Яковлев Александр Сергеевич

НАШИ ЛЮДИ

Яценко, Владимир Панфилович
Конструкторы

советский авиаконструктор

Югов, Олег Кириллович
Конструкторы

советский авиаконструктор, учёный

Шмюд, Эдгар
Конструкторы

американский авиаконструктор немецкого происхождения

Шенфинкель, Юрий Ильич
Конструкторы

советский и российский авиаконструктор, лауреат Государственной премии СССР

Шведченко, Алексей Илларионович
Конструкторы

авиаконструктор, лауреат Ленинской премии

Шапошников, Анатолий Владимирович
Конструкторы

советский и российский авиаконструктор; принимал участие в создании самолетов Ил-38, Ил-62, Ил-86

Шавров, Вадим Борисович
Конструкторы

советский авиаконструктор

Чижевский, Владимир Антонович
Конструкторы

советский авиаконструктор

Критика деятельности

Яковлев являлся одним из немногих советских конструкторов, не пострадавших в период массовых репрессий благодаря особым доверительным отношениям со Сталиным. В своих мемуарах А. С. Яковлев приводит следующий диалог со Сталиным:

Естественно, такие отношения со Сталиным вызвали после его смерти поток критики на Яковлева. Конструктор Л. Кербер вспоминает:

Следует отметить, что Кербер в данном случае ошибается, так как Туполев был арестован в 1937 году, а Яковлева стали вызывать в Кремль только в 1939-м, также стоит отметить что книги Яковлев начал писать в послевоенные годы. Поэтому доносы не могли быть рассыпаны на страницах его книг.

Яковлев понимал, что на посту заместителя наркома по опытному самолетостроению может стать объектом для обвинений в необъективности и «затирании» других авиаконструкторов.

Так впоследствии и произошло. Отмечалось, что Яковлев сыграл роковую роль в судьбе некоторых возможно перспективных разработок других авиаконструкторов своего времени, в частности он полностью свернул проект САМ-13 Москалева весной 1941 года, проект РМ-1 в 1946 году, РК-800 (Раздвижное крыло 800 км/ч) в 1940 году, СК-1 и СК-2 в 1940 году и т. д. Во многих современных источниках отмечается печальная роль Яковлева в судьбе перспективного самолёта И-180 конструкции Н. Н. Поликарпова. После гибели Чкалова руководство завода и ряд конструкторов были подвергнуты репрессиям, однако испытания И-180 продолжились, но самолет так и не был запущен в серию. В середине 1940 года к моменту окончания государственных испытаний И-180 были приняты к серийному производству И-200 (будущий Миг-1/-3), И-301 (ЛаГГ-1/-3) и И-26 (Як-1). Следует отметить, что эта версия представляется сомнительной просто из-за несовпадения дат – на момент катастрофу И-180 и гибели Чкалова, 15 декабря 1938 года, Яковлев не имел никакого отношения к руководству авиационной промышленности СССР и занимал пост одного из генеральных конструкторов авиационных КБ. На должность заместителя наркома по опытному самолетостроению он был назначен лишь в начале 1940 года, и таким образом не мог быть ответственным за сложности возникшие при создании истребителя И-180 в 1938-1939 годах. Можно предположить, что именно имидж “любимца Сталина” стал причиной демонизации образа Яковлева работниками авиационной промышленности СССР после смерти вождя – прекрасный авиаконструктор оказался плохим аппаратчиком и успел нажить себе множество недоброжелателей среди руководителей советского авиапрома.

«Я с малых лет мечтал быть инженером»

Александр Сергеевич Яковлев, родившийся 1 апреля 1906 года, был представителем первого поколения авиаконструкторов, воспитанных и реализовавшихся в советское время. Еще в школьные годы, кроме интереса к технике, у него проявились способности лидера и организатора. С 17 лет Яковлев загорелся идеей стать авиаконструктором и начал энергичный путь к своей мечте. Он ищет поддержки опытных старших, знакомится с С.В. Ильюшиным, создает в школе планерный кружок – свое первое «конструкторское бюро». Здесь Яковлев собирает планер АВФ-10, с которым успешно выступает на всесоюзных планерных соревнованиях.

В 1924 году Яковлева зачисляют в штат учебных мастерских Академии воздушного флота имени Н.Е. Жуковского − в саму академию принимали только служивших в Красной армии. Здесь он не только получает бесценный опыт знакомства с разного рода авиатехникой и различными видами работ, но и сам собирает легкий самолет−авиетку АИР-1. Его первый полет состоялся 12 мая 1927 года. Позже этот полностью деревянный биплан совершил рекордный перелет Севастополь − Москва и был признан лучшей авиеткой СССР.

Этот самолет открыл Александру дорогу в слушатели академии, ходатайство о внеконкурсном зачислении подписали ни много ни мало начальник ВВС и руководитель Осоавиахима. До окончания учебы в 1931 году Яковлевым было разработано восемь типов самолетов АИР, в том числе первая серийная модель конструктора −  многоцелевой АИР-6, который еще называли «летающим автомобилем».
 

Чем занимается журналист Александр Яковлев сейчас

Работа на должности исполняющего обязанности проректора была только началом трудовой деятельности в университете гуманитарных наук: сейчас Александр Сергеевич – проректор ГАУГН по молодежной и медиа политике. Он не просто занимает административную должность, но и читает лекции по культурологи и политологии.

На радио канале «Комсомольской правды» уже несколько лет выходит программа «Навыки жизни». С коллегой по издательскому дому Юлией Зотовой Александр поднимает в передаче не политические, а простые «бытовые» проблемы, они вместе стараются дать людям советы по трудным ситуациям, разбирают разные житейские казусы. Как воспитать ответственность в ребенке с малых лет без насилия над его личностью? Если некоторые люди раздражают своим поведением, что делать, как оставаться доброжелательным даже к недругам и неприятным личностям? Питание: как относиться к еде без фанатизма, но и не стать жертвой диет? Желания и повседневная действительность: как совместить казалось бы несовместимое? Вот такие темы Александр и Юлия подробно разбирают в передаче «Навыки жизни».

Как известный в молодежной среде журналист, Яковлев часто приглашался на популярные ток-шоу. Он участвовал в таких шоу, как «Прямой эфир» и «Пусть говорят». За свои меткие, часто резкие и бескомпромиссные высказывания журналист заслужил на телевидении звание «неудобного». И зря его обвиняют в слепом восхвалении власти: к примеру, в передаче «Время покажет» он критиковал недостатки финансовой политики. Его высказывание в этой программе: «Пластырем не вылечить рак» – стало крылатым, когда он метко отметил «жесточайшее недофинансирование лечения по государственной страховке» (цитата из эфира).

фото https://www.instagram.com/spastv_official/

На телеканале «Спас» Александр Яковлев работает в качестве ведущего программы «RES PUBLICA». В студии собираются люди разных возрастов и профессий, политики и экономисты, артисты и служители церкви, чтобы вместе обсудить злободневные проблемы. Одна из последних (и наиболее интересных) передач была посвящена перестройке периода Горбачева – она вышла в эфир 22 марта. Была ли это с самого начала ошибочная затея, которая поспособствовала развалу Советского Союза? А может, это была попытка удержать страну в преддверии хаоса, но что-то делалось неправильно? Или же это был «необходимый и наиболее верный шаг» (слова ведущего Яковлева)? Вопрос подробно обсуждался с озвучиванием разных аргументов.

Скандалы

Молодой журналист известен своей непримиримостью к глупости и несправедливости. Это определяет его манеру высказывать свое мнение. Если собеседник откровенно неубедителен или непорядочен, Александр прямо говорит ему об этом в лицо. Так случилось с Сергеем Митрохиным из «Яблока» на встрече в 2011 году. Услышав от журналиста нелестный отзыв о своем состоянии, политик разразился матом и покинул студию. Инцидент был заснят камерой.

Так же, Саша часто отвечает на приглашения посетить телевизионные ток-шоу. Это «Пусть говорят», «Прямой эфир», «Время покажет». Здесь радиоведущий тоже не отмалчивается, метко парирует собеседников, за что получил репутацию неудобного. В последнее время журналист реже ходит на ТВ, отдается своей основной профессии, и этим счастлив.

«Хочется работать и работать, чтобы проникать все дальше и дальше в неизвестное»

Первые послевоенные годы ознаменовались началом реактивной эры в авиации. К работе над своим реактивным истребителем команда Яковлева приступила сразу после победы. Як-15, полетевший в апреле 1946 года, стал первым истребителем на вооружении ВВС СССР. Чуть позже в ОКБ Яковлева разрабатываются Як-17УТИ, Як-23, первый всепогодный перехватчик Як-25 с рекордной продолжительностью полета, первый сверхзвуковой разведчик Як-27Р, семейство сверхзвуковых самолетов Як-28.

После истребителей ОКБ Яковлева принимается за создание гражданских машин. В 1968 году на пассажирские линии Союза выходит 32-местный «крылатый автобус» Як-40. Он стал единственным советским самолетом, прошедшим сертификацию по западным нормам летной годности и экспортировавшимся в страны Западной Европы. После успеха Як-40 в ОКБ Яковлева разработают 120-местный пассажирский Як-42, который и сегодня обслуживает рейсы авиакомпаний.

За все время работы Яковлевым было создано около 200 типов самолетов, более 100 из которых выпускались серийно. Александр Сергеевич отдал своему конструкторскому бюро более полувека жизни – с 1935 по 1984 год. Жизненный путь выдающегося авиаконструктора закончился 22 августа 1989 года.

Основными качествами Яковлева называли целеустремленность и трудолюбие. Александр Сергеевич рано понял, что для успеха в его деле нужно быть не только хорошим конструктором, но и публичным человеком − он был ярким популяризатором авиации, вращался в высших кругах, писал статьи и книги. Мечта создавать новую, более совершенную авиатехнику двигала им всю жизнь. Лучше всего об этом сказал он сам: «Когда я построил планер, мною овладело неодолимое стремление сконструировать самолет. Потом захотелось сделать другой, получше, потом третий… Строишь машину и думаешь: «Только бы она полетела, больше мне в жизни ничего не нужно!» Но вот машина закончена и начинает летать, рождается новое желание − сделать другой самолет, чтобы он летал еще быстрее, еще лучше…»

Детские годы, юность, поступление в вуз

Детство и юность будущей «звезды» политических ток-шоу пришлись на годы перестройки и развала СССР. Про родителей Александра Яковлева практически ничего не известно, потому что он оберегает их покой и не дает в прессу никакой информации о семье. В одном интервью с ним промелькнула информация, что они были людьми обыкновенными, работали на государственной службе, и что жила семья Яковлевых в «сталинском» многоэтажном доме на Кудринской площади.

Огромное количество людей, на чью долю пришлось расти и получать образование в этот смутный период, потеряло себя, не смогло найти место в жизни. А вот Саша Яковлев благодаря проявившемуся уже тогда упорству и силе воли сумел окончить школу с достойным аттестатом и уже заранее знал, куда будет поступать: его выбор пал на Институт гуманитарных наук. К тому времени он проявил себя любителем точных наук и увлекался игрой в шашки. Причем он не только увлекался, а получил звание кандидата в мастера спорта, участвовал в чемпионатах Европы и мира.

Поступив в ГАУГН (так сейчас называется этот вуз), Александр и тут показал себя с лучшей стороны – он без труда сдал экзамены на факультет культурологи. Почему юноша с математическим складом ума, блестяще играющий в шашки, выбрал гуманитарный факультет? А он еще в школе наряду с точными науками увлекся историей, и свое будущее при поступлении видел в изучении человеческих отношений. Получив диплом о высшем образованием по специальности «культуролог», молодой человек почти сразу начинает работать в этом вузе – ему предлагают должность исполняющего обязанность проректора. Удивительный факт – на такую высокую должность назначают не маститого ученого, а вчерашнего студента – это ли не доказательство его блестящего ума?

Награды и премии[править | править код]

  • дважды Герой Социалистического Труда (28.10.1940 медаль № 7; 12.7.1957)
  • десять орденов Ленина (27.4.1939; 28.10.1940; 6.9.1942; 25.5.1944; 2.7.1945; 15.11.1950; 31.3.1956; 31.3.1966; 23.6.1981; 17.8.1984)
  • орден Октябрьской Революции (26.4.1971)
  • два ордена Красного Знамени (3.11.1944; 26.10.1955)
  • орден Суворова I степени (16.9.1945)
  • орден Суворова II степени (19.08.1944)
  • орден Отечественной войны I степени (10.6.1945)
  • орден Трудового Красного Знамени (17.9.1975)
  • орден Красной Звезды (17.8.1933)
  • Сталинская премия первой степени () — за разработку новой конструкции самолёта («Як-1»)
  • Сталинская премия первой степени () — за разработку новой конструкции самолёта.
  • Сталинская премия первой степени () — за модификацию и усовершенствование боевых самолётов
  • Сталинская премия первой степени () — за разработку конструкции нового самолёта-истребителя «Яковлев-3» и коренное усовершенствование истребителя «Яковлев-9»
  • Сталинская премия первой степени () — за разработку конструкции нового образца боевого самолёта
  • Сталинская премия первой степени () — за создание нового типа боевого самолёта
  • Ленинская премия ()
  • Государственная премия СССР ()
  • орден Почётного легиона степени «Офицер» (фр. Officier de l’Ordre national de la Légion d’Honneur);
  • Золотая авиационная медаль ФАИ (1967).

