Поэзия как основа драматургии
С чего начинает свой путь любой поэт или писатель? Конечно, с написания первых стихов или рассказов. Стихи Бертольда Брехта начали появляться в печати еще в 1913-1914 годах. В 1927 году вышел сборник его стихотворений «Домашние проповеди».
Творения молодого Брехта были пронизаны отвращением к лицемерию буржуазии, ее официальной морали, которая прикрывала подлинную жизнь буржуа с ее неприглядными проявлениями.
Своей поэзией Брехт пытался научить своего читателя по-настоящему понимать те вещи, которые только на первый взгляд кажутся очевидными и понятными.
В то время, когда мир переживал экономический кризис, нашествие фашизма и погружался в кипящий котел Второй мировой войны, поэзия Бертольда Брехта очень чутко реагировала на все происходящее вокруг и отражала все животрепещущие проблемы и вопросы своего времени.
Но и сейчас, несмотря на то что времена изменились, его поэзия звучит современно, свежо и актуально, потому что она настоящая, создана на все времена.
Личная жизнь
Первой супругой немецкого драматурга стала актриса Марианна Цофф. Женщина была старше мужа на 5 лет. В 1923 году у пары родилась дочь — Ханна, тоже посвятившая жизнь актерской профессии.
С первой женой Марианной Цофф
Семья распалась, когда Брехт влюбился в молодую актрису Елену Вайгель. Последняя родила ему сына — Штефана. Официально узаконить отношения молодые решились в 1924 году. Уже через год они стали родителями девочки — Барбары, которая выбрала творческую стезю.
С Еленой Вайгель
В 1919 году мужчина стал отцом внебрачного ребенка — Франка. Его матерью была Паула Банхольцер.
С Паулой Банхольцер
Дух революции
В Германии в то время немцы искали новые пути развития и обустройства государства, и поэтому происходило некое брожение в умах. И вот этот революционный пафос Бертольда очень сильно отвечал духу того настроения в обществе.
За этим последовала новая пьеса Брехта по инсценировке романа Я. Гашека повествующего о приключениях бравого солдата Швейка
Она привлекла внимание зрителей тем, что была буквально напичкана юмористическими житейскими ситуациями, и главное – яркой антивоенной тематикой
Но тут на автора посыпались недовольства фашистов, которые пришли к власти к этому времени. Поэтому к 1933 году рабочие театры Германии оказались под запретом. Срочно был вынужден уехать из страны и Бертольд Брехт.
Биография указывает, что в то время он был женат на известной актрисе Елене Вайгель, и вот вместе с ней он переезжает в Финляндию.
Театр на Таганке
Его театральные постановки шли в тесном контакте со зрителями. Исполнялись песни, иногда зрителей приглашали на сцену и делали их непосредственными участниками пьесы. Такие вещи действовали на людей поразительным образом. И это очень хорошо знал Бертольд Брехт. Биография его содержит еще одну очень интересную деталь: оказывается, московский театр на Таганке начинался тоже с пьесы Брехта. Режиссер Ю. Любимов сделал пьесу «Добрый человек из Сезуана» визитной карточкой своего театра, правда, еще с несколькими другими спектаклями.
Когда окончилась война, сразу возвратился в Европу и Бертольд Брехт. Биография имеет сведения о том, что он поселился в Австрии. Бенефисы и овации были на всех его пьесах, которые он написал еще в Америке: «Кавказский меловой круг», «Карьера Артуро Уи». В первой пьесе он показывал свое отношение к фильму Ч. Чаплина «Великий диктатор» и пытался досказать, то чего не договорил Чаплин.
Последние надежды
Брехт был по-настоящему воодушевлен: он договорился с Завадским о постановке «Мамаши Кураж» в Моссовете. Он пригласил литературоведа Фрадкина в Берлин для знакомства с работой театра Берлинер Ансамбль и даже заключил договор с издательством «Искусство» о публикации нескольких своих текстов. Но всем этим планам так и не суждено было сбыться, как и мечте приехать вместе с Берлинер Ансамбль на гастроли в СССР.
Уже в 1955 Брехт себя плохо чувствовал. Перед отъездом в Москву он написал завещание, где просил не выставлять его гроб публично и не говорить над его могилой прощальных слов. В 1956 у Брехта случилось несколько инфарктов, и 14 августа его не стало. Критик Лев Копелев писал о Брехте: «Мы не торопились ставить драмы Брехта, такого близкого нам по идеологии и морали автора, которого даже его противники были вынуждены были признать самым крупным современным западным драматургом. Почему? Из страха или подозрительности перед оригинальностью произведения?».
Бертольд Брехт: биография и творчество
Однако серьезные перемены произошли после встречи со знаменитым в Германии писателем Леоном Файхвангером. Тот сразу заметил в молодом юноше недюжинный талант и порекомендовал ему заняться вплотную литературой. К этому времени Брехт закончил свою пьесу «Барабаны ночи», которую поставил один из мюнхенских театров.
К 1924 году после окончания университета отправляется покорять Берлин молодой Бертольд Брехт. Биография его указывает на то, что здесь его ждала еще одна удивительная встреча с известнейшим режиссером Эрвином Пискатором. Через год этот тандем создает «Пролетарский театр».
Краткая биография Бертольда Брехта указывает на то, что сам драматург не был богат, и его собственных денег никогда бы не хватило на то, чтобы заказывать и покупать пьесы у известных драматургов. Именно поэтому Брехт решается писать самостоятельно.
Но начал он с переделывания известных пьес, а дальше пошли инсценировки популярных литературных произведений для непрофессиональных артистов.
Биографические сведения
Из биографии Бертольда Брехта доподлинно известно, что родом он из баварского города Аугсбурга, из достаточно богатой семьи, в которой он был первым ребенком. Появился на свет О́йген Бе́ртхольд Фри́дрих Брехт (таково его полное имя) 10 февраля 1898 года.
С шестилетнего возраста в течение четырех лет (1904-1908) мальчик учился в народной школе францисканского монашеского ордена. Затем поступил в Баварскую королевскую реальную гимназию, где наиболее глубоко изучались гуманитарные предметы.
Здесь будущий поэт и драматург учился в течение девяти лет, и на протяжении всего периода обучения его отношения с преподавателями складывались напряженно из-за очень свободолюбивого характера юного поэта.
В собственной семье Бертольд также не находил понимания, отношения с родителями становились все более отчужденными: Бертольд все больше проникался проблемами бедных слоев населения, и стремление родителей к накоплению материальных благ претило ему.
Первой женой поэта стала актриса и певица Марианна Цофф, которая была старше его на пять лет. В молодой семье родилась дочь, которая стала впоследствии известной актрисой.
Второй женой Брехта стала Елена Вайгель, также актриса, у них родились сын и дочь.
Помимо всего прочего, Бертольд Брехт славился также любвеобильностью и пользовался успехом у женщин. У него были и внебрачные дети.
Сталинская премия
Когда Вторая мировая война закончилась, над миром повисла новая угроза – угроза ядерной войны. В 1946 году началось противостояние двух ядерных сверхдержав мира: СССР и США.
Эту войну называют «холодной», но она реально угрожала всей планете. Бертольд Брехт не мог оставаться в стороне, он, как никто, понимал, насколько хрупок мир и что надо приложить максимум усилий для его сохранения, ведь судьба планеты висела буквально на волоске.
В собственной борьбе за мир Брехт сделал упор на активизацию своей общественной и творческой деятельности, посвященной укреплению международных отношений. Символом его театра стал голубь мира, который украшал занавес кулис «Берлинского ансамбля».
Его усилия не пропали даром: в декабре 1954 года Брехт был удостоен Международной Сталинской премии «За укрепление мира между народами». Чтобы получить эту премию, Бертольд Брехт в мае 1955 года прибыл в Москву.
Писателю устроили экскурсию в советские театры, но спектакли разочаровали его: в те дни советский театр переживал не лучшие времена.
В 1930-х Брехт бывал в Москве, тогда этот город за границей был известен как «театральная Мекка», но в 1950-х от его былой театральной славы не осталось ничего. Возрождение театра произошло гораздо позже.
Личная жизнь
Личная жизнь знаменитого драматурга – предмет отдельного исследования многих биографов. Этой работе посвящали свои труды англичанин Джон Фуэджи и россиянин Юрий Оклянский (книга «Гарем Бертольда Брехта»). К примеру, первый автор приводит интересные факты из биографии драматурга, заявляя, что многочисленные любовницы Брехта являются соавторами его произведений, кто-то в большей, а кто-то в меньшей степени.
Бертольд Брехт и Рут Берлау
По его утверждению, «Трехгрошовая опера» на 85% написана переводчицей Элизабет Гауптман, стенографистка Маргарет Штеффин принимала участие в создании «Доброго человека из Сезуана», актриса Рут Берлау помогала со «Снами Симоны Машар».
Так или иначе, документальные доказательства этой теории не существуют, а вот то, что писатель действительно был любвеобильным и близок со многими женщинами – верно. При этом он всю жизнь прожил в законном браке.
Бертольд Брехт и его первая жена Марианна Цофф
Его первой супругой в 1922 году стала актриса и певица Марианна Цофф. Будучи на 5 лет старше, женщина окружила мужа теплом и заботой. В 1923-м у них родилась дочь Ханна, тоже ставшая впоследствии актрисой.
Бертольд Брехт и его вторая жена Елена Вайгель
Поводом для развода с Марианной стала новая страсть драматурга – молодая актриса Елена Вайгель. Она родила Брехту сына Штефана в 1924 году, а официально поженились супруги в 1929-м. В следующем году родилась их дочь Барбара, она тоже пошла по творческим стопам матери.
Бертольд Брехт и Паула Банхольцер
Еще один ребенок Бертольда Брехта, сын Франк – внебрачный. Он родился в 1919 году от Паулы Банхольцер, девушки, в которую Брехт был страстно влюблен.
Детство и юность
Ойген Бертхольд (Бертольд) Брехт родился 10 февраля 1898 года в Аугсбурге, Германия. Отец Бертхольд Фридрих Брехт прошел карьерный путь от торгового агента до директора бумажной фабрики. Мать София Брецинг – дочь начальника железнодорожной фабрики. Ойген стал первенцем семейной пары.
Бертольд Брехт
Чета Брехт была одной из состоятельных в этом маленьком баварском городке. И мальчик рос в традиционной для тех лет буржуазной атмосфере: у родителей была прислуга, у детей – няни, дорогие подарки на Рождество и хорошие домашние учителя. Чуть позже Ойген пошел в народную школу францисканского монашеского ордена, затем поступил в Баварскую королевскую реальную гимназию.
Однако чем взрослее становился Ойген, тем большей неприязнью проникался к этому мещанскому укладу. Конфликты с родителями вскоре переросли в настоящий бунт, позже юноша вообще отдалился от семьи и стал изгоем. Вся эта буря чувств находила выход в поэтическом творчестве. Первые стихи, эссе и рассказы под впечатлением от творчества кумира Франка Ведекинда парень стал писать и печатать в местных журналах еще в гимназии в 1913-1914 годах.
Бертольд Брехт в молодости
В 1917-м Ойген окончил гимназию и поступил на медицинский факультет Мюнхенского университета, но уже через год был призван в армию. Дабы не пускать сына на фронт по причине слабого здоровья, отец Брехта выхлопотал для него место санитара в военном госпитале.
Увидев и услышав (в рассказах раненых) изнанку войны, поэт пишет свое первое резонансное произведение «Легенда о мертвом солдате», в котором в сатирической манере повествует о приключениях солдата, извлеченного из могилы, признанного медкомиссией годным к службе и возвращенного обратно на войну. В считанные дни стихотворение становится популярным и расходится на цитаты.
Возвращение домой
Вернувшись в послевоенную Германию в 1947 году, драматург выбрал местом проживания социалистическую ГДР. Он получил возможность работать без оглядки, запретов и гонений. Первое, что он делает – создает свой театр «Берлинер ансамбль». Первый же спектакль «Мамаша Кураж и ее дети» отмечен Национальной премией ГДР.
Дальнейшее развитие репертуара проходило не без трудностей, Брехта обвиняли то в «формализме», то в «космополитизме» и «пацифизме». Тем не менее, в 1950 году Брехт стал действительным членом Академии искусств ГДР, а в 1954-м – ее вице-президентом. В этом же году он удостоен Международной Сталинской премии «За укрепление мира между народами». Тогда же пишет свое последнее произведение – пьесу «Турандот».
Бертольд Брехт: биография, список книг
В середине 1955 года Брехт в возрасте 57 лет стал чувствовать себя очень плохо, он сильно постарел, ходил, опираясь на трость. Он составил завещание, в котором указал, чтобы гроб с его телом не выставляли на публичное обозрение и не произносили прощальных речей.
Ровно через год весной, работая в театре над постановкой «Жизни Гадилея», Брех на ногах переносит микроинфаркт, затем, к концу лета, самочувствие его ухудшается, а сам он умирает от обширного инфаркта 10 августа 1956 года.
Вот на этом и можно закончить тему «Брехт Бертольд: биография история жизни». Остается только добавить, что за всю свою жизнь этот удивительный человек написал немало литературных творений. Наиболее известные его пьесы, кроме перечисленных выше, это «Ваал» (1918 г.), «Человек есть человек» (1920 г.), «Жизнь Галилея» (1939 г.), «Кавказский меловой» и много-много других.
Биографические сведения
Из биографии Бертольда Брехта доподлинно известно, что родом он из баварского города Аугсбурга, из достаточно богатой семьи, в которой он был первым ребенком. Появился на свет О́йген Бе́ртхольд Фри́дрих Брехт (таково его полное имя) 10 февраля 1898 года.
С шестилетнего возраста в течение четырех лет (1904-1908) мальчик учился в народной школе францисканского монашеского ордена. Затем поступил в Баварскую королевскую реальную гимназию, где наиболее глубоко изучались гуманитарные предметы.
Здесь будущий поэт и драматург учился в течение девяти лет, и на протяжении всего периода обучения его отношения с преподавателями складывались напряженно из-за очень свободолюбивого характера юного поэта.
В собственной семье Бертольд также не находил понимания, отношения с родителями становились все более отчужденными: Бертольд все больше проникался проблемами бедных слоев населения, и стремление родителей к накоплению материальных благ претило ему.
Первой женой поэта стала актриса и певица Марианна Цофф, которая была старше его на пять лет. В молодой семье родилась дочь, которая стала впоследствии известной актрисой.
Второй женой Брехта стала Елена Вайгель, также актриса, у них родились сын и дочь.
Помимо всего прочего, Бертольд Брехт славился также любвеобильностью и пользовался успехом у женщин. У него были и внебрачные дети.
Театр на Таганке
Его театральные постановки шли в тесном контакте со зрителями. Исполнялись песни, иногда зрителей приглашали на сцену и делали их непосредственными участниками пьесы. Такие вещи действовали на людей поразительным образом. И это очень хорошо знал Бертольд Брехт. Биография его содержит еще одну очень интересную деталь: оказывается, московский театр на Таганке начинался тоже с пьесы Брехта. Режиссер Ю. Любимов сделал пьесу «Добрый человек из Сезуана» визитной карточкой своего театра, правда, еще с несколькими другими спектаклями.
Когда окончилась война, сразу возвратился в Европу и Бертольд Брехт. Биография имеет сведения о том, что он поселился в Австрии. Бенефисы и овации были на всех его пьесах, которые он написал еще в Америке: «Кавказский меловой круг», «Карьера Артуро Уи». В первой пьесе он показывал свое отношение к фильму Ч. Чаплина «Великий диктатор» и пытался досказать, то чего не договорил Чаплин.
Лучшие произведения
Творчество Бертольда Брехта начиналось с традиционного написания стихов, песен, баллад. Стихи у него писались, сразу ложась на музыку, свои баллады он сам исполнял под гитару.
Он до конца жизни оставался прежде всего поэтом, свои пьесы он писал также в стихах. Но стихи Бертольда Брехта имели своеобразную форму, были написаны «рваным ритмом». Ранние и более зрелые стихотворные произведения сильно различаются по манере письма, объектам описания, рифма тоже заметно отличается.
За свою не слишком длинную жизнь Брехт написал достаточно много книг, оказавшись довольно плодовитым автором. Среди множества его произведений критики выделяют лучшие. Ниже перечислены книги Бертольда Брехта, которые вошли в золотой фонд мировой литературы.
«Жизнь Галилея» — одно из самых значительных драматических произведений Брехта. В этой драме рассказывается о жизни великого ученого XVII века Галилео Галилея, о проблеме свободы научного творчества, а также об ответственности ученого перед обществом.
Одна из самых известных пьес — «Мамаша Кураж и ее дети». Своей героине мамаше Кураж Бертольд Брехт недаром присвоил такое говорящее прозвище. В этой пьесе повествуется о торговке съестными припасами, маркитантке, которая путешествует, перевозя свой торговый фургон по Европе во времена Тридцатилетней войны.
Для нее происходящая вокруг общечеловеческая трагедия – лишь повод получить доход. Увлеченная своими меркантильными интересами, она не сразу замечает, как война в качестве платы за предоставленную возможность наживаться на страданиях людей отнимает у нее детей.
Пьеса Бертольда Брехта «Добрый человек из Сычуани» написана в форме драматической легенды.
Пьеса «Трехгрошовая опера» с триумфом шла на мировых сценах, считается одной из самых громких театральных премьер столетия.
«Трехгрошовый роман» (1934) – единственное крупное прозаическое произведение знаменитого писателя.
«Книга перемен» — философский сборник притч, афоризмов в 5 томах. Посвящен проблемам нравственности, критике общественного строя в Германии и Советском Союзе. Главным героям своей книги – Ленину, Марксу, Сталину, Гитлеру – автор присвоил китайские имена.
Конечно же, это далеко не полный список лучших книг Бертольда Брехта. Но они самые известные.
Запрещенный писатель
Отношения Бертольда Брехта и Советского Союза всегда были противоречивыми. Казалось бы, что мешало ярому противнику фашизма сблизиться с коммунистами? Ведь писатель одним из первых понял, чем грозит Германии приход к власти Гитлера. Он покинул страну 28 февраля 1933, на следующий день после известного поджога Рейхстага. Его книги оказались в числе тех, что полетели в костер 10 мая того же года — вместе с произведениями Маркса, Генриха Манна и Ремарка. Казалось, Брехт какое-то время и впрямь симпатизировал СССР. По крайней мере, нейтральным, как он сам себя называл, он точно не был.
Брехт возле книжного шкафа. (pinterest.com)
Поэзия как основа драматургии
С чего начинает свой путь любой поэт или писатель? Конечно, с написания первых стихов или рассказов. Стихи Бертольда Брехта начали появляться в печати еще в 1913-1914 годах. В 1927 году вышел сборник его стихотворений «Домашние проповеди».
Творения молодого Брехта были пронизаны отвращением к лицемерию буржуазии, ее официальной морали, которая прикрывала подлинную жизнь буржуа с ее неприглядными проявлениями.
Своей поэзией Брехт пытался научить своего читателя по-настоящему понимать те вещи, которые только на первый взгляд кажутся очевидными и понятными.
В то время, когда мир переживал экономический кризис, нашествие фашизма и погружался в кипящий котел Второй мировой войны, поэзия Бертольда Брехта очень чутко реагировала на все происходящее вокруг и отражала все животрепещущие проблемы и вопросы своего времени.
Но и сейчас, несмотря на то что времена изменились, его поэзия звучит современно, свежо и актуально, потому что она настоящая, создана на все времена.
Лучшие произведения
Творчество Бертольда Брехта начиналось с традиционного написания стихов, песен, баллад. Стихи у него писались, сразу ложась на музыку, свои баллады он сам исполнял под гитару.
Он до конца жизни оставался прежде всего поэтом, свои пьесы он писал также в стихах. Но стихи Бертольда Брехта имели своеобразную форму, были написаны «рваным ритмом». Ранние и более зрелые стихотворные произведения сильно различаются по манере письма, объектам описания, рифма тоже заметно отличается.
За свою не слишком длинную жизнь Брехт написал достаточно много книг, оказавшись довольно плодовитым автором. Среди множества его произведений критики выделяют лучшие. Ниже перечислены книги Бертольда Брехта, которые вошли в золотой фонд мировой литературы.
«Жизнь Галилея» – одно из самых значительных драматических произведений Брехта. В этой драме рассказывается о жизни великого ученого XVII века Галилео Галилея, о проблеме свободы научного творчества, а также об ответственности ученого перед обществом.
Одна из самых известных пьес – «Мамаша Кураж и ее дети». Своей героине мамаше Кураж Бертольд Брехт недаром присвоил такое говорящее прозвище. В этой пьесе повествуется о торговке съестными припасами, маркитантке, которая путешествует, перевозя свой торговый фургон по Европе во времена Тридцатилетней войны.
Для нее происходящая вокруг общечеловеческая трагедия – лишь повод получить доход. Увлеченная своими меркантильными интересами, она не сразу замечает, как война в качестве платы за предоставленную возможность наживаться на страданиях людей отнимает у нее детей.
Пьеса Бертольда Брехта «Добрый человек из Сычуани» написана в форме драматической легенды.
Пьеса «Трехгрошовая опера» с триумфом шла на мировых сценах, считается одной из самых громких театральных премьер столетия.
«Трехгрошовый роман» (1934) – единственное крупное прозаическое произведение знаменитого писателя.
«Книга перемен» – философский сборник притч, афоризмов в 5 томах. Посвящен проблемам нравственности, критике общественного строя в Германии и Советском Союзе. Главным героям своей книги – Ленину, Марксу, Сталину, Гитлеру – автор присвоил китайские имена.
Конечно же, это далеко не полный список лучших книг Бертольда Брехта. Но они самые известные.
Творчество
Брехт-драматург Постановки пьес Б. Брехта в СССР и в России
В СССР первым спектаклем по пьесе Брехта стала «Трёхгрошовая опера», поставленная Александром Таировым в 1930 году в Камерном театре. В 1934 году был издан сборник пьес Б. Брехта, однако в дальнейшем, вплоть до середины 50-х годов, его пьесы в СССР не ставились и не публиковались, лишь во второй половине 50-х их начали переводить. Первый однотомник, в который вошли пьесы, написанные Брехтом в эмиграции, вышел уже в 1956 году и был приурочен к гастролям театра «Берлинер ансамбль».
Пьесы Брехта стали знаковыми для выдающихся советских режиссёров. Так, например, история любимовской «Таганки» началась в 1964 году со спектакля «Добрый человек из Сезуана», а спектакль «Кавказский меловой круг», поставленный знаменитым грузинским режиссёром Роберта Стуруа в 1975 году в Театре им. Шота Руставели, принёс режиссёру мировую известность и по праву считается одной из лучших его работ.
Наиболее известные постановки «Трёхгрошовая опера»
- 1930 — Камерный театр. Постановка Александра Таирова
- 1980 — Московский театр Сатиры. Постановка Валентина Плучека. В роли Мекки Мессера — Андрей Миронов
«Мамаша Кураж и её дети»
- 1960 — Театр им. В. Маяковского. Постановка М. Штрауха. Мамаша Кураж — Юдифь Глизер
- 1972 — Московский театр Сатиры. Постановка Марка Захарова. Художник А. Васильев. В роли Мамаши Кураж — Татьяна Пельтцер
«Карьера Артуро Уи»
1963 — «Большой драматический театр им. М. Горького». Постановка Эрвина Аксера. Художники Э. Старовейская, К. Свинарский; композитор 3. Турский. Роли исполняли: Артуро Уи — Е. Лебедев, Догсборо — В. Полицеймако, Дживола — С. Юрский, Гири — В. Кузнецов, Эрнесто Рома — Е. Копелян, Инна — В. Рецептер, Зазывала — Г. Штиль, Актёр — В. Стржельчик. Премьера состоялась 26 июня
«Жизнь Галилея»
1963 — Театр на Таганке. Постановка Ю. Любимова. Художник Э. Стенберг; музыка к стихам — А. Васильева и Б. Хмельницкого; использована также музыка из произведений Дмитрий Шостаковича. В роли Галилея — Владимир Высоцкий и Александр Калягин,
Брехт — теоретик и режиссёр Основная статья: Эпический театр Режиссёрские работы
- 1931 — «Человек есть человек». Художник Каспар Неер; композитор Курт Вайль — Государственный театр, Берлин
- 1948 — «Господин Пунтила и его слуга Матти» Б. Брехта. Художник Тео Отто (совместно с Куртом Гиршфельдом) — «Шаушпильхауз», Цюрих
- 1950 — «Мамаша Кураж и её дети» Б. Брехта. Художник Тео Отто — «Каммершпиле», Мюнхен
«Берлинер ансамбль»
- 1949 — «Мамаша Кураж и её дети» Б. Брехта. Художники Тео Отто и Каспар Неер, композитор Пауль Дессау (совместно с Эрихом Энгелем)
- 1949 — «Господин Пунтила и его слуга Матти» Б. Брехта. Художник Каспар Неер; композитор Пауль Дессау (совместно с Эрихом Энгелем).
- 1952 — «Мать» Б. Брехта. Художник Каспар Неер; композитор Ганс Эйслер
- 1952 — «Господин Пунтила и его слуга Матти» Б. Брехта. Композитор Пауль Дессау (совместно с Эгоном Монком)
- 1953 — «Катцграбен» Э. Штриттматтера
- 1953 — «Зимняя битва» И. Р. Бехера
- 1954 — «Кавказский меловой круг» Б. Брехта. Художник Карл фон Аппен; композитор Пауль Дессау; режиссёр М. Векверт
- 1956 — «Жизнь Галилея» Б. Брехта. Художник Каспар Неер, композитор Ганс Эйслер (совместно с Эрихом Энгелем)
Сочинения Основная статья: Список сочинений Бертольта Брехта Наиболее известные пьесы
- 1920 — «Барабаны в ночи» (нем. Trommeln in der Nacht)
- 1926 — «Человек есть человек» (нем. Mann ist Mann)
- 1928 — «Трёхгрошовая опера» (нем. Die Dreigroschenoper)
- 1931 — «Святая Иоанна скотобоен» (нем. Die heilige Johanna der Schlachthöfe😉
- 1931 — «Мать» (нем. Die Mutter); по мотивам одноимённого романа А. М. Горького
- 1938 — «Страх и отчаяние в Третьей империи» (нем. Furcht und Elend des Dritten Reiches)
- 1939 — «Мамаша Кураж и её дети» (нем. Mutter Courage und ihre Kinder; окончательная редакция — 1941)
- 1939 — «Жизнь Галилея» (нем. Leben des Galilei, вторая редакция — 1945 год)
- 1940 — «Господин Пунтила и его слуга Матти» (нем. Herr Puntila und sein Knecht Matti)
- 1941 — «Мамаша Кураж и её дети» (нем. Mutter Courage und ihre Kinder)
- 1941 — «Швейк во Второй мировой войне» (нем. Schweyk im zweiten Weltkrieg)
- 1941 — «Карьера Артуро Уи, которой могло и не быть» (нем. Der aufhaltsame Aufstieg des Arturo Ui)
- 1941 — «Добрый человек из Сычуани» (нем. Der gute Mensch von Sezuan)
- 1945 — «Кавказский меловой круг» (нем. Der kaukasische Kreidekreis)
- 1954 — Турандот, или Конгресс обелителей (нем. Turandot oder Der Kongreß der Weißwäscher)
Последние надежды
Брехт был по-настоящему воодушевлен: он договорился с Завадским о постановке «Мамаши Кураж» в Моссовете. Он пригласил литературоведа Фрадкина в Берлин для знакомства с работой театра Берлинер Ансамбль и даже заключил договор с издательством «Искусство» о публикации нескольких своих текстов. Но всем этим планам так и не суждено было сбыться, как и мечте приехать вместе с Берлинер Ансамбль на гастроли в СССР.
Уже в 1955 Брехт себя плохо чувствовал. Перед отъездом в Москву он написал завещание, где просил не выставлять его гроб публично и не говорить над его могилой прощальных слов. В 1956 у Брехта случилось несколько инфарктов, и 14 августа его не стало. Критик Лев Копелев писал о Брехте: «Мы не торопились ставить драмы Брехта, такого близкого нам по идеологии и морали автора, которого даже его противники были вынуждены были признать самым крупным современным западным драматургом. Почему? Из страха или подозрительности перед оригинальностью произведения?».