Айвазовский Иван Константинович

Живопись

В 1836 году состоялась выставка, где были представлены произведения Таннера и молодого Айвазовского. Одна из работ Ивана Константиновича была удостоена серебряной медали, также его похвалила одна столичная газета, француза же упрекнули в манерности. Филипп, сгорая от гнева и зависти, пожаловался императору на непослушного ученика, который не имел права выставлять свои работы на выставке без ведома учителя.

Картина Ивана Айвазовского “Девятый вал”

Формально француз был прав, и Николай повелел убрать картины с выставки, а сам Айвазовский впал в немилость при дворе. Талантливого художника поддержали лучшие умы столицы, с которыми он успел свести знакомство: Крылов, Жуковский, президент Академии Оленин. В итоге дело решилось в пользу Ивана, за которого вступился Александр Зауервейд, преподававший живопись императорским отпрыскам.

Николай наградил Айвазовского и даже отправил его вместе со своим сыном Константином на Балтийский флот. Цесаревич изучал основы морского дела и руководство флотом, а Айвазовский специализировался в художественной стороне вопроса (сложно писать батальные сцены и корабли, не зная их устройства).

Картина Ивана Айвазовского “Радуга”

Зауервейд стал учителем Айвазовского по классу батальной живописи. Через несколько месяцев, в сентябре 1837 года, талантливый студент получил золотую медаль за картину «Штиль», после чего руководством Академии было принято решение выпустить художника из учебного заведения, поскольку оно ему ничего уже не могло дать.

Картина Ивана Айвазовского “Лунная ночь на Босфоре”

В 20 лет Иван Айвазовский стал самым молодым выпускником Академии художеств (по правилам ему полагалось учиться еще три года) и отправился в оплачиваемое путешествие: сначала в родной Крым на два года, а затем – на шесть лет в Европу. Счастливый художник вернулся в родную Феодосию, затем путешествовал по Крыму, участвовал в высадке морского десанта в Черкессии. За это время он написал множество работ, включая мирные морские пейзажи и батальные сцены.

Картина Ивана Айвазовского “Лунная ночь на Капри”

После недолгого пребывания в Петербурге в 1840 году Айвазовский уехал в Венецию, оттуда – во Флоренцию и Рим. Во время этого путешествия Иван Константинович встретился со старшим братом Габриэлом, монахом на острове Святого Лазаря, познакомился с Гоголем. В Италии художник изучал произведения великих мастеров и много писал сам. Везде он выставлял свои картины, многие раскупались сразу же.

Картина Ивана Айвазовского “Хаос”

Его шедевр «Хаос» пожелал купить сам Папа Римский. Услышав об этом, Иван Константинович лично подарил картину понтифику. Растроганный Григорий XVI вручил живописцу золотую медаль, а слава о талантливом маринисте загремела на всю Европу. Затем художник посетил Швейцарию, Голландию, Англию, Португалию и Испанию. На пути домой корабль, на котором плыл Айвазовский, попал в шторм, разразилась страшная буря. Некоторое время ходили слухи, что маринист погиб, но, к счастью, ему удалось вернуться домой живым и невредимым.

Картина Ивана Айвазовского “Буря”

Айвазовскому выпала счастливая судьба водить знакомство и даже дружбу со многими выдающимися людьми той эпохи. Художник был близко знаком с Александром Пушкиным, Глинкой, Николаем Раевским, Кипренским, Брюлловым, Жуковским, не говоря уже о дружбе с императорским семейством. И все же связи, богатство, слава не прельщали художника. Главными в его жизни всегда были семья, простые люди, любимая работа.

Картина Ивана Айвазовского “Чесменский бой”

Разбогатев и став знаменитым, Айвазовский много сделал для родной Феодосии: основал школу искусств и картинную галерею, музей древностей, спонсировал строительство железной дороги, городского водопровода, питавшегося из его личного источника. Под конец жизни Иван Константинович оставался таким же деятельным и активным как в молодости: посетил с супругой Америку, много работал, помогал людям, занимался благотворительностью, благоустройством родного города и преподавательской деятельностью.

Биография

Иван Константинович Айвазовский – знаменитый русский живописец-маринист, автор более шести тысяч полотен. Профессор, академик, меценат, почетный член Академий художеств Санкт-Петербурга, Амстердама, Рима, Штутгарта, Парижа и Флоренции.

Родился будущий художник в Феодосии, в 1817 году, в семье Геворка и Рипсиме Гайвазовских. Мать Ованеса (армянский вариант имени Иван) была чистокровной армянкой, а отец происходил из армян, переселившихся из Западной Армении, оказавшейся под владычеством турок, в Галицию. В Феодосии Геворк поселился под фамилией Гайвазовский, записав ее на польский манер.

Портрет Ивана Айвазовского

Отец Ованеса был удивительным человеком, предприимчивым, смекалистым. Папа знал турецкий, венгерский, польский, украинский, русский и даже цыганский языки. В Крыму Геворк Айвазян, ставший Константином Григорьевичем Гайвазовским, весьма успешно занялся торговлей. В те времена Феодосия стремительно росла, приобретя статус международного порта, но все успехи предприимчивого купца свела к нулю эпидемия чумы, вспыхнувшая после войны с Наполеоном.

К моменту рождения Ивана у Гайвазовских уже был сын Саргис, в монашестве принявший имя Габриэл, затем родилось еще три дочери, но семья жила в большой нужде. Мать Репсиме помогала мужу, продавая свои искусные вышивки. Иван рос смышленым и мечтательным ребенком. С утра он просыпался и убегал на берег моря, где мог часами наблюдать за входившими в порт судами, маленькими рыбацкими лодочками, любуясь необыкновенной красоты пейзажами закатами, штормами и штилями.

Картина Ивана Айвазовского “Черное море”

Свои первые картины мальчик писал на песке, а через несколько минут их смывал прибой. Тогда он вооружился кусочком угля и украсил рисунками белые стены домика, где жили Гайвазовские. Отец посмотрел, хмурясь на шедевры сына, но не отругал его, а крепко задумался. С десяти лет Иван работал в кофейне, помогая семье, что вовсе не мешало ему расти умным и талантливым ребенком.

В детстве Айвазовский сам выучился играть на скрипке, и, конечно, постоянно рисовал. Судьба свела его с феодосийским архитектором Яковом Кохом, и этот момент принято считать поворотным, определяющим в биографии будущего гениального мариниста. Заметив художественные способности мальчика, Кох снабжал юного художника карандашами, красками и бумагой, давал первые уроки рисования. Вторым покровителем Ивана стал градоначальник Феодосии Александр Казначеев. Губернатор оценил умелую игру Вани на скрипке, ведь он и сам нередко музицировал.

Иван Айвазовский в молодости

В 1830 году Казначеев определил Айвазовского в симферопольскую гимназию

В Симферополе на талантливого ребенка обратила внимание жена таврического губернатора Наталья Нарышкина. Иван стал часто бывать у нее дома, причем светская дама предоставила в его распоряжение свою библиотеку, коллекцию гравюр, книги о живописи, искусстве

Мальчик непрестанно работал, копировал известные произведения, рисовал этюды, эскизы.

При содействии портретиста Сальватора Тончи Нарышкина обратилась к Оленину, президенту Императорской академии художеств в Петербурге, с просьбой устроить мальчика в академию с полным пансионом. В письме она подробно описала таланты Айвазовского, его жизненную ситуацию и приложила рисунки. Оленин оценил талант юноши, и вскоре Иван был зачислен в Академию художеств с личного соизволения императора Николая I, также увидевшего присланные рисунки.

Иван Айвазовский за работой

В возрасте 13 лет Иван Айвазовский стал самым юным учеником Академии в пейзажном классе Воробьева. Опытный педагог сразу оценил всю величину и мощь таланта Айвазовского и по мере сил и возможностей дал юноше классическое художественное образование, своего рода теоретическую и практическую базу для живописца-виртуоза, каким вскоре стал Иван Константинович.

