“Портрет Гектора Берлиоза”, Эмиль Синьоль, 1832
Гектор Берлиоз , Hector Berlioz (родился 11 декабря 1803 года в городке Кот-Сент-Андре, ныне регион Рона-Альпы, Франция; умер 8 марта 1869 года в Париже) – французский композитор, дирижёр, музыкальный критик, писатель.
[]
Биографическая справка
“Я всего себя посвятил изучению и поклонению великому искусству – драматической музыке.”
Родился 10 декабря 1803 года в маленьком городке Кот-Сент-Андре на юго-востоке Франции в семье врача. В детские годы находился под влияниями с одной стороны матери, ревностной католички, с другой – отца, любителя философии, литературы и истории. Берлиоз не получил музыкального образования, но умел играть на гитаре, флейте, сочинял романсы и камерные ансамбли. Позже увлекся крестьянской народной песней и литературой.
Первые яркие музыкальные впечатления были связаны с церковной музыкой. Отец Берлиоза всячески способствовал музыкальному развитию сына, хотя не считал это занятие достаточно серьезным.
Весной 1821 года Гектор Берлиоз отправился в Париж и поступил на медицинский факультет. Изучая медицину (1821 – 1824 гг.), находил время и для увлечения музыкой. Огромное впечатление на него произвела постановка оперы “Ифигения в Тавриде” К. В. Глюка.
В 1826-1830 годах Берлиоз обучался в консерватории у Ж. Ф. Лесюэра и А. Рейхи. Большая часть профессоров во главе с директором Л. Керубини распознала в молодом человеке талант и довольно неприязненно относилась к нему. В 1830 году Берлиозу присуждена Римская премия за кантату “Сарданапал” (1830, давала композитору право на несколько лет жизни в Италии). К окончанию консерватории он написал “Фантастическую симфонию”, которая была впервые исполнена 5 декабря 1830 года и имела успех.
Пребывание в Италии (1831-1832 гг.) отразилось на дальнейшем творчестве композитора. По возвращении в Париж Берлиоз занялся композиторской, дирижерской и музыкально-критической деятельностью. 30-40-е годы – период наибольшей творческой активности. Среди сочинений этих лет: симфония “Гарольд в Италии” (1834), опера “Бенвенуто Челлини” (1837), Реквием (1837), драматическая симфония “Ромео и Джульетта” (1839), “Траурно – триумфальная симфония” (1840, написана к торжественной церемонии памяти жертв Июльской революции 1830 года), драматическая легенда “Осуждение Фауста” (1846).
Искусство Берлиоза не находило отклика у публики. Опера “Бенвенуто Челлини”, поставленная в 1838 в Париже в театре “Гранд Опера”, провалилась. Равнодушие зрителей к концертному исполнению “Осуждения Фауста”, организованному композитором в 1846 году на собственные деньги, разорило композитора, и ему пришлось гастролировать в качестве дирижёра.
В 1847 году Берлиоз отправился по совету Бальзака в Россию. Выступления в качестве дирижера в Петербурге и Москве сопровождались овациями, а финансовые результаты поездки превзошли ожидания. «И ты моя спасительница, Россия!» — писал после Берлиоз.
Основные черты стиля Берлиоза сложились уже в “Фантастической симфонии” – первой романтической программной симфонии, ставшей манифестом французского романтизма в музыке.
Берлиоз много нового внёс в голосоведение, гармонию и ритм. Ему принадлежат открытия в области оркестровки: развил принцип тембровой драматургии, применял редко используемые инструменты, своеобразно звучащие регистры, необычные сочетания тембров. Выразительным возможностям оркестра Берлиоз посвятил трактат об инструментовке (1843).
Берлиоз как дирижер обладал большим артистизмом. Его исполнение отличалось тщательной отделкой деталей и подчинению их воплощению целостного художественного замысла. Наряду с Рихардом Вагнером он заложил основы современной школы дирижирования. Дирижерскому искусству посвящен его трактат “Дирижёр оркестра” (1856).
На протяжении всей своей творческой деятельности Берлиоз публиковался как музыкальный критик (1823 – 1864).
[]
Цитаты
- Время – великий учитель. Жаль только, что оно убивает своих учеников.
- Мало счастья иметь талант. Надо ещё, чтобы талант имел счастье.
- Надо собирать камни, которые в вас бросают. Это основание будущего пьедестала.
- Бах – это Бах, как Бог – это Бог.
- Ах! Как талантлив буду я завтра!
- К сожалению, должен сказать, что вы не обладаете минимальными музыкальными способностями. Пока не поздно избрать другую профессию. (начинающему композитору, попросившему оценить его сочинения) Сказать по правде, когда я был в вашем возрасте, мой профессор говорил мне то же, что я сейчас – вам.
- Во Франции все обожают музыку, но никто ее не любит.
- Выпьем за наших любовниц… из черепов их любовников!
[]
[]
[]
[]