Ранняя биография
Клод Дебюсси родился 22 августа 1862 года в небольшом городе Сен-Жермен-ан-Ле в небогатой буржуазной семье. Его отец в молодости был военным и служил в морской пехоте, а впоследствии стал заниматься фаянсовым бизнесом. Но, испытав неудачу на этом поприще, он продал свой магазин и перевез родственников в Париж. В семье не было потомственных музыкальных традиций, тем не менее Клод с детства стал демонстрировать большие музыкальные способности. Его первым педагогом стала теща известнейшего поэта П. Верлена Антуанетта-Флора Моте, которая называла себя ученицей Шопена.
Под ее руководством мальчик проявлял невероятные успехи и в 11-летнем возрасте был зачислен в Парижскую консерваторию. Здесь юное дарование проходило обучение у светил французской музыкальной сцены А. Ф. Мармонтеля, А. Лавиньяка и Э. Гиро. Клод учился очень прилежно и старательно, но особенно ничем не выделялся. Будучи студентом, Дебюсси в течение нескольких лет подрабатывал в летний сезон у пианистки Н. Фон Мекк, а также обучал музыке ее детей. Благодаря этому он побывал в России и даже проникся расположением к сочинениям композиторов «Могучей кучки».
“Образы”, “Мученичество” и “Игры”
Оркестровые праздничные картины, посвящённые трём странам – Франции, Испании и Англии, были написаны и исполнены в течение семи лет, начиная от 1905-го. Особенно хороша испанская “Иберия” – с яркими и весёлыми крайними частями и контрастным ноктюрном “Ароматы ночи” в средней части.
В 1911 году прозвучала неожиданная для слушателей музыка Дебюсси, которые уже и привыкли, и полюбили прихотливую игру переменчивых гармонических переплетений в его последних произведениях. Гармонии вдруг принесли дух античности, фактура стала суровой и очень экономной. Это была музыка, оформившая мистерию “Мученичество святого Себастьяна” Габриэля д’Аннуцио. Затем, уже в 1913-м, поступил заказ на одноактный балет “Игры” от С. П. Дягилева, за который Дебюсси смело взялся и великолепно с задачами справился.
Учеба в консерватории и становление композитора
Дебюсси учился хорошо, хоть и не обладал особыми талантами.
На пятый год учёбы получил вторую премию за исполнение на фортепиано сонаты Шумана.
Имел конфликты в консерватории с преподавателем гармонии и аккомпанемента, который не выносил эксперименты своего ученика.
Любимым предметом Клода была композиция. Её преподавал Эрнест Гиро, профессор и член Академии Изящных Искусств.
В класс Гиро он попал после путешествия по Италии и Швейцарии, во время которого работал учителем музыки и домашним пианистом в доме богатой русской меценатки Надежды фон Мекк.
Следующие два летних сезона Дебюсси провёл в её подмосковном имении Плещеево
В России он познакомился с русской музыкой, что обогатило его музыкальный кругозор.
Со своей покровительницей молодой человек путешествовал по Европе, но вскоре лишился расположения, неосторожно влюбившись в одну из её дочерей.
До матери дошли слухи, что в 1913 г. на концерте в Москве Клод посвятил одно из произведений Соне
Такую вольность аристократка не простила, и разжалованный наставник был выслан назад в Париж.
В Париже надо было искать заработок. Известная меломанка мадам Моро-Сенти взяла его аккомпаниатором в свою вокальную студию. Там Клод завёл хорошие знакомства, открывшие ему мир парижской богемы. Учёбу в консерватории он продолжал.
В 1883 г. кантата «Гладиатор» была удостоена второй Римской премии, а в 1884 г. кантата «Блудный сын» взяла Большую Римскую Премию. Все лауреаты поехали в Рим на виллу Медичи, где им предстояло жить и работать два года.
Клод этого не хотел, но всё-таки поехал, опоздав на два месяца. Неслыханное нарушение! Получил премию, но не хочет её оправдывать и отрабатывать. И старые конфликты с Академией вновь обострились.
Молодой композитор был зол и растерян. Он и так с трудом выдерживал традиционный академический стиль, тяготивший его всегда. К тому же, обладая вспыльчивым характером и злопамятностью, теперь он твёрдо решил отходить от надоевшего традиционализма и искать свой стиль.
О стиле
На тот момент импрессионизм вполне оформился у живописцев, но в музыке даже не намечался. Даже в вышеперечисленных произведениях композитора этот стиль пока не был представлен. Просто академические уши профессоров правильно уловили тенденцию и испугались за Дебюсси.
Но о той же “Зюлейме” сам Дебюссии отзывался даже не с иронией, а с сарказмом, что напоминает ему эта музыка не то Мейербера, не то Верди. А вот последние два произведения у него уже никакой иронии не вызывали, и когда “Весну” отказались исполнять в консерватории, исполнив-таки “Деву-избранницу”, Дебюсси вспылил и разорвал отношения с Академией.
Музыкальный композитор
В 1880 году Надежда фон Мекк, которая ранее поддерживала русского композитора Петра Ильича Чайковский нанял Клода Дебюсси для обучения детей игре на фортепиано. Вместе со своими детьми Дебюсси путешествовал по Европе и начал накапливать музыкальный и культурный опыт в России, чтобы вскоре обратиться к своим сочинениям, в частности, познакомиться с русскими композиторами, которые окажут значительное влияние на его творчество.
В 1884 году, когда ему было всего 22 года, Дебюсси принял участие в кантате L ‘Enfant prodigue (Блудное дитя) в Prix de Rome, конкурсе для композиторов. Он взял домой главный приз,что позволило ему учиться в течение трех лет в итальянской столице, хотя он вернулся в Париж через два года. Находясь в Риме, он изучал музыку немецкого композитора Рихарда Вагнера, в частности его оперу «Тристан и Изольда». Влияние Вагнера на Дебюсси было глубоким и продолжительным, но, несмотря на это, Дебюсси, как правило, уклонялся от показа оперы Вагнера в своих собственных произведениях.
Дебюсси вернулся в Париж в 1887 году и посетил Парижскую всемирную выставку два года спустя. Там он услышал музыкальный ансамбль яванского гамелана, состоящий из колокольчиков, гонгов, металлофонов и ксилофонов, иногда в сопровождении вокала, и в последующие годы обнаружил, что Дебюсси включает элементы гамелана в свой существующий стиль для создания совершенно новый вид звука.
Музыка, написанная в этот период, стала отражением ранних шедевров композитора Ariettes oubliées (1888), Prélude à l ‘après-midi d’ un faune (Прелюдия после полудня Фавна; завершена в 1892 году и впервые исполнена в 1894 г.) и Струнном квартете (1893 г.), которые были четко отделены от работ его грядущего зрелого периода.
Оригинальная опера Дебюсси, Pelléas et Mélisande, была закончена в 1895 году и была сенсацией, когда впервые была исполнена в 1902 году, хотя она глубоко разделила слушателей (зрители и критики либо любили ее, либо ненавидели ее)
Внимание, привлеченное к Пеллеасу в сочетании с успехом Prélude в 1892 году, принесло Дебюсси широкое признание. В течение следующих 10 лет он был ведущей фигурой во французской музыке,сочинение таких длительных произведений, как «La Mer» («Море», 1905 г.) и «Иберия» (1908 г.) для оркестра, а также «Images» (1905 г.) и «Детский угловой сюжет» (1908 г.) для фортепиано соло
Примерно в это же время, в 1905 году, была опубликована сюита Debussy’s Bergamasque. Комплект состоит из четырех частей: «Prélude», «Menuet», «Clair de lune» (в настоящее время считается одним из самых известных произведений композитора) и «Passepied».
Родились в один день
Дата рождения: 22.08.1862. Возраст: 158.
Знак зодиака: Лев (информация о знаке).
Гороскопы для Льва: гороскоп на сегодня,
гороскоп на завтра,
гороскоп на неделю,
гороскоп на месяц,
гороскоп на год.
До следующего дня рождения осталось дней: 115 дней.
БАШАРОВ Марат Алимжанович
Актер театра и кино, телеведущий
1 место
ДЗЮБА Артём Сергеевич
Футболист
2 место
СКОБЦЕВА Ирина Константиновна
Актриса
3 место
СЕРГУНИНА Наталья Алексеевна
Заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы — руководитель аппарата мэра и правительства Москвы
4 место
СИДОРОВ Алексей Леонидович
Кинорежиссёр, продюсер и сценарист
5 место
КУРКОВА Равшана Бахрамовна
Актриса театра и кино
6 место
ПЕРВУХИН Дмитрий
Вице-президент, заместитель директора департамента ИТ-развития банка «Открытие»
7 место
СУДЕЦ Татьяна Александровна
Советская и российская телеведущая и диктор телевидения
8 место
ЕГОРОВА Наталья Сергеевна
Актриса
9 место
СУМСКАЯ Ольга Вячеславовна
Актриса
10 место
ТОРБАХОВ Александр Юрьевич
Заместитель Председателя Правления
11 место
БЛАГОВОЛИН Сергей Евгеньевич
председатель Совета директоров
12 место
КАТАЕВ Юрий Сергеевич
Актер
13 место
ОМАРОВ Юсуп Сахратулаевич
Актер
14 место
ФРОЛОВА Анна Алексеевна
Директор Департамента по маркетингу и рекламе
15 место
Пик творческой карьеры Claude Debussy
Через год он завершил оперу. Композитор представил обществу произведение «Послеполуденный отдых фавна». Не только поклонники и влиятельные критики высоко оценили старания Клода. Он оказался на пике творческой карьеры.
Watch this video on YouTube
В новом столетия он начал посещать встречи неформального общества Les Apaches. В сообщество входили разные деятели культуры, которые называли сами себя – «художественные изгои». Большинство членов организации находились на премьере оркестровых «Ноктюрнов» Клода под названием «Облака», «Празднества» и «Сирены». Мнение культурных деятелей разделилось: одни считали Дебюсси откровенным неудачником, другие, напротив – превозносили талант композитора.
В 1902 году состоялась премьера оперы «Пеллеаса и Мелизанды». Музыкальное произведение опять разделило общество. У Дебюсси были как поклонники, так и те, кто не воспринимал работы француза всерьёз.
Несмотря на то, что мнение музыкальных критиков разделилось – премьера представленной оперы прошла на «ура». Публика тепло приняла постановку. Дебюсси укрепил свой авторитет. В этот же период времени он стал кавалером Ордена «Почетного легиона». Отметим, что полное издание нот вышло спустя пару лет после презентации вокальной партитуры.
Вскоре состоялась премьера одного из самых проникновенных произведений репертуара Дебюсси. Речь идёт о симфонической композиции «Море». Сочинение опять дало повод для споров. Несмотря на это работы Клода всё чаще звучали со сцен лучших европейских театров.
Успех мотивировал французского композитора на новые подвиги. В начале нового столетия он создал, пожалуй, самые известные пьесы для фортепиано. Особого внимания заслуживают «Прелюдии», которые состоят из двух тетрадей.
Claude Debussy (Клод Дебюсси): Биография композитора
В 1914 году он приступил к написанию цикла сонат. Увы, но он так и не закончил начатую работу. В это время здоровье маэстро сильное пошатнулось. В 1917 году он сочинил композиции для фортепиано и скрипки. На этом его карьера закончилась.
Творчество и поиск своего стиля
В Риме Клоду не нравилось, но именно здесь в его творчестве наметились черты индивидуальности. Он отослал в Париж свежую кантату «Зюлейма», а ещё через год сюиту из двух частей «Весна».
- Академия подвергла критике оба творения и обвинила своего воспитанника в потере музыкального рисунка и формы, в злоупотреблении музыкальным колоритом. Именно эта критика в 1886 г. впервые обозначила новаторство и, собственно, импрессионизм, в музыке.
- Через несколько лет для концерта в Академии взяли произведение «Дева», но не взяли «Весну», что привело Дебюсси в бешенство. Он предъявил ультиматум и вызвал скандал. В итоге отказался участвовать в концерте и разорвал отношения с Академией.
- Продолжая творческие изыскания, Клод Дебюсси попал под влияние творчества Рихарда Вагнера и Модеста Мусоргского. Потом посетил Всемирную выставку в Париже и слушал там экзотические оркестры. Новые формы музыки он искал повсюду.
- В 1890 г. начал работу над оперой «Родриг и Химена», но не закончил. Познакомился с Эриком Сати, пианистом из трактира на Монмартре. Это знакомство стало определяющим для потерявшего себя композитора. Его захватили сочинения и необычные импровизации Сати. Слегка грубоватые и не очень профессиональные, они объединили двух молодых людей своей оригинальностью, сдружив их почти на четверть века.
- Вероятно, академический груз скорее мешал и тяготил, в то время как уличный тапёр Эрик Сати был свободен от этой тяжести. Он, как истинный француз, был пропитан идеями свободы.
- Именно Сати смог донести до мышления Клода Дебюсси способ достижения выразительности и легкости, и это наконец открыло путь к своему стилю.
- В 1893 г. Дебюсси делал наброски для новой оперы — «Пеллеас и Мелисанда», а годом позже поймал вдохновение и написал симфоническое произведение «Послеполуденный отдых фавна». Оно и стало первым образцом импрессионизма, нарождающегося музыкального течения.
Лучшие произведения Дебюсси
Deux Arabesques (1888/1891)
Хотя это довольно раннее произведение Дебюсси « Deux Arabesques для фортепиано», но оно уже содержит намеки на развивающийся музыкальный стиль композитора. Эта сюита является одним из самых ранних произведений импрессионизма, созданным после французской формы визуального искусства, и через музыку изображает вызывающие воспоминания сцены.
Бергамская сюита (1890, rev.1905)
Бергамасская сюита – это четырехчастная сюита для фортепиано «Прелюдия», «Менуэт», «Клер де Люн» и «Паспье». Расслабляющая музыка вдохновлена стихотворением французского поэта Полем Верленом и перекликается с туманными, импрессионистическими текстурами более поздних работ Дебюсси, особенно в его самой любимой фортепианной пьесе «Clair De Lune».
Струнный квартет соль минор (1893)
Струнный квартет соль минор Дебюсси , один из его ранних шедевров, сочетает в себе манящие мелодии с волнующей ритмической свободой и проложил путь к Prélude à L’Après-Midi D’Un Faune в следующем году. Дебюсси расширил звучание струнного квартета множеством новых текстур и тональных эффектов. С экзотическими гаммами, нетрадиционными аккордами, прогрессиями и ключевыми изменениями в музыке представлены уникальные для своего времени мелодии и гармонии.
Прелюдия к Апре-Миди Фауна (1894)
Часто говорят, что эра современной музыки началась с единственного произведения 1894 года: « Прелюдия к апре-миди д’Юн Фауна» Клода Дебюсси для оркестра. Основываясь на стихотворении Малларме, Дебюсси считал, что Прелюдия вызывает воспоминания «о сменяющих друг друга сценах, в которых стремления и желания фавна проходят в разгар полудня». Дебюсси до предела расширил традиционную систему клавиш и тональностей. « Прелюдия» , одно из лучших произведений Дебюсси, является одним из самых популярных музыкальных произведений всех времен и вдохновляет многих композиторов, в том числе Леонарда Бернстайна и Булеза.
Пеллеас и Мелизанда (1902)
Pelléas Et Mélisande – единственная полностью завершенная опера Дебюсси, которая считается вехой в музыке 20-го века. Французское либретто было адаптировано из пьесы-символиста Мориса Метерлинка « Пеллеас и Мелизанда» . Дебюсси подчеркивает символизм Метерлинка удивительно оригинальной музыкой, хотя его использование мотивов для идентификации всех актеров и других сил вполне по-Вагнеровски.
La Mer (1905)
«Мер» – самое популярное и широко исполняемое концертное произведение Дебюсси. Эти три оркестровых симфонических произведения отражают почти сверхчеловеческую способность Дебюсси переводить игру света на воде и место моря в мире природы в музыкальное звучание. Программный характер этого произведения сделал его новаторским произведением музыкального импрессионизма.
Images (1905 – 1907)
Две книги « Образы» продвинули текстурную привередливость и изысканность Дебюсси, особенно «Reflets Dans L’Eau» Книги I («Размышления в воде»). В Книгу изображений II входит «Cloches à Travers Les Feuilles», вдохновленный звоном проезжающего колокола, который переносится из деревни в деревню между религиозными праздниками.
Детский уголок (1908)
Очаровательная сюита в шести частях, напоминающих сцены из детства, в том числе «Прогулка пирога Голливога», посвященная «Моей дорогой маленькой Шушу с нежными извинениями ее отца за то, что будет дальше».
Прелюдии (1910-1913)
Первая книга из 12 прелюдий для фортепиано соло отличается новыми эффектами и оригинальным текстурным взаимодействием, с отдельными названиями в конце каждой пьесы. Вторая книга Прелюдий продолжает исследование современного фортепиано, уже знакомого по Книге 1, особенно в «Brouillards» ( «Туманы» ), которое подводит нас к грани политональности.
Jeux (1913)
Jeux , описанный Дебюсси как «Поэма Danse», премьера состоялась в Париже в 1913 году всего за две недели до Обряд весны Стравинского. Этот незабываемый балет представляет двух девочек и мальчика, которые, потеряв мяч во время вечерней игры в теннис, охотятся за ним в лунном подлеске, играя по пути в прятки. Jeux была последней оркестровой партитурой, которую Дебюсси закончил перед своей смертью в 1918 году, и является его величайшим оркестровым произведением.
Это были лучшие произведения Дебюсси: Топ 10 пьес. Следите за новостями, делитесь информацией с друзьями!
1 069
Смерть
В 1908 году Дебюсси поставили диагноз – колоректальный рак, впоследствии ставший причиной смерти композитора, который 10 лет провел в борьбе со страшными болями. В 1915-м врачи прооперировали Клода, но результатом было лишь временное улучшение.
Клод Дебюсси с дочерью
Когда болезнь отступала, знаменитый француз продолжал сочинять музыку и выступать с концертами, в последний раз его видели в обществе на премьере «Сонаты для скрипки и фортепиано» 14 сентября 1917 года.
В начале 1918-го Клод оказался прикованным к постели и жил только благодаря заботам жены Эммы и дочери Шушу. Лечение больше не помогало, и 25 марта 1918 года Дебюсси умер в Париже, в собственном доме на авеню Фош.
Могила Клода Дебюсси
События Первой мировой войны помешали организовать торжественные похороны. Тело композитора пронесли по пустым столичным улицам и временно погребли на кладбище Пер-Лашез. Это место противоречило последней воле покойного, который хотел «отдохнуть среди деревьев и птиц», поэтому через год гроб Дебюсси перенесли на тихий погост на правом берегу Сены, неподалеку от Булонского леса.
Дебюсси Клод
(22 августа 1862 — 25 марта 1918)
Творчество Клода Ашиля Дебюсси — французского композитора, пианиста, дирижера, музыкального критика, основоположника музыкального импрессионизма, автора оригинальной системы гармоники и музыкальных структур, одного из самых интересных, ищущих музыкантов-новаторов своего времени — открыло новый период в истории французской музыки.
Музыкальное образование Клод Дебюсси получил в Парижской консерватории (1884). Уже в годы обучения он вызывал удивление, а порой и замешательство своих наставников поисками необычайных звучаний, стремлением уйти от наскучивших музыкальных штампов. Как домашний пианист русской меценатки Надежды Филаретовны фон Мекк, он сопровождал ее в путешествиях. Посетил Россию, провел лето 1881 и 1882 гг. в имениях Мекк — Браилове и Москве. Знакомство с творчеством Н.А. Римского-Корсакова, А.П. Бородина и особенно М.П. Мусоргского показало композитору пример смелого, нетрадиционного использования возможностей музыкального языка, повлияло на формирование его собственного стиля. Любовь к русской музыке К. Дебюсси сохранил на всю жизнь.
В 1884 г. при окончании консерватории К. Дебюсси получил Римскую премию за кантату «Блудный сын» и уехал на три года в Италию. По возвращении в Париж он примкнул к литературному кружку символистов, опубликовал свои первые фортепьянные и вокальные произведения. Особенно выделяются пьесы для фортепьяно — «Арабески», «Бергамасская сюита», романсы — «Забытые ариетты», «Пять поэм Бодлера». Эти произведения, перекликавшиеся с господствовавшими тогда в живописи и литературе течениями импрессионизма и символизма, положили начало направлению импрессионизма в музыке.
На конец XIX — начало XX в. пришелся расцвет творчества К. Дебюсси. В этот период написаны произведения разных жанров, но основное место занимает программная инструментальная музыка. Среди сочинений композитора — опера «Пеллеас и Мелизанда» (1902); балеты «Игры» (1912), «Камма» (1912), «Ящик с игрушками» (1913); мистерия «Мученичество святого Себастьяна» (1911); поэма для голоса с оркестром «Дева-избранница» (1888); для симфонического оркестра — «Прелюдия к послеполудню фавна» (1892—1894); триптих «Ноктюрны» («Облака», «Празднества», «Сирены», 1897—1899); три эскиза «Море» (1903—1905); сюита «Иберия» (1908); многочисленные произведения для фортепиано («Эстампы», 1903; «Остров радости», 1904); 24 прелюдии; 12 этюдов; инструментальные ансамбли; свыше 50 песен (романсов) и др. С 1910г. К.Дебюсси выступает как дирижер и пианист, пропагандируя собственные произведения. В 1913 г. он вновь посетил Россию, где с большим успехом дирижировал оркестром С.А. Кусевицкого в Петербурге и Москве.
На протяжении всей своей творческой карьеры К. Дебюсси пытался постичь сущность музыки, вникнуть в интонации народных песен и старинных мелодий. В его произведения будто вплетены восточные напевы, похожие на цветистые узоры. В его оркестре слышатся красочные переливы оттенков, неожиданные контрасты: мягкие, как бы затененные, звуки сменяются яркими, сверкающими. В его прелюдиях с характерными названиями легко «увидеть» импрессионистские звуковые картины природы, сказочные образы и танцевальные сцены.
Значительное место в творчестве маэстро занимала вокальная музыка. В своих романсах и песнях он придавал большое значение слову; отсюда естественность и непринужденность вокальной мелодии. Композитор отразил в своей музыке мимолетные впечатления, тончайшие оттенки человеческих эмоций и явлений природы, обновил средства музыкальной выразительности, обогатил звуковую оркестровую и фортепианную палитру. Он создал импрессионистскую мелодику, отличающуюся гибкостью нюансов, расплывчатостью, стушеванностью контуров. Поэтичное, изящное, одухотворенное и ярко эмоциональное творчество К. Дебюсси оказало большое влияние на развитие всей музыки XX века.
Клод Дебюсси умер в Париже 25 марта 1918 г., не успев довести до конца цикл из шести сонат для разных составов.
Биографический дайжест: Елена Николаевна Кубряк, ответственный секретарь редакции журнала «Библиотековедение», Российская государственная библиотека
Дальнейшее творчество К. Дебюсси
Дебюсси был талантливым пианистом, поэтому фортепьянная музыка в его сочинениях представлена очень широко. Французская пианистка М. Лонг вспоминала: «Играл он почти всегда на «полутонах», без всякой резкости, но с такой полнотой и густотой звука, как играл Шопен». Именно от шопеновской лёгкости, ажурности звучания фортепианно шёл Дебюсси в своих музыкальных поисках. А вторым истоком импрессионизма была старинная доромантическая музыка клавесинистов эпохи рококо. Но Дебюсси не прибегал к стилизации, он создает свой образ музыки.Программная сюита (оркестровая и фортепианная) стала излюбленным жанром композитора. Он создаёт сюиты для оркестра «Ноктюрны» (1899), «Море» (1905) и «Образы» (1912). Для фортепиано создаются «Эстампы», 2 тетради «Образов», «Детский уголок», который Дебюсси посвятил своей дочери. В «Эстампах» композитор впервые пытается показать музыкальные миры разных культур и народов: звуковой образ Востока («Пагоды»), Испании («Вечер в Гренаде»), пейзаж с французской народной песенкой («Сады под дождем»).В двух тетрадях прелюдий (1910, 1913) весь образный мир композитора раскрылся в полном объёме. Пьеса «Девушка с волосами цвета льна» создана как будто прозрачными акварельными красками. Звуковая насыщенность присутствует в «Террасе, посещаемой лунным светом», в прелюдии «Ароматы и звуки реют в вечернем воздухе». В эпическом звучании «Затонувшего собора» сказалось воздействие М. Мусоргского и А. Бородина. А в «Дельфийских танцовщицах» сочетаются античное сочетание строгости храма и обряда с языческой чувственностью.В последние 5 лет жизни его музыка, усложняясь еще больше, расширяет жанровые горизонты, в ней начинает чувствоваться какая-то нервная, капризная ироничность. Усиливается интерес к сценическим жанрам. Это балеты («Камма», «Игры», поставленные В. Нижинским и труппой С. Дягилева в 1912 г., и кукольный балет для детей «Ящик с игрушками», 1913), музыка к мистерии итальянского футуриста Г. д’Аннунцио «Мученичества святого Себастьяна» (1911). В постановке мистерии участвовали балерина Ида Рубинштейн, хореограф М. Фокин, художник Л. Бакст.В планах Дебюсси было написание 6 сонат для камерных ансамблей, но он успел создать только 3: для виолончели и фортепиано (1915), для флейты, альта и арфы (1915) и для скрипки и фортепиано (1917). Затем были написаны Двенадцать этюдов (1915), посвященных памяти Ф. Шопена.В некоторых сочинениях Дебюсси отразились события Первой мировой войны: «Героическая колыбельная», песня «Рождество детей, лишенных крова», неоконченная «Ода Франции».
К. Дебюсси и И. Стравинский в 1910 г.Музыка Клода Дебюсси оказала влияние на творчество И. Стравинского, Б. Бартока, О. Мессиана и других композиторов XX в.К. Дебюсси умер 26 марта 1918 г. во время бомбардировки Парижа немцами. Несмотря на тяжелую болезнь, он не прекращал творческих поисков, находил новые темы и сюжеты.Он постоянно выступал против бессодержательности, запутанности формы, усложненности музыкального языка, характерных для многих представителей модернистского искусства Западной Европы конца XIX- начала XX в. «Как общее правило, всякие намерения усложнить форму и чувство показывают, что автору нечего сказать», – говорил он. И ещё: «Музыка делается трудной каждый раз, когда ее нет».
Антуан Бурдель. Памятник Дебюсси (1907). Бронза. Сад скульптур Траммелл Кроу (Даллас, Техас, США)
- < Назад
- Вперёд >