ссылки
- Холл, Эвелин Беатрис. “Друзья Вольтера” (1906), в архиве. Получено 19 сентября 2018 года из Интернет-архива: archive.org
- Ханкинс, Томас Л. «Жан д’Аламбер: Наука и Просвещение» (1990) в Google Книгах. Получено 19 сентября 2018 года из Google Книг: books.google.com.
- О’Коннор Дж. И Робертсон Э. «Жан Ле Ронд Даламбер» (октябрь 1998 г.) в университете Сент-Эндрюс. Получено 19 сентября 2018 г. Университет Сент-Эндрюса: groups.dcs.st-and.ac.uk
- Найт Дж. “Жан Ле Ронд д’Аламбер” (2018) в энциклопедии. Получено 19 сентября 2018 г. из энциклопедии: Encyclopedia.com
- «Жан д’Аламбер» в Экюреде. Получено 19 сентября 2018 года от EcuRed: ecured.cu
Философ и публицист
Вольтер писал Даламберу: «Вы единственный писатель, который никогда не говорит ни больше того, ни меньше того, что хочет сказать. Я считаю Вас самым лучшим писателем нашего века». Вольтер признавал в манере Даламбера писать руку математика. Дидро считал Даламбера писателем тонким, остроумным, смелым, оригинальным, искренним, но упрекал его в том, что он о поэзии судит математически.
Вольтер писал Даламберу: «Вы единственный писатель, который никогда не говорит ни больше того, ни меньше того, что хочет сказать. Я считаю Вас самым лучшим писателем нашего века»
Wikipedia
Сам Даламбер считал счастливейшим то время, когда занимался только математикой: тогда его знали лишь в ученом мире
Но «Введение» к «Энциклопедии» привлекло к Даламберу внимание публики, среди которой оказались и завистники, и враги. Он жаловался, что покой его нарушен с тех пор, как склонность его к литературе и философии перестала быть тайной его друзей.
В 1759 году Даламбер издал свои «Основы философии», которые стали продолжением и усовершенствованием философии Бэкона. Опираясь на его систему, Даламбер классифицировал науки, положив начало современному понятию «гуманитарные науки».
«Основы философии» заключают в себе также взгляды Даламбера на нравственность. Он возмущается несправедливым, неравномерным распределением земных благ между людьми, ставит в обязанность каждому довольствоваться малым, чтобы не захватывать принадлежащее другому.
В 1759 году Даламбер издал свои «Основы философии», которые стали продолжением и усовершенствованием философии Бэкона. Опираясь на его систему, Даламбер классифицировал науки, положив начало современному понятию «гуманитарные науки»
Особую полемику вызвала его статья Essai sur les Gens de Lettres («Заметка о писателях»). В ней он говорит, что истинное мужество писателя состоит в борьбе с общественными предрассудками и пороками. Свобода, истина и бедность — эти три слова, по мнению Даламбера, всегда должны иметь перед глазами писатели, как люди, которым предстоит остаться в памяти потомков.
Разум должен принимать во внимание факты. Но при этом Даламбер считал, что в великой мировой загадке мы лишь «отгадываем некоторые слоги», точный смысл которых нам пока неизвестен.. Даламбер сомневался в существовании Бога, но не стал на позиции атеизма
В некоторой степени он признает значение откровения, которое, как он пишет во вступительной статье к «Энциклопедии», «могло иметь целью собрать воедино естественное знание обо всем, что нам необходимо знать: остальное для нас закрыто и, похоже, навсегда. Некоторые истины, в которые мы должны верить, немногие практические предписания — к этому сводится естественная религия». Несмотря на это, Даламбер — явный деист. Бог создает порядок во Вселенной, и мы разумом понимаем, что Он существует, на основании установленных Им неизменных законов, управляющих природой. По мнению Даламбера, Бог — Творец и Первопричина Вселенной, Он не вмешивается в повседневный естественный ход событий и человеческие поступки. Одним словом, религия не связана с моралью и не служит ей основой; нравственность есть и будет естественным, то есть рациональным качеством: «Нравственность — необходимое следствие образования общества, поскольку имеет целью то, что мы должны другим людям», — пишет Даламбер.
Даламбер сомневался в существовании Бога, но не стал на позиции атеизма. В некоторой степени он признает значение откровения, которое, как он пишет во вступительной статье к «Энциклопедии», «могло иметь целью собрать воедино естественное знание обо всем, что нам необходимо знать: остальное для нас закрыто и, похоже, навсегда. Некоторые истины, в которые мы должны верить, немногие практические предписания — к этому сводится естественная религия». Несмотря на это, Даламбер — явный деист. Бог создает порядок во Вселенной, и мы разумом понимаем, что Он существует, на основании установленных Им неизменных законов, управляющих природой. По мнению Даламбера, Бог — Творец и Первопричина Вселенной, Он не вмешивается в повседневный естественный ход событий и человеческие поступки. Одним словом, религия не связана с моралью и не служит ей основой; нравственность есть и будет естественным, то есть рациональным качеством: «Нравственность — необходимое следствие образования общества, поскольку имеет целью то, что мы должны другим людям», — пишет Даламбер.
Биография[править | править код]
Д’Аламбер был незаконным сыном маркизы де Тансен и, по всей вероятности, австрийского герцога Леопольда Филиппа Аренберга. Вскоре после рождения младенец был подкинут матерью на ступени парижской «Круглой церкви Св. Иоанна», которая располагалась у северной башни Собора Парижской Богоматери. По обычаю, в честь этой церкви ребёнок был назван Жаном Лероном. Вначале ребёнка поместили в Больницу Подкидышей. Затем доверенное лицо герцога артиллерийский офицер Луи-Камю Детуш, получивший деньги для воспитания мальчика, устроил его в семье стекольщика Руссо.
Вернувшись во Францию, Детуш привязался к мальчику, часто навещал его, помогал приёмным родителям и оплатил образование Д’Аламбера. Мать-маркиза никакого интереса к сыну так и не проявила. Позднее, став знаменитым, Д’Аламбер никогда не забывал стекольщика и его жену, помогал им материально и всегда с гордостью называл своими родителями.
Фамилия Д’Аламбер, по одним сведениям, произведена из имени его приёмного отца Аламбера, по другим — придумана самим мальчиком или его опекунами: сначала Жан Лерон был записан в школе как Дарамбер (Daremberg), потом сменил это имя на D’Alembert. Название «Даламбер» было предложено Фридрихом Великим для предполагаемой (но не существующей) луны Венеры.
: Детуш, уже ставший генералом, неожиданно умирает. По завещанию Д’Аламбер получает пособие в 1200 ливров в год и препоручается вниманию родственников. Мальчик воспитывается наряду с двоюродными братьями и сёстрами, но живёт по-прежнему в семье стекольщика. Он жил в доме приёмных родителей до 1765 года, то есть до 48-летнего возраста.
Рано проявившийся талант позволил мальчику получить хорошее образование — сначала в коллегии Мазарини (получил степень магистра свободных наук), затем в Академии юридических наук, где он получил звание лиценциата прав. Однако профессия адвоката ему была не по душе, и он стал изучать математику. Он также интересовался медициной.
Уже в возрасте 22 лет Д’Аламбер представил Парижской академии свои сочинения, а в 23 года был избран адъюнктом Академии. В 1746 году он был избран в Берлинскую академию, а в 1748 году членом Лондонского Королевского общества.
: вышел «Трактат о динамике», где сформулирован фундаментальный «Принцип Д’Аламбера», сводящий динамику несвободной системы к статике. Здесь он впервые сформулировал общие правила составления дифференциальных уравнений движения любых материальных систем.
Позже этот принцип был применен им в трактате «Рассуждения об общей причине ветров» () для обоснования гидродинамики, где он доказал существование — наряду с океанскими — также и воздушных приливов.
: блестящее исследование задачи о колебаниях струны.
С 1751 года Д’Аламбер работал вместе с Дидро над созданием знаменитой «Энциклопедии наук, искусств и ремёсел». Статьи 17-томной «Энциклопедии», относящиеся к математике и физике, написаны Д’Аламбером. В 1757 году, не выдержав преследований реакции, которым подвергалась его деятельность в «Энциклопедии» (свою роль сыграл и скандала вокруг его статьи «Женева» в 7-м томе), он отошёл от её издания и целиком посвятил себя научной работе (хотя статьи для «Энциклопедии» продолжал писать и руководить её физико-математическим отделом). «Энциклопедия» сыграла большую роль в распространении идей Просвещения и идеологической подготовке Французской революции.
: Д’Аламбер становится членом Французской Академии.
: в статье «Размерность» (для Энциклопедии) впервые высказана мысль о возможности рассматривать время как четвёртое измерение.
Д’Аламбер вёл активную переписку с российской императрицей Екатериной II. В середине 1760-х годов Д’Аламбер был приглашён ею в Россию в качестве воспитателя наследника престола, однако приглашения не принял. В г. был избран иностранным почётным членом Петербургской академии наук.
: Д’Аламбер избран непременным секретарём Французской Академии. В 1781 году он был избран иностранным почетным членом Американской академии искусств и наук.
: после долгой болезни Д’Аламбер умер. Церковь отказала «отъявленному атеисту» в месте на кладбище, и его похоронили в общей могиле, ничем не обозначенной.
В честь Д’Аламбера назван кратер на обратной стороне Луны.
Энциклопедист
Велико было участие Даламбера в издании знаменитой «Энциклопедии», которая стал компендиумом всех идей эпохи Просвещения. Только один Дидро сделал для «Энциклопедии» больше. Вольтер, тоже бывший одним из деятельных сотрудников этого издания, писал Дидро и Даламберу: «Вы оба держите на плечах своих целый мир. Пока во мне не иссякнет последняя капля жизни, я буду всегда к услугам знаменитых авторов энциклопедии».
Считается, что только Дидро сделал для «Энциклопедии» больше Даламбера
Wikipedia
Это был грандиозный по своим масштабам труд, самый крупный и наиболее полный и систематизированный из существовавших до того времени. В нем предполагалось охватить всю совокупность тогдашних знаний. Большинство ее авторов и читателей рассматривали «Энциклопедию» как орудие борьбы против религиозных предрассудков, привилегий дворянства и духовенства, абсолютизма. Подавляющее большинство деятелей Французской революции можно назвать детьми «Энциклопедии». Вокруг «Энциклопедии» объединились все либеральные и радикальные слои французского общества того времени.
Даламбер написал «Введение к Энциклопедии», которое составило эпоху в интеллектуальной жизни сначала Франции, а потом и всего образованного мира. «Введение» было, в сущности, самостоятельным произведением, излагавшим философское кредо автора. В нем он изобразил происхождение и развитие человеческих знаний и дал собственную классификацию наук.
Даламбер написал «Введение к Энциклопедии», которое составило эпоху в интеллектуальной жизни сначала Франции, а потом и всего образованного мира. «Введение» было, в сущности, самостоятельным произведением, излагавшим философское кредо автора
Даламбер вел в «Энциклопедии» отделы математики, физики и механики, он также поместил в ней множество статей по самым различным вопросам философии, истории, литературы, этики. Только в первом томе было свыше ста его публикаций. Среди них немало больших статей, по пять-десять страниц. Ряд статей Даламбера вызвал острую дискуссию, протесты французского духовенства, нападки и интриги противников идей Просвещения. Даламбер получил широкую известность, имел много друзей и врагов и приобрел репутацию вольнодумца, тем более что он был другом преследуемых Дидро и Вольтера.
После выхода седьмого тома «Энциклопедии», в 1757 году, Даламбер, устав от преследований и враждебности властей, был вынужден выйти из состава редакции, оставаясь, однако, сотрудником «Энциклопедии» и другом Дидро.
Даламбер написал «Введение к Энциклопедии», которое составило эпоху в интеллектуальной жизни сначала Франции, а потом и всего образованного мира
Wikipedia
Выход в июле 1758 года сразу же запрещенного атеистического трактата «Об уме» Клода Адриана Гельвеция, единомышленника энциклопедистов, послужил поводом для приостановки издания «Энциклопедии». В королевском декрете говорилось, что польза «Энциклопедии» для прогресса наук и искусств не может компенсировать непоправимый вред, наносимый ею религии и общественной морали.
Возможно, издание так и не удалось бы довести до конца, но «Энциклопедия» имела высокопоставленных покровителей, как во Франции, так и за границей. Особую роль в этом сыграла российская императрица Екатерина II. Она обратилась с предложением к энциклопедистам перенести издание в Ригу или любой другой город России, если во Франции издание «сталкивается с какими-либо трудностями». Кроме того, зная о финансовых затруднениях издателей, она приобрела личную библиотеку Дидро, оставив ему книги в пользование как личному библиотекарю и выплатив ему жалованье за много лет вперед.
А поскольку Россия была союзницей Франции в Семилетней войне, то Франция была вынуждена считаться с мнением российской императрицы. Это позволило Дидро закончить издание энциклопедии во Франции.
См. также[править | править код]
- Оператор Д’Аламбера — дифференциальный оператор второго порядка где \Delta — оператор Лапласа, c — постоянная. Иногда оператор пишется с противоположным знаком.
- Парадокс Д’Аламбера — утверждение в гидродинамике идеальной жидкости, согласно которому при стационарном (не обязательно потенциальном и безотрывном) обтекании твёрдого тела безграничным поступательным прямолинейным потоком невязкой жидкости, при условии выравнивания параметров далеко впереди и позади тела, сила сопротивления равна нулю.
- Признак Д’Аламбера — признак сходимости числовых рядов
- Принцип Д’Аламбера — один из основных принципов динамики, согласно которому, если к заданным (активным) силам, действующим на точки механической системы, и реакциям наложенных связей присоединить силы инерции, то получится уравновешенная система сил.
- Уравнение Д’Аламбера — дифференциальное уравнение вида y=xφ(y′)+f(y′),{\displaystyle y=x\varphi (y’)+f(y’),} где φ{\displaystyle \varphi } и f{\displaystyle f} — функции.
- Формула Д’Аламбера
Даламбер и Россия
Императрица не только дружила с Дидро, но и старалась привлечь к сотрудничеству других энциклопедистов. Она, в частности, пожелала поручить Даламберу воспитание своего единственного сына, цесаревича Павла Петровича. В 1762 году, перед поездкой в Берлин, Даламбер получил от Одара, библиотекаря Екатерины, письмо, в котором последний излагал ему эту просьбу императрицы. Но Даламбер отказался от этой чести. Великий ученый говорил о своем незнании людей и жизни, о сложности и трудности обязанностей воспитателя будущего повелителя такого обширного государства, как Россия.
Цесаревич Павел Петрович
artinvestment.ru
Но Екатерина II не отказалась от мысли склонить Даламбера приехать в Петербург. Императрица назначила ему пенсию значительно выше той, что он получал от Фридриха Великого, и лично написала ему письмо. В письме она говорит: «Вся Ваша философия основана на гуманных началах. Вы противоречите этим началам, отказываясь воспитать наследника русского престола так, чтобы он мог осчастливить миллионы подвластных ему людей». Но Даламбер был убежден, что он не в состоянии выполнить как следует столь сложные обязанности, и снова отказался. И написал, что принять ее предложение он не может, так как не желает расставаться с друзьями. Императрица предложила забрать всех своих друзей и приехать в Россию вместе с ними: всем им она устроит удобную и приятную жизнь. Даламбер ответил: «Я и друзья мои не имеем сил оставить навсегда свою родину, сложить с себя обязанности относительно своего народа, хотя положение наше здесь не блестяще и нам приходится выносить многое». В переписке с Вольтером Даламбер отозвался об этом предложении с иронией: «Знаете ли вы, что мне предложили, хотя я и не имею чести быть иезуитом, воспитание великого князя в России. Но я очень подвержен геморроидальным коликам, а они слишком опасны в этой стране», —намекая на судьбу свергнутого с престола мужа Екатерины Петра III, смерть которого была объяснена этой болезнью.
Екатерина II не хотела отказываться от мысли склонить Даламбера приехать в Петербург. Императрица назначила Даламберу пенсию значительно выше той, что он получал от Фридриха Великого, и лично написала ему письмо
Тем не менее начатая таким образом переписка Екатерины с Даламбером продолжалась до 1767 года довольно деятельно, но касалась исключительно литературных предметов, трудов Даламбера и занятий Екатерины по сочинению наказа Комиссии об уложении.
В 1782 году наследник русского престола, будучи в Париже и посетив Даламбера, выразил глубокое сожаление, что желание его матери не исполнилось. Прощаясь с Даламбером, Павел сказал: «Вы поймете, милостивый государь, как глубоко я сожалею, что мне не суждено было познакомиться с Вами ранее».
Но прошло еще несколько лет, и во Франции разразились революция, в теоретической подготовке которой энциклопедисты принимали столь деятельное участие. Тогда Екатерина, забыв о покровительстве, которое она некогда оказывала им и их «Энциклопедии», писала: «В этой книге было два лишь предмета: первый, уничтожение христианской религии, второй, — уничтожение царской власти».
Справедливости ради надо заметить, что Даламбер отказал не только Екатерине, но и прусскому королю Фридриху II, с которым он также долгое время состоял в переписке. Начиная с 1752 года Фридрих II неоднократно предлагал Даламберу стать президентом Берлинской академии наук, но ученый отвечал отказом.
взносы
математика
В 1739 году он прочитал свою первую статью перед Академией наук, членом которой он стал два года спустя. В 1743 году, когда ему было всего 26 лет, он опубликовал свой важный Договор о динамике, фундаментальный договор.
Его важность заключается в известном принципе Даламбера, который указывает, что третий закон Ньютона (для каждого действия есть равная и противоположная реакция) справедлив для тел, находящихся в движении, а также для тех, кто зафиксирован.. Даламбер продолжил исследования, и в 1744 году он применил свой принцип к теории равновесия и движения жидкостей в своем Договор баланса и движения жидкостей
За этим открытием последовала разработка дифференциальных уравнений, раздел теории расчета
Даламбер продолжил исследования, и в 1744 году он применил свой принцип к теории равновесия и движения жидкостей в своем Договор баланса и движения жидкостей. За этим открытием последовала разработка дифференциальных уравнений, раздел теории расчета.
Его первые исследования были опубликованы в его Размышления об общей причине ветров в 1947 году; Эта работа принесла ему награду в Берлинской академии, в которой он был избран членом в том же году. Кроме того, в 1747 году он применил свою теорию исчисления к проблеме вибрирующих струн в своем Исследования на вибрирующих канатах.
равноденствие
В 1749 году Даламбер построил метод применения своих принципов к любому телу и форме, и он также нашел объяснение прецессии равноденствий (постепенное изменение положения орбиты Земли)..
Таким же образом он определил характеристики этого явления и объяснил нутацию земной оси в своей работе под названием Исследование прецессии равноденствий и нутации земной оси.
В 1752 году он опубликовал Испытание новой теории сопротивления жидкости, работа, которая содержит несколько идей и оригинальные наблюдения. Среди этих идей гидродинамический парадокс, который предполагает, что поток до и после препятствия одинаков; это приводит к отсутствию какого-либо сопротивления.
В этом смысле результаты его расследования разочаровали Даламбера; его заключение было известно как парадокс Даламбера и в настоящее время не принято физиками.
Интегральный расчет и возмущения
В их Воспоминания о Берлинской Академии опубликовал результаты своих исследований по интегральному исчислению, разделу математики, в который он внес большой вклад.
Кроме того, в их Исследование различных важных точек мировой системы, опубликованный в 1756 году, усовершенствовал решение проблемы возмущений (вариаций орбиты) планет. Между 1761 и 1780 годами он опубликовал восемь томов своей работы. Математические буклеты.
Импульс, чтобы улучшить общество
Во время своих расследований Д’Аламбер вел очень активную общественную жизнь. Французский ученый привык к частым залам для разговоров, в которых он легко развивался.
Как и его сверстники, мыслители, писатели и ученые, работающие и верящие в суверенитет разума и природы, Даламбер посвятил себя улучшению общества, в котором он жил..
Даламбера считали мыслителем-рационалистом. То есть он выступал против религии и защищал оппозицию и обсуждение идей; он также преследовал идею либеральной монархии с просвещенным королем. Его желание состояло в том, чтобы жить в интеллектуальной аристократии.
Жан Даламбер также верил в необходимость превращения человека в самодостаточное существо, для чего он провозгласил новую моральную и этическую, которая заменила бы христианские заповеди. Наука как единственный настоящий источник знаний должна распространяться на благо людей.
энциклопедия
Преследуя свои идеалы, Даламбер сотрудничал с авторами энциклопедия в 1746 году. Когда идея французского перевода Cyclopaedie Английский Эфраин Чемберс был заменен оригинальной работой под общим изданием философа Дени Дидро, Жан Даламбер стал редактором математических и научных статей.
Даламбер не только помогал в редактировании и публикации статей по другим темам, но и искал поддержки у влиятельных кругов для финансирования своей компании..
Точно так же он написал свой Предисловие энциклопедии, который он представил в 1751 году. Это усилие рассматривается как важная попытка представить единое видение современных знаний.
работа
Труд в энциклопедия
В его Предварительная речь, Даламбер стремился проследить развитие и взаимосвязь между различными отраслями знаний, а также стремился показать их как связные части единой структуры.
Во втором томе энциклопедия Даламбер посвятил себя исследованию интеллектуальной истории Европы со времен Ренессанса, и в 1752 году Даламбер написал предисловие к третьему тому, которое было ответом критикам энциклопедия.
В предисловии к пятому тому, опубликованному в 1755 году, Даламбер поблагодарил Монтескье за поддержку усилий энциклопедия. На самом деле, это был ответ Монтескье, который отклонил приглашение писать статьи о демократии и деспотизме..
Дискуссия с Руссо
В 1756 году Даламбер отправился с Вольтером в Женеву. Там он собрал информацию для написания статьи об этом городе. Его статья высоко оценила доктрины и практику пасторов Женевы; этот текст был спорным, потому что он утверждал, что многие из служителей не верили в божественность, а также поддерживали такие виды искусства, как театр.
Статья спровоцировала Руссо, который написал музыкальные статьи для энциклопедия, написать ответ, в котором он рассматривал театр как вид искусства, способный развратить общество.
В свою очередь, Даламбер ответил менее чем дружеским письмом. Этот инцидент привел Д’Аламбера к отставке с должности редактора энциклопедия в 1758 году.
Другие важные работы
Среди его работ также есть Смеси литературы, истории и философии, опубликовано в 1753 году. Эта работа включает в себя Эссе на законных людей, в котором он поощрял авторов стремиться к свободе, правде и аскезе.
Благодаря помощи мадам де Деффанд, важного благотворителя в области искусства и науки, Даламбер был избран членом Французской академии в 1754 году, за что он попытался укрепить достоинство учреждения на глазах общественности. Д’Аламбер также способствовал вступлению философов-рационалистов во Французскую академию
Французская Академия
Д’Аламбер был назначен постоянным секретарем этого учреждения в 1772 году. В его обязанности входит то, что он должен был внести свой вклад в История членов академии; это включало написание биографии всех участников, которые умерли между 1700 и 1722.
В своих трудах Даламбер выразил желание установить связь между Академией и общественностью, что было очень важной чертой общих действий этого персонажа.
Берлинская Академия и другие предложения
С 1752 года король Пруссии Федерико II пытался убедить Даламбера стать президентом Академии Берлина. Французский философ не принимал; тем не менее, он посещал короля много раз. Во время своих визитов Даламбер консультировал короля о содержании Академии и выборах ее членов..
Он также получил приглашение Екатерины II России стать наставником своего сына, великого князя Павла. Однако Даламбер отклонил это предложение, поскольку не хотел отделяться от парижской интеллектуальной жизни..
Причина о религии
Даламбер был жестоким скептиком и поддерживал враждебность философов-рационалистов против христианства. Изгнание иезуитов из Франции побудило Даламбера написать статью На уничтожение иезуитов во Франции в 1766 году.
В этом тексте французский философ пытался показать, что иезуиты, несмотря на их ценность как педагогов и исследователей, уничтожили себя, желая власти над всеми вещами.
музыка
В эти годы Даламбер начал интересоваться теорией музыки. Твоя книга Элементы музыки, опубликованный в 1752 году, пытается объяснить принципы композитора Жана Филиппа Рамо. Этот персонаж объединил современное музыкальное развитие в гармоничную систему, которая доминировала в западной музыке до начала 20-го века.
В 1754 году Даламбер опубликовал эссе, в котором высказал свои мысли о французской музыке. В их Математические буклеты Он также опубликовал трактаты по акустике и физике звука, а также написал множество статей о музыке для энциклопедия.
Примечания
- Стиллвелл Д. Математика и её история. — М.-Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2004. — С. 270.
- Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. — М.: Советская энциклопедия, 1986. — С. 357. — 1600 с. — 2 500 000 экз.
Переводы на русский язык
- Извлечение из мемуара «О равновесии жидкостей». // Клеро А. Теория фигуры Земли, основанная на началах гидростатики. — Л., 1947.
- О фигуре Земли. // В кн.: Клеро А. Теория фигуры Земли, основанная на началах гидростатики. — Л., 1947.
- Динамика. — М.-Л.: Гостехиздат, 1950. — 315 с. — (Серия: Классики естествознания).
- История в энциклопедии Дидро и Д’Аламбера / Пер. с франц. и прим. Н. В. Ревуненковой. Под общ. ред. А. Д. Люблинской. — Л.: Наука, 1978. — 312 с.
- Философия в «Энциклопедии» Дидро и Д’Аламбера. — М.: Наука, 1994. — 720 с. — ISBN 5-02-008196-5
биография
Он родился 17 ноября 1717 года и был незаконнорожденным сыном мадам де Тенцин и джентльмена Дестуша Канона, одного из его любовников. Жан Ле Ронд д’Аламбер был заброшен на ступеньках парижской церкви Сен-Жан-Ле-Рон, именем которой был крещен молодой Жан.
образование
Несмотря на то, что мать его не узнала, джентльмен Дестуш в конце концов искал Джин и доверил его жене стеклодува, к которой он относился как к своей матери..
Благодаря влиянию своего отца, Ле Ронд был принят в школу янсенистов под именем Жана Батиста Дарэмберга. Вскоре он сменил фамилию на даламбер.
В то время как Дестуш никогда не раскрывал своего родства Д’Аламберту, он позаботился о том, чтобы покрыть свои финансовые расходы. Образование, наложенное на Даламбера, было глубоко религиозным; однако, он уклонялся от идей, которым его учил.
Д’Аламбер изучал право в течение двух лет, став адвокатом в 1738 году; однако он никогда не занимался этой профессией. После изучения медицины в течение года, наконец, выбрал математику, занятие которой он посвятил себя на всю жизнь. Даламбер брал частные уроки, но был практически самоучкой.
Иллюстрированные идеи
Жан Даламбер посвятил свою жизнь науке и математике, но он также был умелым болтуном. Его встречи в салонах помогли ему встретиться с несколькими философами Просвещения, поток, с которым Д’Аламбер отождествлял себя.
Его талант заработал ему признание Академии Франции и Академии Берлина, а также должность редактора и автора энциклопедия Дени Дидро. Эта последняя работа заинтересовала Даламбера своей целью: распространить знания среди всех людей..
Любить жизнь
В 1765 году тяжелая болезнь вынудила Д’Аламбера остаться в доме Джулии де Леспинасс, владелицы одного из залов, которые она часто посещала. Французский мыслитель был главной интеллектуальной фигурой его салона, который стал рекрутинговым центром Французской академии.
Даламбер и Леспинасс были в коротких отношениях, которые впоследствии стали длительной дружбой. Именно после смерти Леспинассы в 1776 году Даламбер обнаружил любовные отношения, которые она имела со многими другими мужчинами.
кончина
После смерти ее подруги Леспинасса д’Аламбер переехал в квартиру в Лувре. Там Даламбер умер в 1783 году из-за болезни мочевыводящих путей..
На протяжении всей своей жизни Даламбер был простым человеком, доброжелательным и скромным духом. Как человек своего времени, он всегда стремился придать своему имени достойное и серьезное значение..
В дополнение к достижению своей целостности и независимости, Д’Аламбер использовал свое влияние, чтобы продвинуть Просвещение.
НАШИ ЛЮДИ
Валиахметов Альберт Марселевич
Наука – Другое
эксперт в сфере IT и онлайн-маркетинга, известный блогер
Ящук, Ростислав Давыдович
Наука – Другое
участник Великой Отечественной войны, старший лётчик-наблюдатель 47-го гвардейского отдельного авиационного полка дальних разведчиков Главного командования военно-воздушных сил Красной Армии, гвардии старший лейтенант, Герой Советского Союза
Ященко, Николай Иванович
Наука – Другое
участник Великой Отечественной войны, командир 214-го гвардейского стрелкового полка 73-й гвардейской стрелковой дивизии 57-й армии 3-го Украинского фронта, гвардии майор, Герой Советского Союза, военный комиссар Челябинской области
Ященко, Иван Григорьевич
Наука – Другое
участник Великой Отечественной войны, командир взвода автоматчиков 738-го стрелкового полка 134-й стрелковой дивизии 69-й армии 1-го Белорусского фронта, Герой Советского Союза
Яшнев, Алексей Степанович
Наука – Другое
участник Великой Отечественной войны, командир взвода 248-го стрелкового полка 31-й стрелковой дивизии 52-й армии 1-го Украинского фронта, Герой Советского Союза, лейтенант
Яшин, Николай Иванович
Наука – Другое
участник Великой Отечественной войны, командир взвода разведки 830-го стрелкового полка 238-й стрелковой дивизии 50-й армии 2-го Белорусского фронта, Герой Советского Союза, старший лейтенант
Яшин, Георгий Филиппович
Наука – Другое
участник Великой Отечественной войны, помощник командира взвода, парторг стрелковой роты 134-го гвардейского стрелкового полка 45-й гвардейской стрелковой дивизии 21-й армии Ленинградского фронта, Герой Советского Союза
Яшин, Виктор Николаевич
Наука – Другое
советский лётчик, участник Великой Отечественной войны, командир эскадрильи 133-го истребительного авиационного полка 234-й истребительной авиационной дивизии 6-го истребительного авиационного корпуса 16-й воздушной армии 1-го Белорусского фронта, Герой Советского Союза