Некоторые известные работы
Примечание. Поскольку названия картин не принадлежат Брейгелю (придуманы музейными работниками и позднейшими искусствоведами), в разных языковых традициях (и даже в пределах одной традиции) они могут различаться.
- Цикл картин «Перевёрнутый мир»:
- Битва Масленицы и Поста, 1559. Музей истории искусств, Вена
- Детские игры, 1560. Музей истории искусств, Вена
- Нидерландские пословицы, 1559. Берлинская картинная галерея, Берлин
- Падение Икара, 1558. Королевские музеи изящных искусств, Брюссель
- Морской бой в гавани Неаполя, 1558—1562. Galleria Doria Pamphili, Рим
- Триумф смерти, 1562. Музей Прадо, Мадрид
- Падение мятежных ангелов (др. название: Падение восставших ангелов), 1562. Королевские музеи изящных искусств, Брюссель
- Вавилонская башня, 1563. Музей истории искусств, Вена
- На пути в Египет, 1563. Институт искусства Курто, Лондон
- Вино на празднике Святого Мартина, 1563-65. Мадрид
- Путь на Голгофу (др. название: Несение креста), 1564. Музей истории искусств, Вена
- Самоубийство Саула, 1564. Музей истории искусств, Вена
- Поклонение волхвов, 1564. Лондонская Национальная галерея, Лондон
- Христос и женщина, уличённая в прелюбодеянии, 1565. Институт искусства Курто, Лондон
- Цикл картин «Двенадцать месяцев», сюжеты которых основаны на часослове; первоначально содержал 6 или 12 картин, из которых сохранилось только 5:
- Охотники на снегу, 1565. Музей истории искусств, Вена
- Возвращение стада, 1565. Музей истории искусств, Вена
- Сенокос, 1565. Дворец Лобковица в Пражском Граде, Прага
- Жатва, 1565. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
- Сумрачный день, 1565. Музей истории искусств, Вена
- Перепись в Вифлееме, 1566. Королевские музеи изящных искусств, Брюссель
- Свадебный танец, 1566. Институт искусств Детройта, Детройт
- Избиение младенцев, 1566. Музей истории искусств, Вена
- Обращение Савла, 1567. Музей истории искусств, Вена
- Страна лентяев, 1567. Старая пинакотека, Мюнхен
- Крестьянский танец, 1567. Музей истории искусств, Вена
- Крестьянская свадьба, 1568. Музей истории искусств, Вена
- Сорока на виселице, 1568. Гессенский музей, Дармштадт
- Мизантроп, 1568. Музей Каподимонте, Неаполь
- Притча о слепых (др. название: Слепые), 1568. Музей Каподимонте, Неаполь
- Калеки, 1568. Лувр, Париж
Становление художника
Искусствоведы до сих пор спорят о месте и точной дате рождения Питера Брейгеля. Судя по всему, он родился между 1525 и 1530 годами недалеко от города Бреда в Северном Брабанте — провинции современных Нидерландов.
Ещё в детстве Питер попал в Антверпен, где находилась мастерская известного художника Питера Кука ван Альста, который одно время даже считался придворным художником Карла V. Тогда большинство художников, в том числе и учитель Брейгеля, относили себя к романистам. Однако Брейгель с самого начала шел своим путем, не поддаваясь моде. Об этом свидетельствует его ранняя работа «Падение Икара», в которой он вместо красивой романтической легенды показывает неуклюжее утопающее тело на абсолютно бытовом фоне. Вообще, главные герои картин Брейгеля — представители низов, обычные деревенские жители.
Йос де Момпер Младший
Этот художник (1564-1635) работал преимущественно в Антверпене, его работы отличались яркостью и свежестью красок. Вот его картина совместно с Яном Брейгелем Младшим «Деревенский пейзаж с колодцем». Многочисленные фигурки людей, занятых повседневными сельскими заботами, четко выписаны домашние животные.
Ян Ван Кессель Старший «Волк, олень и овечка»
Еще один представитель династии Брейгелей — это Ян ван Кессель Старший (1626-1679). Фамилия у него другая, но он тоже родственник великих Брейгелей. Он был сыном известного антверпенского живописца Иеронима ван Кесселя и Пасхазии Брейгель (дочери Яна Бархатного), племянник Давида Тенирса Младшего. А чтобы вам совсем не запутаться в генеалогическом древе династии Брейгелей, любезный мой читатель, отсылаю вас сюда, потому как всю огромную родословную семейства Брейгелей разместить здесь трудновато.
Родословная семьи Брейгелей
На выставке представлена серия миниатюрных иллюстраций к басням Эзопа Яна ван Кесселя Старшего. Художник был одним из самых ярких предствителей анималистического жанра, который сформировался во фламандской живописи в первой половине XVII века. Он унаследовал склонность своего деда Яна Брейгеля Бархатного к миниатюрной манере живописи на медных пластинах или маленьких дубовых дощечках. И с их помощью создал камерные миниатюры с изображениями животных, рыб, морских гадов, птиц и насекомых.
Ян Ван Кессель Старший «Медведь и пчелы»
Эта династия живописцев создала целый мир, особый и очень привлекательный, мир маленьких живых человечков. Можно долго стоять перед картинами, кстати, они все небольшого размера, любоваться жизнью этих людей. Они полны забот, суетятся, общаются, любят повеселиться. Их мир наполнен домашними животными — лошадьми, коровами, свинюшками, собачками и кошками. Я бы назвала этот мир прекрасной брейгелевской планетой.
Ян Ван Кессель Старший «Лев и вепрь»
Выставка потрясающая, и потому не премину выразить особую благодарность московскому коллекционеру Константину Мауергаузу, представившему произведения Брейгелей Младших на обозрение зрителей в Государственном Музее изобразительных искусств им.А.С.Пушкина.
Ян Брейгель Младший. Аллегория четырех стихий
БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА
Питер Брейгель родился предположительно между 1525 и 1530 годами (точная дата неизвестна). Местом его рождения чаще всего называют город Бреда (в современной нидерландской провинции Северный Брабант) или деревушку Брёгел около этого города.
Свою творческую биографию он начал как график. К середине 1540-х годов он попал в Антверпен, где обучался в мастерской у Питера Кука ван Альста, придворного художника императора Карла V. В мастерской Ван Альста Брейгель работал до самой смерти своего учителя в 1550 году.
В 1551 году Брейгель был принят в антверпенскую гильдию живописцев и поступил на работу в мастерскую к Иерониму Коку, печатавшему и продававшему гравюры. В мастерской Кока художник увидел эстампы с картин Босха, которые произвели на него такое впечатление, что он нарисовал собственные вариации на темы великого художника.
В 1552—1553 годах по предложению Кока Брейгель совершил путешествие во Францию, Италию, Швейцарию, чтобы сделать серию рисунков итальянских пейзажей, предназначенных для репродукции в гравюре. Был потрясён древними памятниками Рима и шедеврами Возрождения, морскими стихиями и живописными гаванями Средиземноморья. Предположительно в Риме он работал с миниатюристом Джулио Кловио.
В 1563 году Брейгель женился на дочери своего учителя Ван Альста, Марии (Майкен).
В 1556 году Брейгель работал в Антверпене для печатной мастерской «Четыре ветра», принадлежавшей нидерландскому издателю Иерониму Коку. По рисункам Брейгеля здесь были изготовлены гравюры «Большие рыбы поедают малых» и «Осёл в школе». Желая угодить вкусам богатых заказчиков, Кок даже не гнушался подделывать подписи на гравюрах. Так, гравюра «Большие рыбы поедают малых» была продана с подписью знаменитого нидерландского художника Иеронима Босха.
В 1557 году Брейгель написал цикл гравюр, иллюстрирующий семь смертных грехов.
В 1563 году переселился с семьёй в Брюссель.
В 1565 году была написана серия «Картины месяцев или времён года», от которой сохранилось всего пять произведений. В позднесредневековых иллюстрированных молитвенниках для знати религиозным текстам часто предшествовал календарь, где на каждый месяц приходилось по страничке. Смена сезонов изображалась чаще всего через призму занятий, соответствующих каждому месяцу. Но у Брейгеля в смене времён года основную роль играет природа, а люди, так же как и леса, горы, вода, животные, становятся лишь частью необозримого ландшафта.
«Возвращение стад. Осень», «Охотники на снегу. Зима» и «Сенокос» — одинакового формата и, возможно, выполнены для одного заказчика. Две другие — «Жатва. Лето» и «Сумрачный день. Весна». Карел ван Мандер называет заказчиком всей серии «Месяцев» богатого антверпенского купца Николаса Йонгелинка, который затем, срочно нуждаясь в крупной сумме денег, отдал все эти картины в залог и так и не выкупил их.
Питеру Брейгелю было около сорока, когда армия испанского герцога Альбы с приказом уничтожить еретиков в Нидерландах вошла в Брюссель. В течение последующих лет Альба приговорил к смерти несколько тысяч нидерландцев. Последние годы жизни прошли в атмосфере террора, насаждаемого Альбой. Об одной из последних работ Брейгеля, «Сорока на виселице», ван Мандер пишет, что: «он завещал жене картину с сорокой на виселице. Сорока означает сплетников, которых он хотел бы увидеть повешенными». Виселицы ассоциировались с испанским правлением, когда власти начали приговаривать к позорной смерти через повешение предикантов, а сам террор Альбы держался почти исключительно на слухах и доносах.
Картина «Избиение младенцев» содержит изображение зловещего человека в чёрном, наблюдающим за исполнением приказа царя Ирода; этот человек очень похож на Альбу; значит, короля Филиппа II художник сравнивает с Иродом.
Художник умер 5 сентября 1569 года в Брюсселе. Похоронен в брюссельской церкви Нотр-Дам де ла Шапель.
Из всех сохранившихся картин Брейгеля около трети находятся в Музее истории искусства в Вене. В России произведений Брейгеля нет.
Биография мастера
Точное время, так же как и точное место рождения этого художника неизвестны. Исследователи его творчества называют период между 1525 и 1530-м годами, а местом рождения считают город Бреда или деревушку Брёгел близ Брабанта.
Он появился на свет в простой крестьянской семье и свое прозвище получил, как тогда и было принято, от названия поселка, но его сыновья получили его уже как полноценную фамилию.
Каким образом и при каких обстоятельствах он попал в Антверпен неизвестно, но достоверно известно, что он учился живописи в мастерской у Питера Кука ван Альста, известного живописца того времени, который пользовался расположением самого короля и писал для королевской галереи.
В 1551 году появилась первая запись, упоминающая о вступлении Питера Брейгеля в гильдию живописцев имени Святого Луки. В это же время он поступил на работу к граверу и живописцу Иерониму Коку, занимавшемуся печатанием и распространением гравюр.
Через год молодой живописец отправился в Италию, поскольку, только посетив эту страну и прослушав курс лекций у итальянских художников можно было считаться полноценным мастером. Там он должен был создать серию гравюр, посвященных итальянским пейзажам и античным памятникам.
Но на юного живописца красоты Италии не произвели особого впечатления, он практически не встречался с художниками, кроме Джулио Кловио, известного миниатюриста, поразившего Питера своими работами, и уже через год вернулся в Нидерланды.
Вскоре после возвращения (1555-1558) он предлагает широкой публике свое первое большое полотно «Падение Икара». Картина изображает гибнущего молодого Икара в пучине морской, ее можно рассматривать как предупреждение о ом, что человек не может совершить то, что доступно лишь Богу.
Падение Икара
На картине Брейгеля стоят и смотрят на падение героя пастух, рыбак и крестьянин. Но они не восхищаются смелостью и удалью мифологического персонажа, они полностью поглощены своими делами.
В творчестве и молодого, и более зрелого Брейгеля будет постоянно прослеживаться вопрос: люди – слепы и глухи к чужим страданиям или они полностью подчинены воле Бога и не могут мыслить и действовать самостоятельно? Это время Питер продолжает работать в граверной мастерской «Четыре ветра», где по его эскизам были создано много известных доныне гравюр. Но хозяин мастерской не гнушался мошенничества, он подделывал подписи знаменитых художников под своими произведениями. Так, например, под гравюрой, выполненной по рисунку Брейгеля «Большие рыбы поедают малых», был поставлен автограф самого Иеронима Босха.
Большие рыбы поедают малых
Здесь же в 1557 году мастер создает свою знаменитую подборку гравюр «Семь смертных грехов», изображающих проявления этих людских пороков в безобразном и отталкивающем виде.
В 1563 году Питер сочетается браком по самой страстной любви с дочерью своего учителя ван Альста — Марии или Майкен, как ее называли, и с молодой женой они переселяются в Брюссель.
Здесь в 1565 году Питер нарисовал серию картин для календаря, посвященных разным месяцам года. От этой серии до наших дней сохранилось только пять полотен, на которых запечатлены пейзажи, посвященные разным временам года.
Питер Брейгель был уже состоявшимся художником, когда в Нидерланды вошла армия под управлением герцога Альбы, и на его Родине воцарился террор и страх перед властью и жестокими иноземцами. Альба за время своего правления приговорил к позорной казни через повешение более сорока тысяч еретиков. Все приговоры суда строились на слухах и доносах.
В это время Брейгелем пишется картина «Сорока на виселице», в которой он прямо указывает на свое желание уничтожить всех болтливых «сорок», которые своими словами привели людей к смерти.
Умер живописец, не дожив до старости, в 1569 году там же, где и жил, в Брюсселе, там он и похоронен в церкви Нотр Дам де ла Шапель.
Более трети сохранившихся полотен Питера Брейгеля Старшего находятся в музеях Вены. В нашей стране полотен этого художника нет.
Путешествие и переезд
В 1550 году умер учитель Брейгеля, после чего, немного поработав в гравюрной мастерской, он решился на грандиозное путешествие по Европе. Брейгель объехал Францию, Швейцарию и Италию, осматривая древнеримские памятники и средиземноморские гавани.
После продолжительного путешествия Брейгель женился на дочери своего учителя и вместе с ней уехал в Брюссель, где и прошла наиболее продуктивная часть его жизни. В Брюсселе Брейгель пишет «Путь на Голгофу», «Падение мятежных ангелов», «Избиение младенцев» и ряд других известных картин.
Исследователи творчества Брейгеля отмечают, что тот никогда не брался за заказные портреты и никогда не изображал обнаженных людей. Единственный портрет, который, вероятнее всего, выполнил Брейгель, — это изображение бедной крестьянки с грубыми чертами лица.
Картина «Слепые», Питер Брейгель-старший
Сюжет основан на притче из Библии, которая гласит, что если слепец ведет слепого, то они обязательно попадут в яму.
На картине, двигаясь цепью и держась один за другого, медленно идут слепые. Исследования показали, что каждый ослеп от разных причин, так детально изобразил художник незрячие глаза. Каждый из них поднял голову, полагаясь не на зрение, а на обоняние и слух. Поводырь уже упал в пруд. Следующий уже запнулся за него. Третий вот-вот оступится. Остальные пока ни о чем не подозревают, но скоро все будут вместе. Художник сумел изобразить нарастание падающего движения. Никто не придет им на помощь. Не спасет от неминуемой гибели в пруду. Их гибель предначертана. На лицах – беспомощность и ужас. В центр мира живописец поставил судьбы живых людей, о которых никто не пожалеет. Так и зрячих, которые, кажется, видят дорогу, провидение ведет зачастую в пропасть.
Картина «Сорока на виселице» написана перед смертью художника. Она завершает его творчество, наполненное духовными исканиями.
Самые известные картины Яна Брейгеля Старшего
Картины Яна Брейгеля Старшего отличаются особым колоритом и техникой. Они выглядят роскошно и будто переливаются — отсюда и прозвище Бархатный. Вот несколько лучших произведений:
- «Рыбный базар (Призвание апостолов Петра и Андрея)» (1608) — формально это библейская сцена, но для автора это лишь повод изобразить прекрасный пейзаж с морем.
- «Лесной пейзаж» (1605-1610) — творчество Брейгеля включает разнообразные природные виды, но именно лесные считаются наиболее удачными. Лес на картине настолько густой, что небо почти не просматривается.
- «Вступление животных в Ноев ковчег» (1613) — яркий пример «райского пейзажа» — разработанного автором поджанра с мирно соседствующими европейскими и экзотическими животными.
- «Цветы в терракотовой вазе» (1620) — глядя на этот натюрморт, легко понять, почему автора прозвали «цветочным». Среди десятков цветов каждый уникален и непохож на другие.
Некоторые известные работы
Примечание. Поскольку названия картин не принадлежат Брейгелю (придуманы музейными работниками и позднейшими искусствоведами), в разных языковых традициях (и даже в пределах одной традиции) они могут различаться.
- Цикл картин «Перевёрнутый мир»:
- Битва Масленицы и Поста, 1559. Музей истории искусств, Вена
- Детские игры, 1560. Музей истории искусств, Вена
- Нидерландские пословицы, 1559. Берлинская картинная галерея, Берлин
- Падение Икара, 1558. Королевские музеи изящных искусств, Брюссель
- Морской бой в гавани Неаполя, 1558—1562. Galleria Doria Pamphili, Рим
- Триумф смерти, 1562. Музей Прадо, Мадрид
- Падение мятежных ангелов (др. название: Падение восставших ангелов), 1562. Королевские музеи изящных искусств, Брюссель
- Вавилонская башня, 1563. Музей истории искусств, Вена
- На пути в Египет, 1563. Институт искусства Курто, Лондон
- Вино на празднике Святого Мартина, 1563-65. Мадрид
- Путь на Голгофу (др. название: Несение креста), 1564. Музей истории искусств, Вена
- Самоубийство Саула, 1564. Музей истории искусств, Вена
- Поклонение волхвов, 1564. Лондонская Национальная галерея, Лондон
- Христос и женщина, уличённая в прелюбодеянии, 1565. Институт искусства Курто, Лондон
- Цикл картин «Двенадцать месяцев», сюжеты которых основаны на часослове; первоначально содержал 6 или 12 картин, из которых сохранилось только 5:
- Охотники на снегу, 1565. Музей истории искусств, Вена
- Возвращение стада, 1565. Музей истории искусств, Вена
- Сенокос, 1565. Дворец Лобковица в Пражском Граде, Прага
- Жатва, 1565. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
- Сумрачный день, 1565. Музей истории искусств, Вена
- Перепись в Вифлееме, 1566. Королевские музеи изящных искусств, Брюссель
- Свадебный танец, 1566. Институт искусств Детройта, Детройт
- Избиение младенцев, 1566. Музей истории искусств, Вена
- Обращение Савла, 1567. Музей истории искусств, Вена
- Страна лентяев, 1567. Старая пинакотека, Мюнхен
- Крестьянский танец, 1567. Музей истории искусств, Вена
- Крестьянская свадьба, 1568. Музей истории искусств, Вена
- Сорока на виселице, 1568. Гессенский музей, Дармштадт
- Мизантроп, 1568. Музей Каподимонте, Неаполь
- Притча о слепых (др. название: Слепые), 1568. Музей Каподимонте, Неаполь
- Калеки, 1568. Лувр, Париж
Путешествия
Иероним Кок предложил Брейгелю отправиться в путешествие по странам Европы, чтобы набраться опыта в написании пейзажей. В 1552–1553 гг. нидерландский художник колесил по Европе, побывав в Италии, Франции, Швейцарии.
Особенно сильное впечатление на Брейгеля произвела Италия с её древней архитектурой, шедеврами эпохи Возрождения, живописными морскими пейзажами и шумными гаванями. Именно в Италии Брейгель написал одно из первых знаменитых своих произведений — «Пейзаж с Христом и апостолами».
В итальянский период Питер Брейгель тесно сотрудничал с известным мастером Джулио Кловио, который славился своими миниатюрами, украшавшими религиозные книги и рукописи.
После окончания путешествия Брейгель вернулся в Антверпен. Он вновь стал работать в мастерской Иеронима Кока, работая над гравюрами на самые разные темы.
Картины «Сборщик налогов» и «Невеста»
Питер Брейгель-младший создавал яркие, энергичные, смелые, своеобразные работы, построенные на идиомах, которые трудно буквально перевести для иностранца.
Еще одна оригинальная работа Брейгеля находится в музее Метрополитен. Это «Невеста». Известно по крайней мере пять ее авторских версий. Картина изображает старинный весенний фламандский обычай выбора королевы на Троицу и венчание ее венком из цветов, собранных в полях детьми. И по стилю, и по колориту картина явно отличается от работ отца. В картине используются такой яркий цвет, как киноварь, а также богатейшие сине-зеленые оттенки. На полотне видна цельность композиции и рисунка. В Национальной галерее в Праге также можно найти его четыре работы, но поскольку на протяжении всей жизни его стиль не менялся, то бывает трудно достоверно сказать, является ли какая-либо работа оригинальной и самостоятельной или это одна из копий потерянной работы его отца.
Личная жизнь
Из краткой биографии Питера Брейгеля известно, что личная жизнь художника сложилась очень счастливо. Его избранницей стала Мария, дочь бывшего наставника Кука ван Альста.
В этом браке родилось трое детей. Два сына художника, Питер Брейгель Младший и Ян Брейгел Старший, пошли по стопам отца и стали известными художниками. Интересно, что и внуки мастера связали свои судьбы с живописью. В дальнейшем, во избежание путаницы, Питера Брейгеля за его слабость к деревенским сюжетам стали называть «Мужицким».
Питер Брейгель скончался 9 сентября 1569 года. Причиной смерти живописца стало неизвестное заболевание.
Питер Брейгель Младший
Питеру Младшему было всего пять лет, когда умер его отец. И свое художественное образование он получил у своей бабки, миниатюристки Марии Верхюлст в Брюсселе. Сыновья Питер и Ян Брейгель делали в мастерских копии картин своего гениального отца. Они были художниками талантливыми, поэтому их работы пользовались популярностью.
Питер Брейгель Младший. Посещение крестьянского дома
В картине Питера Брейгеля Младшего «Посещение крестьянского дома» (1611) пара богатых горожан приходит к многодетному крестьянскому семейству. Сюда, по всей видимости, отдан на воспитание их незаконнорожденный ребенок. Особо советую вам посмотреть на феноменальную картину художника «Перепись населения в Вифлееме», о которой я рассказывала после посещения выставки ГМИИ из Княжества Лихтенштейн.
Питер Брейгель Младший. Деревенский адвокат (Крестьяне у сборщика налогов)
В подавляющем большинстве случаев Питер Брейгель Младший вдохновлялся работами своего отца, чего нельзя сказать о его картине «Деревенский адвокат (Крестьяне у сборщика налогов)». В картине художник подчеркивает насмешливое отношение крестьян к юристам, а вернее, к тем, кто у них деньги отбирает.
Питер Брейгель Младший. Бобовый король
Бобовый король
Работа Питера Брейгеля Младшего «Бобовый король (Король пьет!)» (1620) более шестидесяти лет находилась в частном собрании в Барселоне. Зритель оказывается вовлеченным в веселую шумную пирушку. День трех королей — популярный в католических странах , отмечаемый вечером 6 января. Накануне праздника пекли большой пирог, в который прятался боб, символ Рождественской звезды.
Питер Брейгель Младший. Бобовый король, фрагмент
В начале застолья, после службы в храме, пирог торжественно разрезали по числу гостей. Обнаруживший в своем куске боб провозглашался королем. На голову счастливчику надевали бутафорскую корону, ему оказывали всяческие почести и беспрекословно повиновались.
Питер Брейгель Младший. Невеста Духова дня
Немалый интерес представляет картина Питера Брейгеля Младшего «Невеста Духова дня (Дня Святой Троицы)». Стоя перед ней, хочется подробно рассмотреть всех ее персонажей. А сюжет такой: в день празднования Святой Новозаветной Троицы христиане, надев свои лучшие костюмы, вспоминали о сошествии Святого Духа на апостолов. Организовывалось шествие, возглавляемое маленькой девочкой в платье невесты и с короной на голове. Дети славили Святую Троицу, переходили от дома к дому и выпрашивали у взрослых гостинцы.
Ян Брейгель Старший. Букет из ирисов, тюльпанов, роз, нарциссов и рябчиков в глиняной вазе
PS.
Подведём итог про Брейгеля:
Брейгель – это художник-философ. Его нужно не рассматривать, а “читать”.
В его картинах сочетается нравоучение и любовь к жизни.
Брейгель НЕ был последователем Босха.
Брейгель уникален. Потому что главные герои его картин – простые люди. На это отважатся лишь 300 лет спустя Милле и Ван Гог.
Брейгель – гениальный художник.
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Ян Брейгель Старший
Ян Брейгель Старший, Бархатный, (1568-1625) учился в Брюсселе, работал в Неаполе, Риме и Милане, затем в Антверпене, был великолепным живописцем и рисовальщиком. На выставке представлен эффектный, необычайно тонко и тщательно исполненный натюрморт с букетом, составленным из цветов разной формы и окраски, в глиняной вазе.
Ян Брейгель Младший. Букет цветов в вазе
Ян Брейгель Младший
Изображения цветочных букетов в религиозных сценах появились в европейской книжной миниатюре и живописи позднего Средневековья. Они создавали символическую композицию с Мадонной и Младенцем. А также сцены Благовещения, где ирисы и белые лилии иносказательно говорили о непорочности Девы Марии. Современникам художника были хорошо известны слова Эразма Роттердамского о двойном удовольствии, получаемом от изображения яркого цветка. Ведь здесь преклонение перед мудростью Природы соединяется с восхищением мастерством живописца.
Ян Брейгель Младший. Прибрежный пейзаж с фигурами на берегу
Что было делать в начале жизни Яну Брейгелю Младшему (1601-1678), имея таких гениальных родственников. Он стал учеником известного антверпенского живописца Яна Брейгеля Старшего (Бархатного), своего отца. А в 1622 году, следуя примеру отца и деда, он направился в Италию, работал в Милане и в Палермо. Там встретился с другом детства Антонисом ван Дейком.
Ян Брейгель Младший. Деревенский пейзаж
Искусство Младшего Брейгеля
В 1625 году художник возвратился в Антверпен в связи со смертью отца и необходимостью возглавить семейную мастерскую. В Вене и Париже Ян Брейгель Младший создавал произведения для венценосных заказчиков, был соавтором работ многих антверпенских мастеров, в том числе Рубенса. У Яна Брейгеля Младшего было одиннадцать детей, и пятеро из них: Ян Петер, Абрахам, Филипс,Фердинанд и Ян Баптист, также были живописцами. Они обязательно принимали участие в деятельности семейной мастерской.
Ян Брейгель Младший (1601–1678). Большой букет из лилий, ирисов, тюльпанов, орхидей и пионов в вазе, декорированной изображениями Амфитриты и Цереры
Ян Брейгель Младший в своих картинах приближается к непревзойденному качеству миниатюрной живописи. В них прослеживается настойчивое стремление увидеть в обыденном пейзажном мотиве нечто исключительное и загадочно-привлекательное. Художник достигает этого изящным рисунком деталей. Уровень живописного мастерства Яна Брейгеля Младшего был очень высоким.
Ян Брейгель Младший. Большой букет (Фрагмент)
Живописное мастерство
Картина «Большой букет из лилий, ирисов,тюльпанов, орхидей и пионов в вазе, декорированной изображениями Амфитриты и Цереры» Яна Брейгеля Младшего считается самой большой по размерам работой мастера. Обилие нескольких разновидностей роз, примул, васильков, нарциссов и других белых, красных и синих цветов давало возможность зрителям XVII века искать символику изображений. Цветы намекают на то, что красота материального мира преходяща, а мастерски написанная керамическая ваза — на бренность всего земного. Ваза украшена овальными медальонами с фигурами лежащих Амфитриты и Цереры, языческих богинь Воды и Земли, двух важнейших веществ, необходимых для жизни цветов.
Ян Брейгель Младший. Аллегория вкуса
Картина «Аллегория вкуса» Яна Брейгеля Младшего изобилует множеством аллегорических деталей. За столом, уставленным яствами, сидит женщина с чашей вина, ее угощает рогатый сатир. Рядом стоит большое блюдо с устрицами. Устрицы считались в ту пору деликатесом, как и вино, стимулирующим сексуальную потенцию. Кажется, это мнение бытует и в наше время.
Йос Де Момпер Младший и Ян Брейгель Младший «Деревенский пейзаж с колодцем»
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА
Первоначально фамилия художника писалась Brueghel (это написание сохранилось у фамилий его детей), однако с 1559 года он начал подписывать свои картины Bruegel.
Насколько известно, Брейгель не писал заказных портретов и обнажённых фигур. Из портретов, приписываемых Брейгелю, только один несомненно принадлежит ему. Это картина «Голова крестьянки» 1564 года. Наверняка художник не имел недостатка в просьбах написать портреты своих современников, но судя по всему, Брейгель подобных заказов не принимал.
Чтобы не путать Питера Брейгеля с его сыном — тоже живописцем, Старшего позднее окрестили Брейгелем Мужицким.
«Триумф смерти» (около 1562)
На дальнем плане – выжженная земля, полыхают огни пожаров. Все застилает едкий дым. Смерть размножилась, ее костлявые скелеты мелькают везде. Кажется, что Апокалипсис уже наступил. В самом отдалении человека приготовили к колесованию. Поодаль стоят виселицы с повешенными. Осужденных утопить уже одели в белые саваны и спускают на воду. Многим отрубают головы. Смерть с косой уничтожает все на своем пути. Ее подруга в верхнем левом углу бьет в колокола, вещая, что миру пришел конец. В нижнем правом углы картины кавалер играет даме на лютне, предпочитая не замечать стоящую рядом смерть, забирающую их соседку по пиршественному столу. Напротив них, в левом углу, приходит конец королю с короной, в доспехах, в алом плаще, подбитом горностаем. Скелет, стоящий рядом, показывает на песочных часах, как время его жизни утекает. Простой народ и аристократы – все равны перед смертью.