Очень быстро ученик превзошел учителя, и Воробьев порекомендовал Айвазовского Филиппу Таннеру, французскому маринисту, прибывшему в Петербург. Таннер и Айвазовский не сошлись характерами. Француз свалил на ученика всю черновую работу, но Иван все-таки нашел время и для собственных картин.

Творчество Айвазовского

Особой известностью пользовался Айвазовский не только в России, но и в Турции. Его знакомство с Османской империей началось в 1845 году. Средиземноморская географическая экспедиция под руководством Ф. П. Литке, в составе которой был Иван Константинович, отправилась к берегам Турции и Малой Азии. Тогда Стамбул покорил художника. После окончания экспедиции им было написано большое количество работ, в том числе и с видами столицы Османской империи.

После окончания войны в 1856 году по пути из Франции, где на международной выставке выставлялись его работы, Айвазовский второй раз посетил Стамбул. Был тепло встречен местной армянской диаспорой, а также, по протекции придворного архитектора Саркиса Баляна, был принят султаном Абдул-Меджидом I. К тому времени в коллекции султана уже была одна картина Айвазовского. В знак преклонения перед его творчеством султан наградил Ивана Константиновича орденом «Нишан Али» IV степени.

Картины И. К. Айвазовского, находившиеся в Турции, неоднократно выставлялись в различных выставках. В 1880 году в здании русского посольства проходила выставка картин художника. По её окончании султан Абдул-Хамид II вручил И. К. Айвазовскому алмазную медаль.

В 1881 году владелец художественного магазина Ульман Громбач проводил выставку работ известных мастеров: Ван Дейка, Рембрандта, Брейгля, Айвазовского, Жерома. В 1882 году здесь же состоялась художественная выставка И. К. Айвазовского и турецкого художника Оскана Эфенди. Выставки имели огромный успех.

В 1888 году в Стамбуле состоялась ещё одна выставка, организованная Левоном Мазировым (племянником И. К. Айвазовского), на которой были представлены 24 картины художника. Половина сборов от неё пошла на благотворительные цели. Как раз на эти годы приходится первый выпуск османской Академии художеств.

В 1890 году была последняя поездка Ивана Константиновича в Стамбул. Он посетил армянскую патриархию и дворец Йылдыз, где оставил в дар свои картины. В этот приезд он был награждён султаном Абдул-Хамидом II орденом Меджидие I степени.

В настоящее время несколько известных картин Айвазовского находятся в Турции. В Военном музее в Стамбуле находится картина 1893 г. «Корабль на Черном море», картина 1889 г. «Корабль и лодка» хранится в одной из частных коллекций. В резиденции президента Турции находится картина «Тонущий во время шторма корабль» (1899).

Биография Ивана Айвазовского

Иван Айвазовский (настоящее имя — Ованнес Айвазян) появился на свет в городе Феодосия, 17 июля 1817 года, в многодетной семье торговца Константина Айвазяна — армянина, переехавшего в Крым. У будущего художника были брат и три сестры.

Творческий талант Вани Айвазовского проявился рано и привлёк внимание Якова Христиановича Коха, известного местного архитектора. Тот дал мальчику несколько уроков и рекомендовал его, как подающего большие надежды, губернатору города

Это способствовало дальнейшему обучению ребёнка, семья которого разорилась ещё до его рождения, после страшной чумной эпидемии 1812 года.

Дарование и рекомендации покровителей позволили 16-летнему подростку поступить за государственный счёт в Императорскую Академию северной столицы. Первым его учителем стал известный пейзажист Максим Воробьёв. Вскоре Иван Айвазовский получил награду за «Вид на взморье в окрестностях Петербурга». Тогда его определили в ученики к знаменитому французу, мастеру водных картин, Филиппу Таннеру (Philippe Tanneur). А уроки батальной живописи он брал у Александра Ивановича Зауервейда.

Благодаря таланту, работоспособности, умению полностью отдаваться своему занятию, Иван Айвазовский был выпущен из Академии за два года до окончания. Он вернулся в Крым, где самостоятельно оттачивал своё мастерство. Молодой живописец не только делал наброски, но и принимал посильное участие в очередной турецкой войне. Под впечатлением от событий, появился «Десант отряда Раевского в долине Субаши». Император Николай Первый высоко оценил работу, взяв молодого человека под своё покровительство.

Несколько последующих лет заняло заграничное путешествие. Иван Константинович посетил Венецию, Португалию, Францию. В 1844 году, по возвращении на родину, он получил должность живописца при Главном морском Штабе России.

Очень много художник сделал для развития малой родины — города Феодосии. Благодаря Айвазовскому в 1886 году был проложен водопровод от Субашского источника в центр города, где по проекту живописца устроили фонтан. Иван Айвазовский открыл картинную галерею, библиотеку, концертный зал, школу искусств, активно интересовался археологией, руководил множеством раскопок, инициировал строительство железнодорожной ветки из Феодосии до Джанкоя.

Иван Константинович Айвазовский активно трудился до самой смерти. Последняя его работа «Взрыв турецкого корабля», начатая в возрасте 82-х лет, осталась незавершённой. Гениальный маринист скончался 19 апреля 1900 года и прах его погребён на внутренней территории древней армянской церкви.

Как все начиналось

В Феодосии дом Айвазянов располагался на самой окраине, откуда благодаря возвышенности открывался красивый вид на Черное море. Ежедневно оно представало взору юного Вани в разных состояниях:

  • умиротворенная гладь,
  • игривая зыбь,
  • суровый шторм.

Кроме этого, «самое синее в мире» не всегда соответствовало присвоенному ему эпитету. В зависимости от неба, оно играло красками от лазури до практически черного цвета. Все это не осталось безразличным для юной души, а переродилось в желание обязательно запечатлеть увиденное.

Было бы наивным предположить, что искусство рисовать у малолетнего Вани появилось на пустом месте. В общении с архитектором Феодосии Кохом был заложен фундамент для рождения таланта художника. При этом уроки рисования и строительного черчения, подаренные зодчим, стали по сути путевкой в мир изобразительного искусства и не только.

Дом, где родился Айвазовский

В тринадцать лет Ваня Гайвазовский, благодаря рекомендациям градоначальника Феодосии, поступает в губернскую гимназию Симферополя. После ее окончания в 1833 году он отправляется в столицу государства Российского, в Санкт-Петербург, где его ждут экзамены и успешное поступление в Императорскую Академию художеств. Именно здесь юный Айвазовский через свои этюды, эскизы и полноценные картины обретает первую известность. Особую роль здесь сыграл мэтр живописи тех времен Максим Воробьев, в чьем классе молодой художник практиковался вплоть до 1839 года.

На эту пору приходится и дебют выставочной деятельности художника Ивана Айвазовского. Он оказался более чем успешным. Так в 1835 году экспозиция молодого мариниста Айвазовского из пяти полотен произвела фурор в столичном бомонде. При этом картина «Этюд воздуха над морем» удостоилась почетной серебряной медали.

Этюд воздуха над морем

В 1837 году к Айвазовскому приходит новый успех. Его полотно «Штиль» удостаивается большой золотой медали. С этого момента работы крымского художника выставляются в Императорской Академии художеств практически на постоянной основе.

Через год художник посещает с творческой командировкой родную Феодосию и Севастополь. В поездке по Крыму художник экспериментирует, знакомится лично с ведущими военачальниками Черноморского флота, и, конечно же, он много рисует. Феодосия вдохновляет его.

В 1840 году решением попечительского совета академии Айвазовского направляют на стажировку в Италию. Именно здесь последующие годы жизни Иван Константинович постигает мастерство корифеев изобразительного искусства Европы. Выставки художника не заставили себя долго ждать. Столицы Старого Света в своих галереях одна за другой размещают полотна молодого русского художника. Результат везде одинаков — успех и рукоплескания неординарному, уникальному и неподражаемому таланту Айвазовского. Итогом европейской практики становятся:

  • Золотая медаль Парижской Академии художеств,
  • Звание академика уже у себя на родине.

Штиль

По возвращении в Россию Айвазовского принимают в штат Главного штаба морских сил. Здесь он начинает работать над серией заказных картин для нужд этого ведомства. Этюды, пейзажи, сцены морских сражений выходили из-под кисти художника с удивительной скоростью. Творчество Айвазовского в эти годы держало по сути экзамен на стойкость. В итоге рождается целая серия полотен о Балтийском море. На полотнах появляются Кронштадт, Ревель, Красная Горка, Санкт-Петербург, а также картины морской тематики и баталий, связанных с этими городами.

И все-таки душа Айвазовского всегда просилась на юг — поближе к родному Крыму. Он подает рапорт с просьбой вернуться в Феодосию, чтобы закончить начатые ранее работы. Так появляются полотна на тему Черного моря. Особо дороги художнику стали картины из серии, посвященной Севастополю:

  • Севастопольский рейд,
  • Синоп,
  • Вход в Севастопольскую бухту,
  • Синопский бой.

На период творчества после службы в штабе морских сил приходится расцвет таланта Айвазовского. Его произведениями украшались кабинеты и дома самых высокопоставленных чиновников, а также центральные залы учреждений и ведомств. На эти же годы приходится написание одного из самых знаменитых шедевров великого русского мариниста — «Чесменский бой» (1848 год). Через два года их список пополнил «Девятый вал». Кстати, реалистичность батальных сцен на картинах Айвазовского имеет под собой веское основание. В ходе Русско-Турецкой войны ему не раз доводилось выходить в море в составе команд действующих кораблей российского флота.

Девятый вал

Девятый вал

Начнем с картины, которая обросла множеством легенд, и бесспорно является своеобразной визитной карточкой русского художника. «Девятый вал» без сомнения, самая знаменитая картина Айвазовского, которая просто не может не вызывать восхищение.

Именно в «Девятом вале» раскрылось мастерство и невероятный талант художника. Так точно и реально передан весь трагизм и губительность шторма в открытом море. Но из-за туч восходит солнце, даря морякам, зацепившимся за обломок мачты, надежду на спасение.

Интересно, но монументальное полотно Айвазовский написал всего за 11 дней. Просто поражает, какое вдохновение, невероятная сила творчества овладели в тот момент художником.

Легендарная работа Айвазовского под названием «Девятый вал» завораживает и удивляет в одночасье. Сюжет картины рассказывает о том, как группа людей, переживших кораблекрушение на маленьком обломке судна, пытается спастись от разыгравшегося шторма, но огромная волна беспощадно настигает своих жертв и вот-вот укроет в морской бездне. Морской пейзаж очень реалистично изображен и восхищает игрой красок, теней и света. Ярко-красный закат и лазурные волны словно играют с нами в прятки то скрываясь, то снова выныривая с дна морского.

2

Происхождение рода

Ованнес (Иван) Константинович Айвазовский родился в армянской семье купца Геворка (Константина) и Рипсиме Айвазян. 17 (29) июля 1817 года священник армянской церкви города Феодосии сделал запись о том, что у Константина (Геворка) Айвазовского и его жены Рипсиме родился «Ованнес, сын Геворка Айвазяна». Предки Айвазовского были из армян, переселившихся в Галицию из Западной Армении в XVIII веке. Известно, что его родственники владели крупной земельной собственностью в районе Львова, однако никаких документов, более точно описывающих происхождение Айвазовского, не сохранилось. Его отец Константин (Геворк) и после переселения в Феодосию писал фамилию на польский манер: «Гайвазовский» (фамилия — полонизированная форма армянской фамилии Айвазян). Сам Айвазовский в своей автобиографии говорит об отце, что тот ввиду ссоры со своими братьями в юности переселился из Галиции в Дунайские княжества (Молдавию, Валахию), где занялся торговлей, а оттуда в Феодосию.

Известно, что деда художника, по отцовской линии, звали Григор Айвазян – армянин из Западной Армении, который женился на армянке по имени Ашхен. От этого брака у них родился Геворг Айвазян – отец художника, который, в свою очередь, женился на армянке по имени Рипсиме, от брака с которой родился сам художник.

Некоторые прижизненные публикации, посвященные Айвазовскому, передают с его слов, ссылаясь на какие то “семейные архивы” (в которых, к слову, похожей информации нет) семейное предание о том, что прадедушка художника по женской линии,яко бы был турком. Согласно этим публикациям, покойный отец художника рассказывал ему, что прадед художника (согласно Блудовой — по женской линии) был сыном турецкого военачальника и будучи ребёнком, при взятии Азова русскими войсками (1696 г.), был спасён от гибели неким армянином, который его крестил и усыновил (вариант — солдатом). После смерти художника (в 1901 году) его биограф Н. Н. Кузьмин в своей книге рассказал эту же историю, однако уже про отца художника, сославшись на неназванный документ в архиве Айвазовского; однако никаких доказательств правдивости этой легенды не существует, как не существует и архивов в семье художника, которые подтвердили бы, что художник когда либо в семейном кругу рассказывал подобную историю (ведь именно на эту “беседу в семейном кругу” и ссылался вышеназванный автор нач. ХХ века) .

Пушкинистика Айвазовского

Айвазовский крайне редко изменял своей любимой теме — водной стихии, перед которой человек чаще всего бессилен, и поэтому люди на картинах великого художника, как правило, гибнут. И только за Александром Сергеевичем Пушкиным, который из раза в раз появлялся в работах великого мастера, художник признает могущество общаться с безудержным морем на равных. Этому сюжету Иван Константинович посвятил около двух десятков картин и рисунков. Конечно, он не писал поэта с натуры. Но в отличие от многих других авторов живописной пушкинианы, Айвазовский был с ним знаком.

Хотя большую часть своей жизни Айвазовский и прожил в Феодосии, он был знаком со многими выдающимися людьми своего времени. Так, еще в ученические годы, на выставке в Античной галерее, он был представлен Александру Сергеевичу Пушкину. Однако, знакомство с Пушкиным оказалось мимолетным. Вскоре поэт был смертельно ранен на дуэли. На Ивана Айвазовского, которому было тогда всего 19 лет, как и на большинство его современников, это произвело глубочайшее впечатление. Поэзия Пушкина оставила глубокий след в искусстве Айвазовского. Более чем кому-либо из современников Пушкина, Айвазовскому был близок, понятен и дорог поэтический образ Крыма — этого волшебного края, воспетого великим поэтом. Это была родная ему природа, близкая ему морская стихия. В русской живописи нет другого художника, творчество которого было бы так тесно связано с образами, созданными Александром Сергеевичем Пушкиным.

Айвазовскому, тогда еще ученику Академии художеств, на всю жизнь запомнилось доброе пушкинское напутствие: «Работайте, работайте, молодой человек, — это главное». Он и работал, всю свою жизнь, до глубокой старости. Из написанных им шести тысяч картин лишь одна осталась незавершенной, та, которую он писал в свой последний день.

Краткая биография

Иван Константинович Айвазовский (29.07.1817 — 02.05.1900) родился в Крыму в приморском городке Феодосии. Он был сыном разорившегося купца-армянина и детство его проходило в бедности. Однако страсть мальчика к рисованию обнаружила в нём такой талант, что нашлись люди, позаботившиеся о том, чтобы этот талант не пропал в безвестности. Ивана определили в Симферопольскую гимназию, а по её окончании он отправился в Петербург, в Академию художеств (1833).

Страстью юного художника было море. Оттачивая в Академии мастерство в написании морских пейзажей, он и преподавателей, и однокашников-студентов удивлял своими успехами. Руководство Академии сократило ему академический курс на два года.

Айвазовский про заданию Академии едет в Крым писать виды городов черноморского побережья. В Севастополе он встретился с прославленным адмиралом Лазаревым, открывателем Антарктиды и строителем Черноморского флота, с его соратниками, будущими героями обороны Севастополя. Он до конца своих дней сроднился с Черноморским флотом, и врождённая любовь к морю феодосийского мальчика выросла в любовь настоящего моряка.

Как один из лучших студентов Академии художеств он в 1840 году получил командировку в Италию. Там, под новыми небесами, он увидел новое море, и его неиссякаемое трудолюбие художника получило новый импульс. В Италии он написал ряд картин, которые принесли ему признание в художественных кругах Европы.

Всемирно прославленный маринист Уильям Тернер под впечатлением от картины Айвазовского «Неаполитанский залив лунной ночью» посвятил своему молодому собрату стихи, в которых говорил, что почерпнул в его картине вдохновение, увидев в ней живое море…

Неаполитанский залив в лунную ночь, 1842

В 1843 году Айвазовский начал длительное путешествие по Европе с персональными выставками. Он стал одним из первых русских художников, получивших всемирное признание. В Россию он вернулся членом Парижской, Римской и Амстердамской академий, становится членом Петербургской Академии художеств.

Высочайшим указом он был назначен художником Главного Военно-Морского штаба. Были достигнуты высокое положение, почёт, богатство, громкая слава. Чего оставалось желать и добиваться молодому человеку, не достигшему своего тридцатилетия?

Жизни оставалось более полувека, но всё это время он, как и в юности, изо дня в день проводил в море и за мольбертом. Любовь к морю и верность призванию явили чудо работоспособности. Айвазовским создано более шести тысяч полотен, для сравнения: Левитан написал около тысячи, Нестеров — несколько сотен.

Наследие великого мариниста

Иван Константинович Айвазовский, произведения которого ценились ещё при жизни, и сегодня является одним из самых «продаваемых» авторов. Его работы выставляют на продажу ведущие аукционы мира — «Кристис», «Сотбис», «Коллер». Полотно мариниста «Вид Константинополя и Босфора» ушла с молотка за рекордные 3,2 миллиона фунтов стерлингов.

Картины его часто становятся объектами хищений («Вечер в Каире», «Закат в степи», «Море»). Некоторые из них спустя время появляются на аукционах, но возвращаются по протекции правоохранительных органов настоящим владельцам. Другие полотна ищут до сих пор. Картину под названием «Восход» преступники, забрав под видом реставрационных работ из музея, подделали и вернули дубликат. Подделка была уничтожена, а судьба подлинника неизвестна.

Русский художник армянской национальности прославился как маринист и баталист. Часто исторические события или фигуры были лишь предлогом для описания морских красот. Художник также писал на темы библейских сюжетов и истории. Айвазовский мастерски использовал всю цветовую гамму, обыгрывая морскую тематику. Прекрасное владение игрой тени и света демонстрирует полотно «Ночь на Чёрном море», написанное в 1879 году. Его кисти принадлежат около полдюжины тысяч картин.

Следует отметить тот факт, что некоторые критики обвиняли художника в повторяемости. В частности, Фёдор Достоевский, отмечая, что «Буря под Евпаторией» Айвазовского так же изумительна, как и все его другие бури, сравнивал производительность мастера с писательской скоростью Александра Дюма.

Признанием заслуг Ивана Айвазовского являются многочисленные памятники, установленные в городах по всему миру, чествование мастера в нумизматике и филателии, использование его имени в топонимике. В 1997 в честь маэстро был назван астероид (3787) Aivazovsky.

Биография и картины художника Айвазовского являются примером безграничного трудолюбия, трепетных чувств к родным местам и морю. Вся его жизнь была посвящена тому, чтобы увековечить родину и морскую стихию на века.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий