Барто Агния Львовна

Обучение

Агния получила начальное образование дома, руководил им отец, он обожал искусство и мечтал, чтобы дочь стала знаменитой балериной. Она прилежно занималась танцами долгое время, но особенного таланта в этом деле не проявлялось.

А вот писать стихи девочка начала с ранних лет. Обучаясь в гимназии, Агния и её подружки увлекались поэзией Ахматовой, сами пробовали писать. Но получалось не у всех. А у Агнии выходило, причём неплохо. Тем не менее занятия балетом она не бросала, училась и в гимназии, и в балетной школе.

Первым слушал и критиковал Агнию папа. Здесь он проявлял всю свою строгость, требовал, чтобы дочь выражалась правильно и соблюдала стихотворные размеры. А у юного дарования, как будто нарочно, постоянно в строчках менялся размер, отец называл это упрямством с её стороны. Но через много лет именно смена размера и станет отличительной чертой поэтических произведений Агнии Барто.

Революция и гражданская война на жизни юной девушки особо не отразились, она продолжала жить в своём мире стихов и балета. Позднее кто-то скажет о Барто: «Она пришла в литературу на пуантах».

После гимназии Агния поступила в хореографическое училище, которое окончила в 1924 году. Было голодно, и в пятнадцатилетнем возрасте, наряду с учёбой, девушке пришлось устроиться на работу в магазин «Одежда». Работающим давали селёдочные головы, а из них можно было варить суп.

Перед выпускными зачётами она особенно волновалась, ведь после них предстояло начинать карьеру в мире балета, да к тому же на экзамен приехал сам нарком просвещения Луначарский. Программа состояла из выпускных экзаменов и концерта, который подготовили ученицы училища. Нарком просмотрел все экзаменационные выступления, остался и на концерт.

И вот на сцену вышла юная красивая черноглазая девушка и прочитала свои собственные юмористические стихи под названием «Похоронный марш». Ей при этом аккомпанировал пианист, а сама Агния принимала трагические, но в тоже время смешные позы. Луначарскому понравились стихи, он еле сдерживал смех, а через некоторое время Агнию попросили зайти в Наркомпрос. С ней встретился Луначарский и заявил, что девушка создана для того, чтобы сочинять веселые стихи. Именно в тот момент такие слова показались ей оскорбительными, ведь в юном возрасте мечтаешь писать о любви, а не слыть поэтом-комиком.

Поэтому юная, высокая и изящная девушка устроилась в московский театр, где около года проработала в балетной труппе.

Вариант №2

Агния Львовна Барто (Волова) родилась в Москве 4 (17) февраля 1906 года. Умерла 1 апреля 1981 года. Человек творческий, за свою жизнь успела побывать киносценаристом, радиоведущей и писательницей. Но большинство людей знает ее как детскую поэтессу.

Немного о семье поэтессы. Ее отец – Лев Николаевич Волов – был ветеринаром. А мать – Мария Ильинична Волова (Блох) – посвятила себя семье и домашней работе. Родители уделяли много времени дочери, особенно отец. Он с детства прививал ей любовь к искусству.

Маленькая Агния училась в гимназии и дополнительно, на радость отцу, посещала балетную студию. После гимназии она окончила балетное училище, и год выступала с балетной труппой. От дальнейшей карьеры поэтесса отказалась, так как вся труппа эмигрировала. Агния от эмиграции отказалась.

На отчетном концерте учеников хореографического училища в 1924 году Агния выступала со своими стихами. Они были отмечены Анатолием Луначарским, которой пророчил ей карьеру поэтессы. Позднее Агнию пригласили на прием в наркомат, где в личной беседе Луначарский отметил ее талант и посоветовал не бросать свое занятие. Можно с уверенностью сказать, что именно эта встреча стала отправной точкой в поэтическом деле.

Первым мужем Агнии Барто стал ее коллега Павел Барто. В 1927 году Агния и Павел стали родителями. Сына назвали Эдгар, но брак был не долгим и продлился менее 10 лет. Второй супруг поэтессы – Андрей Владимирович Щегляева, от которого родилась дочь Татьяна.

В годы войны семья поэтов временно была вывезена в Свердловск. Там Агния выучилась на токаря и усердно работала в тылу наравне со всеми. За труд ей была назначена денежная премия. От нее она отказалась и передала на военный завод для ускорения разработок танка.

В 1944 году Агния Барто смогла вернуться в Москву и продолжить любимое дело. Благодаря этому, в 1949 году вышел первый сборник поэтессы «Стихи детям». Он удостоен Сталинской премии второй степени.

Успех в творчестве любимой детской поэтессы связан с ее особым стилем. В легкой форме, простым и понятным языком поэтесса ведет разговор со своими маленькими читателями так, как будто она их ровесница. Давая имена своим персонажам, Агния Барто оживляет свои стихи, и они звучат, как истории о соседских ребятах. Успех ее произведений был настолько велик, что многие из них переведены на другие языки.

В 1970 году выпущен еще один премиальный сборник «За цветами в зимний лес». Поэтессе присудили Ленинскую премию.

Начиная с 1964 в течение 9 лет Агния Барто была ведущей на радиостанции «Маяк», где выходила передача «Найти человека». Очень эмоциональная программа, помогающая найти советским семьям своих близких, потерявшихся на войне.

Так же попробовала свои силы Агния Барто и в кино. Ею написаны сценарии к нескольким фильмам, которые имели успех у советского зрителя.

Жизнь Агнии Барто прервалась в 76 лет. Причиной стал инфаркта. Похороны прошли в Москве на Новодевичьем кладбище. За свою творческую жизнь поэтесса была удостоена многих наград, но главным остается то, что спустя многие годы, ее стихи до сих пор любят и рассказывают наизусть.

1, 2, 3, 4 класс, для детей школьного возраста

Интересные факты и даты из жизни

Агния Барто

Агния Барто биография

Агния Львовна Барто (1906-1981) – российский и советский детский писатель, киносценарист. В биографии Бартоесть место ярким встречам и увлекательным событиям, благодаря которым раскрылся ее талант.

Агния Львовна Барто родилась 4 (17) февраля 1906 г., в Москве, в интеллигентной семье. Начальное образование будущий литератор получила на дому. Затем ее отдали на обучение в гимназию. Одновременно юная Агния посещала хореографическое училище.

Первые стихи “родились” примерно в это же время.

В 1924 г. Барто закончила училище и осталась в балетной труппе. Там она проработала до 1925 г.

Барто Агния Львовнаеще в юности обратила на себя внимание наркома просвещения А. В

Луначарского. Посетив показательный концерт выпускников хореографического училища в 1924 г.

, он был восхищен ее профессиональным исполнением стихов. Высказав свое восхищение, нарком пригласил девушку к себе в наркомат.

Там состоялась беседа, в ходе которой Луначарский убедил Барто в том, что ей необходимо развивать свой талант.

Выйдя замуж за поэта П. Барто, она в соавторстве с ним написала такие стихотворения, как “Считалочка”, “Девочка чумазая” и “Девочка-ревушка”. Сборник “Стихи детям” вышел в 1949 г. Сборник “За цветами в зимний лес” – в 1970 г.

В 1976 г. вышла книга “Записки детского поэта”.

Агния Барто внесла свой вклад в советский кинематограф. Совместно с Р. Зеленой в 1939 г. она написала сценарий для х/ф “Подкидыш”. В 1949 г. был написан сценарий “Слон и веревочка”, 1953 г. – “Алеша Птицын вырабатывает характер”, в 1961 г. – “10000 мальчиков”.

Изучая содержание краткой биографии Агнии Барто, следует знать, что были в ее жизни и темные пятна. Детский поэт была ярым сторонником советской власти и обрушивалась с беспощадной критикой на всех тех, кто, по ее мнению, выступал против нее.

В 1930 г. в “Литературной газете” появилось письмо, подписанное А. Барто. В этом письме автор выступал против другого известного детского писателя, К. И. Чуковского. В детских сказках Чуковского была усмотрена “антисоветчина”.

В 1944 г. Чуковский получил выговор от своих коллег из Союза писателей. Литераторы во главе с Барто твердо попросили писателя не писать более “несуразного шарлатанского бреда”.

С осени 1965 по февраль 1966 г. Барто принимала активное участие в процессе писателей Ю. М. Даниэля и А. Д. Синявского. Они также обвинялись Барто в “антисоветизме”.

В 1974 г. по настоянию А. Барто из Союза писателей была исключена дочь К. Чуковского, Л. Чуковская. Вплоть до 1987 г. на ее публикации в Советском Союзе был наложен запрет.

От первого брака у А. Барто был сын Эдгар, родившийся в 1927 г. 5 мая 1945 г. он погиб, попав под колеса грузовика. Вторым супругом поэта был А. В. Щегляев, член-корреспондент АНССР. Их дочь, Т. А. Щегляева, является кандидатом технических наук.

  • В дате рождения Агнии Барто имеется путаница. “Официально” она родилась в 1906 году, но исследователи полагают, что это произошло двумя годами позже. Путаница возникла из-за того, что Барто, рано познавшая нужду и голод, хотела устроиться на работу, но ей для этого “не хватало” пары лет. Поэтому она подделала свои метрики.
  • В юности Барто влюбилась сперва в стихи В. В. Маяковского, а потом и в него самого. Она так и не осмелилась признаться ему в своих чувствах. Они часто встречались, но Маяковский никогда не узнал о любви Барто. Однажды он обмолвился, что писать нужно для детей. Агния так и поступила.
  • Барто редко посвящала произведения родным детям. Она предпочитала искать своих героев в пионерских лагерях и школах. Но знаменитое стихотворение “Наша Таня громко плачет” было посвящено дочери поэта, Татьяне.
  • В 1937 г. А. Барто принимала участие в международном конгрессе, который проходил в Испании во время Гражданской войны. Отчего-то шум взрывов натолкнул поэта на приобретение кастаньет. Не обращая внимания на непростую обстановку в городе, Барто добралась до магазина и совершила покупку.
  • Этот поступок послужил основанием для шуток А. Толстого. Он периодически интересовался у своей коллеги, не планирует ли она приобрести веер для обмахивания во время очередных налетов.
  • Во время Великой Отечественной войны семью Агнии Барто эвакуировали в Свердловск. Там ей пришлось освоить профессию токаря. Она работала наравне с теми, кто давно уже стоял у станка. За трудовые подвиги во время войны ей была присвоена премия. Но Барто отказалась от денег, пожертвовав их на строительство танка.

После изучения краткой биографии Барто – попробуйте ответить на вопросы теста:

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку

Будь в числе первых на доске почета

«Записки детского поэта» и «Перевод с детского»

Агния Львовна считала, что «детям нужна вся гамма чувств, рождающих человечность»: об этом сказано и в «Записках детского поэта», вышедших в конце 1970-х — это своеобразный итог и обобщение всего её богатейшего опыта в вопросах воспитания детей ни одного поколения. 

Книга «Записки детского поэта» охватывает разные стороны жизни

Наблюдения автора выходят далеко за рамки чисто литературных проблем, её внимание сосредоточено главным образом на проблемах нравственных. Наряду с записями о поэзии для детей, о работе с молодыми поэтами, о воспитании, о тревогах родителей, об отношениях отцов и детей в книге затронуты вопросы сложных человеческих взаимоотношений, любви, жизни и смерти

Агния Барто вспоминает о своём детстве, о юных годах, но приводит лишь те страницы своей биографии, которые необходимы, чтобы подчеркнуть нравственный аспект того или иного факта. В «Записках детского поэта» ясно вырисовывается личность писательницы, её отношение к жизни, её горячая заинтересованность в духовном воспитании человека.

Барто возглавляла Ассоциацию деятелей литературы и искусства для детей, была членом международного Андерсеновского жюри. В составе советских делегаций поэтесса много путешествовала, причём не только по нашей огромной стране, но и за её пределами, а так как стихи Барто были переведены на многие языки мира поэтессу знали дети из разных стран.  Многочисленные встречи с детьми, горячее стремление понять их мысли и чувства вызвали у писательницы особенный интерес к стихам самих детей. Стихи детей, живущих в разных странах, встречи, разговоры с ними для Агнии Барто — своеобразный барометр, по которому она может себе представить «погоду» в стране. И в какой бы стране она не находилась — она собирала стихи детей  и рисунки. Сначала для себя, а потом Барто решила, нашим «советским» детям захочется узнать, о чём пишут их сверстники — «невеликие поэты» в разных концах Земли.

«Невеликие поэты» — так шутливо Агния Львовна называла маленьких авторов. В книге собраны стихи детей, а написаны они поэтессой. В подстрочном переводе Барто старалась уловить чувства детей, понять, что они думают о дружбе, о мире, о людях.

По мнению поэтессы многое роднит «невеликих поэтов», но часто их переживания глубже, богаче, чем ребёнок способен выразить. Как могла Агния Львовна сохраняла смысл каждого стихотворения, старалась найти ту поэтическую форму, которая позволит прояснить, точнее передать сказанное ребёнком.

Стихи в книжке написаны от имени детей разных стран, а рисунки в ней — наших советских ребят. 

Обложка книги «Переводы с детского»

В 1976 году вышел сборник «Переводы с детского» где вышли в свет детские стихотворения многих иностранных поэтов.

Барто была не только знаменитой поэтессой, но и талантливым сценаристом. Именно она стала автором сценариев к фильмам «Подкидыш» 1939 год,

«Слон и верёвочка» (1945),

и «Алеша Птицын вырабатывает характер» 1953 год.,

Агния Барто скончалась 1 апреля 1981 года, причина смерти — проблемы с сердцем. 

Многие поклонники творчества Агнии впоследствии вспоминали её фразу «Почти у каждого человека бывают в жизни минуты, когда он делает больше, чем может» — и отмечали, что для Барто такие минуты растянулись в целые годы.

Работа на радиостанции

Презентация на тему: ” Агния Львовна Барто (1906 – 1981г.г.) Род деятельности: поэтесса; писательница; сценарист. Награды: Сталинская премия второй степени (1950), Ленинская.” — Транскрипт:

3

Агния Львовна Барто ( г.г.)

4

Род деятельности: поэтесса; писательница; сценарист. Награды: Сталинская премия второй степени (1950), Ленинская премия (1972), медаль Льва Толстого «За заслуги в деле создания произведений для детей и юношества».

5

Агния Львовна родилась в феврале 1906 г. в Москве в семье врача – ветеринара, который привил ей любовь к классике. Сочинять стихи Агния начала рано, в гимназии, потом в сельской школе. Мечтала она стать танцовщицей и поступила в хореографическое училище, но сочинять стихи не переставала. Первым и очень строгим ценителем этих стихов был отец. Он требовательно следил за дочерью, учил, как надо «правильно» писать. Когда Агния Барто впервые принесла в издательство свои стихи, ей было всего 19 лет. Это было в 1925 г.

6

Тяжёлой страницей в её биографии была война Ей впервые удалось увидеть фашизм. Германская армия бомбила госпитали, школы, приюты. Агния Львовна много выступала по радио, перед солдатами на фронте. Она была корреспондентом « Комсомольской правды», часто выступала на заводах. Там видела труд рабочих- подростков, который её поразил. Это тяжёлое время нашло отражение в её поэзии. Так появились стихи: « Решил я стать учеником», «Новичок», «Непоседа», «Мой ученик» и др. Но всё-таки её стихи юмористические, весёлые, добрые и созвучные.

7

Каждый ребёнок с детства познакомился с творчеством А.Л. Барто. Это стихи из сборника «Игрушки».

9

Мишка Уронили мишку на пол, Оторвали мишке лапу. Всё равно его не брошу, Потому что он хороший

10

Слон Спать пора. Уснул бычок, Лёг в коробку на бочок. Сонный мишка лёг в кровать, Только слон не хочет спать. Головой кивает слон Он слонихе шлёт поклон.

11

Лошадка Я люблю свою лошадку, Причешу ей шёрстку гладко. Гребешком приглажу хвостик, И верхом поеду в гости.

12

Большинство стихов Агнии Барто написано для детей дошкольников или младших школьников.

13

Широкую известность получили художественные фильмы, поставленные по сценариям Агнии Барто: «Подкидыш» 1939 г., «Слон и верёвочка» 1946 г., «Алёша Птицын вырабатывает характер» 1953 г., «Десять тысяч мальчиков» 1963 г., «Чёрный котёнок» 1965г.

14

Многие стихи А. Барто стали песнями: «Любитель-рыболов» «Песенка про Петю» «Лёшенька, Лёшенька» «Вежливый вальс» «О чём пели птицы» «Болтунья» и др.

15

Определите имена героев. «Ходим парой мы с …» «Мне некогда болтать…» «Синенькая юбочка, ленточка в косе…» «У него один вопрос: – Скоро будет Дед Мороз Выдавать подарки?» «Добрая душа…»

16

Многие строчки из стихотворений А. Барто звучат как пословицы или поговорки. Вспомните, из каких они стихотворений: «А болтать-то мне когда? Мне болтать-то некогда». «Есть такие люди – Им всё подай на блюде!» «Следуя за модой, себя не изуродуй!» «Очень плохо жить на свете, Если видеть всё не так». «Один отряд сажает сад, Другой его ломает».

17

Кому принадлежат эти вещи? Юбочка и ленточка Полпеченья, копейка, пятак Букет и листок со словами «Поздравляю…Желаю…» Номерок и театральный билет Удочка Дневник с двойкой

18

Ответьте на вопросы Как зовут мальчика, героя стихотворения «Буква Р»? Что потеряла девочка в театре (стихотворение «В театре) О чем мечтает Маша в стихотворении «Первоклассница»? Кого было жалко Наташке в стихотворении «Не одна»? Как звали резиновую куклу, которую герои стихотворения мыли бензином? Как звали девочку-ревушку? Он – мальчик лет 8, ему бабушку купила пугач, но не отдала в руки. Герой стихотворения «Мама или Я?» Девочка, которая «тронь ее нечаянно, сразу «Караул!» Как зовут мальчика, который выручил бабушек, стал старшим братом, у него похудела черепаха, он вытряс из Андрюшки хитрости?

Общественная деятельность

Молодая девушка всегда была очень решительной, привыкла достигать своих целей. В Испании во время Гражданской войны в 1937 году, куда ей пришлось поехать на Международный конгресс, Агния увидела своими глазами, что такое фашизм. Ей пришлось выступать в Мадриде, который ежедневно попадал под воздушные обстрелы.

Позднее ей пришлось побывать и в Германии, где в то время фашизм уже завладел сознанием людей. Было ясно, что будет война. Во время военных действий Барто всегда была рядом с мужем. Андрей в то время получил направление на Урал, где у Агнии находились друзья. Туда они и отправились во время эвакуации. В Свердловске поэтессе даже посчастливилось встретиться с Павлом Бажовым. Барто необходимо было общение с детьми, чтобы получать от них вдохновение на создание новых произведений. Тогда Бажов посоветовал ей пойти работать на завод, где в то время трудились все подростки.

В 1942 году Барто успела побыть и военным корреспондентом. Однако успехом это дело не увенчалось, поэтесса продолжила писать свои стихи. В военные годы поэтессе удалось получить государственную премию, однако все средства она отдала на строительство танка.

В Москву удалось вернуться лишь в 1944 году. А перед самым окончанием войны, 4 мая 1945 года, в дом Барто пришла беда. Ее сын, Гарик, катаясь на велосипеде, попал под грузовик. Мальчик ударился головой об асфальт и погиб. Агния Львовна мужественно перенесла эту потерю. Спасением ее вновь стало творчество. В то время она начала создавать сценарии для фильмов, продолжила активную жизнь публичного поэта. По ее инициативе была организована акция поиска родственников, которых потеряли в годы войны. Барто стала ведущей передачи на радио «Найти человека». Она изменила судьбу более тысячи людей, помогла им встретиться. После закрытия программы на свет появилась ее повесть с одноименным названием.

К созданию своих произведений Агния Барто относилась очень серьезно. Много раз переписывала одно и то же произведение, выслушивала критику, переделывала, если считала нужным. Постоянно изучала детей, вникала в их жизнь, общалась с ними.

Что касается дома, то там Агния всегда была самой главной. Однако хозяйством она никогда не занималась. Для этого была Домна Ивановна – гувернантка и няня, ставшая со временем членом семьи. Роскошь поэтесса никогда не любила. Агния не любила конфликты и имела отличное чувство юмора, любила разыгрывать друзей. В то же время была очень стеснительна, несмотря на огромную популярность. Не стало Агнии Львовны Барто 1 апреля 1981 года.

Творческая карьера

Однажды хореографическое училище, в котором занималась Агния Барто, посетил нарком просвещения Анатолий Луначарский. Он пришел на выпускные зачеты воспитанников училища и, помимо прочего, услышал, как юная поэтесса под аккомпанемент музыки Шопена зачитывала весьма внушительное по размерам стихотворение «Похоронный марш» собственного сочинения. Хотя произведение было отнюдь не юмористическим, Луначарский с трудом удержался от смеха и уверенно заявил, что девушка будет писать прекрасные, веселые и радостные стихи.

Агния Барто в балетной труппе

В 1924 году Агния Львовна завершила обучение в хореографическом училище и успешно поступила в балетную труппу. Однако построить успешную карьеру на сцене ей все же не удалось: труппа эмигрировала, а отец Агнии не согласился отпустить ее из Москвы.

Свои первые произведения поэтесса понесла в Госиздат в 1925 году. «Мишка-воришка» и «Китайчонок Ван Ли» понравились издательству, и стихотворения были опубликованы. Далее последовали сборники стихов «Игрушки», «Братишки», «Мальчик наоборот», «Снегирь», «Болтунья» и многие другие.

Агния Барто и ее читатели

Произведения молодой поэтессы достаточно быстро обеспечили ей большую популярность среди советских читателей. Она не была поклонницей небылиц, а создавала юмористические и сатирические образы, высмеивала человеческие недостатки. Ее стихотворения читались не как занудные нотации, а как забавные дразнилки, и благодаря этому они были гораздо ближе детям, чем произведения многих других детских поэтов начала 20-го века.

При этом Агния Львовна всегда оставалась очень скромным и застенчивым человеком. Так, она была без ума от Маяковского, но при первой встрече с ним даже не посмела открыть рта. Впрочем, впоследствии разговор о детской поэзии у Барто и Маяковского все же состоялся, и Агния много почерпнула из него для своего будущего творчества. А когда один из стихов Агнии прослушал Корней Чуковский, она заявила, что его написал пятилетний мальчик. Не менее волнительным для писательницы стал и разговор с Максимом Горьким.

Агния Барто и Владимир Маяковский

Как в молодости, так и в более зрелые годы Агния Львовна отличалась своеобразным лингвистическим перфекционизмом. Однажды она отправилась на книжный конгресс, который проводился в Бразилии. Ей предстояло выступить с докладом, причем переведенным на английский язык. Тем не менее, Барто многократно меняла текст русскоязычной версии своего выступления, чем чуть не свела с ума переводчика.

Агния Барто

В военные годы Агния Барто вместе с семьей была эвакуирована в Свердловск. Она много выступала по радио, печатала военные статьи, очерки и стихотворения в газетах. В 1940-ых годах у нее возник замысел произведения о юных подростках, которые неустанно трудятся на оборонных заводах у многочисленных станков. Чтобы овладеть темой, она даже овладела профессией токаря, и в 1943 году написала долгожданное произведение «Идет ученик».

Творчество

В 1924 году на показательном концерте выпускников хореографического училища присутствовал нарком просвещения Луначарский

Он обратил внимание на исполнение стихов Агнией и через несколько дней пригласил её на приём к себе в наркомат, где посоветовал ей стать поэтессой.. Первые опубликованные стихотворения «Китайчонок Ван Ли» и «Мишка-воришка» ()

Сборники «Стихи детям» (), «За цветами в зимний лес» ().

Первые опубликованные стихотворения «Китайчонок Ван Ли» и «Мишка-воришка» (). Сборники «Стихи детям» (), «За цветами в зимний лес» ().

В 1964—1973 годах вела на радиостанции «Маяк» программу «Найти человека» о поисках семей детей, потерявшихся во время Великой Отечественной войны. Благодаря этой передаче были восстановлены связи между членами почти тысячи советских семей. На основе программы была написана прозаическая книга «Найти человека» (). Позже формат программы был взят за основу программы «Жди меня».

Книга «Записки детского поэта» ().

Автор сценариев кинофильмов «Подкидыш» (совместно с Риной Зелёной, 1939), «Слон и верёвочка» (1945), «Алёша Птицын вырабатывает характер» (1953), «10000 мальчиков» ().

Стиль

«Игрушки». рисунки К. Кузнецова, 1936

Большинство стихов Агнии Барто были написаны для детей-дошкольников или младших школьников. Стихи отличаются простотой чтения и запоминания. Через них автор на равных обращалась к ребёнку простым языком без лирических отступлений и описаний. Все персонажи в стихах называются по именам: «Мы с Тамарой», «Кто не знает Любочку», «Наша Таня громко плачет», «Володин портрет», «Лёшенька, Лёшенька, сделай одолжение».

Агния Барто — Девочка чумазая

— Ах ты, девочка чумазая,
где ты руки так измазала?
Чёрные ладошки;
на локтях — дорожки.

— Я на солнышке
лежала,
руки кверху
держала.
ВОТ ОНИ И ЗАГОРЕЛИ.
— Ах ты, девочка чумазая,
где ты носик так измазала?
Кончик носа чёрный,
будто закопчённый.

— Я на солнышке
лежала,
нос кверху
держала.
ВОТ ОН И ЗАГОРЕЛ.
— Ах ты, девочка чумазая,
ноги в полосы
измазала,
не девочка,
а зебра,
ноги-
как у негра.

— Я на солнышке
лежала,
пятки кверху
держала.
ВОТ ОНИ И ЗАГОРЕЛИ.

— Ой ли, так ли?
Так ли дело было?
Отмоем всё до капли.
Ну-ка, дайте мыло.
МЫ ЕЁ ОТОТРЁМ.

Громко девочка кричала,
как увидела мочалу,
цапалась, как кошка:
— Не трогайте
ладошки!
Они не будут белые:
они же загорелые.
А ЛАДОШКИ-ТО ОТМЫЛИСЬ.

Оттирали губкой нос —
разобиделась до слёз:
— Ой, мой бедный
носик!
Он мыла
не выносит!
Он не будет белый:
он же загорелый.
А НОС ТОЖЕ ОТМЫЛСЯ.

Отмывали полосы —
кричала громким голосом:
— Ой, боюсь щекотки!
Уберите щётки!
Не будут пятки белые,
они же загорелые.
А ПЯТКИ ТОЖЕ ОТМЫЛИСЬ.

— Вот теперь ты белая,
Ничуть не загорелая.
ЭТО БЫЛА ГРЯЗЬ.

Агния Барто в воспоминаниях Лидии Чуковской

9 января 1974 года Лидия Чуковская была исключена из Союза писателей (это решение было отменено в феврале 1989 года), на её публикации в СССР был наложен полный запрет (до 1987 года). Этим событиям посвящена книга Лидии Чуковской «Процесс исключения. Очерк литературных нравов», которая впервые была издана в 1979 году в Париже в издательстве «YMCA-Press». В заседании секретариата Московского отделения Союза писателей РСФСР среди прочих писателей участвовала Агния Барто, которая своим выступлением способствовала исключению дочери Корнея Чуковского из Союза писателей. Она выступила против того, чтобы работы Чуковской печатались в стране в связи с их антисоветским характером: «Чем объяснить, как может человек дойти до такой антисоветчины, до такой злобы? Мне хочется спросить у вас: почему вы такая злая! Откуда в вас столько злости? Я вчера прочитала „Гнев народа“ — впечатление удручающее. Злость, злость, злость».

Ранее, в 1930 году, в «Литературной газете» было напечатано письмо за подписью Агнии Барто против народных сказок и против сказок Корнея Чуковского. В 1944 году К. Чуковский был вызван в Союз писателей, где его его военную сказку назвали «несуразным шарлатанским бредом» и обвинили Корнея Ивановича в том, что тот сознательно опошляет задачи воспитания детей в духе социалистического патриотизма. Когда Корней Иванович вернулся домой после этого вызова, дочь Лидия спросила его: «Кто был ниже всех?» Он ответил: «Барто».

Во время исключения Лидии Чуковской из Союза писателей Агния Барто сказала следующее: «Я думаю, как Шостакович и Чингиз Айтматов, а вы — как Солженицын и Сахаров… Мне тяжело думать, что на светлую память о Корнее Ивановиче, учившем нас доброте, ложится ваша тень».

Лидия Чуковская также вспоминает об этом собрании: «А главное: я никогда больше, до конца дней своих, не увижу в одной комнате такого множества, один к одному подобранных, падших людей. Большинству из них неоткуда было и падать. Но некоторые упали, скатились в эту бюрократическую трясину с высоты таланта. … Ведь и Агния Барто человек несомненно способный — к сожалению, на всё». Речь идёт о судебном процессе Даниэля и Синявского, когда по поручению следственного отдела КГБ Барто накануне суда над писателями дала в качестве специалиста-эксперта отзыв на книги Даниэля, в котором подчёркивала антисоветскую направленность творчества Даниэля.

Биография

Агния Львовна Барто появилась на свет в Москве 17 февраля 1906 года. По некоторым данным, при рождении девочку звали Гетель Лейбовна Волова. Агния родилась в образованной семье еврейского происхождения. Ее отцом стал Лев Николаевич Волов, ветеринарный врач, и Мария Ильинична Волова (в девичестве Блох), которая после рождения дочери занялась домашним хозяйством.

Отец девочки очень любил басни Крылова и с самого детства своей дочери регулярно читал ей их на ночь. Он же учил маленькую дочку читать, по книге Льва Толстого. Отец Агнии очень любил произведения классика русской литературы, потому на первый же День рождения подарил своей дочери книгу под названием «Как живет и работает Лев Николаевич Толстой».

Агния Барто в молодости

Еще в раннем детстве Агния начала писать стихи. Как впоследствии признавалась сама поэтесса, в первых классах гимназии она отдала дань любовной тематике: исписала не один лист наивными стихотворными рассказами о «влюбленных маркизах и пажах». Впрочем, сочинять стишки о томных красавицах и их пылких возлюбленных девочке достаточно быстро надоело, и постепенно подобные стихотворения в ее тетрадях сменились смелыми эпиграммами на подруг и учителей.

Агния Барто в молодости

Как и все дети из интеллигентных семей тех времен, Барто обучалась немецкому и французскому языкам, ходила в престижную гимназию. Кроме того, она поступила в хореографическое училище, намереваясь стать балериной. При этом финансовое положение еврейской семьи, да еще и в условиях Октябрьской революции, оставляло желать лучшего. Поэтому в 15 лет Агния подделала документы, увеличив свой возраст на год, и пошла продавцом в магазин «Одежда» (его сотрудникам выдавали селедочные головы, из которых можно было варить суп).

Достойное

  • неделя
  • месяц
  • год
  • век

Интимное мыло и красные линии России 
(4/1)

М + Ж: пара как инженерная система 
(5/4)

Свобода! Свобода? Свобода… 
(5/3)

Цифровые деньги  
(5/2)

Стоит над Россией Алёша, душ наших вечный комбриг!/Памяти Алексея Мозгового/  
(5/2)

Благотворительность или налоги? 
(5/1)

Новые источники энергии. Часть 1 
(5/1)

Интимное мыло и красные линии России 
(4/1)

Об этике и нравственности 
(3/2)

Объяснятина вместо наделения Мерой, это признак управленческой безграмотности 
(5/6)

Сколько ещё будем праздновать День Победы 
(5/6)

Главный итог уходящего года 
(5/5)

Маски и перчатки убивают 
(5/5)

Почему уголовники так любят маму 
(5/4)

Михалков как индикатор перемен Чумазый о борцах из интеллигенции 
(5/4)

Заметки на полях: Снова о дискурсе 
(5/4)

М + Ж: пара как инженерная система 
(5/4)

Чисто чтобы не забыть, первыми в космос вышли русские 
(5/110)

Центральный банк России работает на её уничтожение 
(5/64)

Ну, за самодержание!… 
(5/64)

7 советов от гениального врача Николая Амосова . 
(5/57)

Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына: отчёт “победителям”? 
(5/52)

Другой взгляд на пенсионный вопрос или какое государство нам нужно 
(5/50)

Самые яркие примеры смекалки у советских солдат 
(5/46)

Смотрите ж: всё стоит она! 
(5/38)

Первые стихи

Впервые стихотворения Агнии Барто получили высокую похвалу от Анатолия Луначарского, который по долгу службы посетил экзамены в хореографическом училище. После того как Агния зачитала свои стихи, он сказал, что у девушки талант и ей нельзя останавливаться на достигнутом. После окончания училища выпускница попала в балетную труппу, которая с удовольствием приняла Агнию в свой коллектив.

В скором времени почти все участники балета покинули родные края, Барто решила остаться в Москве. С этого момента и начинается творческая деятельность поэтессы. Первые стихотворения девушка сама понесла в издательство, и их буквально сразу же напечатали. Это был 1925 год, а первые опубликованные работы – «Китайчонок Ван Ли» и «Мишка-воришка». Творчество Агнии Барто ценилось в советские времена и так же ценится сегодня.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий