Диккенс, Чарльз

Смертельный номер

Тогда же ему пришла в голову мысль выступить с публичным чтением своих романов. Это был способ заработать деньги и вместе с тем проверить отношение к себе читателей, людей, которые еще ни разу его не предавали. Он начал читать свои произведения давно, в узком кругу друзей. Тогда никто не оставался равнодушным к этому чтению, но ему не советовали ронять свое достоинство, выступая перед широкой публикой. Теперь же общество, в которое он так и не сумел «вписаться», могло порицать его сколь угодно, но публика встречала аплодисментами. Люди занимали с вечера очередь, чтобы купить билет, полицейские создавали оцепление, чтобы не допустить давки. Диккенс выходил на сцену со свежим цветком в петлице и ждал, пока смолкнет гул. И начинал читать — якобы заглядывая в книгу. Говорят, что он помнил все свои романы наизусть, волшебным образом преображался в их героев. Между автором и сидящими в зале происходил контакт сродни мистическому. Ходили слухи, что Диккенс вводил публику в состояние транса.

С 1857 года Чарлз начал жить двойной жизнью — публичного человека и тайного любовника. Он поселил Эллен вместе с ее матерью в отдельном доме и наносил ей тайные визиты. На сцену она больше не вернулась. Но и в этом романе, длившемся 14 лет, Диккенс не обрел ни покоя, ни удовлетворения.

Краткая биография

Чарльз Диккенс

(полное имя Чарльз Джон Хаффам Диккенс) – знаменитый английский писатель-реалист, классик мировой литературы, крупнейший прозаик XIX в. — прожил насыщенную и непростую жизнь. Родиной его был расположенный недалеко от Портсмута городок Лендпорт, где он 7 февраля 1812 г. появился на свет в небогатой семье мелкого чиновника. Родители как могли пестовали Чарльза, который был не по годам развит и одарен, однако их материальное положение не позволяло развивать способности, дать ему качественное образование.

В 1822 г. семью Диккенса перевели в Лондон, где им довелось жить в крайней нужде, периодически продавая нехитрый домашний скарб. 12-летнему Чарльзу пришлось идти подрабатывать на фабрику ваксы, и, хотя его трудовой стаж на ней исчислялся всего четырьмя месяцами, это время, когда он, себялюбивый, не привыкший к физическому труду и не блещущий крепким здоровьем, вынужден был тяжело работать за сущие гроши, было для него серьезным нравственным потрясением, наложило огромный отпечаток на его мировоззрение, определило одну из жизненных целей — больше никогда не нуждаться и не оказываться в столь унизительном положении.

Бедственное положение семьи, в которой росло шестеро детей, еще больше усугубилось, когда в 1824 г. на несколько месяцев отец оказался под арестом из-за долгов. Чарльз ушел из школы и устроился в адвокатскую контору переписчиком бумаг. Следующим пунктом его трудового пути был парламент, где он работал стенографом, а потом ему удалось найти себя на поприще газетного репортера. В ноябре 1828 г. юный Диккенс занял место независимого репортера, работавшего в суде Докторс-Коммонз. Не получивший систематического образования в детстве и отрочестве, 18-летний Чарльз усердно занимался самообразованием, превратившись в завсегдатая британского музея. В 20 он работал репортером в «Парламентском зеркале» и «Тру сан» и выгодно отличался на фоне большинства собратьев по перу.

В 24 года Диккенс выпустил дебютный сборник очерков под названием «Записки Боза» (это был его газетный псевдоним): амбиционный молодой человек понял, что именно занятия литературой помогут ему войти в высшее общество, а заодно совершать благое дело ради таких же обиженных судьбой и угнетенных, каким он был сам. В 1837 г. он дебютировал как романист, выпустив «Посмертные записки Пиквикского клуба». Литературная слава Диккенса по мере написания им очередных произведений росла, укреплялось материальное положение, повышался социальный статус. Когда женившийся еще в 1836 г. Диккенс вместе с женой отплыл в Бостон, его встречали в американских городах как очень известного человека.

С июля 1844 г по 1845 г

Диккенс с семьей жил в Генуе, по возвращении на родину все свое внимание уделял основанию газеты «Дейли ньюс». 50-е гг

стали его личным триумфом: Диккенс добился славы, влияния, богатства, с лихвой компенсировав все предыдущие удары судьбы. С 1858 г. он постоянно устраивал публичные чтения своих книг: так он не столько преумножал состояние, сколько реализовывал оставшиеся невостребованными незаурядные актерские способности. В личной жизни прославленного писателя было не все гладко; семью с ее запросами, ссорами с женой, восемью болезненными детьми он воспринимал, скорее, как источник постоянной головной боли, нежели тихую гавань. В 1857 г. в его жизни появилась любовная связь с молодой актрисой, продлившаяся до самой его смерти, в 1858 г. он развелся.

Бурная личная жизнь сочеталась с интенсивным писательским трудом: в этот период биографии также появились романы, внесшие значительный вклад в его литературную славу, — «Крошка Доррит» (1855-1857), «Повесть о двух городах» (1859), «Большие надежды» (1861), «Наш общий друг» (1864). Непростая жизнь не лучшим образом отразилась на состоянии здоровья, но Диккенс работал, не обращая внимания на многочисленные «звоночки». Продолжительное турне по американским городам усугубило проблемы, но он, немного передохнув, отправился в новое. В апреле 1869 г. дело дошло до того, что у писателя отнимались левая нога и рука, когда он заканчивал очередное выступление. 8 июня 1870 г. вечером у Чарльза Диккенса, находившегося в своем поместье Гэйдсхилл, случился инсульт, а на следующий день он скончался; похоронили одного из популярнейших английских писателей в Вестминстерском аббатстве.

Литература

Начинающий репортер сразу же привлек внимание общественности, читатели оценили заметки, что вдохновило Диккенса к масштабному писательству. Литература стала для Чарльза смыслом жизни

В 1836 году напечатаны первые произведения описательно-нравственного характера, названные романистом «Очерки Боза». Содержание сочинений оказалось актуальным для социального положения репортера и большинства горожан Лондона. 

Психологические портреты представителей мелкой буржуазии печатались в газетах и позволили их молодому автору заполучить славу и признание.

Федор Достоевский – русский писатель, назвал Диккенса мастером письма, искусно отражающим современную действительность. Дебютом прозаика XIX века стал роман «Посмертные записки Пиквикского клуба» (1837 год). В книге собраны жанровые зарисовки, описывающие особенности англичан, их добродушный, живой нрав. Оптимизм и легкость при чтении работ Чарльза привлекали интерес все большего числа читателей.

Диккенс — суперзвезда

Слава Диккенса растет стремительно. Он порывает с репортерской деятельностью и начинает зарабатывать на жизнь только литературой. В 1838-м публикуются «Оливер Твист» и «Николас Никльби». В 40-х выходят «Лавка древностей», «Барнеби Радж», «Мартин Челзвит», цикл «Рождественские повести», «Торговый дом Домби и сын» и масштабный «Дэвид Копперфильд».

Диккенс работает непрерывно, постоянно подогревая интерес публики новыми произведениями. Его гонорары стремительно растут, а сам он становится настоящей суперзвездой — самым популярным английским писателем, обласканным прижизненной славой. Будучи прекрасным чтецом и актером, Диккенс отправляется в турне. Он собирает огромные аудитории и декламирует свои романы. Говорят, что это было незабываемое действо. Автор знал свои произведения наизусть и разыгрывал настоящие театральные представления, в которых выступал единственным актером. Сперва Диккенс ездит по Европе, затем отправляется в Америку и влюбляет в себя заокеанскую публику.

В 50-е годы гениальный англичанин издает романы «Холодный дом», «Тяжелые времена», «Крошка Доррит», а также исторический роман о Французской революции «История двух городов».

В 60-е Диккенс радует публику «Большими надеждами» и «Нашим общим другом». В 1870-м начинает выходить роман «Тайна Эдвина Друда», но на шестой главе публикация прекращается — Чарльза Диккенса не стало. Он писал до последнего дня, его перо смогла остановить только смерть, которая застигла прозаика врасплох. Он мгновенно скончался от инсульта в своем особняке на Гэдсхилл Плэйс. Прах Чарльза Диккенса покоится в Уголке поэтов Вестминстерского аббатства.

Личная жизнь

Несмотря на успех в карьере, в личной жизни Чарльз Диккенс счастлив не был. Он женился на черноволосой красавице по имени Кэтрин Хогарт. Она была дочерью приятеля Диккенса журналиста Джорджа Хогарта. Писательское воображение Чарльза тут же нарисовало идиллическую картину семейной жизни с голубоглазой красавицей Кэтрин. Он мечтал, что она станет его другом, любовницей, соратником, единомышленником, родственной душой. Он поглядывал на собственных родителей, которые несмотря на все передряги, беззаветно любили друг друга, как дети. У него будет так же, только лучше!

Однако брак Кэтрин и Чарльза стал давать трещину еще в самом начале. На первых порах с молодоженами жила младшая сестра Кэтрин Мэри. Эта веселая хохотушка затмевала обаянием и жизненной энергией холодную красоту своей сестры. Чарльз души не чаял в Мэри. Однажды по возвращении из театра Мэри стало плохо. Она умерла на руках у Чарльза от остановки сердца. Без веселого щебета Мэри дом Диккенсов опустел. Кэтрин, увы, не могла заменить свою сестру.

Затем один за другим пошли дети. Красота Кэтрин стала угасать. От постоянных беременностей и родов (у Диккенсов было восемь детей) она располнела, подурнела, стала истеричной и нервной. Тем временем ее звездный муж пользовался закономерным успехом у женщин. Кэтрин терзала себя подозрениями, закатывала скандалы и устраивала сцены ревности.

Вскоре Диккенс буквально возненавидел жену. В супружеской спальне была установлена ширма и раздельные кровати. К детям Чарльз также не испытывал сильной привязанности. Точнее, он ими занимался до определенного возраста, а затем почему-то охладевал.

В 1857-м Диккенс влюбился в восемнадцатилетнюю актрису Эллен Тернан и открыто навещал любовницу в снятых для нее апартаментах. Их роман продлился до смерти писателя. По неофициальной версии, Диккенс умер в квартире Эллен и впоследствии был перевезен в дом на Гэдсхилл Плэйс. Отношение Эллен к своему престарелому любовнику было неоднозначным. Об искренности мисс Тернан спорят до сих пор. Во всяком случае, на похороны Эллен не пришла, впрочем, как и законная супруга Кэтрин.

4 5 ( 3 голоса )

Диккенс и его женщины

Женщины в жизни Чарльза Диккенса это отдельная тема. В жизни рядовых людей личная жизнь бывает довольно сложной, что же говорить, в таком случае, о тех, кого даже современники признавали «гениями»? Ведь как известно гении – прихотливы, требовательны и капризны.

Женой Чарльза Диккенса в 1836 году стала Кэтрин Хогарт. Они познакомились буквально за пару лет до этого. Отец Кэтрин – Джордж Хогарт – журналист, музыкальный критик работал вместе с Чарльзом в издании «Утренняя хроника». Как-то Чарльз пригласил дочь своего коллеги к себе на день рождения, а спустя непродолжительное время сделал предложение руки и сердца – в 1835 году пара была помолвлена.

Чарльз заявил 20-летней Кэтрин, что единственное, что от нее требуется – это «рожать детей» и во всем беспрекословно ему подчиняться. Требование в духе «викторианской» эпохи.

Вероятно, только настоящая любовь заставила Кэтрин быть действительно верной и хорошей женой несмотря на все чудачества мужа. Так, в частности, когда к ним переехала жить младшая сестра Кэтрин – Мэри, чтобы помогать молодоженам она стала музой писателя. Ее образ он запечатлел в некоторых произведениях. Когда Мэри Хогарт умерла Чарльз слишком рьяно, как для зятя, оплакивал преждевременную кончину родственницы.

Семейная идиллия пришла к концу тогда, когда в быт влюбленных ворвалась бытовая рутина. В будущем Кэтрин станет матерью 10 детей Чарльза. Непрерывные роды и физический труд станут причиной того, что ее красота и молодость начнут постепенно увядать.

Когда у супругов родился пятый ребенок писатель начал проявлять недовольство «количеством» отпрысков. Он во всем обвинял супругу и требовал, чтобы она больше не рожала. Правда, сам Диккенс все же не делал для этого каких-то «шагов», со своей стороны. Только после рождения 10 ребенка Чарльз принял решение, что они с супругой будут жить отныне в разных комнатах.

Причем это далеко не все унижения, которые приходилось терпеть ранее любимой Чарльзом Кэтти. Очевидно супружеская жизнь так опостылела писателю, что он придирался к жене по любому поводу. Чарльз заявлял, что его супруга упрямая, сварливая и узколобая.  Она же истощенная не менее мужа этой жизнью, послеродовыми депрессиями и тяготами жизни могла, вероятно, действительно проявлять временами раздражительность. Одна из дочерей позже вспоминала, что ее мать имела свои недостатки, но в целом была обычной женщиной, которая справлялась с жизненными проблемамы как могла. 

Вероятно раздражительность также была связана с тем, что Кэтрин понимала – любовь мужа к ней постепенно угасает и не исключено, что у него появилась любовница. Женская интуиция ее не подвела. Как-то почтальон перепутал адреса, и Кэтрин Диккенс получила подарок – браслет, – предназначенный 18-летней Эллен Тернан. Девушка была актрисой, которой Чарльз дал роль в своем спектакле. 

Кэтрин потребовала у мужа объяснений, а тот заявил, что он всем своим актерам делает такие «небольшие подарки». Этот инцидент послужил катализатором дальнейших ссор, которые в итоге привели супругов к разводу. Спустя время 45-летний Диккенс действительно начал ездить везде с Эллен и ее мамой. И о знаменитом писателе поползли слухи. Правда, на Тернан он так и не женился.

Некоторые современники уверяли также, что у Чарльза был роман с еще одной младшей сестрой Кэтрин – Джорджиной.

Диккенс, по тогдашним законам, сам инициировал развод с супругой. В те времена женщина оставалась практически ни с чем– никакого раздела имущества, а дети живут в доме отца. Но этого, вероятно, не хватило Чарльзу и есть свидетельства, что он даже настраивал детей против матери. Жить к Кэтрин уехал только старший сын Диккенса, который и поддерживал бедную женщину.

Литературоведы во время исследования писем писателя установили, что у него даже был замысел упечь супругу в психиатрическую больницу. В частности, он просил врача поставить ложный диагноз Кэтрин.

Таким образом, то, что его близкий друг, писатель Уилки Коллинз опишет в своем детективном романе «Женщина в белом» было распространенным явлением – женщины действительно были совершенно бесправны и супруг «вершил» судьбу своей второй половинки.

Все это сочеталось у Диккенса с таким душевным теплом и гуманизмом, с каким он относиться к женщинам в своих произведениях.  

Как бы там ни было, но Кэтрин оставалась верной супругу до конца своих дней. Перед смертью она передала дочери Кэйт их переписку со словами: «Отдай это Британскому музею, чтобы мир мог знать, что он любил меня однажды».

Биография из Википедии

Чарльз Джон Ха́ффем Ди́ккенс

(англ. Charles John Huffam Dickens ; 7 февраля 1812 года, Портсмут, Англия — 9 июня 1870 года, Хайэм , Англия) — английский писатель, романист и очеркист. Самый популярный англоязычный писатель при жизни. Классик мировой литературы, один из крупнейших прозаиков XIX века. Творчество Диккенса относят к вершинам реализма, но в его романах отразились и сентиментальное, и сказочное начало. Самые знаменитые романы Диккенса: «Посмертные записки Пиквикского клуба», «Оливер Твист», «Николас Никльби», «Дэвид Копперфильд», «Холодный дом», «Повесть о двух городах», «Большие надежды», «Наш общий друг», «Тайна Эдвина Друда».

Портрет Диккенса работы художника Фрэнсиса Александера, 1842 год

Чарльз Диккенс родился 7 февраля 1812 года в пригороде Портсмута — Лэндпорте . Он был вторым ребёнком из восьми детей Джона Диккенса (1785—1851) и Элизабет Диккенс, урождённой Барроу (1789—1863). Его отец служил чиновником на военно-морской базе Королевского флота; в январе 1815 года был переведён в Лондон, в апреле 1817 года семья переехала в Чатем. Здесь Чарльз учился в школе баптистского пастора Уильяма Жиля, даже когда семья вновь переехала в Лондон. Жизнь в столице, не по средствам, привела его отца в 1824 году в долговую тюрьму. Его старшая сестра продолжала учиться в Королевской музыкальной академии до 1827 года, а Чарльз работал на фабрике по производству ваксы (Blacking Factory

) Уоррена, где он получал шесть шиллингов в неделю. Но в воскресенье и они пребывали в тюрьме с родителями. Спустя несколько месяцев, после смерти бабушки по отцовской линии, Джон Диккенс, благодаря полученному наследству, был освобождён из тюрьмы, получил пенсию в адмиралтействе и место парламентского репортёра в одной из газет. Однако, по настоянию матери, Чарльз был оставлен на фабрике, что повлияло на его отношение к женщинам в последующей жизни. Спустя некоторое время он был определён вWellington House Academy , где учился до марта 1827 года. В мае 1827 года он был принят в адвокатскую контору «Эллис и Блэкмор» младшим клерком, на 13 шиллингов в неделю. Здесь он трудился до ноября 1828 года. Изучив стенографию по системе Т. Гарнье, он стал работать свободным репортёром, — вместе со своим дальним родственником, Томасом Чарлтоном. В 1830 году Чарльз приглашён в «Morning Chronicle ». В этом же году Чарльз Диккенс встретил свою первую любовь, Марию Биднелл — дочь директора банка. Позднее он ушел от неё к Эллен Тернан, которую впоследствии включил в своё завещание. По мотивам этой истории Рэйфом Файнсом был снят фильм «Невидимая женщина» (2013).

Литературная деятельность

«Моя вера в людей, которые правят, в общем, ничтожна. Моя вера в народ, которым правят, в общем, беспредельна»

Диккенс нашёл себя прежде всего как репортёр. Как только Диккенс выполнил — на пробу — несколько репортёрских заданий, он сразу же был замечен читающей публикой.

Литература — вот что теперь являлось для него самым главным.

Первые нравоописательные очерки Диккенса, которые он назвал «Очерками Боза», были напечатаны в 1836. Дух их вполне соответствовал социальному положению Диккенса. Это была, в некоторой степени, беллетристическая декларация интересов разоряющейся мелкой буржуазии. Психологические зарисовки, портреты лондонцев, как и все диккенсовские романы, также сначала выходили в газетном варианте и уже принесли молодому автору достаточно славы.

Краткая биография Чарльза Диккенса

Чарльз Джон Хаффем Диккенс – английский писатель 19-го века, выдающийся романист и один из крупнейших прозаиков. Наиболее известные работы: «Посмертные записки Пиквикского клуба», «Рождественские повести», «Большие надежды». Большая часть его произведений была написана в духе реализма, но имела и сентиментальное, и сказочное начало. Писатель родился 7 февраля 1812 года в Портсмуте в семье состоятельного, но легкомысленного чиновника. Его отец обожал детей и всячески их баловал, в особенности наделенного богатым воображением Чарли. Однако вскоре он наделал крупных долгов, и семья была разорена. Для изнеженного и разбалованного мальчика это был тяжелый удар. Чарльзу пришлось работать на фабрике, где производили ваксу.

Позже он не любил вспоминать об этом периоде, но ему на всю жизнь запомнилось, что такое эксплуатация детского труда. Впоследствии он вложил свои детские воспоминания в сюжет некоторых своих произведений. В частности, главный герой романа «Жизнь Дэвида Копперфильда, рассказанная им самим» (1850) – это мальчик, работающий мойщиком бутылок на фабрике, куда его отправил злой отчим. В «Крошке Доррит» (1857) он описал долговую тюрьму, в которой пребывал его отец. Диккенс быстро понял, что литература его призвание. Сразу после нескольких репортерских очерков публика его заметила.

Первая серьезная работа «Очерки Боза» (1836) повествовала о жизни разорившейся мелкой буржуазии, что вполне соответствовало социальному положению самого автора. Однако, настоящий успех ждал его с выходом книги «Посмертные записки Пиквикского клуба» (1836-37). Этот роман повествовал о добрых традициях «старой» Англии, о ее жителях и благородном чудаке мистере Пиквике. Через пару лет появились еще два удачных романа об Оливере Твисте и Николасе Никльби. Эти произведения носили воспитательный характер. Культ уюта и красивых традиций на Рождество были описаны автором в «Рождественских повестях» в 1840-х. В этот же период он был назначен главным редактором газеты «Daily News».

Слава Диккенса росла на глазах. Он выступал с публичными чтениями не только в Англии, но уже и в США. Публика везде встречала его с энтузиазмом. За свою жизнь писатель достиг апогея славы. Он смог стать прославленным писателем и­ выдающейся личностью. Им восхищались и его считали творческим наставником многие другие видные писатели. Так, Ф. М. Достоевский говорил, что Диккенс – непревзойденный мастер искусства изображения действительности. После успеха «Крошки Доррит» писатель взялся за написание исторического романа «Повесть о двух городах» (1859). Примерно к этому же периоду относится частично автобиографичный роман «Большие надежды» (1961). Мрачные размышления писателя нашли выход в романе-детективе «Тайна Эдвина Друда». Это был его последний и неоконченный роман. Писатель скончался 9 июня 1870 в своём поместье вследствие инсульта.

Юность и писательская карьера

В пятнадцатилетнем возрасте Чарльз Диккенс понимает, что ему необходимо идти дальше. Несмотря на тот факт, что его семья всё еще нуждается в деньгах, которые он получал на заводе, он уходит оттуда и поступает на работу в адвокатскую контору «Эллис и Блэкмор», где становится младшим клерком. В это же время он обучается стенографической системе Гарнье, что позволяет ему работать свободным репортером, взяв себе в помощники Томаса Чарлтона, одного из дальних родственников его отца.

Именно с этого времени Чарльз Диккенс нашел своё призвание. В первые дни работы его попросили написать несколько очерков на разные темы, чтобы удостовериться в его грамотности и увидеть стиль автора. После их прочтения редактор не только принял талантливого парня на работу, но и разрешил публиковать все написанные им произведения.

В газете появились «Очерки Боза», написанные Диккенсом в 1836 году. По мнению библиографов, многим произведениям Чарльза Диккенса свойственен один и тот же образ главных героев – разоряющихся мелких аристократов, жизнь которых постепенно становится бедной и скучной. Писатель хорошо описывает типичных лондонцев того времени – тех, кого видел и жалел, представляя себя на их месте.

Через несколько лет выходят главы «Посмертных записок Пиквикского клуба», которые также публикуется в газете, где работает Диккенс, и приносят ему первый успех в его жизни. Произведение выходит живым и позитивным. В нем автор описывает старую Англию с её спокойной жизнью и всё той же мелкой буржуазией, которая теперь стала её главной и неотъемлемой частью. Главным героем выступает оригинальный и позитивный мистер Пиквик – имя, которое на сегодняшний день известно не меньше знаменитого Дон-Кихота. Именно благодаря ему читатель узнает об английской жизни, традициях и обычаях того времени.

В период 1838-1839 годов Чарльз Диккенс создает еще одно произведение, которое становится его визитной карточкой. Повесть «Приключения Оливера Твиста», повествующая о бедном мальчике из приюта, который начинает самостоятельную жизнь и встречает на своём пути много трудностей, тронула умы читателей, показав всю глубину чувств и заставив невероятно сопереживать главному герою на протяжении всего его приключения.

Семья. Мать

Мать Элизабет – добрая, честная женщина стояла по происхождению выше своего мужа. Среди ее родственников были и чиновники. Но мягкость ее характера не позволяла как-то повлиять на мужа. Чарльз рано научился читать и писать, в этом помогла ему мать. Она же научила его латыни. Времени на занятия с Чарльзом у нее не было, отвлекали хлопоты и заботы о младших детях. Няня, служившая в их доме, говорила, что миссис Диккенс превосходная женщина и заботливая мать.

В семье было восемь детей. Чарльз просто не понимал, что на плечи матери легли все заботы о благосостоянии семьи. Он, как зачастую и происходит с болезненными детьми, у которых нет полноценного общения со сверстниками, замыкался в себе. А материнская любовь казалась ему непрочной и непостоянной.

Личностные странности

Многие люди, которые были знакомы с Чарльзом Диккенсом и видели его во время работы над произведениями, упоминали о нескольких странностях автора. Сам Диккенс не раз признавался друзьям и родственникам в том, что абсолютно все свои произведения он сначала слышит, а затем уже переносит на бумагу. Писатель говорил о некоем голосе, который находится с ним постоянно и помогает создавать все рассказы и очерки.

Еще одна странность, о которой Чарльз никогда не упоминал, была подмечена его коллегами. Некоторые из них заявляли, что во время написания повестей Диккенс нередко спорил с главными героями так, будто они находились рядом.

«Когда он работал над «Лавкой древностей», нередко жаловался на маленькую Нелл, мешавшую ему сосредоточиться, а в период создания «Мартина Чезлвита» вечно спорил с миссис Гамп, заявляя ей в самых агрессивных выражениях о том, что при её характере больше не уделит ей ни строчки своего романа…», – признавался в одном из интервью главный редактор Джордж Генри Льюис.

Смерть

Совмещая бурную личную жизнь с интенсивным писательством, здоровье Диккенса становилось незавидным. Литератор не обращал внимания на тревожащие его недуги и продолжал усердно трудиться.

После путешествий по американским городам (литературное турне) проблем со здоровьем добавилось. В 1869 году у писателя периодически отнимало ноги и руки. 8 июня 1870 года в период его пребывания в поместье Гэйдсхилл произошло страшное событие – у Чарльза случился инсульт, а утром следующего дня великого классика не стало.

Памятник Чарльзу Диккенсу

Чарльз Диккенс – величайший писатель похоронен в Вестминстерском аббатстве. После смерти слава и популярность романиста продолжала расти, а народ превратил его в идола английской литературы.

Знаменитые цитаты, книги Диккенса и сегодня проникают в глубину сердца его читателей, заставляя задуматься над «сюрпризами» судьбы. 

Литература[править | править код]

Книги
  • Ackroyd P. Dickens. — L. : Minerva, 1991. — 1256 p. — ISBN 0-7493-0647-5.
  • Анненская А. Н. Ч. Диккенс : Его жизнь и литературная деятельность : Биографический очерк А. Н. Анненской. — СПб. : Типография Ю. Н. Эрлих, 1892. — 79 с. — (Жизнь замечательных людей. Биографическая библиотека Флорентия Павленкова).
  • Баева Н. А. Интертекстуальность в романном творчестве Чарльза Диккенса / Министерство образования и науки Российской Федерации ; ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет». — Кемерово : Кузбассвузиздат, 2007. — 143 с. — ISBN 5-202-000045-6.
  • Белова Н. М. Диккенс и русская литература XIX века. — Саратов : Научная книга, 2004. — 116 с. — ISBN 5-93888-449-7.
  • Боборыкина Т. А. Художественный мир повестей Чарльза Диккенса. — СПб. : Гиппократ, 1996. — 200 с. — ISBN 5-900929-07-8.
  • Ивашева В. В. Творчество Диккенса. — М. : Издательство , 1954. — 472 с.
  • Катарский И. М. Диккенс : (критико-биографический очерк). — М. : , 1960. — 272 с.
  • Ланн Е. Л. Диккенс : Беллетризованная биография. — М. : , 1946. — 532 с.
  • Луначарский А. В., Шор Р. О. Диккенс : . — М. ; Л. : , 1931. — 30 с. — (Библиотека Литературной энциклопедии / Коммунистическая академия).
  • Михальская Н. П. Чарльз Диккенс : Очерк жизни и творчества. — М. : Учпедгиз, 1959. — 124 с.
  • Модина Г. И. Исторические романы Диккенса: пространство и время : («Барнеби Радж» и «Повесть о двух городах»). — Владивосток : Издательство , 2000. — 134 с. — ISBN 5-7444-1119-4.
  • Мураткина Е. Л. Лев Толстой и Чарльз Диккенс: духовные интенции художественных открытий. — Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2006. — 301 с. — ISBN 5-7591-0733-X.
  • Набоков В. В. Лекции по зарубежной литературе : Остен, Диккенс, Флобер, Джойс, Кафка, Пруст, Стивенсон / Под общ. ред. В. Харитонова ; предисл. Дж. Апдайка. — М. : Независимая газета, 1998. — 507 с. — (Литературоведение). — ISBN 5-86712-042-2.
  • Нерсесова М. А. «Холодный дом» Диккенса. — М. : Художественная литература, 1971. — 112 с. — (Массовая историко-литературная библиотека).
  • Пареишвили О. М. Чарльз Диккенс. — Батуми : Сабчота Аджара, 1982. — 135 с.
  • Плещеев А. Н. Жизнь Диккенса. — СПб. : Типография. И. Н. Скороходова, 1891. — 294 с.
  • Пирсон Х. Диккенс / Пер. с англ. М. Н. Кан под ред. Я. И. Рецкера. — М. : Молодая гвардия, 1963. — 512 с. — (Жизнь замечательных людей ; вып. 3 (360)).
  • Потанина Н. Л. Игровое начало в художественном мире Чарльза Диккенса / Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина. — Тамбов : ТГУ, 1998. — 252 с.
  • Радлов Э. Л. Чарльз Диккенс. — Берлин. ; Пг. : З. И. Гржебин, 1922. — 248 с.
  • Селиверстов М. Л. Диккенс и Теккерей в оценке Чернышевского / Киргизский государственный университет. — Фрунзе, 1954. — 136 с.
  • Сильман Т. И. Диккенс : Очерки творчества. — М. ; Л. : , 1948. — 383 с.
  • Уилсон Э. Мир Чарльза Диккенса. — М. : Прогресс, 1975. — 320 с.
  • Уилсон Э. Чарльз Диккенс : Литературная биография : с приложением очерка Гилберта Кита Честертона «Чарльз Диккенс» / Пер. с англ. и примеч. Р. Померанцевой и В. Харитонова. — СПб. : Вита Нова, 2013. — 592 с. — (Жизнеописания). — ISBN 978-5-93898-465-3.
  • Урнов М. В. Неподражаемый Чарльз Диккенс — издатель и редактор. — М. : Книга, 1990. — 284 с. — ISBN 5-212-00249-4.
  • Фельдман В. Е. Риторический дискурс в романах Чарльза Диккенса 50-х — 60-х годов / Министерство образования Российской Федерации ; Санкт-Петербургский государственный университет. — СПб. : Издательство СПбГУ, 2008. — 202 с. — ISBN 978-5-98683-090-2.
  • Цвейг С. Диккенс / Пер. Ф. Зайбеля // Собрание сочинений : в 7 т. / Под общ. ред. Б. Л. Сучкова. — М. : Правда, 1963. — Т. 6. — С. 435—463. — 479 с. — (Библиотека «Огонёк»).
  • Чертанов М. Диккенс. — М. : Молодая гвардия, 2015. — 361 с. — (Жизнь замечательных людей ; вып. 1761 (1561)). — ISBN 978-5-235-03853-0.
  • Честертон Г. К. Диккенс / Пер. А. П. Зельдович. — Л. : Прибой, 1929. — 274 с.
Статьи
  • Поликарпов Ю. Русский прототип персонажа Диккенса // Вопросы литературы : журнал. — 1972. — № 3.
  • Тархов Т. Чарльз Диккенс : большие надежды // Наука и жизнь : журнал. — 2014. — № 11. — С. 100—111.
  • Диккенс в русской печати / Отв. ред., предисл. и вступ. ст. Е. Ю. Гениевой // Тайна Чарльза Диккенса / Сост. Е. Ю. Гениева, Б. М. Парчевская. — М. : Книжная палата, 1990. — 536 с. — (Библиографические разыскания). — ISBN 5-7000-0188-8.
  • Чарльз Диккенс : Библиография русских переводов и критической литературы на русском языке : 1838—1960 / Вступ. статья И. М. Катарского ; ГПБ им. М. Е. Салтыкова-Щедрина. — М. : Издательство Всесоюзной книжной палаты, 1962. — 327 с.
  • Чарльз Диккенс : Указатель важнейшей литературы на русском языке : (1838—1945) / Сост. Ю. В. Фридлендер ; под ред. и с предисл. М. П. Алексеева ; ГПБ им. М. Е. Салтыкова-Щедрина. — Л. : Типография ГПБ им. М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1946. — 127 с.

Смерть

Совмещая бурную личную жизнь с интенсивным писательством, здоровье Диккенса становилось незавидным. Литератор не обращал внимания на тревожащие его недуги и продолжал усердно трудиться.

После путешествий по американским городам (литературное турне) проблем со здоровьем добавилось. В 1869 году у писателя периодически отнимало ноги и руки. 8 июня 1870 года в период его пребывания в поместье Гэйдсхилл произошло страшное событие – у Чарльза случился инсульт, а утром следующего дня великого классика не стало.

Чарльз Диккенс – величайший писатель похоронен в Вестминстерском аббатстве. После смерти слава и популярность романиста продолжала расти, а народ превратил его в идола английской литературы.

Знаменитые цитаты, книги Диккенса и сегодня проникают в глубину сердца его читателей, заставляя задуматься над «сюрпризами» судьбы.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий