Память
Имя А.А. Алябьева было присвоено творческим учебным заведениям:
- Колледж культуры и искусств им. А. А. Алябьева (г. Тобольск)
- ДШИ им. А. А. Алябьева (г. Тобольск)
- Струнный квартет имени А.А.Алябьева.
- ДШИ им. А. А. Алябьева (г. Москва)
- ЦДМШ им. А. А. Алябьева (г. Коломна)
- ДМШ им. А. А. Алябьева (г. Пущино)
- ДШИ №9 им. А. А. Алябьева (г. Оренбург)
Конкурсы и значимые мероприятия:
- Ежегодный творческий вечер, посвящённый Александру Алябьеву (г. Тобольск, хор «Полемика», проводится более 14 лет)
- Фестиваль «Алябьевская осень в Тобольске» (г. Тобольск, проводится более 10 лет)
- Фестиваль «Алябьевская музыкальная осень» (г. Тюмень, проводится с 1986 года)
- Всероссийский конкурс старинного русского романса им. А. А. Алябьева (г. Санкт-Петербург, проводится с 2017 года)
- К 230-летию композитора во многих городах России и зарубежья были проведены крупные концерты. В том числе композитора почитали на его родине – в Тобольске.
- Концерт «Алябьевские вечера» к 230-летию композитора (г. Тобольск, 2017 год, хор «Полемика», хор «Бах»)
Книги, фильмы:
Антология 12 авторов «Браво, Алябьев», составитель Л.И. Шмаль (2017 год, Москва, издательство «Университетская книга»)
Памятники и прочее:
- Памятник А. А. Алябьеву в архитерктурно-ландшафтном парке «Ермаково поле». Скульптор Сергей Мильченко (г. Тобольск, 2017 год)
- В честь известного романса Алябьева «Соловей» названа часть архитектурно-ландшафтного парка «Ермаково поле»- «Алябьевская соловьинная поляна»
- Первый, долгое время единственный памятник А.А. Алябьеву. Скульптор Н.Ф. Ветрин (1988 год, с. Рязанцы, Московская область)
Биография
Александра Алябьева с детства приучали к музыке. Есть сведения, что он брал фортепианные уроки у знаменитого Д. Филда. Во всяком случае, первое своё сочинение он посвятил ему, а это был фортепианный “Большой полонез” – первое в России настоящее концертное произведение в данном жанре.
Родился Александр Алябьев в Тобольске, в семье губернатора, что давало ему возможность получения прекрасного образования. Воевал с Наполеоном добровольцем, в знаменитом отряде поэта Дениса Давыдова, был тяжело ранен и награждён орденами за смелость и отвагу. А после окончания войны Александр Алябьев, композитор, целиком посвятил себя музыке.
В великосветских гостиных очень полюбились и постоянно исполнялись отрывки из его опер, водевилей, а особенно часто пелись романсы. Украшена биография Александра Алябьева людьми замечательными: он дружил очень близко с Грибоедовым, Шаховским, декабристами Бестужевыми, Мухановым. Делился планами и обсуждал концерты с Верстовским и братьями Вильегорскими. Жил в Москве – театральной жизнью. Даже “Торжество муз” на открытие Большого театра было написано Алябьевым совместно с Верстовским и Шольцем.
Биография
Александр Александрович Алябьев родился 15 августа 1787 года в семействе дворян в Тобольске в семье губернатора Александра Васильевича Алябьева (1746—1822).
В 1801 году начал службу унтер-шихтмейстером 3 класса в Берг-коллегии (1801) в Санкт-Петербурге, затем шихтмейстером 14 класса (1803) в Москве. В 1810 году опубликовал первые музыкальные сочинения.
Александр Алябьев участвовал в Отечественной войне 1812 и заграничных походах русской армии в 1813-14 (3-й Украинский казачий полк — 1812, Иркутский и Ахтырский гусарский полк — 1813—1814 гг.). Участвовал во взятии Дрездена, организованном партизаном и известным поэтом Денисом Давыдовым. При взятии Дрездена был ранен. Принимал участие в сражении под Лейпцигом, боях на Рейне и взятии Парижа. Награждён двумя орденами св. Анны 3-й степени, орденом св. Владимира 4-й и медалью в память войны 1812 г. Окончил войну в чине ротмистра. Продолжил военную службу в Петербурге, где он сочинил, в 1815 году, одно из самых ранних своих произведений — гусарскую песню «Один ещё денёк».
В 1823 году Алябьев, в чине подполковника, вышел в отставку с мундиром и полным пенсионом. Проживал в Москве и Санкт-Петербурге. В это время сблизился с писателем Михаилом Загоскиным, композитором Алексеем Верстовским.
В начале Алябьев был арестован по подозрению в убийстве помещика Т. М. Времева и, несмотря на недоказанность обвинения, приговорён к ссылке в Сибирь с лишением всех прав и дворянского звания. Основной причиной сурового приговора послужила, по-видимому, близость Алябьева к декабристским кругам. Николай I неоднократно отклонял ходатайства о смягчении участи Алябьева.
В 1828, после 3-летнего заключения в крепости, Алябьев был направлен в Тобольск. Здесь он организовал симфонический оркестр «казачьей музыки», руководил симфоническими и хоровыми концертами, выступал как дирижёр и пианист. К этому времени относятся широко известные романсы Алябьева, опубликованные в сборнике «Северный певец» (1828, 1831), и ряд оркестровых произведений.
В 1832-33 Алябьев жил на Кавказе, нес послушание регента Свято-Троицкого собора г. Ставрополя. В 1833-34 жил в Оренбурге, затем в Московской губернии. Живо интересуясь музыкой народов России, композитор записал кавказские, башкирские, киргизские, туркменские, татарские народные песни, составил и опубликовал (совместно с историком-фольклористом М. А. Максимовичем) сборник «Голоса украинских песен» (1832, издан 1834). Лишь в 1843 Алябьев получил разрешение проживать в Москве под надзором полиции. Здесь он снова входит в театральную среду, пишет музыку к драматическим спектаклям. В 1847 завязывается его дружба с А. С. Даргомыжским.
Алябьев — автор музыки ко многим операм-водевилям: «Путешествующая танцовщица-актриса, или Три сестры-невесты» П. Н. Арапова, «Забавы Калифа, или Шутки на одни сутки» А. И. Писарева.
Алябьев был женат с 1840 года на Екатерине Александровне Офросимовой, урожд. Римской-Корсаковой (1803—1854), с которой композитора связывала давняя симпатия. Своих детей у Алябьевых не было, но они заботились о Леониле Пассек (сестре Вадима Пассека, историка Симонова монастыря), которую будущая жена композитора взяла на воспитание около 1831 года. Умер композитор в Москве 22 февраля 1851 года, похоронен в Симоновом монастыре в усыпальнице Алябьевых.
В 1920-1930-е годы некрополь Симонова монастыря был разрушен. 24 февраля 2009 года состоялась торжественная церемония открытия памятного креста на символической могиле композитора Александра Алябьева в Москве, у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове.
Творчество
Романсы Александр Алябьев писал на стихи самых лучших поэтов: своего любимого командира Давыдова, Жуковского, Вяземского, Козлова, Кольцова, Лермонтова. Двадцать два романса написаны на стихи Александра Пушкина, и пятнадцать из них – ещё при жизни поэта. В конце жизни его более других вдохновляли стихи Огарёва.
Написал Алябьев и много симфонической музыки, и камерной, и инструментальной: симфония ми минор очень хороша, трагичная увертюра фа минор, несколько концертных увертюр, множество концертов для различных инструментов соло с оркестром, танцевальные сюиты. До сих пор многие камерные ансамбли Алябьева изучаются в музыкальных училищах и консерваториях, а также звучат и в концертном исполнении. На портрете ниже изображён интереснейший человек времени Алябьева – декабрист Александр Бестужев-Марлинский, автор повести, по которой была поставлена опера на музыку Алябьева, и романсы на стихи Бестужева-Марлинского он тоже писал.
Память
Имя А. А. Алябьева было присвоено творческим учебным заведениям:
- Колледж культуры и искусств им. А. А. Алябьева (Тобольск)
- ДШИ им. А. А. Алябьева (Тобольск)
- Струнный квартет имени А. А. Алябьева.
- ДШИ им. А. А. Алябьева (Москва)
- ЦДМШ им. А. А. Алябьева (Коломна)
- ДМШ им. А. А. Алябьева (Пущино)
- ДШИ № 9 им. А. А. Алябьева (Оренбург)
Конкурсы и значимые мероприятия:
- Ежегодный творческий вечер, посвящённый Александру Алябьеву (Тобольск, хор «Полемика», проводится более 14 лет)
- Фестиваль «Алябьевская осень в Тобольске» (Тобольск, проводится более 10 лет)
- Фестиваль «Алябьевская музыкальная осень» (Тюмень, проводится с 1986 года)
- Всероссийский конкурс старинного русского романса им. А. А. Алябьева (Санкт-Петербург, проводится с 2017 года)
- К 230-летию композитора во многих городах России и зарубежья были проведены крупные концерты. В том числе композитора почтили на его родине — в Тобольске.
- Концерт «Алябьевские вечера» к 230-летию композитора (Тобольск, 2017; хор «Полемика», хор «Бах»)
Книги, фильмы:
Антология 12 авторов «Браво, Алябьев», составитель Л. И. Шмаль (М.: Университетская книга, 2017)
Памятники и прочее:
- Памятник А. А. Алябьеву в архитектурно-ландшафтном парке «Ермаково поле». Скульптор Сергей Мильченко (Тобольск, 2017)
- В честь известного романса Алябьева «Соловей» названа часть архитектурно-ландшафтного парка «Ермаково поле» — «Алябьевская соловьинная поляна»
- Первый, долгое время единственный памятник А. А. Алябьеву. Скульптор Н. Ф. Венгрин (1998, с. Рязанцы, Московская область)
Биография Александр Александрович Алябьев Aleksandr Alyabiev
Карьера: МузыкантДата рождения: 4 августа 1787, знак зодиака левМесто рождения: Тобольск, Россия. Российская Федерация
Наследие Алябьева велико по объему и разносторонне. Центральное место в нем занимает вокальная лирика – более 180 романсов и песен, некоторые из которых стали классическими (прежде всего Соловей, по преданию, сочиненный во время заключения в крепости в 1827).
Алябьев, Александр Александрович, российский композитор-дилетант. Родился 4 августа 1787 года в Москве. Умер 22 февраля 1851 года там же. Происходил из старинного дворянского рода. Отец Алябьева дал сыну хорошее домашнее воспитание. Свое образование А. закончил в Московском университетском пансионе. Во время походов 1812 – 1815 годов служил в гусарах. В 1823 году был уволен в отставку в звании подполковника. К этому времени относится явление его первых романсов: “Вечерком румяну зорю”, “Соловей” на слова А. Дельвига. Еще раньше он написал, совместно с Маурером и Верстовским, музыку к водевилю “Новая шалость, или Театральное сражение”. В 1822 году в большом театре в Петербурге впервой шла комическая опера А. “Лунная темное время суток, или Домовые”, в двух действиях. В репертуаре она не выдержала и издана не была. В 1823 году был исполнен водевиль “Польский”, а в следующем году шел водевиль “Путешествующая танцовщица актриса, или Три сестры невесты” Алябьева. В 1824 году на московской императорской сцене были поставлены две одноактные оперы-водевиля, переделанные с французского А.И. Писаревым: “Учитель и ученик, или В чужом пиру похмелье” и “Хлопотун, или Дело мастера боится”. Музыку к ним Алябьев написал в сотрудничестве с Верстовским. В 1825 году была поставлена опера- водевиль А.И. Писарева, “Забавы Калифа, или Шутки на одни сутки”, с музыкой, написанной А. в сотрудничестве с Верстовским и Шольцем. В том же году Алябьев был арестован по делу о нанесении им побоев помещику Времеву у себя в доме во время азартной карточной игры, после этого чего сквозь три дня Времев скоропостижно скончался – по заключению врачей, от насильственного разрыва селезенки. На суде не было доказано, что кончина Времева наступила от побоев, но факт азартной карточной игры и нанесения Времеву побоев был установлен. 1 декабря 1827 года Алябьев был лишен чинов, орденов, дворянства и некоторых прав и сослан на житье в Сибирь(Тобольск). В ссылке А. занялся сочинением военной и церковной музыки, которая не была издана, как и другие сочинения А., помимо романсов. Через некоторое время Алябьев был помилован, но ему было запрещено въезжать в столицы. Выехал на Кавказ для лечения, благодаря впечатлениям от этой поездки, были написаны оперы “Аммалат-Бек” и “Кавказский пленник”.
Запрещение на въезд в столицы удерживалось до 1840 г., но вскоре было снято. Возвратившись в Москву, А. продолжал в Москве пользоваться большущий известностью. К нему часто обращались с просьбами принять участие в благотворительном вечере или черкануть по какому-нибудь случаю романс или хоровой коллектив.
Опера “Аммалат-Бек” на сюжет повести А.А. Марлинского нисколько не увидела света рампы. Опера “Кавказский пленник” кроме того, по-видимому, относится к позднему периоду творчества А.; она издана Юргенсоном в 1898 году, совместно с романсами А.
Значение Алябьева в истории русской музыки, главным образом,в его романсах. В своих романсах А. обнаружил несомненный мелодический дар. Мелодии его красивы и задушевны. В романсах А. отразился дух времени. Большая их доля написана в миноре.
Первое издание романсов А. выпущено в Москве у Ю. Грессера в 1859 году в двух частях: в первой 58, во второй – 12 романсов. Второе издание П. Юргенсона (1898 – 99, Москва) заключает в четырех томах 111 романсов, в том числе шесть малороссийских песен, вошедших в сборник, изданный ещё в 1833 году (М.А. Максимович, “Голоса украинских песен”, в аранжировке А., Москва) и оперу “Кавказский пленник”. Популярность романсов А. была шибко велика. В изданный в Германии сборник русских романсов и песен под заглавием: “Sammlung Russischer Romanzen und Volkslieder” (изд. Шуберта, Гамбург) вошли романсы А.: “Соловей”, “Луч надежды””Песнь бедняка”, “Вечерком румяну зорю”. “Соловей” распевался повсюду. На него писались вариации, между прочим – Глинкой для фортепиано. Ф.Лист сделал на эту же мелодию транскрипцию.
Биография
Александр Александрович Алябьев родился 15 августа 1787 года в семействе дворян в Тобольске в семье губернатора Александра Васильевича Алябьева (1746—1822).
В 1801 году начал службу унтер-шихтмейстером 3 класса в Берг-коллегии (1801) в Санкт-Петербурге, затем шихтмейстером 14 класса (1803) в Москве. В 1810 году опубликовал первые музыкальные сочинения.
Александр Алябьев участвовал в Отечественной войне 1812 года и заграничных походах русской армии в 1813—1814 годов (3-й Украинский казачий полк — 1812 год, Иркутский и Ахтырский гусарский полк — 1813—1814 годы). Участвовал во взятии Дрездена, организованном партизаном и известным поэтом Денисом Давыдовым. При взятии Дрездена был ранен. Принимал участие в сражении под Лейпцигом, в боях на Рейне и взятии Парижа. Награждён орденом св. Анны 3-й степени, орденом св. Владимира 4-й степени и медалью «В память войны 1812 года». Окончил войну в чине ротмистра. Продолжил военную службу в Петербурге, где в 1815 году сочинил одно из самых ранних своих произведений — гусарскую песню «Один ещё денёк».
В 1823 году Алябьев в чине подполковника вышел в отставку с мундиром и полным пенсионом. Проживал в Москве и Санкт-Петербурге. В это время сблизился с писателем Михаилом Загоскиным, композитором Алексеем Верстовским.
В начале 1825 года Алябьев был арестован по подозрению в убийстве помещика Тимофея М. Времева на почтовой станции в деревне Чертаново Московской губернии. Это происшествие описано А. Ф. Писемским в романе «Масоны» (1880—1881). Несмотря на недоказанность обвинения, был приговорён к ссылке в Сибирь с лишением всех прав и дворянского звания. Основной причиной сурового приговора послужила, по-видимому, близость Алябьева к декабристским кругам. Николай I неоднократно отклонял ходатайства о смягчении участи Алябьева.
В 1828 году, после 3-летнего заключения в крепости, Алябьев был направлен в Тобольск. Здесь он организовал симфонический оркестр «казачьей музыки», руководил симфоническими и хоровыми концертами, выступал как дирижёр и пианист. К этому времени относятся широко известные романсы Алябьева, опубликованные в сборнике «Северный певец» (1828, 1831), и ряд оркестровых произведений.
В 1832—1833 годах Алябьев жил на Кавказе, нёс послушание регента Свято-Троицкого собора г. Ставрополя. В 1833—1834 годах жил в Оренбурге, затем — в Московской губернии. Живо интересуясь музыкой народов России, композитор записал кавказские, башкирские, киргизские, туркменские, татарские народные песни, составил и опубликовал (совместно с историком-фольклористом М. А. Максимовичем) сборник «Голоса украинских песен» (1832, издан в 1834). Лишь в 1843 году Алябьев получил разрешение проживать в Москве под надзором полиции. Здесь он снова входит в театральную среду, пишет музыку к драматическим спектаклям. В 1847 году завязывается его дружба с А. С. Даргомыжским.
Алябьев — автор музыки ко многим операм-водевилям: «Путешествующая танцовщица-актриса, или Три сестры-невесты» П. Н. Арапова, «Забавы Калифа, или Шутки на одни сутки» А. И. Писарева.
Алябьев был женат с 1840 года на Екатерине Александровне Офросимовой, урожд. Римской-Корсаковой (1803—1854), с которой композитора связывала давняя симпатия. Своих детей у Алябьевых не было, но они заботились о Леониле Пассек (сестре Вадима Пассека, историка Симонова монастыря), которую будущая жена композитора взяла на воспитание около 1831 года. Умер композитор в Москве 22 февраля 1851 года, похоронен в Симоновом монастыре в усыпальнице Алябьевых.
В 1920—1930-е годы некрополь Симонова монастыря был разрушен. 24 февраля 2009 года состоялась торжественная церемония открытия памятного креста на символической могиле композитора Александра Алябьева в Москве, у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове.
Известные сочинения
Алябьев А. (?) на портрете работы Тропинина
- романсы:
- На стихи Пушкина: «Два ворона», «Зимняя дорога», «Певец»;
- На слова Антона Дельвига: «Соловей» (1826 г.), «Кудри»;
- На слова Ивана Веттер: «Иртыш» (1829 г.), «Прощание с соловьем на Севере», «Сибирская песня»
- «Вечерний звон» (слова Ивана Козлова),
- «Дубрава шумит» (слова Василия Жуковского),
- «Жаль мне и грустно» (слова Ивана Аксакова),
- «Нищая» (слова Беранже в переводе Дмитрия Ленского),
- «Пахитос» (слова Ивана Мятлева),
- «Тайная скорбь» (слова Александра Вельтмана),
- «Что поешь, краса-девица» (слова В. Домонтовича),
- «Я вижу образ твой» (слова А. Бистрома),
- «Ясны очи» (слова Дмитрия Ознобишина).
- оперы
- Лунная ночь, или Домовые (1822, пост. 1823, Большой театр в Петербурге)
- Буря (1830-е гг.)
- Эдвин и Оскар (1830-е гг., не окончена)
- Волшебная ночь (1838—1839, не окончена)
- Рыбак и русалка, или Злое зелье (1841—1843)
- Аммалат-Бек (1842—1847)
- оперы-водевили
- Новая шалость, или Театральное сражение (совм. с А. Н. Верстовским и Л. В. Маурером, 1822 г., Большой театр, Санкт-Петербург)
- Деревенский философ (1823 г., театр на Моховой, Москва)
- Хлопотун, или Дело мастера боится (совм. с Верстовским, 1824 г., Малый театр, Москва)
- Проситель (совм. с Верстовским, Мих. Ю. Виельгорским и Ф. Е Шольцем, 1824 г., театр на Моховой, Москва)
- Встреча дилижансов (совм. с Верстовским, 1825 г., Большой театр, Москва)
- Забавы калифа, или Шутки на одни сутки (совм. с Верстовским и Шольцем, 1825 г., там же)
- Три десятки, или Новое двухдневное приключение (совм. с Верстовским, 1825 г., там же)
- Утро и вечер, или Ветер переменился (1826) и др.
- балет Волшебный барабан, или Следствие Волшебной флейты (1827)
- пролог Торжество муз. на открытие Большого театра (совм. с Верстовским и Шольцем, 1824, исп. 1825)
- мелодрама Кавказский пленник (на текст одноим. поэмы А. С. Пушкина, 1828?)
- для оркестра
- Симфония e-moll (1850)
- Увертюра f-moll
- Танцевальная сюита
- инстр. ансамбли
- 3 струн. квартета (ь 1, Es-dur, 1815; No 3, g-moll, 1825)
- 2 фп. трио (Es-dur, 1815?; a-moll, 1834)
- фп. квинтет (1815?)
- соната для скр. и фп. (1834)
- квартет для 4 флейт
- квинтет для флейты, гобоя, кларнета, фагота и валторны, и др.
- пьесы и циклы вариаций для разных инструментов
- фп. пьесы, в том числе соната, танцы
- хоры и хор. обработки собств. соч.
- романсы для голоса с фп. (св. 150)
- вок. ансамбли
- обр. нар. песен, в том числе
- Голоса украинских песен, изданные Михаилом Максимовичем. Аранжировка Александра Алябьева (1832, изд. 1834, М., 1961)
- Азиатские песни (1833—1835?)
- и др.
- музыка к драм. спектаклям — Буря (А. А. Шаховского, по У. Шекспиру, 1827 г.), Отступник, или Осада Коринфа (В. А. Алябьева, 1837), Русалка (Пушкина, 1838), Виндзорские проказницы (Шекспира, 1838), Безумная (по повести И. И. Козлова, 1841) и др.
Личная жизнь
В 1840 году Александр Александрович женился на вдове Екатерине Александровне Офросимовой. Она происходила из известной московской семьи Римских-Корсаковых и была младше Алябьева на 16 лет. Супруги были знакомы с 1825 года. Офросимовой посвящены шесть романсов, написанных во время пребывания на Кавказе. Венчание состоялось в селе Рязанцы Богородского уезда. Алябьев на тот момент официально был ссыльным.
Детей в браке не было, супруги вдвоем заботились о Леониле Пассек, взятой Екатериной Александровной на воспитание в 1831 году. В 1842 году Леонила вышла замуж. Екатерина Александровна умерла в 1854 году.
Возвращение
“Прощали” Алябьева очень постепенно: в 1835-м разрешили жить у родни в Подмосковье с полным запретом появления в столицах, в 1843-м разрешили жить в Москве, но под постоянным полицейским надзором. Это значит: не видеть публики, не бывать ни в гостях, ни на концертах, ни в театре. Потому и завершили его жизненный и творческий путь такие проникновенные романсы с ярким гражданским содержанием, как “Нищая”, “Деревенский сторож”, “Изба”. И самые, нужно сказать, востребованные публикой до сих пор, да практически все его произведения периода ссылок стали академическими.
Ни один из первых сочинителей русских романсов не занял такого высокого места в русской музыке, как Алябьев Александр Александрович. Краткая биография и та впечатляет множеством событий его непростой жизни. Он работал практически во всех музыкальных жанрах, но центром его интереса была вокальная лирика. Более 180 песен и романсов сочинил Александр Алябьев. Композитор, биография которого как бы не предполагала такой упорной работы в адских душевных муках. Причём написал он романсы, до сих пор являющиеся шлягерами, такие как “Соловей” на стихи Дельвига или “Нищая” на стихи Беранже. Александр Пушкин, изображенный на портрете ниже, был автором стихов более двадцати лучших романсов Алябьева.
Краткая биография
- 1810 – сочинил «Большой полонез» для фортепиано, впервые изданы произведения начинающего композитора – романс и вальсы. Эти сочинения – одни из первых инструментальных произведений камерного жанра в русской музыке.
- 1812 – после начала Отечественной войны отправился добровольцем на военную службу. Служил в 3-м Украинском казачьем полку. Во время военных действий познакомился с Денисом Давыдовым и поступил в его партизанский отряд. Позже служил в Иркутском гусарском полку.
- 1813-1814 – участвовал в военных действиях в Белоруссии, Польше, Силезии, Саксонии, во взятии Дрездена и Парижа, был ранен. За ратные заслуги награжден тремя орденами и медалью. В послевоенные годы продолжал служить в чине ротмистра и сочинять музыку: инструментальные произведения, романсы, песни.
- 1823 –- в Москве и Петербурге состоялись премьеры комической оперы «Лунная ночь или домовые». Опера имела успех, но в репертуаре не закрепилась и не была издана.
- 1823, конец – в чине подполковника вышел в отставку и поселился в Москве.
- 1824-1825 – в Москве поставлены шесть опер-водевилей Алябьева в соавторстве с А.Н. Верстовским (на основе водевилей А.И. Писарева).
- 1825, февраль – во время карточной игры в доме Алябьева произошел инцидент, круто изменивший его судьбу. Сам не принимавший участия в игре, Александр Александрович нанес несколько пощечин помещику Времеву, не желавшему платить карточный долг. Через несколько дней Времев скоропостижно скончался по дороге в свое поместье. Александра Александровича арестовали по подозрению в убийстве. Почти три года, пока длилось следствие, он провел в заключении. Обвинение в убийстве отпало, но ему стали вменять в вину допущение азартных игр и побои.
- 1826 (1825?) – сочинил романс «Соловей» на стихи Дельвига. В апреле 1826 года он был издан и быстро стал широко популярным. С тех пор романсы стали ведущим жанром в творчестве композитора, а его сочинения постоянно издавались.
- 1827 – в Москве состоялась премьера балета «Волшебный барабан или следствие Волшебной флейты», написанного в тюремной камере. Туда по просьбе сестры Алябьева доставили рояль. Также созданы камерные инструментальные, фортепьянные произведения, романсы, музыка к театральным спектаклям.
- 1827, декабрь – при отсутствии доказательств причастности Алябьева к смерти Времева, Государственный Совет, тем не менее, принял решение о лишении его дворянства, прав и наград и приговорил к ссылке в Сибирь.
- 1828, февраль -1832 – пребывание в ссылке в Тобольске. В Сибири композитору было позволено заниматься музыкой. Общительный Алябьев стал вдохновителем и организатором музыкальной жизни города. Из музыкантов оркестра «казачьей музыки» он создал настоящий симфонический оркестр, который вскоре стал играть на балах и давать концерты. Александр Александрович выступал как пианист, дирижер и певец. В Тобольске написаны сочинения для симфонического и духового оркестров, хора; романсы, в том числе «Зимняя дорога», «Два ворона» на стихи Пушкина, «Иртыш» на слова И. Веттера, танцевальная музыка. Сочинения Алябьева печатались под псевдонимом «Северный певец».
- 1832 – по ходатайству родственников Алябьеву позволили выехать на Северный Кавказ на лечение (он страдал от ревматизма, также ему грозила полная потеря зрения). Там, увлеченный народными кавказскими мелодиями, он написал романсы, составившие сборник «Кавказский певец».
- 1833 – Алябьеву разрешено поселиться в Оренбурге. Здесь Александр Александрович продолжал сочинять музыку: романсы, песни, инструментальные произведения.
- 1834 – вышел сборник романсов «Кавказский певец» на стихи А.С.Пушкина, Н.М.Языкова, А.А. Дельвига и других поэтов. В этом же году издан сборник аранжировок для голоса и фортепьяно украинских народных песен «Голоса украинских песен».
- 1836 – в результате многочисленных прошений и ходатайств, в том числе оренбургского губернатора Перовского, Алябьеву разрешили жить в московской губернии.
- 1838 – потрясенный смертью А.С. Пушкина, написал музыку к драме по поэме «Русалка». Спектакль поставили в Большом театре Москвы. На афише были указаны лишь инициалы композитора.
- 1843 – получил разрешение жить в Москве, находясь под полицейским надзором. Дворянство композитору не вернули, несмотря на многочисленные прошения его супруги. В Москве Алябьев работал над музыкой к спектаклям, оперой «Аммалат-Бек» на сюжет Александра Бестужева-Марлинского. Одними из последних сочинений стали произведения социальной тематики: песни «Изба», «Кабак», «Деревенский сторож» на стихи Н.П. Огарева, романс «Нищая» на слова П. Беранже.
- 1851, февраль – умер в Москве.
Николай Огарёв и Бестужев-Марлинский
Композитор Алябьев и поэт Огарёв очень сблизились в сороковых годах позапрошлого века. Лучшие романсы Алябьева – “Изба”, “Кабак”, “Деревенский сторож” – были созданы на стихи Огарёва. Задолго до появления исканий Мусоргского и Даргомыжского светские романсы обогатились темой социального неравенства. У поэта с композитором было много общего: арест и ссылки, по крайней мере. Хотя Алябьев претерпел это всё несправедливо и как бы случайно, а Огарёв был убеждённым новатором и конституционистом, за что и преследовался законом. Огарёв и Герцен, “Колокол”, Англия – все это знают и помнят.
Три последние оперы Алябьева тоже звучат с характерными бунтарскими настроениями, это и шекспировская “Буря”, и “Эдвин Оскар” по текстам древних кёльтских сказаний. Но особого слова заслуживает опера “Аммалат-бек” по одноимённой повести Александра Бестужева-Марлинского и романс на его же стихи “На Кавказ слетелись тучи”. Его убили на Кавказе в 1837-м, и эта потеря едва не сразила Алябьева: это был уже третий убиенный из любимых им поэтов. И все – Александры: Пушкин, Грибоедов, Бестужев-Марлинский. Мятежный декабристский дух так и не угас в произведениях композитора.
Детство и юность
Александр Алябьев родился в 1787 году в Тобольске, в семье Александра Васильевича и Анны Андреевны Алябьевых. Александр Васильевич занимал должность губернатора. Он оставил о себе память как о просветителе: при его поддержке был основан первый в Сибири театр, в котором шли драматические и оперные спектакли; первая типография, печатавшая периодические издания. Дети в губернаторской семье воспитывались в атмосфере увлеченности музыкой: Александр Васильевич играл на скрипке и фортепьяно, устраивались домашние концерты, музыкальные вечера.
В 1796 году Александр Васильевич был назначен сенатором, и семья переехала в Петербург. Александр-младший получил отличное домашнее образование. В 1804 году поступил в пансион при Московском университете. Теории композиции музыки он обучался у известного педагога и музыканта Иоганна Миллера.
Память
Имя А. А. Алябьева было присвоено творческим учебным заведениям:
- Колледж культуры и искусств им. А. А. Алябьева (Тобольск)
- ДШИ им. А. А. Алябьева (Тобольск)
- Струнный квартет имени А. А. Алябьева.
- ДШИ им. А. А. Алябьева (Москва)
- ЦДМШ им. А. А. Алябьева (Коломна)
- ДМШ им. А. А. Алябьева (Пущино)
- ДШИ № 9 им. А. А. Алябьева (Оренбург)
Конкурсы и значимые мероприятия:
- Ежегодный творческий вечер, посвящённый Александру Алябьеву (Тобольск, хор «Полемика», проводится более 14 лет)
- Фестиваль «Алябьевская осень в Тобольске» (Тобольск, проводится более 10 лет)
- Фестиваль «Алябьевская музыкальная осень» (Тюмень, проводится с 1986 года)
- Всероссийский конкурс старинного русского романса им. А. А. Алябьева (Санкт-Петербург, проводится с 2017 года)
- К 230-летию композитора во многих городах России и зарубежья были проведены крупные концерты. В том числе композитора почтили на его родине — в Тобольске.
- Концерт «Алябьевские вечера» к 230-летию композитора (Тобольск, 2017; хор «Полемика», хор «Бах»)
Книги, фильмы:
Антология 12 авторов «Браво, Алябьев», составитель Л. И. Шмаль (М.: Университетская книга, 2017)
Памятники и прочее:
- Памятник А. А. Алябьеву в архитектурно-ландшафтном парке «Ермаково поле». Скульптор Сергей Мильченко (Тобольск, 2017)
- В честь известного романса Алябьева «Соловей» названа часть архитектурно-ландшафтного парка «Ермаково поле» — «Алябьевская соловьинная поляна»
- Первый, долгое время единственный памятник А. А. Алябьеву. Скульптор Н. Ф. Венгрин (1998, с. Рязанцы, Московская область)
Тобольск и Кавказ
Александр Алябьев так тяжело переживал это несправедливое обвинение, что только музыка могла удержать его от последнего шага. Здесь им был организован прекрасный оркестр, он выступает как пианист, устраивает всевозможные концерты. И пишет музыку, очень сильно отличающуюся от предыдущей, безоблачной. Здесь появляются его лучшие романсы: “Зимняя дорога”, “Иртыш”, “Два ворона”. Но нервное потрясение дало о себе знать: биография Алябьева Александра Александровича как светского человека, вхожего в любой дом, была окончена. Композитор тяжело заболевает.
Через семь лет, в 1832 году, ему разрешено покинуть Сибирь и выехать на Кавказ для лечения. Там написаны его романсы, изданные сборником под заголовком “Кавказский певец”. Задолго до главного собирателя фольклора М. И. Глинки именно Алябьев Александр Александрович записывает песни кавказцев, киргизов, башкир, гармонизует их и обрабатывает, используя в своём творчестве. Участвует вместе с Максимовичем в сборнике “Голоса украинских песен”, что так полюбился Н. В. Гоголю. Здесь на портрете – хозяин салона, где многие произведения Алябьева исполнялись впервые, друг композитора, знаменитый Александр Грибоедов.
Стойкость и принципы
Даже невыносимые ложные обвинения не сломили душу настоящего творца. Ведь то же самое стремление к свободе, мотивы одиночества, сострадания и страдания, тоска по справедливости, то есть тот же круг образов, характерный для всего творчества, мы можем наблюдать и в самый последний из его периодов.
Александр Алябьев, композитор столь же талантливый, сколь и несчастливый, получил некоторое утешение от встречи с любимой прежде женщиной, той, что носила в девичестве громкую фамилию Римских-Корсаковых. Тогда был написан один из лучших романсов алябьевской пушкинианы – “Я вас любил”. Эта женщина, Е. Офросимова, когда овдовела, стала женой композитора.