↑ Самолёты Яковлева

За время работы в Опытно-конструкторском бюро Александр Яковлев руководил созданием более 200 типов летальных аппаратов и их модификаций. Большая их часть выпускалась серийным производством. Общее количество самолётов, созданных по разработкам А.Яковлева, превышает 70 тис единиц. А.Яковлев был одним из первых, кто начал конструировать реактивные самолёты. В 1946 г. были представлены реактивные истребители ЯК-15 и ЯК-23. Эти модели долгое время были вооружении в СССР. В 1952 г. под руководством конструктора был создан ЯК-25 – первый перехватчик, а в 1958 г. – первый сверхзвуковой разведчик ЯК-27Р. Тогда же появился фронтовой бомбардировщик-перехватчик ЯК-28.

А.Яковлев также создал первые самолёты вертикального взлёта и посадки. В 1987 г. появляется новое поколение таких самолётов – ЯК-141. Именно этой разработке Яковлева первой, среди самолётов своего класса, удалось преодолеть скорость звука. Она опережала аналогичные разработки в мире минимум на 10 лет. Также деятельность Яковлева была направлена на создание грузоподъёмных аппаратов для десантных войск. В 1948 году под его руководством был сконструирован планер ЯК-14, а в 1952 году – вертолёт ЯК-24. В 1947 году А.Яковлев сконструировал многоцелевой лёгкий самолёт ЯК-12, а начиная с 1960 года, была разработана целая серия спортивно-акробатических самолётов.

В 1966 году был спроектирован ЯК-40 – первый реактивный самолёт местных линий. Это единственный самолёт в Советском Союзе, который имел западный сертификат по нормам лётной годности. В 1975 году А.Яковлев конструирует ближне – магистральный лайнер ЯК-42, который стал самым экономическим из всех советских лайнеров. В 1983 году в ОКБ начали проектировать беспилотные летательные аппараты. Умер Александр Яковлев В Москве, 22 августа 1989 года. Похоронили авиаконструктора на Новодевичьем кладбище.

Яковлев был зачинателем собственной школы в самолётостроении. Она сочетает простоту конструктивных решений и высокую культуру проектирования. Сейчас в ОКБ им. А.Яковлева проектируют различные виды самолётов: боевые, учебно-спортивные, пассажирские и многоцелевые аппараты.

Путь под облака

Когда в стране утвердилась Советская власть, лидеры коммунистического строительства сделали ставку на молодежь. Многие сверстники Александра Яковлева увлеклись техникой. Одни взялись изобретать автомобили, другие – корабли, третьи – самолеты. Саша тоже не отставал от друзей. На тот момент интерес молодых людей сконцентрировался на моделировании летающих моделей. Когда Яковлеву едва исполнилось пятнадцать лет, он сконструировал и собрал действующую модель планера. Размах крыльев модели составлял два метра. Испытания успешно прошли на площадке около школы.

Подросток и сам не ожидал такого результата. Первый успех, что называется, окрылил его. Александр начал предметно интересоваться технологией производства самолетов. Следующим реальным шагом стал авиамодельный кружок, который он создал в школе. Далее события развивались по нарастающей траектории. Летом 1924 года Яковлев по собственным чертежам собрал планер и отправился с ни на соревнование в Крым. Здесь в окрестностях Коктебеля состоялись первые в СССР соревнования планеристов. Планер оказался не хуже прочих, представленных участниками. Интересно отметить, что в соревнованиях участвовал и Сергей Павлович Королев, будущий основоположник отечественной космонавтике. 

Примечания

  1. Яковлев А. С. Цель жизни (записки авиаконструктора). Изд. 3-е, доп. — М.: Политиздат, 1972. — C. 13.
  2. Наибольшее количество самолётов среди российских ОКБ
  3. А. С. Яковлеву тогда было 33 года
  4. Кербер Л. Л. Туполев. — СПб.: Политехника, 1999. — С. 171. — ISBN 5-7325-0492-3
  5. Яковлев А. С. Цель жизни (записки авиаконструктора). Изд. 3-е, доп. — М.: Политиздат, 1972. − С. 199.
  6. Гугля Ю. А., Иванов В. П. [www.wunderwaffe.narod.ru/WeaponBook/Avia/Polikarpov/04.htm Роковой И-180] // АэроХобби № 1, 1994. — С. 1-15.
  7. Гугля Ю. А., Иванов В. П. [www.wunderwaffe.narod.ru/WeaponBook/Avia/Polikarpov/05.htm И-185 — скорость, манёвр, огонь… трагедия] // АэроХобби № 2, 1994. — С. 34-44.
  8. В начале 1940 г. ОКБ-115 А. С. Яковлева насчитывало всего 59 сотрудников, из них 45 конструкторов; для сравнения, КБ Поликарпова — 358 сотрудников, в том числе 227 конструкторов.Иванов В. П. Самолёты Н. Н. Поликарпова. — М.: РУСАВИА, 2004. — С. 340. — ISBN 5-900078-25-6
  9. Иванов В. П. Самолёты Н. Н. Поликарпова. — М.: РУСАВИА, 2004. — С. 392.
  10.  (недоступная ссылка). www.yak.ru (2003-2012). Дата обращения: 3 апреля 2012.

Самолёты

В конструкторское бюро, которым руководил 70 лет Александр Сергеевич Яковлев, разработал более 200 воздушных судов и их модификаций. Наиболее известными из них являются:

  1. Самолёты из линейки АИР — первая разработка конструктора Яковлева, названная в честь Алексея Ивановича Рыкова. После расстрела известного наркома аббревиатуру стали произносить как английское слово, означающее воздух. Всего с 1927 по 1940 гг. было разработано 20 модификаций этого судна. АИР-1 был построен в единственном экземпляре. Но через 50 лет после первого полёта была изготовлена его копия, которая в настоящее время находится в московском музее техники в районе усадьбы Архангельское. Первым серийным судном этой линейки стала модель АИР-6, который использовался в качестве воздушного автомобиля, связывающего отдалённые районы страны с областными центрами.
  2. УТ-1 и УТ-2 — самолёты, используемые для обучения и тренировочных полётов советских лётчиков. УТ-1, разработанный на базе модели АИР-16, использовался в годы войны в качестве лёгкого штурмовика. Суда, на которые были установлены пулемёты и подвесы, рассчитанные на 4 бомбы, сыграли большую роль в борьбе с фашистами на южном театре военных действий. Обе модификации выпускались с конца 30-х до конца 40-х гг.
  3. Первым боевым воздушным судном, разработанным специалистами КБ Яковлева, стал И-26, который в серийном производстве получил название ЯК-1. Лёгкий борт отличался улучшенными показателями скорости и маневренности. Очевидным преимуществом яковлевских истребителей являлось простое производство, которое легко можно переносить в любую деревообрабатывающую мастерскую. Наибольшее распространение «ястребки» получили в 40-е гг. На фронтах Отечественной войны воевали 40000 машин моделей Як-1, 3 и 9.
  4. В послевоенные годы одной из самых успешных разработок Яковлева стал ЯК-25, способный патрулировать границы при любых погодных условиях и обнаруживать цели на расстоянии 30 км. Он являлся прототипом для военных воздушных судов, используемых для выполнения различных тактических задач.
  5. В 60-е гг. КБ Яковлева начало работу по разработке самолёта с вертикальным взлетом и посадкой. В 1967 г. в Домодедово совершил первый полёт ЯК-36. Через 10 лет на вооружение союзных ВВС поступили усовершенствованные ЯК-38, предназначенные для взлёта с палубы авианосца. В конце 80-х гг. началась разработка сверхзвукового СВВП, но в связи с распадом СССР и отсутствием финансирования проект не был завершён.
  6. В 1951 г. конструкторы яковлевского бюро разработали пассажирский вертолет, рассчитанный на 30-40 пассажиров. На момент запуска в серийное производство воздушное судно с обозначением Як-24 являлось самым мощным вертолетом в мире. Его модификации использовались как в военном ведомстве, так и в гражданской авиации. Надёжная машина эксплуатировалась в течение 10 лет, за которые не произошло ни одного крушения с человеческими жертвами.
  7. Помимо военных машин, КБ Яковлева занималось разработкой машин для гражданских перевозок. В конце 60-х гг. появился первый советский пассажирский борт, который прошёл международную сертификацию и использовался западноевропейскими авиакомпаниями. Як-40 активно использовался на местных и международных перевозках до начала 80-х гг. На смену ему пришли Як-42. Обе модификации продолжают использоваться отечественным и зарубежными перевозчиками.


Вертолет Як-24

Стартовые условия

Когда над городом или затерянном в тайге поселке пролетает самолет, люди обязательно посмотрят в небо. За несколько поколения российское население привыкло к таким картинкам. Многие до сих пор считают, что на высоте десять тысяч метров летают машины отечественного производства. До недавнего времени так это и было. Однако в последние два десятилетия многие авиационные заводы в нашей стране прекратили свое существование. Знаменитый самолет Як-40, предназначенный для местных авиалиний, уже давно не производится.

Конструктор этого самолета и других машин Александр Яковлев появился на свет 1 апреля 1906 года в семье служащего. Родители проживали в Москве. Когда мальчику исполнилось восемь лет, его записали в гимназию. Как раз в это время началась первая мировая война. Затем грянула революция и гражданская война. Александр не участвовал в этих грандиозных событиях, однако наблюдал за происходящими событиями. В гимназии его любимыми предметами были история и литература.

Биография

Родился 16 ноября 1904 года.

После окончания Ленинградского государственного университета () работал на заводе «Красный лётчик», где была построена его летающая лодка МУ-3.

С 1932 года — заместитель начальника ОКБ Воронежского авиационного завода.

В 1930—1945 годах разработал свыше 35 проектов и построил 23 типа лёгких самолётов. На самолётах Москалева установлен ряд рекордов дальности и продолжительности полёта. Во время Великой Отечественной войны занимался проектированием и производством воздушно-десантной техники.

С 1948 года — на преподавательской работе в Ленинградской военно-инженерной академии им. А. Ф. Можайского.

Автор 35 конструкций и модификаций летательных аппаратов, родоначальник стреловидной формы дельта-крыла, давшей резкий толчок развитию реактивной сверхзвуковой авиации. Создатель уникальных по своим ЛТХ самолетов САМ-5, САМ-7, САМ-10, САМ-13 и т. д.

Группа оригинальных авиационных конструкций созданных им, остаётся во многом непревзойденной на 2007 год по соотношению ЛТХ/мощность моторов (а соответственно и по экономичности).[источник не указан 3660 дней]

К ним относятся:

  • САМ-5 (несколько вариантов; первый появился в 1933 году),
  • «Сигма» САМ-4 («Сумма»; расчетная скорость с двумя моторами М-34 — 900 км/ч; существовал только проект 1933—1934 гг.),
  • САМ-6 (свободнонесущий низкоплан с трапециевидным крылом и одноколёсным шасси),
  • САМ-7 (двухместный бесхвостовый истребитель сопровождения, построен в 1935 году, расчётная скорость — 600+ км/ч),
  • самолет «Стрела» (1937 год) с крылом сверхмалого удлинения и весьма высокой стреловидности (в мировой авиации такие показатели крыла самолета появились только в 1950-е),
  • САМ-10 — лёгкий деревянный пассажирский самолёт, непревзойденный в классе лёгких самолетов и через 70 лет после своего создания (государственные испытания прошли в 1938 году),
  • учебный самолёт-амфибия САМ-11,
  • тренировочный истребитель САМ-12,
  • САМ-13 — один из лучших предвоенных советских истребителей,
  • САМ-14, САМ-16, САМ-25,
  • проект истребителя РМ-1 и ряд других.

Ни один из них не пошел в сколько-нибудь значительную серию, и не повлиял сколько-нибудь значительно на развитие отечественной или мировой авиации. Однако это свидетельствует не столько о каких-либо проблемах самолётов Москалёва, сколько о проблемах отечественной и мировой авиации.

С 1948 года Москалёв находился на преподавательской работе в Ленинградской военно-инженерной академии им. А. Ф. Можайского.

Умер 3 января 1982 года и похоронен на Северном кладбище в Ленинграде.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий