Крещение Сахалином
Самолёт — четырёхмоторный гигант «Илья Муромец» конструкции Игоря Сикорского — Водопьянов впервые увидел в 1918 году. Решив познакомиться с диковинной машиной поближе, юноша вступил в Красную армию. Служил обозным — на лошади подвозил к «Муромцам» бочки с бензином. После Гражданской войны выучился на авиамоториста и бортмеханика, работал в обществе «Добролёт» под руководством известного лётчика, инженера Харитона Славороссова — и мечтал о небе.
Первый самостоятельный полёт Водопьянов совершил только в 1928 году. Молодой лётчик боролся с саранчой на Северном Кавказе, возил почту из Казани в Свердловск… В 1929 году случилось знаковое событие: пилота послали в Хабаровск, поручив торить новые воздушные пути. «Я, откровенно говоря, растерялся, — вспоминал он. — Тогда Север слыл каким-то пугалом. О полётах в Арктике и Сибири рассказывали ужасы… Я колебался, прежде чем дать согласие на такое предложение. Но всё же я принял его, и оно определило мою дальнейшую работу».
НАШИ ЛЮДИ
Яшкин, Григорий Петрович
Генералы
российский политический и военный деятель, генерал-полковник
Яшечкин, Филипп Васильевич
Генералы
советский государственный, партийный и военный деятель, генерал-лейтенант
Яшвиль, Лев Михайлович
Генералы
генерал от артиллерии , генерал-адъютант
Яшвиль, Владимир Михайлович
Генералы
князь, генерал-майор, участник Русско-турецкой войны, участник дворцового заговора против императора Павла I
Яшвиль, Владимир Владимирович
Генералы
русский офицер, участник Кавказской войны, генерал-майор Свиты, командир Лейб-гвардии Уланского Его Величества полка и Лейб-гвардии Гусарского Его Величества полка, командующий 1-й кавалерийской дивизией
Янчевский, Николай Николаевич
Генералы
генерал-хорунжий армии УНР
Янушкевич, Николай Николаевич
Генералы
генерал от инфантерии
Янссенс, Жан Батист
Генералы
генерал Общества Иисуса , двадцать седьмой по счёту глава ордена и девятый после его восстановления в 1814 году
Герой №6
Добившись включения в отряд спасателей, Водопьянов поездом прибыл в Хабаровск вместе со своим верным М-10-94, которому пришлось снять крылья. Когда Р-5 собрали, спасательная операция уже шла вовсю. 5 марта Анатолий Ляпидевский на АНТ-4 первым добрался до лагеря Шмидта и вывез оттуда женщин и детей. Из Америки к челюскинцам пробивались лётчики Слепнёв и Леваневский, с Чукотки — Каманин… 17 марта Водопьянов, совершив сложнейший перелёт, достиг берега Чукотского моря. «Путь… лежал через высокие горные хребты, через огромные пустынные пространства, где сотни километров отделяли один населённый пункт от другого. Никто ещё не летал в этих местах зимней порой», — вспоминал он.
К челюскинцам Водопьянов вылетел из села Ванкарем. Эти 150 километров он запомнил сильнее, чем предыдущие 5000 с лишним: «От края до края горизонта я видел только нагромождение льдов… Ровно через сорок минут немного правее курса показался чёрный дым. Я даже закричал «ура» от радости». Артамонов указывает: «Насколько труден был полёт в условиях Арктики, можно судить… по следующему факту: только через 20 дней с дня катастрофы могла прийти к людям первая помощь. Остальные лётчики… прибыли в лагерь Шмидта спустя ещё месяц с лишним». До льдины челюскинцев добрались только шестеро пилотов. Остальным помешали непогода, поломки, потеря ориентировки…
Водопьянов трижды летал к ледовому лагерю и вывез 10 человек, став четвёртым по результативности (Молоков эвакуировал 39 челюскинцев, Каманин — 34, Ляпидевский — 12). Последний рейс 13 апреля Михаил Васильевич вспоминал так: «Пока первые два самолёта поднимались в воздух, я заметил — что-то торчит из-под снега. Толкнул ногой — два пустых чемодана. Решил взять: найдутся хозяева — спасибо скажут. И в самую последнюю минуту за торосами я увидел ещё что-то — оказалась целая груда тёплого белья, пар сто. Решил и это взять. Не оставлять — так ничего не оставлять. Когда мы поднялись, Кренкель (в 1937–1938 годах — радист первой дрейфующей станции «Северный полюс». — Ред.) попросил меня сделать последний круг над лагерем, где среди пустых палаток гордо развевался красный советский флаг».
Удар по Берлину
Когда в конце 1939 года началась война с Финляндией, Водопьянов попросился на фронт. Лётчики, обслуживавшие Северный морской путь, были «под бронью», но Михаил Васильевич добился своего. Его арктическая машина была выкрашена в оранжевый цвет и считалась тихоходной, из-за чего летать на бомбёжки приходилось только ночью.
Опыт Водопьянова пригодился и в начале Великой Отечественной, когда Сталин решил нанести воздушные удары по Берлину, что должно было возыметь не столько военный, сколько моральный эффект. Водопьянов, назначенный командиром 81-й дальнебомбардировочной авиадивизии, в ночь с 10 на 11 августа 1941 года на четырёхмоторном Пе-8 возглавил второй налёт на Берлин. «Бомбить самое логово фашистского зверя считалось у нас почётным заданием… Когда в полёте… отказал один из моторов, было решено маршрут продолжать: сбросить бомбы на цель, а там — будь что будет», — вспоминал лётчик. Самолёт, отбомбившись по Берлину, был повреждён зенитным огнём. После вынужденной посадки в Эстонии на территории, занятой противником, экипаж сумел благополучно выйти к своим.
Вскоре дивизию возглавил полковник Александр Голованов (позже — главный маршал авиации). Вот как он объяснял это кадровое решение: «Отдавая должное личным боевым качествам М.В. Водопьянова как лётчика — командира корабля, Верховный Главнокомандующий в то же время отметил, что у него нет достаточных навыков и опыта в организаторской работе». Водопьянов продолжил летать командиром экипажа — бомбил Данциг, Кёнигсберг… «Честно и с удивительной энергией выполнял свой долг, летая командиром корабля в звании комбрига, — писал Голованов о своём знаменитом подчинённом. — В этой же должности он получил и звание генерала». Водопьянов был единственным командиром самолёта в генеральском звании.
Универсальный пилот
В 1931 году Водопьянов попал в авиаотряд особого назначения. Ему поручили доставлять матрицы газеты «Правда» из Москвы в Ленинград и Харьков, чтобы типографии на местах оперативно печатали тираж. В «отряд самоубийц» отбирали пилотов, умевших летать в любую погоду. Сахалинский опыт выдвинул молодого лётчика в число лучших. Ему выделили новенький самолёт конструкции Николая Поликарпова — полутораплан Р-5 («разведчик пятый») с бортовым номером М-10-94.
Тогдашняя лётная жизнь представляла собой сплошную нештатную ситуацию. Не раз приходилось совершать вынужденные посадки — в поле, на реку, на снег… В начале 1933 года, когда М-10-94 находился в ремонте, Водопьянов предпринял перелёт из Москвы на Камчатку на другом Р-5 и потерпел крушение. «Очевидно, над Байкалом сказалось сильное переутомление, и я на короткое мгновение потерял сознание, — вспоминал он. — Неуправляемый самолёт перешёл в пологий штопор… Надо думать, что я очнулся и дал полный газ. Этим я вывел машину из штопора, перевёл в пике. Потом стал выводить из пике, но высоты не хватило, и самолёт винтом и концами лыж ударился в лёд». Бортмеханик Серёгин погиб, пилота выбросило из кабины. Восстанавливая картину случившегося, Михаил Васильевич писал: «Мороз остановил кровотечение и привёл меня в неполное сознание. Я будто бы встал, подошёл к самолёту, вытащил из-под обломков своего бортмеханика… Меня обнаружили бродящим около самолёта с окровавленным лицом и обмороженными руками. Когда я увидел подходивших ко мне железнодорожников, то попросил развести огонь и дать папиросу. Мне дали папиросу, я положил её в карман и попросил другую. Эту я тоже положил в карман и затем потерял сознание».
На войне и в мирном небе
В армии стать пилотом Водопьянову не удалось. После демобилизации он отучился на курсах авиационных техников, и стал обслуживать самолет легендарного русского летчика Харитона Славороссова. В 1929 году Михаил Васильевич окончил в Москве летно-техническую школу и получил удостоверение профессионального авиатора. Дипломированного пилота направили работать в Дальневосточное управление воздушных сообщений. Он выполнял ответственные задания командования по прокладке авиационных маршрутов в отдаленные районы Севера и на Сахалин.
При переходе из Мурманска во Владивосток льдами раздавило пароход «Челюскин». Спасть людей поручили летчикам. Водопьянов совершил три полета и вывез на материк 10 человек. Эти события происходили зимой 1934 года. В предвоенные годы опытный летчик доставлял ученых-исследователей в разные районы Арктики. Неоднократно совершал посадки на лед. Когда началась война, Водопьянов командовал дивизией дальних бомбардировщиков. Комдив лично бомбил столицу фашистской Германии город Берлин в августе 1941 года. При возвращении на базу самолет командира сбили вражеские зенитки. Экипажу чудом удалось пробраться на свою территорию.
Произведения автора
- Мечта пилота. – М. : Мол. гвардия, 1936. – 192 с.
- Полеты / . – Л. : Изд-во Главсевморпути, 1937. – 592 с.
- Михин, Ф. И. Липецк : очерк / Ф. И. Михин ; с предисл. Героя Совет. Союза М. Водопьянова. – Воронеж : Областное книгоиздательство, 1939. – 80 с.
- Полк ДД : пьеса в 3-х действиях 4-х картинах / М. Водопьянов, Ю. Лаптев. – М. : Искусство ; Ленинград, 1942. – 110 с.
- Валерий Чкалов. – М. : Мол. гвардия, 1954. – 287 с.
- На крыльях в Арктику. – М. : Географгиз, 1954. – 344 с.
- Полярный летчик : рассказы. – Л. : Газетно-журн. и кн. изд-во, 1954. – 199 с.
- Гордое слово : рассказы о товариществе и дружбе. – 2-е изд. перераб. и доп. – М. : Мол. гвардия, 1956. – 127 с. – (Школьная б-ка).
- Киреевы : роман / ; . – М. : Воениздат, 1956. – 364 с.
- Летчик Валерий Чкалов / лит. ред. О. М. Румянцевой. – М. : Воениздат, 1959. – 231 с.
- Повесть о Валерии Чкалове. – М. : Детгиз, 1959. – 215 с.
- Повесть о ледовом комиссаре / М. В. Водопьянов, Г. К. Григорьев. – М. : Географгиз, 1959. – 199 с.
- Летчик Чкалов. – М. : ДОСААФ, 1963. – 198 с.
- Взрыв на заре : докум. повесть о юном партизане В. Куриленко. – М. : Мол. гвардия, 1963. – 252 с.
- Повесть о первых героях. – М. : ДОСААФ, 1968. – 136 с. – (Молодежи о героях и подвигах). – То же : 2-е изд.. – М. : ДОСААФ, 1980. – 176 с.
- Летать рожденный : документальная повесть / М. В. Водопьянов, Г. К. Григорьев. – М. : ДОСААФ, 1969. – 207 с.
- Друзья в небе. — 2-е.изд. – М. : Сов. Россия, 1971. – 300 с. – (Годы и люди).
- На перекрестке бурь : докум. повесть / М. В. Водопьянов, Г. К. Григорьев. – М. : Моск. рабочий, 1971. – 216 с.
- Небо начинается с земли : страницы жизни. – М. : Современник, 1976. – 413 с. – (Новинки «Современника»).
Из обоза на самолет
Как заметил один известный поэт – большое видится на расстоянии. Это правило в полной мере проявилось в биографии Михаила Васильевича Водопьянова, легендарного «Сталинского сокола», исследователя Арктики и писателя.
Будущий летчик появился на свет 18 ноября 1899 года в обычной крестьянской семье. Родители проживали в селе Большие Студёнки, неподалеку от будущего города Липецка. Отец занимался хлебопашеством. Мать вела домашнее хозяйство и воспитывала детей. Согласно всем приметам и традициям, мальчику суждено было пойти по стопам своих предков.
Михаил окончил три класса церковно-приходской школы и стал помогать родителям в повседневных делах и заботах. Привычный жизненный уклад изменился после Октябрьской революции в Петрограде.
В 1918 году Водопьянова призвали в ряды Красной Армии. Физически крепкого и неглупого парня определили на службу в дивизион тяжелых бомбардировщиков. Ему поручили ухаживать за волами и лошадями, которые использовались для транспортировки самолетов. Так началась служба будущего летчика. Михаил интересовался устройством самолетов и охотно помогал механикам в ремонте крылатых машин.
Биография
Михаил Васильевич Водопьянов родился 6 (18) ноября 1899 года в селе Большие Студёнки Липецкого уезда Тамбовской губернии (ныне часть города Липецка) в семье крестьянина.
В феврале 1918 года добровольно вступил в Красную Армию. Служил обозным в Дивизионе Воздушных Кораблей «Илья Муромец». Участвовал в гражданской войне. Воевал против Колчака и Врангеля.
С 1920 года — помощник шофёра.
C 1921 года — шофёр.
С 1925 года — авиационный моторист, затем бортмеханик, работал под руководством известного лётчика и авиаинженера Харитона Славороссова.
Михаил Водопьянов (справа) и Харитон Славороссов у самолёта «Конёк-горбунок». 1925 год.
В 1928 году окончил лётную школу «Добролёта».
В 1929 году — окончил Московскую лётно-техническую школу.
В качестве бортмеханика, а затем и лётчика участвовал в экспедициях по борьбе с саранчой на Северном Кавказе и в Казахстане.
С 1929 года работал в управлении Дальневосточных воздушных линий «Трансавиация» общества «Добролёт» в Хабаровске.
9 января 1930 года на самолёте «СССР-127» проложил воздушный маршрут: Хабаровск — Оха — Александровск-на-Сахалине, названный «Трассой героев» и протяженностью 1 130 км. Первый маршрут перелета готовил вместе с пилотом Карлом Ренкасом.
С 1931 года работал на Центральном аэродроме в лётном отряде газеты «Правда», доставлявшем газетные матрицы в крупнейшие города СССР. Потом летал на гражданских самолётах по дальним воздушным трассам Москва — Ленинград, Москва — Иркутск, на остров Сахалин.
Зимой 1933 года в испытательном перелёте из Москвы до Петропавловска-Камчатского его самолёт разбился на озере Байкал. Бортмеханик Серёгин погиб, а М. В. Водопьянов получил сотрясение мозга и множественные переломы (впоследствии только на голову наложили 36 швов).
В 1934 году, после долгой осады правительственной комиссии, добился отправки для участия в спасении челюскинцев. Вместе с В. Галышевым и И. Дорониным совершил перелёт длиной почти 6500 км из Хабаровска в Ванкарем на самолёте Р-5, без штурмана, без радиста, через хребты, через горы, по неимоверно тяжёлой трассе. Из Анадыря трижды летал к терпящим бедствие и вывез 10 человек. За мужество и героизм, проявленные при спасении челюскинцев, 20 апреля 1934 года ему присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. 4 ноября 1939 года М. В. Водопьянову была вручена медаль «Золотая звезда» № 6.
В —1937 годах совершал полёты в Арктику, был командиром лётного отряда. 21 мая 1937 года на самолёте АНТ-6 (арктический вариант ТБ-3) во время первой высокоширотной советской экспедиции «Север» впервые в мире совершил посадку на лёд в районе Северного полюса, применив впервые тормозной парашют. Самолёт Водопьянова доставил группу зимовщиков, которые организовали первую дрейфующую станцию «Северный полюс» (СП-1). За это был награждён орденом Ленина (статуса дважды Героя Советского Союза в то время ещё не существовало).
Делегат XVIII съезда ВКП(б).
Участник советско-финляндской войны — в должности командира тяжёлого бомбардировщика ТБ-3. Совершил несколько боевых вылетов, был награждён орденом Красного Знамени. 2 февраля 1940 года присвоено звание комбрига.
Участник Великой Отечественной войны: с июля 1941 года — командир 81-й дальнебомбардировочной авиационной дивизии. В ночь с на 11 августа 1941-го лично участвовал во втором налёте на Берлин (в одном экипаже с Э. Пусэпом). Его самолёт Пе-8 был подбит и совершил вынужденную посадку на территории, занятой противником. Через линию фронта вернулся к своим. За большие потери был смещён с должности командира дивизии, но продолжал совершать боевые вылеты как рядовой лётчик.
С 1946 года генерал-майор авиации М. В. Водопьянов — в отставке.
В —1950 годах участвовал в военных высокоширотных экспедициях «Север» и «Север-2». В 1949 году был представлен к награждению второй медалью «Золотая Звезда», но получил орден Ленина (из-за секретности награждения).
Жил в Москве. Член Союза писателей, активно занимался литературной деятельностью. Умер 11 августа 1980 года. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.
Память
- В 1935 году была выпущена почтовая марка СССР, посвящённая Водопьянову.
- Пароход «Водопьянов» в Амурском речном пароходстве.
- Почётный гражданин Липецка.
- Именем Водопьянова названы:
- Школа № 9 в Липецке
- улицы в различных населённых пунктах государств бывшего СССР.
- Совхоз имени Водопьянова (Саратовская область, Марксовский район)
- Авиационно-технический спортивный клуб «Аэроград Коломна», созданный в декабре 2000 года на базе Коломенского АСК им. М. В. Водопьянова.
- Рассматривается вопрос установки памятника на родине героя в Липецке. Предполагается, что памятник будет установлен в канун 110-летия со дня рождения Водопьянова.
- Именем Михаила Водопьянова назван самолёт Ил-96-300 RA-96014 российской авиакомпании «Аэрофлот».
- Именем Михаила Водопьянова назван первый самолёт Sukhoi Superjet 100 (бортовой номер RA-89001), доставленный 9 июня 2011 года российской флагманской авиакомпании «Аэрофлот». После возврата самолета лизингодателю именем Михаила Водопьянова назван другой самолёт Sukhoi Superjet 100 (бортовой номер RA-89041).
- Памятник М. В. Водопьянову установлен в 2013 году в Москве на Ходынском бульваре по решению Правительства Москвы. Скульптор А. В. Головачёв.
- Село Донское в 1934—1958 годах переименовывалось в честь М. В. Водопьянова в Водопьяново.
Почтовая марка СССР, 1935 годМогила Водопьянова на Троекуровском кладбище.Памятник Михаилу Водопьянову на Ходынском полеSukhoi Superjet 100 Аэрофлота «Михаил Водопьянов».
Мечта пилота
Водопьянов, по-настоящему полюбивший Арктику, в 1935 году занялся прокладкой новых воздушных трасс: Нагаево, Гижига, Анадырь, Уэлен, Мыс Шмидта… В «челюскинских» местах он отыскал свой М-10-94, который годом раньше, покидая Чукотку, передал лётчику Фабио Фариху. После очередной аварии самолёт «отдыхал» в сугробе, но оказался ремонтопригодным. На пароходе его доставили во Владивосток, оттуда — в Москву. Вскоре по предложению тех самых комсомольцев, которые уже помогали Водопьянову с этой машиной, было решено отремонтировать её и отправить в Испанию, где началась гражданская война. Из-за сменившего номер М-10-94 рисунка на борту самолёт прозвали «дьяболито рохо» — «красный чертёнок». На этом Р-5, укомплектованном пулемётом, сражался за республиканцев советский доброволец — лётчик Александр Шухов. В итоге легендарный самолёт погиб под бомбами при налёте противника на аэродром.
Водопьянов тем временем грезил Северным полюсом: «Много смелых людей погибло на этом пути… Передо мной вставали образы смельчаков, отдавших свою жизнь покорению Арктики: Виллем Баренц, Георгий Брусилов, Роальд Амундсен, Владимир Русанов, Георгий Седов…» Михаил Васильевич даже написал повесть «Мечта пилота», герой которой лётчик Бесфамильный отправлялся на полюс.
Вскоре мечта сбылась: Водопьянову поручили возглавить первый в мире полёт на «купол» и доставить туда экспедицию «Северный полюс» во главе с полярником, географом, бывшим чекистом Иваном Папаниным.