↑ Деревенская тема
В 1818 г. Венецианов навсегда оставил государственную службу, женился и уехал в родовое имение жены – Сафонково. Именно тут он обрел источник вдохновения для своей главной темы творчества. Сначала это были частные портреты крестьян, затем – художественные композиции из народной жизни. В 1822 г. одна из таких картин художника – «Очищение свеклы» – была показана императору. Полотно поместили в Бриллиантовой комнате Зимнего дворца, а автору заплатили тысячу рублей. Считается, что именно эта картина Венецианова является точкой отсчета в зарождении и развитии бытового жанра в русском искусстве живописи.
Следующая картина – «Гумно» – стала одной из лучших его работ. За нее заплатили 3000 рублей и разместили в постоянной экспозиции Эрмитажа. На полученные деньги Венецианов открыл школу, где бесплатно обучал живописи молодых и талантливых людей всех сословий, многие из которых даже жили у него. На его счету больше семидесяти учеников, о которых он по-отцовски заботился, а некоторым крепостным даже помог получить вольную.
Параллельно с педагогической деятельностью Венецианов много работал в созданном им направлении – писал картины деревенского быта. Но со временем они все более сдержанно принимались Академией художеств, все больше ему нарекали на отсутствие академичности в изображении, странности сюжетов. Чуждыми и непонятными остались тогда его шедевры: «Жнецы», «Кормилица с ребенком», «Купальщицы». В последней он написал обнаженные тела деревенских купальщиц не по классическим канонам красоты, а по каноном реальности простой, здоровой деревенской жизни.
В 20-ых годах Венецианов написал несколько крестьянских портретов, на которых изображены или девушки то с крынкой молока, то с васильками, то со свеклой, или задремавший под деревом мальчик, или простые и мудрые лица стариков и старух.
«Сенокос»
Это картина показывает крестьянку уже не за работой, а на отдыхе. В центре полотна (которое также было написано в середине 1820-х годов) – фигура женщины, прислонившейся к большому стогу сена. Она кормит маленького ребенка и смотрит на девочку, которая, в свою очередь, за ней наблюдает. В этот раз автор изобразил крестьянскую труженицу не беззаботной работницей, а усталой женщиной, которая вынуждена помимо сбора сена одновременно заботиться о своем грудном ребенке. Поэтому ее лицо выглядит усталым.
Как никто другой умел передать простые чувства простых деревенских работников Венецианов. «Сенокос» – картина, которая показывает зрителю типичную сцену деревенской жизни.
«Утро помещицы»
«Утро помещицы» было представлено на той же выставке, что и «Гумно». Эту картину Венецианов подарил Александру I. В это время в Эрмитаже создавалась коллекция работ русских художников. «Утро помещицы» является одним из первых полотен, которые попали на эту выставку
В газете «Отечественные записки» при появлении новых полотен Венецианова, Свиньин отметил, что наконец-то появился художник, который обратил внимание на отечественное, близкое народу и сердцу. Венецианов создал некий образ, который удалось открыть Свиньину
Он изображал на полотнах то, что его окружает. На картине «Утро помещицы» изображен собственный дом мастера в Сафоновке. Да и «помещица» была написана с жены художника. Он специально затемнил ее лицо, чтобы не разрушить типичности жанровой сцены и чтобы лицо жены было не узнать. Художнику удалось уловить простоту и дух, создать «эффект открытого окна». Такие сравнение всегда имели место в картинах Венецианова. Но тонкость работ автора просто завораживает каждого, кому удалось их увидеть.
Описание картины: Во многих работах живопись и краски Венецианова кажутся однообразными, но в данной работе живопись автора просто поражает. Художник последовательно строит цветовую гамму при помощи контраста красного и коричневого цвета, а также зеленых тонов. Художнику удалось отлично продемонстрировать свои колористические возможности.
Интерьер в картине играет одну из важный ролей. Интерьер вообще является одной из особенностей в картинах Венецианова. Не является исключением и картина «Утро помещицы». Автор вводит в картину мебель из красного дерева, которая была постоянным атрибутом в 1820 годах.
В этой картине также использован устойчивый прием Венецианова – выстраивание перспективы. Автор выстраивает ее при помощи досок пола. Перспектива является основной частью работ Венецианова. Для него это всеобъемлющее понятие. Про нее он не забывает даже в тех случаях, когда пишет портреты.
Жанр венецианских картин не является изощренным, сюжеты не поражают своей новизной. И все – таки автору удается найти что-то необычное даже в обыденных ситуациях – например, в выдаче льна крестьянам.
Биография Алексея Венецианова
Алексей Венецианов появился на свет 18 февраля 1780 года в купеческой семье, несколькими десятилетиями ранее переселившейся в Россию из Греции. Отец художника занимался продажей смородины, луковиц тюльпанов и произведений искусства. Свидетельств о детстве будущего художника практически не осталось. Известно лишь, что он с ранних лет проявлял интерес к рисованию и нашел возможность у кого-то учиться: написанные в юношеском возрасте произведения уже свидетельствуют о серьезной подготовке. Не исключено, что уроки талантливому мальчику давал Федор Рокотов, живший на той же улице.
В 1807 году Венецианов поступает на государственную службу и одновременно становится учеником Владимира Боровиковского. Еще через несколько лет он получает звание академика — как раз накануне вторжения Наполеона. После войны художник женится на обедневшей дворянке, а в 1819 году, оставив службу, переезжает в деревню и полностью посвящает себя искусству. Именно с этого момента он отдаляется от Академии художеств и становится тем Венециановым, которого мы помним и в XXI веке.
После войны с Наполеоном русское искусство обращает внимание на простой народ, который сумел одолеть захватчиков. Этот интерес в итоге развивается в сентиментализм, воспевающий и поэтизирующий простые радости сельской жизни
Тема крестьянства становится одной из главных в творчестве Венецианова. Он не только писал крестьянских девушек и детей, но и открыл художественную школу для одаренных мальчиков. Вместо копирования образцов, как в Академии, дети учились рисовать с натуры и даже работать на пленэре, что было невиданным новшеством для того времени. Некоторых из учеников Венецианов выкупал из крепостничества.
На школу и заботу о талантливых учениках уходили все средства мастера. В итоге он совсем обеднел, его имение было заложено, а две дочери художника остались бесприданницами и не смогли выйти замуж. Умер Венецианов по трагической случайности. 16 декабря 1847 года он повез в Тверь эскизы икон для церкви. В дороге лошади понесли, и художник выпал из саней, запутавшись в вожжах.
Ранние годы
Алексей Гаврилович Венецианов родился в Москве в 1780 году в купеческой семье. Его отец был записан в церковных книгах греком. Родственники будущего знаменитого художника были выходцами из Греции. Родители мальчика занимались торговлей ягодными и плодовыми кустами. Однако сохранилась запись, что они перепродавали картины, что, несомненно, повлияло на ребенка, который уже во время своей учебы в частном московском пансионате обнаружил тягу к живописи.
Поначалу отец не одобрял его увлечений, однако, видя настойчивость сына к обучению рисованию, в конце концов смирился. Биография Венецианова Алексея Гавриловича отныне была связана с живописью, хотя он в молодости и служил некоторое время чиновником. Сохранились сведения, что уже в юношеском возрасте его обучал живописи некий мастер Пахомыч, так что ко времени своего переезда в Петербург Алексей обладал необходимыми навыками художника.
«На пашне. Весна»
Это произведение считается, пожалуй, наиболее известным и лучшим в творчестве мастера. По крайней мере, его имя ассоциируется именно с данным полотном, написанным в первой половине 1820-х годов.
Особенность этого произведения состоит в том, что оно реалистично и аллегорично одновременно. Дело в том, что многие критики указывают на явную непропорциональность центральной фигуры женщины по отношению к лошадям, которых она ведет с необычной легкостью, что не совсем правдоподобно.
Вместе с тем картина Венецианова удивительно точно воспроизводит красоту русской природы, которую до него никто не изображал. В рассматриваемое время художники предпочитали рисовать итальянские пейзажи, если требовалось изобразить российские просторы, то ограничивались условными зарисовками на заднем фоне. Автор же правдиво и с большой любовью показал русское поле и тех, кто на нем трудится. Несмотря на указанные диспропорции крестьянской фигуры, с большой теплотой и любовью изобразил свою натурщицу Алексей Гаврилович Венецианов. «На пашне. Весна» – полотно, воспевающее простой сельский труд и красоту деревенского пейзажа.
Общественная деятельность
Венецианов мечтал создать собственную живописную школу. Однако ему так и не удалось получить на это официального одобрения, хотя его картины представлялись императору. Тогда он открыл школу в своем имении, где воспитал несколько десятков учеников. Среди его воспитанников были крепостные крестьяне, многие из которых по его рекомендации получили свободу от крепостной зависимости.
Также следует упомянуть о попытках Венецианова создать свой собственный журнал карикатур. Однако первый же выпуск с довольно смелыми сатирическими зарисовками автора был конфискован, а его экземпляры сожжены. Скончался знаменитый художник в 1847 году в результате несчастного случая и был похоронен в Тверской губернии.
Биография Алексея Гавриловича Венецианова (1780-1847)
Предки Венецианова были греками, перебравшимися в Россию в XVIII в. Их прозвище Венециано впоследствии трансформировалось в фамилию Венециановы.Отец художника был мелким купцом, из этого же сословия была и мать.
А. Венецианов «Автопортрет» (II вариант) (1811). Холст, масло, 67,5х56 см. Государственный Русский музей (Петербург)А. Венецианов начал свою взрослую жизнь службой землемером при лесном департаменте. Живописью начал интересовать с детства, первые художественные опыты делал самостоятельно, а затем учился у известного портретиста В.Л. Боровиковского.В 1811 г. А. Венецианов был признан кандидатом в Академию художеств и в этом же году стал её академиком – ему для этого надо было написать портрет инспектора Воспитательного училища Академии К. И. Головачевского. С этим заданием художник блестяще справился.
А. Венецианов «Портрет К. И. Головачевского» (1811). Холст, масло, 143,5х11 см. Государственный Русский музей (Петербург)Художник изобразил Головачевского в окружении трёх мальчиков. Каждый из мальчиков символизировал представителя «трех знатнейших художеств»: живописи, скульптуры и архитектуры. Портрет также являлся символом единства старой Академии с новой.Центр композиции – рука Головачевского, лежащая на книге. В ней – главная идея. Эта щедро раскрытая ладонь – длань дарующего детям тепло сердца и тайную премудрость знания
Головачевский чуть-чуть повернулся к будущему архитектору с большой, не по росту, папкой под мышкой и с серьёзным вниманием слушает его ответ на заданный вопрос. Лицо Головачевского значительно, оно выражает некую тайну смысла бытия
Густые седые волосы зачёсаны назад, открыв чистый и высокий лоб. Взгляд его полон молодой живости, строгой доброты и сердечности.Дети на картинах Венецианова всегда написаны с большой любовью. Их лица одухотворены и полны той внутренней чистотой, что свойственно детям вообще, но что не каждый художник может выразить. Венецианову, изображавшему всё «только в натуре», это удавалось всегда. В этом отношении с ним можно сравнить только В. Тропинина.В 1819 г. художник оставил службу и поселился с семьей в деревне Сафонково Тверской губернии. Здесь он полностью посвятил себя творчеству, создавая в основном картины бытового (крестьянского) жанра. Здесь он организовал собственную художественную школу (её называют «венециановской»), в которой обучал всех желающих, в том числе крестьян. Эту школу прошли более 70 человек. Работы своих учеников Венецианов выставлял вместе со своими на академических выставках. В судьбе школы деятельное участие принимал В. А. Жуковский. Школу посещала и дочь Венецианова, Александра. Она является автором портретов, жанровых картин, натюрмортов. Её работы находятся в Государственной Третьяковской галерее, Тверской областной картинной галерее. Она оставила также воспоминания о своём отце.
Александра Венецианова «Почтовая станция»В этой картине очевидно влияние творческой манеры отца в построении композиции, цветовой гамме, содержании.
А. Венецианов «Портрет А. А. Венециановой, дочери художника» (1825-1826). Холст, масло, 41х33,2 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)На портрете Александре 13 лет. Мы видим детское миловидное лицо с признаками живого ума и детской насмешливости.Художники школы изображали жизнь демократических кругов общества, писали городские и сельские пейзажи, интерьеры, натюрморты. Их произведения отличаются поэтической непосредственностью и представляют значительный этап в становлении реализма в русском искусстве.В 1829 г. Венецианов получил звание придворного живописца.Жизнь художника оборвалась трагически. Во время поездки в Тверь 4 декабря 1847 г. лошадь понесла сани по скользкой дороге, кучера выбросило, а Венецианов пытался остановить лошадей…Его похоронили на сельском кладбище деревни Дубровское (ныне Венецианово) в Удомельском районе Тверской области.
Памятник Венецианову недалеко от Сафонково
Школа Венецианова
Вокруг Венецианова сложилась группа художников, которым был близок крестьянский жанр.Художественная школа в Сафонково просуществовала 20 лет. За это время здесь прошли обучение более 70 художников, среди которых были Н. Крылов, А. Тыранов, К. Зеленцов, А. Алексеев, В. Аврорин, А. Мокрицкий, С. Зарянко, Г. Сорока, А. Венецианова и др.Расскажем о двух из них.
Григо́рий Васи́льевич Соро́ка (настоящая фамилия Васи́льев), 1823-1864. Русский крепостной живописец.
Г. Сорока. АвтопортретВ 1842-1847 гг. он учился живописи в школе А. Г. Венецианова и был одним из любимейших его учеников. После обучения Сороку пришлось отправить обратно к барину. Венецианов просил помещика Милюкова дать вольную для Григория, чтобы тот мог продолжить образование в Академии художеств, но не смог добиться этого.Молодой художник окончил жизнь самоубийством.
Г. Сорока «Вид в Спасском» (вторая половина 1840-х гг.)
Александра Алексеевна Венецианова (1816-1882) – дочь Венецианова. Художница, представительница художественной школы Венецианова.
А. Венецианов. Портрет дочери в возрасте 13 летАлександра писала портреты, жанровые картины, натюрморты. Её работы – в Государственной Третьяковской галерее, Тверской областной картинной галерее. Её искусство называли очень искренним, хотя и несколько наивным.Она оставила книгу воспоминаний об отце: Венецианова А. А. Записки дочери Венецианова. 1862 // Алексей Гаврилович Венецианов. Мир художника. Статьи, письма, современники о художнике / Составление, вступ. ст. и прим. А. В. Корниловой. Л., Искусство, 1980.
Александра Венецианова «Почтовая станция». Холст, масло. 57 x 62 см. Тверская областная картинная галерея
- < Назад
- Вперёд >
«Жнецы»
Картина написана в 1825 году. Размер полотна: 66.7 на 52 см. Полотно хранится в Государственном Русском музее.
«На жатве» – такое название носит ещё один шедевр знаменитого художника и новатора – Венецианова. Также можно назвать и важную основную тему в творчестве мастера. Художник написал несколько работ, где мы можем увидеть «жатвенный» мотив. Представленное полотно написано именно на эту тему. Такую сцену из жизни художник подсмотрел в жизни своих крестьян, которые привыкли видеть на полях бродящего хозяина с этюдником. Они не стеснялись, а вели себя просто и естественно. Но невозможно не заметить элемент неестественности в картине Венецианова. Она имеет элемент приглаженности, причиной этого стало долгое и постоянное позирование крестьян. Алексей Гаврилович заметил, как мать и сын любуются бабочками, которые присели на руку жницы, после он попросил их позировать ему. Но ничего не мешает автору – великому художнику показать основную идею картины – мир прекрасен. Именно крестьяне могут чувствовать мир краше всех. В ту эпоху данное суждение было нетривиальным. Впервые в литературе ее высказал Карамзин, явившийся зачинателем нового литературного направления.
Серпы в руках жнецов и колосья у них за спинами помогают нам понять сюжет. Они специально созданы для того, чтобы конкретизировать сюжет изображенного пейзажа.
Лицо мальчика, который смотрит на бабочек, говорит о его восторге. Мальчик в своем юном возрасте воспринимает мир как бесконечный праздник.
На лице матери можно заметить и легкую улыбку, и усталость. И это усталость не только после проделанной работы.
Естественно, бабочки улетели, как только автор картины приблизился: они писались с засушенных материалов. Мастер опять играет на цветовом контрасте и точности изображения, но легкая неестественность все равно заметна.
2 | 1 | Памятник Венецианову недалеко от Сафонково |
«Захарка»
Это произведение является портретом простого деревенского мальчика. Его лицо изображено крупным планом, автор очень детально прорисовал его одежду, в то время как задний фон в данном случае показан весьма условно, поскольку теперь художника интересовала в первую очередь психологическая характеристика ребенка. Выражение лица мальчика не по-детски взрослое. Глядя на его сдвинутые брови, упрямый и прямой взгляд, твердо сжатые губы, зритель сразу понимает, что он с малых лет привык к суровой трудовой жизни, о чем говорит древко инструмента, которое он сжимает в своей руке.
Не зря столь подробно показал одежду мальчика Венецианов. Захарка одет в грубый полушубок, на нем шапка и варежки, которые явно велики мальчику. Это показывает зрителю, что он получил эту одежду от взрослого родственника. Картина отличается от вышеперечисленных тем, что художник обратился к анализу личности крестьян. Автор показал душевную твердость, ум и уверенный характер мальчика, весь вид которого говорит о том, что ему предстоит нелегкий жизненный путь.
Личная жизнь
В 1815 году Венецианов женился на Марфе Афанасьевне Азарьевой, происходившей из небогатого дворянского рода.
Портрет жены Марфы Афанасьевны Венециановой
У супругов родились две дочери – Александра и Фелицата. «Портрет А. Венециановой», изображающий Александру в 13-летнем возрасте, – одна из удач в творчестве художника.
«Портрет А. Венециановой»
В 1831 году, во время эпидемии холеры, Марфя Афанасьевна умерла. Старшая дочь Александра училась в художественной школе отца и стала художницей. Писала портреты, натюрморты, жанровые картины. Александра Алексеевна является автором «Записок» – воспоминаний об отце. Дочери Венецианова не были замужем.
Известные произведения Венецианова Алексея Гавриловича
Картина «Спящий пастушок» написана в 1823-1824 годах, находится в Государственном Русском Музее, в Санкт-Петербурге. Венецианов был первым художником в русской живописи, который не просто изображал быт крестьян, а создавал поэтических образ русского человека, в гармонии с окружающим миром. «Спящий пастушок» одна из самых поэтичных картин в творчестве Венецианова. Крестьянские дети изображались им с особой теплотой и лирической приподнятостью.
На картине крестьянский мальчик, уснувший в поле, на берегу узкой речки. Спит, прислонившись к стволу старой берёзы. На заднем плане – русский пейзаж с покосившейся избушкой, редкими ёлочками и бескрайними, уходящими до самого горизонта полями. Художник стремился передать умиротворение и покой, лирическую любовь к природе и человеку. В «Пастушке» нет и следов нарочитого позирования, напротив, весь облик спящего мальчика отмечен чертами живой и непринужденной естественности. Венецианов с особенной тщательностью подчеркивает в нём национальный русский тип и придает его лицу выражение неподдельной и трогательной душевной чистоты. Критика иногда упрекала Венецианова за несколько манерную позу пастушка, но этот упрек несправедлив – именно поза спящего мальчика с её своеобразной оцепенелостью, хорошо передающей состояние сна, свидетельствует о меткой наблюдательности художника и о близости его образов к живой натуре.
Картина «Захарка» исполнена русским художником в 1825 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Венецианов показывал крестьян в их повседневной жизни. Трудовым людям в его картинах свойственны черты собственного достоинства и благородства. В то же время художник старается передать натуру в соответствии с реальностью.
На картине Венецианов изобразил портрет мальчика, Захарки – сына крестьянина Федула Степанова, взятого Венециановым из отдалённой деревни Сливнево. Крестьянский мальчик, хоть и маленький, но вид у него важный, деловой. Образ Захарки очень близок некрасовским образам крестьянских детей; это их предшественник в русском искусстве. Ну, прямо мужичок с ноготок!
Большие живые глаза смотрят из под огромной шапки, наползающей на лицо. В лице крестьянского мальчика читается энергия, ум. Волевой характер Захарки говорит зрителю о том, что это уже настоящий работник в семье.
Картина «На пашне. Весна» исполнена в первой половине 1820-х годов, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Это одна из самых известных картин Венецианова, была написана вскоре после картины «Гумно». Первоначальное название картины – «Женщина, боронящая поле», затем «Крестьянка в поле, ведущая лошадей». Картину называли «Деревенская женщина с лошадьми». Своё конечное название картина приобрела, когда была создана серия Венецианова «Времена года», в которую было включено полотно «На пашне. Весна».
Картина выглядит странно, если говорить о её сельской действительности. Это видно из высокого роста женщины по сравнению с лошадьми, её необычайного изящества. Казалось бы весеннее время года и в то же время перед нами ребёнок в тонкой рубашке, и венки из цветов необычайной для этой поры года васильковой синевы. Все эти «странности» необыкновенно звучат на фоне русского пейзажа. Это уже не просто фон. Венецианов первым предвосхитил события истории пейзажа, увидел гармонию русских полей, передал состояние весеннего неба, с редкими облаками, летящими к горизонту. И всё это дополняют лёгкие силуэты деревьев. Несколько пар таких крестьянок с лошадьми изображены на картине, замыкающие круг. На поле совершается великое таинство мирового круговорота.
Портреты живописца
Несмотря на успех этого полотна, оно тем не менее несколько уступает другим работам художника, выполненным в более естественной, простой манере, в то время как изображение Головачевского характеризуется некоторой дидактичностью, что, впрочем, объяснялось статусом последнего. Автопортрет художника получился более мягким, душевным и проникновенным. В нем Венецианов позволил себя писать в очень свободной манере, не сковывая себя академическими правилами.
Среди портретов художника следует отдельно упомянуть изображение его жены, проникнутое тем тонким лирическим духом, который впоследствии станет главной отличительной чертой его произведений.
Вывод
Венецианов – выдающийся русский художник, сумевший отразить красоту и духовность русского крестьянина. Создал галерею замечательных лирических портретов крепостных крестьян, среди них – пленительные женские и детские образы: «Девушка в клетчатом платке», «Крестьянка с васильками», «Жница», «Захарка», «Жнецы», «Крестьянские дети в поле» и другие.
Венецианов первым из русских художников обратился к теме народного быта. Для его работ характерна поэтизация образов крестьян, идеализация их повседневной жизни и труда. Впервые в русской живописи художник отказался от существовавших схем изображения природы и начал создавать реалистичные пейзажи, работая на пленэре. Венецианов был новатором и в преподавании живописи, считая главным – учить писать с натуры.