Андрей Белый

Писательская деятельность

Первые написанные им произведения были с восторгом приняты философами и символистами, но отвергнуты литературными критиками. Он создал в литературе новый жанр «симфонии» — ритмизированной прозы. В 1902 году на свет появилась «Симфония (2-я, драматическая)». Она вызвала неприятие широкой публики и критиков, но восхитила приверженцев символизма.

В это время Белым написаны программные статьи: «Формы искусства», «О теургии», «Символизм как миропонимание». А затем в свет вышел его первый роман «Серебряный голубь», раскрывающий тему взаимоотношений интеллигенции и народа.

Крупнейшее произведение Андрея Белого, биография которого тесно связана с русским символизмом, — роман «Петербург» (1911–1914 гг.), наиболее значимый роман этого направления. Ему суждено было стать великим и оказать большое влияние на русскую литературу. В этом произведении писатель продолжает традиции Пушкина, Гоголя, Достоевского в изображении Петербурга.

Город воплощен как исторический рок, который преследует и губит героев. В романе сочетаются высокий пафос и комедийное начало, психология героев раскрывается через лирические интонации и гротеск. Писатель использует звукопись и авторские неологизмы. И это было новое для нашей литературы прозаическое повествование.

Поэзия Белого

Андрей Белый обычно считается прежде всего поэтом, и, в общем, это верно; но его стихи и по объему, и по значению меньше, чем его проза. В стихах он почти всегда экспериментирует, и никто не сделал больше, чем он, в открытии доселе неизвестных возможностей русского стиха, особенно в его традиционных формах. Первая его книга переполнена древнегерманскими ассоциациями (более в сюжетах, чем в форме). На многих страницах вы встретите Ницше с его символами Заратустры, и Беклина с его кентаврами, но уже и тут видны первые плоды его юмористического натурализма. Пепел, самый реалистический из стихотворных сборников Белого – книга, одновременно и самая серьезная, хотя в ней содержатся некоторые самые смешные его вещи (Дочь священника и Семинарист). Но господствующая нота – мрачное и циничное отчаяние. В этой книге находится самое серьезное и сильное стихотворение Россия (1907):

Довольно: не жди, не надейся, – Рассейся, мой бедный народ! В пространство пади и разбейся За годом мучительный год.

И оно заканчивается словами:

Исчезни в пространство, исчезни, Россия, Россия моя!

Через десять лет, с высоты второй революции, он переписал эти стихи, закончив их так:

Россия! Россия! Россия! – Мессия грядущего дня.

Урна (написанная после Пепла и опубликованная одновременно с ним) – любопытное собрание пессимистических и причудливо-иронических размышлений о несуществовании мира реальностей, открытом философией Канта. С этого времени Белый написал немного стихов; последняя книга его лирики (После разлуки, 1922) – прямо говоря, сборник словесных и ритмических упражнений. Но одна его поэма – Первое свиданье (1921) – прелестна. Как и Три встречи Соловьева, это смесь серьезности и веселья, которые у Белого странно-неразделимы. Большая часть опять покажется непосвященному пустой словесно-фонетической игрой. Надо принять ее как таковую – с удовольствием, потому что она необыкновенно веселит. Но реалистическая часть поэмы – это нечто большее. Там его лучшие юмористические портреты – портреты Соловьевых (Владимира, Михаила и Сергея), и описание большого симфонического концерта в Москве (1900 г.) – шедевр словесной выразительности, мягкого реализма и прелестного юмора. Эта поэма тесно связана с прозаическим творчеством Белого и так же основана на очень сложной системе музыкального построения, с лей и «ссылками» на себя же.

Обучение

В 11-летнем возрасте Андрей поступил на учёбу в лучшую московскую частную гимназию Поливанова Л. И., где его самыми любимыми увлечениями стали восточная религия (оккультизм, буддизм) и литература (особенно мальчика интересовали произведения Ибсена, Ницше и Достоевского). На последних курсах юношу очень увлекла поэзия. Среди стихотворных произведений особое предпочтение он отдавал поэтам Франции и символистам России (Мережковский, Брюсов и Бальмонт).

Когда парню было 15 лет, он сблизился с будущим русским поэтом Сергеем Соловьёвым, сыном известного переводчика. Андрей довольно близко вошёл в их семью, здесь происходили его знакомства с новинками искусства в музыке, живописи, философии. Именно в доме Соловьёвых с сочувствием были встречены его первые поэтические опыты и придуман творческий псевдоним ‒ Андрей Белый.

В 1899 году он окончил учёбу в гимназии и по настоянию родителей сдал экзамены для поступления в Московский университет. На физико-математическом факультете он выбрал естественное отделение, потому что с ранних юношеских лет, несмотря на свои мистические и художественные настроения, Андрей стремился к точным наукам.

В университете он усиленно занялся изучением теории Дарвина и зоологией беспозвоночных, много уделял внимания химии. При этом он не пропускал ни одного номера ежемесячного художественного иллюстрированного журнала «Мир искусства», в котором изучал новинки творчества русских символистов.

В 1903 году Белый окончил университет с красным дипломом.

В 1904 году в этом же Московском университете Андрей стал студентом историко-филологического факультета. В качестве своего руководителя он выбрал знаменитого русского логика, переводчика и философа Бориса Александровича Фохта. Однако спустя год Белый перестал ходить на занятия, а в 1906 году написал в деканат прошение об отчислении его из университета. Он принял решение целиком и полностью посвятить себя литературной деятельности.

Дела сердечные

В личной жизни автора было несколько романов с супругами поэтов-символистов. Безусловно, это отразилось на творчестве. Валерий Брюсов в произведении «Огненный ангел» описал интрижку своей жены Нины с Андреем Белым. В 1905 г. женщина стреляла в любовника, а он посвятил ей стихотворение «Друзьям».

Близкие отношения связывали автора с Любовью Менделеевой — супругой Александра Блока. Этот роман вдохновил Белого на написание произведения «Петербург». На съемной квартире происходили тайные встречи возлюбленных. В результате женщина выбрала супруга, о чем заявила Андрею, требуя не появляться в ее доме. Поэт в отчаянии отправился за границу.

В 1909 году после возвращения из европейского тура мужчина познакомился с Анной, племянницей известного писателя Ивана Тургенева. Спустя год влюбленные отправились путешествовать на Ближний Восток. В 1914 г. молодые люди сыграли свадьбу, затем поэт возвратился в Россию. Через 5 лет он решил вернуться в Германию к супруге, однако чувства иссякли, и вскоре они развелись.

ФИЛЬМОГРАФИЯ

Актер

  • Дом Фарфора (2017), сериал
  • Доктор Рихтер (2017), сериал
  • Оптимисты (2017), сериал
  • Взрывная волна (2017)
  • Садовое кольцо (2016), сериал
  • Премьера (2016), короткометражный
  • Перепутанные (2016), сериал
  • Парень из Голливуда (2016)
  • Мотылек (2016)
  • День до (2016)
  • Стена (2016)
  • Чистое искусство (2016)
  • Закрой глаза (2016)
  • Срочно выйду замуж (2015)
  • Снег и пепел (2015)
  • Орлова и Александров (2015), сериал
  • Наследники (2015)
  • Война полов (2015)
  • Бармен (2015)
  • А зори здесь тихие… (2015)
  • SOS, Дед Мороз, или Все сбудется! (2015)
  • Обнимая небо (2014), сериал
  • Я тебя никогда не забуду (2013)
  • Шагал — Малевич (2013)
  • Куприн (2013), сериал
  • Городские шпионы (2013), сериал
  • Былое и Дума (2013), документальный сериал
  • Брак по завещанию-3. Танцы на углях (2013), сериал
  • Вангелия (2013)
  • Марафон (2012)
  • Метро (2012)
  • Стальная бабочка (2012)
  • Уланская баллада (2012)
  • Длинноногая и ненаглядная (2012), фильм-спектакль
  • Дуэль (2012)
  • Август. Восьмого (2012)
  • Фурцева (2011), сериал
  • Пандора (2011)
  • О чем еще говорят мужчины (2011)
  • Долина роз (2011)
  • Кто я? (2010)
  • Зеленые поля (2010)
  • В стиле jazz (2010)
  • Багровый цвет снегопада (2010)
  • Частный сыск полковника в отставке (2009), сериал
  • По следу Феникса (2009)
  • Фонограмма страсти (2009)
  • Дата смерти будет объявлена дополнительно (2009)
  • Братья Карамазовы (2009), сериал
  • Сорок третий номер (2009)
  • Одна семья (2009)
  • Зона турбулентности (2009)
  • Желание (2009)
  • Северный ветер (2008), сериал
  • Храни меня дождь (2008)
  • Тихая семейная жизнь (2008)
  • Самая красивая-2 (2008)
  • Пари (2008)
  • Никто, кроме нас… (2008)
  • Месть (2008)
  • Застава Жилина (2008)
  • Господа офицеры: Спасти императора (2008)
  • Ярик (2007)
  • Эхо из прошлого (2007)
  • Параграф 78: пункт 2 (2007)
  • Параграф 78 (2007)
  • Никогда не забуду тебя! (2007)
  • На пути к сердцу (2007), сериал
  • Давай поиграем (2007)
  • Седьмой день (2006)
  • Жесть (2006)
  • Волкодав (2006)
  • Умножающий печаль (2005), сериал
  • Талисман любви (2005), сериал
  • Наваждение (2004), сериал
  • Каменская-3 (2003), сериал
  • Вкус убийства (2003)
  • Дневник убийцы (2002)
  • Бригада (2002), сериал
  • Хозяин империи (2001)
  • Обыкновенные дни (2001)
  • Идеальная пара (2001), сериал
  • Тихие омуты (1999)
  • Москва (1999)
  • Горе от ума (1999)
  • Мама (1999)
  • Короли российского сыска (1996)

Андрей Белый: мистик и поэт

Создание своего четко продуманного образа, выстраивание и даже режиссирование своей судьбы по заранее придуманному сценарию — этот тип поведения был вполне традиционен для «декадентствующего» периода рубежа веков как в России, так и в Европе. В своих мемуарах «Начало века» Белый иронически вспоминает о том, как его воспринимали современники: «…появляются оспаривающие друг друга «Белые» — в Белом: компания их: мистик, кантианец, поэт, стиховед, оккультист, скептик, индивидуалист, коллективист, анархист и социалист таким выгляжу я извне…». Если в размышлениях уже зрелого и общепризнанного мастера слова прослеживается тенденция к отказу от столь широкого круга публичных авторских «масок», то в ранние годы, кажется, все свои увлечения и интеллектуальные занятия Белый оценивал более, чем серьезно.

В 1910 году уже знаменитый молодой писатель и теоретик символизма совершает масштабное путешествие по всем наиболее знаковым местам мира: Италия, Египет, Палестина, Тунис. Под влиянием своей подруги художницы Аси Тургеневой (родственницы Ивана Сергеевича) Белый отправляется в Кельн послушать лекцию крайне популярного в то время историософа Рудольфа Штайнера. В 1913 году Штайнер создает в Берлине Антропософское общество, основной целью которого было провозглашено освобождение человеческого сознания и поиск путей постижения сущности высших миров. Спустя непродолжительное время подобное же общество было учреждено и в Москве, причем в число его поклонников входили актер Михаил Чехов, поэт Максимилиан Волошин, экономист Борис Грегоров и другие. В швейцарском городе Дорнах Штайнер и его ученики закладывают «краеугольный камень» в основании храма своего антропософского учения — Гётеанума, названного в честь великого германского гения, чьи пантеистические мировоззрения оказали непосредственное влияние на мысли Штайнера.


Белый и Ася Тургенева в Дорнахе, 1915. (wikipedia.org)

Вполне согласно духу и букве мистического учения Штайнера, разворачиваются хитросплетения событий, ставших пророческими знаками в дальнейшей истории взаимоотношений русского символиста и немецкого философа: видения Штайнера или кого-то похожего на него во сне, встречи в трамвае, спиритические шумы и таинственная атмосфера в квартире — всё указывало на неизбежность и судьбоносность встречи. За несколько лет со дня первого знакомства с Учителем Белый прослушал около 400 его лекций, принимая участие не только в теоретических занятиях, но и в практических семинарах по эвритмии — динамической системе обучения для становления самосознания души. Эвритмия, по мысли Штайнера, это не просто танец, а «видимая речь», движение, выражающее внутренние звуки и настроения во внешних проявлениях. Страстное духовное служение Штайнеру коррелировало с особым взглядом Белого на христианство, его мистические корни и ритуалы, что выразилось в увлечении идеями розенкрейцеров (это, кстати, затронуло и другого великого русского символиста — Александра Блока, автора поэмы «Роза и крест», в основу которой легли мистические представления о розенкрейцеровском братстве).

Александр Блок

Пожалуй, не будет большим преувеличением сказать, что литературная биография Андрея Белого началась со знакомства и с переписки с великим русским поэтом-символистом. То есть ещё до встречи с Блоком он был вхож в круги высшей артистической богемы обеих столиц Российской Империи. Даже ставший потом известным псевдоним помог ему придумать знаменитый русский философ М. С. Соловьёв. Но только лишь Александр Блок сумел разглядеть и почувствовать в Андрее Белом равного собеседника и во многих смыслах конкурента. Потом их долгие годы связывали причудливые отношения дружбы-вражды. Андрей Белый (поэт) был в постоянном соперничестве с гением русской поэзии. А с великим человеком можно конкурировать только на равных. Но биография Андрея Белого будет неполной, если не упомянуть о его отношениях с супругой Александра Блока, Любовью Дмитриевной Менделеевой. Связывало их нечто большее, чем просто знакомство. И этот любовный треугольник сильнейшим образом осложнял отношения двух поэтов. Но и, безусловно, отражался на их творчестве.

Жизнь в Кучино

Дом в Кучино, в котором жил А.Белый

В марте 1925 года Андрей Белый по приглашению А.А.Великановой, жены заведующего Кучинской гидрологической станцией, профессора М.А.Великанова, приезжает в подмосковное Кучино вместе со своим другом, а затем женой Клавдией Николаевной Васильевой (Бугаевой). С1925 по 1931 годы они проживают в подмосковном Кучино, где нашли временный приют в домике хозяев Шиповых.

“Я уехал в Кучино прочистить свою душу, заштампованную как паспортная книжка проездными визами; каждая виза – штамп той или иной горечи, того или иного непонимания”,- огорчённо говорил Белый.

В начале приезда Андрей Белый был очарован Кучино: смешанный лес, чистое озеро, тишина, красивая церковь. Он писал: “Кучино, место моего всяческого выздоровления: оздоровления физического, морального, душевно-духовного оздоровления интересов и чтения”.

Берёзовая аллея

В Кучино у Андрея Белого появились постоянные тракты, на которые он любил возвращаться день изо дня, а то и несколько раз в день. Любимым местом отдыха был железнодорожный откос, откуда открывался вид на закат. Гуляя по лесопарку, обычно он ходил по одному маршруту: лесная просека, берёзовая аллея, доходил до Орловского прудика, подолгу сидя на пеньке и любуясь кочкой, в мыслях вырисовывал своих героев, сценки из жизни. На четвертинках тетрадных листов, загодя заготовленных Клавдией Николаевной, записывал он свои мысли, делал зарисовки, а вечером он систематизировал свои черновики-наброски, приводил их в порядок. “Я привык писать на ходу, – делился своими мыслями Белый, – так пишу и доселе…”.

Биографами Андрея Белого и в воспоминаниях Клавдии Николаевны Бугаевой период его жизнедеятельности и творческой мастерской в Кучино выделен особенно. Прожив в Кучино сравнительно небольшой отрезок времени, для писателя Белого этот период оказался самым плодотворным. Он много писал во всех жанрах – романы, исследования, воспоминания, работал над текстами лекций, особенно много им было написано стихов.

Прожив шесть лет в Кучино, Андрей Белый с Клавдией Николаевной были вынуждены из-за различных трудностей оставить “Кучинский угол”.

В письме к своему другу Р.Иванову-Разумнику в 1930 году Белый пишет: “Кучино, пять лет дававшее столько раздумья и осмысленных трудов, – катастрофически рухнуло”.

В конце марта 1931 года они покинули Кучино. Закончился целый период (Кучинский период), начавшийся в марте 1925 года – весьма значительный в творческой деятельности Андрея Белого.

Произведения Андрея Белого, написанные в Кучино 

Роман «Москва» (сентябрь 1925)

Переработал сборники стихов «Пепел», «Золото в лазури»

Исследование по истории и философии культуры «История становления самосознающей души» (незакончено)

Переработал роман «Москва» в драму (1926)

Статья «Гоголь и Мейерхольд» (1927)

Книга путевых очерков «Ветер с Кавказа» (1928)

Автобиографический очерк «Почему я стал символистом и почему я не перестал им быть во всех фазах моего идейного и художественного развития» (1928)

Воспоминания «Рудольф Штейнер» (1929)

Литературоведческое исследование «Ритм как диалектика и «Медный всадник» (1929)

Два тома мемуарной трилогии «На рубеже двух столетий» и «Начало века»

Начал работу над книгой «Мастерство Гоголя» (1931)

Белый, А. Собрание сочинений : / А.Белый. – М.: Терра – Кн. Клуб.

Т. 3 : Москва: Московский чудак. Москва под ударом: романы. – 2004. -384с.

Белый, А. На рубеже двух столетий. Воспоминания: в 3-х кн. Кн. 1 / А.Белый; вступ. ст. А. В. Лаврова; худ. В.Максин – М.: худ. лит., 1989. – 542с.

Белый, А. Начало века. Воспоминания: в 3-х кн. Кн.2. /А.Белый; вступ.ст. А.В.Лаврова; худ. В.Максин – М.: худ. лит., 1990.- 687с.

Белый, А. Проблемы творчества. Статьи, воспоминания, публикации: сборник / А.Белый; сост. С.Лесневский, А.Михайлов; худ. В.Виноградов – М.: Сов. писатель, 1988.- 832с.

Андрей Белый: pro el contra. Личность и творчество А.Белого в оценках и толкованиях современников: антология / А.Белый – СПб.: Изд-во РХГ, 2004. – 1048 с. – (Русский путь).

Голощапова, З.И. Кучинский остров Андрея Белого: к юбилею писателя / З.И. Голощапова. – М.: Серебряные нити, 2005. – 320 с.

Голощапова, З.И. Одинокий гений Серебряного века: к 130-летию со дня рождения Андрея Белого / З.И.Голощапова. – Жел-дор: Ракель-инфо, 2010.- 400с.

Дёмин, В.Н. Андрей Белый / В.Н. Дёмин. – М.: Молодая гвардия, 2007. – 413 с.

Литературное Подмосковье Андрея Белого / Администрация гор. Округа Железнодорожный, комитет по культуре, туризму и делам молодёжи, ЦБС им.А.Белого. – Жел-дор, 2010. – С. 39.

Влияние

Стилистическая манера Белого предельно индивидуализирована — это ритмическая, узорчатая проза с многочисленными сказовыми элементами. По словам В. Б. Шкловского, «Андрей Белый — интереснейший писатель нашего времени. Вся современная русская проза носит на себе его следы. Пильняк — тень от дыма, если Белый — дым». Для обозначения влияния А. Белого и А. М. Ремизова на послереволюционную литературу исследователь использует термин «орнаментальная проза». Это направление стало основным в литературе первых лет советской власти. В 1922 году Осип Мандельштам призывал писателей к преодолению Андрея Белого как «вершины русской психологической прозы» и к возвращению от плетения словес к чистому фабульному действию. Начиная с конца 1920-х гг. беловское влияние на советскую литературу неуклонно сходило на нет.
В 2000 году состоялось открытие мемориального музея Андрея Белого в доме, где писатель прожил первые двадцать шесть лет своей жизни.

НАГРАДЫ

• 2001 — Театральная премия «Комсомольской правды» за роль Штольца в спектакле «Обломоff». • 2002 — Лауреат театральной премии «Чайка» в номинации «Некоторые любят погорячее» за роль в спектакле «Откровенные полароидные снимки» совместно с Евгением Писаревым. • 2003 — Лауреат театральной премии «Чайка» в номинациях «Маска Зорро» за лучшую мужскую роль и «Синхронное плавание» за лучший актерский ансамбль в спектакле «Пленные духи». • 2006 — Присвоено звание «Заслуженный артист Российской Федерации». • 2007 — Лауреат театральной премии «Чайка» в номинациях «Маска Зорро» (лучшая драматическая роль) и «Синхронное плавание» за лучший актерский ансамбль в спектакле «Человек-подушка». • 2008 — Лауреат премии Благотворительного фонда Олега Табакова вместе с другими создателями спектакля «Человек-подушка» (МХТ им. А. П. Чехова, режиссёр Кирилл Серебренников, художник Николай Симонов, актёрский ансамбль: Анатолий Белый, Алексей Кравченко, Сергей Сосновский, Юрий Чурсин) «За способность открывать новые возможности актерского искусства в познании причудливых извивов человеческой психики». • 2010 — Диплом конкурса «Кинотавр. «Короткий метр» за актерскую самоотдачу и поддержку нового кино на XXI ОРКФ «Кинотавр» в Сочи. • 2011 — Лауреат премии Благотворительного фонда Олега Табакова за главную роль в спектакле «Околоноля» (реж. К. Серебренников) «за талантливое воплощение на сцене образа героя нашего времени».

Поэзия Андрея Белого

Подробности
Категория: Русская поэзия рубежа XIX-XX веков
Опубликовано 18.09.2020 12:26
Просмотров: 667

Андрей Белый – псевдоним поэта-символиста Серебряного века Бориса Николаевича Бугаёва.

Он родился 26 октября 1880 г. в Москве, в семье профессора, известного математика.

Памятная доска на доме по ул. Арбат, 55, где родился и вырос Андрей Белый

Окончил естественное отделение математического факультета Московского университета.В 1902 г. вышла первая книга Андрея Белого «Драматическая симфония», написанная ритмической прозой.В 1904 г. Белый опубликовал сборник стихов «Золото в лазури» и зарекомендовал себя вполне зрелым своеобразным поэтом.

Андрей Белый. Карандашный набросок Леона Бакста 

А. Белый «Солнце»

Автору «Будем как Солнце» (К. Бальмонту)

Солнцем сердце зажжено.Солнце – к вечному стремительность.Солнце – вечное окнов золотую ослепительность.

Роза в золоте кудрей.Роза нежно колыхается.В розах золото лучейкрасным жаром разливается.

В сердце бедном много зласожжено и перемолото.Наши души – зеркала,отражающие золото.1903

Из этого же сборника другое стихотворение:

А. Белый «Мои слова»

Мои слова – жемчужный водомет,средь лунных снов, бесцельный,но вспененный, –капризной птицы лёт,туманом занесенный.

Мои мечты – вздыхающий обман,ледник застывших слез, зарей горящий, –безумный великан,на карликов свистящий.

Моя любовь – призывно-грустный звон,что зазвучит и улетит куда-то, –неясно-милый сон,уж виданный когда-то.Май 1901

В 1909 г. была опубликована лучшая книга его стихов «Пепел», посвящённая памяти Н. Некрасова. В ней он говорит о революции 1905 г., о трагическом образе тогдашней деревенской Руси, с иронией пишет о власть имущих.

А. Белый «Родина»

В. П. Свентицкому

Те же росы, откосы, туманы,Над бурьянами рдяный восход,Холодеющий шелест поляны,Голодающий, бедный народ;

И в раздолье, на воле – неволя;И суровый свинцовый наш крайНам бросает с холодного поля –Посылает нам крик: «Умирай –

Как и все умирают…» Не дышишь,Смертоносных не слышишь угроз: –Безысходные возгласы слышишьИ рыданий, и жалоб, и слёз.

Те же возгласы ветер доносит;Те же стаи несытых смертейНад откосами косами косят,Над откосами косят людей.

Роковая страна, ледяная,Проклятая железной судьбой –Мать Россия, о родина злая,Кто же так подшутил над тобой?1908, Москва

Февральскую революцию 1917 г. Белый воспринял как прорыв к спасению России. Октябрьскую революцию он также приветствовал как возможность выхода России и вслед за ней всего мира на новый виток духовного развития.

А. Белый «Родине»

Рыдай, буревая стихая,В столбах громового огня!Россия, Россия, Россия, –Безумствуй, сжигая меня!

В твои роковые разрухи,В глухие твои глубины, –Струят крылорукие духиСвои светозарные сны.

Не плачьте: склоните колениТуда – в ураганы огней,В грома серафических пений,В потоки космических дней!

Сухие пустыни позора,Моря неизливные слез –Лучом безглагольного взораСогреет сошедший Христос.

Пусть в небе – и кольца Сатурна,И млечных путей серебро, –Кипи фосфорически-бурно,Земли огневое ядро!

И ты, огневая стихия,Безумствуй, сжигая меня,Россия, Россия, Россия –Мессия грядущего дня!Август 1917

В этом Белый близок мистико-анархическим настроениям Блока и других представителей т.н. «скифства». Поэма «Христос воскрес» (1918) – своеобразное отражение «Двенадцати» Блока. В этой поэме Христос – символ космической революции, продвигающий человечество к новой духовной общности.

Е. Кругликова. Андрей Белый

В первые послереволюционные годы он с воодушевлением откликнулся на призывы развернуть культурно-просветительскую деятельность в массах. Был оратором, лектором, педагогом, одним из организаторов Вольной философской организации (ВОЛЬФИЛЫ). В эти годы он стремился «стать понятным» людям, отойти от затемненного, «разорванного» языка прежних лет.Его поэзия оказала влияние на творчество Маяковского и Есенина.В 1921 г. Белый посетил Европу с целью организовать издания своих книг. Провёл здесь 2 года, сблизился с М. Цветаевой, раздумывал остаться здесь навсегда. Опубликовал в Европе 16 книг, в том числе поэму «Глоссолалия» (1922) – фантазию о космических смыслах звуков человеческой речи.В 1930-х годах Белый написал мемуары «На рубеже двух столетий», «Начало века», «Между двух революций», в которых дал ясное представление о литературной и общественной жизни того времени.Умер А. Белый 8 января 1934 г. в Москве.

Личная жизнь

Познакомившись и сблизившись с поэтом Александром Блоком, Андрей Белый начал ухаживать за его женой Любовью Менделеевой, позже они стали любовниками. В этом драматическом любовном треугольнике все трое мучились почти четыре года, пока не произошёл окончательный разрыв, отразившийся в пьесе Блока «Балаганчик». Поэт же Андрей Белый уехал за границу и вылил свои страдания в поэтических сборниках «Пепел» и «Урна».

Практически в это же самое время Белый состоял и в другом любовном треугольнике – со своим собратом по символистскому течению поэтом Валерием Брюсовым и его женой поэтессой Ниной Петровской. Этот роман Андрея и Нины начался совсем невинно, но вскоре Петровская так сильно влюбилась в Белого, что доходила в своих чувствах до мистического поклонения ему. Андрей решил порвать эти отношения, ему хватало любовного романа с Менделеевой Любой, женой Блока, но Петровская принялась буквально преследовать его. Дошло до того, что Нина предприняла попытку убийства своего возлюбленного. Во время перерыва в лекции, которую читал Андрей в политехническом институте, она подошла и выстрелила в него в упор. К счастью, браунинг дал осечку. Вся эта коллизия позднее нашла отражение в романе Брюсова «Огненный ангел».

В 1909 году Белый познакомился с художницей, племянницей великого русского писателя Ивана Тургенева. Девушку звали Анна (близкие люди называли её Ася), они сблизились и стали жить гражданским браком. Она разделила с ним годы странствий, когда с 1910 по 1912 годы он путешествовал по Египту, Палестине, Тунису и Сицилии. Весной 1914 года Андрей женился на Асе официально, их бракосочетание прошло в Бёрне.

В 1916 году он один уехал в Россию, Ася за ним не последовала, оставшись в Дорнах. Спустя пять лет он вернулся к жене, но после объяснений стало понятно, что дальнейшее совместное проживание уже невозможно.

Поскитавшись пару лет за границей, Белый вернулся в Москву. Супружеская жизнь с Анной Тургеневой осталась в прошлом, но в его судьбе появилась другая женщина. Васильева Клавдия Николаевна стала последней возлюбленной поэта. В 1925 году по приглашению своих друзей они уехали в Кучино, где поселились на даче знакомых. Как говорил потом Андрей Белый, эта усадьба стала для него как Ясная Поляна для Льва Толстого или как Ялта для Антона Чехова. Здесь он наконец-то смог с головою погрузиться в творчество. В 1931 году Клавдия и Андрей узаконили свои отношения.

Клавдия Николаевна сделала последние годы жизни Белого счастливыми, она была тихой и очень заботливой, окружила его своим вниманием, а он в ответ ласково называл её Клодя. 8 января 1934 года у Андрея случился инсульт, он умер на руках своей супруги, похоронили его в Москве на Новодевичьем кладбище

8 января 1934 года у Андрея случился инсульт, он умер на руках своей супруги, похоронили его в Москве на Новодевичьем кладбище.

Адреса в Санкт-Петербурге — Петрограде — Ленинграде[править]

  • 01.1905 года — квартира Мережковского в доходном доме А. Д. Мурузи — Литейный проспект, 24;
  • 01. — 02.1905 года — меблированные комнаты «Париж» в доходном доме П. И. Лихачёва — Невский проспект, 66;
  • 12.1905 года — меблированные комнаты «Париж» в доходном доме П. И. Лихачёва — Невский проспект, 66;
  • 04. — 08.1906 года — меблированные комнаты «Париж» в доходном доме П. И. Лихачёва — Невский проспект, 66;
  • 30.01. — 08.03.1917 года — квартира Р. В. Иванова-Разумника — Царское Село, Колпинская улица, 20;
  • весна  — 10. — доходный дом И. И. Дернова — улица Слуцкого, 35 (с 1918 по 1944 год так называлась Таврическая ул.).

Адреса Андрея Белого в Санкт-Петербурге — Петрограде — Ленинграде на:

  • http://bespotte.ru/p/andrey_belyiy
  • http://instapedia.com/m/Andrei_Bely
  • http://www.nibru.ru/author.php?id=1141

Примечания

  1. Белый, Андрей // Писатели современной эпохи: Био-библиографический словарь русских писателей XX века
  2. , с. 63.
  3. Лавров А.В. Мифотворчество “аргонавтов” // Миф.Фольклор.Литература. — Л.: Наука, 1978. — С. 137—170. — 251 с.
  4. .
  5. Мирский Д. С. Андрей Белый // Мирский Д. С. История русской литературы с древнейших времен до 1925 года / Пер. с англ. Р. Зерновой. — London: Overseas Publications Interchange Ltd, 1992. — С. 716—728.
  6. Томас Урбан: Русские писатели в Берлине в 20-е годы ХХ века; Санкт-Петербург 2014, с. 29.
  7. Л. Троцкий. Литература и революция. // Правда. 1922. No 221, 1 октября.
  8. М. Л. Спивак. Андрей Белый — мистик и советский писатель. РГГУ, 2006. Стр. 258.
  9. Северцева-Габричевская, Н. А. Андрей Белый — «террорист» / Публ. Ф. О. Погодина, О. С. Северцевой // Литературное обозрение. — 1995. — № 4/5. — С. 114.
  10. Б. Л. Пастернак, Б. А. Пильняк, Г. А. Санников. Андрей Белый (некролог) // Известия. — 1934. — 9 января.
  11. Памяти Андрея Белого / Публ. Д. Г. Санникова // Наше наследие. — 1998. — № 45.
  12. М. Л. Спивак. Посмертная диагностика гениальности. Аграф, 2001. ISBN 978-5-7784-0110-5. Стр. 12.
  13. Ходасевич, В. Брюсов. — 1924.
  14. В. Н. Дёмин. Андрей Белый. Молодая гвардия, 2007. С. 115.
  15. А. В. Лавров. Андрей Белый в 1900-е годы: жизнь и литературная деятельность. Новое литературное обозрение, 1995. Стр. 204.
  16. Белый, А. Возврат : 3 симфония. — М.: Гриф, 1905. — 126 с.
  17. Белый, А. Кубок метелей: Четвертая симфония. — М.: Скорпион, 1909. — 229 с.
  18. Белый, А. Пепел: . — СПб.: Шиповник, 1909. — 244 с.
  19.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 25 июля 2013.
  20. В. Набоков. Собрание сочинений американского периода. Том 1. Симпозиум, 1997. Стр. 458.
  21. Лавров А. В. Андрей Белый // История русской литературы: В 4 т. / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1980—1983. Т. 4. Литература конца XIX — начала XX века (1881—1917). / Ред. тома: К. Д. Муратова. — 1983. — С. 549—572.
  22. В. Б. Шкловский. Гамбургский счет: статьи, воспоминания, эссе. Советский писатель, 1990. Стр. 215.
  23. Корецкая И. В. Андрей Белый: «корни» и «крылья» // Связь времен: Проблемы преемственности в русской литературе конца XIX — начала XX в. М., 1992.
  24. . Дата обращения: 30 апреля 2018.

Заключение. О творчестве Андрея Белого

К. Петров-Водкин. Портрет Андрея Белого (1932)

В творчестве Андрея Белого выразилось ощущение тотального кризиса жизни и мироустройства. Его современник философ Ф. Степун писал: «Творчество Белого – это единственное по силе и своеобразию воплощение небытия „рубежа двух столетий”, это художественная конструкция всех тех деструкций, что совершались в нем и вокруг него; раньше, чем в какой бы то ни было другой душе, рушилось в душе Белого здание XIX века и протуманились очертания двадцатого».В 1921 г. поэт первым в мировой литературе откликнулся на физические разработки Кюри зловещим пророческим символом:

Мир – рвался в опытах КюриАто́мной, лопнувшею бомбойНа электронные струиНевоплощенной гекатомбой.

Эти стихи – из поэмы Белого «Первое свидание» (1921). Поэма – о молодости (действие происходит в 1900 г.), годах учения и русском символизме. Поэма «Первое свидание» – одно из основных поэтических произведений Белого. В. Ходасевич считал, что эта поэма – «лучшее, написанное им (Белым) в стихах».

Основные поэтические произведения А. Белого:

сборник стихов «Золото в лазури» (1904);сборник стихов «Пепел» (1909);сборник стихов «Урна» (1909);«Королевна и рыцари. Сказки» (1919);поэма «Христос воскрес» (1918);поэма «Первое свидание» (1918);«Звезда. Новые стихи» (1919);«Глоссолалия. Поэма о звуке» (Берлин, 1922);«Стихи о России» (Берлин, 1922);Стихотворения (Берлин, 1923).

А. Голубкина. Портрет А. Белого (1907)

  • < Назад
  • Вперёд >
Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий