Страницы биографии
- 1879 – с золотой медалью окончил университет и приступил к педагогической работе. В течение 12 лет преподавал античные языки и литературу, русскую словесность в гимназиях Петербурга. Чтобы обеспечить семью много работал: бывало, что давал по 56 уроков в неделю.
- 1887 – произведен в статские советники. Впервые выступил как литературный критик: в журнале «Воспитание и обучение» опубликована первая литературно-критическая статья Анненского о стихотворениях Я. Полонского.
- 1891 – назначен директором киевской гимназической Коллегии. В Киеве задумал и начал работу по переводу трагедий Еврипида. Проект стал трудом жизни Анненского, он перевел все 17 трагедий.
- 1892 – в журнале «Русская школа» напечатано первое из «Педагогических писем» Анненского. Эта серия статей – замечательное событие в русской педагогике. В них изложены идеи о роли художественного воспитания, культуры речи, необходимости развития независимости мышления учащихся.
- 1893 – получил должность директора 8-й петербургской гимназии.
- 1896 – назначен директором Николаевской мужской гимназии в Царском селе.
- 1990-е годы – начал работать над поэтическими переводами – Гете, Гейне, Лонгфелло; французских поэтов второй половины 19 века – де Лиля, Прюдома, Бодлера, Верлена, Рембо и других.
- 1901 – закончена и вышла из печати первая пьеса – «Меланипа-философ». Анненский – автор четырех оригинальных трагедий на сюжеты античных мифов.
- 1904 – вышел из печати первый сборник стихов «Тихие песни». Анненский не решился опубликовать поэтические опыты под своей фамилией, и сборник появился под псевдонимом «Ник. Т-о». В стихах преобладали эмоции печали, мотивы совести, одиночества, трагизма бытия. Книга осталась почти незамеченной критикой и читателями. Второй сборник стихов «Кипарисовый ларец» под настоящей фамилией автора увидел свет в 1910 году, после его смерти. Он вызвал интерес читающей публики и литераторов, получил высокую оценку Блока и Ахматовой.
- 1906 – вышла «Книга отражений» – сборник литературоведческих эссе и критических статей. Они представляли собой субъективные размышления и живые эмоциональные впечатления автора о произведениях русской прозы. Анненский первым из русских критиков применил такой оригинальный подход к анализу литературных произведений. Возможно, по этой причине критика холодно отнеслась к публикации.
- 1906 – уволен с поста директора лицея в связи с тем, что заступился за учеников, участвовавших в политических протестах 1905 года. Переведен на должность инспектора Петербургского учебного округа, предполагавшую постоянные поездки по городам Петербургской губернии, что было нелегко при сердечной болезни.
- 1908 – не оставляя службы возобновил педагогическую деятельность: начал читать лекции по истории античной литературы на литературных курсах Н.П. Раева.
- 1909 – опубликован сборник литературно-критических эссе «Вторая книга отражений».
- 1909, май – Анненский приглашен в литературно-художественный журнал «Аполлон» в качестве поэта и критика. Для него это была возможность по-настоящему влиться в литературный процесс.
- 1909, 30 октября – внезапно скончался у подъезда Царскосельского вокзала в Петербурге. За месяц до этого подал в отставку.
В личности Анненского было несколько ипостасей: с одной стороны «застегнутый на все пуговицы» чиновник, директор гимназии, ученый, знаток античности, а с другой – автор странных, полных трагического мироощущения стихов. Разным он был и в своих человеческих проявлениях. Большинству людей он казался строгим, закрытым, чопорным. Но немногие близкие знали его как человека эмоционального, способного на необычные поступки. Один из таких эмоциональных порывов определил его семейную жизнь.
Поэтическая деятельность
Писать свои поэтические произведения Анненский Иннокентий Федорович начал еще в раннем возрасте. Он считал, что все его стихотворения мистические. А вот о том, что в литературе и в искусстве существует такое направление, как символизм, он не знал. И все-таки его литературные произведения относятся к символизму, так как в них все окружено загадочностью и таинственностью, во многих строках содержатся метафоры или даже намеки, которые следует разгадать и понять.
Но все-таки литературные критики склоняются к тому, что творчество Анненского выходит за рамки символизма. Они утверждают, что это, скорее всего, предсимволизм.
Иннокентий Анненский в некоторых своих произведениях старался следовать еще и религиозному жанру, выбрав в кумиры испанского художника золотого века Бартоломе Эстебана Мурильо. В своих произведениях поэт-символист старался передать девственную чистоту и кротость, умиление и покой. Но использовал для этого не кисти и краски, как его кумир, а слова.
Следуя совету старшего брата, Иннокентий Анненский, краткая биография которого помогает понять его творчество, не стремился печатать свои произведения. Он даже не стремился показывать свои стихотворения знаменитым литераторам, чтобы услышать их мнение. Николай Федорович, брат поэта, советовал тому сначала немного утвердиться в жизни, а уже потом, когда он поймет, в чем его призвание, можно будет заниматься и поэзией, печатать свои стихотворения.
Именно поэтому первая книга поэта Анненского была опубликована лишь только в 1904 году, когда он уже был блестящим учителем и его уважали в обществе. Но его сборник «Тихие песни» был встречен восторженно.
Основными мотивами всех произведений известного поэта-символиста являются одиночество, тоска, грусть и меланхолия. Именно поэтому во многих его стихотворных и драматургических произведениях можно встретить описание либо сумерек, либо холода, либо заката.
Об этом поэт рассказывает в таких своих стихотворениях, как «Две любви», «Смычок и струны» и других. Таинственно и с грустью описывал реальность Иннокентий Анненский. “Снег”- это одно из произведений поэта-символиста, которое необычно и интересно по своему сюжету, где любимое время года поэта соседствует со смертью. Чистая и прекрасная зима помогает увидеть нищету и бедность.
Известный поэт и переводчик внес огромный вклад в развитие литературы. Так, стихотворение Иннокентия Анненского «Колокольчики» можно отнести к первым футуристическим произведениям. Славу и популярность талантливому поэту принес его поэтический сборник «Кипарисовый ларец», который был опубликован уже после его смерти.
Примечания
- Масанов И. Ф. Словарь псевдонимов русских писателей, учёных и общественных деятелей : В 4 т. — М. : Всесоюзная книжная палата, 1956—1960.
- ↑
- Сын Николая Ильича Анненского (1773—1845).
- Ф. Ф. Фидлер свидетельствует об их преподавании в гимназии в 1890 году.
- Следующим директором 8-й гимназии стал Карл Васильевич Фохт.
- Причину ухода Анненского с поста директора гимназии Вс. А. Рождественский, со слов педагога Царскосельской гимназии В. И. Орлова указывал, что это было «прямой служебной карой» за попытки отстоять «крамольное юношество» перед министром народного просвещения (Рождественский В. Страницы жизни. Из литературных воспоминаний. — М.-Л., 1962, — С. 100). В то же время в кругах революционно настроенной молодежи Анненского не считали «своим».
- Анненский И. Ф. Лекции по античной литературе — СПб., 1909. НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР АНТИКОВЕДЕНИЯ ЯРОСЛАВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. П. Г. ДЕМИДОВА ЯРОСЛАВЛЬ, РОССИЯ.PDF (16,3 KiB)
- Райков Б. Е. На жизненном пути: автобиографические очерки. В 2-х кн. СПб.: Коло, 2011. Кн. 1. С. 149—150.
- .
Творчество Анненского
(0)
Достаточно сложна и интересна и творческая биография Иннокентия Федоровича Анненского
(1855—1909). Поэт неоднократно заявлял о своей символистской ориентации, хотя личные контакты с отдельными представителями этого течения он установил лишь в последний год своей жизни.
Поэтическая судьба Анненского сложилась драматично. Начав писать стихи еще в 70-е гг., он в течение десятилетий не публиковал ни одной строки, полностью посвятив себя педагогической (долгие годы он был директором Царскосельской гимназии) и переводческой деятельности.
Единственный прижизненный сборник стихотворений Анненского был выпущен в свет в 1904 г., когда ему было уже 49 лет. Анненский мечтал об отставке, чтобы целиком отдаться писательской работе, но эти планы перечеркнула внезапная смерть: 30 ноября 1909 г., на заре литературной славы, он скончался от сердечного приступа. Издание основных поэтических опытов Анненского было осуществлено его сыном.
Мир поэзии Анненского изысканно графичен, полон намеков и целомудрен. Ему чужды поэтическая экспансия, уиство красок, эпатажная экзотика
Лирике Анненского рисуще приглушенное камерное звучание, причудливая, всегда психологически мотивированная ассоциативность, пристальное внимание к детали
Значительное место в поэзии Анненского принадлежит теме смерти,’ тоски, уныния, апатии (стихотворения «У гроба», «Ненужные строфы», «Тоска», «Трактир жизни» и др.)
Однако пессимизм Анненского не был данью модного поветрия в литературе, «сумеречность» его лирики объясняется его социальной совестливостью, мучительным неприятием, отвержением бездуховной действительности, бесплодными поисками идеала. «Я — слабый сын больного поколенья»,— признается он в стихотворении «Эго».
Лирика Анненского в значительной степени импрессионистична. Он наследует прежде всего импрессионизм А. Фета. Пейзажные зарисовки в его поэзии несут в себе сублимированное переживание, драматическое в своем существе, которое реализовано прихотливо и почти иррационально, что отмечали многие критики и литературоведы.
«Его мысль,— писал, например, В. Брюсов об Анненском,— всегда делала причудливые повороты и зигзаги, он мыслил по странным аналогиям, устанавливающим связь между предметами, казалось бы, вполне разнородными»8. Вот пример, один из многих, такой неожиданности:
И желтый шелк ковров, и грубые следы,
И понятая ложь последнего свиданья,
И парков черные, бездонные пруды,
Давно готовые для спелого страданья.
(«Сентябрь»)
«Спелое страданье» — образ, который как бы выносит наружу то, что таится во внешних реалиях осеннего пейзажа и улавливается глубинной поэтической интуицией.
Анненский — большой мастер пейзажа. Окружающий мир для него многокрасочен и многозвучен, полон движения. В некоторых стихотворениях — «Ветер», «Ноябрь», «В тихих песнях», «Май», «Весна» — он создает яркие, порою умиротворенно-живописные образы. Но в целом его лирика природы тоже драматична и даже трагична. В ней звучит тоска и печаль по безвозвратно уходящему времени:
Сейчас наступит ночь. Так черны облака…
Мне жаль последнего вечернего мгновенья:
Там все, что прожито,— желанье и тоска,
Там все, что близится,— унылость и забвенье.
(«Тоска мимолетности»)
Поэтизацией глубокого, искреннего чувства отличается нсцрогочисленная любовная лирика Анненского:
Если б вдруг ожила небылица,
На окно я поставлю свечу,
Приходи… Мы не будем делиться,
Все отдать тебе счастье хочу!
(«Canzone»)
Но любовь у Анненского тоже драматична. Ее постоянные спутники — разлука и печаль:
Что счастье? Чад безумной речи?
Одна минута на пути,
Где с поцелуем жадной встречи
Слилось неслышное прости?
(«Что счастье?»)
Анненский был не только поэтом, но и критиком, а также драматургом. Он создал четыре трагедии в стихах на сюжеты эллинской мифологии.
Трагедии Анненского — это прежде всего мир страдающего человека. Их герои — люди мятущиеся, терзаемые и терзающиеся, стоически переносящие удары судьбы и произвол неправедных богов, олицетворяющие подлинное человеческое достоинство.
В одной из своих статей Анненский назвал творчество Достоевского поэзией совести. Такой была поэзия и самого Анненского. Оно пронизано острым осознанием своей причастности к судьбам людей, тревогой за человека, за все живое и сущее. В этом суть всей гуманистической позиции Анненского — поэта и гражданина.
0 / 5. 0
Посмертный культ, “Кипарисовый ларец”
Широкий резонанс в кругах символистов вызвала его скоропостижная смерть. У Царскосельского вокзала умер Иннокентий Анненский. Биография его завершилась, однако творческая судьба после смерти получила дальнейшее развитие
В среде молодых поэтов, близких к “Аполлону” (в основном акмеистической ориентации, которые упрекали символистов за невнимание к Анненскому), начал складываться его посмертный культ. Через 4 месяца после смерти Иннокентия Федоровича вышел второй сборник его стихов
Сын поэта, В. И. Анненский-Кривич, который стал его биографом, комментатором и редактором, завершил подготовку “Кипарисового ларца” (сборник был назван так потому, что рукописи Анненского хранились в кипарисовой шкатулке). Есть основания считать, что авторской воле отца он следовал не всегда пунктуально.
Иннокентий Анненский, стихи которого при жизни не пользовались большой популярностью, с выходом “Кипарисового ларца” обрел заслуженную славу. Блок писал, что эта книга проникает глубоко в сердце и объясняет ему многое о нем самом
Брюсов, который и раньше обратил внимание на “свежесть” оборотов, сравнений, эпитетов и даже просто слов, которые были выбраны в сборнике “Тихие песни”, отметил уже как несомненное достоинство невозможность угадать у Иннокентия Федоровича двух следующих строф по первым двум стихам и конец произведения по его началу. Кривич в 1923 году опубликовал в сборнике под названием “Посмертные стихи Ин
Анненского”, оставшиеся тексты поэта.
Переводы[править]
- См. также Переводы по алфавиту (75)
- Переводы из Ады Негри
- Вакхилид. Хоровая лирика
Из Горацияправить
- Carmina I
- V. «Какой воробышек душистый и цветистый…» (Quis multa gracilis te puer in rosa…)
- XIII. «Если Лидия Телефа…» (Cum tu, Lydia, Telephi…)
- Carmina II
- Carmina III
- VII. «Астерия плачет даром…» (Quid fles, Asterie, quem tibi candidi…)
- XXVI. «Давно ль бойца страшились жёны…» (Vixi puellis nuper idoneus…)
Из Генриха Гейнеправить
- Ich grolle nicht («Я всё простил: простить достало сил…»)
- Мне снилась царевна
- Двойник
- «О страсти беседует чинно…»
- Счастье и несчастье
Из Леконта де Лиляправить
- Poèmes barbares, 1862
- 15. Смерть Сигурда (La Mort de Sigurd)
- 17. «Над синим мраком ночи длинной…» (Christine, отрывок)
- 24. Дочь эмира (La Fille de l’Émyr)
- 47. «Пускай избитый зверь, влачася на цепочке…» (Les Montreurs)
- 54. Последнее воспоминание (Le dernier souvenir)
- 59. Из стихотворения «Призраки» (Les Spectres)
- Poèmes tragiques, 1884
- 13. Огненная жертва (L’Holocauste)
- 19. Явление божества (Épiphanie)
- 21. Негибнущий аромат (Le Parfum impérissable)
- 28. Над умершим поэтом (À un Poète mort)
- 38. Майя (La Maya)
- Derniers Poèmes
22. «О ты, которая на миг мне воротила…» (« Toi par qui j’ai senti »)
, 1895
Из Шарля Бодлераправить
- Из сб. «Цветы зла»
- XLIV. Искупление (Réversibilité)
- LXIII. Привидение (Le Revenant)
- LXVII. Совы (Les Hiboux)
- LXX. Погребение про́клятого поэта (Sépulture)
- LXXIV. Старый колокол (La Cloche fêlée)
- LXXVIII. Сплин (Бывают дни — с землёю точно спаян…) (Spleen (Quand le ciel bas et lourd pèse comme un couvercle…))
- XCII. Слепые (Les Aveugles)
Из Поля Верленаправить
- Сон, с которым я сроднился
- Le rêve familier
- Colloque sentimental
- «Начертания ветхой триоди…»
- Песня без слов
- «Я долго был безумен и печален…»
- Первое стихотворение сборника «Sagesse»
- Томление
- Преступление любви
- Вечером
- «Я устал и бороться, и жить…»
- Я — маниак любви
- Impression fausse
- Каприз
Из Сюлли-Прюдомаправить
- Посвящение
- Идеал
- С подругой бледною разлуки…
- Когда б я Богом стал…
- Тени
- Un bonhomme
- Сомнение
- У звёзд я спрашивал в ночи…
- Агония
Переводы пьес Еврипидаправить
В квадратных скобках указан год первой публикации, а не год перевода. Расположение пьес в соответствии с творчеством Еврипида
- Алькеста
- Медея
- Гераклиды
- Ипполит
- Андромаха
- Умоляющие
- Гекуба
- Геракл
- Троянки
- Ифигения в Тавриде
- Электра
- Елена
- Финикиянки
- Ион
- Орест
- Вакханки
- Ифигения в Авлиде
- Киклоп
- Рес
Творчество
Поэзия Анненского развивалась в русле русского декадентства начала XX в. В ней отразились глубокий разлад поэта с действительностью, острое ощущение одиночества, мечта об осмысленной жизни. Иногда окружающий мир он видел призрачным и кошмарным, но выразительность его стихам придают разговорная интонация и умение владеть деталями. Анненский – поэт оригинальный и утончённый.
И. Анненский
Когда б не смерть, а забытьё, Чтоб ни движения, ни звука… Ведь если вслушаться в неё, Вся жизнь моя – не жизнь, а мука.
Иль я не с вами таю, дни? Не вяну с листьями на клёнах? Иль не мои умрут огни В слезах кристаллов растоплённых?
Иль я не весь в безлюдье скал И чёрном нищенстве берёзы? Не весь в том белом пухе розы, Что холод утра оковал?
В дождинках этих, что нависли, Чтоб жемчугами ниспадать?.. А мне, скажите, в муках мысли Найдётся ль сердце сострадать?
По определению Блока, на творчестве Анненского лежит «печать хрупкой тонкости и настоящего поэтического чутья». Анненский – мастер импрессионизма в поэзии, который опирается на мимолётные впечатления и ассоциации. Но одновременно Анненский большой мастер в изображении внутреннего мира человека, жизни души.
Экзистенциализм в мировоззрении И. Анненского
По мироощущению и мировосприятию Анненский близок к экзистенциализму (направление в философии XX в., акцентирующее своё внимание на уникальности бытия человека), в частности, к основоположнику экзистенциализма С. Кьеркегору
Последний писал: «Что такое поэт? Несчастный человек, таящий в сердце тоску; уста его устроены так, что исходящие из них крики и стоны превращаются в дивную музыку». Эта же мысль – в стихотворении Анненского «Смычок и струны».
И. Анненский «Смычок и струны»
Из сборника «Кипарисовый ларец»
Какой тяжелый, тёмный бред! Как эти выси мутно-лунны! Касаться скрипки столько лет И не узнать при свете струны!
Кому ж нас надо? Кто зажёг Два желтых лика, два унылых… И вдруг почувствовал смычок, Что кто-то взял и кто-то слил их.
«О, как давно! Сквозь эту тьму Скажи одно, ты та ли, та ли?» И струны ластились к нему, Звеня, но, ластясь, трепетали.
«Не правда ль, больше никогда Мы не расстанемся? довольно…» И скрипка отвечала да, Но сердцу скрипки было больно.
Смычок все понял, он затих, А в скрипке эхо все держалось… И было мукою для них, Что людям музыкой казалось.
Но человек не погасил До утра свеч… И струны пели… Лишь солнце их нашло без сил На черном бархате постели. 1908
Экзистенциальное по мироощущению и это стихотворение И. Анненского:
В небе ли меркнет звезда, Пытка ль земная всё длится; Я не молюсь никогда, Я не умею молиться.
Время погасит звезду, Пытку ж и так одолеем… Если я в церковь иду, Там становлюсь с фарисеем.
С ним упадаю я нем, С ним и воспряну, ликуя… Только во мне-то зачем Мытарь мятется, тоскуя?..
Самое известное стихотворение И. Анненского – «Среди миров»:
Среди миров, в мерцании светил Одной Звезды я повторяю имя… Не потому, чтоб я Её любил, А потому, что я томлюсь с другими.
И если мне сомненье тяжело, Я у Неё одной ищу ответа, Не потому, что от Неё светло, А потому, что с Ней не надо света. 3 апреля 1909
Это стихотворение положено на музыку А. Вертинским и А. Сухановым.
И. Анненский (конец 1870-х годов)
Иногда в его стихах ощутим протест против самодержавного строя («Старые эстонки», «Петербург»).
И. Анненский «Петербург»
Жёлтый пар петербургской зимы, Жёлтый снег, облипающий плиты… Я не знаю, где вы и где мы, Только знаю, что крепко мы слиты.
Сочинил ли нас царский указ? Потопить ли нас шведы забыли? Вместо сказки в прошедшем у нас Только камни да страшные были.
Только камни нам дал чародей, Да Неву буро-жёлтого цвета, Да пустыни немых площадей, Где казнили людей до рассвета.
А что было у нас на земле, Чем вознёсся орёл наш двуглавый, В тёмных лаврах гигант на скале, – Завтра станет ребячьей забавой.
Уж на что был он грозен и смел, Да скакун его бешеный выдал, Царь змеи́ раздавить не сумел, И прижатая стала наш идол.
Ни кремлей, ни чудес, ни святынь, Ни мира́жей, ни слёз, ни улыбки… Только камни из мёрзлых пустынь Да сознанье проклятой ошибки.
Даже в мае, когда разлиты́ Белой ночи над волнами тени, Там не чары весенней мечты, Там отрава бесплодных хотений.
Литературное влияние
Литературное влияние Анненского на возникшие вслед за символизмом течения русской поэзии (акмеизм, футуризм) очень велико. Стихотворение Анненского «Колокольчики» по праву может быть названо первым по времени написания русским футуристическим стихотворением. Его стихотворение «Среди миров» входит в число шедевров русской поэзии[источник не указан 775 дней], оно легло в основу романсов, написанных А. Вертинским и А. Сухановым. Влияние Анненского сильно сказывается на Пастернаке и его школе, Анне Ахматовой, Георгии Иванове и многих других. В своих литературно-критических статьях, частично собранных в двух «Книгах отражений», Анненский даёт блестящие образцы русской импрессионистической критики, стремясь к истолкованию художественного произведения путём сознательного продолжения в себе творчества автора. Следует отметить, что уже в своих критико-педагогических статьях 1880-х годов Анненский задолго до формалистов призывал к постановке в школе систематического изучения формы художественных произведений.
Биография
Н. П. и Ф. Н. Анненские — родители И. Ф. Анненского.
Иннокентий Фёдорович Анненский родился 20 августа (1 сентября) 1855 года в Омске, в семье государственного чиновника Фёдора Николаевича Анненского (умер 27 марта 1880 года) и Наталии Петровны Анненской (умерла 25 октября 1889 года). Его отец был начальником отделения Главного управления Западной Сибири. Когда Иннокентию было около пяти лет, отец получил место чиновника по особым поручениям в Министерстве внутренних дел, и семья из Сибири вернулась в Петербург, который ранее покинула в 1849 году.
Слабый здоровьем, на чём акцентирует особое внимание его сын Валентин Кривич-Анненский в своих воспоминаниях об отце, Анненский учился в частной школе, затем — во 2-й петербургской прогимназии (—). С 1869 года он два с половиной года обучался в частной гимназии В. И. Беренса
Перед поступлением в университет, в 1875 году он жил у своего старшего брата Николая, энциклопедически образованного человека, экономиста, народника, помогавшего младшему брату при подготовке к экзамену и оказывавшего на Иннокентия большое влияние.
И. Ф. Анненский. Конец 1870-х годов.
По окончании в 1879 году историко-филологического факультета Петербургского университета долгое время служил преподавателем древних языков и русской словесности в гимназии Гуревича. Был директором коллегии Галагана в Киеве (январь 1891 — октябрь 1893), затем 8-й Санкт-Петербургской гимназии (27 октября 1893—16 октября 1896) и гимназии в Царском Селе (16 октября 1896 — 2 января 1906). Чрезмерная мягкость, проявленная им, по мнению начальства, в тревожное время —1906 годов, была причиной его удаления с этой должности. В 1906 году он был переведён в Санкт-Петербург окружным инспектором и оставался в этой должности до 1909 года, когда он незадолго до своей смерти вышел в отставку. Читал лекции по древнегреческой литературе на Высших женских курсах.
В печати выступил с начала 1880-х годов научными рецензиями, критическими статьями и статьями по педагогическим вопросам. С начала 1890-х годов занялся изучением греческих трагиков; выполнил в течение ряда лет огромную работу по переводу на русский язык и комментированию всего театра Еврипида. Одновременно написал несколько оригинальных трагедий на еврипидовские сюжеты и «вакхическую драму» «Фамира-кифаред» (шла в сезон — на сцене Камерного театра). Переводил французских поэтов-символистов (Бодлер, Верлен, Рембо, Малларме, Корбьер, А. де Ренье, Ф. Жамм и др.). Первую книгу стихов «Тихие песни» выпустил в 1904 году под псевдонимом «Ник. Т-о», имитировавшим сокращённые имя и фамилию, но складывавшимся в слово «Никто» (таким именем представлялся Полифему Одиссей).
И. Ф. Анненский. 1900-е годы.
30 ноября (13 декабря) 1909 года Анненский скоропостижно скончался на ступеньках Царскосельского вокзала в Санкт-Петербурге от инфаркта. Похоронен на Казанском кладбище в Царском Селе (ныне город Пушкин Ленинградской области). Сын Анненского, филолог и поэт Валентин Анненский (Кривич), издал его «Кипарисовый ларец» (1910) и «Посмертные стихи» (1923).
Первые стихи
Иннокентий Анненский стихи начал писать довольно рано. Поскольку понятие “символизм” в 1870-е годы было еще неизвестно ему, он считал себя мистиком. Анненского привлекал “религиозный жанр” Б. Э. Мурильо, испанского художника 17-го века. Он старался этот жанр “оформлять словами”.
Молодой поэт, следуя совету старшего брата, который был известным публицистом и экономистом (Н. Ф. Анненский), решил, что до 30 лет не стоит публиковаться. Поэтому поэтические опыты его не были предназначены для печати. Иннокентий Анненский стихотворения писал для того, чтобы отточить свое мастерство и заявить о себе уже в качестве зрелого поэта.