Брамс, Иоганнес

Примечания

  1. ↑  (недоступная ссылка). Дата обращения: 20 марта 2008.
  2. Брамс, Иоганн // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  3. «Иоганесс Брамс» // Сто великих композиторов. М.: Вече, Автор-составитель Д. К. Самин
  4. Max Kalbeck, Johannes Brahms, 2nd-4th ed., 4 vols. (Berlin, 1912-21; Tutzing, 1976), vol. 1, 35,196,255.
  5. Walter Frisch, Kevin C. Karnes. Brahms and his World. Princeton University Press, 2009. ISBN 1400833620 p.53-54
  6. Kottick, Edward L. and George Lucktenberg p.15
  7. “Ich habe einen schönen Flügel von Streicher. Er hat mir eben neue Erningenschaften dadurch inittheilen wollen(…)” August, 1887. Litzmann, Clara Schumann, ein Kunstlerleben, vol. 3, 493-94
  8. Kalbeck, Brahms, vol. 2, 409. Otto Biba, Johannes Brahms in Wien (Vienna, 1983)
  9. August, 1887. Litzmann, Berthold, 1906. Clara Schumann, ein Künstlerleben. Leipzig: Breitkopf & Härtel, vol 3, pp.493–94.
  10. Дом располагался на ближайшей к зданию музея улице Шпекштрассе
  11. , с. 475—476.
  12. Никитин Б.С. . www.rulit.me. Дата обращения: 26 августа 2017.
  13. «Брамс и идея камерной музыки», 1990

О Брамсе

Иоганнес Брамс считается одним из лучших композиторов второй половины 19 века. Его биография довольно насыщена разнообразными фактами, поэтому попробуем составить только легкий эскиз его биографического портрета, наметив основные штрихи, которые позволят составить более-менее точно понимание об этом гениальном музыканте.

Вырос Иоганнес Брамс в довольно бедной, хотя и музыкальной семье. Его отец Якоб на протяжении длительного времени работал пивным скрипачом, то есть выступал в кабаках в небольшой группе музыкантов, которая исполняла простые и понятные народу песни. Потом Якоб перебрался в оркестр, но имел голубятню и большинство денег тратил туда, поэтому четырем детям из которых Иоганнес был старшим, практически ничего не оставалось.

Брамс с 6 лет проявлял музыкальные способности, но его талант имел множество препятствий в частности в лице Якова Брамса, который специально устроил своего юного отпрыска работать в портовые кабаки. Этот факт не стал существенным препятствием, юный музыкант легко наигрывал простые мелодии, а сам читал за работой и совершенствовал собственное мастерство в более изящной музыке.

Во многом карьера Брамса, в частности расцвет этой карьеры связаны с композитором Шуманом. Сначала Брамс отсылал ему ноты в отель, когда тот приезжал в его город, но почтенный композитор вернул посылку нераспечатанной. После этого Брамс все-таки приехал к Шуману в Дюссельдорф и исполнил собственные произведения, чем полностью покорил того и Шуман написал про Брамса хвалительную статью, где называл намного лучшим чем Лист и Вагнер, которые, к слову, в дальнейшем в связи с этим состояли в конфронтации с Иоганнесом.

Хотя Брамса превозносили многие критики и музыканты его времени, он всячески чурался похвалы, особенно открытой. Он старался не преувеличивать собственные таланты и называл великими других известных композиторов, но только не себя, хотя его называли равным Баху и Бетховену.

Одним из наиболее известных его произведений стала, как ни странно, колыбельная, созданная в 1868 году на мотив народной песенки.

С семьей Шумана Брамс был связан довольно тесно. После того как Роберт Шуман начал болеть Брамс поселился в его доме, помогал супруге Кларе, в которую влюбился, хотя и не раскрывал своих чувств. В 1896 году Клара оставила этот мир, после чего всего спустя год скончался и сам Брамс, которого данное событие выбило из колеи, он начал болеть, но продолжал работать и всего за несколько недель до собственной гибели в 1897 году срывал овации на концерте в Венской филармонии, где исполнялась четвертая симфония.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Венский период

В 1862 г. Иоганнес возглавляет Певческую школу в Вене. В следующие годы выступает в качестве музыканта и дирижера хора, гастролирует по миру. В 1865 г знакомится с Вагнером, который сначала симпатизировал ему. Но скоро отношения сильно изменились. Это стало причиной газетной войны между «вагнерианцами» и «брамсианцами». Дебаты между двумя «партиями» значительно повлияли на музыкальную жизнь Германии 1870-х годах.

Пик творчества длится у композитора до 1890 г. В это время появились его основные произведения:

  1. Концерт для скрипки соч.77.
  2. Три сонаты для пианино.
  3. Четырехчастный Второй концерт для пианино соч.83.
  4. Песни для голоса Feldeinsamkeit.
  5. Вторая соната для виолончели соч.99.

В 1880 г. Иоганнес знакомится со знаменитым дирижером и музыкантом Бюловым, который тогда руководит Майнингенским оркестром. Силами последнего осуществили премьеру Четвертой симфонии. Все лето Брамс обычно отдыхал на курорте, где работал в основном над инструментальными и камерными произведениями.

В 1891 г. Иоганнес решает оставить сочинение музыкальных композиций, но через время передумывает. В период 1891—1894 гг. он пишет:

  1. Квинтет для струнных и кларнета соч.116.
  2. Трио для виолончели и пианино соч.113.
  3. Несколько пьес для фортепьяно.
  4. Сонаты для пианино и кларнета соч.119.

Жизнь вне родного города

Став знаменитым, Брамс хотел поселиться вместе с родителями, чтобы помогать им и поддерживать их. Однако жизнь распорядилась иначе. В родном Гамбурге не спешили приглашать на работу знаменитость, поэтому начинающему композитору пришлось искать признание в Вене.

Жизнь в этом большом городе благоприятно отразилась на творчестве и материальном положении музыканта. Он работал капельмейстером в Певческой академии, а также дирижером в филармонии, где позднее служил уже артистическим директором.

Однако общественные должности не приносили Иоганнесу удовлетворения. Он хотел творить, поэтому посвящал своим работам много времени и сил. Премьеры его музыкальных творений собирали полные залы и приумножали и без того признанную славу композитора.

Например, первое слушанье “Немецкого реквиема”, написанного под впечатлением смерти его друга Шумана, проходило в Бременском кафедральном соборе и имело громкий успех. Также многолюдными и общепризнанными стали и другие премьеры крупных произведений Брамса – Первой симфонии, Четвертой симфонии и Квинтета для кларнета.

О других выдающихся сочинениях композитора мы поговорим чуть ниже.

Примечания[править | править код]

  1. ↑  (недоступная ссылка). Дата обращения: 20 марта 2008.
  2. Брамс, Иоганн // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  3. «Иоганесс Брамс» // Сто великих композиторов. М.: Вече, Автор-составитель Д. К. Самин
  4. Max Kalbeck, Johannes Brahms, 2nd-4th ed., 4 vols. (Berlin, 1912-21; Tutzing, 1976), vol. 1, 35,196,255.
  5. Walter Frisch, Kevin C. Karnes. Brahms and his World. Princeton University Press, 2009. ISBN 1400833620 p.53-54
  6. Kottick, Edward L. and George Lucktenberg p.15
  7. “Ich habe einen schönen Flügel von Streicher. Er hat mir eben neue Erningenschaften dadurch inittheilen wollen(…)” August, 1887. Litzmann, Clara Schumann, ein Kunstlerleben, vol. 3, 493-94
  8. Kalbeck, Brahms, vol. 2, 409. Otto Biba, Johannes Brahms in Wien (Vienna, 1983)
  9. August, 1887. Litzmann, Berthold, 1906. Clara Schumann, ein Künstlerleben. Leipzig: Breitkopf & Härtel, vol 3, pp.493–94.
  10. Дом располагался на ближайшей к зданию музея улице Шпекштрассе
  11. , с. 475—476.
  12. Никитин Б.С. . www.rulit.me. Дата обращения: 26 августа 2017.
  13. «Брамс и идея камерной музыки», 1990

Кратко о личной жизни

Невзирая на признание в творчестве и свою известность, Иоганнес так и не смог отыскать счастья в личной жизни и, с учетом архивных данных, отраженных в Википедии, у него никогда не было ни жены, ни детей. Брамс чувствовал непонятную страсть к Кларе Шуман, однако даже после трагической гибели ее мужа, талантливого композитора и скрипача, был с ней в теплых отношениях и держался открыто проявлять свои чувства.

В 1859 г. желание семейной жизни заставило музыканта повенчаться с юной Агатой Зибольт, она обладала изяществом аристократки и проникновенным голосом, который ласкал слух. Однако обида Клары и сплетни, появившиеся вокруг этого брака, привели к распаду союза, что оставило след в произведении в Струнном секстете соль минор.

После этого Иоганнес замкнулся в себе, он выражал эмоции лишь в своих музыкальных сочинениях, и только позволил себе небольшую, ничего не значившую связь с певицей Аличе Барби и дружбу с его почитательницей Элизабет фон Герцогенберг.

В 1896 г. у Иоганнеса диагностировали желтуху, вызвавшую опухоль в печени, через время полностью поразившую организм. Но уже слабый музыкант продолжает сочинять произведения и появляется на публике, руководя оркестром. Последний концерт, который состоялся весной в 1897 г., вызвал множество оваций, и Брамсу много раз пришлось выйти на сцену, чтобы поблагодарить слушателей за такой прием.

Через несколько недель состояние стало хуже, и Иоганнесу пришлось отказаться от похода на премьеру оперетты Штрауса «Богиня разума». Последние дни он провел в своем доме в Вене, прикованным к кровати. В результате рак печени забрал последние силы Брамса и был причиной его кончины 3 апреля 1897 г. Его похоронили на австрийском кладбище и установили памятник по проекту Виктора Орта.

По масштабности творческой биографии Иоганнеса нередко сравнивают с двумя «знаменитыми Б.»: Бетховеном и Бахом. Если даже такое сравнение немного утрировано, оно вполне оправдано в плане того, что творчество этого композитора знаменует собой синтез и кульминацию огромной эпохи в музыкальной истории.

Записи произведений Брамса

Полный комплект симфоний Брамса записали дирижёры Клаудио Аббадо, Герман Абендрот, Николаус Арнонкур, Владимир Ашкенази, Джон Барбиролли, Даниэль Баренбойм, Эдуард ван Бейнум, Карл Бём, Леонард Бернстайн, Адриан Боулт, Семён Бычков, Бруно Вальтер, Гюнтер Ванд, Феликс Вейнгартнер, Джон Элиот Гардинер, Яша Горенштейн, Карло Мария Джулини (не менее 2 комплектов), Кристоф фон Донаньи, Антал Дорати, Колин Дэвис, Вольфганг Заваллиш, Курт Зандерлинг, Яп ван Зведен, Отмар Зюйтнер, Элиаху Инбал, Ойген Йохум, Герберт фон Караян (не менее 3 комплектов), Рудольф Кемпе, Иштван Кертес, Отто Клемперер, Кирилл Кондрашин, Рафаэль Кубелик, Густав Кун, Сергей Кусевицкий, Джеймс Ливайн, Эрих Лайнсдорф, Лорин Маазель, Курт Мазур, Чарльз Маккеррас, Нэвилл Марринер, Виллем Менгельберг, Зубин Мета, Евгений Мравинский, Рикардо Мути, Роджер Норрингтон, Сэйдзи Одзава, Юджин Орманди, Витольд Ровицкий, Саймон Рэттл, Евгений Светланов, Лейф Сегерстам, Джордж Селл, Леопольд Стоковский, Артуро Тосканини, Владимир Федосеев, Вильгельм Фуртвенглер, Бернард Хайтинк, Гюнтер Хербиг, Серджиу Челибидаке, Рикардо Шайи (не менее 2 комплектов), Джеральд Шварц, Ханс Шмидт-Иссерштедт, Георг Шолти, Хорст Штайн, Кристоф Эшенбах, Марек Яновский, Марис Янсонс, Неэме Ярви и др.

Записи отдельных симфоний осуществили также Карел Анчерл (№ 1—3), Юрий Башмет (№ 3), Томас Бичем (№ 2), Герберт Блумстедт (№ 4), Ханс Вонк (№ 2, 4), Гвидо Кантелли (№ 1, 3), Джансуг Кахидзе (№ 1), Карлос Клайбер (№ 2, 4), Ханс Кнаппертсбуш (№ 2—4), Рене Лейбовиц (№ 4), Игорь Маркевич (№ 1, 4), Пьер Монтё (№ 3), Шарль Мюнш (№ 1, 2, 4), Вацлав Нойман (№ 2), Ян Виллем ван Оттерло (№ 1), Андре Превин (№ 4), Фриц Райнер (№ 3, 4), Виктор де Сабата (№ 4), Клаус Теннштедт (№ 1, 3), Вилли Ферреро (№ 4), Иван Фишер (№ 1), Ференц Фричай (№ 2), Даниел Хардинг (№ 3, 4), Герман Шерхен (№ 1, 3), Карл Шурихт (№ 1, 2, 4), Карл Элиасберг (№ 3) и др.

Записи скрипичного концерта осуществили скрипачи Джошуа Белл, Ида Гендель, Гидон Кремер, Иегуди Менухин, Анна-Софи Муттер, Давид Ойстрах, Ицхак Перлман, Йожеф Сигети, Владимир Спиваков, Исаак Стерн, Кристиан Ферра, Яша Хейфец, Генрик Шеринг.

Биография

Иоганнес Брамс родился 7 мая 1833 года в гамбургском квартале Шлютерсхоф, в семье контрабасиста городского театра — Якоба Брамса. Семья композитора занимала крохотную квартирку, состоящую из комнаты с кухней и крошечной спальни. Вскоре после рождения сына родители переселились на Ультрихштрассе.

Первые уроки музыки Иоганнесу дал отец, который привил ему навыки игры на различных струнных и духовых инструментах. После мальчик обучался игре на фортепиано и теории композиции у Отто Косселя (нем. Otto Friedrich Willibald Cossel).

В десять лет Брамс уже выступал на престижных концертах, где исполнял партию фортепиано, что давало ему возможность совершить турне по Америке. Косселю удалось отговорить родителей Иоганнеса от этой идеи и убедить их, что мальчику лучше продолжить обучение у педагога и композитора Эдуарда Марксена, в Альтоне. Марксен, педагогика которого основывалась на изучении произведений Баха и Бетховена, быстро понял, что имеет дело с необыкновенным дарованием. В 1847, когда умер Мендельсон, Марксен сказал другу: «Один мастер ушел, но другой, более крупный, идёт ему на смену — это Брамс».

В четырнадцать лет — в 1847 году Иоганнес окончил частное реальное училище и впервые выступил публично как пианист с сольным концертом.

В апреле 1853 года Брамс отправляется в гастрольную поездку с венгерским скрипачом Э. Ременьи.

В Ганновере они встретились с другим известным скрипачом, Йозефом Иоахимом. Тот был поражён мощью и огненным темпераментом музыки, которую Брамс показал ему, и два молодых музыканта (Иоахиму было тогда 22 года) стали близкими друзьями.

Иоахим дал Ременьи и Брамсу рекомендательное письмо к Листу, и они отправились в Веймар. Маэстро проиграл с листа некоторые сочинения Брамса, и они произвели на него столь сильное впечатление, что он тут же захотел «причислить» Брамса к передовому направлению — Новонемецкой школе, которую возглавляли он сам и Р. Вагнер. Однако Брамс устоял перед обаянием личности Листа и блеском его игры.

30 сентября 1853 года, по рекомендации Иоахима, Брамс познакомился с Робертом Шуманом, к высокому дарованию которого питал особенное благоговение. Шуман и его жена, пианистка Клара Шуман-Вик, уже слышали о Брамсе от Иоахима и тепло приняли молодого музыканта. Они пришли в восторг от его сочинений и стали самыми стойкими его приверженцами. Шуман весьма лестно отозвался о Брамсе в критической статье в своей «Новой музыкальной газете».

Брамс прожил в Дюссельдорфе несколько недель и направился в Лейпциг, где его концерт посетили Лист и Г. Берлиоз. К Рождеству Брамс прибыл в Гамбург; он покинул родной город безвестным учеником, а вернулся артистом с именем, о котором в статье великого Шумана было сказано: «Вот музыкант, который призван дать самое высокое и идеальное выражение духу нашего времени».

Брамс питал нежную симпатию к Кларе Шуман, которая была на 13 лет старше. Во время болезни Роберта он посылал любовные письма его жене, однако так и не решился сделать ей предложение, когда она овдовела.

Первое произведение Брамса — Соната fis-moll (op. 2) 1852 год. Позже написана соната C-dur (op. 1). Всего 3 сонаты. Также есть скерцо для фортепиано, фортепианные пьесы и песни, изданы в Лейпциге в 1854 году.

Постоянно меняя своё местопребывание в Германии и Швейцарии, Брамс написал целый ряд произведений в области фортепианной и камерной музыки.

В осенние месяцы 1857—1859 годов Брамс служил придворным музыкантом при небольшом княжеском дворе в Детмольде.

В 1858 году снял для себя квартиру в Гамбурге, где по-прежнему жила его семья. С 1858 по 1862 год руководил женским любительским хором, хотя мечтал о месте дирижера Гамбургского филармонического оркестра.

Летние сезоны 1858 и 1859 годов Брамс провёл в Гёттингене. Там он познакомился с певицей, дочерью университетского профессора Агатой фон Зибольд, которой серьёзно увлёкся. Однако, как только речь зашла о браке, отступил. Впоследствии все сердечные увлечения Брамса носили мимолётный характер.

Творчество

Брамс не написал ни одной оперы, однако он работал практически во всех других жанрах.

Брамсом написано более 80 произведений, как то: одноголосные и многоголосные песни, серенада для оркестра, вариации на гайдновскую тему для оркестра, два секстета для струнных инструментов, два фортепианных концерта, несколько сонат для одного фортепиано, для фортепиано со скрипкой, с виолончелью, кларнетом и альтом, фортепианные трио, квартеты и квинтеты, вариации и разные пьесы для фортепиано, кантата «Rinaldo» для соло тенора, мужского хора и оркестра, рапсодия (на отрывок из гётевского «Harzreise im Winter (нем.)русск.») для соло-альта, мужского хора и оркестра, «Немецкий реквием» для соло, хора и оркестра, «Triumphlied» (по поводу Франко-прусской войны), для хора и оркестра; «Schicksalslied», для хора и оркестра; скрипичный концерт, концерт для скрипки и виолончели, две увертюры: трагическая и академическая.

Но особенную славу принесли Брамсу его симфонии. Уже в ранних своих работах Брамс выказал самобытность и самостоятельность. Благодаря упорному труду Брамс выработал собственный стиль. О его произведениях, по общему от них впечатлению, нельзя сказать, чтобы Брамс находился под влиянием кого-либо из предшествовавших ему композиторов. Самой выдающейся музыкой, в которой творческая сила Брамса сказалась особенно ярко и оригинально, является его «Немецкий реквием».

Молодой пианист и дирижер

Дом Брамса в Гамбурге

7 мая 1833 года в семье музыканта Иоганна Якова Брамса, игравшего на рожке и контрабасе в филармонии Гамберга, и Кристины Ниссен родился сын Иоганнес. Первые уроки композиции и гармонии, в самом юном возрасте, будущий композитор получал от отца, который также научил его играть на скрипке, фортепиано и рожке.

Для того, чтобы записывать придуманные мелодии, Иоганнес в 6 лет изобрел собственный метод записи музыки. С 7 лет начал заниматься фортепиано у Ф. Косселя, который через три года передал Брамса своему учителю Эдуарду Марссену.
Первый концерт на публике Брамс дал в 10 лет

Первый концерт на публике Иоганнес дал в 10 лет, исполнив этюд Герца. Принимал участие в камерных концертах произведений Моцарта и Бетховена, зарабатывая на свое обучение. С 14 лет играл на фортепиано в тавернах и танцевальных залах, давал частные уроки музыки, стремясь помочь семье, регулярно испытывавшей финансовые затруднения.

Постоянные нагрузки сказались на молодом организме. Брамсу было предложено взять отдых в Винзене, где он руководил мужским хором и написал для него ряд произведений. По возвращении в Гамбург дал несколько концертов, но, не получив признания, продолжил играть в тавернах, давая уроки игры на фортепиано и сочиняя популярные мелодии.

Истоки цыганских мотивов в музыке композитора

В 1850 году Брамс познакомился с венгерским виолончелистом Эдуардом Ремений, который познакомил Иоганнеса с цыганскими песнями. Влияние этих мелодий просматривается во многих произведениях композитора. В следующие годы Брамс написал несколько произведений для фортепиано и, совместно с Эдуардом, совершил несколько успешных концертных туров.

В 1853 году они встретили немецкого скрипача Йозефа Иоахима, который ввел их в дом Ференца Листа в Веймаре.
Друг Брамса, скрипач Йозеф Иоахим

Лист тепло встретил их, был впечатлен творчеством Брамса и предложил присоединиться к своей группе композиторов. Но Иоганнес отказался, так как не был поклонником музыки Листа. Между тем, Иоахим написал письмо и Роберту Шуману, в котором всячески хвалил Брамса. Это письмо стало лучшей рекомендацией для Иоганнеса.
Брамс, в 1853 году, знакомится с Робертом и Кларой Шуман

Брамс, в том же 1853 году, лично знакомится с семьей Шумана, впоследствии фактически став ее членом. Брамс питал особенное благоговение к высокому дарованию композитора. Шуман и его жена, пианистка Клара Шуман-Вик, тепло приняли молодого музыканта. Энтузиазм Шумана касательно молодого композитора не знал границ, он написал статью, восхваляющую Иоганнеса, и организовал первое издание его композиций. В 1854 году Брамс написал ряд произведений для фортепиано, в том числе Вариации на тему Шумана.

В 1859 году Брамс дает ряд фортепианных концертов

В том же году его вызвали в Дюссельдорф, когда его старший друг пытался совершить самоубийство. Несколько следующих лет он провел с семьей Шумана, оказывая им финансовую помощь. Вновь давал частные уроки фортепиано и совершил несколько концертных туров. Два концерта с певицей Юлией Штокхаузен способствовали становлению Брамса в качестве автора песен.

В 1859 году, вместе с Иоахимом, он дает в нескольких немецких городах фортепианный Концерт в ре-миноре, который был написан годом ранее. Только в Гамбурге его встретили положительно, а затем предложили Иоганнесу работу в качестве дирижера женского хора, для которого он пишет Marienlieder. Через год Брамс услышал, что большинство музыкантов приветствуют экспериментальные теории «новой немецкой школы» Листа. Это привело его в ярость. Он подверг критике в прессе многих из музыкантов-сторонников Листа, и, переехав в Гамбург, похоронил себя в сочинении, почти полностью прекратив выступать публично.

Личная жизнь

Как известно, Брамс был человеком замкнутым, необщительным, имел поразительный талант отталкивать людей от себя, а под конец жизни вовсе порвал всякие связи с новыми знакомыми и старыми приятелями. Именно из-за этого Иоганнесу не удалось завести семью: ни жены, ни детей у него не было. Правда, музыкант страстно любил жену Роберта Клару Шуман, но из уважения к ней и к своему приятелю старался никогда открыто не выказывать ей своих чувств.

Клара Шуман (1857)

Когда композитору исполнилось 26 лет, он понял, что в жизни ему не хватает тихого домашнего очага. Тогда он принял решение о женитьбе на Агате фон Зибольт – молодой аристократке. Иоганнеса как пианиста привлекал её мелодичный голос, светская изящность манер. Но планы расстроились из-за негласной обиды его вечной возлюбленной Клары, разговоров, быстро распространившихся после известия о помолвке.

Агата фон Зибольт

После этого еще более замкнутого в себе Брамса ждал только небольшой роман с Аличей Барби – малоизвестной тогда певицей, а также крепкая дружба с Элизабет фон Герцогенберг. Однако на закате жизни Брамс говорил, что сердце его всегда будет принадлежать только Музыке.

Другой вундеркинд

Детство Брамса было ещё более безрадостным, чем у Шумана. Семья из пяти человек ютилась в тесной квартирке в бедном квартале, пользовавшемся в Гамбурге дурной славой из-за обилия злачных мест. Но у ребёнка рано обнаружилась непреодолимая тяга к музыке. С семи лет он начинает учиться игре на фортепьяно, а с десяти занимается у самого Эдуарда Марксена – лучшего музыкального педагога в Гамбурге. Слава маленького пианиста распространяется среди владельцев увеселительных заведений и трактиров, ему приходится часто играть на танцах в душных прокуренных кабаках.

В апреле 1853 года молодой Брамс, покинув отчий дом, отправляется в путешествие по Германии. В Ганновере он знакомится с Йозефом Иоахимом – знаменитым скрипачом, королевским капельмейстером. Именно Иоахим настоятельно посоветовал Иоганнесу посетить Шумана в Дюссельдорфе и дал ему рекомендательное письмо.

Созидательные знакомства

Несмотря на свою отстраненность и нелюдимость, а может, именно благодаря этим качествам, Иоганнес Брамс завоевал расположение многих талантливых оригинальных личностей. Среди его друзей, ставших для молодого человека опорой, поддержкой и вдохновением, следует обязательно упомянуть венгерских скрипачей Ременьи и Йозефа Иоахима (с последним Иоганнес поддерживал теплые близкие отношения не одно десятилетие). Какую роль сыграли эти люди в жизни и музыке Брамса?

Благодаря рекомендациям Иоахима Ременьи и Брамс познакомились с Ференцем Листом и Робертом Шуманом. Первый был восхищен произведениями Брамса и предложил ему присоединиться к своему сообществу, вошедшему в историю музыкального искусства под названием “Новонемецкая школа”. Однако Иоганнес остался равнодушен к творчеству и исполнению знаменитого композитора-педагога. Он придерживался иного взгляда на музыку и искусство.

Знакомство же с Шуманом стало знаменательной вехой в биографии Брамса. Этот яркий последователь романтизма считался выдающимся композитором и музыкальным критиком. Он писал свои произведения в духе демократических и реалистических тенденций, тесно связанных с традициями немецкой классической музыки.

Роберту Шуману, как и его жене Кларе, пришлись по душе смелые и яркие сочинения Брамса. Он даже похвалил его на страницах своей музыкальной газеты.

Знакомство же с Кларой Шуман – известной пианисткой и влиятельным педагогом – оказало огромное влияние на всю последующую творческую и личную жизнь Брамса. Он восхищался женщиной и был влюблен в нее, он писал для нее и посвящал ей множество своих работ, она играла его сочинения и популяризировала его творения на своих концертах и выступлениях.

Немаловажным эпизодом в творческой биографии Брамса считается и знакомство с известным дирижером и пианистом Гансом фон Бюловом, который в марте 1854 года стал одним из первых, кто публично исполнил сочинение молодого Иоганнеса на очередном своем концерте.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий