Драматурги

Расцвет драматургии в России

Активно развиваться русская драматургия начала еще в 18-м веке при представителе классицизма – А. П. Сумарокове, названном «отцом российского театра», чьи трагедии («Чудовищи», «Нарцисс», «Опекун», «Рогоносец по воображению») были ориентированы на творчество Мольера. Но именно в 19-м веке данное направление сыграло выдающуюся роль в истории культуры.

В русских драмах развивались несколько жанров. Это трагедии В. А. Озерова («Ярополк и Олег», «Эдип в Афинах», «Димитрий Донской»), которые отражали общественно-политические проблемы, актуальные в период наполеоновских войн, сатирические комедии И. Крылова («Бешеная семья», «Кофейница) и просветительские драмы А. Грибоедова («Горе от ума»), Н. Гоголя («Ревизор») и А. Пушкина («Борис Годунов», «Пир во время чумы»).

Во второй половине 19-го века реализм прочно закрепил свои позиции в русских драмах, и самым ярким драматургом этого направления стал А. Островский. Его творчество составляли исторические пьесы («Воевода»), драмы («Гроза»), сатирические комедии («Волки и овцы») и сказки. Главным героем произведений был находчивый авантюрист, купец и провинциальный актер.

Знания, навыки и личностные качества

Сценаристу следует твердо знать законы драматургии. Но одной теории мало. Он еще должен уметь ими пользоваться. Кроме того, ему надо хорошо разбираться в особенностях кинематографического и телевизионного производства, а также в психологии.

Работая над сценарием о малознакомой сфере жизни, он обязан собрать о ней максимальное количество информации. Для этого ему потребуются такие личностные качества:

  • креативность;
  • любознательность;
  • ясность мышления;
  • коммуникабельность;
  • ответственность;
  • творческий подход к решению задач;
  • умение работать в команде.

Драматургу нужен широкий кругозор, неподдельный интерес к людям в частности и к миру в целом. Чтобы написание сценария шло быстро и гладко, а конечный продукт всегда получался качественным, он должен обладать писательским талантом, внимательностью к деталям, усидчивостью, а также быть нацеленным на результат.

История

Изначально драматургом называли писателя, который занимался созданием драматических литературных произведений – комедий, трагедий, трагикомедий, мистерий, интермедий, водевилей, драм. Авторами первых пьес этого жанра были древние египтяне. В 6 столетии до нашей эры они готовили постановки к важным мероприятиям – например, похоронам или коронациям фараонов. Интересен факт, что в некоторых случаях такие произведения представляли собой прошения об исцелении от болезней и носили ритуальный характер.

Классиками драматургии считаются древние греки. Наверное, многие слышали имена Эсхила, Софокла, Еврипида и прочих. Они стояли у истоков трагедийного жанра. В основе сюжета их произведений, как правило, были античные мифы.

Жанр драмы присутствует в творчестве многих писателей – начиная от тех, кто жил в эпоху древности, и заканчивая нашими современниками. Среди наиболее талантливых и известных можно назвать Уильяма Шекспира, Мольера, Пьера Корнеля, Жана Расина, Феликса Лопе де Вегу, Николая Гоголя, Льва Толстого, Александра Пушкина, Джорджа Бернарда Шоу, Жана-Поля Сартра, Джона Голсуорси, Максима Горького, Александра Островского. И это лишь малая часть списка знаменитых драматургов.

Характеристика современной драматургии

Драматургия — искусство построения произведения в драматическом жанре. Этим термином также могут называть драматические произведения отдельных авторов.

Понятие состоит из основополагающих элементов драмы, а также некоторых принципов. Этот термин означает действие, которое совершается между характером и внешним положением героев произведений. Действие, как правило, происходит в известный для читателя исторический период. Согласно одной из страниц Википедии, драматург пишет о промежутках времени, которые длятся несколько часов. В более ранних творениях, в произведениях XVI века действия могли длиться в течение нескольких лет.

Комедия «Женитьба Фигаро»

Обличительные черты, намеченные в «Севильском цирюльнике», значительно усиливаются во второй комедии Пьера Бомарше – «Безумный день, или Женитьба Фигаро».

План своей второй комедии Пьер Бомарше набросал вчерне в то время, когда он издавал «Севильского цирюльника». В предисловии к этой комедии Бомарше фантазировал по поводу того, как можно было бы продолжить историю Фигаро. При этом он изложил все то, что впоследствии составило содержание «Женитьбы Фигаро». Принц Конти, познакомившись с этим предисловием, посоветовал Бомарше поставить его на сцене.

По своему построению «Женитьба Фигаро» значительно сложнее «Севильского цирюльника». В ней можно найти элементы разных жанров: и фарса, и комедии интриги, и комедии нравов, и даже чувствительной мещанской драмы. В этом отношении «Севильский цирюльник» построен гораздо проще. Отсюда вовсе не следует, как утверждают многие буржуазные критики, что «Севильский цирюльник» стоит, как пьеса, выше «Женитьбы Фигаро»

Такой вывод могут делать только критики, не принимающие во внимание главного элемента «Женитьбы Фигаро» – ее глубокого социально-сатирического содержания

Пьер Бомарше выходит со своей комедией за пределы просветительской драматургии и возвещает начало революционной драматургии. Поэтому «Женитьбу Фигаро» по справедливости можно назвать буревестником французской революции.

Пьер Бомарше выдержал исключительно долгую и упорную борьбу за постановку своей пьесы в театре. Если «Севильский цирюльник» попал на сцену только через три года, то борьба вокруг «Женитьбы Фигаро» длилась целых пять лет. Комедия прошла через руки нескольких цензоров, которые упорно запрещали ее постановку, разжигая этими запрещениями любопытство зрителей. Бомарше искусно подогревал это любопытство, знакомя публику с наиболее интересными-сатирическими сценами своей «крамольной» комедии.

Он постарался вызвать интерес к «Женитьбе Фигаро» у обличаемых в этой комедии лиц и добился того, что сторонниками ее постановки стали королева Мария-Антуанетта и ряд членов королевской семьи. Однако комедия имела также ряд весьма авторитетных противников, к числу которых принадлежала вся высшая администрация и полиция, а также король Людовик XVI. Возненавидя комедию, он заявил в 1782 году:

Когда Пьеру Бомарше сообщили об отношении короля к его пьесе, он якобы воскликнул:

Все хлопоты неутомимого автора были сначала безрезультатными. Наконец, в июне 1783 года артистов театра Французской комедии пригласили сыграть «Женитьбу Фигаро» на придворном театре в Версале. Но это представление не состоялось; король отменил его перед самым поднятием занавеса. Зато через некоторое время состоялось другое, закрытое представление в особняке де Водрейля, на котором присутствовал весь двор. Этому спектаклю предшествовало новое рассмотрение пьесы историком Гальяром, который заявил, что пьеса чересчур весела для того, чтобы быть опасной, ибо все восстания и политические заговоры, по его мнению, всегда бывали

После этого спектакля, разрешенного самим королем, стало трудно упорствовать на запрещении публичного представления комедии. И после нового рассмотрения комедии тремя цензорами, во вторник 27 апреля 1784 года состоялась, наконец, ее долгожданная премьера. Взволнованная длительным ожиданием публика дежурила целые сутки перед зданием театра Французской комедии. Все барьеры перед театром были сломаны, стража оттиснута и смята.

Успех спектакля был гигантским. Цензурные мытарства комедии усилили ее политическую остроту в глазах зрителя. Малейшая фраза, в которой можно было усмотреть политический намек, вызывала демонстративные аплодисменты в зрительном зале. Публика восприняла комедию, как защиту свободы и равенства против деспотизма и отживших сословных привилегий.

Пьеса прошла 68 раз подряд и принесла театру около полумиллиона ливров сбора – цифры для XVIII века рекордные.

Материалы по теме:

26.03.21 ТОП-7 лучших премьер сезона 2020/2021

Накануне Дня театра «Ведомости» составили рейтинг театральных постановок Новосибирска, которые надо увидеть

26.12.19 ТОП-10 лучших премьер сезона 2019/2020

«Ведомости» составили рейтинг театральных постановок Новосибирска, которые надо увидеть

26.03.19 ТОП-7 театральных фестивалей мира

«Ведомости» составили рейтинг самых значимых театральных фестивалей, которые можно посетить в 2019 году

05.02.19 Топ-5 самых поразительных театров в мире

«Ведомости» продолжают искать интересные факты из мира театра – сегодня подборка театральных сооружений, которые поражают воображение

30.01.19 ТОП-5 самых скандальных театральных постановок в истории

В Год театра «Ведомости» составили ТОП-5 самых скандальных постановок в истории театра от Древней Греции до наших дней

Что нужно знать о специальности?

  • Исходя из особенностей профессии драматург следует, что основная его деятельность будет заключаться в написании пьес или сценариев для различных театров, радиостанций, телевидения, прессы, и прочих проектов.
  • Именно драматург будет создавать основу, содержащую описание места действия и прописывает диалоги.

Могут потребоваться сценарии не только для съемок фильмов и сериалов, но и передач на телевидении, а так же рекламных роликов.

Для написания своего сценария драматург может использовать любое художественное произведение. Для этого оно тщательно изучается и разбивается на части. Может использоваться и собственный сюжет.

Сейчас читают

05.02.19

Топ-5 самых поразительных театров в мире

«Ведомости» продолжают искать интересные факты из мира театра – сегодня подборка театральных сооружений, которые поражают воображение

30.01.19

ТОП-5 самых скандальных театральных постановок в истории

В Год театра «Ведомости» составили ТОП-5 самых скандальных постановок в истории театра от Древней Греции до наших дней

17.12.18

ТОП-7 самых необычных спектаклей в Новосибирске

Современный театр экспериментирует с формами, спорит с традициями и рушит шаблоны. Новосибирские театры – не исключение. «Ведомости» предлагают свой рейтинг самых необычных постановок

10.12.18

ТОП-20 книг с зимним настроением

«Ведомости» подготовили подборку книг разных жанров, которые не только помогут создать новогоднее настроение, но и придадут сил, вдохновения и просто подойдут для уютных зимних вечеров.

15.11.18

ТОП-10 способов скоротать время в пробке

Чем занять себя в пробке? Как с пользой провести это время, чтобы не считать его потерянным? «Ведомости» составили список советов, которые будут актуальны как автовладельцам, так и пассажирам общественного транспорта.

09.11.18

ТОП-15 самых интересных научно-популярных книг

«Ведомости» составили рейтинг книг, доказывающих, что наука — это нескучно и безумно интересно

04.10.18

ТОП-10 премьер театрального сезона 2018-2019

От горьковских пьес до променада и «пыльных погребов» Новосибирска — «Ведомости» предлагают ТОП-10 премьер нового театрального сезона. Часть спектаклей уже увидели свет рампы, часть ещё только ждут своего часа. Составляйте индивидуальную театральную афишу вместе с нами

19.09.18

ТОП-15 самых красивых парламентов мира

Накануне старта в Новосибирской области нового парламентского сезона 2018-2019 «Ведомости» составили рейтинг самых красивых зданий парламентов мира

07.09.18

ТОП-10 самых осенних фильмов

Жёлтая листва повсюду, уютные тёплые шарфы, последние тёплые деньки и первые холодные дожди — всё это осень. «Ведомости» составили список фильмов, которые стоит посмотреть, чтобы погрузиться в романтическую и немного грустную атмосферу осени. Не забудьте перед просмотром укутаться в плед и налить себе чашечку горячего чая.

14.08.18

ТОП-10 лучших блюд из кабачков

Сотрудники «Ведомостей» составили свой, проверенный на родственниках, список блюд из незатейливого и бюджетного кабачка.

31.07.18

Топ-10 книг зарубежных авторов, которые изменили мир

«Ведомости» предлагают список из 10 главных книг от эксперта по современной зарубежной литературе, лектора «Открытой кафедры» Анастасии Москалёвой.

05.07.18

ТОП-5 песен о Новосибирске

К 125-летию Новосибирска «Ведомости» предлагаем вспомнить и переслушать пять самых ярких и запоминающихся песен о нашем городе.

04.06.18

ТОП-20 памятников Пушкину в России и мире

Пушкина, как известно, много не бывает! Особенно накануне дня его рождения. Памятники солнцу русской поэзии установлены по всей России и более чем в 40 странах. «Ведомости» собрали самые интересные из них.

Учеба и ЕГЭ


Для того чтобы стать сценаристом, наличие диплома вовсе не обязательное условие. Главное – талант. Правда, высшее образование будет преимуществом и существенно облегчит подъем по карьерной лестнице. Если вы хотите посвятить себя драматургии в театре или кинематографе, вуз должен быть соответствующим (к примеру, ГИТИС или ВГИК).

Получить эту профессию можно в ряде высших учебных заведений России. Приведем несколько в качестве примера:

  1. Всероссийский госинститут кинематографии им. С. Герасимова. Сценарно-киноведческий факультет.
  2. Институт кино и телевидения (ГИТР). Сценарный факультет.
  3. Санкт-Петербургский госинститут кино и телевидения. Факультет экранных искусств.
  4. Московский госинститут культуры. Факультет медиакоммуникаций и аудиовизуальных искусств.
  5. Российский гуманитарный госуниверситет. Институт филологии и истории.
  6. Национальный исследовательский Томский госуниверситет. Филологический факультет.
  7. Северо-Восточный федеральный университет им. М. Аммосова. Институт языков и культуры народов Северо-Востока Российской Федерации.

Для поступления абитуриент должен сдать ЕГЭ по русскому языку и литературе. Кроме того, в вузах предусмотрен творческий конкурс.

Литература[ | ]

  • Драматургия // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 249 — 1596 с. — ISBN 5-93264-026-X.
  • О драме вообще см. «Гамбургскую драматургию» Лессинга (пер. Рассадина)
  • A. W. Schlegel, «Vorlesungen ü ber dramatische Kunst und Literatur» (Гейдельберг, 2 изд. 1817), Freytag, «Technik des Dramas» (4 изд. Лейпциг, 1881)
  • Carrière, «Die Kunst in Zusammenhange der Kulturentwickelung» (3 изд. 1877, русский перевод E. Корша — «Искусство в связи с общим развитием культуры», М. 1870—75)
  • Klein, «Geschichte des Dramas» (Лейпциг, 1865—76); Ал. Веселовский, «Старинный театр в Европе» (М. 1870)
  • Alph. Roger, «Histoire universelle du th éâ tre» (II., 1869)
  • П. Полевой, «Исторические очерки средневековой Д.» (СПб. 1865)
  • Аверкиев, «О драме. Критическое рассуждение» с приложением статьи «Три письма о Пушкине» (СПб. 1893).

Умереть на сцене

Мольер не особо верил в медицину. С годами его стал мучить сильный кашель, который он пытался замаскировать и выдать за актерский прием. Когда на сцене его одолевали приступы, он притворялся, что делает это специально, пытаясь рассмешить публику. Состояние стало ухудшаться.

Как правило, в биографии Жана Мольера кратко пишут о его смерти: «Умер на сцене своего театра, когда играл, пожалуй, в самой жизнерадостной своей пьесе «Мнимый больной». Это весьма распространенное мнение. Однако не совсем верное.

Во время спектакля, когда Мольер изображал больного, сидящего на стуле, он начал кашлять кровью. Думая, что это часть представления, зрители начали хвалить мастерство актера. Однако один человек из театральной труппы, понимая реальную ситуацию, опустил занавес, чтобы спасти Мольера. Его немедленно отвезли домой, а спустя несколько часов он умер.

Спустя столетия многие все еще верят в миф о смерти Мольера на сцене. Французский Театр, один из самых важных и престижных в Париже, до сих пор выставляет печально известный стул, на котором Мольер сыграл свою последнюю роль.

Мольера не смогли похоронить согласно обряду, потому что первые два священника отказались его проводить. Архиепископ Парижа вообще запретил хоронить его. Только после того как жена Мольера обратилась лично к королю, было разрешено похоронить тело на кладбище, предназначенном для некрещеных младенцев. В 1972 году его останки были перевезены во Французский музей, а затем – на кладбище Пер-Лашез в Париже.

Со смертью Мольера связана еще одна легенда. Считается, суеверие о том, что зеленый цвет приносит несчастье актерам, происходит от цвета одежды, в которую он был одет, когда играл последний спектакль.

Кому подходит работа

Не каждому подходит профессия драматурга. Чаще ее выбирают абитуриенты с отличным знанием русского языка и литературы. Драматурги должны обладать некоторыми качествами:

  1. Креативность.
  2. Яркое мышление.
  3. Коммуникабельность.
  4. Литературный талант.
  5. Уметь нестандартно мыслить и видеть ситуации с разных сторон.
  6. Способность к работе в команде.
  7. Богатый жизненный опыт.
  8. Быстрое обучение.
  9. Высокий интеллект.
  10. Активная жизненная позиция.
  11. Внимательность.
  12. Усидчивость.
  13. Упорство.
  14. Уметь разбираться в психологии людей.
  15. Умение использовать чужой опыт.

Сценарист должен быть начитан и знать основы драматургии. Но теоретических знаний будет недостаточно. Необходимо интересоваться и разбираться в кинематографе, театральном искусстве и телевизионном производстве.

Работа над сценарием — это всегда поглощение большого количества информации по необходимой теме. Драматурги должны широко мыслить и проявлять интерес к людям и жизни в целом.

Хорошие сценаристы обладают писательским навыком в совершенстве, внимательны к мелочам и нацелены на качественный результат своего произведения.

Профессиональные обязанности

Драматурги пишут сценарии для фильмов, телевидения, театральных постановок.

Каждый фильм начинается со сценария. После режиссер читает его, прикидывает события картины, образы и характеры героев. Работа драматурга в киноиндустрии очень востребована. Главный критерий для сценария — оригинальный сюжет, иногда он может быть сложным. Такие картины больше всего ценятся в индустрии. Иногда работа сценариста и режиссера совместная.

Талантливые авторы нужны и на ТВ. Необходимо продумывать порядок действий и слов для новостных, развлекательных программ. Часто драматургов приглашают в качестве сценаристов для сериалов. Это довольно стабильная работа с хорошим заработком.

Театральные драматурги в современности все чаще остаются без работы. Качественные пьесы могут ставиться несколько раз, во многих театрах.

Краткая биография

  1. В 1643 г. Поклен вместе с другими артистами создал театр «Блистательный». Начинающий актёр взял псевдоним «Мольер» и в 1644 г. впервые вышел на сцену. В Париже новый театр не смог победить в жесточайшей конкурентной борьбе с уже завоевавшими популярность труппами, поэтому Мольер решил покинуть столицу.
  2. В 1645 г. вместе с друзьями он примкнул к театральной труппе Шарля Дюфрена и на протяжении 13 лет выступал в провинции.
  3. В 1650 г. Мольер становится главой труппы. Так как актёрам нужен был свежий репертуар, он взял на себя роль драматурга. За годы работы в провинции Жан Батист написал и поставил множество комедий, большинство из которых не сохранилось. В основном это были фарсы – комедии с лёгким содержанием и использованием внешних комических приёмов. До наших дней дошли пьесы «Летающий лекарь» 1645 г. и «Ревность Барбулье», написанная предположительно в 1653 г. Авторство Мольера в обоих случаях специалисты ставят под сомнение.
  4. В 1655 г. драматург сочинил большую комедию в стихах «Шалый, или Всё невпопад», которая упрочила репутацию труппы.
  5. В 1656 г. была написана пятиактная пьеса в стихах «Любовная досада».
  6. В 1658 г. ставшую известной в провинции труппу пригласил в Париж Месье, младший брат Людовика XIV. Артисты представили в Луврском дворце комедию «Влюблённый доктор», которая так понравилась королю, что он предложил труппе работать в придворном театре Пти-Бурбон. А Месье стал покровительствовать артистам.
  7. Первой комедией, написанной и поставленной Мольером в Париже, стала «Смешные жеманницы». В своей пьесе автор высмеивал утвердившуюся в салонах и буржуазных кругах моду на прециозность – манерность, вычурность. Высшее общество не приняло сатиру, и спектакль был запрещён к показу на двухнедельный срок. Но после снятия запрета он стал пользоваться ещё большей популярностью, пьеса была сыграна за сезон 38 раз.
  8. В 1660 г. драматург написал яркую динамичную комедию-фарс «Сганарель, или Мнимый рогоносец», закрепившую парижский успех труппы. В этой пьесе впервые появляется оригинальный мольеровский персонаж – простак Сганарель, – фигурирующий впоследствии во многих произведениях автора.
  9. Для королевского двора Мольер создаёт особый жанр – комедию-балет. Первой пьесой в таком стиле стала «Несносная».
  10. В 1661 г. артисты перешли в другой театр – Пале-Рояль. Там была поставлена комедия «Школа мужей», написанная в новом для драматурга жанре – комедии воспитания.
  11. В следующем году вышла ещё более тонко проработанная пьеса «Школа жён».
  12. На нападки недоброжелателей, обрушившихся на пьесу, Мольер ответил короткой пьеской «Критика «Школы жён»», поставленной в 1663 г.
  13. В том же году труппой Мольера была поставлена комедия «Версальский экспромт», в которой автор критиковал другой крупный парижский театр «Бургундский отель».
  14. В 1664 г. выходит комедия-балет «Брак поневоле», в которой Мольер улучшает новый жанр, органично переплетая фарсовую и балетную составляющие.
  15. «Принцесса Элида», поставленная в том же году, стала первой представительницей балета-комедии галантно-пасторального типа.
  16. В 1664 г. комедиограф написал свою знаменитую пьесу «Тартюф, или Лицемер». Первый и второй варианты пьесы были запрещены к показу. В репертуаре театра она закрепилась только в 3-й редакции в 1669 г. под названием «Тартюф».
  17. В 1665 г. в Пале-Рояль впервые была поставлена новая дерзкая пьеса «Дон Жуан, или Каменный пир». Не желая нового скандала, Мольер убрал комедию из репертуара после 15 представлений.
  18. В 1666 г. состоялась премьера «Мизантропа», глубокой психологической комедии «высокого» стиля. Она отличалась от всего, что ставил комедиограф ранее, и была прохладно принята публикой.
  19. В 1668 г. была поставлена знаменитая пьеса «Скупой, или Школа лжи» на сюжет «Кубышки» знаменитого римского комедиографа Плавта.
  20. В 1670 г. по заказу короля была написана комедия-балет «Мещанин во дворянстве».
  21. В 1671 г. по заказу короля в соавторстве с поэтами-драматургами Ф. Кино и П. Корнелем и композитором Ж. Б. Люлли была создана трагедия-балет «Психея». В подготовке постановки также принимали участие: хореограф П. Бошан, костюмер А. Жиссе и декоратор К. Вигарани. Это был роскошный спектакль, поразивший современников своим великолепием.
  22. Последней комедией драматурга стала «Мнимый больной» 1673 г. На момент написания пьесы автор был смертельно болен, однако произведение получилось одним из самых ярких и жизнерадостных в карьере драматурга.
  23. Жан Батист Мольер умер 17 февраля 1673 г. в возрасте 51 года. Он почувствовал себя плохо во время спектакля и был доставлен домой, где вскоре и скончался.

Портрет кисти Н. Миньяра (1656)

Особенности профессии

Обязательно стоит понимать, что практически вся деятельность драматурга заключается в написании произведений, которые в дальнейшем захватят читателя. Так же они могут создавать сценарии для различных мероприятий, даже для рекламных роликов.

Сейчас ни один спектакль, фильм или представление не обходятся без участия этих талантливых людей, которые делятся своими идеями, а режиссёры воплощают их в жизнь с помощью актеров и артистов.

Талантливый писатель всегда сможет передать читателю глубокий смысл своего произведения. Очень часто драматург присутствует при репетициях постановок по их произведениям и подсказывает режиссеру наиболее подходящие варианты проявления эмоций артистами театра.

Описание профессии

Рассмотрим, кто такой драматург сегодня. Как уже упоминалось, он занимается написанием сценариев – полноценных произведений литературы, включающих в себя диалоги, монологи и подробные описания видеоряда. По ним снимают фильмы (художественные, документальные, мультипликационные), а также телевизионные передачи и рекламу. Основой сценария может быть сюжет, написанный драматургом с нуля, или же произведение другого автора, предназначенное для экранизации.

Специалист обычно выбирает для себя какой-то один жанр и концентрируется на нем. Он может работать над мелодрамами, комедиями, масштабными историческими эпопеями, детективами, анимационными фильмами, научно-популярными программами, развлекательными ток-шоу, музыкальными клипами или рекламными роликами. Соответственно, профессия драматурга предполагает трудоустройство в сфере литературы, телевещания и радио, кино, театра, а также СМИ и PR. Остановимся подробнее на тех, кто связал свою деятельность с миром кинематографа, телевидением и театром.

В кино

Первая ступень в создании любого кино – написание сценария. Это своего рода фундамент. На нем впоследствии режиссер выстраивает весь фильм. В задачи драматурга (его также называют сценаристом) входит конструирование событий, выписывание образов персонажей.

Эксперты в области кинематографа утверждают, что существует всего 36 ситуаций драматического характера, которые могут быть основой для сюжета. Любую из них надо показывать посредством интересной истории – с нестандартным взглядом, новыми приемами и неожиданными поворотами событий. Готовые штампы и банальности – главные враги сценариста.

Конечно, не каждый сценарий оригинален. В его основе вполне может лежать литературное произведение или театральная пьеса. Пользуясь уже готовым сюжетом, драматург должен адаптировать его для последующей экранизации. Таким образом, у него появляется достаточно широкое поле для полета творческой мысли и фантазии.

Самое важное и сложное в этой профессии – не допустить банальности. В противном случае фильм обречен на провал

Вторая трудность заключается в передаче драматургом написанного сценария в руки режиссера. Последний редактирует его, тщательно продумывая в отдельности каждую сцену, расписывая ее буквально покадрово. В процессе работы точки зрения этих коллег по цеху могут не совпадать. Сценарист может не соглашаться с режиссерскими коррективами, но его претензии на итоговый результат уже существенно не влияют. В некоторых случаях они работают в творческом тандеме, утверждая все правки вместе. Это идеальный вариант.

На телевидении

Драматурги успешно работают не только в кинематографе, но и на телевидении, ведь сценарий является основой как фильма и сериала, так и телевизионной передачи. Исключением могут быть разве что выпуски новостей – там сюжет диктует сама реальная жизнь.

Итак, работа над любым телепроектом стартует с детального выписывания его сценария. Драматург (зачастую в творческой связке с режиссером и продюсером) создает идею (концепцию). Следующий этап – это разработка сюжета и завязки, а также образов главных героев и второстепенных персонажей

Здесь очень важно максимально подробно, до мелочей, расписать их характеры. Основная задача каждого из них – заставить зрителя сопереживать всему происходящему на экране, подтолкнуть к желанию примерить историю на собственную жизнь

Для ток-шоу сценарист выбирает его тему, намечает, в какой момент и в какой очередности должны появляться в студии герои, подготавливает перечень вопросов и так далее.

В театре

Главной обязанностью театрального драматурга является написание пьес, предназначенных для постановок. Сложности в его работе точно такие же, что и у коллег из мира кино и телевидения. Правда, одно отличие все же есть. Если пьеса написана талантливо, а поставленный по ней спектакль обрел головокружительный успех, его могут ставить многократно, да еще и во множестве театров одновременно.

Театральная постановка, как, впрочем, и театр в целом, – это живой организм. Она никогда не бывает абсолютно одинаковой. Даже будучи представленной на одной сцене одними и теми же актерами. Каждый следующий раз отличается от предыдущего, ведь артисты постоянно привносят что-то новое – взгляд, движение, эмоцию. Кроме того, некоторые акценты может менять режиссер, а в определенных случаях – драматург.

Оплата труда

Новички, которые делают первые шаги в этой профессии, зарабатывают порядка 25 тысяч – 35 тысяч рублей. Опытные драматурги могут рассчитывать на суммы, превышающие 50 тысяч рублей. На уровень зарплаты влияют наличие опыта, масштаб проекта и знаменитость его автора.

За один эпизод сериала сценарист может получать от 100 тысяч до 300 тысяч рублей. Соответственно, готовый продукт целиком будет оценен примерно в миллион рублей. Что касается заработной платы театрального драматурга, она обычно состоит из оговоренной «ставки» и определенного процента от реализации билетов (как правило – от 1,8 % до 11 %).

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий