Беляев Александр Романович

Личная жизнь

С первой женой Анной Ивановной Станкевич писатель познакомился еще во времена учебы в лицее. Правда, этот союз был недолгосрочным. Через пару месяцев после свадьбы не нагулявшаяся особа изменила мужу с его другом. Стоит отметить, что, несмотря на предательство, после развода бывшие влюбленные поддерживали связь.

Светлана Беляева, дочь Александра Беляева

Именно Анна познакомила фантаста с его второй супругой, слушательницей Московских высших женских курсов Верой Васильевной Прытковой. Долгое время молодые люди общались по переписке, а после личной встречи, пойдя на поводу у бушующих внутри эмоций, узаконили свои отношения. Известно, что любовного запала новой избраннице автора романа «Продавец воздуха» хватило ненадолго. После того как Вера узнала о болезни благоверного, в их амурной истории была поставлена точка.

В 1915 году судьба нанесла Беляеву жестокий удар, навсегда нарушивший привычный ход жизни и переломивший ее на две части. Писатель заболел костным туберкулезом позвонков, осложнившимся параличом ног. Поиски квалифицированного медицинского персонала привели мать литератора, Надежду Васильевну, в Ялту, куда она и перевезла сына. Врачи, облачившие тело 31-летнего фантаста в гипсовый корсет, не давали никаких гарантий, заявляя, что Александр может на всю жизнь остаться калекой.

Александр Беляев и его жена Маргарита

Сильная воля не дала Беляеву пасть духом. Несмотря на испытываемые мучения и неясные перспективы, он не опускал рук, продолжая сочинять стихи, которые часто публиковались в местной газете. Также творец занимался самообразованием (изучал иностранные языки, медицину, биологию, историю) и много читал (предпочтение отдавал творчеству Жюля Верна, Герберта Уэллса и Константина Циолковского).

В итоге мастер пера победил недуг, и болезнь на некоторое время отступила. За те шесть лет, что фантаст был прикован к постели, страна изменилась до неузнаваемости. После того как Александр Романович крепко встал на ноги, литератор со свойственной ему природной энергетикой включился в созидательный процесс. В течение пары месяцев он успел поработать и воспитателем в детском доме, и библиотекарем, и даже инспектором уголовного розыска.

Семья Александра Беляева

В Ялте творец познакомился с третьей женой – Маргаритой Константиновной Магнушевской, ставшей ему верной спутницей жизни и незаменимой помощницей. Вместе с ней Беляев в 1923 году перебрался в Москву. Там он устроился на работу в Народный комиссариат почт и телеграфов, а в свободное время занимался писательской
деятельностью.

15 марта 1925 года супруга родила ему дочь Людмилу, которая умерла в возрасте 6 лет от менингита. Вторая наследница Светлана появилась на свет в 1929-ом и, несмотря на унаследованную от главы семейства болезнь, сумела реализовать себя в жизни.

Послесловие

Александр Беляев переносит нас в будущее. Спустя годы оно делается явью на наших глазах. Но значит ли это, что его книги устарели, что их не интересно читать сейчас?

Безусловно нет. Это богатый пласт, который, прежде всего, оказывает воздействие на формирование мировоззрения молодых людей. Возможно, опираясь на книги таких писателей-фантастов, которые старались предсказать будущее, появятся новые фантасты, которые помогут людям пойти дальше по пути построения социально справедливого общества и бескризисного развития.

Александра Беляева называли отечественным Жюлем Верном, но, несмотря на это, он был и остаётся писателем самобытным, оригинальным, по большому счёту, ни на кого непохожим, за что на протяжении десятилетий по-прежнему любим многими поколениями читателей.

Элеонора Валериановна Беляева

Элеонора Валериановна Беляева (урожденная Матвеева). Родилась 1 декабря 1935 года в селе Рамонь Берёзовского района (ныне Рамонский район) Воронежской области – умерла 20 апреля 2015 года в Москве. Советский и российский музыкальный редактор, телеведущая, ведущая программы «Музыкальный киоск». Заслуженная артистка РСФСР (1982).

Элеонора Матвеева, ставшая широко известной под фамилией Беляева, родилась 1 декабря 1935 года в селе Рамонь Берёзовского района (ныне Рамонский район) Воронежской области.

Отец – Валериан Матвеев, военный.

С детства Беляева мечтала стать певицей. С 8-ми лет училась в воронежской Центральной музыкальной школе по классу фортепиано, которую в 1952 году окончила с отличием.

Талантливую девушку в 1951 году без экзаменов зачислили в Воронежское музыкальное училище, которое она окончила в 1956 году и также с красным дипломом.

В 1961 году поступила на вокальное отделение Московского государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных (ныне Российская академия музыки имени Гнесиных), которую окончила с красным дипломом. Получила специальность концертно-камерная и оперная певица.

Однако почти сразу после сдачи экзамена в институте она потеряла голос. По одной из версий – из-за того, что её неправильно учили: голос Элеоноры в институте определили как колоратурное сопрано, а оно было лирическое. Из-за этого Беляева порвала связки. Однако по другой версии потеря голоса имела психологические причины, связанные с проблемами в личной жизни – от нее тогда ушел первый муж.

Из-за потери голоса ей пришлось отказаться от певческой карьеры. Чтобы прокормить себя и маленькую дочь, она занималась переписыванием нот и давала уроки игры на фортепиано.

Волей случая она попала на телевидение. В первое время работала редактором, а с 1960 года стала ведущей новой программы, которая задумывалась как элемент «Голубого огонька». До 1994 года работала на Центральном телевидении.

В 1968 году получила премию «Золотое перо России».

С декабря 1961 года по декабрь 1993 года – ведущая популярной программы «Музыкальный киоск».

Была регулярной участницей различных музыкальных фестивалей, ведущей концертов из цикла «Новые звёзды России» и абонементов «Звёзды классического балета».

В 1978 году сыграла небольшую роль в фильме «Женщина, которая поёт» с Аллой Пугачевой в главной роли.

Элеонора Беляева в фильме “Женщина, которая поёт”

В 1982 году ей было присвоено почетное звание Заслуженная артистка РСФСР.

В 1984 году в паре с писателем Юрием Филиновым вела передачу «Песня года».

После закрытия «Музыкального киоска» и ухода с телевидения в 1993 году заболела раком. Её спас продюсер Валерий Сергеев, договорившийся о срочной операции с нейрохирургом Александром Коноваловым. После выздоровления работала ведущей концертов и фестивалей.

Была неоднократной гостьей популярных программ на центральном российском ТВ.

В 2014 году была ведущей концерта лауреата международных конкурсов, пианиста и композитора Александра Бисерова.

В последние годы Беляева редко появлялась на публике.

Скончалась 20 апреля 2015 года в Москве из-за оторвавшегося тромба в возрасте 79 лет. Похоронена в Москве на Котляковском кладбище рядом с родителями.

«Она была удивительно красивой, общительной. Все свои знания и свой музыкальный вкус она перенесла на “Музыкальный киоск”. Она рассказывала о музыке, о классике, о камерной музыке, о песне. Это была любимая передача, все ждали с нетерпением встречи с Элеонорой Беляевой», – говорил о ней певец, народный артист СССР Иосиф Кобзон.

Элеонора Беляева – Музыкальный киоск

Личная жизнь Элеоноры Беляевой:

Трижды была замужем. Всех ее мужей звали Анатолиями. Есть также версия, что она была замужем один раз, а двух других мужей придумала.

Первый муж – баянист Анатолий Беляев (род. 1931), народный артист России, в 1970-е годы вел на Центральном телевидении передачу «Играй, мой баян».

У пары родилась дочь Мария Анатольевна Беляева, художник. Она подарила телеведущей внучку Анастасию, она стилист.

В браке с первым мужем они прожили недолго. Вскоре после рождения дочери супруг ушел к другой. Именно тогда Элеонора Беляева из-за переживаний потеряла голос. Позже смогла восстановить с первым мужем нормальные отношения.

Элеонора Беляева и муж Анатолий Беляев

Последние годы жила в маленькой 2-комнатной квартирке вместе со своей дочкой и внучкой.

Фильмография Элеоноры Беляевой:

1978 – Женщина, которая поёт – член жюри конкурса (нет в титрах)
1982 – Путешествие будет приятным – телеведущая

Литература о жизни и творчестве А.Р. Беляева

  • Балабуха А., Бритиков А. Три жизни Александра Беляева: Критико-биогр. очерк // Беляев А. Собр. соч.: В 5 т. — Л.: Дет. лит., 1983-1985. — Т. 1. — С. 7-30.
  • Беляева С. Воспоминания об отце // Беляев А. Последний человек из Атлантиды. — Л.: Лениздат, 1986. — С. 513-525.
  • Бестужев-Лада И. Слово об Александре Беляеве // Беляев А. Избранное. — М.: Рус. яз., 1992. — С. 3-8.
  • Борисов В. БЕЛЯЕВ Александр Романович (1884-1942) // Энциклопедия фантастики. — Минск: ИКО «Галаксиас», 1995. — С. 63-66.
  • Гаков Вл. Подвиг // Беляев А. Человек-амфибия; Голова профессора Доуэля; Остров Погибших Кораблей; Ариэль. — М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003. — С. 5-10.
  • Ляпунов Б. Александр Беляев: Критико-биогр. очерк. — М.: Сов. писатель, 1967. — 159 с.
  • Ляпунов Б., Нудельман Р. Предисловие // Беляев А. Остров Погибших Кораблей; Голова профессора Доуэля. — Кызыл: Тувин. кн. изд-во, 1981. — С. 3-22.
  • Парнов Е. Послесловие // Беляев А. Человек-амфибия. — М.: Дет. лит., 1977. — С. 193-205.
  • Ревич В. Легенда о Беляеве // Ревич В. Перекрёсток утопий. — М.: ИВ РАН, 1998. — С. 117-140.
  • Соколова М. Он обгонял время и звал вперёд // Беляев А. Избр. соч.: В 2 т. — М.: Вече: Литература, 2001. — Т. 1. — С. 5-12.
  • Соколова М. «Создадим советскую научную фантастику!» // Беляев А. Избранные произведения. — М.: Правда, 1989. — С. 5-20.
  • Соколова М. «Я поставил целью показать многообразие вкусов человека будущего…» // Беляев А. Голова профессора Доуэля. — М.: Правда, 1987. — С. 453-462.

Пластические операции

Иллюстрация О.Коровина к роману «Человек, потерявший лицо»

Предвидел Беляев и возможность менять свою внешность (роман «Человек, потерявший лицо», 1929 год), при этом, в отличие от предвидения современных пластических операций, фантаст идёт куда глубже и дальше, скорее, затрагивая генную инженерию, чем изменение внешности под воздействием скальпеля.

Но прозорливость данного произведения даже не в этом, а в тех проблемах, с которыми непременно столкнётся человек, попытавшийся искусственно, а не духовно, изменить то, что дано ему Богом.

Роман посвящён успехам наук, которые во времена Беляева ещё толком не оформились, — генетики и эндокринологии. Согласно сюжету, губернатор штата превращается в чернокожего и в результате испытывает на себе все особенности расовой дискриминации. Чем-то напоминает судьбу короля поп музыки Майкла Джексона, который сменил цвет кожи, спасаясь от предубеждений к чернокожим людям.

Главному герою романа, уродливому комику Тони Престо, благодаря некой загадочной терапии удаётся вернуть себе тот облик, который был бы у него, не страдай он от наследственной болезни. Даже сейчас подобные чудеса с геномом человека можно проделывать лишь на теоретическом уровне, но в недалёком будущем внесение «правок» в ДНК человека может стать такой же рядовой процедурой, как сейчас — пересадка почки или даже удаление аппендикса. Лечение, которое описывает Беляев, больше всего похоже на заместительную гормональную терапию, начавшую бурно развиваться лишь во второй половине ХХ века. Первые гормональные препараты появились в арсенале врачей в 1950-е годы. Ну а коллизия романа (там человека, изменившего внешность, никто не узнаёт, и он вынужден начать новую жизнь, которая его совсем не радует) заставляет вспомнить достижения пластической хирургии и сотни сюжетов о перемене облика — вспомним хотя бы фильм «Без лица».

Фильм «Без лица», 1977 год

В 1940 году роман был радикально переработан и выпущен под названием «Человек, нашедший своё лицо». В этой версии значительно усилена социальная проблематика в ущерб авантюрной линии: Престо, потерявший свою внешность, становится не обозлённым мстителем, а жертвой капиталистического произвола с его несправедливыми судами и прочими жестокими реалиями.

Свет былого

Специалисты по компьютерным технологиям уже предсказывают в будущем «информационный коллапс»: данных много, а пропускная способность оптоволоконных кабелей ограничена. Возможность регулировать скорость прохождения информации может спасти положение.

В малоизвестном рассказе Александра Беляева «Светопреставление» (1929) описывается необъяснимая ситуация: скорость света внезапно замедлилась до такой степени, что человек мог видеть самого себя в кресле, из которого недавно встал. Писателя главным образом занимал вопрос:каким образом люди будут адаптироваться к этой ситуации? А учёных — сама идея: каким образом можно «заморозить свет»? В 1999 году это удалось сделать группе физиков из Гарвардского университета. Газ из атомов натрия сначала сильно охладили, а потом облучили лазером, в результате чего скорость света замедлилась до… 17 метров в секунду! Результаты экспериментов, всё ещё продолжающихся, будут иметь огромное значение для развития оптоволоконной связи. В частности, они решат проблему информационной перегрузки кабелей, позволяя «регулировать движение» световых сигналов внутри них — почти как это делают с дорожным движением регулировщики.

Покорение космоса

Покорению космоса был посвящён и более ранний роман Александра Романовича — «Прыжок в ничто» (1933). Фантазии на тему межпланетного полёта соседствуют здесь с сатирой на капиталистические реалии. Двадцать «избранных» капиталистов вместе со своими слугами, «низшим классом», спасаясь от мировой революции, улетают в космос далеко за пределы Солнечной системы. Все планы по покорению дальних планет ломает авария в оранжерее, где выращивали еду. Приходится возвращаться к Солнцу — но не на Землю, где успела победить мировая революция (прошло уже немало земных лет), а на Венеру. И тут происходит неожиданный сюжетный поворот: экипаж корабля оказывается законспирированными коммунистами. Забрав с собой пролетариев и «перевоспитавшихся» капиталистов, корабль радостно возвращается на родную планету, оставив самых упёртых империалистов на Венере, мало приспособленной для жизни.

Предисловие Константина Циолковского ко второму изданию «Прыжка в ничто»

Роман, как это часто бывает с книгами Беляева, интересен не столько сюжетом, сколько описаниями космического быта и подготовки к полёту. Как и космонавты будущих лет, герои «Прыжка в ничто» проходят тренировки в специальной лаборатории, где их испытывают перегрузками и невесомостью. Космические приключения в творчестве Беляева — закономерное продолжение одного из его любимых мысленных экспериментов с невесомостью.

В рассказе 1927 года «Над бездной» он описывает открытие профессора Вагнера: тот научился контролировать силу тяжести и едва не погубил планету, «отключив» гравитацию.

Произведения А.Р. Беляева

  • СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ: В 5 т. / Сост., подгот. Текста С.Беляевой и А.Бритикова; Критико-биогр. очерк, коммент. А.Балабухи и А.Бритикова; Рис. А.Громова, К.Ли. — Л.: Дет. лит., 1983-1985.
  • ИЗБРАННЫЕ СОЧИНЕНИЯ: В 2 т. / Вступ. ст. М.Соколовой; Коммент. Б.Акимова. — М.: Вече: Литература, 2001.
  • ИЗБРАННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ / Сост., вступ. ст. и примеч. М.Соколовой; Ил. С.Ермолова. — М.: Правда, 1989. — 560 с.: ил. — (Б-ка фантастики: В 24 т.: Т. 4).
  • ГОЛОВА ПРОФЕССОРА ДОУЭЛЯ: Повести и романы. — М.: Правда, 1987. — 462 с.: ил.«Голова профессора Доуэля»Если погибнет тело — беда небольшая. Чики — голову с уцелевшими мозгами долой, брики — берём другое тело, чики-брики — сшиваем. Вот и новый человечек (прекрасная дама).«Подводные земледельцы»…Под седой равниной моря кучка энтузиастов строит подводный совхоз по выращиванию морской капусты. На пути первопроплавцев попадается империалистическая акула — коварный японец Ямада.«Хойти-Тойти», «Над бездной»Две грани таланта профессора Вагнера раскрываются в этих повестях. Для начала он аккуратно укладывает в слоновий череп мозг
  • ЗВЕЗДА КЭЦ: Роман, повесть и рассказ / Худож. Е.Сапожникова. — М.: Центрполиграф, 2000. — 542 с.: ил. — (Повелители приключений).
  • ЛАБОРАТОРИЯ ДУБЛЬВЭ: Повести, роман, рассказы / Худож. Е.Сапожникова. — М.: Центрполиграф, 2001. — 474 с.: ил. — (Повелители приключений).
  • НЕБЕСНЫЙ ГОСТЬ: Повести, роман, рассказы / Худож. Е.Сапожникова. — М.: Центрполиграф, 2001. — 471 с.: ил. — (Повелители приключений).
  • ОСТРОВ ПОГИБШИХ КОРАБЛЕЙ; АРИЭЛЬ; ПОСЛЕДНИЙ ЧЕЛОВЕК ИЗ АТЛАНТИДЫ / Ил. Л.Фалина. — М.: ДИАМАНТ, 1994. — 512 с.: ил. — (Б-ка приключений продолжается…).
  • ПОСЛЕДНИЙ ЧЕЛОВЕК ИЗ АТЛАНТИДЫ: Романы. — М.: Правда, 1988. — 462 с.: ил. — (МП: Мир Приключений).Из содерж.: Вечный хлеб; Последний человек из Атлантиды.«Вечный хлеб»Неким Бройером придумана биохимическая субстанция, способная раз и навсегда решить проблемы голода. Сначала ему противились и землевладельцы, и мясные короли. Потом что-то не заладилось в лаборатории этого алхимика, и на «весь крещёный мир» покатились потоки, лавы его «чудесного изобретения». «Последний человек из Атлантиды»…Чуден был сад с золотою листвой на земле Атлантиды.Боги обрушили гнев свой на сильных красивых атлантов… ЧЕЛОВЕК-АМФИБИЯ; ГОЛОВА ПРОФЕССОРА ДОУЭЛЯ: Науч.-фантаст. романы / Худож. М.Ф.Петров. — М.: Дет. лит., 2001. — 348 с.: ил. — (Б-ка приключений и фантастики). «Человек-амфибия»Люди, хоть чем-то отличные от других, как правило, обречены на одиночество. Таким был и Ихтиандр — юноша с жабрами молодой акулы.
  • ЧЕЛОВЕК-АМФИБИЯ; ГОЛОВА ПРОФЕССОРА ДОУЭЛЯ: Науч.-фантаст. романы / Худож. А.Ликучев. — М.: ОНИКС 21 век, 2001. — 351 с.: ил. — (Золотая б-ка).
  • ЧЕЛОВЕК-АМФИБИЯ; ГОЛОВА ПРОФЕССОРА ДОУЭЛЯ; ОСТРОВ ПОГИБШИХ КОРАБЛЕЙ; ПОСЛЕДНИЙ ЧЕЛОВЕК ИЗ АТЛАНТИДЫ: Романы / Вступ. ст. Вл.Гакова; Худож. Л.Козлов. — М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003. — 509 с.: ил. — (Моё первое собрание сочинений).«Остров погибших кораблей»Посреди Атлантического океана есть удивительное море — Саргассово. Со своими островами — шхунами, пароходами. варяжскими ладьями. Со своими страстями, вечными, как мир, — борьбой за власть, за женщину…
  • ЧЕЛОВЕК-АМФИБИЯ; ПРОДАВЕЦ ВОЗДУХА; СВЕТОПРЕСТАВЛЕНИЕ: Романы и повесть / Худож. М.Петров. — М.: ТЕРРА: Литература, 1999. — 383 с.: ил. — (Золотая б-ка приключений).

Экранизации произведений А.Р. Беляева

  • Ариэль. Сцен. Е.Котова, Э.Уразбаева. Реж. Е.Котов. Комп. Ш.Каллош. Россия-Украина, 1992. В ролях: А.Сухов, А.Филозов, А.Лицитис, У.Вейспал, О.Кабо и др..
  • Завещание профессора Доуэля. По мотивам романа «Голова профессора Доуэля». Сцен. И.Виноградского, Л.Менакера. Реж. Л.Менакер. Комп. С.Баневич. СССР, 1984. В ролях: О.Кродерс, И.Васильев, В.Титова, Н.Сайко, А.Пороховщиков, Э.Романов и др..
  • Продавец воздуха. Телефильм. В 2-х сер. Сцен. А.Петровского. Реж. В.Рябцев. Комп. В.Власов. СССР, 1967. В ролях: А.Карапетян, Г.Стриженов, В.Титова, П.Кадочников, Е.Жариков и др..
  • Спутник планеты Уран. По мотивам романа «Ариэль». Сцен. Х.Ахмара. Реж Х.Ахмар. Муз. оформл. Е.Черницкой. СССР, 1990. В ролях: Х.Ахмар, Ю.Волков, П.Махотин, А.Алексеев, В.Дутов и др.
  • Человек-амфибия. Сцен. А.Гольбурта, А.Ксенофонтова, А.Каплера. Реж. Г.Казанский, В.Чеботарёв. Комп. А.Петров. СССР, 1961. В ролях: В.Коренев, Н.Симонов, А.Вертинская, М.Козаков, В.Давыдов, Ю.Медведев, Г.Тусузов и др.

Предвидения писателя-фантаста

В 1934 году в Москве состоялась историческая встреча Александра Беляева и Герберта Уэллса — двух фантастов, чьи произведения чаще прочих служат иллюстрацией тезиса «фантастика предсказывает будущее». Разница между ними в том, что Уэллс полагал, будто пишет о социальных проблемах, а фантастика — только для антуража. А Беляев, добавляя в свои книги злободневные вопросы советской современности (в первую очередь — классовой борьбы, мировой революции и грядущей победы коммунизма), похоже, делал это лишь затем, чтобы ему не мешали писать фантастику. Создавать невероятные миры и увлекательные истории силой воображения — вот что он любил больше всего на свете. И иногда воображение действительно помогало ему прогнозировать будущее.

Достойное

  • неделя
  • месяц
  • год
  • век

Интимное мыло и красные линии России 
(4/1)

М + Ж: пара как инженерная система 
(5/4)

Свобода! Свобода? Свобода… 
(5/3)

Цифровые деньги  
(5/2)

Стоит над Россией Алёша, душ наших вечный комбриг!/Памяти Алексея Мозгового/  
(5/2)

Благотворительность или налоги? 
(5/1)

Новые источники энергии. Часть 1 
(5/1)

Интимное мыло и красные линии России 
(4/1)

Слово мафия в Задании №3 ЕГЭ по русскому языку 
(3/2)

Объяснятина вместо наделения Мерой, это признак управленческой безграмотности 
(5/6)

Сколько ещё будем праздновать День Победы 
(5/6)

Главный итог уходящего года 
(5/5)

Маски и перчатки убивают 
(5/5)

По Новостям и Событиям: “Буревестники” 
(5/4)

Свинство матрицы “успешности” и молодёжь  
(5/4)

Почему уголовники так любят маму 
(5/4)

Михалков как индикатор перемен Чумазый о борцах из интеллигенции 
(5/4)

Чисто чтобы не забыть, первыми в космос вышли русские 
(5/110)

Центральный банк России работает на её уничтожение 
(5/64)

Ну, за самодержание!… 
(5/64)

7 советов от гениального врача Николая Амосова . 
(5/57)

Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына: отчёт “победителям”? 
(5/52)

Другой взгляд на пенсионный вопрос или какое государство нам нужно 
(5/50)

Самые яркие примеры смекалки у советских солдат 
(5/46)

Смотрите ж: всё стоит она! 
(5/38)

Загрязнение атмосферы

Кадр из фильма «Продавец воздуха», 1967 год

Идея романа «Продавец воздуха» (1929 год) рождается вроде бы случайно: во время поездки в Крым по случаю своей болезни Беляев встречает в поезде семью, которая пострадала в результате техногенной аварии на одном из предприятий Кузбасса и теперь ехала на юг для поправки здоровья — реабилитации. Но писатель-провидец за этим вроде бы случайным эпизодом тут же усматривает надвигающуюся экологическую катастрофу, когда окружающая среда станет до безобразия загрязнена промышленным выбросами, а чистый воздух превратится в товар, доступный только богатым людям.

Изменения климата, описанные в романе, в реальности стали результатом бесконтрольного выброса в атмосферу парниковых газов. И, к сожалению, подтвердили правоту жестокого мистера Бейли:

Думается, сегодня ни для кого не секрет, что мы именно к такому печальному сценарию развития цивилизации и двигаемся, и если ничего в ближайшем будущем не изменится, то в крупных городах (в первую очередь, именно в мегаполисах) чистый воздух уже вскоре будет продаваться также, как, скажем, сегодня продаётся чистая вода. Это может показаться немного фантастичным и даже смешным, однако в 90-е годы прошлого века над предпринимателем В.Довганем смеялись, когда он начинал свой «водный бизнес» в России, а сегодня чистую воду на розлив продают практически в каждом приличном магазине.

Воздух в банках — популярный сувенир. А вот в Пекине благодаря смогу уже реальный товар: миллионер Чэнь Гуанбяо в 2013 году продал 8 миллионов банок за 10 дней

Стоит ли напоминать, что сегодня из-за плохой экологии по миру гуляет постоянная опасность онкологии, а продолжительность жизни в крупных городах стремительно сокращается. В этих условиях государства даже вынуждены идти на международные соглашения, примером которых является Киотский протокол по ограничению выброса углекислого газа в атмосферу.

Орбитальная станция

Книга «Звезда КЭЦ» написана Беляевым в 1936 году, и тому причиной стала дружба двух неисправимых фантазёров — писателя-фантаста и учёного Константина Эдуардовича Циолковского (КЭЦ — это инициалы советского исследователя космоса. А сам роман — о запуске орбитальной станции, выходе астронавтов в открытый космос, полете на Луну). Но отчего Беляев вдруг подружился именно с Циолковским, а не с кем-нибудь ещё?

Эти два мечтателя обогнали своё время, причём значительно обогнали, поскольку первая орбитальная станция Земли «Салют» появится только в 1973 году, а на Луну, надо полагать, не летал ещё никто (американская лунная миссия «Аполлон» слишком уж похожа на авантюру) до сих пор. Об этом читайте статью ИАЦ «Российская и американская космонавтика — разница целей и приоритетов»(https://inance.ru/2017/04/kosmos-ussr-usa/ ).

Станция «Звезда КЭЦ» функционирует на солнечной энергии, в пищу её обитатели употребляют растения, выращенные в собственной оранжерее, а астероиды становятся источниками полезных ископаемых.

Учёные на «КЭЦ» занимаются теми же исследованиями, что и современные космонавты: астрономическими, биологическими, медицинскими. Одна из проблем, которую пытаются решить герои, — изменения в организме человека и животных под влиянием постоянной невесомости. Помимо этого, в романе описан выход в открытый космос, а подъём к станции с поверхности Земли на ракете сопряжён с перегрузками. Совершенно не верится, что книга была написана ещё до Второй мировой войны, когда космической техники не было и в проекте.

Выводы о человеке

Александр Беляев внес огромный вклад в развитие отечественной фантастики. Его считают самым плодотворным писателем жанра в советской литературе 20 века. Он – автор 17 романов и десятков рассказов и повестей, в которых в подлинно научной манере, свойственной Беляеву, обсуждаются вопросы функционирования тела в различных условиях, его взаимосвязи с мозгом, душой, исследуются психические феномены.

Многие предсказания, описанные в книгах и поначалу подвергшиеся жесткой критике скептиков, сбылись. Среди них – космические: выход в открытый космос, орбитальные станции; телевизионные: подводная съемка; медицинские: пересадка и создание искусственных органов, криомедицина; микробиологические; проектирование новых устройств и многое другое.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий