Афанасьев Александр Николаевич

Первый сборник сказок

Издание Афанасьевым сказок в тех условиях — это своего рода подвиг. Он пишет письмо редактору «Отечественных записок» и просит уделить место в издании для народных сказок. Объясняет на примере братьев Гримм, что это ценный материал, который заслуживает интереса. Но материал в журнале так и не появился, поскольку объём, которым к тому времени располагал Афанасьев, намного превышал возможности журнала.

В 1952 году Русское географическое общество передаёт Афанасьеву собрание сказок, имевшееся у него в архивах. К тому времени в распоряжении писателя уже было около 1000 сказок, переданных ему Далем В. И. И те и другие материалы требовали тщательной обработки, так как собирались разными людьми, записи отличались и качеством, и стилем. В 1855 году выходит первое издание «Русских народных сказок».

Выходили сказки Александра Афанасьева несколькими выпусками. Всего в восемь выпусков было включено более 600 наименований. Он отобрал для издания самые интересные детские сказки. Именно тогда читатели впервые познакомились с Кощеем и Бабой Ягой, узнали о Жар-птице и Колобке, услышали о Теремке и Марье Моревне. Это самое большое на тот момент собрание сказок в мире.

Классификация сказок

При дальнейшей подготовке материала Афанасьев продумал и классифицировал его. Он распределил сказки по разделам: былинные сюжеты, мифологические, животный эпос, рассказы о колдунах и мертвецах, бытовые сказки и юмористические. Позже, уже после смерти писателя, классификацию несколько упростили: сказки о животных, социально-бытовые и волшебно-фантастические. Но в её основе лежал принцип, который создал Александр Афанасьев.

Книги не могли не вызвать недовольства духовенства и властей. Цензура всячески препятствовала деятельности Афанасьева. А тем временем в Женеве уже вышел сборник «Заветных сказок», носящий антицерковный и антибарский характер. Издание сборников Афанасьева – это большое событие в общественной и научной жизни России. После его выхода многие известные критики и литературоведы того времени выступили с рецензиями.

Запретные сказки Афанасьева

Кроме детских сказок, Афанасьеву принадлежит сборник сказок для взрослых, вышедший в Женеве: «Русские народные сказки не для печати». Сборник «Сказания, легенды и притчи» также был запрещен в России и издавался за границей. Власти усмотрели в его содержании вредное направление мыслей. В него вошли тексты о жадности, глупости, дьяволе, мифических чудовищах и нечистой силе. Очень ценный в отношении духовного наследия народа сборник.

За годы преследований цензурой многие сборники выходили под разными названиями. Например, сказки с эротическим содержанием вышли под названием: «Валаам. Год мракобесия». Эта книга была долгое время запрещена. В России она вышла впервые в 1997 году. Известному собирателю фольклора принадлежит много трудов, которые издаются и в настоящее время.

Поэтому их нередко путают с работами нашего современника, перу которого принадлежит книга «Зона заражения». Александр Афанасьев — современный автор, пишущий в жанре боевиков. Но его творчество никоим образом не связано со сказками великого тёзки, который всю свою жизнь посвятил собирательству народного фольклора. Всего собрание Афанасьева Александра Николаевича составляет около двух тысяч сказок. Он вошёл в историю русской культуры как первый издатель сборника народных сказок.

События биографии

  1. 1844 – Поступил в Московский университет на юридический факультет. Там подружился с сыном декабриста Евгением Якушкиным, через которого вошел в тяготеющий к либерализму кружок Б. Чичерина и Т. Грановского. Под влиянием К.Д. Кавелина стал сторонником историко-юридической школы, но в конце обучения переключился на славянский фольклор.
  2. 1847 – Начал печататься в журналах «Современник» и «Отечественные записки». 1-я публикация называлась «Государственное право при Петре Великом». Познакомился с известным актером М. С. Щепкиным и регулярно посещал его дом, иногда даже участвовал в домашних спектаклях.
  3. 1848 – Окончил университет с начальной ученой степенью кандидата.
  4. Сентябрь 1848 – Прочитал пробную лекцию по теме влияния самодержавия на уголовное право 16-17 веков. Присутствовавший при этом министр народного просвещения С.С. Уваров счел ее чересчур либеральной. В ответ на замечания министра-автократа Афанасьев стал отстаивать свое мнение, из-за этого юноше отказали в возможности продолжать занятия наукой в университете.
  5. 1848-1849 – Не мог устроиться учителем законоведения и преподавал словесность и историю в пансионе Энгельса в Москве.
  6. Ноябрь 1849 – Стал работать в главном московском архиве МИД.
  7. 1849-1852 – Разместил в журналах «Отечественные записки», «Современник» и некоторых других 68 статей, том числе «Ведун и ведьма», «Дедушка домовой», где размышлял о мифологии, славянских поверьях и истории литературы 18-го века.
  8. 1854 – Издал статью «Мифическая связь понятий».
  9. 1855-1862 – Писал дневник о наиболее важных событиях, произошедших с июня 1846 года, о состоянии окружавшего его русского общества. С бытовыми зарисовками, слухами, шутками, историями, описанием впечатлений о культурной жизни.
  10. 1855-1864 – В 8 выпусках «Народных русских сказок» издал более 600 сказок.
  11. 1856 – Назначили начальником отделения архива МИД, а потом и правителем дел в существовавшей при нем комиссии, где печатались государственные грамоты и договоры.
  12. 1858-1859 – Был редактором журнала «Библиографические записки», где напечатал свои статьи «Н.И. Новиков», «Русская книжная торговля», «Сатиры Кантемира» и другие. Этот журнал не нашел достаточной поддержки.
  13. 1859 – Опубликовал отдельным изданием размышления о русских сатирических журналах и собранные русские народные легенды с рассказами о жизни Христа и святых, большинство из них носило атеистическую направленность. По требованию Святейшего Синода книга была запрещена и цензурой изъята из продажи.
  14. 1860 – Путешествуя за границей, посетил Германию, Италию, Швейцарию, Англию, Францию.
  15. 1862 – Встретился с В.И. Кельсиевым, нелегально приехавшим в Россию. После этого квартиру Александра обыскали, а его уличили в связях с лондонскими пропагандистами. В результате уволили из архива как политически неблагонадежного, без пенсии. Гонения произошли из-за того, что его считали одним из тайных корреспондентов «Колокола», издаваемого А.И. Герценом. Потом он не мог найти постоянную работу и начал распродавать библиотеку.
  16. 1864 – Сенат освободил Афанасьева от суда, но запретил занимать государственные должности. Александр с трудом устроился на место помощника секретаря в Московской думе. Был завален не связанной с наукой работой, но все равно продолжал собственные исследования и писал труды.
  17. По предложению П.И. Бартенева Афанасьев вошел в Общество любителей российской словесности в качестве действительного члена.
  18. В ежемесячном многотиражном журнале «Библиотека для чтения» напечатали статьи Афанасьева «М.С. Щепкин и его записки».
  19. 1865 – Опубликовал статьи «Сказку и миф» и «О радуге» в «Филологических записках». Сотрудничал с «Книжным вестником», издаваемым Ростовцевым и Ефремовым.
  20. 1865-1869 – Изучая славянские верования, предания и обычаи, считал главным трудом своей жизни исследование о поэтических воззрениях славян на природу. Проанализировал с точки зрения истории и филологии связь языка и фольклора славян и индоевропейских народов. Обобщил все написанное по этой теме ранее им самим и западными мифологами и издал отдельной монографией.
  21. 1867 – Стал секретарем съезда мировых судей во 2-м округе Москвы. Заболевание туберкулезом прогрессировало и здоровье слабело.
  22. 1870 – Опубликовал «Русские детские сказки».
  23. Октябрь 1871 – Умер от туберкулеза. Похоронен в Москве, на Пятницком кладбище.
  24. 1872 – В Женеве изданы «Русские заветные сказки», которые Афанасьев при жизни переправил за границу. Публикация на родине была невозможна, поскольку часть из них были эротическими, а часть – антиклерикальными.
  25. ХХ-ХХI века – Памяти фольклориста и историка и его наследию посвящены ежегодный афанасьевский фестиваль, статьи, диссертации, мультфильмы и художественные фильмы.

Народные русские сказки

Об увлечении Афанасьева сказками писал русский литературовед и этнограф Пыпин А. Н. В рецензии к первому изданию сказок он отметил, что сравнения сказочных мотивов у Афанасьева удачны и очень метки. Тем не менее тут же он осудил его за то, что автор пытается мельчайшим событиям дать мифическое объяснение. Чернышевский Н. Г. также указал на это, но добавил, что с объяснениями Афанасьева нельзя не согласиться.

Многочисленным критикам Александр Афанасьев ответил, что мифология — такая же наука и только в том случае можно воссоздать полное представление о старине, если будет исследована малейшая деталь. Он утверждал, что легенды, фольклор, мифология неотделимы от истории народа. Многие предания так или иначе связаны с явлениями природы, которым нет объяснения, что лишний раз подтверждает их мифический смысл. Непонимание критиками научной ценности его исследований по мифологии переживались Афанасьевым болезненно.

Карьера

Во времена студенчества Афанасьев начал публицистическую деятельность, написав и разместив свою первую статью в журнале «Современник» под заголовком «Государственное хозяйство при Петре Великом», датированную 1847 годом. На Виссариона Белинского произвели впечатления научные аспекты публикации, поэтому литературный критик одобрил дебют начинающего писателя.

Из Александра мог получиться блестящий профессор, однако один случай помешал построению его ученой карьеры. Во время учебы в 1848 году в Московский университет прибыл граф Уваров, являющийся министром просвещения. Его целью было оценить общественные настроения преподавательского состава из-за событий в Западной Европе. Для осуществления своей цели мужчина присутствовал на лекциях, некоторые из них читали студенты, и Афанасьев не стал исключением.

Документальный фильм «Александр Афанасьев. Жизнь, отданная сказке»

Рассказ юноши о влиянии самодержавной власти на уголовное право в 16-м и 17-м веках пришелся не по вкусу графу Уварову. Однако Александр вместо того, чтобы молча согласиться с авторитетным мнением, начал отстаивать свое. Данная ситуация повлияла на дальнейшую жизнь студента: окончив вуз, он так и не смог найти вакансию в государственных образовательных учреждениях, из-за чего молодому специалисту пришлось начать работать в частной школе.

Годом позднее Афанасьев, заручившись поддержкой Калачева, стал сотрудником Главного архива, располагающегося в столичном Министерстве иностранных дел. В этом месте мужчина проработал 13 лет, постепенно поднимаясь по карьерной лестнице. Сначала дослужился до звания начальника отделения, а позже – до правителя дел комиссии при архиве, курировавшей печатание грамот и договоров на государственном уровне.

Собрание сочинений Александра Афанасьева Работа в архиве делала ученого счастливым, ему удавалось раскрываться творчески. Эти годы были плодотворными для Александра, в то время он сочинил значительную часть своих многочисленных трудов. Статьи автора были опубликованы в журналах и специализированных научных сборниках. Однако на многие его работы повлияло «роковое действие цензуры», как утверждал сам Афанасьев.

В 50-е годы автор уделял большое внимание истории отечественной литературы. Он сочинял и заметки о русских произведениях 19-го века, и статьи о сатире 18-го века

На протяжении 2-х лет (1859-1860) мужчина занимал должность библиографа и параллельно публиковался в журнале под названием «Библиографические записки».

Детство и юность

Александр Афанасьев родился в г. Богучар под Воронежем 23 июля 1826-го года. Он стал 5-м ребенком в небогатой дворянской семье. Мать, Варвара Михайловна, была простолюдинкой, после его родов она заболела и вскоре умерла. После ее смерти воспитанием сыновей (Николая, Ивана и Александра) и дочери (имя не сохранилось) занимался отец, который очень ценил образование. Николай Иванович Афанасьев служил уездным стряпчим и следил за правильным ведением уездных судебных дел. Его считали самым умным человеком в уезде и часто обращались за советами в важных юридических вопросах.

В 1829-м году отца перевели в город Бобров, где и вырос Александр. Вечерами дворовые женщины рассказывали ребенку сказки, и Саша слушал их, затаив дыхание. Мальчик дома освоил грамоту и пристрастился к чтению, чему способствовала оставшаяся после смерти деда хорошая библиотека. Особенно нравились ему исторические книги, но они не могли заслонить впечатлений, испытанных от народных устных сказок. Потом его со старшим братом Колей учили местные строгие священники.

В 1837 году Саша поступил в воронежскую гимназию. Обучение проводилось с телесными наказаниями и насаждением зубрежки, но даже такие методы и атмосфера недоброжелательности среди подростков не убили желания учиться. Через 7 лет Саша прошел полный курс обучения одним из лучших учеников.

Личная жизнь

Личная жизнь Александра Николаевича не является публичным достоянием. Известно, что он жил своей работой, а была ли у него семья, неясно. В начале 1860-х годов собиратель фольклора отправился за границу и посетил такие европейские страны, как Германия, Италия, Франция. Спустя 2 года ученого лишили возможности дальше служить в архиве и занимать должность на государственной службе из-за встречи мужчины с эмигрантом Кельсиевым и проведенного в его доме обыска.


Александр Николаевич Афанасьев / Википедия

Это событие пошатнуло финансовое равновесие ученого, он долгое время не мог найти банальной подработки. Афанасьев был вынужден распродать свою любимую библиотеку, откуда он черпал вдохновение. Из-за возникших сложностей здоровье мужчины ухудшалось, в конце концов, он заболел туберкулезом.

Вывод

Благодаря службе в архиве Афанасьев мог заниматься любимым делом – исследованиями в области права, истории, литературы, народной поэзии, фольклора, а также издавать свои труды. Но тяготение к либеральному мировоззрению привело к обыску. Хотя жандармы ничего крамольного не нашли, но он был навсегда уволен с госслужбы. Житейские невзгоды способствовали заболеванию чахоткой, от которой мужчина и умер, прожив всего 45 лет.

Научные труды литератора потеряли актуальность, но собранные им сказки были при его жизни отмечены Демидовской премией, золотой медалью Географического общества и до сих представляют ценность для отечественной культуры.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий