УСПЕХ И МНОГОЧИСЛЕННЫЕ РОЛИ
Успех был грандиозным. Затем были роли адвоката Нуллюса в “Анатэме” Л. Андреева и Ивана Карамазова. Качалов говорил: “Я любил в Иване Карамазове его бунт против Бога, навязанного человеку, как камень на шею, его страстную веру в силу разума, дерзновенно разрушающего все преграды на пути к познанию. И эта идея освещала для меня каким-то особенным светом каждое, пусть и страшное переживание Ивана”. За такое исполнение роли, писал один из критиков после спектакля “Братья Карамазовы”, “некогда венчали золотыми венками”.
В 1909 году состоялся спектакль “У врат царства” по пьесе Кнута Гамсуна. Критики писали о качаловском герое Иваре Карено, что это “едва ли не самый совершенный из всех образов, созданных артистом” и что он “предстал прямо в ослепительном блеске”. “Бунт Карено – это подлинно человеческий, благородный бунт”, – говорил актер.
Вызвала общественную бурю и следующая роль Качалова. Однако на этот раз горячо обсуждалась “вина” артиста”, дерзнувшего разрушить традиционную трактовку Глумова – героя комедии Островского “На всякого мудреца довольно простоты”. Московские студенты даже обратились к Василию Ивановичу с письмом, в котором говорилось, что они привыкли видеть в нем путеводную звезду: “Качалов – Бранд, Качалов – Карено, Качалов – Тузенбах смутил нас, внес разлад в нашу душу, дав нам Качалова – Глумова. Зачем Вы заставляете нас сочувствовать Глумову против нашего желания, против нашей совести?”
Василий Качалов в роли Ивара Карено в спектакле “У врат в царство” по пьесе Кнута Гамсуна
Русская сцена еще не знала такого сатирического Глумова. “…Я поставил задачу, – писал Качалов, – показать, что Глумов не только умен, но и очень талантлив, что в нем живет нечто от сатирического Пушкина и эпиграммиста. И потом Глумов из тех натур, для которых жизнь – увлекательная игра. Эта игра сильнее тешит его, чем правит им злоба на людей или забота о карьере. В основе Глумова лежит чуткий наблюдатель, улавливающий все смешное в окружающих людях”.
ГАСТРОЛИ
Много писали о его мягком обаянии. А для него, как он сам говорил: “Чацкий был прежде всего дорог как борец, как рыцарь свободного духа и герой общественности”.
В 1919 году начинаются скитания “художественников” по южным городам, затем смерч войны уносит дальше и дальше – за пределы родины. Труппа из 36 человек была радушно принята в Болгарии. Уже первые концерты с участием Качалова прошли с огромным успехом.
1921-й год встретили в Праге. На премьере “Гамлета”, состоявшейся в старинном замке возле Праги, среди многих почетных гостей присутствовал немецкий актер Сандро Моисеи. С того дня между ним и Качаловым завязалась близкая дружба. Переводивший их творческие споры, сын Качалова – Вадим Шверубович вспоминал: “Одной из мыслей, которую я мучительно уяснял себе и переводил каждому из них, оказалась общая обоим и одновременно высказанная: “Самую большую радость (ликование) актеру дает абсолютно искреннее горе, отчаяние, не сыгранное, а ощущаемое им на сцене, – радость именно в самый момент самого сильного горя”. У них обоих были слезы на глазах, когда выяснилось, что это у них – общее.
В Берлине Качалов часто выступал с концертной программой, впервые начал читать “Скифы” и “Двенадцать” А. Блока.
Качалов и его сын Вадим Шверубович
В сентябре 1922 года после короткого отпуска Качалов вновь выехал на гастроли. Прощаясь с родной землей, он ощутил неизбывную тоску. “Скучаю без Москвы, – писал Василий Иванович своим близким. – Скучаю самым настоящим образом. Утешаюсь работой, мечтой о роли царя Федора…”
Вновь Берлин, Прага, Загреб. В местном театре состоялась премьера спектакля “Царь Федор” с новыми исполнителями – Станиславским в роли боярина Шуйского и Качаловым в роли царя Федора. По общему мнению, новый исполнитель царя играл “хорошо, очень, очень хорошо”.
Этим же спектаклем театр открыл зимний сезон в Париже. Город очаровал Качалова своей поэтичностью.
“Царем Федором” начались гастроли и в Америке. В первый же вечер Качалова встретили аплодисментами и проводили цветами. Не меньший успех имел он и в спектакле “На дне” в роли Барона. Работать приходилось много и напряженно. Иной раз в спектакле “Три сестры” Качалов, сыграв Тузенбаха, перегримировывался в Вершинина. Иногда из вечера в вечер, в продолжение недели, играл трудную роль Анатэмы.
Весной театр отправился в глубь страны – Чикаго, Филадельфию, Бостон. Гастроли и тут проходили с шумным успехом. Наибольшие лавры доставались Качалову, которого американская пресса признала величайшим артистом мира.
Гастрольный тур
К революции у В. И. Качалова отношение было двойственным. С одной стороны, он был знаком с революционером Н. Бауманом и считал встречу с ним одной из важнейших в жизни, с другой – его сын Вадим воевал в Белой армии. С 1919-го он возглавил часть труппы, отправившейся на гастроли по югу страны. Война заставила актёров покинуть родину, и их гастрольный тур продолжился в Европе: София, Прага, Берлин, Загреб, Париж. Запад рукоплескал таланту россиян, а Качалов Василий Иванович выступал ещё и с концертами, впервые декламируя «Скифов» Александра Блока. Человек феноменального образования, он читал Гомера на древнегреческом, а Горация – на латыни.
Прервавшись на небольшой отпуск, труппа отправлялась в новые путешествия, совершив тур в США, где с успехом начала гастроли со спектакля «Царь Фёдор». К тому времени семья перебралась в немецкую деревню, и К. С. Станиславский стал бояться, что многие артисты не вернутся из турне. Он разослал письма, предложив труппе собраться в театре. В августе 1924-го В. Качалов вернулся в Москву.
Провинциальный период
Попав к талантливому антрепренеру М. М. Бородаю, 2 года и 6 месяцев Василий Качалов играл на два города, выступая в Саратове и Казани. Он был одержим работой, сыграв за этот период около 250 ролей. В 23 года он создал образ Кассия в шекспировском «Юлии Цезаре», получив единодушное признание. Зрителей поражал внешний облик актёра: при высоком росте (185 см) был он довольно худ и бледен, но при этом великолепно владел телом. Артист активно подключал руки с невероятно длинными от природы пальцами. Но главным сокровищем был его чарующий голос. Звучный баритон буквально завораживал сидящих в зале.
После блистательной роли Шаховского в «Царе Фёдоре» и создания в столице Московского Художественного театра (1898) он стал мечтать о большой сцене. В Казани он встретил будущую жену, актрису Нину Литовцеву (Левестам), которая была ученицей В. И. Немировича-Данченко. Это окончательно предопределило отъезд в Москву.
Творчество
Казанско-Саратовское товарищество актёров под руководством М. М. Бородая
- «Бедность не порок» А. Н. Островского — Митя
- «Без вины виноватые» А. Н. Островского — Дудукин
- «Царь Фёдор Иоаннович» А. К. Толстого — Князь Шаховской
- «Василиса Мелентьева» А. Н. Островского и С. А. Гедеонова — Грозный
- «Смерть Иоанна Грозного» А. К. Толстого
- «Гамлет» — Горацио
- «Юлий Цезарь» У. Шекспира — Кассий
- «Коварство и любовь» Ф. Шиллера — Президент
Московский Художественный театр
- 1900 — «Снегурочка» А. Н. Островского; постановка К. С. Станиславского — Царь Берендей
- 1900 — «Когда мы, мёртвые, пробуждаемся» ; постановка Вл. И. Немировича-Данченко — Рубек
- 1900 — «Геншель» Г. Гауптмана — Посетитель пивной (ввод)
- 1900 — «Смерть Иоанна Грозного» А. К. Толстого; постановка К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко — Эльмс, Григорий Годунов(ввод)
- 1901 — «Три сестры» А. П. Чехова; постановка К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко — Вершинин
- 1901 — «Дикая утка» Г. Ибсена — Экдаль
- 1901 — «Чайка» А. П. Чехова; постановка К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко — Тригорин (ввод)
- 1901 — «Микаэль Крамер» Г. Гауптмана — Эрнст Лахман
- 1901 — «В мечтах» Вл. И. Немирович-Данченко — Князь Старочеркасов
- 1902 — «Смерть Иоанна Грозного» А. К. Толстого — Гарабурда (ввод)
- 1902 — «Три сестры» А. П. Чехова — Николай Львович Тузенбах (ввод)
- 1902 — «На дне» М. Горького — Барон
- 1903 — «Столпы общества» Г. Ибсена — Хильмар Теннисен
- 1903 — «Юлий Цезарь» У. Шекспира; постановка Вл. И. Немировича-Данченко — Юлий Цезарь
- 1903 — «Одинокие» Г. Гауптмана; постановка К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко — Йоганн Фокерат (ввод)
- 1904 — «Вишнёвый сад» А. П. Чехова — Пётр Сергеевич Трофимов
- 1904 — «Там, внутри» М. Метерлинка — Дед
- 1904 — «Слепые» М. Метерлинка — Слепой
- 1904 — «Иванов» А. П. Чехова — Николай Алексеевич Иванов
- 1904 — «У монастрыря» П. М. Ярцева — Бартенев
- 1905 — «Блудный сын» С. А. Найдёнова — Максим Коптев
- 1905 — «Привидения» Г. Ибсена — Пастор Мандерс
- 1905 — «Дети солнца» М. Горького — Протасов
- 1905 — «Блудный сын» С. Найдёнова — Максим Коптев
- 1906 — «Горе от ума» — Александр Андреевич Чацкий
- 1906 — «Бранд» Г. Ибсена — Бранд
- 1907 — «Стены» С. А. Найдёнова — Копейкин
- 1907 — «Борис Годунов» — Пимен
- 1908 — «Росмерсхольм» Г. Ибсена — Росмер
- 1908 — «У царских врат» К. Гамсуна — Карено
- 1909 — «Анатэма» Л. Н. Андреева; постановка Вл. И. Немировича-Данченко — Анатэма
- 1910 — «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского — Глумов
- 1910 — «Братья Карамазовы» по Ф. М. Достоевскому — Иван Карамазов
- 1910 — «Месяц в деревне» И. С. Тургенева — Ракитин (ввод)
- 1911 — «У жизни в лапах» — Пер Баст
- 1911 — «Живой труп» Л. Н. Толстого — Каренин
- 1911 — «Гамлет» У. Шекспира; постановка Г. Крэга — Гамлет
- 1912 — «Где тонко, там и рвётся» И. С. Тургенева — Горский
- 1912 — «Екатерина Ивановна» Л. Н. Андреева — Георгий
- 1913 — «Николай Ставрогин» по Ф. М. Достоевскому — Ставрогин
- 1914 — «Горе от ума» А. С. Грибоедова — Александр Андреевич Чацкий
- 1915 — «Каменный гость» А. С. Пушкина — Дон Жуан
- 1916 — «Будет радость» Д. С. Мережковского — Фёдор Иванович
- 1918 — «Дядя Ваня» А. П. Чехова — Астров (ввод)
- 1922 — «Царь Фёдор Иоаннович» А. К. Толстого — Царь Фёдор (ввод)
- 1923 — «Вишнёвый сад» А. П. Чехова — Гаев (ввод)
- 1924 — «Доктор Штокман» Г. Ибсена — доктор Штокман (ввод)
- 1924 — «Горе от ума» А. С. Грибоедова — Репетилов (ввод)
- 1926 — «Николай I и декабристы» А. Р. Кугеля, Д. С. Мережковского — Николай I
- 1927 — «Бронепоезд 14—69» Вс. В. Иванова — Вершинин
- 1929 — «Блокада» Вс. В. Иванова — Артем Аладьин
- 1930 — «Воскресение» по Л. Н. Толстому — От автора
- 1933 — «Таланты и поклонники» А. Н. Островского — Нароков
- 1935 — «Враги» М. Горького — Захар Бардин
- 1938 — «Горе от ума» А. С. Грибоедова; постановка В. И. Немировича-Данченко (новая редакция) — Александр Андреевич Чацкий
Роли
- 1928 — Белый орёл — губернатор
- 1931 — Путёвка в жизнь — вступительное и заключительное слово
Мемориальная таблица на доме в Вильнюсе, в котором провёл детские годы КачаловМемориальная доска в Казани
Озвучивание
- 1936 — Стрекоза и муравей (анимационный)
- 1943 — Георгий Саакадзе — Шадиман Бараташвили (роль С. А. Закариадзе)
- 1945 — Пропавшая грамота (анимационный) — закадровый текст
- 1965 — Картина (анимационный) — текст от автора
Архивные кадры
- 1958 — Искусство большой правды (документальный)
- 1964 — Качалов (документальный)
- 1975 — О нашем театре (документальный)
Родились в один день
Дата рождения: 11.02.1875. Возраст: 146.
Знак зодиака: Водолей (информация о знаке).
Гороскопы для Водолея: гороскоп на сегодня,
гороскоп на завтра,
гороскоп на неделю,
гороскоп на месяц,
гороскоп на год.
До следующего дня рождения осталось дней: 288 дней.
БАТРУТДИНОВ Тимур Тахирович
Резидент Комеди Клаб
1 место
ДЕНИСОВА Татьяна Викторовна
Хореограф
2 место
ШАРОНОВ Андрей Владимирович
Заместитель мэра города Москвы по вопросам экономической политики
3 место
ВОЛОЖ Аркадий Юрьевич
Генеральный директор компании «Яндекс»
4 место
ПОПРАВКО Сергей Геннадьевич
Первый заместитель генерального директора – главный операционный директор ПАО «Совкомфлот»
5 место
БЕЗБОРОДОВА Милена
Участник телепроекта “Дом-2”
6 место
БУЛАВИН Владимир Иванович
Первый заместитель Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации
7 место
ЧЕРМАШЕНЦЕВ Евгений
Директор по инфраструктуре
8 место
КРИЧЕВСКИЙ Григорий
Генеральный директор
9 место
БАЙДАКОВ Сергей Львович
Префект Центрального административного округа (ЦАО) Москвы
10 место
ШЕЛДОН Сидни
Американский писатель
11 место
Александр Зарецкий
Генеральный директор НПФ Сбербанка
12 место
ЯКУНИН Анатолий Иванович
Начальник ГУ МВД России по г. Москве, генерал-майор полиции
13 место
СОЛДАТОВА Наталия Эдуардовна
Актриса
14 место
ГОЛЬБЕРТ Владимир Львович
Депутат Московской областной Думы VI-го созыва на непостоянной основе
15 место
Личная жизнь
В Василии Качалове присутствовали барство и размах, но в то же время доброта и нежелание огорчать людей. Он любил общение, природу, длительные прогулки и застолья, с удовольствием устраивая их у себя дома. Его квартира повидала огромное количество известных личностей, среди которых был и Сергей Есенин. Тот подружился с доберманом хозяина по кличке Джим, написав прекрасное стихотворение «Собаке Качалова».
С 1900 года до своей кончины Василий Качалов был женат на Нине Николаевне, которая после болезни осталась хромой и не могла выступать на сцене. Он помог ей заняться режиссурой. На своё 50-летие сыграл Николая I в спектакле о декабристах, поставленном супругой. Ему приписывают огромное количество романов, в том числе длительную связь с актрисой, женой великого человека. Но он не оставил семью, любя своего единственного сына Вадима.
Он щедро отдавал себя людям, бесконечно обожая сцену. Помимо спектаклей, вёл грандиозную концертную деятельность, оставив после себя огромное количество записей, доступных сегодня. В 1928 году он снялся в немом кино «Белый орёл» (режиссёр Я. Протазанов). Во время съёмок «Путёвки в жизнь» (1931) именно ему доверили чтение стихов о беспризорниках, создающих настроение картины. Государство оценило его заслуги присвоением звания Народного артиста СССР (1936).
Биография
Василий Иванович Шверубович (Качалов) родился в городе Вильно 30 января (11 февраля) 1875 года в семье священника отца Иоанна.Увлечение театром у Василия началось в детстве, с подражания заезжим гастролерам (особенно ему запомнился Мамонт-Дальский). В гимназии Шверубович — участник всех спектаклей. Подколесин, Ноздрев, Хлестаков… Ученик шестого класса сыграл эти роли за один год. На торжественном концерте в гимназии он так проникновенно читал «Илиаду» Гомера, что ему аплодировал весь зал. Монологи Гамлета, Отелло, Уриэля Акосты были в его репертуаре на переменах между уроками. Молодой актер П.Н. Орленев, послушав его декламацию, благословил Василия: «Вы просите у меня совета, поступить ли вам в драматическую школу. Да вы сам — школа! Вы учиться никуда не ходите. Вас только испортят. Поступайте прямо на сцену — страдайте и работайте».Осенью 1893 года Шверубович стал студентом юридического факультета Петербургского университета. Он также поступил в театральный кружок Сидорова. Успешно сыграв роль Валера в мольеровском «Скупом», Шверубович перешел в любительский кружок прославленного актера В.Н. Давыдова.Роль старого актера Несчастливцева принесла ему настоящий успех. Случилось это в ноябре 1895 года, когда в зале Благородного собрания в Петербурге прошел спектакль «Лес». Первая в жизни рецензия! И написал ее Н.Н. Гарин-Михайловский. «Нельзя не признать большого таланта в таком исполнителе, как Шверубович, игравшем Геннадия Несчастливцева».Проучившись четыре года в университете, Василий не стал сдавать государственных экзаменов. В 1896 году студент-любитель Шверубович становится актером Качаловым. При поступлении в Суворинский театр он не знал, как подписаться. И тут его взгляд случайно упал на траурное объявление в «Новом времени»: «В бозе почил Василий Иванович Качалов». Шверубович решительно подписался: «Василий Качалов».В суворинской группе Качалов играл третьестепенных, неприметных персонажей без имени и лица. Иногда звали выступить в чужих театриках и кружках. Соглашался он на любые роли, лишь бы играть и играть.И было другое. Винные возлияния. Случайные увлечения… Беззаботная актерская братия увлекала на трактирные кутежи и утехи. Но Шверубович сумел вовремя остановиться.Летом он гастролировал по городам России в труппе артиста В.П. Далматова, затем подписал контракт с казанским антрепренером М.М. Бородаем.Труппа Бородая часть сезона проводила в Саратове. За два с половиной года Качалов переиграл свыше двухсот пятидесяти ролей! В свой бенефис он исполнил роль Шаховского в пьесе «Царь Федор». Саратовская газета писала: «Приятный, звучный голос, отличные, сдержанные манеры, умение преображаться в различных ролях от ворчливых стариков до бурливых молодцов и чванных джентльменов, естественная горячность в драматических местах — это Качалов…»В Казани он познакомился со своей будущей женой. Нина Николаевна Литовцева вместе с ним играла в Казанском театре. Молодые мечтают опять работать в одном театре. Однако судьба пока разъединяет их.27 февраля 1900 года Качалов приехал в Москву, чтобы стать артистом Художественно-Общедоступного театра. Для знакомства, или, как выразился режиссер Немирович-Данченко, чтобы «нащупать, что он может», Качалову следовало показаться в двух картинах «Смерти Грозного»: сначала в роли Бориса Годунова, потом царя Грозного. Актер безнадежно провалился в обеих ролях. За кулисы к нему пришел К.С. Станиславский. Отметив «богатые данные», он тут же оговорился: «Вам предстоит ужасная работа над самим собой. Я даже не знаю, сумею ли объяснить вам, какая именно». Вскоре Качалова перестали вызывать на репетиции. Но он с завидным упрямством приходил в театр.
Страница 1 из 6 | Следующая страница
Другие биографии:
Лесли Нильсен | Олег Янковский | Москвин Иван Михайлович | Леонов Евгений Павлович | Комиссаржевская Вера Федоровна |
Истоки
11.02.1875 г. в Вильне (современный Вильнюс) в семье священника Иоанна Шверубовича, настоятеля православного храма, родился третий сын. Это и был Василий Качалов. Биография актёра подробно описана В. Я. Виленкиным, который рассказал о детских годах будущего блистательного артиста. Отец происходил из белорусских шляхтичей, мать имела польские и литовские корни. В семье придерживались суровой школы воспитания, в детстве Василия пороли за провинности. Помимо двух старших братьев, разница в возрасте с которыми составляла 10-15 лет, позже родились две девочки: Соня и Саша. Они рано овдовели и последние 26 лет находились под опекой В. Качалова, с которым совместно проживали.
Юноша получил блестящее образование в 1-й гимназии, которую одновременно с ним окончил Ф. Э. Дзержинский. Под влиянием отца, проводившего службы с большим артистизмом и пафосом в голосе, он забирался на шкаф и занимался декламацией. Большое впечатление на него произвёл спектакль вильненского театра «Демон», что определило его пристрастия. На сцене общежития гимназии он, будучи шестиклассником, дебютировал в роли Хлестакова, сразу же став местной знаменитостью. А потом были роли Ноздрёва и Подколёсина, настоящее увлечение местным театром. Однако поступать юноша отправился в Санкт-Петербургский университет по стопам старшего брата Анастасия, демонстрируя, что значит быть воспитанным. Василий Иванович Качалов покидает родительский дом в 1894-м.
Биография
Василий Шверубович родился в Вильне (ныне — Вильнюс, Литва), в семье священника Иоанна Шверубовича, настоятеля Никольской церкви, из белорусского шляхетского рода. Дядя — Хрисанф — тоже священник, имел намерение убедить своих прихожан в том, что, имея веру хоть в горчичное зерно, можно приказать горе сдвинуться — и она сдвинется, — убедить, сотворив чудо. В этой своей попытке потерпел фиаско и за смущение верующих был заточен на три года в монастырь со строгой епитимьей. Мать происходила из хорошей полупольской (в девичестве — Воржековская), полулитовской (Гинтовт по матери), но давно обрусевшей православной семьи. Кроме Василия, в семье было ещё два сына: Анастасий окончил юридический факультет Петербургского университета и служил в Привислянском статистическом управлении главным статистиком; Эразм избрал военную карьеру, служил в Малороссийском драгунском, а позже в Приморском драгунском полку, которым он под конец своей службы командовал.
Василий учился в 1-й Виленской гимназии одновременно с Ф. Э. Дзержинским; в одном выпуске с ним был Б. Горев; одноклассник и неразлучный друг — Константин Галковский, впоследствии литовский композитор Константинас Галкаускас.
Гимназистом Шверубович участвовал в любительских спектаклях и приобрел репутацию декламатора и актёра. Очень любил петь гимны своего дяди Хрисанфа и исполнял их на какой-то им самим выдуманный мотив и с карикатурно-белорусским акцентом, которым хорошо владел, и мог не только говорить, но и читать с акцентом стихи. Одним из его «номеров» было исполнение монолога Чацкого гродненским семинаристом. Сам он только к окончанию гимназии и в Петербургском университете с трудом избавился от этого акцента .
Окончив гимназию в 1894 году, он поступил на юридический факультет Петербургского университета. В 1896 году на студенческих каникулах играл вместе с В. Ф. Комиссаржевской во время её гастролей в пьесе Г. Зудермана «Бой бабочек». Позднее выступал в Вильне и Ковне на гастролях Московского художественного театра .
В Санкт-Петербурге в 1896 году Качалов стал актёром в Театра Литературно-артистического общества, фактическим владельцем которого был А. С. Суворин (1834—1912; владелец и редактор газеты «Новое время»). По одной версии, именно Суворин придумал сценический псевдоним «Качалов», заменивший «неблагозвучную» фамилию актёра . По другой версии сам Шверубович, случайно прочитав в петербургской газете некролог Н. Н. Качалова (бывшего губернатора Архангельской губернии), решил взять его фамилию, а в дальнейшем познакомился с его сыном, также Н. Н. Качаловым, супругом актрисы Елизаветы Тиме, и рассказал ему эту историю.
Качалов играл на провинциальных сценах в гастрольной труппе В. П. Далматова, в труппе товарищества М. М. Бородая в Казани и Саратове (1897—1900). По воспоминаниям сына, он имел немалый рост (1 м. 85 см.), но был худ, бледен, брит, близорук, узкоплеч сравнительно с гигантами старшими братьями.
В 1900 году Качалов был принят в труппу Художественного театра, где дебютировал в роли Берендея в «Снегурочке» А. Н. Островского. Поначалу он довольствовался эпизодическими ролями, чуть позже уже дублировал К. С. Станиславского в ролях Тригорина и Вершинина в пьесах А. П. Чехова «Чайка» и «Три сестры» и в течение нескольких лет стал одним из ведущих актёров театра. Уже в 1905 году в одном из писем Станиславский писал о том, что как актёр был вынужден уступить первенство Качалову. Среди его лучших работ дореволюционного периода — чеховские Тузенбах, Петя Трофимов и Иванов, Барон в пьесе М. Горького «На дне», Иван Карамазов и Николай Ставрогин в инсценировках романов Ф. М. Достоевского.
«Обладая неотразимым сценическим обаянием, — пишет Инна Соловьёва, — чарующим голосом и всеми данными, чтобы первенствовать в традиционном амплуа героя-любовника, обладая также точным юмором и мастерством характерности, обладая — наконец — той нервной тонкостью, обостренностью интеллекта, способностью жить на сцене философской проблемой, которые делали его идеальным исполнителем ролей недавно возникшего амплуа „героя-неврастеника“, Качалов всю жизнь совершенствовал в себе нечто иное: совершенствовал своё мастерство артиста „театра живого человека“, который строили создатели МХТ». Увлечённый поисками Станиславского и Немировича-Данченко, актёр не раз отклонял приглашения на императорскую сцену.
ЗАСЛУЖЕННОЕ ПРИЗНАНИЕ НА РОДИНЕ
Ракитин в пьесе И. Тургенева “Месяц в деревне”, Каренин в “Живом трупе” Л. Толстого, Гамлет Шекспира, Дон Гуан в “Каменном госте” А. Пушкина – вот далеко не полный перечень ролей, исполненных Качаловым в последующее время. Каждая из них вплетала новые лавры в венок, венчавший прославленного артиста. Как отмечает биограф В.Я. Виленкин, ему были даны “и статность фигуры, и пластичность жеста, и лишенная всякой слащавости мужественная, одухотворенная красота, и этот прославленный во всех возможных сравнениях голос, пленительный и завораживающий, поражающий своим диапазоном и неисчерпаемым разнообразием красок”. Станиславский писал Качалову: “Счастливец! Вам дано высшее, что природа способна дать артисту: сценическое обаяние. Оно проявляется и в Вашем таланте, и в уме, и во всей Вашей личности. С этим волшебным даром Вы побеждаете людей всего мира, и в том числе меня…”.
Появление в Художественном театре
По прибытии в феврале 1900 года в МХТ В. Качалову предстояло показаться К. С. Станиславскому. Была выбрана сцена, где ему следовало поочерёдно предстать в двух образах: Бориса Годунова и Ивана Грозного. Наработанные в провинции штампы сыграли свою отрицательную роль – показ был безнадёжно провален. Василий Качалов не опустил руки и продолжил ежедневно ходить в театр, наблюдая за игрой выдающихся актёров того времени. К постановке готовилась «Снегурочка», но никому не поддавалась роль Берендея. Станиславский решил дать начинающему актёру ещё один шанс и не ошибся.
После репетиции он обнял В. Качалова, проделавшего огромную работу над собой и уловившего требования художественных руководителей театра. Триумфальный дебют состоялся в сентябре 1900 года, открыв перед актёром блестящую перспективу. Среди его первых ярких работ:
- Роль Барона в спектакле «На дне», о которой М. Горький отозвался с восхищением.
- Цезарь в одноимённом спектакле В. Шекспира.
- Роли в пьесах А. П. Чехова «Вишнёвый сад» (Трофимов) и «Три сестры» (Тузенбах).
Начало актёрской карьеры
Поступив на юридический факультет, юноша сразу же становится участником театрального кружка и параллельно проводит всё своё время в Александрийском театре. По рекомендации актёра М. И. Писарева пробуется в роли Валеры в пьесе Мольера «Скупой» в небольшом театре (режиссёр Е. Карпов), получив благословение на сцену и признание в наличии дарования. Сценическое мастерство Василий Качалов (фото в молодые годы представлено в статье) постигал у великого актёра В. Н. Давыдова, возглавившего к тому времени студенческий театральный кружок. Его первым творческим успехом стала роль Несчастливцева (А. И. Островский, «Лес»), которую в 1895-м представили широкой публике. На аплодисменты В. Н. Давыдов вышел вместе с молодым дарованием.
В 21 год юноша уже становится профессиональным актёром Суворинского театра с окладом в 50 рублей. При оформлении контракта А. С. Суворин порекомендовал Василию Ивановичу сменить фамилию Шверубович на более благозвучную. Так у актёра появился псевдоним, по которому его знают во всём мире. Молодой человек успешно совмещал профессиональную деятельность с образованием, хотя творчество и богемная жизнь его полностью захватили. Но роли у Суворина (он сыграл их 35) были лишь комедийного и водевильного характера, поэтому по рекомендации В. Н. Давыдова актёр отправляется в провинцию, оставив университет после четырёх лет учёбы.
ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ ВАСИЛИЯ КАЧАЛОВА
Василий Иванович Шверубович (Качалов) родился в городе Вильно 30 января (11 февраля) 1875 года в семье священника отца Иоанна.
Увлечение театром у Василия началось в детстве, с подражания заезжим гастролерам (особенно ему запомнился Мамонт-Дальский). В гимназии Шверубович – участник всех спектаклей. Подколесин, Ноздрев, Хлестаков… Ученик шестого класса сыграл эти роли за один год. На торжественном концерте в гимназии он так проникновенно читал “Илиаду” Гомера, что ему аплодировал весь зал. Монологи Гамлета, Отелло, Уриэля Акосты были в его репертуаре на переменах между уроками.
Василий Качалов в молодости
Молодой актер П.Н. Орленев, послушав его декламацию, благословил Василия: “Вы просите у меня совета, поступить ли вам в драматическую школу. Да вы сам – школа! Вы учиться никуда не ходите. Вас только испортят. Поступайте прямо на сцену – страдайте и работайте”.
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ СОБЫТИЯ НА ТЕАТРАЛЬНОМ ПОПРИЩЕ
Свое пятидесятилетие в сезон 1925 года Качалов отметил созданием яркого образа царя Николая в пьесе “Николай Первый и декабристы” А. Кугеля. Спектакль был отлично поставлен режиссером Литовцевой под руководством Станиславского.
12 января 1928 года Василий Иванович Качалов получил звание народного артиста республики. Празднование этого события состоялось в антракте спектакля “Бронепоезд № 14-69” Вс. Иванова. Качалов играл роль сибиряка-крестьянина, партизана гражданской войны Вершинина. Многие изумлялись дерзновенной решимости артиста играть “мужика”. “Ведь он привык играть Гамлета и его потомков”, – сострил кто-то. И вдруг мужественный сибирский партизан. Но актер вновь одержал победу. Всеволод Иванов писал: “Качалов с поразительной силой сумел понять и развить весь подтекст “Бронепоезда”… Забыв о том, кто написал эту пьесу, я был захвачен монументальностью фигуры Вершинина”.
На протяжении многих лет Гаева в “Вишневом саду” играл Станиславский. В октябре 1932 года его в этой роли заменил Качалов. Легкими штрихами актер подчеркивал неумение Гаева хоть на чем-либо сосредоточиться, его бездумность, безответственность в любом серьезном вопросе.
Качалов в роле Ивана Грозного
11 октября 1935 года состоялась премьера пьесы М. Горького “Враги”. Захар Бардин – последняя большая роль Качалова в Художественном театре. Сыгранная позже роль Якова Бардина не была столь значительной, а Чацкий в “Горе от ума” (постановка 1938 года) не новинка в качаловском репертуаре: в молодости он уже играл этого героя бессмертной комедии.
Радио, грамзапись, магнитофонная запись, непосредственное чтение стихотворных и прозаических произведений с эстрады были его второй стихией после театра.
Концертный репертуар его огромен. Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Некрасов, Тютчев, Чехов… Шекспир, Сервантес, Гете, Байрон, Шиллер… Горький, Блок, Маяковский, Есенин, Симонов…
“Илиаду” Гомера Качалов читал по-гречески, а речь Цицерона и отрывки из сочинений Горация – на латинском языке.
Величественный гоголевский образ “Тройки” из “Мертвых душ” и чеховская лирика в рассказе “Студент” в исполнении Качалова раскрывались во всей своей поэтической глубине.
На концертной эстраде Качалов воссоздал классические образы “Манфреда” Байрона и “Эгмонта” Гете. Чтение “Эгмонта” сопровождалось симфоническим оркестром. Волнующий монолог героя трагедии Гете и великолепная музыка Бетховена сливались в гармоническом дуэте.
В кругу друзей Качалов рассказывал различные смешные истории, анекдотические случаи из жизни. Особенно доставалось Немировичу-Данченко, который часто попадал в забавные ситуации.
Горький, Качалов и Станиславский
Во время войны Качалов часто выступал на радио, выезжал с концертами на фронт. Медаль “За доблестный труд в Великой Отечественной войне” заслуженно украсила грудь патриота.
Библиография
- Виленкин В. Я. Качалов. Москва, 1962
- Чушкин Н. Н. Гамлет — Качалов. М., 1966
- Марков П. А. О театре. М., 1977
- «Три года недобровольного изгнания». «Качаловская группа» Художественного театра. Май 1919 — май 1922. Письма. Приложения: Н. А. Подгорный. Воспоминания (1919), Дневник поездки за «Качаловской группой» (1921) / Публ., вступ. статья и коммент. М. В. Львовой // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века. Вып. 5 / Ред.-сост. В. В. Иванов. М.: Индрик, 2014. С. 363—494.
- «…Сам бы поехал только в Россию» Письма В. И. Качалова периода гастролей МХАТа в Европе и Америке (1922—1924) / Публ., вступит. статья и коммент. М. В. Львовой // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра ХХ века. Вып. 7 / Ред.-сост. В. В. Иванов. М.: Индрик, 2019. С. 197—288.