Брюсов Валерий Яковлевич

Жизнь в начале ХХ века

В сообщениях о Брюсове нельзя не упомянуть ХХ век. Поэт начинает сближаться с единомышленниками-символистами. Среди них — Мережковский, Гиппиус, Сологуб. «Северные цветы» — это плод тесной дружбы. С этого момента символизм укрепился в роли литературного течения.

Настоящую известность поэта Валерий обрел в 1900 году с публикацией книги «Третья стража», что открыла новый период литературной деятельности. В сборнике отведено большое место исторической и мифологической поэзии. В последующих изданиях поэт отходит от мифологии и приближается к урбанизму. Например, в Tertia Vigilia.

Он начинает исследовать в своих произведениях:

  • жизненные циклы мегаполиса;
  • раскрывать социальные интересы и противостояния;
  • описывать городские достопримечательности, мельчайшие составляющие города.

С приходом сложных времен Русско-Японской войны и I русской революции позитивное настроение в его творчестве гаснет. Им начинают управлять страхи о гибели мира, падении искусства, творчество Брюсова насквозь прониклось пессимизмом.

После недолгого душевного и творческого спокойствия в 1914 происходит одно из главных событий в жизни Валерия, которое отражается на его работах. Он отправляется на фронт в качестве военного корреспондента, поскольку грянула Первая мировая война. В тот же час происходит писательский кризис поэта. Он занялся публикацией статей на военную тематику, поднимая житейские проблемы.

В мае 1915 Валерий вернулся домой. Под негативным впечатлением войны в целом, имея большое разочарование от происходящего на фронте и в самой стране, пишет критические стихотворения, которые не были изданы в то время. Характеристика в СМИ его как поэта падает.

Литературные критики 1916—1917 годов пишут об утрате Брюсовым техники написания поэзии, чрезмерном самовосхвалении и о потере таланта в целом. С приходом большевиков к власти вследствие революции 1917 года он участвует в известных издательских организациях Москвы, стремиться поспеть везде и повсюду. Руководит комитетом по регистрации печати в 1917—1919 годах, а с 1918 по 1919 заведует Московским библиотечным отделом.

В 1919—1921 годах во Всемирном союзе поэтов Брюсов избран председателем президиума, что позволило ему заведовать вечерними собраниями московских поэтов. С 1920 получил членство в РКП (б). Начал работать в Государственном издательстве, получил членство в Государственном ученом совете, стал профессором Московского государственного университета с 1921 года. В том же году основал и возглавил Высший литературно-художественный институт.

Кроме того, поэт входил в Московский совет. Большая советская энциклопедия также содержит частичку Валерия Брюсова, поскольку он участвовал в сочинении первого издания.

https://youtube.com/watch?v=GJRw3Up-PtI

Личная жизнь

Публицист Дмитрий Быков говаривал, что трудно найти в русской литературе репутацию хуже брюсовской. Действительно, некоторые современники и литературные критики считали Валерия Яковлевича самовлюбленным и заносчивым человеком. Это неудивительно, ведь свое первое собрание стихотворений, вышедшее в 1895 году, автор без зазрения совести назвал «Шедеврами» («Chefs d’oeuvre»), к тому же стоит вспомнить предисловие к этому сборнику, где Валерий Яковлевич заявляет, что его труд принадлежит вечному искусству.

Валерий Брюсов с женой

Да и в сборнике «Urbi et Orbi» много надуманного самообожания, которое писатель выставлял на суд читателей открыто, не приправляя излишними метафорами. Но как бы то ни было, стоит сказать, что Валерий Яковлевич оказал колоссальное влияние на своих последователей, выступая в роли учителя для учеников, которые в своем творчестве старались подражать манере мэтра. И если для критиков он слыл тщеславным, то коллеги по цеху считали Брюсова путеводной звездой, жрецом культуры.

Валерий Брюсов с воспитанником Колей

К таким относятся не только символисты, но и акмеисты (например, Николай Гумилев, Михаил Зенкевич, Осип Мандельштам), а также футуристы (Вадим Шершеневич и Борис Пастернак).

Что касается личной жизни, то Валерий Яковлевич Брюсов женат только один раз: в 1897 году писатель сделал предложение руки и сердца чешке по происхождению Иоанне Рунт, которая ответила согласием. Влюбленные прожили рука об руку до самой смерти, а Иоанна была как верной женой, так и музой, вдохновляющей поэта на новые произведения. Детей в семье Брюсовых не было.

Литературно-историческая и переводческая деятельность

В 1898 году Валерий Брюсов, творчество которого известно всем почитателям символизма, познакомился с П. И. Бартеневым. Последний возглавлял редакцию журнала «Русский архив». Так началось их многолетнее сотрудничество, во время которого Валерий занимался комментаторской, публикаторской и литературно-исторической работой. Также на протяжении всей своей жизни Брюсов делал художественные переводы (Т. Готье, О. Уайльд, М. Метерлинк, С. Малларме, П. Верлен, Э. По, Э. Верхарн, И. В. Гёте, Дж. Байрон, армянские поэты, античные авторы и др.). От начала первых работ и до последних переводческая манера Валерия заметно изменилась – переросла от вольных переложений до принципиального буквализма.

Детство и юность

Мэтр русского символизма родился холодным зимним днем 1 (13) декабря 1873 года в самом сердце России. Будущий поэт рос и воспитывался в зажиточной купеческой семье вместе с сестрой Надеждой, которая стала профессором Московской консерватории.


Поэт Валерий Брюсов

У Валерия Яковлевича интересная родословная. Его дедушка по отцовской линии, Кузьма Андреевич, был крепостным помещика Брюса и за два года до отмены крепостного права – реформы, проведенной Александром II, – выкупился на волю и начал свое торговое дело. Благодаря упорству и трудолюбию, Кузьма Андреевич выбился из грязи в князи и приобрел двухэтажный особняк на Цветном бульваре в Москве.

По линии матери дедушкой литератора был Александр Яковлевич Бакулин, известный современникам как поэт-баснописец и автор сборника «Басни провинциала». Возможно, именно этот человек оказал влияние на Валерия Яковлевича.


Валерий Брюсов в детстве и юности

Что касается отца Валерия, то Яков Кузьмич был фигурой загадочной и неоднозначной, сочувствовал идеям революционеров-народников, которые, движимые социалистическими идеями Герцена, всеми способами хотели приблизиться к интеллигенции и найти свое место в мире. Глава семейства был человеком азартным: увлекшийся лошадиными скачками, Брюсов-старший мигом просадил все состояние на ставках и чуть не остался без гроша в кармане.

Примечательно, что родители Брюсова не были набожными людьми, они не занимались воспитанием своего отпрыска, но зато оберегали его от «религиозных сказок». Таким образом, будущий поэт знал о натуралистических идеях Дарвина куда больше, чем о подробностях бытия царя Соломона и распятия Иисуса Христа.


Валерий Брюсов в молодости

Валерий Яковлевич рано пристрастился к литературе. Вместо того чтобы играть с мальчишками во дворе, будущий автор стихотворения «Грядущие гунны» проводил время за чтением классических произведений и бульварных романов, можно сказать, что юноша проглатывал книги одну за другой. Даже научные статьи, попадавшиеся случайно в руки Брюсова, не оставались без должного внимания.

Фаворитами Валерия были автор приключенческой литературы, подаривший миру «Капитана Немо», Жюль Верн и писатель, сочинивший «Всадника без головы», Томас Майн Рид. Также известно, что Валерий Яковлевич получил блистательное образование, он учился в двух престижных гимназиях, а в последние годы пребывания на школьной скамье начал проявлять интерес к царице наук – математике – и успешно решал самые сложные уравнения и задачи.


Валерий Брюсов

Возможно, имя Брюсова стояло бы наравне с Архимедом, Франсуа Виетом и Рене Декартом, однако молодой человек выбрал другой, творческий, путь. Заслужив аттестат зрелости, молодой человек продолжил получать образование и стал студентом Московского университета им. Ломоносова – учился на историко-филологическом факультете.

Краткая биография

  1. В 1893 г. молодой Брюсов, очарованный французскими поэтами (Верленом, Бодлером, Малларме), решает посвятить себя распространению символизма в России, о чём пишет в письме Верлену.
  2. В том же году Валерий начинает учиться в Московском университете на историко-филологическом факультете.
  3. В 1894 г. начинающий автор познакомился с другими поэтами-символистами, из которых сильнее всего сдружился с Константином Бальмонтом.
  4. В 1894-95 гг. молодой поэт выпускает сборник «Русские символисты», состоящий из 3-х томов. В них вошли стихи Брюсова (под разными псевдонимами), Миропольского, Добролюбова и др. В последний том вошёл брюсовский моностих, состоящий из одной строки: «О закрой свои бледные ноги». За это стихотворение автора и всех новоиспечённых символистов критики подняли на смех. В прессе вышло огромное количество едких рецензий по этому поводу.
  5. В 1895 г. вышел сборник Брюсова под названием «Chefs d’oeuvre» («Шедевры»). Само название уже вызвало негативную реакцию у критиков и публики, поэта обвиняли в самовлюблённости.
  6. Спустя 2 года выходит новый брюсовский сборник «Me eum esse» («Это я»). В нём, как и в первом, преобладающими темами стихов является отстранённость поэта от «внешнего мира», одиночество, холодность к людям.
  7. В 1899 г. Валерий оканчивает университет и устраивается на работу в журнал «Русский архив» П. И. Бартенева.
  8. В то же время вместе с меценатом Сергеем Поляковым и поэтом Юргисом Балтрушайтисом Брюсов основывает издательство для представителей «нового искусства» и придумывает ему название – «Скорпион».
  9. Следующая книга поэта «Tertia Vigilia» («Третья стража») вышла в «Скорпионе» в 1900 г. и была посвящена другу автора – К. Бальмонту. Именно в этом сборнике в стихах Брюсова появляется урбанистическая тема. Он воспевает новую городскую культуру.
  10. В 1903 г. Брюсов выпустил сборник «Urbi et Orbi» («Граду и миру»), в котором наиболее ярко проявляются идеи «новой поэзии» и поэтическое искусство автора.
  11. С 1904 г. начинает выходить литературный ежемесячный журнал «Весы». Выпуском журнала руководит Брюсов. Журнал стал самым авторитетным модернистским изданием в России и выпускался до 1909 г.
  12. В декабре 1905 г. издаётся новый сборник «Венок». В него вошли стихи, написанные в период Первой русской революции.
  13. С 1908 г. Брюсов был директором литературно-художественного кружка в Москве.
  14. В Первую мировую войну поэт работал военным корреспондентом от «Русских ведомостей».
  15. Постепенно, с 1910 г., брюсовские стихи, выходящие в новых сборниках, становятся слабее, поэт часто прибегает к само повторам. Исследователи считают время 1910-1916 гг. периодом творческого кризиса поэта.
  16. В 1913 г., как попытка справится с кризисом, выходит экспериментальный сборник Брюсова – литературная мистификация «Стихи Нелли».
  17. В 1915 г. Брюсову заказали подготовить сборник армянской поэзии. Валерий Яковлевич целиком погрузился в работу, контролировал все этапы подготовки книги, перевёл множество стихотворений армянских поэтов, изучал культуру и историю страны. За свой фундаментальный труд поэт в 1923 г. был удостоен звания народного поэта Армении.
  18. После революции Брюсов работал чиновником в Комитете по регистрации печати, потом в Московском библиотечном отделе, в Государственном издательстве и ряде других учреждений.
  19. В 1919 г. Валерий Яковлевич вступил в коммунистическую партию.
  20. С 1919 по 1921 г. возглавлял Президиум Всероссийского союза поэтов, проводил московские поэтические вечера.
  21. С 1921 г. стал профессором Московского государственного университета.
  22. В 1921 г. Валерий Брюсов по предложению А. Луначарского организовал Высший литературно-художественный институт (ВЛХИ) и стал его ректором и профессором.
  23. 10.1924 Валерий Яковлевич Брюсов скончался, заболев воспалением лёгких.

Детство и юность

Брюсов Валерий Яковлевич родился 01 (13-го по новому стилю) декабря 1873 г. в Москве в купеческой семье.

Отец будущего поэта, Яков Кузьмич, был сыном бывшего крепостного, сумевшего получить «вольную» и разбогатеть на торговле пробкой. Яков Кузьмич писал стихи, и некоторые из них даже печатали в журналах. Мать, Матрёна Александровна, была дочерью поэта-баснописца Александра Бакулина.

Родители Валерия были атеистами и сторонниками принципов рационального воспитания. Мальчику не разрешали читать сказки и религиозные книги, а в подарок вместо игрушек он часто получал наборы для физических и химических опытов. Зато на научную и другую литературу ограничений не было. Маленький Валера научился читать в 4 года и много времени проводил в отцовской библиотеке.

В 1884 г. было опубликовано первое стихотворение Валерия, которое отправил в журнал его отец.

В возрасте 11 лет мальчика отдали в гимназию Ф. И. Креймана, по результатам экзаменов он был зачислен сразу во 2-й класс. Там он подружился с несколькими ребятами, и они вместе стали выпускать рукописный школьный журнал. Валерий в эти годы очень много писал: стихи, прозу, пробовал свои силы в переводах иностранных авторов. Уже в 13-летнем возрасте он понял, что литература – это его призвание.

Через несколько лет подростка отчислили из гимназии за пропаганду идей атеизма. Брюсов поступил в другую школу – Л. И. Поливанова. В последние годы обучения увлёкся математикой.

Валерий в юности

Детство поэта

В продолжение описания краткой биографии Брюсова Валерия Яковлевича, необходимо отметить детские годы поэта. В детстве Валерий Брюсов был предоставлен самому себе, так как родители не уделяли воспитанию своих отпрысков особого внимания. Однако детям строго запрещалось чтение религиозной литературы потому, что родители были убежденными атеистами и материалистами. Впоследствии Брюсов вспоминал, что с принципами материализма и идеями Дарвина родители познакомили его раньше, чем научили считать. Любая другая литература в семье была разрешена, поэтому молодой Брюсов поглощал все подряд: от произведений Жюля Верна до бульварных романов.

Всем своим детям, в том числе и Валерию, родители дали блестящее образование. В 1885 году в одиннадцатилетнем возрасте он начал обучение в частной классической гимназии Ф. И. Креймана, причем сразу во втором классе. Поначалу молодому Брюсову пришлось очень трудно: он терпел насмешки одноклассников и с трудом привыкал к ограничениям и порядку. Однако очень скоро он завоевал расположение товарищей своим умом и талантом рассказчика. Валерий мог интересно и с увлечением пересказывать целые книги, собирая вокруг себя множество слушателей. Но за свободомыслие и атеистические взгляды в 1889 году гимназиста Брюсова отчисляют.

Далее он проходит обучение в другой частной гимназии. Этим учебным заведением владеет некий Л. И. Поливанов, великий педагог, чье наставничество оказало бесценное влияние на мировоззрение юного Брюсова. В 1893 году он с успехом заканчивает обучение в гимназии и поступает на историко-филологический факультет в Московский университет, который оканчивает в 1899 году.

Исторические романы и концепции

История всегда занимала одно из центральных мест в биографии Брюсова. Он старался давать объективную оценку любым событиям, происходящим, как в России, так и за рубежом.

Революцию 1905 г. он воспринял как неминуемое уничтожение культуры прошлого. Одновременно с этим он не отрицал возможности собственной гибели, поскольку был частью старого мира (см. стих «Грядущие гунны»).

Со временем Брюсов потерял интерес к политическим событиям. Вместо этого он начал активно изучать закономерности исторических процессов.

В своих сочинениях «Алтарь победы» и «Огненный ангел» он в подробностях описывал различные эпохи, стараясь показать кризисное состояние мира посредством исторических аналогий.

В начале Первой мировой войны, поэт был пропагандистом патриотизма. Однако работая военным корреспондентом и воочию увидев все ужасы войны, он пересмотрел свои взгляды.

Творческий дебют и первые сборники

Можно сказать, что 1894-1895 – это годы, когда началась творческая биография Брюсова. Первые три сборника вышли под названием «Русские символисты». Они включали в себя переводы нескольких французских символистов, а также произведения начинающих поэтов. По дальнейшим поэтическим сборникам – «Это Я», «Романсы без слов», «Шедевры» – можно сказать, что Валерий стал не только последователем символизма, но и организатором-пропагандистом данного движения. После умело срежиссированного скандала, связанного с рядом эпатирующих стихотворений, новая школа сразу стала центром внимания литературного сообщества. Книги стихов 1900-1909 годов – «Третья стража», «Городу и миру», «Венок», «Все напевы» – связали антиномичную ориентацию его произведений с традициями французского «Парнаса», который отличался словесной пластикой, твёрдыми стиховыми и жанровыми формами, а также склонностью к экзотике и мифологическим, историческим сюжетам.

После 1910 года поэт Валерий Брюсов решил перейти к более простым формам («Зеркало теней»), но в более позднем творчестве он вновь вернулся к усложнению стиля и языка. В стихах того периода прослеживаются комплексы образно-тематического характера, отличающие всё его творчество: историзм, урбанизм, убеждённость в самоценности искусства и множественности истин.

Корреспондент, переводчик, профессор

В годы Первой мировой войны Валерий Брюсов работал военным корреспондентом от газеты «Русские ведомости». Но патриотические настроения первых лет войны быстро угасли. Иоанна Брюсова вспоминала, что он «возвратился глубоко разочарованный войной, не имея уже ни малейшего желания видеть поле сражения». В этот период появились критические стихотворения Брюсова, но они так и остались неопубликованными.

В эти годы Валерий Брюсов сосредоточился не на сюжетах своих новых стихотворений, а на форме стиха и поэтической технике. Он подбирал утонченные рифмы, писал классические французские баллады, изучал приемы поэтов александрийской школы. Брюсов стал виртуозом импровизации: он создавал классический сонет за рекордно короткое время. Один венок сонетов «Роковой ряд» из пятнадцати произведений Брюсов создал всего за семь часов.

В 1915 году по заказу Московского армянского комитета Валерий Брюсов начал готовить сборник национальной поэзии. Антология охватывала полторы тысячи лет истории Армении. Поэт занимался и организацией работы, и переводами, и редактурой книги, и ее подготовкой к печати. Когда сборник вышел, Брюсов написал несколько статей об армянской культуре и книгу «Летопись исторических судеб армянского народа». Позже он получил звание народного поэта Армении.

После революции Валерий Брюсов стал государственным служащим. Сначала он руководил Комитетом по регистрации печати, работал в Госиздате, был председателем президиума Всероссийского союза поэтов, помогал готовить первое издание Большой советской энциклопедии. В 1921 году Анатолий Луначарский предложил Брюсову организовать Высший литературно-художественный институт. До конца жизни поэт оставался его ректором и профессором.

В 1924 году поэта не стало — он умер от воспаления легких. Валерия Брюсова похоронили на Новодевичьем кладбище.

Биография 2

Брюсов Валерий Яковлевич – легенда русского символизма, без преувеличения один из наиболее значимых поэтов начала предыдущего века. Для этого человека судьба сложилась довольно благосклонно, и он умело использовал данное ему для того чтобы впитывать в себя знания, для того чтобы работать над собственным творчеством, преобразовывать искусство в целом.

Родился Валерий Яковлевич в 1873 году в семье купцов, довольно богатой и благодаря этому он с детства мог увлекаться искусством. Он начал писать в раннем возрасте, с детства читал французских символистов, благодаря чему потом сам стал идеологом русского символизма. Основой этой поэзии является поиск чего-то не высказанного и принципиально не высказываемого, не осязаемого, уход от объективной действительности в сферу полутонов и намеков, в область грез, мечтаний и подобных феноменов.

Учился поэт в московском университете, где вбирал в себя знания из самых разных областей от истории до философии. Помимо этого с раннего возраста он был довольно привязан к различным мистическим историям и тайным областям знаний. Брюсов в итоге стал довольно большим мистиком и об этой склонности знали многие его современники.

В целом, молодость поэта была довольно насыщенной, он увлекался многими прогрессивными для того времени идеями (к примеру, теорией Дарвина и атеизмом, за пропаганду которого его благополучно отчислили из гимназии) ходил на скачки, к которым его приучил отец, глубоко изучал математику. В общем, сказать о всестороннем развитии этого человека – не сказать ничего. За учебу в университете он выучил 20 языков, современных и старинных, в каждой области он проявлял невероятное старание и достигал высокой степени совершенства.

В начале 1900-х годов поэт начинает работать в духе урбанистики и довольно активно сочувствует новым революционным идеям. Тем не менее, он продолжит так практически только до революции 1905 года, после чего вернется к чистым идеям символизма и станет идеологом этого движения. В 1910-х Брюсов постепенно сменяет роль лидера символистов на более сдержанную и становится проводником академических взглядов, хотя основой творчества во многом остается именно символизм.

Тем не менее, революцию 1917 года поэт принимает, он получал награды от новой власти, продолжил работать на Ниве искусства и многое сделал для советской культуры, к примеру, работал над созданием Большой Советской Энциклопедии, которой пользуются до сих пор. Сначала поэт считал новые времена возможностью избавиться от капиталистического рабства, но в итоге все-таки разочаровался в этом и даже поменял стилистику творчества, сделав его более непонятным для простых народных масс. Скончался в 1924 году.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Этапы творчества

В 1900 году издательство «Скорпион» выпустило сборник «Третья стража», с которого начался урбанистический период творчества поэта. В книге нашлось место и истории с мифологией, и большому городу. Брюсов воспевает городскую среду и социальные противоречия, возвращается в мир людей, наблюдает, как на месте разрушенного вырастают улицы будущего.

В 1903 вышел сборник Брюсова «Граду и миру». Урбанистическая тема все еще играет важную роль, но все чаще поэт обращается к гражданской лирике. Этот сборник оказал большое влияние на младосимволистов (Белого, Блока, Соловьева).

Возвышенное настроение во время Русско-Японской войны быстро сменилось упадком, верой в близкую гибель мира и искусства. В лирике Валерия Яковлевича появляются мотивы «последнего дня», гибели человечества и сменой его миром машин. Упадническое настроение сохранилось до последних дней Брюсова.

В конце 1905 вышел «Венок» — как считал сам автор, вершина его дооктябрьской поэзии. В нем сильны мотивы гражданской лирики, грядущих перемен и революции, разрушения современной культуры ради строительства новой. Изредка встречаются и мысли о том, что человек может быть счастлив только на природе, не в городе, втиснутый в шахту или фабрику.

«Весы» перестали выходить в 1909, со следующего года активность символизма начала снижаться. Брюсов перестает выполнять роль лидера направления и сосредотачивается на прозе и критике.

В 1911 он заводит роман с молодой поэтессой Надеждой Львовой, который через 2 года закончился ее самоубийством из-за любви. Поэт тяжело переживал ситуацию, у него начался духовный и личный кризис. В 1914 он отправился на фронт в роли военного корреспондента «Русских ведомостей». В это время в его работах сильны патриотические настроения, однако критики считают работы этого периода крайне слабыми.

Литературное окружение и прочая деятельность

Во 2-й половине 1890-х существенно расширился круг связей Брюсова в литературном мире (знакомство с Ф. К. Сологубом, К. М. Фофановым, Н. М. Минским, К. Д. Бальмонтом, З. Н. Гиппиус, Д. С. Мережковским, К. К. Случевским и др.). В 1899 году он возглавил издательство «Скорпион», которое поставило перед собой задачу объединить всех людей «нового искусства». В 1904-1909 годах Валерий занимал должность редактора в журнале «Весы». По сути, это издание представляло собой центральный орган русского символизма. В «Весах» Брюсов опубликовал ряд программных теоретических и критических статей, а также рецензий и заметок о русских поэтах. Валерий стал известен как мэтр русского символизма. С другой стороны, Брюсов был не согласен с его теургическим направлением и настаивал на суверенности искусства. Русский поэт отказывался принимать его взаимосвязь с социально-политическими и мистико-теологическими явлениями.

К сожалению, «Весы» закрылись в 1909 году. После этого Валерий возглавил отдел критики журнала «Русская мысль». Там он занялся привлечением авторов-символистов для разрушения обособленности символистской школы в мире литературы.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий