Значение и смысл понятия
Неединственность
Сиддхартха Гаутама (после пробуждения называемый «Буддой Шакьямуни»), живший приблизительно с по год до н. э. и достигнувший бодхи около года до н. э., не считается ни первым, ни последним буддой. С точки зрения классической[уточнить]буддийской доктрины, буддой является любой, открывший дхарму (истину) и достигший просветления.
В буддийской космологии говорится о неисчислимом количестве подобных существ, так что Гаутама-Будда является наиболее известным представителем в череде будд, продолжающейся с далекого прошлого до далекого будущего. Его первым известным предшественником в Махаяне был будда Дипанкара, а будда признаваемый всеми школами, следующий за Гаутамой, именуется Майтрейя. Список из 24 будд перечислен в «Хронике будд» («Буддхавансе»), написанной примерно примерно в V веке, из «Нидана-катхи» — не входящего в Палийский канон сборника историй о жизни Будды Шакьямуни.
Согласно Палийскому канону, существует список из , в котором Гаутама-будда является седьмым. Также существует список из , в котором перед Дипанкарой записаны ещё три будды.
Отличие от центральных фигур других религий
Будда, согласно базовым представлениям буддизма, представляет собой не бога, «посредника между людьми и высшими силами» или спасителя, а учителя, обладающего способностью вывести разумные существа из сансары.
Отличие от других буддийских фигур
Следует иметь в виду, что между типами буддийских фигур есть серьёзные отличия, не всегда очевидные для поверхностного взгляда человека, мало знакомого с буддизмом и обычно проводящего прямые аналогии с теистическими фигурами. Для буддистов и буддологов эти отличия очевидны и важны.
Так, кроме собственно будд, в буддизме различают (и тоже создают их изображения и статуэтки, — но это не будды):
- бодхисаттв (существ, взявших на себя миссию пробуждения сознания всех чувствующих существ),
- дхармапал (защитников учения и его носителей),
- да́кини (в тантрическом буддизме — женские духи, носительницы тайных учений),
- йидамов (медитационные формы будд),
- богов (дэва на санскрите, лха на тибетском; — в буддизме они, как и люди, — сансарные существа, так же подверженные закону причинно-следственной связи и пребывающие в неведении относительно своей истинной природы)
- и других.
Общедоступность состояния Будды
Блаженство пробуждённого состояния, нирвана, — согласно буддизму, доступно всем существам; при этом в ортодоксальном буддизме считается, что для достижения нирваны необходимо вначале родиться человеком. Подчеркивая эту всеобщую доступность, а также учитывая очень малый шанс родиться человеком, равный вероятности того, что «черепаха, плавающая в глубинах мирового океана, вынырнув на поверхность, сразу же попадёт головой в отверстие единственного деревянного круга, кем-то брошенного в океан», буддизм рекомендует людям в своей жизни:
- (с точки зрения хинаяны) достигнуть пробуждения (нирваны) для себя или
- (с точки зрения махаяны) вначале достигнуть пробуждения самостоятельно, а затем окончательно освободить всех остальных существ от страдания.
Седьмой подвиг
Седьмой подвиг Будды обозначен как путь аскета.
Будда удалился от дворца на значительное расстояние, отдал коня слуге, поменялся одеждой с первым попавшимся нищим странником и отправился в путь на поиски истины. С этого момента жизнь Будды Шакьямуни изменилась навсегда. Он стал на путь, ведущий к духовному совершенству.
Жизнеописание Будды Шакьямуни содержит историю о том, как принц Сиддхартха пришёл в Магадхи. Правитель Раджагриху, раджа Бимбисар, пригласил Гаутаму в свой дворец. Он много беседовал с бедным отшельником, каким представился ему принц, и был очарован его умом и знаниями. Раджа нуждался в таком советнике и предложил Сиддхартхе высокий пост при своей персоне, но будущий Учитель народов отказался.
Во время скитаний Сиддхартха Гаутама Шакьямуни присоединялся к разным группам аскетов, проповедующим самоотречение и духовное очищение. У него появились собственные ученики. Он снискал большое уважение среди философов и мудрецов.
В один из дней Сиддхартха встретил девушку, которая предложила отшельнику еду и питьё. К этому времени Гаутама уже накопил огромный багаж знаний и том, что представляет собой реальная жизнь. Однако он был крайне истощён – сквозь кожу просвечивали рёбра, а сам он был близок к физической смерти. Он вступил в период экзистенциального кризиса. Невозможность изменить мир заставила его усомниться в том, что аскетизм – единственный путь в нирвану. Он чувствовал, что знания и опыт следует перевести на новый уровень. Это позволит обобщить их и превратить в универсальное учение.
Отведав обычную пищу и искупавшись в чистой воде, он почувствовал себя обновлённым. Его ученики не приняли перемену в учителе. Они сочли его отступником, предавшим своё предназначение быть отшельником-аскетом. Сиддхартха возразил: «Учиться – значит меняться, иначе учение не имеет смысла».
Шакьямуни опустил свою чашу в воду реки и сказал ученикам: «Если она поплывёт против течения, значит, я прав», – и чаша начала движение вверх по реке. Тем не менее ученики решили оставить своего учителя и товарища и двигаться дальше путём аскезы.
Примечания
- Даты его жизни не поддаются точному определению, и различные историки датируют его жизнь по разному: — гг. до н. э.; — гг. до н. э.; — гг. до н. э.; — гг. до н. э.; — гг. до н. э.; — гг. до н. э. См. также
- Не следует путать со школой тибетского буддизма сакья.
- Michael Carrithers, The Buddha, 1983, pages 13, 14. Found in Founders of Faith, Oxford University Press, 1986.
- Michael Carrithers, The Buddha, 1983, page 15. Found in Founders of Faith, Oxford University Press, 1986.
- Роберт Ч. Лестер (пер. Коваль А. Н.) Буддизм // Религиозные традиции мира т. 2 — М.: КРОН-ПРЕСС, 1996 — стр. 308—309 — ISBN 5-232-00313-5;Буддхавамса.
- Armstrong K. (2000), Buddha, (UK) Orion, ISBN 978-0-7538-1340-9
- the Buddha himself denied that he was either a man or a god (Skilton, Andrew (2004), A Concise History of Buddhism 2004, p. 64-65.
- ↑ Narada. A Manual of Buddhism. — Buddha Educational Foundation, 1992. — P. 9—12. — ISBN 967-9920-58-5.
- Марк Л. Профет , Элизабет Клэр Профет. Владики и их обители. — Москва: “М-Аква”, 2006. — С. 93. — 592 с. — ISBN 5-93418-021-5.
- ↑ Narada (1992), p14
- Narada (1992), pp15-16
- Narada (1992), pp19-20
- Ашвагоша, Буддачарита или Жизнь Будды. Пер. К. Бальмонта. М. 1990, с. 136
- в некоторых традициях считается, что это произошло в пятом лунном месяце, в других — в двенадцатом
- Ангулимала сутта // Палийский канон (МН 86).
- Lopez. Buddhism in Practice. — Princeton University Press, 1995. — P. 16.
- Mahāvastu 1,355
- Suttanipāta комментария 1,357, Mahāvaṃsa II.18-22
- Dīgha Nikāya 2.52
- Mahāvastu 1.355-7
- Therīgāthā комментарии 83 и Aṅguttara Nikāya комментария 1.363
- Mahāvaṃsa II.21-4
- Buddhavaṃsa
Пробуждение и проповедь
Оказавшись за пределами города, Гаутама встретил нищего, поменявшись с ним одеждой. Он начал странствовать по разным регионам, прося у прохожих милостыню.
Когда о странствиях царевича узнал правитель Бимбисара, он предложил Будде престол, но тот отказался от него. Во время своих путешествий, парень обучался медитации, а также был учеником у разных учителей, что позволило ему приобрести знания и опыт.
Статуя Будды
Желая достичь просветления, Сиддхартха начал вести крайне аскетичный образ жизни, порабощая любые желания плоти. Спустя примерно 6 лет, находясь на грани смерти, он понял, что аскетизм не приводит к просветлению, а только истощает плоть.
Тогда Будда в полном одиночестве продолжил свое путешествие, продолжая искать способы достижения духовного пробуждения. Однажды он оказался в роще, расположенной в видимой близости от Гайи.
Тут он утолил голод рисом, которым его угостила местная женщина. Интересен факт, что Будда был настолько физически истощен, что женщина приняла его за духа дерева. Поев он сел под фикусовым деревом и поклялся, что не двинется с места, пока не достигнет Истины.
В результате, 36-летний Будда якобы просидел под деревом 49 дней, после чего ему удалось достичь Пробуждения и полного представления о природе и причине страданий. Также ему стало ясно, каким образом можно избавиться от страданий.
Позже это знание стало именоваться «Четырьмя Благородными Истинами». Главным условием для Пробуждения являлось достижение нирваны. Именно после этого Гаутаму начали называть «Буддой», то есть – «Пробудившимся». В последующие годы биографии он проповедовал свое учение всем людям.
Оставшиеся 45 лет й жизни Будда проповедовал на территории Индии. К тому моменту у него появилось много последователей. Согласно буддийским текстам, тогда он совершал разные чудеса.
Зуб Будды
Люди толпами приходили к Будде, чтобы узнать о новом учении. Интересен факт, что правитель Бимбисара, также принял идеи буддизма. Узнав о скорой кончине родного отца, Гаутама отправился к нему. В результате, сын рассказал отцу о своем просветлении, вследствие чего тот стал архатом незадолго до собственной смерти.
Любопытно, что за годы биографии Будда неоднократно подвергался покушениям на свою жизнь со стороны оппозиционных религиозных групп.
Жизнь до рождения
https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru
Если верить историям и легендам о Будде, то его путь к просветлению, целостному и полному осознанию природы реальности начался за десятки тысячелетий до его реального рождения. Это называется колесом чередования жизней и смертей. Понятие более распространено под названием «сансара». Этот круговорот ограничен кармой – вселенским причинно-следственным законом, согласно которому греховные или праведные действия человека определяют его судьбу, предназначенные для него наслаждения и страдания.
Так вот, началось все со встречи Дипанкары (первого из 24-х будд) с ученым и богатым брахманом, представителем высшего сословия, по имени Сумедхи. Тот был просто поражен его спокойствием и безмятежностью. Сумедхи после этой встречи сам себе пообещал достичь точно такого же состояния. Так что его начали именовать бодхисаттвой – тем, кто стремится к пробуждению для блага всех существ, чтобы выйти из состояния сансары.
Сумедхи умер. Но его сила и тяга к просветлению – нет. Именно она обусловила его множественные рождения в различных телах и образах. Все это время бодхисаттва продолжал совершенствовать свое милосердие и мудрость. Говорят, в свой предпоследний раз он родился среди богов (дэвов), и получил возможность выбрать наиболее благоприятное место для своего окончательного появления на свет.
Если верить традиционной биографии Будды, его отца звали Шуддходана, и он был раджей (владетельным человеком) маленького индийского княжества и главой племени шакьев – царственного рода предгорий Гималаев со столицей Капилаваттху. Интересно, что Гаутама – это его готра, экзогамный клан, аналог фамилии.
Есть, правда, еще одна версия. Согласно ей, Шуддходана был членом собрания кшатриев – влиятельного сословия в древнеиндийском обществе, в которое входили владетельные воины.
Матерью Будды была царица Махамайя из царства колиев. В ночь зачатия Будды ей приснилось, что в нее вошел слон белого цвета с шестью светлыми бивнями.
Согласно большинству источников, царица Махамайя умерла спустя несколько дней после родов.
Для благословения младенца был приглашен отшельник-провидец Асита из горной обители. Он обнаружил на теле ребенка 32 признаков великого человека. Провидец сказал – младенец станет либо чакравартином (великим царем), либо святым.
Мальчика называли Сиддхартха Гаутама. Церемония именования была проведена на пятый день после его рождения. «Сиддхартха» переводится, как «тот, кто добился своей цели». Чтобы предсказать его будущее, пригласили восьмерых ученых брахманов. Все они подтвердили двойственную судьбу мальчика.
Однажды, на 30-м году своей жизни, Сиддхартха Гаутама, Будда в будущем, отправился за пределы дворца в сопровождении колесничего Чанны. И он увидел четыре зрелища, которые изменили его жизнь навсегда. Это были:
- Нищий старик.
- Больной человек.
- Разлагающийся труп.
- Отшельник (аскетично отрекшийся от мирской жизни человек).
Тот день действительно изменил многое. Увиденное подвигло Будду Шакьямуни оставить свой дом, семью и все имущество. Он отказался от прежней жизни, чтобы отправиться на поиски пути для избавления от страданий.
О распространении учения
С момента постижения Сиддхартхой просветления люди начали узнавать, кто такой Будда. Он занялся распространением знания. Первыми учениками стали торговцы – Бхаллика и Тапусса. Гаутама дал им по несколько волос со своей головы, которые, если верить приданиям, хранятся в 98-метровой позолоченной ступе в Янгоне (пагода Шведагон).
Затем история Будды складывается таким образом, что он отправляется в Варанаси (город, для индусов значащий то же, что и Ватикан для католиков). Сиддхартха хотел рассказать своим бывшим учителям о своих достижениях, но оказалось, что они уже умерли.
Тогда он направился в пригород Сарнатх, где и провел первую проповедь, в которой своим товарищам по аскезе он поведал о Восьмеричном пути и Четырех истинах. Каждый, кто его выслушал, вскоре стал архатом.
Следующие 45 лет имя Будды становилось все узнаваемей. Он путешествовал по Индии, преподавал Учение всем желающим, кем бы они ни были – хоть людоедами, хоть воинами, хоть уборщиками. Гаутаму сопровождала и сангха, его община.
Обо всем этом прознал его отец, Шуддходана. Царь направил целых 10 делегаций за сыном, чтобы они привели его обратно в Капилавасту. Но это в обычной жизни Будда был принцем. Все давно стало прошлым. Делегации пришли к Сиддхартхе, и в итоге 9 из 10 присоединились к его сангхе, став архатами. Десятую Будда принял и согласился отправиться в Капилавасту. Он пошел туда пешком, на пути проповедуя Дхарму.
Вернувшись в Капилавасту, Гаутама узнал о предстоящей смерти своего отца. Он пришел к нему и рассказал о Дхарме. Прямо перед смертью Шуддходана стал архатом.
После этого он вернулся в Раджагаху. Воспитавшая его Маха Праджапати просила принять ее в сангху, но Гаутама отказал. Однако женщина не приняла этого, и отправилась за ним вместе с несколькими благородными девушками рода Колия и Шакья. В итоге Будда благородно принял их, увидев, что их способность к просветлению находится наравне с мужской.
Родственники Сиддхартхи Гаутамы
См. также: Шакья
Отцом Сиддхартхи был Шуддходана (санскр.; пали — Суддходана). Согласно Махавасту, у него было три брата: Дхаутодана (санскр.; пали — Дхотодана), Шуклодана и Амритодана (санскр.; пали — Амитодана) — и сестра Амритика (санскр.; пали — Амита). Тхеравадинская традиция говорит о четырёх братьях с именами Дхотодана, Амитодана, Саккодана и Суклодана и добавляет кроме Амиты ещё одну сестру по имени Памита.
Матерью будущего Будды была Майя. В Махавасту называются имена её сестёр — Маха-Праджапати, Махамайя, Атимайя, Анантамайя, Чулия и Колисова. Родная мать Сиддхартхи умерла через семь дней после его рождения, и заботу о ребёнке взяла на себя её сестра Маха-Праджапати (санскр.; пали — Маха-Паджапати), которая также была замужем за Шуддходаной.
У Будды не было родных братьев или сестёр, но был сводный брат Нанда, сын Маха-Праджапати и Шуддходаны. Тхеравадинская традиция говорит, что у Будды была также сводная сестра Сундара-Нанда. Брат и сестра позже вошли в Сангху и достигли архатства.
Известны следующие двоюродные братья Будды: Ананда, которого в тхеравадинской традиции считали сыном Амитодана, а в Махавасту называют сыном Шуклодана и Мриги; Девадатта, сын дяди по материнской линии Суппабуддхи и тети по отцовской линии Амиты.
Личность жены Гаутамы остаётся неясной. В традиции Тхеравады мать Рахулы (см. ниже) именуется Бхаддакаччей, но Махавамса и комментарии к Ангуттара Никае называют её Бхаддакаччана и видят в ней двоюродную сестру Будды и сестру Девадатты. Махавасту (Mahāvastu 2.69), однако, называет жену Будды Яшодхара и подразумевает, что она не была сестрой Девадатты, так как Девадатта сватался к ней. Буддхавамса также использует это имя, но в палийском варианте — Ясодхара. Это же имя чаще всего встречается в североиндийских санскритских текстах (также в китайских и тибетских их переводах). Лалитавистара (Lalitavistara) говорит, что женой Будды была Гопа, мать дяди по матери Дандапани. Некоторые тексты[какие?] утверждают, что у Гаутамы было три жены: Яшодхара, Гопика и Мригая.
У Сиддхартхи был единственный сын — Рахула, который, повзрослев, вступил в Сангху. Со временем он стал архатом. Ему посвящена одна из сутт Сутта-нипаты, входящей в буддистский палийский канон: Сутта-нипата, 22:91.
Обретение знаний
С того дня началась новая история Будды. Сиддхартха покинул дворец вместе с Чанной. Легенды гласят, что боги приглушили стук копыт его лошади, чтобы сохранить в тайне отъезд.
Как только принц выехал за пределы города, он остановил первого встречного нищего и поменялся с ним одеждами, поле чего отпустил своего слугу. У этого события даже есть название – «Великое Отправление».
Аскетичную жизнь Сиддхартха начал в Раджагриху – городе в округе Наланда, который сейчас называется Раджгир. Там он просил на улице милостыню.
Естественно, об этом узнали. Царь Бимбисара даже предложил ему трон. От него Сиддхартха отказался, но дал обещание съездить в царство Магадха после достижения просветления.
Так что жизнь Будды в Раджагриху не сложилась, и он покинул город, в итоге придя к двум брахманам-отшельникам, где начал учиться йогической медитации. Освоив учение, он пришел к мудрецу по имени Удака Рамапутта. Он стал его учеником, и по достижении высшего уровня медитативного сосредоточения снова отправился в путь.
Его целью была юго-восточная Индия. Там Сиддхартха вместе с пятью другими людьми, ищущими истину, пытался прийти к просветлению под предводительством монаха Каундиньи. Методы были самыми суровыми – аскеза, самоистязание, всевозможные обеты и умерщвление плоти.
Будучи на грани смерти через целых шесть (!) лет такого существования, он понял – это не приводит к ясности ума, а лишь затуманивает его и изнуряет тело. Поэтому Гаутама стал пересматривать свой путь. Ему вспомнилось, как в детстве он погрузился в транс во время праздника начала пахоты, почувствовал то освежающее и блаженное состояние сосредоточения. И погрузился в Дхьяну. Это особое состояние созерцания, сосредоточенного размышления, которое приводит к успокоению сознания и в дальнейшем – к полной остановке психической активности на время.
Что такое Самадхи?
Самадхи это определенное состояние которое возникает вследствие концентрации или слияния с внешними объектами, оно часто ассоциируется с просветлением.
Существуют различные виды Самадхи: например, с частичной остановкой сердца и дыхания, и с полной их физической остановкой.
Когда человек погружается вовнутрь, его чувства и связанный с ним ум престают работать, но человек не умирает, поскольку существуют более глубокие слои сознания, наполненные светом и блаженством.
Состояние Нирваны – это полное прекращение желаний и страданий этого мира.
Каким бывает самадхи?
Иногда Самадхи называют духовным состоянием сознания и делят на 3 уровня.
Самый первый – это Савикальпа Самадхи, в котором понятия о времени и пространстве иные, чем в обычном состоянии. Обычно у нас много планов и желаний, а в этом состоянии существует идея завершенности всего. Мысли и идеи на вас не влияют.
Затем идет Нирвикальпа Самадхи – здесь огромное блаженство и вы являетесь этим блаженством, покрывающим всю вселенную.
Сахаджа Самадхи – полное слияние со своей сутью и совершенное Пробуждение.
Поиски лекарства
«Prayed like a martyr dusk to dawn.
Begged like a hooker all night long.
Tempted the devil with my song.
And got what I wanted all along.»
Tool — Jambi
Большинство людей в наше время, когда сталкиваются с депрессией, не понимают, что настала пора менять себя и свой образ жизни. Вместо этого они хотят жить по-старому, только без депрессии. И на этом желании и построена вся индустрия психо-фармакологии. Врачи выписывают таблетки, принимая которые, люди могут вновь вернуться к своей нелюбимой работе, семье, в которой царит непонимание и раздор и заглушить свои внутренние конфликты действием препаратов. Современная психиатрия не заинтересована в том, чтобы вылечивать людей, ее задача – это вернуть к социальной жизни примерного члена общества.
Перед психиатрами не стоит проблема человеческого несчастья. Главная беда для них – это отрицательный экономический эффект депрессии, который, согласно официальной статистике, весьма существенный. Люди не выходят на работу, или их рабочая производительность и мотивация падает из-за хронического уныния.
А что произошло бы, если бы все, сталкиваясь с депрессией, стали бы отправляться «на поиски себя» и на этом пути обнаруживали то, что счастье состоит не только в непрерывной, изматывающей работе и поездкам по магазинам по выходным? Возможно, это могло бы плохо отразиться на экономике и ВВП. Мы бы увидели на полках супермаркетов меньше продуктов. «Страшная перспектива», не правда ли?
Поэтому и придуманы «таблетки от депрессии».
Антидепрессанты – это смазка для неисправного винтика. Он еще может чуть-чуть поработать на износ, но потом его все равно придется выкидывать.
Но во времена Будды не было врачей, которые при помощи волшебных снадобий помогли бы ему и дальше наслаждаться красивыми танцовщицами в своем роскошном замке. Пан или пропал. Или ты уходишь в леса искать причину своего страдания, вытравливая ее из себя кровью и потом, постом и дисциплиной, размышлением и медитацией. Или ты живешь в горе и унынии, спиваешься или кончаешь с собой.
Сиддхартха выбрал первый путь.
В те времена в Индии было множество странствующих учителей, гуру, йогинов. Они путешествовали по жарким пустыням, непроходимым джунглям, холодным и неприветливым горам индийского субконтинента, собирая учеников и последователей. К нескольким таким группам и примыкал в разное время царевич Гаутама, желая найти способ растворить свое страдание в своем поту и крови, посте и дисциплине, размышлении и медитации.
Под руководством аскетов будущий Будда достигал небывалых высот медитационного сосредоточения в силу своих выдающихся способностей. Он занимался убийством своей плоти, следовал суровым постам, истощив свой организм настолько, что один раз чуть не утонул от слабости, пока мылся в реке.
Но он понял, что все эти жестокие методы не приводят его ближе к истине и пониманию причин страдания, а только высасывают из него энергию и здоровье.
Девятый подвиг
Девятым подвигом Будды была победа над злыми силами, которые представлял собой бог Паринимитра-вашавартин Мара. На седьмой день медитации Мара наслал на Будду своих дочерей, олицетворявших разные земные искушения. Они пришли к нему в виде прекрасных дев, предлагавших всевозможные наслаждения. Семь недель разум Шакьямуни боролся с демонами. Всё это время Бодхисаттва оставался неподвижным. Он вновь и вновь переживал свои прошлые воплощения, в которых он был то различными животными, то людьми. Он также свободно проникал в сознание живых существ, с которыми его просто сводила судьба, но которыми он не был. И каждый раз Гаутама осознанно отвергал зло, ведь как он впоследствии говорил своим ученикам, Мара имеет власть лишь над теми, кто хочет попасть под его влияние.
Второй подвиг
Второй подвиг Будды связан с выбором его земных родителей.
Предпоследнее рождение Сумедхи было на небесах Тушита в образе одного из богов. Это дало ему возможность передать свои знания людям, по собственному желанию выбрав следующее воплощение. Он решил, что это будет семья раджи Шуддходана.
Правление в княжестве Шуддходана основывалось на принципах республики, а сам Шуддходана возглавлял правящее собрание, состоявшее из представителей самых значительных воинских сословий. Ещё одно обстоятельство указало Сумедхи на правильность выбора – предки раджи Шуддходана в течение семи поколений подряд не имели кровосмесительных браков.
Матерью Будды Шакьямуни стала жена раджи Шуддходана – принцесса из рода колиев, Махамайя. О ней говорится, что она была лишена 32 пагубных качеств и воплощала собой добродетель и милосердие.
Литература
- на русском языке
- Агаджанян А. С. Будда // Энциклопедия религий / Под ред. А. П. Забияко, А. Н. Красникова, Е. С. Элбакян. — М.: Академический проект, Гаудеамус, 2008. — С. 203. — 1520 с. — (Summa). — 3000 экз. — ISBN 978-5-8291-1084-0, ISBN 978-5-98426-067-1.
- Андросов В. П.. Будда Шакьямуни и индийский буддизм. Современное истолкование древних текстов. — М.: Восточная литература, 2001. — 508 с.
- Арья Шура. Гирлянда Джатак, или Сказания о подвигах Бодхисаттвы / пер. с санскр. А. П. Баранникова и О. Ф. Волковой. — М.: Восточная литература, 2000.
- Булич С. К. Шакъямуни // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Жизнь Будды / Ашвагхоша. Драмы / Калидаса; пер. К. Бальмонта; введение, вступ. статья, очерки, науч. ред. Г. Бонгард-Левина. — М.: Худож. лит., 1990. — 573 с.
- Жизнь Будды / сост. С. А. Комиссаров. — Новосибирск: Наука, Сибирская издательская фирма РАН, 1994. — 256 с. — ISBN 5-02-030706-8.
- Будда / Ильин Г. Ф. // Брасос — Веш. — М. : Советская энциклопедия, 1971. — ( : / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 4).
- Карягин К. М. (Ольденбург С. Ф.). Сакиа-Муни (Будда). Его жизнь и философская деятельность. Биографический очерк. — СПб., 1897.
- Лысенко В. Г. Будда как личность или личность в буддизме // Бог — человек — общество в традиционных культурах Востока. — М.: Наука, 1993. — С. 121—133.
- Жизнь Будды, индийского Учителя Жизни. Пять лекций по буддизму. — Самара: ИД «Агни», 1998. — 192 с. — ISBN 5-89850-004-9.
- Ольденбург С. Ф. Жизнь Будды, индийского Учителя Жизни
- Ольденбург С. Ф. Первая буддийская выставка в Петербурге
- Владимирцов Б. Я. Буддизм в Тибете и Монголии
- Щербатской Ф. И. Философское учение буддизма
- Розенберг О. О. О миросозерцании современного буддизма на Дальнем Востоке
- Будда Сидхартха // Религия: Энциклопедия / сост. и общ. ред. А. А. Грицанов, Г. В. Синило. — Мн.: Книжный Дом, 2007.
- на других языках
- Rahula W. (англ.)русск.. What the Buddha Taught (англ.)русск.. — 2nd ed.. — New York: Grove Press, 1974.
Дхарма Будды
Его мать Маха Майя и его жена Яшодхара, последовали за монашеской общиной, и затем Будда решил принять их в свою общину. Сын Рахула также стал его учеником.
Людей, которые следуют учению Будды стали звать буддистами, хотя сам он называл это учением истины.
Родословная Учения Будды Шакьямуни
Своим ученикам Будда говорил, что его родословная берет свое начало не в этой жизни. Он говорил, что практикует уже не одну жизнь, а сотни тысяч кальп. А одна кальпа это где-то 20 или 40 миллиардов лет.
Вот сколько раз он перерождался в различных мирах, прежде чем стал Буддой. Так, много кальп тому назад, когда еще только начал свой длинный путь, он встретил Будду Дипанкару, и когда тот шел по дороге, то он расстелил свои длинные волосы с намерением стать Буддой и избавить от страданий других существ.
Вывод
Жизнь Будды – яркий пример того, что в каждом человеке находиться неизменное и подлинное счастье, свободное от непостоянства и страданий. И каждый из нас может пройти этим путем – путем, который уже освещен и озарен светом великого мастера и огромным количеством десятков и даже сотен миллионов его, только современных последователей во всем мире.
Поэтому в следующих статьях мы еще продолжим говорить о мудрости, философии и сути классического Буддизма, а также других интересных его направлениях как тибетский Буддизм и даже Дзен и Тантрическое направление учения Будды называемое Тантра.
https://www.youtube.com/watch?v=tttLGIBJ3BQ
https://www.youtube.com/watch?v=D82DgU-K2Ak
https://www.youtube.com/watch?v=vf7_1vYl974
Четыре Благородные Истины Будды
Далее, после своего Пробуждения Будда Шакьямуни решил рассказать про Истину в этом мире. Пять его спутников по аскезе и стали его первыми учениками, которые впоследствии стали просветленными.
Своей жизнью Будда решил наполнить смыслом жизнь и обычных людей, а для этого необходимо осознать Истину о Страдании, и ее Прекращении, этому и служат 4 закона, или благородные истины учения будды.
Первая Истина о Страдании – само рождение уже есть страдание, за которым следуют болезни, старость и смерть, а также боль, разлука и невозможность получить желаемое.
Вторая Истина о Причинах Страдания – причина в том, что человек привязан к своим желаниям и желает слишком многого. Одно желание следует за другим и цепочка перерождений не прекращается. Колесо сансары безжалостно прокатывается по живым существам, принося страдания и непостоянство.
Третья Истина Будды о Прекращении Страдания – их можно уничтожить, уничтожив привязанности и желания, приносящие страдания.
А уже Четвертая Истина – это Истина Пути: страдания и непостоянство разрушаются Анализом непостоянства, соблюдением Заповедей, и кроме того Размышлять правильно, входить в практику Медитации и Самадхи, размышляя о непостоянстве и страдании этого мира, а также его пустотности и отсутствия самости или «я» в теле и внешних вещах.
Черты лица
Сложно достоверно предположить, как выглядела внешность основателя учения о духовном пробуждении. Нет никаких достоверных источников, которые зафиксировали, как при жизни выглядел Просветленный, отсутствуют точные описания его внешности.
Первые письменные упоминания о нем и изображения появились лишь спустя почти 400 лет после смерти. Труды его учеников и последователей много раз переписывались, обрастая авторскими искажениями.
На статуях и графических изображениях внешность Будды имеет четко выраженные черты человека с азиатскими корнями. И в то же время они фактически безлики, вероятно, чтобы подчеркнуть собирательный характер образа создателя учения.
Так это или нет, сегодня достоверно сказать не представляется возможным. Вероятно, дошедшие до нынешнего времени изображения основателя буддизма способствуют тому, чтобы каждый верующий видел его по-своему, так, как позволяет его визуализировать внутреннее духовное состояние.