шаховской Д. М. И. С. Шмелёв: Библиография. — Paris, 1980.
- Шешунова С. В. Образ мира в романе И. С. Шмелёва «Няня из Москвы». — Дубна, 2002.
- Шешунова С. В. Судьба и книги Ивана Шмелёва. Цикл лекций на радио «Град Петров» . — М., 2010.
- Aschenbrenner, Michael. Jwan Schmeljow: Leben und Schaffen des grossen russischen Schriftellers — Königsberg / Pr., Berlin: Ost-Europa-Verl., 1937.
- Научные статьи, сборники и материалы научных конференций
- Венок Шмелёву. Материалы международной научной конференции «Иван Шмелёв — мыслитель, художник и человек» (2000). — М., 2001.
- Грико Т. Шмелёвы // Москва. 2000. — № 6. — С. 174−187.
- Дзыга Я. О. Изображение быта в «Истории любовной» И. С. Шмелёва: диалог с традицией // Вестник Самарского государственного университета. — 2011. — № 7 (88). — С. 106—110.
- Есаулов И. А. Поэтика литературы русского зарубежья (Шмелёв и Набоков: два типа завершения традиции) // Категория соборности в русской литературе. — Петрозаводск: Изд-во Петрозавод. ун-та, 1995.
- И. С. Шмелёв в контексте славянской культуры: VIII Крымские международные Шмелёвские чтения. — Симферополь: Таврия-Плюс, 2000.
- И. С. Шмелёв и духовные традиции славянской культуры: Сб. материалов междунар. науч. конф. 11—15 сент. 2002 г., г. Алушта / XI Крымские международные Шмелевские чтения. — Алушта, 2004.
- И. С. Шмелёв и русская литература XX века. III Крымские Шмелёвские чтения: тезисы докладов научной конференции, 19—26 сент. 1994 г. — Алушта, 1994.
- И. С. Шмелёв и проблемы национального самосознания (традиции и новаторство): сборник статей. — М.: ИМЛИ РАН, 2015. — 536 с.
- Кияшко Л. Н. Автобиографическая проза как феномен литературы русского зарубежья (И. С. Шмелёв «Богомолье» и «Лето Господне») // Вопросы филологии. — 2011. — N 2 (38). — С. 124—132.
- Кияшко Л. Н. Чудо Георгия о змие в прозе И. Шмелёва (повесть «Неупиваемая Чаша») // Мир русского слова. — 2012. — № 2. — С. 68—73.
- Любомудров А. М. Интуитивное и рациональное в творческой личности И. С. Шмелёва // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 8: Литературоведение. Журналистика. — 2007. — № 6.
- Нечаенко Д. А. Сказка о России: «духоводительные видения» и сны в романе И. С. Шмелёва «Лето Господне» // Нечаенко Д. А. История литературных сновидений XIX—XX веков: Фольклорные, мифологические и библейские архетипы в литературных сновидениях XIX-начала XX вв. — М.: Университетская книга, 2011. — С. 744—753. — ISBN 978-5-91304-151-7.
- Осьминина Е. А. Возвращение Ивана Шмелёва // Москва. 2000. — № 6. — С. 173—174.
- Памяти Ивана Сергеевича Шмелёва: сб. статей и воспоминаний. — Мюнхен, 1956.
- Попова Л. Н. Шмелёв в Алуште. — Алушта: Крым. архив, 2000. — 83 с.
- Соболев Н. И. Послойный анализ чернового автографа повести «Неупиваемая Чаша» // Учёные записки Петрозаводского государственного университета. Сер. «Общественные и гуманитарные науки». 2013. № 7 (136). — Т. 2. — С. 74—75.
- Соболев Н. И. К проблеме поэтики художественного времени в произведениях И. С. Шмелёва // Учёные записки Петрозаводского государственного университета. — 2014. — № 7 (144), ноябрь. — Сер. «Общественные и гуманитарные науки». — С. 87—90.
Книга, принесшая разочарование
После женитьбы отправился с молодой супругой на остров Валаам, где находятся древние монастыри и скиты, Шмелев Иван Сергеевич.
Биография многих писателей отразилась в их творчестве, и Шмелев – не исключение. Результатом этого путешествия стала книга “На скалах Валаама…”. Ее издание принесло начинающему автору множество разочарований. Дело в том, что Победоносцев, оберпрокурор Святейшего Синода, через которого эта книга должна была пройти, нашел в произведении крамольные рассуждения. Шмелев в итоге вынужден был сокращать текст, переделывать произведение, лишив свое творение авторской изюминки. Это выбило из колеи Ивана Сергеевича. Он решил, что литературное поприще – не его стезя. После этого Иван Сергеевич не писал практически 10 лет. Однако ему нужно было как-то содержать свою семью. Поэтому решил отыскать новый источник дохода Шмелев Иван Сергеевич. Биография дальнейших лет его жизни еще будет связана с литературой. Но пока он решил, что нужно заняться чем-то другим.
Революция, смерть сына и эмиграция
В 1918 году семья Шмелевых переезжает в Алушту, там покупает дом. Сергей младший нуждается в лечении, он воевал в войсках Деникина, отравился на фронте газом и повредил легкие. Ужасы гражданской войны писателем описаны в повести «Как это было», он начинает работу над рассказом «Чужая кровь».
Собрание сочинений И. Шмелёва
В 1920 году на Крымском полуострове уже хозяйничают красные, Шмелева арестовывают, как отца белого офицера, а его сына Сергея расстреливают без суда и следствия, несмотря на многочисленные просьбы убитого горем отца об его освобождении, написанные самому Луначарскому.
Революционные потрясения, ужасы первой мировой войны, расстрел единственного сына, которому едва исполнилось 25 лет, вызвали глубокую депрессию, она была выплеснута в эпопее «Солнце мертвых».
«Красный террор» в Крыму унес более 60 тысяч жизней, позже прозаик напишет, то те, кто убивали не родины, ни России не знали. Далее переезд в Москву, новые потрясения и переживания, и семья принимает решение, покинуть Россию.
В 1922 году Иван Сергеевич с женой, которым Иван Бунин обещает свою поддержку, навсегда покидают родину и эмигрируют вначале в Германию, затем переезжают во Францию, в Париж.
Творчество
Раннее творчество
Первые литературные опыты Шмелёва относятся ещё ко времени обучения в Московской гимназии. Его первым опубликованным произведением стала зарисовка «У мельницы» 1895 года в журнале «Русское обозрение»; в 1897 году в печати появился сборник очерков «На скалах Валаама», вскоре запрещённый царской цензурой.
В 1907 году Шмелёв, в то время чиновник во Владимирской губернии, вёл активную переписку с Максимом Горьким и отправил ему на рецензирование свою повесть «Под горами». После положительной оценки последнего Шмелёвым была закончена повесть «К солнцу», начатая ещё в 1905 году, за ней последовали «Гражданин Уклейкин» (1907), «В норе» (1909), «Под небом» (1910), «Патока» (1911). Для произведений писателя этого периода характерны реалистическая манера и тема «маленького человека».
В 1909 году Шмелёв вступил в литературный кружок «Среда». В 1911 году в печати появилась его повесть «Человек из ресторана». С 1912 года Шмелёв сотрудничает с Буниным, став одним из учредителей «Книгоиздательства писателей в Москве», с которым его последующее творчество было связано на протяжении многих лет.
В 1912—14 годах было издано несколько его повестей и рассказов: «Виноград», «Стена», «Пугливая тишина», «Волчий перекат», «Росстани», посвящённые описанию быта купечества, крестьянства, нарождающейся буржуазии. Впоследствии вышли два сборника прозы, «Лик скрытый» и «Карусель», а также сборник очерков «Суровые дни» (1916); за ними последовали повесть «Как это было» (1919), повествующая о событиях Гражданской войны, и рассказ «Чужая кровь» (1918—23).
Творчество 1920—1930 годов
Новый период в творчестве писателя начинается после его эмиграции из России в 1922 году.
«Солнце мёртвых» (1923).
Творчество первых лет эмиграции представлено в основном рассказами-памфлетами: «Каменный век» (1924), «Два Ивана» (1924), «На пеньках» (1925), «Про одну старуху» (1925); для этих произведений характерны мотивы критики «бездуховности» западной цивилизации и боль за судьбу, постигшую родину писателя после Гражданской войны.
В произведениях, написанных спустя несколько лет: «Русская песня» (1926), «Наполеон. Рассказ моего приятеля» (1928), «Обед для разных», — на первый план выходят картины «старого житья» в России вообще и Москве в частности. Для них характерны красочные описания религиозных празднеств и обрядов, прославление русских традиций. В 1929 году вышла книга «Въезд в Париж. Рассказы о России зарубежной», посвящённая тяжёлым судьбам представителей русской эмиграции. В 1930 году был опубликован лубочный роман Шмелёва «Солдаты», сюжетом для которого послужили события Первой мировой войны.
Наибольшую известность принесли Шмелёву романы «Богомолье» (1931) и «Лето Господне» (1933—1948), дающие широкую картину быта старой, «патриархальной» России, Москвы и любимого писателем Замоскворечья. Эти произведения были весьма популярны в среде русского зарубежья.
Последний период творчества
Для последнего периода жизни Шмелёва характерны тоска по родине и тяга к монастырскому уединению. В 1935 году в печати появился его автобиографический очерк «Старый Валаам» о его давней поездке на остров Валаам, спустя год был выпущен построенный на «сказе» роман «Няня из Москвы» (1936), написанный от лица пожилой русской женщины Дарьи Степановны Синициной.
В послевоенном романе 1948 года «Пути небесные» о судьбах реальных людей, инженера В. А. Вейденгаммера, религиозного скептика, и послушницы Страстного монастыря Дарьи Королёвой, нашла отражение «тема реальности Божьего промысла в Земном Мире». Роман остался неоконченным: смерть не позволила писателю завершить его третий том, поэтому в печать вышло лишь два первых.
В 1931 и 1932 годах был номинирован на Нобелевскую премию по литературе.
В Большой советской энциклопедии при характеристике дореволюционного творчества Шмелёва признавались его хорошее знание городского быта и народного языка, отмечалось «внимание к сказу». Всё творчество писателя после эмиграции рассматривалось исключительно как антисоветское, с характерной ностальгией «по дореволюционному прошлому».
Возвращение к литературному творчеству
Шмелев в 1905 году решил вернуться к писательству. В журналах «Русская мысль» и «Детское чтение» начали появляться его произведения. Они были небольшими, скорее робкими пробами, своеобразной проверкой Шмелевым самого себя на писательском поприще. Сомнения, наконец, исчезли. Иван Сергеевич окончательно утвердился в сделанном выборе. Он решил оставить службу. Иван Шмелев приехал в столицу. В 1907 году начался новый этап его литературной деятельности.
Тогда-то и пригодился опыт общения с людьми, приобретенный во время путешествий по Владимирской губернии. Писатель Иван Шмелев уже тогда понимал, что какая-то новая сила зреет в народе, возникают протестные настроения, наблюдается готовность к переменам, в том числе путем революции. В малой прозе Ивана Сергеевича отразились все эти наблюдения.
Личная жизнь
В 1895 году осенью писатель женится на Ольге Охтерлони. После свадьбы молодые отправляются на Валаам, новоиспеченная супруга захотела отправиться в довольно необычное свадебное путешествие по монастырям и скитам. Это место вдохновит Шмелева на его первое произведение – «На скалах Валаама. За гранью мира. Путевые очерки». Правда, судьба у книги довольно незавидна. Святейший синод во главе с Победоносцевым обвинил ее в крамоле. Книгу издали в редакционном варианте, признания в народе она не получила.
Первый горький опыт заставляет Ивана Сергеевича по-другому взглянуть на свое будущее, и он поступает в Московский университет на юридический факультет. Затем он 8 лет прослужит чиновником в глухомани Владимирской и Московской губерний. Однако государственная служба не была по душе юноше и в 1905 году он снова уверен, что дело всей его жизни – это писательство. Его произведения начинают печататься в «Детском чтении», его приглашают к сотрудничеству в журнал «Русская мысль». Спустя два года Шмелев, уверенный в себе и своем призвании, уходит в отставку. Он уезжает в Москву и полностью отдается творчеству.
В это время под влиянием революции Шмелев пишет ряд произведений, получивших широкую известность. Свою поддержку молодому писателю выражает сам Максим Горький.
Начавшаяся война заставляет семью Шмелевых перебраться в свое имение в Калуге. Именно здесь писатель осознал все негативное влияние кровавой бойни на нравственность людей. Иван Сергеевич был противником Октябрьской революции, новая власть, по его мнению, разрушала сознание и духовность человека. В 1918 году он покупает в Алуште домик и поселяется в Крыму.
Сын писателя был определен в Добровольческую армию, юноша нес службу в комендантском управлении, бои проходили вдали от него. Но одержавшие победу в 1920 году красные занимают Крым и решают жестоко расправиться с противниками. Сергей Шмелев был арестован и вскоре расстрелян.
Следующий год приносит семье писателя еще одно серьезное испытание – изнуряющий голод пронесся по всей стране и благодатный край не стал исключением.
Весной 1922 года Шмелев решает вернуться в столицу. Отсюда по приглашению друга Бунина писатель с женой уезжают в Берлин, а затем и в Париж, где они проживут 27 лет.
Трагическая эпопея «Солнце мертвых» стала первым творением Ивана Сергеевича в эмиграции. Книга имела огромный успех и была переведена на немецкий, французский, английский и некоторые другие языки, что было довольно редким явлением в Европе. Далее последовал еще целый ряд успешных произведений, среди которых «Каменный век», «Солдаты», «Пути небесные» и другие.
Летом 1936 года Иван Сергеевич теряет жену, после скоропалительной болезни женщина умирает. Писатель очень тяжело переживал эту утрату – Ольга была самым близким для него человеком, его единомышленником. Друзья, стараясь отвлечь мужчину от тяжелых мыслей, отправляют его в поездку. Он побывает в Латвии, Эстонии, Псковско-Печорском монастыре, постоит у советской границы.
Последний год жизни прошел для писателя довольно сложно. Тяжелая болезнь приковывает его к постели, требуется операция. После нее здоровье возвращается, а с ним и желание творить и работать. Иван Сергеевич строит новые планы и мечтает написать третью книгу «Путей небесных». Однако этим планам не суждено было сбыться, уже спустя всего полгода 24 июня 1950 года в Париже Шмелев умирает от сердечного приступа.
Интересные факты
- Впервые с цензурой Иван Шмелев столкнулся еще в шестой гимназии. Ученик включил в текст сочинения о Храме Христа Спасателя скептические слова Семена Надсона, за что получил «единицу», пропустил экзамен и остался на второй год. По собственном признанию, с тех пор невзлюбил философию.
- В детстве страдал нервным тиком из-за постоянных побоев матери. Вместо уговоров Евлампия Гавриловна бралась за розги. Если замечала, что у сына дергается щека, давала оплеуху.
- Первую влюбленность пережил в восемь лет, но вскоре чувство сменили новые переживания. Впечатления юности легли в основу романа «История любовная» 1927 года, по которому в 2006 году ярославский мультипликатор Александр Петров создал анимационный фильм.
Биография
Начальное образование Иван Шмелёв получил дома, под руководством матери, которая особое внимание уделяла литературе и, в частности, изучению русской классики. Затем поступил в шестую Московскую гимназию, после окончания которой стал в 1894 году студентом юридического факультета Московского университета
В 1898 году окончил университет и год служил в армии. Затем на протяжении восьми лет служил чиновником по особым поручениям Владимирской казённой палаты Министерства внутренних дел; Шмелёвы тогда жили во Владимире на Царицынской улице (ныне улица Гагарина).
Февральскую революцию он первоначально принял и даже отправился в Сибирь для встречи политкаторжан, однако вскоре разочаровался в её идеях. Октябрьскую революцию же не принял с самого начала, её события привели к значительным переменам в его мировоззрении. Вскоре после революции в июне 1918 года он вместе с семьёй уехал в Алушту, где сначала жил в пансионе «Вилла Роз», принадлежавшем Тихомировым, а затем приобрёл земельный участок с домом. Осенью 1920 года, когда Крымский полуостров был занят Красной армией, был арестован большевиками. Несмотря на ходатайства Шмелёва, был расстрелян его сын Сергей, офицер царской армии, которому тогда было 25 лет. Это событие и сильно ощущаемый в то время на полуострове недостаток продовольствия ещё более усилили тяжёлую душевную депрессию Шмелёва. На основе пережитого в те годы он в 1924 году, уже покинув СССР, написал эпопею «Солнце мёртвых», которая вскоре принесла ему европейскую известность.
Памятник на могиле И. Шмелёва и его жены в Донском монастыре
Из Крыма Шмелёв, когда появилась такая возможность, переехал в Москву, но уже тогда серьёзно задумался об эмиграции — в значительной степени под влиянием обещания писателя И. А. Бунина оказать на первых порах помощь семье писателя. В 1922 году Шмелёв покинул Советскую Россию и отправился сначала в Берлин, а затем в Париж, прожив в этом городе до конца жизни. В Париже его произведения публиковались во множестве русскоязычных эмигрантских изданий, таких как «Последние новости», «Возрождение», «Иллюстрированная Россия», «Сегодня», «Современные записки», «Русская мысль» и других. Там же началась его дружба с русским философом-эмигрантом И. А. Ильиным и длительная переписка с ним (233 письма Ильина и 385 писем Шмелёва).
В письме к О. А. Бредиус-Субботиной от 30 июня 1941 года Шмелёв писал: «Я так озарен событием 22. VI, великим подвигом Рыцаря, поднявшего меч на Дьявола. Верю крепко, что крепкие узы братства отныне свяжут оба великих народа. Великие страдания очищают и возносят. Господи, как бьется сердце мое, радостью несказанной». Ей же адресовано письмо от 9 октября 1941года: «…вчера был день моего Сережечки, преп. Сергия Радонежского, России покровителя. Я ждал. Я так ждал, отзвука, — благовестия ждал — с „Куликова поля“! Я его писал ночами, весь в слезах, в дрожи, в ознобе, в вере … Я не обманулся сердцем, Преподобный отозвался… Я услыхал фанфары, барабан — в 2 ч. 30 мин., — специальное коммюнике: прорван фронт дьявола, под Вязьмой, перед Москвой, армии окружены… идет разделка, Преподобный в вотчину свою вступает, Божье творится…»
Наступление немецких войск под Москвой писатель воспринял как вступление преподобного Сергия Радонежского в свою вотчину; окружение советских армий — как осуществление тех надежд на духовное воскресение России, которые излил в упомянутой здесь повести «Куликово Поле» (о явлении Преподобного в советском Загорске).
Годы Второй мировой войны Шмелёв провёл в оккупированном нацистскими войсками Париже. Часто публиковался в прогерманской эмигрантской газете «Парижский вестник». Его старость была омрачена тяжёлой болезнью и нищетой.
Скончался Шмелёв 24 июня 1950 года во Франции (Бюсси-ан-От, близ Парижа) от сердечного приступа, погребён был на парижском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. В 2000 году его прах вместе с прахом супруги был перевезён, согласно его предсмертной воле, на родину, где был захоронен рядом с могилами членов его семьи в некрополе московского Донского монастыря.
Детство и юность
Несмотря на то, что дед Ивана Шмелева по линии отца был перебравшимся в Москву крестьянином из провинции, будущий писатель родился в обеспеченной семье. Его папа Сергей Иванович разобрался с оставшимися в наследство долгами и организовал артель плотников. Также ему принадлежали несколько бань. В супруги он себе выбрал дочь купца Евлампию Савинову. 3 октября (по старому стилю — 21 сентября) 1873 года жена родила ему сына, которого в честь деда назвали Иваном.
Иван Шмелев в молодости и в зрелые годы
С холодной и строгой матерью отношения Ивана всегда были прохладными, хотя именно Евлампия Гавриловна, получившая образование в институте благородных девиц, приучила сына к чтению русской классики. Больше времени мальчик проводил с отцом и нанятыми им мастерами. Был среди них и Михаил Панкратович Горкин – ярый приверженец православия, в пожилом возрасте он оставил работу и по просьбе Сергея Ивановича приглядывал за маленьким Ваней. Считается, что под его влиянием и сформировался интерес Шмелева к религии.
Замоскворечье, где родился и провел детство Иван Шмелев
Когда мальчику было 7 лет, отец упал с лошади и восстановиться не смог. Мать осталась одна с шестью детьми. Жили на поступления от бань; кроме того, сдали в аренду третий этаж дома и подвал. Счастливая, безмятежная пора детства окончательно завершилась, когда в 11 лет Ваню перевели из частного пансиона, стоявшего рядом с домом, в первую Московскую гимназию. Учебу в ней писатель впоследствии вспоминал как самый тяжелый период юности. «Холодные, сухие люди», — напишет он о преподавателях позднее.
Из-за неуспеваемости и конфликтов с педагогами через пару лет Шмелев повторно сменил место учебы. Шестую Московскую гимназию он окончил в 1894 году, при этом до золотой медали ученику не достало половины балла. Шмелев поступает в Московский университет на факультет юриспруденции, а год спустя в журнале «Русское обозрение» публикуется произведение «У мельницы» — зарисовка обеспечивает юноше литературный дебют.