Бетховен, Людвиг Ван

Знаменитые слова Бетховена о регулярности тренировок

«Если я не играю упражнений один день — то замечаю я.

Если не играю упражнений два дня — то замечают мои друзья.

Если не играю упражнений три дня — то замечает публика».

Бетховен писал вглухую

Прогрессировавшая глухота заставляла Бетховена выбирать для своих произведений более низкие ноты.

Известно, что проблемы со слухом у композитора начались еще в 30 лет, спустя десятилетие людям приходилось кричать, чтобы он их услышал. Несколько позже Бетховен перешел на письменное общение, а умер совершенно глухим.

Нидерландские ученые проанализировали струнные квартеты композитора, разделив их на четыре периода. В партии первой скрипки первой части каждого квартета исследователи подсчитали количество нот, более высоких, чем «соль» третьей октавы (на самой тонкой струне скрипачи легко могут играть ноты от «ми» третьей октавы до «до» четвертой октавы). чем хуже становился слух композитора, тем меньше оставалось таких нот. Получается, что Бетховен выбирал те ноты, которые он лучше слышал. Когда глухота стала полной, композитор снова вернулся к высоким нотам. Так он написал знаменитую Девятую симфонию. (Детали мира. № 1 (3) 2012, стр. 12)

Гейлигенштадское завещание Бетховена

В 1802 году Людвиг по совету своего лечащего врача — профессора Иоганна Адама Шмидта, проживает в потрясающей своей живописностью местности — Гейлигенштадт, который в наше время является пригородом Вены, а тогда находился в северной части черты города. Из окон его дома открывался поразительный вид на поля и реку Дунай.

Видимо, профессор Шмидт считал, что Людвигу нужно лечить не сколько слух, сколько привести в порядок его душевное состояние, а также вылечить те самые заболевания органов брюшной полости. Скорее всего он полагал, что таким образом слух перестанет покидать композитора.

И вправду, Бетховен любил совершать долгие прогулки в живописных окрестных лесах Гейлигенштадта. Ему очень нравилась местная природа, он любил отдыхать в этой спокойной сельской атмосфере.

Однако лечение, может быть, и помогало в нормализации душевного состояния, но уж точно не останавливало прогрессирующую глухоту. Как-то раз Бетховен гулял по лесу недалеко от Гейлишенштадта вместе со своим другом и учеником, Фердинандом Рисом

Оба музыканта обратили внимание на пастуха, который играл на деревянном духовом инструменте (судя по всему, свирели). 

Рис уже тогда заметил, что Людвиг не мог расслышать мелодию, которую играл пастух. При этом, по словам самого Риса, музыка была очень красива, но Бетховен ее не слышал. Пожалуй, это был первый случай, когда кто-то из близкого окружения Людвига узнал об этой проблеме самостоятельно, не от слов самого композитора.

Лечение, продолжавшееся с апреля по октябрь, к сожалению, так и не помогло Бетховену забыть о проблеме глухоты. Наоборот, чем дальше шло время, тем сильнее композитор осознавал, что от этой проблемы ему уже не избавиться.

Уже после смерти Людвига в 1827 году его друзья, Антон Шиндлер и Стефан Брёйнинг, найдут на столе в его доме документ, похожий на письмо его братьям. Данное письмо получило известность, как Гейлигенштадское завещание.

В этом письме от 6 октября 1802 года (с дополнением от 10 октября), оставленном своим братьям — Каспару и Иоганну (только вместо имени Иоганна он оставил пробелы), Бетховен рассуждал о страданиях, вызванных глухотой. Также он просит людей простить себя за то, что не слышит их речи.

Оригинал »Гейлигенштадтского завещания” невозможно читать без глубочайшего сожаления, ибо оно насквозь пропитано жалостью и эмоциями отчаявшегося композитора, который на тот момент, возможно, находился на грани самоубийства.

Сам Бетховен в этом письме четко дал понять, что в его голове на тот момент было столько новой и не поведанной миру музыки, что ради этого стоит жить.

Бетховен: детство и юность маленького гения

Точное число рождения Людвига ван Бетховена доподлинно не известно. Год его рождения – 1770. Днем крещения называют 17 декабря. Людвиг появился на свет в немецком городе Бонне.

Семья Бетховена имела непосредственное отношение к музыке. Отец мальчика был известным тенором. А его мама Мария-Магдалина Кеверих являлась дочерью шеф-повара.

Амбициозный Иоганн Бетховен, будучи строгим отцом, желал сделать из Людвига великого композитора. Он мечтал, чтобы его сын стал вторым Моцартом. Прилагал к достижению цели немалые усилия.

Сначала он сам обучал мальчика игре на разных инструментах. Затем передал обучение ребенка своим коллегам. С детства Людвиг осваивал два сложных инструмента: орган и скрипку.

Когда юному Бетховену только исполнилось 10 лет, в его город прибыл органист Кристиан Нефе. Именно он стал подлинным наставникам мальчика, так как увидел в нем огромные способности к музыке.

Бетховена обучали классической музыке на основе произведений Баха и Моцарта. В 12 лет талантливый ребенок начал свою карьеру помощника органиста. Когда в семье произошла трагедия, и умер дедушка Людвига, финансы достопочтенного семейства сильно сократились. Несмотря на то, что молодой Бетховен так и не доучился в школе, он успел освоить латынь, итальянский и французский языки. Всю жизнь Бетховен много читал, был любопытен, смышлен и эрудирован. Он с легкостью понимал любые ученые трактаты.

Юношеские работы будущего композитора впоследствии были им переработаны. До наших дней в неизменном виде дошла соната «Сурок».

В 1787 году сам Моцарт устроил мальчику прослушивание. Великий современник Бетховена остался доволен его игрой. Он высоко оценил импровизацию юноши.

Людвиг хотел учиться у самого Моцарта, но судьба распорядилась иначе. В этот год умерла мать Бетховена. Ему пришлось вернуться в родной город, чтобы позаботиться о братьях. Для того чтобы заработать, он устроился в местный оркестр на должность альтиста.

В 1789 году Людвиг вновь начинает посещать занятия в университете. Вспыхнувшая во французском государстве революция вдохновляет его на создание «Песни свободного человека».

Осенью 1792 года в родном для Бетховена Бонне проездом оказывается еще один кумир Бетховена композитор Гайдн. Тогда молодой юноша решает отправиться в Вену вслед за ним, чтобы продолжить свои занятия музыкой.

Примечания

  1. ↑ Беетговенъ // Энциклопедический лексикон
  2. Beethoven, Ludwig van // Allgemeine Deutsche Biographie
  3. ↑ Бетховен, Людвиг // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  4. H. C. Robbins Landon. Beethoven. Macmillan Company, 1970
  5. Эдуард Эррио. Жизнь Бетховена (фрагменты из главы «Человек, его характер»).
  6. Великович Э. И. Великие музыкальные имена // Композитор : Пособие для муз. школ и гимназий. — СПб., 3 апреля 2006. — № 030560.
  7. Milton Cross, David Ewen. The Milton Cross New Encyclopedia of the Great Composers and Their Music. Doubleday, 1953. p. 79
  8. Glenn Stanley. The Cambridge Companion to Beethoven. — Cambridge University Press, 2000. — ISBN 0521589347.
  9. Генри Э. Заметки публициста. М.: 1988. С. 94
  10. Генри Э. Заметки публициста. М.: 1988. С. 93
  11. Susan Aldridge. Archaeforensics. What Killed…? BBC Focus, февраль, 2008. С. 42

Ссылки[править | править код]

  • Людвиг ван Бетховен в каталоге ссылок Open Directory Project (dmoz).
  1. Википедия Бетховен, Людвиг ван адрес
  2. Викисловарь — адрес
  3. Викицитатник — адрес
  4. Викиучебник — адрес
  5. Викитека — адрес
  6. Викиновости — адрес
  7. Викиверситет — адрес
  8. Викигид — адрес

Выделить Бетховен, Людвиг ван и найти в:

  1. Вокруг света Людвиг ван адрес
  2. Академик Людвиг ван/ru/ru/ адрес
  3. Астронет адрес
  4. Элементы Людвиг ван+&search адрес
  5. Научная Россия Людвиг ван&mode=2&sort=2 адрес
  6. Кругосвет Людвиг ван&results_per_page=10 адрес
  7. Научная Сеть
  8. Традиция — адрес
  9. Циклопедия — адрес
  10. Викизнание — Людвиг ван адрес
  1. Bing
  2. Yahoo
  3. Яндекс
  4. Mail.ru
  5. Рамблер
  6. Нигма.РФ
  7. Спутник
  8. Google Scholar
  9. Апорт
  10. Архив Интернета
  11. Научно-популярные фильмы на Яндексе
  12. Документальные фильмы
  1. Список ru-вики
  2. Вики-сайты на русском языке
  3. Список крупных русскоязычных википроектов
  4. Каталог wiki-сайтов
  5. Русскоязычные wiki-проекты
  6. Викизнание:Каталог wiki-сайтов
  7. Научно-популярные сайты в Интернете
  8. Лучшие научные сайты на нашем портале
  9. Лучшие научно-популярные сайты
  10. Каталог научно-познавательных сайтов
  11. НАУКА В РУНЕТЕ: каталог научных и научно-популярных сайтов
  • Страница – краткая статья
  • Страница – энциклопедическая статья
  • Разное – на страницах: , , ,

Образование будущего композитора

В семье царила не слишком благополучная атмосфера, а потому характер юноши сформировался довольно мрачным и замкнутым. Его музыкальные дарования встречали поддержку людей посторонних, а вот для его эмоционального и умственного развития было сделано ровно столько, сколько было нужно по минимальным стандартам того времени, ни больше и ни меньше.

Когда умер дед, положение в семье ухудшилось еще сильнее. Людвиг не мог больше продолжать обучение в школе, но к тому времени он уже успел освоить латынь, итальянский и французский. И он очень полюбил чтение.

Обучением будущего композитора сначала занимался его отец, личность довольно суровая и требовательная. Людвиг вскоре научился блестяще играть на фортепиано, чем приводил в изумление других. Еще бы, маленький ребенок играл ничуть не хуже настоящих, состоявшихся пианистов! Кроме того, у него от рождения была заложена феноменальная способность к импровизации, а потому стало совершенно очевидно, что юноша станет композитором.

Первый концерт состоялся в 1778-м году. То есть, как вы сами уже можете подсчитать, ему на тот момент было всего восемь лет. Этот концерт состоялся в Кёльне.

Людвиг Бетховен в возрасте 13 лет

Но отец  был все равно недоволен. Как бы ни был талантлив его сын, он явно не был таким же вундеркиндом, как Моцарт. Шоу не получилось, и он стал терять к нему былой интерес. Поэтому он перестал самостоятельно заниматься с  ребенком и передал его обучение сторонним учителям. Авось да что-нибудь и выйдет?

Вскоре образованием Людвига занялся придворный органист Фон дер Эдень, который вместе с капельместером Нефе занялся обучением юноши игре на органе. Именно Нефе и оценил весь талант ребенка, после чего вплотную и с энтузиазмом занялся его образованием.

В результате, – только представьте себе! – в пятнадцать лет юноша стал придворным органистом! В то же время он оставался альтистом в оркестре. Хоть и не гений, но вполне успешен. Что поделать, его учили со всей настойчивостью, с которой только могли! Так что он просто оставался собой, а не становился кем-то другим.

Нефе познакомил Бетховена с некоторыми произведениями композиторов современности. В том числе и учебником Иоганна Себастьяна Баха, полное заглавие которого звучит примерно так: «Хорошо темперированный клавир, или прелюдии и фуги во всех тонах и полутонах, касающихся как терций мажорных, так и терций минорных. Для пользы и употребления жадного до учения музыкального юношества, как и для особого времяпрепровождения тех, кто уже преуспел в этом учении; составлено и изготовлено Иоганном Себастьяном Бахом — в настоящее время великого князя Анхальт-Кётенского капельмейстером и директором камерной музыки». Что поделать, тогда в моде были длинные названия книг.

К тому времени это был почти классический учебник. И не мудрено, ведь первую часть книги И. С. Бах написал еще в 1722-м году, а вторую – в 1744-м. Причем вторая часть учебника была озаглавлена уже более адекватным, с современной точки зрения, образом: «24 новые прелюдии и фуги». Ко времени смерти Баха этот стиль уже вышел из моды, он был слишком сложным для восприятия и разучивания, но именно по этой причине его и использовали иногда в качестве учебника. В свое время он также большое впечатление произвел и на Моцарта. Кстати, о Моцарте… Но о нем немного позже.

А вот Гайдн, у которого Бетховен также обучался, на него особого впечатления не произвел. Они оба были разочарованы друг другом, Людвиг утверждал, что ничему не научился у своего преподавателя, а Гайдн был точно так же разочарован в своем ученике. Да и напуган, раз уж на то пошло. Его откровенно настораживали смелые не по годам взгляды Бетховена и мрачная музыка, которую тот исполнял.

Кроме того, его манера игры на фортепиано резко отличалась от общепринятой в то время. Он  регулярно противопоставлял крайние регистры, в то время как большинство других музыкантов играли лишь в среднем регистре. Он довольно часто использовал педаль, тогда как другие музыканты использовали ее крайне редко. Короче говоря, он, по сути, изобрел фортепианный стиль игры, в противопоставление клавесинному. Особенно ярко это различие ощущается в так называемой Лунной сонате, Сонате номер четырнадцать.

Продолжение – во второй части.

Произведения

  • № 1 (—),
  • № 2 (),
  • № 3 «Героическая» (1803—),
  • № 4 (),
  • № 5 (1804—),
  • № 6 «Пасторальная» (1808),
  • № 7 (),
  • № 8 (1812),
  • № 9 ();

8 симфонических увертюр, среди которых «Леонора» № 3;
5 концертов для фортепиано с оркестром;
музыка к драматическим спектаклям: «Эгмонт», «Кориолан», «Король Стефан»;
6 юношеских сонат для фортепиано;
32, сонаты для фортепиано, «32 вариации до-минор» и около 60 пьес для фортепиано;
10 сонат для скрипки и фортепиано;

концерт для скрипки с оркестром, концерт для скрипки, виолончели и фортепиано с оркестром («тройной концерт»);

  • 5 сонат для виолончели и фортепиано;
  • 16 струнных квартетов;
  • 6 трио;
  • балет «Творения Прометея»;
  • опера «Фиделио»;
  • Торжественная месса;
  • вокальный цикл «К далёкой возлюбленной»;
  • песни на стихи разных поэтов и обработки народных песен.

Исполнения музыки Бетховена

Среди дирижёров, осуществивших записи всех симфоний Бетховена,—

  • Клаудио Аббадо (дважды),
  • Эрнест Ансерме,
  • Николаус Арнонкур,
  • Даниэль Баренбойм,
  • Леонард Бернстайн (дважды),
  • Карл Бём,
  • Бруно Вальтер (дважды),
  • Гюнтер Ванд,
  • Феликс Вейнгартнер,
  • Джон Элиот Гардинер,
  • Карло Мария Джулини,
  • Курт Зандерлинг,
  • Ойген Йохум (трижды),
  • Герберт фон Караян (четырежды, весь симфонический цикл – дважды),
  • Отто Клемперер,
  • Андре Клюитанс,
  • Виллем Менгельберг,
  • Пьер Монтё,
  • Джордж Селл,
  • Артуро Тосканини (дважды),
  • Вильгельм Фуртвенглер,
  • Бернард Хайтинк (трижды),
  • Герман Шерхен,
  • Георг Шолти (дважды).

Среди пианистов, осуществивших записи всех фортепианных сонат Бетховена,—

  • Клаудио Аррау (дважды, второй цикл не завершён),
  • Владимир Ашкенази,
  • Вильгельм Бакхауз (дважды, второй цикл не завершён),
  • Даниэль Баренбойм (трижды),
  • Альфред Брендель (трижды),
  • Мария Гринберг,
  • Фридрих Гульда (трижды),
  • Вильгельм Кемпф (дважды),
  • Татьяна Николаева,
  • Анни Фишер,
  • Артур Шнабель
  • Маурицио Поллини.

Начинали записывать полные циклы сонат, но умерли, не успев завершить эти проекты:

  • Вальтер Гизекинг,
  • Эмиль Гилельс,
  • Рудольф Серкин.

В 2011 году профессор Манчестерского университета Брайан Купер сообщил, что ему удалось восстановить 72-тактовый опус для струнного квартета, написанный Бетховеном в 1799 году, отбракованный и впоследствии утерянный: «Бетховен был перфекционистом. Любой другой композитор был бы счастлив, сочинив этот отрывок». Вновь обретённая музыка прозвучала 29 сентября в исполнении струнного квартета Манчестерского университета.

Музыкальные фрагменты

«Ода к радости» – финальный хор из 9-й симфонии на текст Шиллера (гимн Евросоюза)
небольшой фрагмент в фортепианном исполнении
Помощь по воспроизведению
Симфония № 5 до минор , часть 1 – Allegro con brio
Помощь по воспроизведению
К Элизе (Багатель №25)
Помощь по воспроизведению
Соната для фортепиано №14 «Лунная», часть 1 – Adagio sostenuto
Помощь по воспроизведению
Фортепианный концерт №4, часть 1
Помощь по воспроизведению
Бетховен Людвиг Ван – Соната 8 для ф-но Патетическая в до миноре, Op. 13 – 2. Adagio cantabile
Помощь по воспроизведению

Интересные факты[править | править код]

Файл:Incident Teplitz 1812.png

Случай в Теплице

  • Однажды Бетховен и Гёте, гуляя вместе в Теплице, встретили находящегося там в это время императора Франца в окружении его свиты и придворных. Гёте, отойдя в сторону, склонился в глубоком поклоне, Бетховен прошёл сквозь толпу придворных, едва притронувшись к шляпе.
  • В 2011 году профессор Манчестерского университета Брайан Купер сообщил, что ему удалось восстановить 72-тактовый опус для струнного квартета, написанный Бетховеном в 1799 году, отбракованный и впоследствии утерянный: «Бетховен был перфекционистом. Любой другой композитор был бы счастлив, сочинив этот отрывок». Вновь обретённая музыка прозвучала 29 сентября в исполнении струнного квартета Манчестерского университета.

Педагогическая деятельность Бетховена

Рассказывать краткую биографию Бетховена невозможно без упоминания об его учениках. Обучать музыке композитор начал еще в то время, когда в жил в родном городе. Его первый ученик до последнего дня жизни оставался верным и преданным другом Бетховена.

Следующей ученицей Людвига стала юная графиня Джульетта. Композитор был влюблен в девушку и всерьез думал о том, чтобы жениться на ней. Существует мнение, что знаменитую «Лунную сонату» он посвятил именно ей. Еще одной ученицей Бетховена стала Тереза Брунсвик. Она обладала музыкальным талантом, виртуозно играла на рояле, дирижировала и прекрасно пела, однако свою жизнь решила посвятить воспитанию детей. С Бетховеном они сохранили долгую и крепкую дружбу.

Ученицей композитора была и Доротея Эртман – популярные немецкая пианистка. Первым и единственным ребенком, которого обучал Бетховен, стал Карл Чени. Ему было всего девять лет, но он уже выступал со своими концертами. Он долго называл композитора Робинзоном Крузо, потому что в квартире у него всегда был беспорядок, а внешний вид Бетховена оставлял желать лучшего. Карл прозанимался у композитора около пяти лет. Однако никто из учеников Бетховена не унаследовал его манеру игры. Каждый привнес в свое творчество личные особенности. Это лишний раз доказывает, что Бетховен был не только великим композитором, но и выдающимся наставником.

Факты из жизни композитора

Как многие гении, этот человек имел сложный и противоречивый характер. Современники рассказывали о нём следующее:

  1. Людвиг был от природы открытым, благородным и жизнерадостным человеком. Но жестокое воспитание отца и неизлечимая болезнь сделали его угрюмым и раздражительным.
  2. Он мог прекратить играть и уйти, если зрители разговаривали.
  3. Бетховен считал всех людей равными и не терпел несправедливости. Очень любил своих друзей и всегда помогал им, чем мог. А друзья поддерживали его в самые трудные годы.
  4. Композитор не имел собственной семьи: у него не было жены и детей.
  5. Полжизни Бетховен общался с людьми с помощью «разговорных книг». Ему писали вопросы, он писал ответы. Таких книг было около 400. Часть из них опубликована, и мы можем лучше понять мысли композитора.

След в истории

Людвиг ван Бетховен является ключевой фигурой классической музыки и на сегодняшний день. Несмотря на глухоту, он сумел написать множество великих произведений. Помимо этого, Бетховен был замечательным педагогом. Среди его учащихся были Карл Черни, Фердинанд Рис, Рудольф Иоганн Иосиф Райнер фон Габсбург-Лотарингский (эрцгерцог Австрийский).

Музыка Бетховена используется во многих современных фильмах в качестве саундтреков. Он первый композитор, решивший ввести в произведения звуки животных и птиц. Его музыкальные сочинения бессмертны и будут известны на протяжении всей жизни человечества.

Немного о друзьях детства Бетховена

Положительное влияние на юного Бетховена, безусловно, оказывали его близкие друзья, проживавшие недалеко от его дома. Студент-медик Франс Герхард Вегелер стал близким другом Людвига и оставался им до конца жизни великого композитора.

В список близких друзей Бетховена с 1784 года до самого конца жизни также входили Элеонора Брёйнинг, которая позже стала женой Вегелера, а также ее братья: Кристоф, Стефан и Лоренц (Ленц). Кстати, впоследствии Элернору и Ленца молодой Людвиг обучал игре на фортепиано.

Брёйнинги, будучи представителями образованной и культурной семьи, стали для Бетховена, как родными. А их мать, очень умная и интеллигентная вдова Елена фон Брёйнинг, относилась к другу своих родных детей, как к собственному сыну.

В дальнейшем о каждом персонаже из жизни Людвига мы сделаем отдельные выпуски.

Другие периоды биографии Бетховена:

Следующий период: Бетховен и Моцарт. Первая поездка Бетховена в Вену

Биография Бетховена — вся информация о Биографии Бетховена

Биография и творчество Бетховена

Занятия с Гайдном быстро разочаровали и ученика, и учителя. Их взгляды не совпадали, и вскоре они расстались. Уже в первые годы жизни в Вене Бетховен стал известен каждому, как виртуозный пианист, его игра поражала слушателей до глубины души, из-за того, что он использовал в своих произведениях те элементы, которые ранее крайне редко применялись. В итоге можно сказать, что именно Бетховен создал фортепианный стиль, который был далек от привычной изысканной манеры клавесинистов.

Этот стиль четко прослеживается в сонатах № 8, № 13, № 14. Выделялся он не только своей музыкальной манерой, но и внешним видом. Композитор всегда был небрежно одет и не причесывался. Был резким, прямым и никогда не извинялся за свои слова. Но, несмотря на дерзкое и суровое поведение, близкие Людвига всегда говорили, что он добрый и отзывчивый человек. Примерно в это время сочинения Бетховена начали издаваться повсеместно, и их успех был невероятным. Биография Людвига ван Бетховена наполнена яркими моментами, которые омрачали проблемы со здоровьем.

Когда и почему Бетховен начал терять слух?

Сразу отметим, что Людвиг не родился глухим. Более того, слепым и немым он также не был (по поводу «слепоты» — Бетховена в этом плане часто путают с Бахом).

Подобно всем остальным эпизодам биографии Бетховена, его глухота (а точнее, причины ее развития) также вызывает вопросы и множество споров со стороны разных биографов.

В частности, в интернете Вы можете найти значительное количество гипотетических причин глухоты Бетховена. По данным самых разных биографов, что только ни влияло на потерю слуха у великого композитора: от неврологических нарушений и внутреннего отита (лабиринтита) до отравления свинцом и сифилиса.

Наверное, одни только инопланетяне не были замешаны в развитии у композитора данного заболевания. В любом случае все эти гипотетические причины не имеют никакого значения, ибо на самом деле ни один, даже самый лучший биограф или мед-эксперт, не знает, от чего именно Бетховен стал глухим.

Даже на сегодняшний день потеря слуха является огромной проблемой не только для больного, но и для лечащего его врача — ведь причин заболевания может быть огромное количество. Один только этап диагностики может стать настоящей головоломкой для врача — и это при нынешних медицинских технологиях. Ну а на тот момент о правильной диагностике причин потери слуха и, тем более, о методах лечения глухоты не было даже и речи!

Если же все-таки попытаться сузить круг гипотетических причин глухоты Бетховена, то наиболее «адекватной» версией является аномальный рост у композитора кости внутреннего уха (отосклероз), который, в свою очередь, мог быть следствием болезни Педжета (однако это тоже под вопросом).

Если же усреднить данные разных биографов, то можно точно предположить, что первые признаки ухудшения слуха Людвиг начал замечать в период с 1795 по 1800 годы — тогда ему было 24-29 лет, соответственно. Однако, судя по письмам самого Бетховена, мы можем точно сказать, что первые признаки потери слуха он начал замечать как минимум с 1796 года.

Наставники

Вскоре в город Бонн приехал Кристиан Готлоб Нефе. Сам ли он пришел в дом Бетховена и изъявил желание стать учителем юного дарования, или отец Иоганн приложил к этому руку, неизвестно. Нефе стал тем наставником, которого Бетховен-композитор помнил всю жизнь. Людвиг после своего признания даже высылал Нефе и Пфейферу какие-то деньги в знак благодарности за годы обучения и помощи, оказанной ему в юности. Именно Нефе посодействовал продвижению тринадцатилетнего музыканта при дворе. Именно он познакомил Бетховена с творчеством Баха и других корифеев музыкального мира.

На творчество Бетховена оказал влияние не только Бах – молодой гений боготворил Моцарта. Однажды по приезде в Вену ему даже посчастливилось сыграть для великого Амадея. Вначале великий австрийский композитор холодно воспринял игру Людвига, приняв ее за разученное ранее произведение. Тогда упрямый пианист предложил Моцарту самому задать тему для вариаций. С этого момента Вольфганг Амадей слушал, не прерываясь, игру юноши, а впоследствии воскликнул, что о юном таланте вскоре заговорит весь мир. Слова классика стали пророческими.

Бетховену удалось взять несколько уроков игры у Моцарта. Вскоре пришло известие о близкой кончине матери, и молодой человек покинул Вену.

После его учителем был такой известный композитор, как Йозеф Гайдн, но они не нашли общего языка. А один из наставников — Иоганн Георг Альбрехтсбергер — считал Бетховена полной бездарностью и человеком, неспособным чему-либо научиться.

Память

По всему миру в честь Бетховена установлено множество памятников. Первый памятник Бетховену был открыт на родине композитора, в Бонне, 12 августа 1845 года по случаю 75-й годовщины со дня рождения. В 1880 году появился памятник и в Вене — городе, тесно связанном с творчеством музыканта. Автор книги «Образы Бетховена» искусствовед Зильке Беттерман (Silke Bettermann) отмечает, что ему удалось насчитать около ста монументов в 54 городах на всех пяти континентах.

Образ композитора запечатлён на почтовых марках разных стран. В частности, он изображён на австрийской марке 1995 года, а к 200-летию Бетховена были выпущены серии марок в Албании.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий