Мнения и критика
Основные положения С. М. Соловьёва подверглись критике ещё при его жизни. К. Д. Кавелин, в разборе обеих диссертаций и 1-го тома «Истории России», указывал на существование промежуточной стадии между родовым бытом и государственным — вотчинного строя («Полное собрание сочинений Кавелина» Т. I. — СПб., 1897); К. С. Аксаков, в разборе 1, 6, 7 и 8 томов «Истории России», отрицая родовой быт, настаивал на признании быта общинного («Полное собрание сочинений К. Аксакова», т. I, изд. 2-е, М., 1889). В. И. Сергеевич определял отношения древнерусских князей не родовым, а договорным началом («Вече и князь». — М., 1867). Против Кавелина и Сергеевича Соловьёв защищался в «Дополнениях» ко 2-му тому, а Аксакову возражал в одном из примечаний к 1-му тому «Истории России» позднейших изданий.
Полное неприятие исторических воззрений Соловьёва высказывал Н. В. Шелгунов.
Семья
Жена: Поликсена Владимировна, урождённая Романова
Дети:
Всеволод Сергеевич Соловьёв (1849—1903) — романист, автор исторических романов и хроник.Вера Сергеевна Соловьёва (1850—1921)Владимир Сергеевич Соловьёв (1853—1900) — философ, историк, поэт, публицист, литературный критик.Михаил Сергеевич Соловьёв (1862—1903)Поликсена Сергеевна (1867—1924) — поэтесса и художница.Мария Сергеевна СоловьёваПреподавательская деятельность
Кафедру русской истории в Московском университете Соловьёв занимал (за исключением небольшого перерыва) в течение более 30 лет (1845—1879); был избираем в деканы и ректоры.
В лице Соловьёва Московский университет имел всегда горячего поборника научных интересов, свободы преподавания и автономии университетского строя. Выросший в эпоху напряжённой борьбы славянофилов и западников, Соловьёв навсегда сохранил чуткость и отзывчивость к явлениям современной ему политической и общественной жизни. Даже в чисто научных трудах, при всей объективности и соблюдении строго критических приёмов, Соловьёв обыкновенно всегда стоял на почве живой действительности; его научность никогда не носила отвлечённого кабинетного характера. Держась известных принципов, Соловьёв чувствовал потребность не только следовать им самому, но и пропагандировать их; отсюда выдающиеся по благородному пафосу страницы в его книгах, наставительный оттенок в университетских его лекциях.
В пору студенчества и за границей, — говорит он о себе, — «я был жаркий славянофил, и только пристальное занятие русской историей спасло меня от славянофильства и ввело мой патриотизм в должные пределы».
Позже, примкнув к западникам, Соловьёв не порвал, однако, со славянофилами, с которыми его сближали одинаковые воззрения на религию и вера в историческое призвание русского народа. Идеалом Соловьёва была твёрдая самодержавная власть в тесном союзе с лучшими силами народа.
Огромная начитанность, глубина и разносторонность знания, широта мысли, спокойный ум и цельность миросозерцания составляли отличительные черты Соловьёва как учёного; они же обуславливали и характер его университетского преподавания.
Лекции Соловьёва не поражали красноречием, но в них чувствовалась необыкновенная сила; они брали не блеском изложения, а сжатостью, твёрдостью убеждения, последовательностью и ясностью мысли (К. Н. Бестужев-Рюмин). Тщательно продуманные, они всегда вызывали на размышление.
« Соловьёв давал слушателю удивительно цельный, стройной нитью проведённый сквозь цепь обобщённых фактов взгляд на ход русской истории, а известно, какое наслаждение для молодого ума, начинающего научное изучение, чувствовать себя в обладании дельным взглядом на научный предмет. Обобщая факты, Соловьёв стройной мозаикой вводил в их изложение общие исторические идеи, их объяснявшие. Он не давал слушателю ни одного крупного факта, не озарив его светом этих идей. Слушатель чувствовал ежеминутно, что поток изображаемой перед ним жизни катится по руслу исторической логики; ни одно явление не смущало его мысли своей неожиданностью или случайностью. В его глазах историческая жизнь не только двигалась, но и размышляла, сама оправдывала своё движение. Благодаря этому, курс Соловьёва, излагая факты местной истории, оказывал сильное методическое влияние, будил и складывал историческое мышление. Настойчиво говорил и повторял Соловьёв, где нужно, о связи явлений, о последовательности исторического развития, об общих его законах, о том, что называл он необычным словом — историчностью. (В. О. Ключевский)
Издания
- Цветы и ладан: Первая книга стихов: (Маслина Галилеи. — Золотая смерть. — Silvae. — Пиэрийския розы. — Песни. — Веснянки). М., тип. т-ва А. И. Мамонтова, 1907. 225 с. 500 экз.
- Crurifragium: (Сказка о серебряной свирели. — Сказка о апрельской розе. — Червонный потир. — Три девы. — Веснянка). М.: Тип. т-ва А. И. Мамонтова, 1908. — XVI, 167 с. — 500 экз.
- Апрель: Вторая книга стихов, 1906-1909 / Обл. А. А. Моргунова. М.: Мусагет, 1910. — 173 с. — 1000 экз.
- Цветник царевны: Третья книга стихов (1909—1912): (Образ милый. — Розы Афродиты. — Песни. — Поэмы. — Посвящения и мадригалы. — Благословение прошлого. — У ног царевны) / . М.: Мусагет, 1913. — XVI, 157 с. — 1000 экз.
- Возвращение в дом отчий: Четвертая книга стихов, 1913—1915: Возвращение в дом отчий. — На рубеже. — Тени античного. — Италия. — Война с Германией. — Раздор князей. — Повесть о великомученице Варваре. М.: Тип. т-ва И. Н. Кушнерев и Ко, 1916. — 188 с. — 1000 экз.
- Жизнь и творческая эволюция Владимира Соловьева. Брюссель, 1977. М.,1997.
- Стихотворения 1917—28 гг. Солнечногорск, 1999.
- Воспоминания / Сост., подгот. текста и коммент. С.М.Мисочник, В.В.Нехотина: Вступит. ст. А.В.Лаврова. М., 2003
- Собрание стихотворений / Сост., подгот. текста и примеч. В. А. Скрипкиной. Послесловие Стефано Гардзонио. — М.: Водолей Publishers, 2007. — 856 с. — (Серебряный век. Paralipomenon). ISBN 978-5-902312-22-2
Литература
- Автобиографическая записка Соловьёва: «Биографический словарь профессоров Московского университета».
- «Вестник Европы». — 1896. — № 1.
- Волков В. А., Куликова М. В., Логинов В. С. Московские профессора XVIII — начала XX веков. Гуманитарные и общественные науки. — М.: Янус-К; Московские учебники и картолитография, 2006. — С. 227—228. — 300 с. — 2000 экз. — ISBN 5-8037-0164-5.
- Гутнов Д. А., Цыганков Д. А. СОЛОВЬЁВ Сергей Михайлович // А. Ю. Андреев, Д. А. Цыганков Императорский Московский университет: 1755—1917 : энциклопедический словарь. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. — С. 677—680. — ISBN 978-5-8243-1429-8.
- Ефимов А. В. С. М. Соловьёв как историк международных отношений // История и историки. — М., 1966.
- Иллерицкий В. Е. С. М. Соловьёв / отв. ред. д.и.н. А. А. Преображенский; Академия наук СССР. — М.: Наука, 1980. — 192 с. — (Научные биографии). — 38 000 экз. (обл.)
- Ключевский В. О. С. М. Соловьёв, как преподаватель // «Изд. историч. общества при Моск. унив.» — М., 1896.
- Корецкий В. И. Соловьёв Сергей Михайлович // : / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
- Кучурин В. В. С. М. Соловьёв: христианин и учёный. — СПб.: Петрополис, 2001. — 116 с.
- Отрывки из дневника Соловьёва: «Из неизданных бумаг С. М. Соловьёва» («Русский вестник», 1896, № 2—5).
- Пресняков А. Е. С. М. Соловьёв в его влиянии на развитие русской историографии // Вопросы историографии и источниковедения истории СССР. — М.-Л., 1963.
- Садовничий В. А. Сергей Михайлович Соловьев (1820—1879) // О людях Московского университета. — 3-е изд., дополненное. — М.: Издательство Московского университета, 2019. — С. 36—38. — 356 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-19-011397-6.
- Сахаров А. М. История России в трудах С. М. Соловьёва // «Вестник МГУ. — Серия 9. „История“». — 1971. — № 3.
- С. М. Соловьев и его эпоха: К 200-летию со дня рождения историка. М:, 2020.
- Соловьев, Сергей Михайлович // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
- Соловьев, Сергей Михайлович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Цимбаев Н. И. Сергей Соловьёв. — М. : Молодая гвардия, 1990. — 367 с. — (ЖЗЛ). — 150 000 экз. — ISBN 5-235-01339-5
Сергей Михайлович Соловьев
СОЛОВЬЕВ Сергей Михайлович(5.05.1820-4.10.1879),
выдающийся русский историк, академик (1872). Сын
московского священника. Учился в Московском
университете (1838-1842), по окончании которого в
качестве домашнего учителя детей графа А. П.
Строганова в 1842-1844 годы побывал за границей, где слушал
лекции немецких и французских историков и
философов в Берлине, Париже, Гейдельберге. С 1845 года
приступил к чтению курса русской истории в
Московском университете, защитил магистерскую
диссертацию “Отношение Новгорода к великим
князьям”, а в 1847 году докторскую — “История
отношений между русскими князьями Рюрикова
дома”. С 1847 года — профессор Московского
университета.
С 1851 года стал выходить (ежегодно по
одному тому) капитальный труд Соловьева
“История России с древнейших времен” (до смерти
Соловьева вышло 28 томов; 29-й вышел посмертно),
доведенный до 1775 года. Крупным научным и общественным
явлением стали “Публичные чтения о Петре
Великом” (1872), приуроченные к 200-летию со дня
рождения Петра
I. По своим методологическим
воззрениям Соловьев принадлежал к так
называемой “государственной школе”, которая
считала государство движущей силой
исторического развития.
В 1871-1877 годы Соловьев занимал
должность ректора Московского университета. В
последние годы жизни Соловьев — председатель
“Московского общества истории и древностей
Российских”. Оставил мемуары “Мои записки для
детей моих, а если можно, и для других”.
В.А.Федоров
Другие биографические материалы:
Данилов А.А. Крупнейший историк
дореволюционный России (Данилов А.А. История России IX – XIX вв.
Справочные материалы. М., 1997).
Корецкий В.И. Русский буржуазный историк (Советская
историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982.
Том 13. СЛАВЯНОВЕДЕНИЕ – СЯ ЧЕН. 1971).
Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А.
Российский ученый, историк и педагог (Орлов А.С., Георгиева Н.Г.,
Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012).
Ерыгин А.И. «Философски образованный историк с
универсальными историческими интересами» (Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное.
Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко,
А.П. Поляков. – М., 2014,).
Шикман А.П. Был записан в духовное училище, но
учился дома (Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический
справочник. Москва, 1997).
История России с
древнейших времен (1851 – 1879).
Петровские чтения (1872).
Далее читайте:
К. Д. Кавелин. Письмо к С. М.
Соловьеву. 16 января 1856 г.:
Соловьев Владимир
Сергеевич (1853-1900), “религиозный
философ”, сын Сергея Михайловича.
Литература:
С.М. Соловьев: Персональный указатель литературы
(1838 – 1981). М., 1984;
Цимбаев Н.И. Сергей Соловьев. М., 1990.
Ерыгин А. Н. История и
диалектика. (Диалектика и исторические знания в России XIX века).
Ростов-на-Дону, 1987;
Ерыгин А. Н. Традиционная и модернизирующаяся Россия в философии
истории русскою либерализма (К. Д. Кавелин, С. М. Соловьев, Б. Н. Чичерин).
Ростов-на-Дону, 2004.
Литература[править]
- А.В. Лавров «Продолжатель рода» – Сергей Соловьев // Соловьев С. М. Воспоминания. — М.: Новое литературное обозрение, 2003.о книге
- Н. С. Соловьева «О судьбе отца» // «Новый Мир». — 1993. — № No8.
- Н. С. Соловьева «Отцом завещанное» // «Наше наследие». — 1993. — № №27.
- Марк Смирнов «Священник Сергей Соловьев».
- Гайденко П. «Соблазн “святой плоти” (Сергей Соловьев и русский серебряный век)» // Вопросы литературы. — Июль-август 1996. — С. 72-127.
- Скрипкина В.А. Сергей Михайлович Соловьев: Духовные искания. Эволюция творчества. — М.: МГОУ, .о книге
Марк Смирнов Последний Соловьев. — М.: Прогресс-Традиция, 2014.о книге
Черты характера
Как характер и нравственная личность, Соловьёв обрисовался вполне определённо уже с самых первых шагов своей научной и служебной деятельности. Аккуратный до педантизма, он не потерял даром, кажется, ни одной минуты; каждый час его дня был предусмотрен. Соловьёв и умер за работой. Избранный в ректоры, он принял должность, «потому что тяжело было её выполнение». Убедившись, что русское общество не имеет истории, удовлетворяющей научным требованиям времени, и почувствовав в себе силы дать таковую, он принялся за неё, видя в ней свой общественный долг. В этом сознании он черпал силы для совершения своего «патриотического подвига».
Биография[править]
Семьяправить
Родился в семье Михаила Соловьёва — брата известного русского философа Владимира Соловьёва, поэтессы Поликсены Соловьёвой и романиста Всеволода Соловьёва, и матери украинки Ковалинской, по которой приходился троюродным братом русскому поэту Александру Блоку, с которым его связывали также и дружеские отношения. 17 августа 1903 года Сергей Соловьёв был шафером на свадьбе Блока с Любовью Дмитриевной Менделеевой.
В сентябре 1912 года в церкви Рождества Богородицы в селе Надовражном (Московская губерния) венчается с Татьяной Алексеевной Тургеневой. 25 августа 1913 года в семье рождается дочь Наталия, в — Мария (умерла в пятилетнем возрасте). 28 июля 1916 года рождается третья дочь — Ольга. Впоследствии Татьяна Тургенева увлеклась марксизмом, оставила мужа и повторно вышла замуж.
Соловьёвы
Сергей(1820—1879) | |||||||||||||||||||
Поликсена (1867—1924) | Михаил (1862—1903) | Владимир(1853—1900) | Всеволод(1849-1903) | ||||||||||||||||
Сергей (1885-1942) | Татьяна Тургенева | ||||||||||||||||||
Наталия (1913-?) | Мария (1914-1919) | Ольга (1916-?) |
Литературная деятельностьправить
Учился Соловьев в московской частной гимназии Л. И. Поливанова. 16 января 1903 года умерли оба родителя Сергея Соловьёва. В 1904 году поступил на словесное отделение историко-филологического факультета Московского государственного университета, осенью 1907 года перевёлся на классическое отделение того же факультета, которое окончил с дипломом I-й степени весной 1911 года. Защитил кандидатскую «Комментарии к идиллиям Феокрита».
Стихи писал с детства, в 1905 году впервые выступил в печати со стихами и литературоведческими статьями. В была издана первая книга стихов Соловьёва, озаглавленная «Цветы и ладан». Позже пишет философские и богословские произведения, занимается переводами на русский язык зарубежной литературы. В 1916 году он переиздаёт стихотворения Владимира Соловьёва, предваряя сборник биографическим очерком, эпиграфом к нему он ставит слова хорватского епископа Штроссмайера «Solovief anima candida, pia ac vere sancta est». В 1926 году переводит «Конрада Валенрода» Адама Мицкевича. В 1928 году работает над переводом «Энеиды» Вергилия.
Священническое служениеправить
В октябре 1913 года Соловьёв поступил на второй курс духовной академии в Сергиевом Посаде. Знакомится с В. В. Розановым, о. Павлом Флоренским и В. Ф. Эрном. В 1915 году заканчивает духовную академию, 21 ноября 1915 года рукополагается в диаконы, а 2 февраля — в сан священника.
Сергей Соловьёв рано заинтересовался католичеством, на что безусловно оказало влияние творчество его дяди — Владимира Соловьёва, который незадолго до смерти присоединился к Католической Церкви. Этому интересу также способствовало знакомство в 1916 году с В. В. Абрикосовым, главой московских греко-католиков. После долгих и мучительных исканий отец Сергий Соловьёв принимает решение о том, что никогда не станет католиком, о чём пишет в своём письме Наталии Врангель-Левицкой от 14 октября 1916 года:
Однако в 1920 году, когда Католическая церковь в России и особенного Российская греко-католическая церковь оказываются гонимыми, Соловьёв присоединяется к общине русских католиков восточного обряда, официально присоединяется к Католической Церкви в 1921 году. В 1922 году вновь возвращается в православие, но уже в ноябре 1923 года окончательно воссоединяется с Католической церковью и возглавляет общину московских греко-католиков. С он служит в римско-католическом храме Непорочного Зачатия на Малой Грузинской улице. В 1926 году после ареста экзарха блаженного Леонида Фёдорова отец Сергий Соловьёв был назначен апостольским администратором Москвы Пием Невё — вице-экзархом для католиков синодального обряда. В 1928 году посещает Саратов, где тайно служит в местной католической церкви.
Арест и заключениеправить
В ночь с 15 на 16 февраля Сергий Соловьёв был арестован вместе с группой греко-католиков, в основном евреек, обращённых им в католичество, многие из них впоследствии умерли в заключении, первой из жертв стала Виктория Бурвассер. 18 августа по постановлению Коллегии ОГПУ приговорён к 10-ти годам ИТЛ с заменой на высылку в Казахстан. В ходе следствия психически заболел, в октябре по состоянию здоровья освобождён от наказания и помещён в психиатрическую лечебницу. 21 ноября 1932 года о. Сергий оказывается на свободе, впоследствии он снова будет помещён в лечебницу. Осенью 1941 года вместе с больницей имени Кащенко Сергий Соловьёв эвакуирован в Казань, где он и скончался 2 марта 1942 года. Похоронен на Арском кладбище, могила не сохранилась.