Хичкок, Альфред

Режиссёрский почерк

Режиссёрский почерк Хичкока складывался под влиянием немецких экспрессионистов и русского (советского) кино; его фильмы 1940-х пересекаются с нуаром. На его творчество повлияли Эйзенштейн, Пудовкин, Мурнау (Хичкок даже написал о нём статью) и Дэвид Уорк Гриффит. Он внимательно прочел вышедшую в 1929 году книгу В.И. Пудовкина  «Техника и съемка фильмов», в которую вошли самые известные на тот момент статьи русского режиссёра в английском переводе.

Он очень бережно работал со звуком, используя неожиданные эффекты для усиления того, что показано на экране. Той же цели служит оригинальная музыка, как правило, написанная Бернардом Херрманном.

Режиссёр отличался педантичной подготовительной работой, детальной проработкой сюжета, характеров, художественного оформления и т.д. Ингрид Бергман характеризуя его методы работы писала:

—  «Его режиссерское великолепие заключается в умении все подготовить заранее. Нет ничего такого, чего бы он не знал о своем фильме еще до того, как начнет его снимать. Каждый штрих, каждый элемент декорации он сначала готовит в миниатюре дома, а потом уже воссоздает в студии. Ему не всегда даже надо смотреть в объектив, он говорит: «Я знаю, как это выглядит». Я не знаю ни одного режиссёра, который работал бы так, как он». Джанет Ли вспоминая работу над фильмом «Психо» говорила:

—  «Тщательно продумано было все: гардероб, чемодан, то, что я положу в этот чемодан, покидая работу. Он показал мне макеты мизансцен, особенно отеля в начале фильма, и сказал, как именно кинокамера войдет в окно и как она будет следить за героями, – и все это ради лаконичных эффектов».

Излюбленные герои Хичкока — люди, попавшие в ловушку обстоятельств. Сюжетные ситуации, как правило, распадаются на три категории:

  • Ошибочно подозреваемые в преступлении, которое они не совершали, вынуждены вести собственное расследование, чтобы доказать свою невиновность («Жилец», «39 ступеней», «Диверсант», «Незнакомцы в поезде», «Я исповедуюсь», «Поймать вора», «Не тот человек», «К северу через северо-запад», «Исступление»).
  • Роковая женщина сбивает любовника с пути истинного, как правило, чтобы погибнуть вместе с ним («Шантаж», «Саботаж», «Ребекка», «Дурная слава», «Головокружение», «Марни»).
  • Классический детектив: расследование убийства, зачастую совершённого психически ненормальным («Тень сомнения», «Верёвка», «Окно во двор», «Психо», «Исступление»).

Среди излюбленных кинематографических приёмов Хичкока стоит отметить съёмку с точки зрения персонажа, то есть съёмку камерой с такого аспекта, чтобы зритель видел сцену как бы глазами персонажа. Движения камеры и ракурсы вообще отличаются непредсказуемостью и оригинальностью. Хичкоку приписывается изобретение очень быстрого и дробного монтажа, ярко продемонстрированного в знаменитой сцене убийства в душе в фильме «Психо».

Хичкок известен также своими камео. Он обожал появляться в эпизодах в своих фильмах: то в образе случайного прохожего, то в образе уличного зеваки. Он снялся почти во всех своих поздних фильмах. И в целом, Хичкок, особенно в поздние годы, стремился создать вокруг себя мистическую атмосферу, окружал себя ореолом таинственности.

Дональд Спото, автор капитального труда о его жизни и творчестве, считал фильмы зрелого Хичкока «персональным экзорцизмом», попыткой терапевтической проекции экзистенциального замешательства («долга, секса, еды и уничтожения»), возникающего в напряжении между двумя типическими женщинами своей жизни и своего времени – Матерью-Женой (мать, его жена Альма) и Кинозвездой (от Грейс Келли до Типпи Хедрен).

Было замечено и фирменное пристрастие Хичкока снимать в главных ролях «холодных» блондинок (Марлен Дитрих, Грейс Келли, Вера Майлз, Ким Новак, Джанет Ли, Типпи Хедрен, Клод Жад).

Ужасы детства

Сейчас всем начинающим кинематографистам работы Хичкока приводят в качестве образцового примера саспенса, то есть долгого, мучительного и нервного ожидания чего­то ужасного. Нарастание напряженного ожидания в лучшем виде предстает в его картинах. Между тем все киноприемы мастера сформировались в его голове еще в детстве, на практике…

Альфред Джозеф Хичкок родился 13 августа 1899 года в Лондоне. Его отец воспитывал неуклюжего толстого мальчика довольно жестко. Однажды он отправил пятилетнего малыша с запиской в полицию. Начальник участка прочел ее и со словами: «Вот как мы поступаем с нехорошими мальчиками!» ­- запер беднягу в камере. Альфред пробыл там пару часов. Но даже годы спустя он панически боялся полиции, из­-за чего никогда не садился за руль автомобиля и был едва ли не единственным в Голливуде человеком, который платил все налоги… А тема законопослушного гражданина, невинно обвиненного во всех грехах, стала одной из центральных во всем его творчестве.

В 7 лет мальчика отдали в иезуитский колледж святого Игнатия, где монахи учили его иностранным языкам, математике и хорошим манерам. И поколачивали резиновыми палками в наказание за провинности. Время экзекуции разрешалось назначать самим провинившимся, так что пацаны обычно откладывали свое наказание на неделю и потом долгих семь дней тряслись в страхе. Вот вам и саспенс, тревожное ожидание беды в самом реальном своем воплощении!

Фильмы

В 21-летнем возрасте Альфред устроился работать электриком в киностудию. Вскоре он перешел в отдел рекламы, в котором занимался дизайном титров в кинокомпании «Famous Players-Lasky». Со временем он начал писать сценарии и ассистировать режиссерам.

В 1922 г. состоялся дебют Хичкока в большом кино. В качестве помощника режиссера он снял фильм «Всегда говори своей жене». Спустя 3 года он представил свой первый проект в качестве главного режиссера – «Сад наслаждений».

После этого Альфред снял первый триллер в своей биографии – «Жилец». Интересен факт, что он стал автором первого звукового фильма в Британии под названием «Шантаж» (1929). В 1934 г. состоялась премьера его нового фильма «Человек, который слишком много знал», который стал одной из самых успешных работ в карьере Хичкока.

В начале Второй мировой войны (1939-1945) Альфред был вынужден покинуть Великобританию, по причине остановки кинопроизводства. В результате, он отправился в Голливуд, где сразу достиг больших высот. Его триллер «Ребекка», снятый в 1940 г., удостоился двух «Оскаров».

В послевоенные годы Хичкок представил картину «Веревка». Пик популярности мэтра пришелся на 50-е годы. В это время биографии он снял ряд знаменитых кинолент, среди которых «Незнакомцы в поезде», «Окно во двор», «Головокружение» и «Поймать вора».

После этого свет увидели новые работы Альфреда Хичкока, включая «Психо» и «Птицы». В 1976 г. он снял фильм «Семейный заговор». Через 3 года Американский институт кино вручил ему премию «За достижения всей жизни».

Хичкок уделял большое внимание звуку, задействуя неожиданные эффекты для усиления визуализации. Он отличался кропотливой подготовительной работой, тщательной проработкой сюжетной линии, характеров героев и т.д

Коллеги Альфреда рассказывали, что изначально он «снимал» кинофильм в собственной голове, поэтому сам съемочный процесс его раздражал.

Когда начинались съемки, Хичкок уже все прекрасно знал заранее. Его любимыми персонажами были люди, оказавшиеся заложниками тех или иных обстоятельств

В числе его излюбленных кинематографических приемов важно выделить съемку с точки зрения героя

То есть камера снимает эпизод таким образом, чтобы зритель наблюдал за сценой как бы глазами киногероя. Кроме этого, Альфред Хичкок известен эпизодическими ролями в собственных картинах. Интересен факт, что Эльдар Рязанов начал играть второстепенных персонажей в своих лентах, именно по примеру Хичкока.

Примечания

  1. Дональдсон Н. Как они умерли. Альфред Хичкок / Пер. с англ. С. Чередова. — М: КРОН-ПРЕСС, 1995.
  2. Alfred Hitchcock Dies; A Master of Suspense; Alfred Hitchcock, Master of Suspense and Celebrated Film Director, Dies at 80 Increasingly Pessimistic Sought Exotic Settings Technical Challenges Became a Draftsman Lured to Hollywood, The New York Times (30 April 1980, Wednesday). Проверено 21 августа 2007.
  3. Дитрих М. . М.: Искусство, 1985. Размышления. — М: Искусство, 1985. — С. 65.
  4. Тараканы в голове, или Я не трус, но я боюсь (рус.), Вокруг Света (11 ноября 2010 года), стр. 11. Проверено 14 мая 2012.
  5. Такой монтаж ныне применяется в трейлерах
  6. Spoto D. The Dark Side of the Genius: The Life of Alfred Hitchcock. London: Plexus, 1994. P. 289-290. .
  7. Slavoj Žižek. Looking Awry: An Introduction to Jacques Lacan Through Popular Culture. 2nd ed. Massachusetts Institute of Technology Press, 1992. ISBN 978-0-262-74015-9. Pages 87-107
  8. Наиболее известен случай Нормана Бейтса, которого направляет голос покойной матери, приказывающий ему убивать тех женщин, которые влекут его к себе
  9. Chris Gore, The 50 Greatest Movies Never Made (New York: St. Martin’s Press, 1999), pg. 36
  10. Paul Stanton (David Beaty) Village of Stars, London: Michael Joseph, 1960

Фильмы

В 1922 году Альфред Хичкок дебютировал в киноиндустрии как сорежиссер. Вместе с коллегой Хью Кройзом снял два фильма: «Всегда говори своей жене», появившийся на экранах, а также «Номер 13», съемки которого так и не завершились.

Альфред Хичкок на съемочной площадке

Режиссерская биография Альфреда Хичкока началась в 1925 году после съемок картины «Сад наслаждения», а вот первый фильм в жанре триллера появился в 1926 году. Картина получила название «Жилец». Хичкоку принадлежит и первый звуковой британский фильм «Шантаж», появившийся на экране в 1929 году.

В дальнейшем Хичкок снимает еще несколько фильмов. Лента «Человек, который слишком много знал», вышедшая на экраны в 1934 году, стала известной работой режиссера.

Начавшаяся Вторая мировая война, не позволила Хичкоку посвятить время режиссированию в Британии, поскольку он уехал в Голливуд. Обосновался мастер в Беверли-Хиллз, придя на работу к известному продюсеру Дэвиду Селзнику. Их сотрудничество нельзя назвать безоблачным, так как Селзник, хотя и предоставлял финансирование для съемочного процесса и позитивное освещение в прессе, но вмешивался в работу Хичкока. Тем не менее, «Ребекка», первая голливудская картина Альфреда Хичкока, была признана лучшей лентой года и получила «Оскар».

Альфред Хичкок в Голливуде

В 1948 году появился первый фильм Хичкока в цвете. Лента вышла под названием «Веревка». Зрители и критики отметили пристрастие режиссера к привлечению к съемкам картин «холодных» блондинок, среди которых оказались легендарные актрисы Марлен Дитрих, Грейс Келли, Ким Новак и Вера Майлз.

Пиком кинокарьеры мастера признаны 50-е годы ХХ века, когда режиссер находится в зените популярности. В 1953 году появился фильм «Я исповедуюсь», а уже в апреле 1955 он принимает гражданство США. В этот период вышли картины «Окно во двор» и «Головокружение», вошедшие в золотой фонд классики мирового кинематографа. Вскоре Хичкок презентовал нашумевшие триллеры «Психо» и «Птицы», а также новеллу «Человек с Юга».

Альфред Хичкок и Джанет Ли на съемках фильма «Психо»

Начиная с картины «Марни», фильмы голливудского мастера триллеров и «ужастиков» воспринимаются прохладно как зрителями, так и критиками из США. Зато во Франции Хичкок – кумир и легенда. Его боготворят французские критики, публика стоит в огромных очередях, чтобы посмотреть новые картины, а режиссеры Трюффо, Шаброль и Де Пальма даже подражают ему.

В 1976 году вышел последний фильм Альфреда Хичкока «Семейный заговор». Через 3 года Американским институтом киноискусства режиссеру вручена премия «За достижения всей жизни».

Дэвид Линч

Дэвид Линч и Изабелла Росселлини

Time & Life Pictures

Благодаря фильмам режиссера даже появился такой феномен, как «линчевский страх». Под ним подразумевают сильную тревогу, возникающую при взгляде на обычные объекты, которые вдруг становятся ужасающими, собственно, как это часто происходит в фильмах и сериалах самого Линча. Мы хорошо усвоили, что «совы не то, чем кажутся». Сам режиссер хоть и заявил, что не страдает подобными расстройствами, а к специалисту все равно обращался: «Мой доктор посоветовал мне не думать об этих вещах», – добавил он в интервью. 

Зато весьма неожиданно, что Линч испытывает сильную тревогу из-за ароматов, особенно сильно на него влияют запахи готовящийся еды из кухни. Есть даже версия, что отчасти именно поэтому они развелись с Изабеллой Росселлини, которая не была готова мириться с причудой. «На мой взгляд, кухня не должна располагаться в доме. Эти пространства должны быть разделены. Запах из кухни доносится до других комнат, а это плохо», – говорил Линч в интервью The Guardian. Так что, если вам выпадет шанс встретиться с режиссером, избегайте сильных духов и лучше назначайте встречу в кофейне, а не в ресторане. Аромат «чертовски хорошего кофе» явно придется по душе Линчу больше, чем запах с кухни. 

Последний девственник

Потом были Инженерно­-навигационная школа, попытка уйти добровольцем на фронт в Первую мировую войну. Из­-за непомерной полноты его зачислили в резерв и попытались обучить подрывному делу, которое для пузатого парня оказалось непосильным. Затем он устроился электриком, изучал искусство, регулярно смотрел свежие кинофильмы и… хранил девственность. Его полнота не оставляла шансов на роман.

Так что многолетнее воздержание сполна воплотилось в его картинах. В молодости он окончательно стал одиноким человеком, всегда державшим дистанцию в общении даже с немногочисленными друзьями.

Вклад в кинематограф

Кинорежиссер представил миру поистине огромное собрание разноплановых триллеров, а экранизация некоторых романов считается лучшей в истории. Хичкок продемонстрировал талант и умение создавать психоделически напряженную ситуацию, которая своеобразным образом превращается в ярость, с политическим и ироническим подтекстом.

Фильм «Веревка» считают вершиной в творческой карьере Хичкока. Экзистенциальный триллер, психоанализ двух молодых парней-убийц становится примером, за которым последовали и другие современные режиссеры.

В 1951 году на экраны выходит нуар-фильм «Незнакомцы в поезде», который за своим названием скрывает в себе большое количество жанров, а определить конкретный из них просто невозможно. Альфред вернулся к черно-белому стилю, но на этот раз только для обозначения полноценной обстановки мрака, безнадежности и страха.

Запомнилась поклонникам режиссера и книга «Убийства, в которые я влюблен». Творец представил сборник страшных историй, которые стали весьма популярными в Америке.

«Альфред Хичкок и три сыщика» – еще одна серия детективных книг и фильмов, которую не раз отмечали поклонники творчества гения. Здесь главными героями стали три мальчика-подростка, а также сам режиссер, который записывал их расследования.

Альфред Хичкок: фильмография британского подданного

Уже в 1922 году талантливому дизайнеру рекламы и титров удается пробиться в сорежиссеры. Его первый фильм назывался «Всегда говори своей жене».

Попробовал себя Хичкок и в роли сценариста. Как и прежде, он пишет в соавторстве. Плодом такой деятельности стала картина «Женщина женщине», вышедшая на экраны в 1923 году.

Первой сольной работой мастера считается англо-немецкий фильм «Сад наслаждений» (1925). Нельзя сказать, что однажды утром Хичкок проснулся знаменитым. Нет, он выковывал свою славу кропотливым и упорным трудом.

За два года, с 1927 по 29-й, он снял десять фильмов. Но прежде всего, он представил на суд зрителей первый в истории кинематографии триллер «Жилец». В том же 1926-м он снял еще один фильм под названием «Горный орел»

Он не сохранился и числится под номером один по важности в списке из 75 картин, которые разыскивает Британский институт кино

ЮНЕСКО включила в перечень мирового наследия 9 работ Хичкока, которые он снял с 1925 по 1929 гг. Это все – немые фильмы. А первую озвученную ленту – «Шантаж» мастер выпустил в 1929 году. Фильмом, сразу же принесшим британцу международное признание, стал «Человек, который слишком много знал» (1934).

Стэнли Кубрик

Режиссер «Сияния», одного из самых страшных фильмов всех времен, явно не боялся ни отелей, ни призраков-убийц, зато в 1960-е годы почти довел себя до нервного срыва из-за страха перед ядерной войной. Кубрик был в таком ужасе, что на полном серьезе рассматривал эмиграцию в Австралию вместе с семьей. В 2017 году выяснилось, что он активно рассматривал рабочие проекты в этой стране и перевел деньги из британского банка на австралийские счета. Режиссер намеревался осесть в Перте, городе в западной части Австралии, убежденный, что там угроза нападения СССР его точно минует.

Джек Николсон и Стэнли Кубрик на съемках «Сияния»

Murray Close

Кстати, добираться до убежища Кубрик собирался на океанском лайнере, поскольку среди прочего был еще и аэрофобом. Как мы знаем, эмиграция так и не состоялась, причем по весьма забавной причине. «Когда он узнал, что ванная комната на корабле будет общей, то отказался от замысла. Идея провести месяцы в море, деля туалет с совершенно незнакомыми людьми, была настолько невыносимой, что он предпочел столкнуться с ядерной войной», – рассказывал Мик Бродерик, исследователь Университета Мердока.

Книга, фильм и хитрости Хичкока

Главный герой фильма визуально заметно отличается от персонажа книги. Роберт Блох описывает Нормана как страдающего от лишнего веса непривлекательного мужчину средних лет. У Хичкока же он — молодой и симпатичный. Режиссёр был уверен, что финал картины произведёт более яркое впечатление, если сделать главного героя простым парнем, которого изначально сложно заподозрить в чём-то ужасном. 

К слову, в фильме не показаны многие детали убийств: они слишком отвратительны для изображения на экране. Хичкок отмечал, что в таких случаях следует оставлять свободу воображению.

Хичкок подогревал интерес к фильму, постоянно распространяя слухи о том, кто сыграет мать Нормана — миссис Бейтс. В числе кандидаток на эту роль якобы были Джудит Андерсон («Ребекка») и Хелен Хейс («Аэропорт»). Многие пожилые актрисы писали режиссёру письма с просьбой выбрать их.

Также Хичкок настаивал, чтобы в кинозал никого не пускали после начала сеанса (в те годы зрители могли приехать в кинотеатр в любой момент и начать просмотр фильма с середины, а потом остаться на следующий сеанс и увидеть, что пропустили). Режиссёр не хотел, чтобы вошедшие во второй половине сеанса зрители задавались вопросом, где же Джанет Ли, ведь она была самой известной из актёрского состава.

Известно, что Хичкок не показывал сценарий продюсерам из Paramount: во-первых, во избежание спойлеров, во-вторых, чтобы никто не мог повлиять на сюжет. Продюсеры с неохотой согласились выделить $800 тыс. и не задавать вопросов. Кроме того, чтобы сохранить развязку фильма в секрете, после приобретения прав на экранизацию романа режиссёр купил столько копий книги Блоха, сколько смог.

Естественно, заигрывание Хичкока со зрителями не ограничилось лишь организационными моментами. Фильм «Психо» построен по очень интересной схеме, которая сперва помогает настроить аудиторию на определённые ожидания, а затем — полностью их разрушить. Режиссёр отмечал, что он направлял зрителей, играл на них, как на органе, и эта игра была очень захватывающей.

Биография писателя

Альфреда Хичкока называют королем ужасов и отцом современного триллера. Во время показов его фильмов женщины убегали из кинотеатров, а некоторые даже падали в обморок.

Альфред Хичкок появился на свет 13 августа 1899 года в пригороде Лондона. Родители его были набожными католиками, поэтому отправили учиться сына в иезуитский колледж. Как считают биографы Хичкока, именно обучение в иезуитском колледже, где царили жесткая дисциплина и страх, сформировали мировоззрение будущего режиссера. В детстве Альфреда Хичкока случилось еще одно событие, оказавшее влияние на его творчество. Однажды за небольшой проступок отец решил наказать сына и вызвал полицейских. Те увезли его в участок и заперли в камеру на десять минут. Невозможно передать весь ужас, который овладел маленьким Альфредом. После этого случая Хичкок все время жил с боязнью перед законом и полицией. Это сказалось и на картинах режиссера, многие из которых построены на паническом страхе перед несправедливым обвинением. Окончив колледж, Альфред Хичкок в 1914 году поступил в Инженерную школу, где изучал механику, навигацию и акустику. В это же время он начал ходить на лекции по искусствоведению. Во время Первой мировой Хичкок записался в армию добровольцем, но ему отказали из-за избыточного веса и записали в резерв. После окончания Инженерной школы Альфред Хичкок устроился в рекламный отдел фирмы, которая занималась выпуском электрокабелей. Однажды директор попросил его нарисовать плакаты по технике безопасности. Каково же было удивление шефа, когда он увидел, что в каждом рисунке электропровод становился орудием убийства. Директор фирмы, который оценил остроумие и фантазию толстяка, посоветовал ему устроиться на киностудию. Так Альфред Хичкок попал в мир киноиндустрии.

Вначале Хичкок был электриком на киностудии, а затем ему доверили рисовать к фильмам титры. Вскоре Альфред начал сочинять сценарии, а потом стал ассистировать режиссерам. Уже в первых звуковых фильмах Альфреда Хичкока стали понятны стиль и творческий почерк режиссера. Режиссер впервые использовал свой фирменный прием, позже названный саспенсом – постепенное нагнетание напряжения, в результате чего у зрителя возникает чувство тревоги и страха. Тогда же определилась и манера снимать фильмы. Хичкок был настолько требовательным и придирчивым, что многие актеры отказывались с ним сотрудничать. К тому же, постепенно проявлялись странности режиссера. Например, он до мельчайших подробностей разрабатывал биографии героев, хитросплетения сюжета, планы и маршруты, названия улиц и автобусные остановки. Все это было абсолютно не важным, но режиссер хотел, чтобы каждый его фильм был идеальным. Позднее это переросло в настоящую манию.

После признания в США известный продюсер Дэвид Селзник предложил Альфреду Хичкоку поработать в Голливуде. Режиссер долго не решался покинуть свой любимый город и уютную квартиру, но видя, что надвигается война, все же согласился. Альфред Хичкок выпускал примерно по одному фильму в год, став создателем 55 кинокартин. Большинство из них составляют незамысловатые детективы, довольно много идеологических лент. Но есть среди них и фильмы, которые стали классикой мирового кино и оказали огромное влияние на многих режиссеров.

Безусловно, одной из самых главных кинокартин Хичкока является “Психо” 1960 года. Фильм начинается с истории секретарши, которая похищает на работе большую сумму денег и уезжает из города. Девушка останавливается на ночь в мотеле, где ее убивает работающий там юноша. Так история о неудавшейся жизни молодой секретарши превращается в рассказ о маньяке, который страдает раздвоением личности. Необычная операторская работа, умелое использование приема саспенс и, конечно, леденящая сцена убийства в душе сделали картину культовой, а Хичкока назвали Королем ужасов.

Альфред Хичкок был известен своими камео. Он любил появляться в фильмах в эпизодических ролях: в образе зеваки, случайного прохожего или человека на автобусной остановке. Так же известна его страсть к холодным блондинкам, без которых не обошелся ни один фильм режиссера.

Биография Хичкока

Альфред Хичкок родился 13 августа 1899 года в Лейтонстоуне, пригороде Лондона. Он рос в католической семье бакалейщика Уильяма Хичкока и его супруги Эммы Джейн Уилан. У своих родителей он был третьим ребенком.

В подростковом возрасте Альфред 3 года провел в местном иезуитском колледже, после чего успешно сдал экзамены в Инженерно-навигационную школу. Одновременно с этим, юноша слушал лекции по искусствоведению в Лондонском университете.

В разгар Первой мировой войны (1914-1918) Хичкок добровольно отправился на фронт. Однако по причине избыточного веса парня отправили в резервные войска, где он обучался подрывному делу.

Личная жизнь

Личная жизнь Альфреда Хичкока связана с единственной женщиной – Альмой Ревилль, с которой он прожил 55 лет. Это не был союз влюбленных людей, скорей – двух кинематографистов, обожавших снимать триллеры. Альма – невзрачная блондинка, работавшая вместе с Альфредом, с полуслова понимала своего гениального супруга.

Альфред Хичкок с женой

Многие биографы считали Хичкока женоненавистником, обращая внимание на кинематографическое наследие, которое стало убедительным тому подтверждением. Сколько красавиц с особой жестокостью и изощренностью «убил» режиссер – не сосчитать

Альфред Хичкок с Альмой Ревилль

В браке с Альмой Ревилль появилась дочь Патриция. Говорят, любви и взаимопонимания у отца и дочери не было. В общении с ней, как и со всеми другими, он не ограничивал себя в ненормативной лексике. Иногда казалось, что он просто не умеет выражать чувства по-другому.

Известно, что Патриция вышла замуж и родила двоих детей.

Первые шаги в кинематографе

После войны Хичкок начал писать рассказы, которые публиковались в журнале его компании. В это же время он увлекся фотографией и видеосъемкой. В 1920 году Хичкок получил работу дизайнера визитных карточек для студии Paramount Pictures. Долгим и упорным трудом Хичкок продвигался по карьерной лестнице работая в этой кинокомпании, где впоследствии снимал немое кино на протяжении пяти лет. Позже Хичкок скажет, что немое кино является самой истинной формой кинематографа.

В середине 1920 годов Хичкок путешествовал по Германии, где вдохновился новыми формами экспрессионизма. Ему захотелось воплотить эти художественные идеи в кино. После первых фильмов, которые остались незамеченными, Хичкок добился коммерческого успеха с Жилец: История Лондонского тумана (1927). К 1929 году Хичкок выпустил уже 10 фильмов, последним из них был фильм «Шантаж». Данная работа стала прорывом для Хичкока, потому что это был один из первых озвученных фильмов в истории.

Фильмография Альфреда Хичкока

ГодНазвание
1921

«Зов юности» / англ. The Call of Youth

1921

«Появление» (англ.)русск. / англ. Appearances

1921

«Таинственная дорога» (англ.)русск. / англ. The Mystery Road

1921

«Принцесса Нью-Йорка» (англ.)русск. / англ. The Princess of New York

1921

«Опасная ложь» (англ.)русск. / англ. Dangerous Lies

1921

«Куст Бонни Брайер» (англ.)русск. / англ. The Bonnie Brier Bush

1922

«Три живых призрака» (англ.)русск. / англ. Three Live Ghosts

1922

«Любовный бумеранг» (англ.)русск. / англ. Love’s Boomerang

1922

«Испанская кляча» (англ.)русск. / англ. The Spanish Jade

1922

«Мужчина из дома» (англ.)русск. / англ. The Man from Home

1922

«Расскажи своим детям» (англ.)русск. / англ. Tell Your Children

1922

«Номер 13» / англ. Number 13

1922

«Всегда рассказывай своей жене» (англ.)русск.

1923

англ. Always Tell Your Wife

1923

«Женщина — женщине» / англ. Woman to Woman

1923

«Белая тень» (англ.)русск. / англ. The White Shadow

1923

«Страстное приключение» (англ.)русск.

1924

англ. The Passionate Adventure

1925

«Мерзавец» (англ.)русск. / англ. The Blackguard

1925

«Сад наслаждений» / англ. The Pleasure Garden

1925

«Падение скромницы» (англ.)русск. / англ. The Prude’s Fall

1927

«Жилец» / англ. The Lodger: A Story of the London Fog

1927

«Горный орёл» / англ. The Mountain Eagle

1927

«Ринг» / англ. The Ring

1927

«По наклонной» / англ. Downhill

1928

«Лёгкое поведение» / англ. Easy Virtue

1928

«Жена фермера» / англ. The Farmer’s Wife

1928

«Шампанское» / англ. Champagne

1929

«Человек с острова Мэн» / англ. The Manxman

1929

«Шантаж» / англ. Blackmail

1930

«Интрижка с последствием» (англ.)русск. / англ. An Elastic Affair

1930

«Приглашает „Элстри“» / англ. Elstree Calling

1930

«Юнона и павлин» / англ. Juno and the Paycock

1930

«Убийство!» / англ. Murder!

1931

«Нечестная игра» / англ. The Skin Game

1931

«Мэри» / англ. Mary

1931

снятая с немецкими актёрами

1931

«Богатые и странные» / англ. Rich and Strange

1932

«Номер семнадцать» / англ. Number Seventeen

1932

«Леди Лорда Камбера» (англ.)русск. / англ. Lord Camber’s Ladies

1934

«Венские вальсы» / англ. Waltzes from Vienna

1934

«Человек, который слишком много знал»

1934

англ. The Man Who Knew Too Much

1935

«Тридцать девять ступеней» / англ. The 39 Steps

1936

«Секретный агент» / англ. Secret Agent

1936

«Саботаж» / англ. Sabotage

1937

«Молодой и невинный» / англ. Young and Innocent

1938

«Леди исчезает» / англ. The Lady Vanishes

1939

«Таверна „Ямайка“» / англ. Jamaica Inn

1940

«Ребекка» / англ. Rebecca

1940

«Иностранный корреспондент» / англ. Foreign Correspondent

1941

«Мистер и миссис Смит» / англ. Mr. & Mrs. Smith

1941

«Подозрение» / англ. Suspicion

1942

«Диверсант» / англ. Saboteur

1943

«Тень сомнения» / англ. Shadow of a Doubt

1944

«Спасательная шлюпка» / англ. Lifeboat

1944

«Воинственное поколение» (англ.)русск. / англ. The Fighting Generation

1945

«Заворожённый» / англ. Spellbound

1946

«Дурная слава» / англ. Notorious

1947

«Дело Парадайна» / англ. The Paradine Case

1948

«Верёвка» / англ. Rope

1949

«Под знаком Козерога» / англ. Under Capricorn

1950

«Страх сцены» / англ. Stage Fright

1951

«Незнакомцы в поезде» / англ. Strangers on a Train

1953

«Я исповедуюсь» / англ. I Confess

1954

«В случае убийства набирайте „М“» / англ. Dial M for Murder

1954

«Окно во двор» / англ. Rear Window

1954

«Неприятности с Гарри» / англ. The Trouble with Harry

1956

«Человек, который слишком много знал»

1956

англ. The Man Who Knew Too Much

1956

«Не тот человек» / англ. The Wrong Man

1959

«К северу через северо-запад» / англ. North by Northwest

1963

«Птицы» / англ. The Birds

1964

«Марни» / англ. Marnie

1966

«Разорванный занавес» / англ. Torn Curtain

1969

«Топаз» / англ. Topaz

1972

«Исступление» / англ. Frenzy

Личные качества

Современники Хичкока говорят, что в первое время он казался милым человеком, но долго терпеть его в качестве собеседника было невозможно. В детстве Хичкок был нелюдимым, отстраненным от других детей. Автор книги «Тёмная сторона гения» биограф Хичкока Дональд Спото показывает его как жестокого, трусливого человека.

Ингрид Бергман, которая долгое время поддерживала с ним дружеские отношения, писала о нём: «Его юмор, его острый ум приводят в восхищение. Думаю, он любит вполне реальных людей. Если на съемках кто-либо досаждал ему, он начинал с ним разговор в свойственной ему двусмысленной манере. Вполне вроде бы нормальная беседа на деле оборачивалась совершенной бессмыслицей. Таким путем он избавлялся от непрошеных гостей». Марлен Дитрих, которую в Хичкоке поражали его спокойствие и авторитет, выделяла следующие его качества: «Он очаровывает, восхищает, всегда владеет собой, околдовывает, не прилагая к этому никаких усилий. И вместе с тем он застенчивый человек».

Хичкок был педантом: например, биографии героев в фильмах он разрабатывал с особой тщательностью, не пропуская ни одной мелкой детали. Хичкок был помешан на чистоте. После пользования раковиной он вытирал саму раковину и кран тремя полотенцами.

Альфред любил каламбуры и сальные шуточки, обладал довольно специфическим чувством юмора. Он вполне мог преподнести четыреста копчёных рыбёшек человеку, которому был отвратителен запах рыбы. При съёмках фильма «39 ступеней» главным героям пришлось проходить весь день в наручниках, потому что режиссёр, по его утверждению, потерял ключ от них. Известен также случай, когда Хичкок подарил Мелани Гриффит, когда та была в пятилетнем возрасте, куклу с лицом её матери актрисы Типпи Хедрен, которая лежала в игрушечном гробу. Причина данного подарка крылась в произошедшем конфликте на съёмочной площадке между Хедрен и Хичкоком. Хичкок также любил рассаживать гостей на специальные подушки, издающие неприличные звуки. Однажды он пошутил над отцом писательницы Дафны дю Морьё — актёром Джералдом дю Морьё, пригласив его в гости на маскарад. Всем остальным гостям он сказал, что это будет официальный вечер. В итоге весь вечер Морьё провёл среди смокингов в костюме турецкого султана. Хичкок посылал актрисе Вере Майлз букеты черных роз и письма, написанные якобы поклонником-маньяком. Отмечается, что знакомые и коллеги Хичкока привыкли к его озорным, напыщенным риторическим вопросам, которые он задавал исключительно ради собственной забавы.

Ещё на съёмках картины «Леди исчезает» актриса Маргарет Локвуд заметила, что после чая, утреннего или полуденного, Хичкок бросал чашку через плечо и ждал, пока она разобьется. Эта привычка сохранилась у него на всю жизнь, и он говорил, что это «хорошо для нервов. Снимает напряжение. Гораздо лучше, чем ругать актеров». Хичкок на протяжении всей жизни боялся полицейских и ни разу не сел за руль автомобиля из-за того, что в детстве за небольшой проступок по совету отца его заперли на десять минут в камере отделения полиции. После того, как его выпустили, полицейский сказал ему, что именно так наказывают плохих людей. В дальнейшем из-за боязни полицейских многие его фильмы были построены на подсознательном страхе перед несправедливым обвинением и преследованием.

Хичкок страдал овофобией (или яйцефобией) — боязнью предметов овальной формы. Хичкок очень нервничал при виде куриного яйца, поданного официантом.

Альфред Хичкок наизусть знал названия и расположение нью-йоркских улиц, а также график движения поездов в большинстве штатов.

Когда у жены Хичкока случился инсульт, он всё время, пока его жене делали медицинские процедуры, просидел в ресторанчике напротив. В дальнейшем он никогда не приближался к этому ресторанчику, так как помнил все те чувства, что он испытал, когда его жена попала в больницу.

Альфред Хичкок боялся смотреть свои фильмы. «Меня пугают мои собственные фильмы, — говорил он. — Я никогда не хожу на их просмотр. Я не знаю, как люди могут выносить просмотр моих фильмов».

Биография Альфреда Хичкока

Несостоявшийся инженер

13 августа просвещенный мир отметит 115-летие великого мастера саспенса. А родился Альфред Хичкок в пригороде Лондона в семье бакалейщика Уильяма и его жены Эммы. К тому времени у четы уже было двое детей.

Иезуитский колледж, затем – Инженерно-навигационная школа (Альфред предполагал, что станет механиком, но и искусство его манило, так что он стал заниматься и по этому профилю в Лондонском университете). 

Ему было пятнадцать, когда умер отец и шестнадцать, когда его забраковали на медкомиссии (юноша хотел оказаться на фронте, бушевала Первая мировая). Полненькому парнишке посоветовали побыть пока в резерве.

«Служебный роман»

Работа на киностудии началась у будущего мэтра со скромных обязанностей электрика, затем – художника, дизайнера и, наконец, он стал ассистентом режиссера. 

«Служебным» был его роман с монтажером Альмой Ревилль. В 1923-м они стали женихом и невестой, а спустя 3 года – поженились. Она стала для него не только верной супругой, прожившей бок о бок с гением почти 54 года, но и музой, соавтором, помощницей, советчицей. 

В 1925-м вышла снятая Хичкоком в Германии картина «Сад наслаждений». Немая англо-немецкая драма была первой самостоятельной работой постановщика. 

Занавес

В середине жизни режиссер был неоправданно жесток к друзьям и коллегам. Растолстел так, что проходил не во все двери и систематически падал с лестниц. Он стал до умопомрачения скуп. Помешан на чистоте: умывшись, он вытирал раковину и кран тремя полотенцами.

Единственное, что в нем оставалось человеческого, ­- трепетная любовь к жене и забота о ней. Альма, с которой Хичкок прожил 50 лет, долго болела раком, но он все время находился рядом с ней.

С ее болезнью занавес начал опускаться. Каждый вечер Хичкок глушил водку со льдом, но главное ­ окончательно потерял интерес к жизни. «Жизнеутверждаться» за счет кино он уже устал. Впрочем, он и так доказал все что мог.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий