Ильюшин Сергей Владимирович

Летающий танк

Незадолго до начала войны КБ Ильюшина приступила к испытаниям фронтового бомбардировщика ИЛ-2. Этот самолет-штурмовик в войсках прозвали «летающий танк». Из-за бюрократических проволочек штурмовик попал на фронт с небольшой задержкой. По данным статистики, этот самолет оказался самым массовым в истории. Всего было выпущено более 36 тысяч экземпляров. Этот рекорд до сих пор не побит.      

В мирное время КБ Ильюшина разрабатывала пассажирские самолеты. Легендарный ИЛ-14 несколько десятилетий использовался в Заполярье. Турбовинтовой ИЛ-18 стал первым дальнемагистральным лайнером на линиях внутри страны. Лайнер ИЛ-62 использовался на международных линиях. Сергей Владимирович Ильюшин оставил достойное наследие родной стране. Гениальный конструктор скончался в феврале 1977 года.

Историческое значение личности

Генеральный конструктор Ильюшин, по воспоминаниям его коллег, умел заражать своим энтузиазмом, увлекать своей идеей людей без всякой агитации. Для молодых специалистов Ильюшин разработал «Краткую памятку конструктору», где описал основные вопросы конструирования частей, узлов и деталей самолёта. В «Памятке» даётся не только полный перечень всех требований, влияющих на конструирование, но и указывается на необходимость системного подхода к проектированию, назначение комплексного анализа всех факторов. В результате Ильюшин не только сам внёс вклад в развитие авиастроения, в обороноспособность страны, но и воспитал крупнейших специалистов, обладающих высокой квалификацией, работоспособностью и индивидуальным стилем.

Ильюшин принадлежит к той плеяде выдающихся конструкторов, творческая деятельность которых выходит за рамки инженерного труда и становится деятельностью учёного. Как истинный инженер и учёный, он поддерживал любые творческие начинания, помогал авторам и изобретателям, ищущим новых решений. В результате чего сотрудники ОКБ опубликовали не одну сотню научно-технических работ. Конструкторы получили много авторских свидетельств и патентов самого различного характера.

Ильюшин по праву считается выдающимся авиаконструктором и учёным и занимает достойное место в истории авиации. Его штурмовики, бомбардировщики, пассажирские самолёты на каждом этапе развития авиации — новинки технической мысли.

Стартовые условия

Сергей Владимирович Ильюшин появился на свет 30 марта 1894 года в многодетной крестьянской семье. Родители проживали в деревне Дилялево на Вологодчине. Ребенок был самым младшим из девяти ребятишек. Ильюшины жили небогато. Сергей с раннего возраста оказывал посильную помощь по хозяйству. Пас гусей. Ходил в лес по грибы и ягоды. Участвовал в заготовке дров на зиму. Когда парню стукнуло пятнадцать лет, он по заведенной в деревне традиции, ушел на заработки в люди.  

В 1914 году началась война, и Сергея призвали в армию. Служить Ильюшина определили в команду по обслуживанию аэродрома и летательных аппаратов. Два с лишним года он занимался ремонтом и подготовкой самолетов к полетам. Особый интерес у будущего конструктора вызывали двигатели и система управления. Параллельно с исполнением служебных обязанностей Ильюшин прошел обучение в солдатской школе летчиков и получил удостоверение пилота.  

Признание[править | править код]

Бюст С. В. Ильюшина в Вологде

Премииправить | править код

  • Сталинская премия второй степени (март 1941) — за создание бронированного штурмовика Ил-2
  • Сталинская премия первой степени (август 1941) — за создание бронированного штурмовика Ил-2
  • Сталинская премия первой степени (1943) — за модификации и усовершенствование конструкции боевых самолётов
  • Сталинская премия первой степени (1946) — за разработку конструкции нового самолёта-штурмовика Ил-10 и коренное усовершенствование штурмовика Ил-2
  • Сталинская премия второй степени (1947) — за разработку конструкции многоместного пассажирского самолёта Ил-12
  • Сталинская премия первой степени (1950) — за разработки в области самолётостроения
  • Сталинская премия второй степени (1951) — за выдающиеся изобретения и коренные усовершенствования в области машиностроения (за создание реактивного бомбардировщика Ил-28)
  • Ленинская премия (1960) — за создание пассажирского самолёта Ил-18
  • Государственная премия СССР (1971) — за создание дальнего противолодочного самолёта Ил-38

Наградыправить | править код

  • трижды Герой Социалистического Труда (25.11.1941, 12.07.1957, 29.03.1974)
  • восемь орденов Ленина (30.12.1936, 25.11.1941, 21.02.1945, 02.07.1945, 30.03.1954, 30.03.1964, 26.04.1971, 29.03.1974)
  • орден Октябрьской Революции (02.10.1969)
  • два ордена Красного Знамени (03.10.1944, 15.11.1950)
  • орден Суворова 1-й степени (16.09.1945)
  • орден Суворова 2-й степени (19.08.1944)
  • орден Трудового Красного Знамени (05.03.1939)
  • два ордена Красной Звезды (17.08.1933, 28.10.1967)
  • Орден Возрождения Польши 5-й степени (1969)
  • Золотая авиационная медаль ФАИ (1968)
  • Медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
  • Медаль “За оборону Москвы”
  • Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Юбилейная медаль «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Юбилейная медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Медаль «За победу над Японией»
  • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Медаль «Ветеран Вооружённых Сил СССР»
  • Юбилейная медаль «XX лет Рабоче-Крестьянской Красной Армии»
  • Юбилейная медаль «30 лет Советской Армии и Флота»
  • Юбилейная медаль «40 лет Вооружённых Сил СССР»
  • Юбилейная медаль «50 лет Вооружённых Сил СССР»
  • Медаль «В память 800-летия Москвы»

Память[править | править код]

  • В деревне Дилялево сохранился дом, в котором С. В. Ильюшин жил во время летних отпусков в 1950—1970-х годах.
  • В посёлке Можайское (12 километров от Вологды) в Доме-музее А. Ф. Можайского имеется обширная экспозиция, посвящённая жизни и деятельности С. В. Ильюшина.
  • Материалы о жизни и деятельности С. В. Ильюшина представлены в зале боевой славы районного краеведческого музея с. Кубенское.
  • В Вологде (на пересечении улиц Мира и Благовещенской, открыт 17 января 1977 года, скульптор — О. М. Мазинер, архитектор И. Рожин) и в Москве установлены бронзовые бюсты С. В. Ильюшина.
  • Именем Ильюшина названы улицы в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Вологде, Тюмени, Кубенском.
  • В 1984 году была выпущена почтовая марка СССР, посвящённая Ильюшину (приурочена к 90-летию со дня рождения); в 2019 году — почтовый блок России.
  • 8 мая 2020 года в деревне Березник был открыт памятник С. В. Ильюшину.

До того как посвятить себя авиации, наш земляк Сергей Ильюшин руководил промышленностью Вологодчины.

Разработчик самого массового бое­вого самолёта в стране — громившего фашистов штурмовика Ил-2, — Сергей Владимирович 30 лет не решался побывать на родине, объясняя это… разлитым молоком.

А в кабинете его московской квартиры всегда висела большая  панорама родной вологодской деревни…

Сергей Владимирович Ильюшин родился 18 марта (30-го — по новому стилю) 1894 года в Дилялеве (или Делялеве — и так, и так можно), что в 74 километрах от Вологды (сейчас это территория Вологодского района). Необычное для северных краёв название, по свидетельству автора книги об Ильюшине в серии «Жизнь замечательных людей» Феликса Чуева, местные жители объясняют тем, что в стародавние времена это глухое местечко облюбовали разбойники и делили здесь награбленное — отсюда и Делялево (впрочем, сам Ильюшин везде писал «Дилялево», да и на современных картах указано так).

Когда через много лет, уже став знаменитым авиаконструктором, Ильюшин вернётся сюда, сосед его припомнит, как, выйдя из машины перед отчим домом, Сергей Владимирович первым делом обратил внимание на берёзовый пень: «Кто срубил?» Оказалось, соседка. А сажал ту берёзу, как выяснилось, Ильюшин собственноручно..

В тот первый после большого перерыва приезд (после Великой Отечественной Сергей Владимирович наведывался сюда ежегодно, устраивая пир на всю деревню) было ещё много взволновавших Ильюшина встреч.

Молочные реки

Несмотря на не располагающий к шуткам пост начальника конструкторского бюро, Ильюшин был весёлым человеком. Когда односельчане поинтересовались, что он так долго не наведывался в родные края — шутка ли, 30 лет! — Сергей Владимирович обмолвился, что когда работал тут возчиком молока, однажды перевернулся на телеге да и разлил весь драгоценный груз: «Вот потому-то и не приезжал — боялся, что побьёте!»

Как бы то ни было, а трудовая биография у Сергея Ильюшина действительно началась очень рано. В семье крестьянина-бедняка Владимира Ильюшина было 11 детей. Сергей, самый младший, сперва помогал родителям по хозяйству, на сенокосе. И учиться успевал. Вот как он сам вспоминал об этом: «Восьми лет пошёл я в земскую школу в селе Березники в двух с половиной верстах от нашей деревни. Русский язык мы учили по книге Ушинского «Родное слово», занимались чистописанием, писали диктанты, учили географию, арифметику и обязательно Закон Божий…»

А когда Сергею стукнуло 15 лет, он по примеру старших братьей подался из родных краёв на заработки: трудился чернорабочим на фабриках в Костроме и Иваново-Вознесенске, чистил сточные канавы в Петербурге, нанимался косить сено… Даже подрядился в землекопы на строительство дороги в имение Осаново вологодского купца Волкова. А в 1911 году вернулся в родную деревню и действительно устроился работать возчиком молока на маслодельный завод. Да только нужда была такая, что пришлось искать местечко поденежнее, и Ильюшин отправился строить Амурскую железную дорогу. Потом опять вернулся на родину.

И так мотался он по разным халтурам, пока осенью 1914-го его не мобилизовали в армию.

Настоящее и будущее ПАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина»

С 1935 года Сергей Владимирович стал Главным конструктором ОКБ, которое в настоящее время носит его имя. В настоящее время авиационный комплекс имени Ильюшина С.В. — одно из ведущих предприятий России в области разработки авиационной техники.

 ПАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина»

В 1970 году, после ухода С.В.Ильюшиным на пенсию, коллектив ОКБ продолжал выпускать самолеты Ил-62М, Ил-76, Ил-86, Ил-96-300, Ил-114, Ил-96М.

Первый советский широкофюзеляжный самолёт Ил-86 считается одним из наиболее безопасных в мире. Особенностью конструкции является поразительное для самолётов этого класса качество – неприхотливость к аэродромному покрытию, а также относительно короткое время предполётной подготовки.

ПАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина»

Руководство:

  • Генеральный директор – Рогозин Алексей Дмитриевич
  • Председатель Совета директоров – Демидов Алексей Владимирович

Акционеры ПАО «Ил»:

  • ПАО «ОАК» (34,46% акций)
  • ОАК-ТС (56,52 % акций)

 Филиалы ПАО «Ил»:

  • Филиал ПАО «Ил» в г. Жуковском
  • Центр подготовки кадров (ЦПК ПАО «Ил»)
  • Филиал ПАО «Ил» в г. Ульяновске
  • Филиал ПАО «Ил» в г. Воронеже
  • Филиал ПАО «Ил» в г. Рязани

Сфера деятельности:

  • Разработка, испытания, сертификация гражданской и военной авиационной техники;
  • Серийное производство, модернизация, техническое и послепродажное обслуживание самолетов марки «Ил».

Проекты последних лет:

  • Ил-76 – семейство тяжёлых транспортных самолетов;
  • Ил-78М/МК – военно-транспортные самолёты-заправщики;
  • МТС (многофункциональный транспортный самолёт) совместно с индийской авиастроительной корпорацией Hindustan Aeronautics Limited (HAL) и Корпорацией «Иркут»;
  • Ил-114 – региональный пассажирский самолет;
  • Ил-112 – легкий транспортный самолет.

В настоящее время в КБ Ильюшина идут работы над перспективными гражданскими самолётами Ил-96, Ил-114, Ил-103.

АО «ОАК – Транспортные самолёты»(сокращенное наименование: АО «ОАК-ТС»): 

Руководство:

  • Единоличный исполнительный орган –  Публичное акционерное общество «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина» (управляющая организация).
  • Управляющий директор АО «ОАК-ТС» – Семенов Владимир Иванович.

Акционеры АО «ОАК-ТС»:

ПАО «ОАК» (100 % акций) 

Сфера деятельности: 

Управление проектами производства и поставками рамповых транспортных самолетов для военно-транспортной и гражданской авиации.

Текущие проекты:

  • Многоцелевой транспортный самолет (МТС);
  • Тяжелый военно-транспортный самолет Ил-76МД-90А;
  • Тяжелый военно-транспортный самолет Ил-76МФ;
  • Тяжелый транспортный самолет Ил-76ТД-90ВД;
  • Самолет радиолокационного дозора и наведения А-50;
  • Самолет топливозаправщик Ил-78М-90.

Филиал ПАО «Ил» в г.Воронеже:

ПАО «Воронежское акционерное самолётостроительное общество»(Сокращенное наименование: ПАО «ВАСО») 

Руководство:

  • Единоличный исполнительный орган – управляющая организация Публичное акционерное общество “Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина”.
  • Управляющий директор ПАО «ВАСО» – Пришвин Дмитрий Сергеевич
  • Председатель Совета директоров – Исаенко Сергей Васильевич

Акционеры ПАО “ВАСО”:

  • ПАО «ОАК» (98,13 % акций)
  • АО «ОАК-ТС» (0,67 % акций)
  • ОАО «Ил» (0,61 % акций)

Сфера деятельности:

Производство, ремонт и послепродажное обслуживание авиационной техники.

Проекты последних лет:

  • Производство агрегатов для региональных самолетов SSJ100;
  • Региональный самолёт Ан-148.

Сегодня один из крупнейших отечественных авиастроительных концернов носит имя своего основателя — Сергея Ильюшина: имя человека, который был и остается одним из символов российской авиации, одним из основателей отечественной школы авиастроения и создателем уникальных, легендарных самолетов-рекордсменов, названия которых знает и помнит весь мир.

Армия и авиация

Весной 1919 года Сергея призвали в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию. Через пару месяцев его назначили командиром авиационного поезда. Такие поезда курсировали по разным направлениям и проводили техническое обслуживание самолетов, которые принимали участие в военных действиях. В 1921 году Ильюшин вернулся в Москву и поступил в институт инженеров Красного Воздушного флота. Будучи студентом, сконструировал и собрал планер, который назвал «Рабфаковец». Этот планер принимал участие в международных соревнованиях. 

После окончания института Ильюшин получил назначение в Научно-технический комитет ВВС. В этом комитете формулировались технические требования к каждому типу самолетов. Через несколько лет Сергей Владимирович возглавил специальное конструкторское бюро. Первым изделием, созданным в КБ, стал экспериментальный бомбардировщик ЦКБ-26. На этой машине летчик-испытатель Владимир Коккинаки установил первый мировой рекорд, который зарегистрировала Международная авиационная федерация. 

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий