Гендель, Георг Фридрих

Восстановление после болезни

После нервных потрясений в Лондоне музыкант был парализован в течение нескольких месяцев. Он восстанавливался после инсульта, боролся с тяжелой депрессией. Вернуться к творчеству ему удалось только после лечения на курорте в Аахене

С 1740 Гендель снова начал писать, но на этот раз он обратил свое внимание на жанр оратории. Самыми известными сочинениями того периода стали «Именео», «Саул» и «Израиль в Египте»

После возвращения Георг получил приглашение от ирландского лорда. Он отправился в Дублин, где написал ораторию «Мессия». Позднее на суд публики были представлены сочинения «Иуда Маккавей» и «Оратория на случай». Благодаря этим патриотическим ораториям немец смог вернуться в Англию, где получил звание национального композитора. Королевская семья снова приняла его, Гендель даже написал музыку для грандиозного фейерверка.

В последние годы жизни немец часто сотрудничал с другими музыкантами, к примеру, с Эрбой и Страделли. Он помогал развить и обогатить их произведения, обрабатывал их. Из-за проблем со здоровьем и постепенно ухудшающегося зрения композитор все реже писал новые произведения. В 1750 он начал создавать ораторию «Иевфай». К моменту завершения работы он уже был полностью слепым.

Гендель умер 14 апреля 1759 года. Он никогда не был женат, не имел детей. Но после себя композитор оставил потрясающие произведения. Его помнят и чествуют в разных странах, произведения музыканта подарили ему бессмертие и вечную славу.

Детство и юность

Георг Фридрих Гендель родился 5 марта (23 февраля по юлианскому календарю) 1685 года в немецком городе Галле. Тогда его отцу Георгу Генделю исполнилось 63 года, а в семье уже воспитывались 6 детей от первого брака. Мать будущего композитора звали Доротея, она была дочерью священника. После появления Георга Фридриха на свет женщина родила еще троих детей.

Георг Фридрих Гендель в молодости / Handel House Museum

Ранний интерес Георга Фридриха к музыке не нравился отцу — тот мечтал о карьере юриста для сына. Как и многие в Западной Европе, Георг думал, что творчество — это скорее развлечение, а не профессия, и артистов, музыкантов, художников в обществе не воспринимают всерьез. Несмотря на протесты и угрозы отца, в 4 года Гендель овладел искусством игры на клавесине. Инструмент стоял на чердаке, куда мальчик пробирался ночью, пока родители спали.

Когда Генделю исполнилось 7 лет, отец под влиянием герцога Саксен-Вейсенфельского Иоганна Адольфа I поменял свое отношение к деятельности сына. Услышав, как маленький мальчик играет на органе, представитель власти назвал его гением и посоветовал Георгу не препятствовать упражнениям.

В 1694 году учителем Генделя стал немецкий композитор Фридрих Вильгельм Цахау. Благодаря ему мальчик в совершенстве овладел клавесином, органом, скрипкой и гобоем, изучил правила композиции и генерал-бас.

Этот период детства определил становление Георга Фридриха Генделя. Для него Цахау навсегда остался путеводной звездой. В некоторых произведениях композитора явно слышится влияние учителя, например, в «Аллилуйе» из оратории «Мессия».

Портрет Георга Фридриха Генделя / Handel House Museum

Уже в 11 лет Гендель слыл талантливым аккомпаниатором. Музыка, порождаемая им, так сразила курфюрста Бранденбургского Фридриха I, что он пригласил мальчика служить ему. Правда, сначала Генделю надлежало завершить образование. Фридрих I предложил Георгу отправить сына в Италию, центр лучших университетов. Старик отказался, не желая отпускать сына далеко от себя. Лишь после смерти отца в 1697 году Гендель смог свободно распоряжаться талантом.

В 1698–1700 годы Гендель получал образование в родном Галле, в 1702-м начал изучать право и богословие в Университете Галле. Мальчик воспитывался в глубоко религиозной семье, но не разделял идею популярного в то время движения пиетизма. Высшего образования Гендель так и не получил, в 1703 году переехав в Гамбург, чтобы стать великим музыкантом.

Музыка

В Гамбурге в XVIII веке находился единственный в Германии оперный театр, поэтому город негласно стал музыкальным центром Западной Европы. Попасть на подмостки театра Генделю помогло знакомство с Райнхардом Кайзером, композитором и руководителем местного оркестра: он пригласил 18-летнего музыканта на место скрипача и клавесиниста.

В 1705 году свет увидели дебютные оперы Генделя — «Альмира» и «Нерон». Юный композитор, как и его учитель Кайзер, считал немецкий язык неподходящим для столь романтического жанра, поэтому значительная часть оперы исполняется на итальянском языке. Оба произведения были впервые поставлены в Национальном театре Гамбурга при поддержке Кайзера.

В биографии Генделя нередки случаи, когда представители власти стремились заполучить его в личное распоряжение. Так, в 1706 году по желанию семьи Медичи композитор переехал в Италию. Во Флоренции он гостил у принца Фердинандо Медичи, который интересовался музыкой и даже играл на клавире. Многие оперы Генделя во Франции спонсировались из кармана Фердинандо.

Памятник Георгу Фридриху Генделю в Галле / Wikipedia

Во второй половине 1700-х годов Гендель посетил Венецию и Рим. Поскольку в Риме исполнение опер находилось под папским запретом, композитор сочинял оратории, в том числе «Триумф времени и правды». Позже во Флоренции Гендель поставил оперу «Родриго» (1707), а в Венеции — «Агриппину» (1709), которая считается лучшей оперой композитора, написанной на территории Италии.

В 1710 году Гендель приехал в Великобританию — страну, где жанру оперы только предстояло получить развитие. Искусствоведы говорят, что в начале XVIII века в Лондоне не осталось ни одного композитора, поэтому королева Анна отнеслась к Генделю в первую очередь как к человеку, способному обогатить творческое наследие Великобритании.

В Лондоне Гендель поставил оперы «Ринальдо» (1711), «Верный пастух» (1712), «Тезей» (1713). Каждый раз публика рукоплескала автору, и он решил отблагодарить английский двор за гостеприимство «Утрехтским Te Deum» — произведением, посвященным утрехтскому мирному договору, который положил конец войне за испанский престол.

Предполагалось, что «Утрехтский Te Deum» исполнят на торжественной церемонии, однако задуманному помешал интересный факт: законодательство Великобритании запрещало иностранцам писать гимны для крупных национальных событий. Вместо этого Гендель сочинил оду в честь дня рождения королевы Анны.

В 1716 году мода Ганновера заставила Генделя опробовать жанр Страстей (произведения, посвященные событиям Страстной недели). Пассион «Страсти Брокса» доказал, что направления музыки, чуждые талантливому композитору, все же существуют. Гендель реабилитировался циклом сюит «Музыка на воде». Произведение состоит из 18 пьес танцевального характера — это и менуэты, и бурре, и ригодон.

Георг Фридрих Гендель и король Георг I / Wikipedia

Считается, что «Музыка на воде» написана в 1715 году для перемирия композитора с королем Великобритании Георгом I. Во времена, когда Георг I был курфюрстом Ганновера, Гендель служил ему, но не очень ревностно. Однако, согласно документам, впервые она зазвучала в 1717 году над водами Темзы. Рядом с лодкой короля двигалась баржа, на которой разместился оркестр из 50 музыкантов. Сюиты так понравились Георгу I, что он велел повторить сочинение дважды.

Гендель, привыкший превосходить своих коллег, в 1720 году впервые столкнулся с конкуренцией: в Лондон приехал итальянский композитор Джованни Бонончини. Тогда немец возглавлял Королевскую академию музыки и развивал жанр оперы, как того желала королева Анна. «Астарта», написанная Бонончини, затмила успех «Радамиста» Генделя, и в жизни композитора началась черная полоса. Выпущенные впоследствии оперы с треском проваливались, за исключением «Юлия Цезаря» в 1724 году.

Портрет композитора Георга Фридриха Генделя / Гамбургская библиотека

Гендель понял, что сочиняемые им оперы устарели, поэтому отправился в Италию за вдохновением. Со временем произведения композитора стали более строгими, классическими. Примерами могут служить «Лотарь» (1729), «Партенопа» (1730), «Орландо» (1733), «Терпсихора» (1734).

Несмотря на козни, которые строили принц Уэльский и итальянский композитор Никола Порпора, Генделю удалось реанимировать оперу в Великобритании. Особым успехом пользовалась «Терпсихора», сочиненная на французском языке. Вживую музыка украшалась балетом в исполнении французской дивы Салле.

Личная жизнь

Смерть старшего брата принесла Георгу V не только корону. Женой Георга стала вюртембергская принцесса Мария Текская, которая должна была стать супругой Альберта Виктора. В этой семье родились шесть детей — сыновья Эдуард VIII, Георг, Георг VI, Джон Виндзор и Генри, а также дочь Мария.

Георг V с семьей

Свободное время Георг V посвящал любимому хобби — король был страстным филателистом. В 1893 году он даже удостоился звания вице-президента лондонского клуба филателистов. Для коллекции Георгу V удалось заполучить одни из самых дорогих марок в мире — «Голубой Маврикий» и «Розовый Маврикий». Сейчас эти марки периодически демонстрируются на мировых филателистических выставках.

Детство и юность

Родился будущий композитор в Галле в семье врача. У мальчика рано начали проявляться музыкальные способности, и отец отдал его учиться к лучшему музыканту города. Наставник смог привить Генделю хороший музыкальный вкус, добиться чистой техники исполнения и познакомил со всеми музыкальными стилями и жанрами того времени. Композитор Гендель, биография которого чем-то схожа с историей жизни Моцарта, уже к 11 годам был прекрасным сочинителем и исполнителем, известным по всей Германии.

Исполняя последнюю волю своего отца, Гендель выучился на юриста в университете, но не бросил занятий музыкой. Постоянно оттачивая мастерство игры, он в поисках вдохновения уезжает в Гамбург. Оперный театр (один из первых в стране) привлекает музыканта. Гендель, композитор опер, работал там в качестве скрипача и клавесиниста. Но даже такое занятие не помешало ему взять самое лучшее от времени, проведенного в стенах театра. К сожалению, банкротство руководителя оперы ведет к ее закрытию.

Наследие

В 1856 году в Лейпциге было создано Генделевское общество (англ. Händel-Gesellschaft) по инициативе Фридриха Кризандера и Георга Готфрида Гервинуса. С 1858 по 1903 год общество публиковало произведения Генделя (издательство Брейткопф и Хертель). В начале Кризандер самостоятельно издавал произведения композитора, находясь у себя дома, а когда денег не хватало, продавал овощи и фрукты, выращенные в его саду. За 45 лет Генделевское общество издало более ста томов сочинений композитора. Это издание неполное.

В 1882—1939 годах в Лондоне существовало другое Генделевское общество, целью которого было исполнение малоизвестных произведений Генделя, в основном хоровых.

Общество Галлевское Издательство Генделя (англ. Hallische Händel-Ausgabe), сокращённо HHA, существующее с 1955 года, издало более полное собрание сочинений, сделав основной акцент на критическую оценку творчества: в предисловии всех томов говорится, что издание предназначено для удовлетворения научных и практических нужд.

Наиболее известный каталог произведений Генделя (Händel-Werke-Verzeichnis, сокращённо HWV) был опубликован немецким музыковедом Берндом Базельтом в 1978—1986 годах в трёх томах. Опираясь на документы, Базельт описывает все авторские произведения Генделя, а также произведения, авторство которых сомнительно.

Конец жизни

В 1751 году слепота укладывает Генделя обратно на больничную койку. Она уже, к сожалению, необратима, и это заставляет композитора впасть в отчаянье. Еще несколько лет назад всеми любим и почитаем, теперь он остался за границей этих торжеств один на один с трудностями. Но, несмотря на это, он продолжает упорно играть свои произведения на публике. Согласно пожеланию композитора, после смерти он был похоронен в Вестминстере.

Особое благоговение перед творческим гением Генделя испытывали все композиторы восемнадцатого и девятнадцатого веков, особенно Бетховен. Даже три столетия спустя, в наш современный век, сильная и глубокая музыка Генделя находит отклик у слушателей. Она заставляет по-новому взглянуть на старые сюжеты, приобретает иной смысл, более близкий современникам. Каждый год в Германии и Англии проходят праздники и фестивали, посвященные этому великому композитору. Они привлекают огромное количество как профессиональных музыкантов, так и просто туристов из разных уголков планеты. А это означает, что творчество его не забыто, оно будет славить память о своем создателе еще долгие годы, возможно, даже века. И дух Генделя незримо и бестелесно будет поддерживать создателей опер и ораторий, как ангел-хранитель.

Детство и юные годы

Георг Фридрих Гендель появился на свет 23 февраля 1685 года, его родители проживали в Галле. Отцом будущего композитора был цирюльник—хирург, жена которого выросла в семье священника. Ребенок очень рано начал интересоваться музыкой, однако в раннем детстве на его увлечения обращали не так много внимания. Родители полагали, что это лишь детские забавы.

Первоначально мальчика отдали в классическую школу, где будущий композитор смог воспринять некоторые музыкальные понятия от своего наставника Преториуса. Будучи истинным знатоком музыки, он и сам сочинял оперы для школы. В числе первых педагогов Генделя оказался и органист Кристиан Риттер, который дал мальчику уроки игры на клавикордах, и придворный капельмейстер Давид Пооле, нередко бывавший в доме.

Талант юного Генделя был оценен по достоинству после случайной встречи с герцогом Иоганном Адольфом, и судьба мальчика сразу же начала резко меняться. Большой поклонник музыкального искусства, услышав замечательную импровизацию, уговорил отца Генделя дать сыну соответствующее образование. В результате Георг стал одним из учеников органиста и композитора Фридриха Цахау, пользовавшегося большой известностью в Галле. В течение трех лет он учился сочинительству музыки, а также овладел навыками свободной игры на нескольких инструментах – освоил скрипку, гобой и клавесин.

Оперное творчество Генделя

Как оперный композитор Гендель не мог не поехать в Италию, тем более что гамбургская опера в начале XVIII века шла к упадку (Бах же ни разу за всю свою жизнь не выезжал за пределы Германии). В Италии его поразила сугубо светская атмосфера художественной жизни, так не похожая на замкнутую жизнь немецких городов, где музыка звучала в основном в церкви и княжеских резиденциях. Создавая для различных театров все новые оперы («Ринальдо, «Родриго», «Тезей») Гендель, однако, очень отчетливо ощущал, что не всё удовлетворяет его в этом жанре. Он всегда стремился к воплощению героического содержания, ярких и сильных характеров, к созданию грандиозных массовых сцен, однако всего этого не знала современная ему опера-seria. В процессе своей многолетней работы над оперой (37 лет, за которые им было создано более 40 опер, в том числе «Орландо», «Юлий Цезарь», «Ксеркс») Гендель предпринимал попытки обновить жанр seria. Это часто вызывало противодействие аристократической публики, ценившей в опере лишь виртуозное пение. Однако тот тип оперы, который героически пытался отстаивать Гендель, обогащая его изнутри, в историческом смысле был нежизнеспособен. Вдобавок в Англии, где прошла вторая половина жизни композитора, демократическая часть публики относилась к опере–seria крайне отрицательно (о чем свидетельствовал, в частности, огромный успех «Оперы нищих» – веселой пародии на придворную оперу). Лишь во Франции к середине XVIII века была подготовлена почва для оперной реформы, которую осуществил К.В. Глюк вскоре после смерти Генделя. И всё же многолетняя работа над оперой для композитора не прошла даром, явившись подготовкой его героических ораторий. Именно оратория стала подлинным призванием Генделя, тем жанром, с которым в истории музыки его имя ассоциируется прежде всего. С ним композитор не расставался до конца своих дней.

Гендель в искусстве

Персонаж в фильмах

  1.  — «Великий г-н Гендель» (англ. The Great Mr. Handel; режиссёр Норман Уолкер (англ. Norman Walker); G.H.W. Productions Ltd., Independent Producers); в главной роли Уилфрид Лоусон (англ. Wilfrid Lawson)
  2.  — God Rot Tunbridge Wells!, в роли юного Генделя — Крис Брэмвелл (англ. Christopher Bramwell), Гендель в среднем возрасте — Дэйв Гриффитс (Dave Griffiths и Тревор Ховард (Trevor Howard)
  3.  — «Честь, выгода и удовольствие» (Honour, Profit & Pleasure; режиссёр Анна Амброуз, Anna Ambrose; Spectre Films), в роли Генделя — Саймон Кэллоу
  4.  — «Ужин в четыре руки» (кат. Sopar a quatre mans; TV3), в роли Генделя — Хоаким Кардона (кат. Joaquim Cardona i Solsona)
  5.  — «Возможная встреча»; режиссёры — Вячеслав Долгачёв и Сергей Сатыренко, в роли Генделя — Олег Ефремов
  6.  — «Фаринелли», в роли Генделя Йерун Краббе
  7.  — «Последний шанс Генделя» (англ. Handel’s Last Chance), в главной роли Леон Паунолл (англ. Leon Pownall)
  8.  — «Ужин в четыре руки», в роли Генделя — Михаил Козаков
  9.  — «Гендель» (нем. Händel — Der Film; реж. Ральф Плегер; NDR, Seelmannfilm; телевизионный), в заглавной роли — Маттиас Вибальк (нем. Matthias Wiebalck)

Интересные факты

1. о первом концерте генделя в лондоне

Известно, что немецкий композитор Гендель более сорока лет прожил в Лондоне. Однако его первое выступление в этом городе не имело никакого успеха. Друзья не знали, как его утешить, а он спокойно заметил, что в пустом зале музыка звучит намного лучше.

2. гендель и оксфорд

Ученый секретарь Оксфордского университета сообщил Генделю, что ему присвоено звание доктора honoris causa (т.е. почетное звание за заслуги), но за диплом доктора надо заплатить некоторую сумму. Гендель возмутился:
“За то, чтобы стать коллегой этих болтунов, я должен еще и платить? Никогда!”

3. гендель и издатель

Один из лондонских издателей за несколько дней заработал приличную сумму, издав оперу Генделя “Ринальдо”, но композитору перепала лишь незначительная часть этих денег. Гендель написал издателю:
“В следующий раз, чтобы никто не был обижен, вы пишете оперу, а я её издаю”.

4. тьфу на эту музыку!

Отец Генделя был недоволен слишком серьезным увлечением сына музыкой и неоднократно предупреждал юного музыканта:
– Пристрастие к музыке – это есть презренное пристрастие! Музыка – всего лишь баловство и развлечение для знатных господ. Если ты посвятишь свою жизнь разным музыкальным забавам, то довольно скоро и сам станешь их игрушкой. А вот если приобретешь почтенную профессию юриста, то до конца своих дней будешь всеми уважаемым человеком, а не каким-нибудь фигляром с флейтой или скрипкой в руках…

5. интересное наблюдение

Гендель, сделавший в Англии блистательную музыкальную карьеру, начал ее, однако, с неудачи: его первые выступления не заинтересовали лондонских ценителей музыки…
Раз за разом концерты Генделя проходили в почти пустом зале. Друзья и почитатели композитора очень переживали его неудачу. Сам же Гендель оставался невозмутимым и спокойным.
Как-то он сказал им с улыбкой:
– Не стоит так переживать, друзья мои! Ведь в пустом зале музыка звучит лучше…

6. совсем не в одиночку…

После вечерней прогулки с друзьями Гендель, прощаясь, сказал:
– До свидания, господа! Я очень спешу – отправляюсь ужинать.
-В приятном обществе, надеемся? – поинтересовались приятели.
-Еще в каком! Я и индюк!
– Вы что же, маэстро, справитесь с целым индюком в одиночку?
– Почему же в одиночку? С картошкой, овощами и десертом, наконец!

7. спасибо, не надо!

За успехи в музыке знаменитый Оксфордский университет присвоил Генделю звание почетного доктора. Получив письмо с этим приятным известием, композитор поначалу обрадовался, однако, обнаружив в конце послания приписку о том, что диплом он получит после того, как внесет за него определенную плату, прославленный музыкант покраснел от негодования.
– Только этого не хватало! – заявил он. – Я должен еще и заплатить за то, что эти велеречивые бездельники пожелали, чтобы я стал их коллегой. Что за глупости!? Да ни за что на свете!

8. сочтемся славою…

Один ловкий и пронырливый коммерсант как-то заключил с Генделем договор об издании партитуры его оперы “Ринальдо”. Будучи изданной, опера была раскуплена в течение нескольких дней, принеся удачливому издателю огромные барыши. Договор же, который он подписал с композитором, был составлен столь хитроумно, что сам Гендель получил лишь ничтожные гроши…
Получая свой мизерный гонорар, Гендель сказал коммерсанту:
– Очень ловко это у вас получилось, дорогой господин, но чтобы все было по справедливости, давайте договоримся, что в следующий раз оперу напишете вы, а издам ее я…

9. гнев вельзевула

У Генделя все время происходили ссоры со знаменитой певицей Куццони, которая обладала таким же строптивым характером, как и сам композитор. Гендель совершенно не переносил, когда певцы украшали его мелодии. На одной из репетиций “Оттона” Куццони устроила Генделю скандал. Она хотела петь арию по-другому. После бесполезных уговоров Гендель просто схватил упрямую певицу в охапку и воскликнул:
– Мне хорошо известно, что вы – сам дьявол в женском обличье, но примите к сведению, что тогда я – Вельзевул, князь всех чертей! – и с этими словами Гендель понес певицу к раскрытому окну, намереваясь ее выбросить. Куццони не на шутку испугалась:
– Я все буду петь как надо! Я была не права!…
Подоспевшие музыканты с трудом вырвали из рук разъяренного Генделя несчастную певицу. Следует добавить, что потом именно в этой арии певица на спектаклях имела наибольший успех.

Оратория «Мессия»

Самая знаменитая и наиболее часто исполняемая оратория Генделя «Мессия». Она была написана по заказу, который поступил из Дублина, столицы Ирландии. Еще при жизни композитора оратория стала легендарным произведением, объектом восторженного поклонения.

«Мессия» – практически единственная лондонская оратория Генделя, посвященная собственно Христу. Понятие Мессии (Спасителя) – тот пункт, в котором Ветхий и Новый завет переходят один в другой. Предначертанное пророками появление божественного Спасителя осуществляется через пришествие Христа и ожидается верующими в грядущем.

В I части воплощено трепетное ожидание Мессии, чудо рождения Христа и ликование в его честь.

II часть рисует события Страстной недели и Пасхи: распятие и Воскресение Христа; ее завершает праздничный хор «Аллилуйя». По приказу Георга II он приобрел государственное значение и исполнялся во всех британских храмах, его надлежало слушать стоя, как молитву.

III часть – наиболее философская и статичная. Это размышления о жизни во Христе, о смерти и бессмертии. Биографы композитора пишут, что умирая он шептал текст арии сопрано из этой части: «Я знаю, мой спаситель жив». Эти слова с соответствующей мелодией помещены на памятнике Генделя в Вестминстерском аббатстве, где он похоронен (редкая честь, которой удостаивались лишь короли и самые достойные люди Англии).

Ромен Роллан в своей книге о Генделе высказал предположение, что если бы композитор переехал не в Англию, а во Францию, то оперная реформа была бы осуществлена гораздо раньше.

Популярный в начале XVIII века поэт.

Первые произведения

Сочинять музыку Георг начал еще в десять лет. Тогда он писал небольшие пьесы для органа и церковные кантаты. Его композиции были осмысленными и сложными, в них трудно было узнать мальчика школьного возраста. После переезда в Гамбург он продолжил учиться, играл на скрипке и дирижировал. В то время он написал четыре оперы, из которых сохранилась только «Альмира». Благодаря ей юноша получил приглашение из Италии. К тому моменту театр Кайзера разорился, а композитор потерял работу.

Незадолго до переезда Гендель представил публике свои сочинения «Нерон» и «Страсти по святому Иоанну». Они не пользовались успехом, а из-за последней музыкант чуть не лишился жизни. Он вызвал на дуэль музыкального критика Матесона, который в пух и прах разгромил «Страсти…». Тот согласился и даже нанес музыканту удар шпагой. От гибели его спасла пуговица пальто.

За несколько лет Георг успел посетить Рим, Флоренцию, Венецию и Неаполь. Он написал около 40 опер, в совершенстве овладел итальянской стилистикой. В 1707 г. во Флоренции состоялось первое представление оперы «Родриго», а в 1709 г. Гендель покорил Венецию со своей «Агриппиной». Благодаря своим произведениям он стал почетным членом Аркадской академии, начал получать заказы от богатых итальянцев.

«Агриппину» называли самой мелодичной и красивой оперой, о музыке композитора говорили в разных странах. Его даже пригласили стать придворным капельмейстером в Ганновере, но и там музыкант не задержался надолго. Он продолжал писать оперы, светские кантаты и церковные произведения. Также немец стал известным исполнителем на органе и клавире.

Основные факты творческой биографии Генделя

1685 – родился в г. Галле. Обнаруженные в раннем возрасте незаурядные музыкальные способности, в т.ч. дар импровизатора, не вызывали особого восторга у отца – пожилого цирюльника-хирурга.

С 9-летнего возраста брал уроки композиции и игры на органе у Ф.В. Цахау,

с 12 лет писал церковные кантаты и органные пьесы.

В 1702 г. изучал юриспруденцию в университете Галле, параллельно занимал пост органиста протестантского собора.

С 1703 г. работал в оперном театре в Гамбурге (скрипачом, затем клавесинистом и композитором). Знакомство с Кайзером, музыкальным теоретиком Маттезоном. Сочинение первых опер – «Альмира», «Нерон». Страсти по Иоанну.

В 1706–1710 совершенствовался в Италии, где прославился как виртуозный мастер игры на клавесине и органе. Познакомился с Корелли, Вивальди, отцом и сыном Скарлатти. Широкую известность принесли Генделю постановки его опер «Родриго», «Агриппина». Оратории «Триумф времени и правды», «Воскресение».

В 1710–1717 придворный капельмейстер в Ганновере, хотя с 1712 жил преимущественно в Лондоне (в 1727 получил английское подданство). Успех оперы «Ринальдо» (1711, Лондон) закрепил за Генделем славу одного из крупнейших оперных композиторов Европы. Особенно плодотворной была работа композитора в лондонской «Королевской академии музыки», когда он сочинял по нескольку опер в год (среди них – «Юлий Цезарь», «Розелинда», «Александр» и др.) Независимый характер Генделя осложнял его отношения с определенными кругами аристократии. Кроме того, жанр оперы–seria, постановками которого занималась «Королевская музыкальная академия», был чужд английской демократической публике.

В 1730-е годы Гендель ищет новые пути в музыкальном театре, пытается реформировать оперу- seria («Ариодант», «Альчина», «Ксеркс»), однако сам этот жанр был обречен. После перенесенной тяжелой болезни (паралич) и провала оперы «Дейдамия» отказался от сочинения и постановки опер.

После 1738 года центральным жанром творчества Генделя стала оратория: «Саул», «Израиль в Египте», «Мессия», «Самсон», «Иуда Маккавей», «Иисус Навин».

Во время работы над последней ораторией «Иевфай» (1752) у композитора резко ухудшилось зрение, он ослеп; вместе с тем до последних дней продолжал подготавливать свои сочинения к печати.

Особенности британского стиля

Сочиняя музыку в Англии, Гендель выходит далеко за рамки традиционной итальянской оперы. Его произведения поражают драматичностью, глубиной, яркостью персонажей. Это помогло поднять музыкальное творчество Туманного Альбиона на новый уровень, осуществить такие необходимые реформы в подходе к написанию произведений. Композитор Гендель даже на некоторое время впадает в немилость публики из-за своих чересчур выдающихся способностей. В Англии грядут реформы во всех сферах, самосознание народа растет, отсюда и негативное отношение ко всему иностранному.

Даже после тревожных событий и опалы авторитет Генделя в богемной среде не уменьшился. Еще больше его укрепить помог заказ короля Георга II. Не прекращая попытки возродить оперу, композитор едет в Италию за новыми артистами. Но длительная, изнурительная и отчасти политическая борьба за новый жанр заканчивается поражением. Это подрывает здоровье Генделя, и он почти 8 месяцев проводит в постели. Написав еще две оперы, он заканчивает работу над этим жанром вообще.

Духовная музыка

В 1738 году высшему свету были представлены две оратории, признанные позднее гениальными. Но композитор не останавливается на достигнутом, а продолжает писать церковную музыку. За короткий промежуток времени на пике вдохновения и славы Гендель пишет одну за другой еще четыре потрясающие оратории. Однако аристократия пытается «сбросить» его с творческого пьедестала. И на какое-то время им и правда это удается. Сочинителя охватывает тяжелая депрессия. Но надвигающаяся война с Шотландией меняет настроение в стране, и англичане снова возвышают Генделя среди других композиторов. Его произведения, написанные в честь победы Англии, стали гимнами новой эпохи и заключительным этапом большого творческого пути.

Ораториальное творчество Генделя

Кантаты, оратории, страсти, антемы Гендель писал на протяжении всего творческого пути. Но с конца 30-х годов оратория выдвинулась на первое место в его творчестве. В ораториях композитор реализовал те смелые замыслы, которые ему не удалось осуществить в рамках современной оперы. Здесь наиболее ярко проявились самые характерные черты его стиля.

Огромной заслугой Генделя явилось то, что в своих ораториях он впервые вывел народ в качестве главного действующего лица. Тема возвышенной любви, господствовавшая в современной Генделю опере, уступила место образам народа, сражающегося за свою свободу. В характеристике народа композитор, естественно, опирался не на сольное пение, а на мощное звучание хора. В грандиозных ораториальных хорах наиболее велик Гендель. Ему было свойственно мыслить крупным планом, картинно и объемно. Это художник-монументалист, музыку которого уместно сравнивать с монументальными скульптурными произведениями, с фресковой живописью (особенно часто проводят параллели с искусством Микеланджело).

Монументализм Генделя вырос из героической сущности его музыки. Героика – излюбленная сфера этого композитора. Основные темы – величие человека, его способность к подвигу, героическая борьба (Гендель первый затронул тему героической борьбы в музыке, предвосхитив в этом Бетховена). Бах в своих монументальных хоровых произведениях более психологичен, его больше волнуют этические проблемы.

Основной источник сюжетов зрелых ораторий Генделя – Библия, Ветхий Завет. Здесь много жестокой борьбы, крови, захватывающих страстей (ненависть, зависть, предательство). Здесь много ярких, неординарных, противоречивых характеров. Всё это чрезвычайно интересовало Генделя – знатока человеческих душ, и было близко его мощной и цельной натуре. Новозаветных, собственно христианских сюжетов у Генделя очень мало (ранние «Страсти по Иоанну», оратория «Воскресение», «Страсти по Брокесу»; из поздних – только «Мессия»). Баха же в первую очередь привлекал Новый Завет. Главный его герой и нравственный идеал – Иисус.

Среди популярнейших сочинений Генделя – оратории «Саул», «Израиль в Египте», «Мессия», «Самсон», «Иуда Маккавей», которые были созданы в последнее десятилетие активной творческой работы (конец 30-х – 40-е годы). В это время композитор жил в Лондоне. Библейские сюжеты воспринимались в Англии как «свои» – так же, как в Италии античные или римские. Библия иногда была единственной книгой, которую читал грамотный рядовой англичанин. Здесь были обычными библейские имена (Джереми – Иеремия, Джонатан – Ионафан). Кроме того, события, о которых рассказывалось в Библии (и, соответственно, в ораториях Генделя), были идеально созвучны военно-политической обстановке в Англии первой половины XVIII века. Самого же Генделя, по-видимому, в библейских героях привлекала их внутренняя сложность.

Чем же музыкальная драматургия в ораториях Генделя отличается от его оперной драматургии?

  • В операх, как правило, нет хора (по коммерческим соображениям) и нет развернутых хоровых эпизодов. В ораториях хор играет ведущую роль, порой полностью затмевая солистов. Хоры Генделя чрезвычайно разнообразны. Никто из современников композитора (включая Баха) в этом отношении с ним не сравниться. Его мастерство предвосхищает скорее Мусоргского, который также создавал хоровые сцены, населенные не безликими массами, а живыми лицами с неповторимыми характерами и судьбами.
  • Участие хора диктует и иное, по сравнению с оперой, содержание. Речь идет здесь о судьбах целых народов, всего человечества, а не только о переживаниях отдельных личностей.
  • Герои ораторий не укладываются в традиционные для барочной оперы представления о том или ином типе персонажа. Они сложнее, противоречивее, порой непредсказуемы. Отсюда – и более свободные, разнообразные музыкальные формы (традиционная форма «da capo» встречается редко).
Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий