Баженов Василий Иванович

Проявление таланта

В 1758 году Василий Баженов в числе 16 лучших студентов по рекомендации Ивана Шувалова был направлен в Санкт-Петербург в недавно созданную Академию художеств. Свой первый экзамен талантливый ученик Василий Баженов сдал блестяще и занял первое место в рейтинге успеваемости. Главный архитектор Российского Адмиралтейства Чевакинский стал личным наставником подающего большие надежды, очень способного и толкового юноши.

Три года спустя Василий Баженов и Антон Лосенко стали первыми студентами Академии художеств, удостоенными стипендии.

Дальнейшее обучение ремеслу происходило в Париже в мастерской Шарля де Вайи. Впоследствии архитектор Баженов стал главным пропагандистом французского неоклассицизма в России и по идеям Де Вайи установил стилистический канон неоклассической Москвы.

Он вернулся в Россию в мае 1765 года с блестящими отзывами относительно его безупречных профессиональных и моральных качеств. Тем не менее новое руководство Академии подвергло его труд строгой экспертизе и потребовало предоставить новый проект дипломной работы. Молодой русский архитектор был замечен Екатериной II и её сыном Павлом. Наследник престола заказал Баженову проект и строительство особняка на Каменном острове, а в 1766 году Григорий Орлов поручил ему возведение Арсенала. На этом деятельность Василия Ивановича в Санкт-Петербурге закончилась. Архитектор Баженов переехал в Москву, где жил и трудился до конца своей жизни.

Детство Тимофея Баженова

Будущий телеведущий родился в Москве 25 января 1976 года в семье журналистов. Его воспитанием занималась мама и бабушка, бывший врач. Отец оставил семью, когда Тима был еще ребенком. Причем случилось это после того, как его мама попала в автокатастрофу, в которой было сильно изуродовано ее лицо: ей оторвало нос. Поэтому этот поступок сын не может простить отцу и по сей день.


Журналист Тимофей Баженов

Как утверждает Тимофей, в школе он учился плохо, чувствовал себя как в тюрьме, и , по его словам, «фашизм его педагогов был сравним только с фашизмом в застенках НКВД».

До третьего класса у него вообще не было друзей из-за того, что учительница назвала его самым маленьким в классе и пообещала подарить соску. Но он любил физический труд, особенно плотницкое дело. В частности, в 9-летнем возрасте он будто бы самостоятельно построил в бане на даче парилку.

Невзирая на якобы плохую успеваемость и страшную жестокость учителей, после школы юноша успешно поступил на факультет журналистики МГУ, правда, на вечернее отделение, который окончил в 1998 году с красным дипломом. Одновременно он учился и на биологическом факультете данного престижного ВУЗа, где отличником учебы не стал.

Биография

Василий Баженов, сын дьячка одной из придворных кремлёвских церквей Ивана Фёдоровича Баженова (1711—после 1773), свой природный талант к искусству обнаружил ещё в детстве, когда срисовывал всякого рода здания в древней столице

Эта страсть к рисованию обратила на Баженова внимание архитектора Д. В. Ухтомского, принявшего его в свою школу. Из школы Ухтомского Баженов — по ходатайству И. И. Шувалова — перешёл в Академию художеств; там его способности к архитектуре раскрылись в такой мере, что преподаватель архитектуры С. И. Чевакинский сделал талантливого молодого человека своим помощником при постройке Никольского морского собора

В сентябре 1760 года Баженов был направлен для развития своего таланта в Париж (став, наряду А. П. Лосенко, первым пенсионером Академии художеств, отправленным за границу).

Поступив в ученики к профессору Шарлю Девайи, Баженов занялся изготовлением моделей архитектурных частей из дерева и пробки и выполнил несколько моделей знаменитых зданий. В Париже он сделал, соблюдая строгую пропорциональность частей, модель Луврской галереи, а в Риме — модель собора Св. Петра, учился гравированию. Вслед за Ж.-Ж. Суффло, К.-Н. Леду и другими мастерами французского классицизма того времени Баженов усвоил «вкус к грандиозным масштабам проектируемых сооружений, чьи композиции, план и декор содержали сложную, часто масонскую символику» и не всегда были осуществимы в реальности.

По возвращении в Россию, живя в Москве, Баженов участвовал в издании труда Витрувия (перевод Ф. В. Каржавина). Баженов был одним из лучших практиков-строителей своего времени, отличаясь как искусством планировки, так и изяществом формы проектируемых зданий (что в полной мере проявил после возвращения на родину). Являлся одним из проводников т. н. французского вкуса (стиля) в русской архитектуре, ярким памятником которого является Пашков дом. Своё мастерство выказал в академической программе на степень профессора комплекса увеселительных сооружений для Екатерины; однако ожидаемой должности Баженов не получил и взял увольнение от академической службы, после чего князь Г. Г. Орлов определил его в своё Артиллерийское ведомство главным архитектором с чином капитана.

В этой должности Баженов предположительно построил в Москве дом Пашкова, а в окрестностях столицы — дворцовый комплекс в Царицыне. В Московском Кремле, вместо стен, служащих оградой святынь и дворцов, Баженов проектировал сплошной ряд зданий, которым была сделана торжественная закладка. «Форум великой империи» на Боровицком холме проектировался как грандиозный общественный центр, к которому должны были сходиться все улицы Москвы. Исторический контекст при этом практически не учитывался: многие допетровские здания Кремля предполагалось снести, заодно закрыв со стороны реки обзор храмов Соборной площади, что неминуемо исказило бы исторический облик твердыни. Кремлёвские стены уже начали было разбирать (снеся часть обращённого к Москве-реке участка стены с шестью башнями), но при рытье котлована у подножия Кремлёвского холма на стенах древних соборов появились трещины, и, по воле императрицы, строительство было отложено, а потом оставлено совсем (в 1775 году); снесённая часть стен Кремля позже была восстановлена М. Ф. Казаковым.

Такая же судьба постигла царицынский ансамбль Баженова, представлявший собой новаторский сплав элементов нарышкинского барокко конца XVII века и западноевропейского готического декора. Впервые Баженов опробовал это сочетание в 1775 году, работая вместе с М. Ф. Казаковым над временными увеселительными павильонами Ходынского поля, где праздновалось заключение Кючук-Кайнарджийского мира с турками. Екатерина летом 1785 года приехала на три дня в первопрестольную, посетила работы по сооружению дворцов в Царицыне (собственного и великокняжеского) и, возмутившись их равными размерами, повелела снести оба; архитектор от осуществления проекта был отстранён.

Литература

  • Василий Иванович Баженов: Письма. Пояснения к проектам. Свидетельства современников. Биографические документы / Сост., вступ. ст. и прим. Ю. Я. Герчука. — М.: Издательский дом «Искусство», 2001. — (Мир художника) — 304 с.
  • Кондаков С. Н. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764-1914. — Спб.: Товарищество Р.Голике и А.Вильборг, 1915. — Т. 2. — С. 289. — 454 с.
  • Михайлов А. И. Баженов / Суперобложка, переплет, форзац, титул и заставки художника . — М.: Гос. изд-во литературы по строительству и архитектуре, 1951. — 372 с. — 6000 экз. (в пер., суперобл.)
  • Неизвестные и предполагаемые постройки В. И. Баженова: Сборник. — М., 1951.
  • Баженов / Вадим Пигалев; Серийная обложка . — М.: Молодая гвардия, 1980. — 224,  с. — (Жизнь замечательных людей. Серия биографий. Выпуск 5 (601)). — 100 000 экз. (в пер.)
  • Пучков В. В. В. И. Баженов и Михайловский замок в Петербурге: Новые материалы // Царицынский научный вестник.
  • Баженов. — М.: Искусство, 1985. — (Жизнь в искусстве).
  • Серков А. И. Русское масонство. 1731—2000 гг. Энциклопедический словарь. Российская политическая энциклопедия, 2001. — 1224 с. — 3 000 экз. — ISBN 5-8243-0240-5.
  • Сироткина И. Е. БАЖЕНОВ Василий Иванович // А. Ю. Андреев, Д. А. Цыганков Императорский Московский университет: 1755—1917 : энциклопедический словарь. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. — С. 42—43. — ISBN 978-5-8243-1429-8.
  • Собко Н. Баженов, Василий Иванович // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.М., 1896—1918.
  • Чернов Е. Г., Шишко А. В. Баженов: 1799—1949 / Е. Г. Чернов, А. В. Шишко. — М.: Изд-во Акад. архитектуры СССР, 1949. — 160 с. — 5000 экз. (в пер., суперобл.)

Детство и юность

Точное место и дата рождения Василия Баженова не известно. Родился он 1 марта 1737 или 1738 года, умер 2 августа 1799 года. Великий русский архитектор был из семьи мелкого церковного чиновника. По одним сведениям он родился в Москве, по другим – в Малоярославце, а в Москву переехал в трёхмесячном возрасте. В 1753 году Василий поступил в ученики к Дмитрию Ухтомскому. У него он получил первые уроки архитектуры и строительства. Полный курс обучения будущий архитектор Баженов не прошёл, так как тяжёлое материальное положение семьи заставило его бросить учёбу и идти работать. В 1755 году он начал учиться в Московском университете. Первый биограф Баженова, киевский митрополит Евгений Болховитинов, писал, что Василий также учился в Славяно-греко-латинской Академии. Последующими исследователями этот факт был опровергнут. Вероятно, таким способом духовное лицо пыталось поднять престиж подведомственных ему учебных заведений.

Основные направления деятельности Баженова В.И. и их результаты

Одним из направлений деятельности  было проектирование зданий, украсивших, прежде всего, столицы России. Им было спроектировано и под его руководством построено множество замечательных строений, один список которых поражает. Наиболее известными являются: дом Пашкова, дворцы и украшение парков Царицына (Хлебный дом, Оперный дом, фигурный мост, арка с гроздью винограда и многие другие), Владимирская церковь в Быково и многие другие.

Результатом данной деятельности стало проектирование и под его руководством строительство многих замечательных строений, которые и до сих пор поражают красотой, необычностью решений, сочетанием различных стилей, индивидуальностью не только россиян, но и всех гостей нашей страны. Его архитектура – новое веяние в строительстве , совершенно иной его этап .

Другим направлением деятельности Баженова была научная, педагогическая  работа. Он создавал основы новой архитектуры, пропагандировал её новые направления: сочетание различных стилей, использование ландшафта при строительстве, соединение классики с пышностью и грациозностью и многие другие. Он стоял во главе группы архитекторов при планировании реконструкции Кремля ( совместно с Казаковым М.Ф., Назаровым Е.С., и др.), правда, работа не была завершена по приказу Екатерины II.

Баженову доверили возглавлять Академию художеств в  Москве, в которой он также ввёл ряд значительных изменений в преподавании, стремясь нацелить преподавателей на формирование и развитие индивидуальности,  неповторимости каждого слушателя.

Свой опыт Баженов пропагандировал далеко за границами России, выступая в престижных академиях мира, в  некоторых из которых был избран почётным членом: профессором Академии  св. Луки в Риме, членом Академии художеств  в Болонье и Флоренции.

Результат данной деятельности. Теоретические основы архитектуры, разработанные Баженовым, стали школой для многих последующих поколений архитекторов и до сих пор являются основой теории в вузах России, а  педагогическая деятельность способствовала воспитанию талантливых последователей , которые продолжили его деятельность, воплотив идеи Баженова в своих творениях .

Дом Пашкова

Василий Баженов – архитектор, создавший один из всемирно известных символов Москвы. Это построенный в 1785-1786 годах Дом Пашкова. Узнаваемое сооружение часто можно встретить на картинах, гравюрах, открытках, почтовых марках, коробках конфет и т.д. После снятия с проекта «Царицыно» Василий Иванович Баженов стал брать частные заказы у богатых москвичей. Так, на Ваганьковском холме он построил роскошный дворец из белого камня для капитан-поручика Семёновского полка и его жены. Фасад строения смотрит в направлении Староваганьковского переулка, а к Кремлю обращена его тыльная сторона. Предполагается, что таким способом архитектор продемонстрировал императрице свою обиду за Царицыно.

После смерти бездетных владельцев Пашков дом унаследовал дальний родственник, который, счастливо женившись на богатой невесте, дочери золотопромышленника, смог содержать строение в порядке. Впоследствии Пашковы продали дом казне.

НАШИ ЛЮДИ

Ясский, Авраам
Архитектура

израильский архитектор

Янушевский, Юлиан
Архитектура

виленский архитектор польского происхождения, представитель историзма

Янсен, Герман
Архитектура

немецкий архитектор, градостроитель, преподаватель университета

Якунин, Николай Иванович
Архитектура

русский архитектор, один из видных мастеров московского модерна, банкир

Якобсен, Арне
Архитектура

датский архитектор и дизайнер, основоположник стиля «датский функционализм»

Юханссон, Арон
Архитектура

шведский архитектор

Юркович, Душан
Архитектура

словацкий архитектор, этнограф и художник

Юргенс, Эммануил Густавович
Архитектура

русский архитектор

Работа в Петербурге

  • В 1791 году Екатерина II приказала начать следствие по делам русских масонов. В связи с этим Баженов, приехал к цесаревичу Павлу и предупредил его о возможной опасности, попросив уничтожить, имеющиеся у него масонские книги.
  • В 1792 году Баженов переехал из Москвы в столицу где, несмотря на опалу, выполнял множество строительных и реставрационных заказов, в том числе и от благодарного Павла. Среди них наиболее заметными являются постройки в Гатчине и Кронштадте. В этом же году Баженов приступил к службе по архитектурной части в Адмиралтействе.
  • С 1793 по 1796 годы зодчий участвовал в проектировании церкви Иоанна Предтечи, мастерских адмиралтейства, манежа расположенного рядом со Смольным, а также в строительстве зданий в Павловске.

Литература

  • Василий Иванович Баженов: Письма. Пояснения к проектам. Свидетельства современников. Биографические документы / Сост., вступ. ст. и прим. Ю. Я. Герчука. — М.: Издательский дом «Искусство», 2001. — (Мир художника) — 304 с.
  • Кондаков С. Н. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764-1914. — Спб.: Товарищество Р.Голике и А.Вильборг, 1915. — Т. 2. — С. 289. — 454 с.
  • Михайлов А. И. Баженов / Суперобложка, переплет, форзац, титул и заставки художника . — М.: Гос. изд-во литературы по строительству и архитектуре, 1951. — 372 с. — 6000 экз. (в пер., суперобл.)
  • Неизвестные и предполагаемые постройки В. И. Баженова: Сборник. — М., 1951.
  • Баженов / Вадим Пигалев; Серийная обложка . — М.: Молодая гвардия, 1980. — 224,  с. — (Жизнь замечательных людей. Серия биографий. Выпуск 5 (601)). — 100 000 экз. (в пер.)
  • Пучков В. В. В. И. Баженов и Михайловский замок в Петербурге: Новые материалы // Царицынский научный вестник.
  • Баженов. — М.: Искусство, 1985. — (Жизнь в искусстве).
  • Серков А. И. Русское масонство. 1731—2000 гг. Энциклопедический словарь. Российская политическая энциклопедия, 2001. — 1224 с. — 3 000 экз. — ISBN 5-8243-0240-5.
  • Сироткина И. Е. БАЖЕНОВ Василий Иванович // А. Ю. Андреев, Д. А. Цыганков Императорский Московский университет: 1755—1917 : энциклопедический словарь. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. — С. 42—43. — ISBN 978-5-8243-1429-8.
  • Собко Н. Баженов, Василий Иванович // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.М., 1896—1918.
  • Чернов Е. Г., Шишко А. В. Баженов: 1799—1949 / Е. Г. Чернов, А. В. Шишко. — М.: Изд-во Акад. архитектуры СССР, 1949. — 160 с. — 5000 экз. (в пер., суперобл.)

Примечания[ | ]

  1. 12 ТИМОФЕЙ БАЖЕНОВ: «Я НЕ КУПИЛ ГОЛОВУ ВОЖДЯ ЗА 20 ДОЛЛАРОВ!»(неопр.) . Труд (12 июля 2007).
  2. 12 Телеведущий Тимофей Баженов: «Я перепробовал сотни смертей…»(неопр.) . Собеседник (25 марта 2014).
  3. Экстремальные приключения журналиста НТВ в Азербайджане (неопр.) . Sputnik (5 января 2018).
  4. ТИМОФЕЙ БАЖЕНОВ: «МЕНЯ МНОГИЕ КУСАЛИ» (неопр.) . Моя семья (2 июля 2012).
  5. БАЖЕНОВ Тимофей Тимофеевич (неопр.) . Энциклопедия кандидатов (2016).
  6. Одичавший холостяк. Тимофей Баженов: “Люблю рыться по помойкам” (неопр.) . Московский комсомолец (17 сентября 2006).
  7. Тимофей Баженов про сказки, рейтинг и «Дикий мир» (неопр.) (недоступная ссылка). Земной шар. Дата обращения 9 ноября 2020. Архивировано 4 марта 2020 года.
  8. 12 Десять лет спустя — Известия(неопр.) (6 октября 2003). Дата обращения 26 февраля 2013. Архивировано 14 марта 2013 года.
  9. Десятилетие захвата НТВ. Что стало с уникальным журналистским коллективом. Что делала команда старого НТВ в нулевые — и что с ней происходит сейчас (неопр.) (недоступная ссылка). Афиша (14 апреля 2011). Архивировано 26 августа 2014 года.
  10. Тимофей Баженов о добре и зле, самоцензуре, религии и секретах шоу «Как устроен мир» на РЕН ТВ (неопр.) .Триколор ТВ Magazine (4 июня 2019).
  11. Тимофей Баженов: «У меня особый дар» (неопр.) . Национальная служба новостей (4 сентября 2016).
  12. АПЛ «Курск». Каждый раз — до дна (неопр.) . НТВ (30 сентября 2001). Архивировано 30 августа 2004 года.
  13. Влияет ли любовь к экстриму на личную жизнь? (неопр.) . KM.ru (31 октября 2006).
  14. Тимофей Баженов (неопр.) .НТВ (7 июля 2007).
  15. ТИМОФЕЙ БАЖЕНОВ (неопр.) . Россия-1.
  16. Родная газета — Телевидение — Тимофей Баженов: Я похож на сыча (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 26 февраля 2013. Архивировано 6 декабря 2007 года.
  17. По прозвищу зверь (неопр.) . МК-Бульвар (19 сентября 2005).
  18. Тимофей Баженов, Ведущий: фото, биография, фильмография, новости — Вокруг ТВ (неопр.) . Дата обращения 26 февраля 2013. Архивировано 14 марта 2013 года.
  19. Труд: ТИМОФЕЙ БАЖЕНОВ: «ЕСЛИ ЗООЛОГА ВСЕ ВРЕМЯ КУСАЮТ, ОН ПЛОХОЙ ЗООЛОГ» (неопр.) . Дата обращения 26 февраля 2013.
  20. Дикий мир — Телепередачи — Афиша (неопр.) . Дата обращения 26 февраля 2013. Архивировано 14 марта 2013 года.
  21. Рейтинг благоговения перед жизнью — — Журнал «Однако» номер #17 (81) (неопр.) . Дата обращения 26 февраля 2013. Архивировано 14 марта 2013 года.
  22. Тимофей Баженов: лысая обезьяна — Издания МК
  23. Емеля дурным голосом пел «Семь-сорок» // KP.RU (неопр.) . Дата обращения 26 февраля 2013. Архивировано 14 марта 2013 года.
  24. Тимофей Баженов составит рейтинг // KP.RU (неопр.) . Дата обращения 26 февраля 2013. Архивировано 14 марта 2013 года.
  25. Папа — в космосе. Что не пропустить на неделе с 4 по 10 апреля (неопр.) . Российская газета (4 апреля 2011).
  26. Известный телеведущий оказался похороненным в гробу с насекомыми (неопр.) . Вести.ру (19 февраля 2013).
  27. Зоолог: Пиявки в водопроводе — это хорошо! (неопр.) . НСН (25 ноября 2015).
  28. Авторские новости от Тимофея Баженова (неопр.) . НСН (2 октября 2017).
  29. Тимофей Баженов: «Непатриотично возить из Италии колбасу» (неопр.) .Собеседник (17 декабря 2016).
  30. Путь Баженова: Напролом (неопр.) . Че.
  31. Баженов напишет «энциклопедию домашнего хозяйства» (неопр.) . Национальная служба новостей (23 мая 2018).
  32. Соль, вулканы и вода: на РЕН ТВ расскажут, «как устроен мир» (неопр.) . Известия (2 декабря 2018).
  33. Интересы мэра столицы Ингушетии перед людьми будет представлять экстрим-ведущий
  34. Из джунглей в Думу. Журналист Баженов баллотируется от Челябинской области. Списки кандидатов в депутаты Госдумы РФ, которые будут баллотироваться от Челябинской области, пополнились известной многим россиянам фамилией (неопр.) . U74 (13 июля 2016).
  35. Владимир Кара-Мурза-ст.: «Церковный ТАСС». Сами погрязли во грехе (неопр.) . Собеседник (23 июля 2016).
  36. Журналист ВГТРК Тимофей Баженов отказался от участия в выборах в Госдуму (неопр.) . Лениздат (3 августа 2016).
  37. Тимофей Баженов: «Чтобы выжить, надо молиться». Самый храбрый телеведущий раскрывает рецепт спасения в экстремальных условиях (неопр.) . Благовест (9 декабря 2015).

Работы Баженова

Осуществлённые проекты

  • Михайловский замок (1792) (проект был переработан Винченцо Бренна)
  • Оформление Ходынского поля () (в связи с празднествами в честь окончания Русско-турецкой войны)
  • Ансамбль Царицыно (—) (большая часть построек снесена или перестроена почти сразу по велению Екатерины II, осталось несколько построек)
  • Дом Пашкова (—)(спорное авторство, приписывается Леграну)
  • Дом Юшкова (1780-е) (возможно)
  • Проект Каменноостровского дворца цесаревича Павла Петровича (только предположение; строительные работы велись Фельтеном и Кваренги)
  • Здание Арсенала в Санкт-Петербурге (приписывается, маловероятно; не сохранилось)
  • Дом Л. И. Долгова
  • Усадьба Ермолова в селе Красное (1780-е) (возможно)
  • Работы в Гатчинском и Павловском дворцах (—) (не подтверждено)
  • Усадьба Тутолмина-Ярошенко (1788—1901) (совместно с Казаковым)
  • Усадьба Румянцева на Маросейке () (совместно с Казаковым)
  • Скорбященская церковь на Большой Ордынке (—) (достроена Бове)
  • Усадьба И. С. Гендрикова (Спасские казармы) () (совместно с Леграном)
  • Церковь Владимирской иконы Божьей Матери (Рождества Христова) ()

Неосуществлённые проекты

  • Здание Смольного института благородных девиц (проект получил хвалебные отзывы, но здание возвели по проекту Джакомо Кваренги)
  • Большой Кремлёвский дворец () (строительство начато, но остановлено в в связи с угрозой для древних памятников Кремля)
  • Проект восстановления Галерной гавани на Васильевском острове (отклонён по причине дороговизны)
  • Проект Инвалидного дома
  • Проект мастерских для Главного адмиралтейства
  • Проект манежа и Аракчеевских казарм близ Смольного
  • Участвовал в проектировании Казанского собора ()

Работа с животными

В 2000-х годах Баженов решил подробно рассказывать о том, что знает лучше всего. Это животные. В 2003 году Тимофей стал делать передачу, в которой каждый зритель мог погрузиться в атмосферу настоящей дикой природы, наблюдать за дикими животными. При этом весь видеоматериал он снимал так, что зритель чувствовал, как будто находится буквально в нескольких метрах от происходящих событий. Например, прячется за деревом, откуда его не видно диким животным.

Этот проект назывался «Дикий мир». На российском телевидении программы выходила на протяжении семи лет. Пожалуй, за это время не осталось интересных мест в России, которые бы не изведал Баженов.

Биография 2

Никто точно не знает, когда (в 1737 или 1738 году) и где (Москва или Калужская область) родился архитектор. Он происходил из семьи бедного священнослужителя – младшего дьяка одной из многочисленных кремлевских церквей. В детстве он служил в Страстном монастыре в Москве и, согласно традиции, суждено было следовать по пути своего отца. Но он любил рисовать лучше. «Я мысленно положил святых на стены и сделал их частью моего сочинения, и меня часто избивали за это», – писал он позже в своей автобиографии. Помимо рисования, он также любил моделировать различные кремлевские здания из деревянных осколков.

В 15 лет ему удалось найти учителя рисования, художник-сверстник, который взял мальчика «ради Бога» (т. Е. Бесплатно) и научил его некоторым элементарным приемам. Вскоре они оба оказались участниками огромного и срочного проекта строительства. Деревянный императорский дворец в пригороде Лефортово внезапно сгорел, и императрица Елизавета приказала немедленно перестроить. Он был установлен как в сказке – всего за один месяц. Вероятно, в это время молодой Василий, чья работа заключалась в том, чтобы рисовать печи в подражание мрамору, начал думать о том, чтобы стать архитектором.

Его способности были замечены на строительной площадке, и главный московский архитектор князь Дмитрий Ухтомский начал задавать ему некоторые творческие задачи. В 1755 году Василий был принят в недавно созданный Московский университет. В следующем году он был переведен в гимназию Академии художеств в Санкт-Петербурге, а в 1758-1606 годах – в архитектурные классы Академии художеств.

Он познакомился с императрицей Елизаветой и прошел обучение в мастерской архитектора Саввы Чевакинского. Здесь Баженов изучал французский язык и математику и усердно копировал рисунки антикварных колонн и напольных покрытий (в то время Азбука архитектурного образования). Летом он работал на строительных объектах в Санкт-Петербурге, которые контролировались его энергичным и трудолюбивым наставником, в том числе Свято-Николаевским морским собором

В 1760 – 1764 годах Василий Баженов продолжил учебу во Франции и Италии. Он стал одним из первых двух получателей стипендии на поездки из Академии художеств (другой был награжден Иваном Старовым, который также позже превратился в видного архитектора).

Баженов вернулся в Санкт-Петербург именно для большого празднования в честь нового устава Академии художеств. Но Академия оскорбила Баженова. Умная униформа была приспособлена для него в 1765 году – одного из академиков, но ему не давали давно обещанного профессора. Кроме того, Баженов должен был пройти тест, чтобы подтвердить свое академическое звание – создать небольшой архитектурный дизайн. Он исполнил его красиво, намного превысив скромные требования к испытаниям, но тем не менее должен был искать работу самостоятельно.

Баженов работал на графа Григория Орлова, миньона Екатерины II и командующего артиллерией и укреплениями, а также на Павла Петровича, преемника юного престола (будущего императора Павла I), поддержку которого он пользовался до конца своей жизни. Наконец Орлов представил Баженова на суд императрицы, необычный для архитектора с званием артиллерийского капитана.

В 1792 году Баженов переехал в Санкт-Петербург, чтобы заполнить относительно скромную должность главного архитектора в Адмиралтействе. В 1796 году Екатерина II умерла, и Павел, старый покровитель Баженова, стал императором. Вступив на трон, Павел I поручил Баженову спроектировать Михайловский дворец с его золотым запахом и отдельными павильонами.

Накануне 19-го века Баженов был полон великих планов, но, как оказалось, у него не было времени их реализовать. Архитектору суждено было умереть в возрасте 62 лет. Летом 1799 года он был поражен параличом и умер 2 августа.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Споры об атрибуции

Пашков дом

«От Баженова практически ничего не осталось, стоит один Пашков дом против Кремля, и от того остались одни фасады, внутри все разрушено, да ещё неизвестно, точно ли Баженов его построил», — констатирует Григорий Ревзин. Тем не менее романтический образ Баженова как непризнанного гения, грандиозные замыслы которого не были оценены авторитарными властями, получил большое распространение в российском массовом сознании, особенно в советское время, когда для спасения тех или иных заброшенных зданий их приходилось связывать с именем Баженова. Как результат, Баженову и Казакову в то или иное время приписывались (или продолжают приписываться) почти все псевдоготические постройки конца XVIII века в московском регионе, относительно авторства которых не сохранилось документации.

Достоверно известно лишь о двух проектах Баженова — кремлёвском и царицынском. Почти все историки архитектуры упоминают его имя в связи с домом Пашкова, который перекликается по своему решению с неосуществлённым проектом кремлёвского форума. Атрибуция Баженову всех прочих зданий, особенно в глубинке (где Баженов по документам никогда не работал), сугубо гадательна, а в некоторых случаях и произвольна.

Царицыно

Летом 1775 года Баженов разработал первый проект Царицыно, который к настоящему времени не сохранился. Постройки Баженова представляли собой согласованный комплекс отдельно стоящих зданий в русском неоклассическом стиле. После доработки и согласования с императрицей этот план был одобрен. Доминирующим объектом должен был стать дворец, состоящий из двух зданий, соединяющихся оранжереей. Одно крыло предназначалось для Екатерины, а второе – для её сына и наследника Павла. В качестве оформления планировались традиционные русские цветные изразцы с орнаментами. Екатерина возражала и настаивала на более простом варианте – стены из красного кирпича с белыми украшениями и жёлтая глазурованная черепица на крыше.

Баженов начал строительство комплекса с переднего ряда небольших зданий, ворот и мостов, украшенных мелкой изящной отделкой, которая впоследствии была утрачена. В 1776 году был окончательно завершён декоративный Фигурный мост через овраг. Работы шли тяжело из-за нехватки высококвалифицированных мастеров и перебоев с финансированием.

В 1777 году Баженов снёс старый деревянный дом бывших владельцев усадьбы и начал строительство главного дворца. Он был возведен в течение восьми лет. К двум основным корпусам был добавлен ещё один – центральный, для детей Павла. Губернатор Иаков Брюс, который осмотрел Царицыно в 1784 году, был озадачен отсутствием главного, официального здания. Но он тем не менее отправил Екатерине восторженный отчёт.

Споры об атрибуции

Пашков дом

«От Баженова практически ничего не осталось, стоит один Пашков дом против Кремля, и от того остались одни фасады, внутри все разрушено, да ещё неизвестно, точно ли Баженов его построил», — констатирует Григорий Ревзин. Тем не менее романтический образ Баженова как непризнанного гения, грандиозные замыслы которого не были оценены авторитарными властями, получил большое распространение в российском массовом сознании, особенно в советское время, когда для спасения тех или иных заброшенных зданий их приходилось связывать с именем Баженова. Как результат, Баженову и Казакову в то или иное время приписывались (или продолжают приписываться) почти все псевдоготические постройки конца XVIII века в московском регионе, относительно авторства которых не сохранилось документации.

Достоверно известно лишь о двух проектах Баженова — кремлёвском и царицынском. Почти все историки архитектуры упоминают его имя в связи с домом Пашкова, который перекликается по своему решению с неосуществлённым проектом кремлёвского форума. Атрибуция Баженову всех прочих зданий, особенно в глубинке (где Баженов по документам никогда не работал), сугубо гадательна, а в некоторых случаях и произвольна.

Споры об атрибуции

Пашков дом

«От Баженова практически ничего не осталось, стоит один Пашков дом против Кремля, и от того остались одни фасады, внутри все разрушено, да ещё неизвестно, точно ли Баженов его построил», — констатирует Григорий Ревзин. Тем не менее романтический образ Баженова как непризнанного гения, грандиозные замыслы которого не были оценены авторитарными властями, получил большое распространение в российском массовом сознании, особенно в советское время, когда для спасения тех или иных заброшенных зданий их приходилось связывать с именем Баженова. Как результат, Баженову и Казакову в то или иное время приписывались (или продолжают приписываться) почти все псевдоготические постройки конца XVIII века в московском регионе, относительно авторства которых не сохранилось документации.

Достоверно известно лишь о двух проектах Баженова — кремлёвском и царицынском. Почти все историки архитектуры упоминают его имя в связи с домом Пашкова, который перекликается по своему решению с неосуществлённым проектом кремлёвского форума. Атрибуция Баженову всех прочих зданий, особенно в глубинке (где Баженов по документам никогда не работал), сугубо гадательна, а в некоторых случаях и произвольна.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий