Последние годы жизни
Как провёл свои последние дни Бажов? Биография рассказывает, что в 1949 году писатель отпраздновал своё семидесятилетие. В этот торжественный день собралось огромное количество народу. Там были не только близкие друзья и родственники писателя, но и совсем незнакомые люди, которые высоко ценили литературное творчество Павла Петровича Бажова. Юбилей писателя проходил в Свердловской государственной филармонии. Бажов был крайне удивлён и растроган таким почтением людей к его деятельности. Он искренне радовался, принимал поздравления и подарки всех, кто пришёл поздравить его в этот торжественный день. Но к сожалению, в следующем году писателя не стало. Бажов умер 3 декабря 1950 года в Москве. Похоронен в Свердловске. Его могила находится на вершине горы, с которой открывается прекрасный вид на уральскую природу: леса, реки, горы – на всё то, что писатель любил и ценил при жизни.
«Уральские были»
В Усть-Каменогорске он был на хорошем счету, но Бажовы мечтали вернуться в родные края. Помогло несчастье: Павел Петрович перенес малярию, и врачи настойчиво посоветовали сменить алтайский климат.
Однако возвращение на Урал оказалось настоящим испытанием: по дороге ослабленный малярией Бажов перенес тиф, тифоид и паратиф. Домой он приехал в таком состоянии, что врачи не сомневались в прогнозах: не жилец.
Павла Петровича исцелила родная природа: каждый день тяжело больной Бажов просил, чтобы его выносили в лес. Он впитывал красоту любимых мест, дышал сосновым воздухом и выздоровел, к огромной радости домашних.
Еще до революции Павел Петрович взял заем и построил для семьи добротный дом в Екатеринбурге. Пока Бажовы отсутствовали, новая власть заселила их собственность другими жильцами, однако Бажов после долгих мытарств отсудил жилье обратно. Сам он умел жить очень скромно, но позволить своим близким существовать в нечеловеческих условиях в одной комнате (именно такие условия в бывшем собственном доме предоставила Бажовым советская власть) Павел Петрович не мог.
В 1920-х Павел Петрович Бажов — неутомимый труженик, постоянно работавший в екатеринбургских газетах: секретарь редакции, редактор, журналист, критик, разбирающий и рецензирующий рукописи начинающих авторов. Кроме этого была постоянная дополнительная нагрузка: он помогал краеведческому музею, консультировал молодых учителей, читал лекции детям. Стараясь быть в гуще событий, работал в отделе писем, который буквально «затопило» посланиями крестьян. Сельским жителям порой не на что было рассчитывать, кроме помощи прессы, неравнодушных журналистов, готовых рассказать об их бедах и нуждах, и задачей Бажова было сделать так, чтобы никто из обратившихся в газету не остался без внимания и помощи. Он ездит на места и привозит из творческих командировок не только злободневные материалы о проблемах деревень и заводов, но и красивые лирические очерки в литературные журналы.
Первую свою книгу, «Уральские были», Бажов издал в 1924 году. Это был отнюдь не сказочный сборник очерков, написанный по заказу: стране нужны были материалы об уральской жизни. Бажов откликнулся на эту необходимость с удовольствием (хотя писать ему приходилось поздно вечером, после основной работы): он очень любил родные края, рад был поделиться тем многим, что повидал. Сборник имел успех. Никакого фурора, правда, не произвел, но был интересен читателям и вызвал одобрение критики, и дело тут не только в политической грамотности автора. «Уральские были» увлекательны, написаны прекрасным языком и читаются с интересом.
Павел Петрович был кормильцем большой семьи: жена, три дочери, сын, мама Валентины Александровны. Однако у него никогда не было барственной позы «я зарабатываю, остальное на вас» или «есть мужская работа, а есть женская». Он всегда помогал жене и в доме, и особенно на огороде и приучил (во многом своим примером) к этому детей. «Никто не знал пощады. Ни уроки, ни собрания, ни чертежи не служили оправданием. «Ничего, сделаешь позже, — говорил отец. — Маме все должны помогать». И сам, как только приходил с работы, отправлялся в огород с лопатой или мотыгой в руках».
А поздними вечерами Павел Петрович записывал в личную картотеку интересные мысли, услышанные народные изречения, образчики фольклора, оставляя «узелки на память».
Совместный отдых, поездки в леса, долгие семейные разговоры по вечерам, музицирование, обсуждение книг насыщали душевную жизнь Бажовых.
Экранизации
- Каменный цветок. Художественный фильм. Режиссёр А. Л. Птушко. Мосфильм, 1946.
- Тайна зелёного бора. Художественный фильм по мотивам повести «Зелёная кобылка». Режиссёр О. П. Николаевский. Свердловская киностудия, 1959.
- Сказы Уральских гор. Научно-популярный фильм с игровыми элементами. Режиссёр О. Р. Воронцов. Свердловская киностудия, 1968.
- Синюшкин колодец. Кукольный мультипликационный фильм. Художник и режиссёр В. И. Фомин. Свердловская киностудия, 1973.
- Медной горы Хозяйка. Кукольный мультипликационный фильм. Режиссёр О. П. Николаевский. 1975.
- Малахитовая шкатулка. Кукольный мультипликационный фильм. Режиссёр О. П. Николаевский. 1976.
- Каменный цветок. Кукольный мультипликационный фильм. Режиссёр О. П. Николаевский. 1977.
- Подарёнка. Кукольный мультипликационный фильм по сказу «Серебряное копытце». Режиссёр И. Н. Резников. 1977.
- Серебряное копытце. Мультипликационный фильм. Режиссёр Г. Сокольский. Союзмультфильм, 1977.
- Золотой волос. Кукольный мультипликационный фильм. Режиссёр И. Н. Резников. 1979.
- Огневушка-поскакушка. Мультипликационный фильм. Режиссёр Н. Голованова. Союзмультфильм, 1979.
- Травяная западёнка. Мультипликационный фильм. Режиссёр В. Фомин. Свердловская киностудия, 1982.
По аллеям парка
Посещая Златоуст, стоит заглянуть в парк Бажова, где начинается настоящая сказка. Зорко стережет вход Змей-Горыныч, огнедышащие головы которого уральские мастера выковали из железа, а туловищем же послужила столитровая деревянная бочка. Чуть поодаль из-за каменного валуна выплывет статная красавица – Хозяйка Медной горы.
Рядом с ней – Огневушка-поскакушка, маленькая, с ладошку, озорная девочка в голубом сарафанчике, держит в руках платочек. Заметят люди озорницу, махающую платочком, значит, в этом месте залежи золота. А вот и Серебряное копытце, из-под ног которого разлетаются самоцветы, а рядом – восхищенная Даша и кошка Мурена.
Настоящим шедевром выглядит каменный цветок, тот самый, над которым страдал молодой уральский мастер.
Развесила метровые крылья громадная орлица. Держится он своими мощными когтями за острый край гранитной скалы, сжимая в когтях рыбину, которую она принесла своему птенцу. Интересно, что из всех достопримечательностей парка молодожены облюбовали именно эту. В птичье гнездо они бросают монеты на счастье и исполнение желаний.
Изюминкой парка считается фонтан, представляющий собой громадную каменную раскрытую книгу. Пройдя через страницы книги, туристы попадают в Царство Чтения. Вот девочка с мальчиком присели на скамейку и держат раскрытую книгу. Еще один читатель улегся посреди лужайки и, увлекшись чтением, не замечает ничего вокруг. У каменных скульптур много посетителей. Есть и такие, которые пришли сюда не просто так, а посидеть в читальном зале под открытым небом, ведь сказы Бажова интересно читать в окружении природы.
В музее под открытым небом нет привычных служителей. Любую фигурку можно потрогать, погладить, ведь камень – вечен.
Постановки
- Кинофильмы
- Каменный цветок (1946)
- Тайна зелёного бора (1960)
- Степанова памятка (1976)
- Синюшкин колодец, короткометражный (1978)
- Золотой полоз (2007), режиссёр Владимир Макеранец
- Мотивы сказов «Медной горы Хозяйка» и «Малахитовая шкатулка» лежат в основе сюжета фильма-сказки Вадима Соколовского «Книга мастеров».
- Мультфильмы
- Синюшкин колодец, перекладки (1973)
- Медной горы хозяйка, кукольный (1975)
- Малахитовая шкатулка, кукольный (1976)
- Каменный цветок, кукольный (1977)
- «Серебряное копытце», рисованный (1977)
- «Подарёнка», кукольный (1978)
- «Горный мастер», рисованный (1978)
- «Огневушка-поскакушка», рисованный (1979)
- «Золотой волос», кукольный (1979)
- «Травяная западёнка», рисованный (1982)
- Диафильмы
- «Голубая змейка» — 1951, худож. Афонина Т.
- «Серебряное копытце» — 1969, худож. Столяров Р.
- «Малахитовая шкатулка» — 1972, худож. Маркин В.
- «Золотой волос» — 1973, худож. Бордзиловский Витольд
- «Огневушка-поскакушка» — 1981, худож. Маркин В.
- «Хозяйка Медной горы» — 1987, Украина, худож. Семыкина Л. Н.
- «Малахитовая шкатулка» — 1987, худож. Кульков В.
Спектакли
- балет С. С. Прокофьева «Сказ о каменном цветке» (постановка 1954)
- балет «Каменный цветок» А. Г. Фридлендера (поставлен 1944)
- спектакль «Сказы» / Каменный цветок (Государственный академический Малый театр Союза ССР. 1987)
- опера К. В. Молчанова «Каменный цветок» (постановка 1950)
- симфоническая поэма А. Муравлёва «Азов-гора»
- оркестровая сюита Г. Фрида
- опера-сказ «Малахитовая шкатулка» Д. А. Батина (постановка 2012. Пермский академический театр оперы и балета им. П. И. Чайковского)
На смотровой площадке
Златоуст славится обработкой камня, поэтому в парке Бажова множество каменных скульптур. Рассмотрев изваяния из камня, гости открывают массивную дубовую дверь, на которой греются бронзовые ящерицы, и проходят на смотровую площадку. Изваяния, находящиеся на ней, неповторимы:
- Бросается в глаза девятиметровый водопад. Камень для него был взят из карьеров края. Всего ушло 500 тонн каменных глыб.
- В центре площадки – дуб, шедевр пермских кузнецов. Мастера вложили в него свои души и широкий смысл, заключающийся в следующем. В природе все гармонично, человек – ее частица. Места под солнцем хватит всем, поэтому на земле должен царить мир. Подтверждением этих слов служат скульптуры лисы и зайца, которые мирно расположились под дубом, и лесной кабан с интересом взирает вверх, не пытаясь подрывать корни могучего дерева. Посетители задерживаются возле чудо-дерева подолгу: им надо найти 20 персонажей, спрятавшихся в железных листьях. Увидишь всех – жизнь станет счастливой.
Биография Павла Бажова самое главное
Павел Петрович Бажов был рожден в 1879 году недалеко от города Екатеринбурга. Отец Павла был рабочим. Павел в детстве часто переезжал семьей с места на место из-за командировок его отца. Их семья была во многих городах, в их число входили Сысерть и Полевской.
Мальчик поступил в школу в возрасте семи лет, он был лучшим учеником в своем классе, после школы он пошел в училище, а потом в семинарию. Павел поступил на должность учителя русского языка в 1899 году. Летом он путешествовал по Уральским горам. Женой писателя стала его ученица, они познакомились, когда она училась в старших классах. У них было четыре ребенка.
Павел Петрович участвовал в российской общественной жизни. Он был в составе подполья. Павел работал над планом сопротивления при падении советской власти. Он также был участником Октябрьской революции. Павел Петрович отстаивал идею равенства между людьми. Во время Гражданской войны Павел работал журналистом и увлекался историей Урала. Павел Петрович даже попал в плен и заболел там. Несколько книг Бажова было посвящено революции и войне.
Первая книга была напечатана Бажовым в 1924 году. Главным произведением автора принято считать «Малахитовую шкатулку», которая вышла в 1939 году. Эта книга – сборник сказок для детей об уральской жизни. Она стала известна по всему миру. Павел Петрович получил премию и был награжден орденом. Произведения Бажова легли в основу мультфильмов, опер, спектаклей.
Кроме как писать книги, Бажов любил фотографировать. Особенно ему нравилось делать фотографии жителей Урала в национальных костюмах.
Свое семидесятилетие Бажов праздновал в филармонии в Екатеринбурге. Поздравить его пришло много родных и незнакомых людей. Павел Петрович был растроган и счастлив.
Писатель скончался в 1950 году. Исходя из биографии Бажова, мы можем сказать, что писатель был настойчивым, целеустремленным и трудолюбивым человеком.
Список известных произведений
Написаны книги языком, который понимают все от мала до велика. Над иллюстрациями трудились и продолжают трудиться лучшие художники.
Внимание уделяется уральским мотивам. В произведениях подкупает описание быта простого населения Урала
Героями являются обычные рабочие.
Вот список самых известных произведений Бажова:
- «Горный мастер»;
- «Две ящерки»;
- «Змеиный след»;
- «Про великого полоза»;
- «Медной горы хозяйка»;
- «Каменный цветок»;
- «У старого рудника»;
- «Кошачьи уши»;
- «Синюшкин колодец»;
- «Серебряное копытце»;
- «Огневушка поскакушка».
Изданные книги по сей день привлекают все слои общества. Они переведены на большое количество языков мира.
Образование
После выпуска из земской школы Павел Бажов изъявил желание продолжить учиться, но из-за невозможности поступления в гимназию будущему писателю пришлось поступить в духовное училище. Сначала Павел Бажов учился в Екатеринбургском духовном училище, но позже решил продолжить обучение в Пермской духовной семинарии. В 1899 году П. П. Бажов окончил духовную семинарию, и ему предложили продолжить обучаться для того, чтобы поучить церковный сан. Но мечтой Бажова была отнюдь не работа священником, он хотел поступить в университет. Из-за недостатка денег Бажов решил подрабатывать школьным учителем русского языка. Мало кто умеет так страстно идти к своей мечте, как Бажов. Биография этого писателя доказывает, что он был сильной и целеустремлённой личностью. Позже Бажова пригласили работать Екатеринбургское духовное училище. Мечта писателя поступить в Томский государственный университет так и не была осуществлена из-за низкого социального статуса.
Павел Бажов / Книги в Национальной электронной детской библиотеке
- Бажов, П. П. Живинка в деле : уральские сказы / П. Бажов ; художник В. Роскин Текст : Электронный ресурс. — (Москва) : Издательство ВЦСПС «Профиздат», 1948 (Москва : РГДБ, 2012). — 203 с. : цв. ил. Режим доступа: В здании РГДБ
- Бажов, П. П. Зеленая кобылка : рисунки В. Баюскина / П. Бажов Текст : Электронный ресурс. — Москва ; Ленинград : ДЕТГИЗ, 1945 (Москва : РГДБ, 2012). — 64 с. : ил. Режим доступа: В здании РГДБ
- Бажов, П. П. Огневушка поскакушка : уральские сказки / П. Бажов ; рис. Л. Мильчина Текст : Электронный ресурс. — Mосква : Детгиз ; Ленинград, 1947 (Москва : РГДБ, 2013). — 64 с. : ил. Режим доступа: В здании РГДБ
- Бажов, П. П. Русские мастера / П. Бажов ; рис. Д. Минькова Текст : Электронный ресурс. — Mосква ; Ленинград : Детгиз ; 1946 (Москва : РГДБ, 2013). — 94 с. : ил. ; 21 см. Режим доступа: В здании РГДБ
- Бажов, П. П. Серебряное копытце / П. Бажов ; художник М. Радин Текст : Электронный ресурс. — Свердловск : Свердловское отделение художественного фонда СССР, 1948 (Москва : РГДБ, 2015). Оригинал хранится в РГДБ. — Режим доступа: В здании РГДБ
Личная жизнь
Что известно о личной жизни Павла Бажова, биографию которого мы описываем? Долгое время он даже не пытался ухаживать за женщинами, хотя часто им нравился. Писатель вел размеренную жизнь холостяка до тридцати лет. Он не только был увлечен литературой, но ждал, когда же в его жизни появится настоящая и искренняя любовь. Поэтому-то в 32 года он и сделал предложение Валентине Иваницкой. Та сразу же согласилась. Валентине Александровне на тот момент было всего лишь девятнадцать лет, и она была его бывшей ученицей.
Этот брак продлился всю жизнь. В семье родилось семеро детей, но трое от болезней умерли еще в младенческом возрасте. А четверых детей они воспитали. Современники вспоминали, что в их доме всегда было уютно и спокойно, и даже быт не омрачал их отношений. Свою жену Павел Петрович всегда называл только ласковыми именами.
Но даже подрастающие дети Бажова, к которым он всегда относился серьезно, как ко взрослым людям, рано пошли работать. Сын Алексей работал на заводе и вскоре из-за несчастного случая погиб. Это стало страшной трагедией для семьи.
Электронные ресурсы
- Павел Петрович Бажов: биография, уральские сказы и сказки. — Текст : электронный // Наш Урал : сайт. (дата обращения: 28.06.2019).
- Павел Петрович Бажов : электронный путеводитель Центральной детской библиотеки г. Каменска-Уральского. — Текст : электронный. (дата обращения: 28.06.2019).
- Всероссийская литературная премия имени П. П. Бажова : сайт. (дата обращения: 26.06.2019). — Текст : электронный.
- Иогансон, Н. Хозяин Медной горы : (материал, посвященный 75-летию выхода в свет первого издания книги Павла Петровича Бажова «Малахитовая шкатулка») / Нильс Иогансон. — Текст : электронный // Культура. — 2014. — 20-26 июня (№ 20-21). — С. 13. (дата обращения: 26.06.2019). — Режим доступа: ресурс доступен в залах РГДБ.
Духовная «полоса»
Действительно, почти не исследованной остается «духовная полоса» жизни знаменитого сказителя. Объяснение можно найти простое: в зрелые годы его пугала семинария…
Уже в юности наш бурсак тянулся к литературному труду. Чем он занимался в те годы? Как он сам позже вспоминал, – «мелким репортажем в пермских газетах, корректурой». Жилось семинаристу непросто, он вынужден был прирабатывать.
– Я начинала исследовать работу юного Бажова в пермских газетах, – сказала мне Нина Викторовна. – У него было несколько псевдонимов, всего мне известно около двадцати. «Ритор», например, – это прозвище его. Позднее появится «Чипонев», что означало: «читатель поневоле», так он подписывался чаще всего под библиографическими заметками…
Н. В. Кузнецова справедливо ожидала от пермских краеведов продолжения исследования. Мне также было известно несколько бажовских псевдонимов: П. Деревенский, П.Осинцев (по девичьей фамилии своей матери), Днев, Огнев. Иногда он подписывался инициалами: П.Б. Егор Колдунков – с таким псевдонимом-синонимом вышла его ранняя повесть «Зеленая кобылка». Конечно, это еще не все, изучение газетных публикаций Бажова нужно продолжить.
Что касается неиспользованности темы религии, то в этом моя собеседница и права, и нет. Мало кто знает, что Бажовым был, например, записана полубыль-полулегенда про «водолазов». Очень страшная «сказочка»… (Прочитать ее можно на сайте «Ураловед»).
Водолазами называли священников, которых взбунтовавшиеся уральские крестьяне (например, в ходе «картофельных бунтов») протаскивали за волосы подо льдом замерзшей реки, или окунали в колодец, добиваясь от них правды. А правда нужна была такая: где та царская бумага с «золотыми строчками», по которой мужикам послабление будет (причем есть разные варианты требований крестьян)…
Примечание. Картофельные бунты начались в 1841 году в ряде волостей Осинского уезда. Крестьяне отказывались проводить общественные посадки картофеля, видя в них форму барщины на помещика, которому их, якобы, продали. Губернатор И. И. Огарев выезжал с воинской командой на место беспорядков, как пишет историк В. В. Мухин, губернатору удалось путем личного убеждения прекратить волнения, однако 20 наиболее упорных крестьян были подвергнуты «полицейскому исправлению, то есть, порке. Порядок был восстановлен, беспорядки прекратились, чтобы… через год повториться вновь в других уездах, Камышловском, Ирбитском и Шадринском.
И ведь дело-то происходило не в годы гражданской войны, когда священство избивали, уничтожали, топили в Каме десятками, – а в середине «спокойного» XIX века. Первый раз история о «водолазах» была опубликована В. Бирюковым (со ссылкой на Бажова) в сборнике дореволюционного фольклора Урала в 1936 г. От составителя есть там любопытное примечание про то, что тов. Бажову во фронтовой обстановке 1918 г. удалось услышать историю обоснования такого «необычного употребления слова» (!)
Но проверить, было ли это «творимой легендой», личным художественным вымыслом рассказчика, красного партизана, или имело широкое распространение на деле, – краеведу не удалось… Страшная история была переработана Бажовым в сказ «Про водолазов»; опубликована в журнале «Огонек» в 1951 году, в 16-м номере, вошла она и в собрание сочинений П.П. Бажова.
Примечание. Еще одно размышление Бажова на ту же тему народной религиозности: «Был у меня один знакомый – бывший комиссар финансов… в районном масштабе. Казалось бы, интеллигентный человек. Так он в 1918-м приехал в свое село, пошел в церковь, надел на себя ризу и сплясал в алтаре. Вот ведь какая психология. И люди-то ведь были неплохие…»
Шесть лет, проведенные Павлом Бажовым в Пермской семинарии (1893-1899), плюс восемнадцать лет учительства в духовных учебных заведениях епархии дали ему очень многое. Такая школа не могла пройти бесследно. И в советские годы духовный опыт нередко «пробивался» в его произведениях, подспудно определял поведенческую модель, сам образ жизни. При том, что ему, как журналисту партийной печати – в 1920-е годы он работал в «Уральской областной крестьянской газете» – приходилось писать и публиковать атеистические заметки.
История успеха, Биография Павла Бажова
Счастливая судьба Павла Бажова сложилась из сочетания удачи (вспоминается необходимый горным старателям «фарт», без которого малахитовую жилу не отыщешь) и удивительных особенностей его по-настоящему гармоничной личности.
Редко о каком человеке все знавшие его люди — дальние и близкие — вспоминают с такой полнотой любви и уважения, как о Павле Петровиче Бажове: казалось, он делал лучше все, к чему прикасался. И читаешь о нем будто о добром сказочном герое, которому присущи творческий талант, удивительное трудолюбие, бережная забота, способность любить, мужество, порядочность, скромность и желание служить людям.
Обучение в семинарии
Обзаведясь протекцией Николая Семёновича Смородинцева, в десятилетнем возрасте Павел легко поступил в семинарию, которая находилась в Екатеринбурге. В этом учебном заведении были самые низкие расценки за учёбу, поэтому выбор на нём и остановили. Съём жилья семьёй был невозможен из-за плачевного финансового положения, поэтому ветеринар предложил мальчику своё гостеприимство.
Большой город поразил мальчишку, особенно запомнились многоэтажные дома, построенные из камня. Также поражён молодой человек был железной дорогой, в народе называемая чугункой. Культурная жизнь этого города манила новоявленного студента своими красками.
Проучившись некоторое время, молодому человеку было предоставлено училищем другое жильё. Учебное заведение под эти нужды снимало несколько комнат в частном доме для иногородних студентов. К группе молодых людей был приставлен специальный человек (инспектор). Он следил за порядком в общежитии.
Сначала ребята невзлюбили этого мужчину, но впоследствии писатель с теплотой о нем отзывался. Инспектор был человеком образованным, хотя и строгим служащим. Он прививал ребятам любовь к литературе, часто читая им рассказы Куприна, Толстова и Гоголя.
Учёба Павлу давалась хорошо, он имел лучшие оценки. Летние каникулы студент проводил дома у родителей. Вечерами с остальными мальчишками убегал на склады для хранения дров. Там работал сторожем Василий Алексеевич Хмелин. Среди ребят его называли дедушка Солнышко.
Он привлекал молодёжь своими необычными, в жанре фольклорно-фантастических, историями. Рассказывать этот человек умел очень хорошо, его повествования легко и надолго запоминались. Именно эти уральские сказы окрасили в неповторимый свет последующие произведения писателя. Впоследствии именно это обстоятельство возбудило интерес к собирательству местного фольклора, оборотов речи, сказок и легенд этих мест.
По окончании учёбы молодому человеку предложили поступить в духовную семинарию, но он отказался. Его пугало то, что придётся уехать в Пермь, оторвавшись на большее расстояние от родных. Склонности к духовной деятельности он также не чувствовал.
Павел больше разделял революционные взгляды, поэтому решил на этом остановить своё образование. В пору своего студенчества он читал запрещённую революционную литературу, интересовался философией и трудами Дарвина. Это определило его дальнейшую судьбу.
Краткая библиография
Сочинения Павла Бажова (1976)
- Сочинения в 3-х томах. — М.: Гослитиздат, 1952.
- Сочинения в 3-х томах. — М.: Правда, 1976.
- Сочинения в 3-х томах. — М.: Правда, 1986.
- Избранные произведения в 2-х томах. — М.: Художественная литература, 1964.
- «Уральские были». — Свердловск, 1924 — книга очерков
- «К расчету». — Свердловск, 1926
- «Пять ступеней коллективизации». — Свердловск, 1930
- «Бойцы первого призыва». — Свердловск, 1934
- «Формирование на ходу». — Свердловск, 1936 — книга, за которую Бажов был исключён из членов ВКП(б)
- «Зелёная кобылка». — Свердловск,1940 — автобиографическая повесть
- «Малахитовая шкатулка». — Свердловск, 1939 — сборник сказов
- «Ключ-камень». — Свердловск, 1943 — сборник сказов
- «Сказы о немцах». — Свердловск, 1943 — сборник
- «Ермаковы лебеди». — Молотов, 1944
- «Живинка в деле». — Молотов, 1944
- «Голубая змейка». — Свердловск, 1945
- «Богатырева рукавица». — М.: Правда, 1946
- «Богатырева рукавица». — Свердловск, 1946
- «Орлиное перо». — Свердловск, 1946
- «Русские мастера». — М.-Л.: Детгиз, 1946
- «Каменный цветок». — Челябинск, 1948
- «Дальнее — близкое». — Свердловск, 1949
- «Дальнее — близкое». — М.: Правда, 1949 — мемуары
- «За советскую правду». — Свердловск, 1926
- «Через межу»
- «Отслоения дней» — дневниковые записи, письма
Писательский путь Бажова
Сравнительно поздно начался писательский путь этого автора. Первая его книга “Уральские были” появилась в 1924 году. Наиболее значительные рассказы Павла Бажова вышли в свет лишь в 1939. Это вышеупомянутый сборник сказов, а также “Зеленая кобылка” – автобиографическая повесть о детских годах.
В “Малахитовую шкатулку” позднее были включены новые произведения: “Сказы о немцах” (год написания – 1943), “Ключ-камень”, созданный в 1942 году, “Сказы об оружейниках”, а также другие творения Бажова. Поздние произведения автора термином “сказы” можно назвать не только из-за формальных признаков жанра (наличие в повествовании вымышленного рассказчика, обладающего индивидуальной характеристикой речи), но и потому, что восходят они к тайным сказам Урала – устным преданиям старателей и горнорабочих, которые отличаются сочетанием сказочных и реально-бытовых элементов.