Награды и звания
- Герой Социалистического Труда ()
- Заслуженный деятель искусств РСФСР (1961)
- Народный артист РСФСР (1971)
- Народный артист СССР (1977)
- Государственная премия СССР () — за постановку спектакля «Venceremos!» («Интервью в Буэнос-Айресе») Г. А. Боровика
- Государственная премия СССР () — за постановку спектаклей последних лет «Молва» А. Д. Салынского, «Жизнь Клима самгина» М. Горького, «Леди Макбет Мценского уезда» Н. С. Лескова
- Государственная премия Российской Федерации ()
- Государственная премия РСФСР имени К. С. Станиславского () — за постановку спектакля «Мария» А. Д. Салынского
- Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени ()
- Орден Ленина (1987)
- Орден Отечественной войны I степени ()
- Орден Трудового Красного Знамени ()
- Орден Красной Звезды
- 2 медали “За боевые заслуги”
- Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
- Медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
- Медаль «Ветеран труда»
- Медаль «В память 800-летия Москвы»
- В 1994 году спектакль А. А. Гончарова «Жертва века» по пьесе А. Н. Островского «Последняя жертва» получил премию «Хрустальная Турандот»
- Премия мэрии Москвы в области литературы и искусства ()
- Международная премия К. С. Станиславского (Международный общественный благотворительный фонд К. С. Станиславского, )
Литература
В 1838 году Гончаров создал «Лихую болесть». Спустя год появилось второе произведение творца – «Счастливая ошибка». Оба сочинения вошли в рукописные альманахи «Лунные ночи» и «Подснежник», которые издавались в семье Майковых. Подпись Гончарова под трудами не стояла. Издания вышли анонимно.
Портрет Ивана Гончарова
Со временем творчество литератора набирало обороты. Он познакомился с Белинским, наведывался в дом Литераторов. В 1846 году начинающий автор прочитал критику «Обыкновенную историю», от которой тот остался в восторге. В 1847 году произведение опубликовали в «Современнике».
Появление Белинского в жизни Гончарова сильно повлияло на последнего. В «Заметках о личности Белинского» автор с теплом вспоминает советы и подсказки критика. Но товарищами они так и не стали. Гончаров с сомнением относился к увлечению Белинского французскими революционными идеями, а критик в ответ называл писателя человеком с узким взглядом.
Книги Ивана Гончарова
В 1848 году в журнале «Современник» вышел очерк «Иван Саввич Поджабрин».
Через четыре года Гончаров отправился в Японию с адмиралом Ефимием Васильевичем Путятиным на фрегате «Паллада» в роли секретаря. Экспедиция длилась два с половиной года и прервалась из-за начала Восточной войны.
Во время плавания писатель вел подробные записи, которые легли в основу книги «Фрегат «Паллада». Цикл очерков увидел свет в 1858 году и стал новым явлением в литературных кругах. Читатели восприняли книгу как окно в новый неизведанный мир, о котором поведал путешественник.
Иллюстрация к роману Ивана Гончарова «Обломов»
Вернувшись из плавания, Гончаров вскоре ушел с работы. Литератору предложили должность цензора в газете «Северная почта», и он согласился. В 1859 году вышел знаменитый «Обломов», возымевший большой успех. В книге просматривались философские взгляды. Вскоре в народе появился термин «обломовщина».
В 1862 году писатель возглавил «Северную почту». В 1865 году он вошел в членство по печатным делам, а в 1867 году отбыл в отставку с генеральским чином. Писатель принял такое решение, потому что хлопотливая работа мешала творить.
Иван Гончаров
В 1869 году он завершил третий роман «Обрыв». Над последним детищем Гончаров трудился двадцать лет, но книга не имела успеха у читателей. Закончив «Обрыв», творец поставил точку в созданной им трилогии. В трех трудах Гончаров отобразил последовательные этапы развития России. Без заключительной книги след от творений автора остался бы не таким ярким.
Биография
Андрей Гончаров родился 2 января 1918 года в селе Сенницы (ныне в городском округе Озёры Московской области).
Детство провёл в родном селе, затем семья переехала в Москву.
В 1936 году поступил в ГИТИСе (ныне Российский институт театрального искусства — ГИТИС). Проучившись год на актёрском курсе, поступил на режиссёрский факультет и попал в группу, которую возглавил Н. М. Горчаков. В 1940 в Ивановском областном драматическом театре поставил свой дипломный спектакль — водевиль по мотивам пьесы А. Е. Корнейчука «В степях Украины». ГИТИС окончил в 1941 году.
С началом войны добровольцем ушёл на фронт. Сражался на Истринском и Ельнинском направлениях. Командир взвода разведки. В 1942 году, в одном из боёв получил сразу два ранения, после чего был отправлен в госпиталь и демобилизован.
В 1942—1944 годах — режиссёр 1-го Фронтового театра ВТО. Летом 1942 года коллектив театра выехал в свою первую фронтовую командировку на Северный флот. Весной 1943 года театр представлял свой репертуар в Ленинграде, в Кронштадте, на кораблях и базах Балтийского флота, позже — перед 2-м Белорусским фронтом, в городах Домброво и Белосток.
В 1944—1951 годах — режиссёр Московского театра сатиры. Первой постановкой стала пьеса «Женитьба Белугина» А. Н. Островского и Н. Я. Соловьёва. В 1951—1956 годах — режиссёр Московского драматического театра им. М. Ермоловой, ставил спектакли на сцене Малого театра.
В 1956—1957 годах — художественный руководитель Театра-студии киноактёра в Москве. В 1958—1966 годах — главный режиссёр Московского драматического театра на Малой Бронной.
В 1967—1987 — главный режиссёр Московского драматического театра им. В. Маяковского, в 1987—2001 — его художественный руководитель.
Ставил спектакли за рубежом (София, Любляна).
С 1945 года преподавал в ГИТИСе, сначала на актёрском факультете у В. А. Орлова, затем на режиссёрском у Н. М. Горчакова. В ГИТИСе работал до последних дней (с 1950 — доцент, с 1966 — профессор, с 1981 — заведующий кафедрой режиссуры). Среди его учеников: Д. Спиваковский, П. Фоменко, Э. Някрошюс, Е., Г. Егоров, А. Борисов, Т. Ахрамкова, С. Голомазов, В. Быков, К. Богомолов, В. Андреев, Н. Сличенко, Ф. Берман, А. Мамбетов, В. Пахомов, С. Яшин, В. Ефремова, А. Славутский, В. Григорьев.
Многие годы был секретарём Союза театральных деятелей РФ, а также председателем Комиссии по премиям мэрии Москвы в области литературы и искусства.
Автор книги, статей, режиссёрских комментариев к пьесам.
Член ВКП(б) с 1943 года.
Скончался 7 сентября 2001 года в московской больнице. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 10).
Краткая биография
- В 1830 году он хотел поступить в Московский университет. К сожалению, в Москве свирепствовала эпидемия холеры, поступление пришлось отложить. Через год он поступает на факультет словесности. Вместе с ним там учатся Аксаков, Белинский, Герцен, Лермонтов. В Московском университете создаются кружки вольнодумцев, но будущий писатель совершенно равнодушен к политике. Все свободное время он посвящает чтению.
- В 1834 году он оканчивает высшее заведение. Еще во время учебы молодой человек понимает, что хочет жить в большом городе, где кипит духовная и культурная жизнь. Но ему приходиться ехать к матери и сестрам, там Ивану Александровичу предлагают место секретаря канцелярии. Скучная, монотонная жизнь быстро надоедает молодому человеку.
- Не прослужив и года, он бросает работу и едет в Петербург. Там поступает на службу в министерство внешней торговли и занимается переводами. Работа переводчиком была необременительна. У будущего писателя оставалось много времени для чтения, самообразования и сочинительства.
- Еще учась в университете, он начинает писать. Денег в министерстве платили мало, брать у матери Иван не хотел. Поэтому он устраивается в семью Майковых учителем. Он обучает русскому и латинскому языку Апполона и Валериана.
- В это время создаются его первые литературные труды. Это были переводы английских и немецких романов. Именно на них он оттачивает свое мастерство, создает свой стиль написания. У Майковых собираются различные писатели, художники. Здесь, в салонном альманахе, появляются первые произведения Гончарова: «Счастливая ошибка», «Пепиньерка», «Дурно жить на свете?». Друзья высоко оценили сочинения Гончарова. Вскоре он начинает работу над большим романом.
- «Обыкновенная история» — это первый его роман. Был опубликован в 1847 году в журнале «Современник». Писал его автор почти шесть лет. Белинский высоко оценил это произведение, но гонорар был совсем маленький. Писатель продолжает работать переводчиком.
- В 1852 году он отправляется в кругосветное путешествие. Сбылась его давнишняя мечта. Плавание длилось более двух лет. В это время был создан очерк «Фрегат «Паллада». Иван Александрович посетил Японию, Англию, Индию, Китай, Африку.
- В 1855 году путешествие закончилось. В 1858 году выходит первая публикация «Фрегата «Паллада».
- В 1862 году он переходит на работу в газету «Северная почта». Уже в 1865 Гончаров входит в Совет по делам печати.
- Наконец, в 1866 его отпускают в отставку. Писатель полностью посвящает себя литературному творчеству.
- Он создает знаменитые романы: «Обломов», «Обрыв». «Обломова» он заканчивает в 1868 году. Вначале роман носил название «Художник», но после был переименован. Основным приемом здесь является внутренние монологи героев. Главный герой Илья Ильич – это представитель дворянства, интеллигентный, образованный человек. Однако он ведет праздный образ жизни, далек от реальной практической жизни. Он полностью безволен и безынициативен, хотя у него есть положительные черты: честность и порядочность. «Обломовщина» стала нарицательным названием. Она ассоциируется с ленью и бездельем.
- «Обрыв» — это последнее произведение писателя. Писалось оно очень тяжело, о чем говорил сам автор. Главный герой – художник Райский. Он является типичным представителем 19 века, олицетворяет патриархальную Русь. Главная героиня Вера, наоборот, любит свободу, стремится к эмансипации. Она бунтует против пережитков прошлого. После выхода в отставку прозаик живет в один.
- В 1891 году он заболевает пневмонией и скоропостижно умирает.
- Похоронили писателя в Александро-Невской Лавре.
- В 1856 году было произведено перезахоронение на Волковское кладбище.
Образование
По другую сторону Волги находилось имение княгини Хованской, там проживал просвещённый и образованный священник, который воспитывался в Казанской духовной академии. Его женою была немка и вместе они открыли частный пансион, который пользовался заслуженным успехом среди местных дворян.
Сюда на учёбу отдали восьмилетнего Гончарова. Воспитывал своих учеников священник очень тщательно
Он уделял внимание не только тому, как дети учатся, но и пристально следил за тем, что они читают. Допускались книги поучительные и солидные, даже «Бригадир» Фонвизина Д
И. не входил в список разрешённой литературы, потому что юношеские умы пытались всячески оградить от легкомыслия и фривольности.
Но в домашней обстановке Иван зачитывался сентиментальными романами, а также произведениями, полными привидений и мистических мудрствований. Он читал книги:
- французской писательницы Стефани Жанлис;
- немецкого философа и писателя Карла Эккартсгаузена;
- английской писательницы Анны Радклиф.
Но большее предпочтение отдавал всё же серьёзной и деловой литературе. К двенадцати годам он перечитал:
- русских поэтов Хераскова М. М. и Державина Г. Р.;
- немецкого учёного-энциклопедиста Петера Симона Палласа;
- русского путешественника Крашенникова С. П.;
- русского поэта и драматурга Озерова В. А.;
- шотландского исследователя Мунго Парка;
- французского историка Шарля Роллена;
- русского историка Голикова И. И.
Особенно увлекали юного Гончарова путешествия, что и повлияло впоследствии на его решение ехать вокруг света.
В десятилетнем возрасте Ивана отправили в Москву на учёбу в коммерческое училище, где уже обучался его старший брат Николай. Мать хотела, чтобы сыновья продолжили заниматься торговым делом. Основные предметы, которые там проходили, были направлены на изучение коммерческой деятельности, и Гончарову казались скучными. Несмотря на это, учился он прилежно, неоднократно его имя появлялось на «красной почётной доске», один раз юношу даже наградили памятной книгой.
Но, проучившись в училище восемь лет, Иван понял, что ему совсем не хочется заниматься торговлей. Его страстный интерес к гуманитарным наукам, художественной словесности и сочинительству пересилили. Гончаров решил продолжить учёбу в Московском университете на словесном факультете. Он хотел сдавать вступительные экзамены в 1830 году, но в Москве разразилась холера, и поступление пришлось отложить.
Летом 1831 года он успешно сдал экзамены и был зачислен в университет. Вместе с ним учились такие великие деятели словесности, которые потом оставили весомый след в русской и мировой литературе, как К. С. Аксаков, Е. Е. Барышев, И. С. Тургенев, В. Г. Белинский, М. Ю. Лермонтов, А. И. Герцен, Н. В. Станкевич, Н. П. Огарёв. Социально-философские студенческие кружки с их революционными идеями мало привлекали Гончарова, он в них не участвовал, всё время уделял исключительно учёбе.
В 1834 году Иван окончил университет, почувствовал себя свободным и по собственному признанию понял, что ему открылись все пути и дороги.
Фильмография
Режиссёр
- — Кола Брюньон (фильм-спектакль) (совм. с Л. С. Ишимбаевой)
- — Мы — мужчины (фильм-спектакль) (совм. с А. В. Казьминой)
- — Старомодная комедия (фильм-спектакль) (совм. с А. В. Казьминой)
- — Интервью в Буэнос-Айресе (фильм-спектакль) (совм. с А. В. Ромашиным и А. В. Казьминой)
- — Родственники (фильм-спектакль) (совм. с Н. П. Марусаловой (Иваненковой))
- — Жизнь Клима Самгина (фильм-спектакль) (совм. с А. В. Ромашиным и А. В. Казьминой)
- — Кошка на раскалённой крыше (фильм-спектакль) (совм. с Ю. В. Иоффе)
- — Завтра была война (фильм-спектакль) (совм. с Ю. В. Иоффе и Н. П. Марусаловой (Иваненковой))
Архивные кадры
- — Александр Вампилов. Я знаю, я старым не буду… (документальный)
- — Наталья Гундарева и Михаил Филиппов. Снова дома! Снова дома! (из культурно-просветительского проекта телеканала Культура «Больше, чем любовь») (документальный)
Упоминается вместе
ТРАВНИКОВ Андрей Александрович
Губернатор Новосибирской области
1 место
ЛОКОТЬ Анатолий Евгеньевич
Мэр города Новосибирска
2 место
РЕШЕТНИКОВ Лев Николаевич
Исполняющий обязанности министра экономического развития Новосибирской области
3 место
ШМИДТ Иван Иванович
Министр строительства Новосибирской области
4 место
ЛЕЩЕНКО Евгений Михайлович
Министр сельского хозяйства Новосибирской области
5 место
ГОЛУБЕНКО Виталий Юрьевич
Министр финансов и налоговой политики Новосибирской области
6 место
ХАЛЬЗОВ Константин Васильевич
Врио министра здравоохранения Новосибирской области
7 место
ПЕТУХОВ Юрий Федорович
Заместитель губернатора Новосибирской области
8 место
ШИМКИВ Андрей Иванович
Управляющий директор ОАО «Новосибирскнефтепродукт»
9 место
ТЕРЕШКОВА Анна Васильевна
Начальник департамента культуры, спорта и молодежной политики мэрии Новосибирска
10 место
ГАРАНИНА Светлана Анатольевна
Начальник отдела государственного земельного надзора
11 место
МЫСИК Александр Викторович
Директор УЗСПТС
12 место
ДЮБАНОВ Анатолий Васильевич
Министр цифрового развития Новосибирской области
13 место
АРХИПОВ Денис Николаевич
Заместитель министра жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области
14 место
ПОТАПОВА Алена Андреевна
Начальник отдела по работе с корпоративными клиентами
15 место
Детские годы
Самые ранние воспоминания писателя связаны с отчим домом. Он был большим и каменным, имел просторный двор и шикарный сад, походил на целое имение или деревню. Погреба и амбары были заполонены мукой, пшеном и всякой другой провизией для пропитания семьи Гончаровых и их обширной дворни. Весь барский и поместный быт дореформенной России Гончаров познал ещё в детстве, что потом правдиво и ярко отобразил в своих произведениях.
Отец был старше матери более чем на тридцать лет. В 1819 году его не стало. Оставшись одна с четырьмя маленькими детьми, мать для них ничего не жалела. А в воспитании младших Гончаровых ей помогал старый друг семьи, крёстный отец Трегубов Николай Николаевич. Он был моряком в отставке и местным зажиточным помещиком, помимо этого входил в состав масонской ложи. Трегубов принадлежал к людям широко образованным, он увлекался политикой и историей, интересовался науками.
Для будущего писателя Николай Николаевич стал первым наставником и учителем. Он обучал мальчика грамоте, прививал любовь к чтению, литературе и истории, пояснял астрономию, физическую и математическую географию, навигацию и космогонию. Трегубов научил крестника пользоваться навигационными приборами. Иван обожал рассказы наставника о моряках и море, мальчик слушал их жадно, а потом зачитывался книжками о путешественниках.
Несмотря на то, что Николай Николаевич к некоторым явлениям современной жизни относился критически, он был добрейшей души человеком, редким и возвышенным, обладал прекрасным сердцем и природным благородством. Иван ласково называл его «добрым моряком» и был бесконечно благодарен за то, что Трегубов фактически заменил ему родного отца.
Николай Николаевич взял на себя всю заботу о детях Гончаровых, а их матушка помогала ему в хозяйстве и в решении житейских проблем. Их повара, кучера и дворня слились в один общий коллектив, которым и управляла Авдотья Матвеевна. Так что жили они общим двором, в котором материальной частью заведовала строгая, опытная и отличная хозяйка Гончарова, а все интеллектуальные заботы взял на себя Трегубов.
Личная жизнь писателя
В жизни Ивана Гончарова было всего две женщины, в которых писатель был влюблен. Первой была Юлия Дмитриевна Гусятникова. Они познакомились во время учебы в университете. К несчастью, девушка вышла замуж за другого мужчину, однако с Иваном они продолжали сохранять дружескую связь на протяжении всей жизни.
Гончаров полюбил снова лишь в сорокалетнем возрасте. Это была Елизавета Васильевна Толстая, которую он повстречал в доме Майковых. Увы, и она не смогла ответить взаимностью Ивану, несмотря на его многочисленные любовные письма. Оказалось, Елизавета долгие годы была влюблена в Алексея Ивановича Мусина-Пушкина, с которым впоследствии сочеталась браком. Гончаров окончательно разочаровался в попытках обрести собственное семейное счастье.
Единственная «дама», к кому Гончаров сохранял привязанность до конца своих дней, — это его маленькая собака с забавным именем Мимишка. Он искренне любил своего верного питомца и практически никогда не разлучался с ним.
Постановки
1-й Фронтовой театр ВТО (1942—1944)
- — «Рузовский лес» К. Я. Финна
- — «Жди меня» К. М. Симонова
- — «Женитьба Белугина» А. Н. Островского и Н. Я. Соловьёва
- — «Правда хорошо, а счастье лучше» А. Н. Островского
- — «Укрощение укротителя» Дж. Флетчера
Московский театр Сатиры (1944—1951)
- — «Женитьба Белугина» А. Н. Островского и Н. Я. Соловьёва
- — «Вас вызывает Таймыр» А. А. Галича и К. Ф. Исаева
- — «Женихи» А. И. Токаева (перевод В. В. Шкваркина)
Московский театр имени М. Н. Ермоловой
- — «Благочестивая Марта» Т. де Молины
- — «Ксения» А. А. Волкова
- — «Европейская хроника» А. Н. Арбузова
- — «Бег» М. А. Булгакова
Московский драматический театр на Малой Бронной (1957—1966)
- — «Вид с моста» А. Миллера
- — «Закон зимовки» Б. Л. Горбатова
- — «Волнолом» Ю. Ф. Эдлиса
- — «Третья голова» М. Эме
- — «Аргонавты» Ю. Ф. Эдлиса
- — «Мятеж неизвестных» Г. А. Боровика
- — «Жив человек» В. Е. Максимова
- — «Физики и лирики» Я. И. Волчека
- — «Визит дамы» Ф. Дюрренматта
Московский театр им. Маяковского (1967—2001)
- — «Два товарища» по В. Н. Войновичу
- 1969, 2000 — «Дети Ванюшина» С. А. Найдёнова
- — «Конец книги шестой» Е. Брошкевича
- 1970 — «Трамвай „Желание“» Т. Уильямса
- 1970 — «Мария» А. Д. Салынского
- — «Три минуты Мартина Гроу» Г. А. Боровика
- 1972 — «Человек из Ламанчи» Д. Вассермана и Д. Дэриона
- 1972 — «Дума о Британке» Ю. И. Яновского
- 1973 — «Характеры» по В. М. Шукшину
- 1974 — «Банкрот, или Свои люди — сочтёмся» А. Н. Островского
- — «Неопубликованный репортаж» Р. М. Ибрагимбекова
- 1975 — «Беседы с Сократом» Э. С. Радзинского
- 1975 — «Старомодная комедия» А. Н. Арбузова
- 1975 — «Проводы» И. М. Дворецкого
- 1976 — «Венсеремос!» Г. А. Боровика
- 1976 — «Долгожданный» А. Д. Салынского
- 1977 — «Да здравствует королева, виват!» Р. Болта
- 1977 — «КПД одержимости!» Я. И. Волчека
- 1978 — «Бег» М. А. Булгакова
- 1979 — «Леди Макбет Мценского уезда» по Н. С. Лескову
- — «Возвращение неизвестных» («Борцы») С. Караса
- — «Аморальная история» Э. В. Брагинского и Э. А. Рязанова
- 1981 — «Жизнь Клима Самгина» по М. Горькому
- 1981 — «Колокола Хатыни» В. В. Быкова
- 1981 — «Диалоги» А. М. Володина
- 1981 — «Кошка на раскалённой крыше» Т. Уильямса
- — «Молва» А. Д. Салынского
- — «Агент 00» Г. А. Боровика
- — «Кухня» А. Уэскера
- 1984 — «Островитянин» А. А. Яковлева
- 1985 — «Театр времен Нерона и Сенеки» Э. Радзинского
- 1985 — «Завтра была война» по Б. Л. Васильеву
- 1988 — «Закат» И. Э. Бабеля
- 1989 — «Наливные яблоки или Правда хорошо, а счастье лучше» А. Н. Островского
- 1991 — «Виктория?.. (Завещание лорда Нельсона)» Т. Рэттигана
- 1991 — «Горбун» С. Мрожека
- 1994 — «Жертва века» по пьесе А. Н. Островского «Последняя жертва»
- 1995 — «Театральный романс» по пьесе А. Н. Толстого «Кукушкины слёзы»
- 1997 — «Как вам это полюбится» У. Шекспира
Другие театры
- — «Дети Ванюшина» С. А. Найдёнова (Словенский национальный театр драмы в Любляне)
- — «Бег» М. А. Булгакова (Словенский национальный театр драмы в Любляне)
- — «Бег» М. А. Булгакова (Национальный театр имени И. Вазова в Софии)
Биография
Андрей Гончаров родился 2 января 1918 года в селе Сенницы (ныне в городском округе Озёры Московской области).
Детство провёл в родном селе, затем семья переехала в Москву.
В 1936 году поступил в ГИТИСе (ныне Российский институт театрального искусства — ГИТИС). Проучившись год на актёрском курсе, поступил на режиссёрский факультет и попал в группу, которую возглавил Н. М. Горчаков. В в Ивановском областном драматическом театре поставил свой дипломный спектакль — водевиль по мотивам пьесы А. Е. Корнейчука «В степях Украины». ГИТИС окончил в 1941 году.
С началом войны добровольцем ушёл на фронт. Сражался на Истринском и Ельнинском направлениях. Красноармеец взвода разведки 407-го полка 103 дивизии 16-й армии. В 1942 году, в одном из боёв получил сразу два ранения, после чего был отправлен в госпиталь и демобилизован. Награжден медалью “За боевые заслуги”.
В 1942—1944 годах — режиссёр 1-го Фронтового театра ВТО. Летом 1942 года коллектив театра выехал в свою первую фронтовую командировку на Северный флот. Весной 1943 года театр представлял свой репертуар в Ленинграде, в Кронштадте, на кораблях и базах Балтийского флота, позже — перед 2-м Белорусским фронтом, в городах Домброво и Белосток. Приказом ВС 2-го Белорусского фронта за организацию выступления театра награжден медалью “За боевые заслуги”.
В 1944—1951 годах — режиссёр Московского театра сатиры. Первой постановкой стала пьеса «Женитьба Белугина» А. Н. Островского и Н. Я. Соловьёва. В 1951—1956 годах — режиссёр Московского драматического театра им. М. Ермоловой, ставил спектакли на сцене Малого театра.
В —1957 годах — художественный руководитель Театра-студии киноактёра в Москве. В —1966 годах — главный режиссёр Московского драматического театра на Малой Бронной.
В — — главный режиссёр Московского драматического театра им. В. Маяковского, в — — его художественный руководитель.
Ставил спектакли за рубежом (София, Любляна).
С 1945 года преподавал в ГИТИСе, сначала на актёрском факультете у В. А. Орлова, затем на режиссёрском у Н. М. Горчакова. В ГИТИСе работал до последних дней (с 1950 — доцент, с 1966 — профессор, с 1981 — заведующий кафедрой режиссуры). Среди его учеников: Д. Спиваковский, П. Фоменко, Э. Някрошюс, Е. Каменькович, Г. Егоров, А. Борисов, Т. Ахрамкова, С. Голомазов, В. Быков, К. Богомолов, В. Андреев, Н. Сличенко, Ф. Берман, А. Мамбетов, В. Пахомов, С. Яшин, В. Ефремова, А. Славутский, В. Григорьев, Г. Косарев.
Могила Гончарова на Новодевичьем кладбище Москвы.
Многие годы был секретарём Союза театральных деятелей РФ, а также председателем Комиссии по премиям мэрии Москвы в области литературы и искусства.
Автор книги, статей, режиссёрских комментариев к пьесам.
Член ВКП(б) с 1943 года.
Скончался 7 сентября 2001 года в московской больнице. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 10).
Расцвет творчества
В 1947 худруком театра Ермоловой Лобановым Гончарову была предложена новая работа. Он подготовил «Ксению», «Благочестивую Марту», «Бег». В 1953 Гончаров покинул труппу вместе с уволенным из него Лобановым. Продолжить работу режиссер смог в Театре киноактера.
Гончаров в Алма-Ате ставил Фестиваль казахской национальной культуры. По возвращению, в 1957, деятель возглавил труппу нового столичного драмтеатра.
В нем постановщик создал «Жив человек», «Визит дамы», «Физики и лирики». Восемь лет творчества стали счастливейшим временем для Гончарова. С 1967 он перешел в театр Маяковского, которым руководил до конца жизни.
В Золотой фонд вошли спектакли «Два товарища», «Кошка на раскаленной крыше», «Дети Ванюшина». В постановках нового режиссера раскрылись характерные черты его таланта.
Он стремился обострить конфликт, выявить скрытые пружины драматизма. Все спектакли отличала широта замысла, острая современность, публицистика темперамента и высота культуры постановки.
Главной отличительной чертой всех работ Гончарова стало обострение внимания к духовным началам в человеке, стремление к раскрытию характера персонажа через его поступки.
Сверхзадачей Гончаров сделал желание беседы со зрителями о глубоко волнующем, вселение веры в высоту призвания человека. Благодаря режиссеру репертуар театр расширился, раскрылся по-новому потенциал опытных актеров, появились новые таланты.