Комиссаржевская Вера Федоровна

Личная жизнь

Комиссаржевская вышла замуж в возрасте 19 лет за модного художника Владимира Муравьева

Муж был красивым мужчиной, любил женское внимание, имел слабость к крепким напиткам. К семейной жизни Владимир оказался не готов, брак с ним оказался катастрофой для Веры Комиссаржевской

Семейная жизнь пары не сложилась, муж поднимал на жену руку, оскорблял, часто пропадал вне дома. Потом и вовсе завел роман с её сестрой.

С Владимиром Муравьевым

Вера развелась с мужем, не простив двойного предательства, но из-за сильных переживаний попала в психиатрическую клинику. Исследователи жизни и творчества актрисы позже писали, что семейная жизнь с Муравьевым стала толчком к раскрытию ее творческого потенциала, так как сильные личные переживания раскрыли в ней глубокое творческое дарование. После развода личная жизнь актрисы не складывалась, в её жизни были мужчины, но отношения долго не длились.

В 1887 году девушка познакомилась с офицером Сергеем Зилоти. Он был очень начитанным, образованным человеком, любил искусство, книги и театр. Отношения в паре были очень теплыми, Сергей рассматривал Веру в качестве будущей жены. Он даже познакомил девушку со своими родителями, представил ее как невесту. Однако Вера так и не вышла замуж за Сергея, хотя впоследствии всю жизнь продолжала тепло общаться с его семьей.

Комиссаржевская много энергии, эмоциональных сил отдавала в спектаклях, ей не нужны были сильные потрясения и яркие чувства в личных отношениях. Еще на службе в Александрийском театре актриса познакомилась с Чеховым, чувства к Вере с его стороны были сильными, но роман их быстро закончился. Однако, вполне возможно, что Чехов ценил именно талант актрисы, а не ее саму.

В 1898 году в театр поступает на службу новый талантливый актер Николай Ходотов. Между ним и Верой Федоровной возникает роман, который продолжался несколько лет. Ходотов был моложе на 13 лет, актриса понимала, что их роман не будет долгим. Постепенно отношения прекратились, замужем актриса больше не была. Детей у Комиссаржевской не было. У нее было позже еще несколько романов с разными мужчинами: с режиссером Е.П. Карповым, с молодым актером Н.П. Рощиным-Инсаровым, с дипломатом С.С. Татищевым, с поэтом Валерием Брюсовым, но ни один из них не закончился браком, так как главную роль в ее жизни всегда играл лишь театр.

Валерий Брюсов

Литература

  • Д. Л. Тальников. Комиссаржевская. М.—Л.: Искусство, . — 458 с.
  • В. В. Носова. Комиссаржевская. М.: Молодая гвардия, . — 335 с., ил. — (серия «Жизнь замечательных людей»).
  • О Комиссаржевской : забытое и новое. Воспоминания, статьи и письма. — М. : ВТО, . — 302 с. — ББК 85.334 (2).
  • С. Л. Лунгин. Я — актриса (В. Ф. Комиссаржевская): киносценарий. — М. : Искусство, . — 103 с. : ил. — (Библиотека кинодраматургии)
  • Ю. П. Рыбакова В. Ф. Комиссаржевская. Летопись жизни и творчества. СПб.: Институт истории искусств, . ISBN 5-86845-010-8
  • Русские в истории и культуре Литвы: историко-биографические очерки / авт.-сост. Инесса Маковская, Андрей Фомин. — Вильнюс: Вага, . ISBN 978-5-415-02053-9. — 301—302 с.
  • В. Ф. Комиссаржевская. Альбом Солнца России. СПб.: Дмитрий Буланин, . — 96 с.

Трагедия в личной жизни

Граф Муравьев, муж Веры Комиссаржевской, был красивым мужчиной и талантливым живописцем. Но для семейной жизни он явно не подходил, т. к. был слишком эгоистичен и самовлюблен и к тому же имел слабость к женскому полу и выпивке.

Брак с этим мужчиной стал для молодой женщины настоящей катастрофой. Юная супруга изо всех сил старалась наладить семейный быт, она хотела быть всегда и во всем поддержкой для своего мужа. Но тот вскоре заскучал, стал надолго пропадать из дома.

Между супругами все чаще стали происходить скандалы, во время которых Муравьев даже мог ударить Комиссаржевскую, оскорбить ее. Но самое страшное было то, что он начал открыто ухаживать за сестрой своей жены – Надеждой. И та отвечала Муравьеву взаимностью.

Это двойное предательство близких людей разрушительным образом подействовало на хрупкую психику молодой женщины. С Комиссаржевской произошло что-то вроде душевного помешательства.

Выйти из этого состояния самостоятельно она не могла, ее положили в специализированную клинику (сумасшедший дом), где она пробыла целый месяц. Все эти события очень сильно повлияли на Комиссаржевскую. Выйдя из клиники, она практически стала совсем другим человеком.

Позднее исследователи творчества Веры Комиссаржевской будут писать о том, что брак с Муравьевым сыграл основополагающую роль в ее дальнейшей жизни. Кто знает, если бы в юности героиня нашей статьи не пережила глубокую личную травму, возможно, театральный мир никогда бы не пополнился столь могучим актерским дарованием.

Комиссаржевская развелась с мужем, после чего тот сразу же женился на ее сестре. Тот брак также закончился разводом. Впоследствии сестры помирились и старались никогда не вспоминать о жизни с графом-художником.

Биография: детские годы

В один из осенних дней 1864 года в семье Ф. П. Комиссаржевского, знаменитого в то время музыкального педагога и певца оперного театра Санкт-Петербурга, родилась девочка. Матерью ребенка была Мария Николаевна Шульгина. Родители назвали дочку Верочкой. Вера Федоровна Комиссаржевская – так звучало полностью ее имя.

В семье, кроме Верочки, было еще две старших дочери – Оля и Наденька. Жили Комиссаржевские дружно и интересно. В их доме часто собирались известные петербургские артисты, певцы, композиторы. Вера с ранних лет принимала участие в интересных домашних спектаклях, пела, танцевала, исполняла разные роли.

Окружающие отмечали, что ребенок обладает не только явными актерскими способностями, но и отличной памятью. Маленькая Верочка могла выучить любое стихотворение с одного прочтения.

Отец часто брал ребенка с собой в Мариинский театр. Маленькая девочка часами простаивала за кулисами, наблюдая за работой оперных певцов или балетных артистов. Уже тогда она твердо решила обязательно стать артисткой, когда вырастет.

Александринский театр

В 1896 году она уже сама начинает хлопотать о поступлении на сцену Александринского театра. Роль просительницы ей очень не нравилась, ей приходилось поволноваться и поразмышлять о пьесе для дебюта. Все это для 32-летней актрисы было уже непросто. Но она с успехом сыграла дебютную пьесу «Бой бабочек» и была высоко оценена критикой. Актриса принесла на сцену театра новую манеру, построенную на внутреннем переживании. За шесть лет в Александринке Комиссаржевская сыграла свои лучшие роли, сделавшие ее знаменитостью и гордостью российского театра: это Лариса в «Бесприданнице», Нина Заречная в «Чайке», Дездемона в «Отелло», Марикка в «Огнях Ивановой ночи», Маргарита в «Фаусте». Спектакль «Чайка» был очень высоко оценен Чеховым, который до конца своих дней считал, что это было лучшее воплощение его авторского замысла. Он долго переписывался с актрисой, вместе они обсуждали пути развития психологического русского театра. Спектакль «Чайка» не был принят публикой и критикой, этот провал стал огромным ударом для драматурга и актрисы.

В театре Вера нашла соратника – режиссера Е.П. Карпова, с которым они не были единомышленниками, но вместе пробивались на новой сцене, вместе искали верных путей. Благодаря этому сотрудничеству актриса осознала, как велика роль режиссера в судьбе актеров. В этом сотрудничестве Вера смогла понять свои взгляды на искусство, которые привели ее к поискам нового пути.

Роли и жизнь

В дальнейшем Вера Комиссаржевская начинает гастролировать. Молодой актрисе интересно пробовать свои силы в разных условиях, в разных труппах. Так, в 1894 году она участвует в постановках дачного театра в пригороде Санкт-Петербурга. На этих скромных подмостках всего лишь за одно лето она отыграла 14 сложных драматических ролей.

В Виленском театре актриса Вера Комиссаржевская играла в постановке по пьесе Немировича-Данченко роль Оли Бабкиной. Эта актерская работа буквально завораживала всех зрителей. Критики писали, что этой актрисе удается показывать сложные внутренние переживания героини скупыми средствами, без пошлых слез и стенаний.

Несмотря на то что актриса много работает, ее материальное положение в то время нельзя назвать стабильным. Ей постоянно приходится влезать в долги.

Помощь приходит от давнего друга, много лет влюбленного в актрису. Историк и дипломат Татищев помогает Комиссаржевской поступить на службу в труппу знаменитого Александринского театра.

Вера принимает дружескую помощь, но одновременно отказывается от предложения руки и сердца со словами: “Искусству… я принадлежу безвозвратно, бесповоротно, всеми помышлениями, и чувству этому не изменю никогда ни ради кого и ни ради чего — разве сама в себе получу полное разочарование”.

Такова была великая Вера Комиссаржевская! Личная жизнь не была у нее на первом месте.

Краткая биография

  1. В 1883 году Вера выходит замуж за Владимира Муравьева.
  2. В 1887 году Комиссаржевская берет уроки актерского мастерства у артиста Александринского театра Владимира Давыдова. Именно он посоветовал талантливой ученице поступать в театральное училище.
  3. В 1890 году отец Комиссаржевской расстался со второй супругой, дочери переехали жить к нему. Вера много тренируется в игре на гитаре, помогает отцу в учительстве. Однажды ученик Станиславский попросил ее принять участие в спектакле в Охотничьем доме, так как заболела одна из актрис.
  4. В 1891 году Вера впервые выступила любительской сцене в Морском собрании в роли Зины Васильчиковой по комедии Т. П. Гнедича «Горящие письма».
  5. В 1893 году девушка подписывает свой первый контракт артистки для работы в антрепризе Н. Синельникова в Новочеркасске. Служба в антрепризе была нелегкой – за первые полгода Веры сыграла 60 ролей.
  6. В 1894 году Вера Федоровна выступает в дачном театре Петербурга. Всего лишь за одно лето актриса сыграла 14 сложных драматических ролей.
  7. В 1896 году Комиссаржевская поступает в труппу Александринского театра. Важнейшими ролями для женщины стали Лариса в «Бесприданнице» и Маргарита из «Фауста». Все были в восторге от игры актрисы, но она мечтала о карьере режиссера.
  8. В марте 1902 года Вера выступает с гастролями в Севастополе и Симферополе.
  9. В 1904-м создала собственный театр. Первый спектакль по пьесе Максима Горького «Дачники» был неудачным. Второй – «Дети солнца» и последующие инсценировки имели большой успех у публики. Важным событием стал спектакль «Кукольный дом» по пьесе Генрика Ибсена, главную роль Норы в котором играла сама Вера Федоровна.
  10. В 1906 году свое согласие на работу в театре Комиссаржевской дает режиссер Мейерхольдом. Отношения между актрисой и Мейерхольдом напряженные. Он поставил тринадцать спектаклей, но выступления театра публика принимает неоднозначно, в нем бывают настоящие скандалы. Комиссаржевская сталкивается с непониманием, отторжением, ссорами, но и грандиозным успехом одновременно.
  11. В 1908 году труппа гастролирует с постановками в США. Комиссаржевская получает признание публики, о ней отзываются как об одной из главных актрис 20-го века, но женщину не радуют успехи в искусстве. Причиной этого послужило ее сотрудничество с режиссером Всеволодом Мейерхольдом. Он ушел в результате серьезного конфликта.
  12. В 1909 году Вера уходит из театра, он прекращает свою работу.
  13. Актриса мечтает создать театральную школу, где будет воспитывать актеров новой формации. Она планирует преподавать сама, а также пригласить именитых режиссеров и талантливых актеров.
  14. В 1910 году Комиссаржевская, окрыленная новыми надеждами, гастролирует по Сибири.
  15. В 1910 году актриса заболевает после гастролей. Врачи предложили в качестве метода лечения трепанацию черепа. Однако оказалось, что актриса, как и несколько человек из ее театра, заразилась оспой. Ее состояние стремительно ухудшается.
  16. 23 февраля 1910 года великая актриса скончалась от паралича сердца. Вера Федоровна Комиссаржевская (1864-1910) похоронена на Тихвинском кладбище в Санкт-Петербурге.

Личная трагедия Веры Федоровны

Юная Вера влюбилась в светского льва – художника Владимира Муравьева. Граф Муравьев, признанный красавец, был также известным ловеласом, ничуть не уступавшим в этом искусстве отцу Верочки Федору Петровичу. Об этом был осведомлен и сам Комиссаржевский. Он даже пытался расстроить брак дочери, пытался убедить ее одуматься, но не смог.Комиссаржевская вышла замуж за Муравьева в 1883 году. Брак не задался сразу: молодые регулярно скандалили. Граф быстро отдалился от жены, и разговоры об искусстве, которые так обожала Верочка, скоро прекратились. Попытки Комиссаржевской возобновить беседы о высоком Муравьев прерывал довольно грубо, указывая ей на «женское место»: «Что ты понимаешь в искусстве? Наводи красоту в гостиной!»

За ссорами последовали и измены. Но самый страшный удар был нанесен с неожиданной стороны. Муравьев соблазнил сестру Веры Надю, и та забеременела.Комиссаржевская повторила благородный поступок матери – все расходы, связанные с разрывом брака, она взяла на себя. Впрочем, сам Муравьев не хотел развода – он просил у Веры прощения и пытался откреститься от ее беременной сестры. Но Комиссаржевская не поддалась на уговоры.

Примечания

  1. ↑ При жизни и до конца 1930-х годов фамилия писалась с удвоенной «м» — см. БСЭ, 1-е изд., т. 33, стлб. 639-641. — том подписан к печати 8 сентября 1938 г.
  2. . РИА Новости (10 ноября 2014). Дата обращения: 30 ноября 2019.
  3.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 15 декабря 2011.
  4. , с. 121.
  5. . В Ташкенте в дни своей болезни В. Ф. Комиссаржевская жила в доме № 24 по улице Самаркандской. На этом доме, находящимся прямо напротив только что построенной в начале 60-х годов XX века гостиницы «Ташкент», находилась мемориальная доска в честь В. Ф. Комиссаржевской: «В этом доме 10 февраля 1910 года скончалась знаменитая актриса Вера Федоровна Комиссаржевская». После землетрясения 1966 года этот дом был снесён, и на его месте стал проходить проспект, в советское время называвшийся проспект Ленина.
  6. , с. 87.
  7.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 22 февраля 2012.
  8. Огороднова В. Горящие письма // Санкт-Петербургские ведомости. — 2019. —1 ноября.
  9.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 13 января 2013.

Биография

Вера Фёдоровна Комиссаржевская

Вера Фёдоровна Комиссаржевская (до конца 1930-х годов её фамилию писали Коммиссаржевская) родилась в Санкт-Петербурге 27 октября (8 ноября)  года в семье русского артиста оперы и музыкального педагога Ф. П. Комиссаржевского.

В 1891 году в Санкт-Петербурге Вера Комиссаржевская впервые выступила на любительской сцене в Морском собрании Флотского экипажа в роли Зины (пьеса «Горящие письма» П. П. Гнедича). Её сценическому дебюту предшествовали занятия с известным актёром Александринского театра В. Н. Давыдовым. Затем Комиссаржевская начала принимать участие в спектаклях Общества искусства и литературы (Москва), руководимого К. С. Станиславским.

Исполнением роли Бетси в «Плодах просвещения» () Комиссаржевская обратила на себя внимание деятелей профессионального театра. Она была приглашена в Новочеркасск в антрепризу Н. Н. Синельникова (играла в 1893—1894 годах) на роли «инженю» и водевильные роли с пением.. Весёлостью, живостью, неподдельным юмором было проникнуто исполнение Комиссаржевской ролей в одноактных пьесах и водевилях.

Весёлостью, живостью, неподдельным юмором было проникнуто исполнение Комиссаржевской ролей в одноактных пьесах и водевилях.

В —1896 годах Комиссаржевская работала в Вильно в антрепризе К. Н. Незлобина, сыграв в это время около 60 ролей: Рози («Бой бабочек» Г. Зудермана), Лариса («Бесприданница» А. Н. Островского), Луиза («Коварство и любовь» Шиллера), Софья («Горе от ума» А. С. Грибоедова), Клерхен («Гибель Содома» Зудермана) и др.

Александринский театр

В 1896 году Комиссаржевская поступает на сцену Александринского театра. Первый шумный успех приходит к ней после роли Ларисы в «Бесприданнице». Затем последовали роли Нины Заречной в чеховской «Чайке», Марикки в пьесе «Огни Ивановой ночи» Зудермана, Маргариты в «Фаусте» и другие.

Открытие Драматического театра

Вера Комиссаржевская

Оставив сцену Александринского театра, два сезона Комиссаржевская провела в поездках по провинции, где и раньше ежегодно гастролировала. Целью этого двухгодичного турне стал сбор средств для собственного театра.

В это время Комиссаржевская косвенно поучаствовала в революционном движении. На деньги, вырученные от её благотворительного выступления, было закуплено оборудование для нелегальной бакинской типографии Нина, в которой с 1901 по 1906 годы печатались брошюры социал-демократической, социал-революционной и других антиправительственных партий.

Комиссаржевская открыла собственный Драматический театр (в здании современного ТЦ Пассаж) 15 сентября 1904 года. Первые несколько лет постановочную часть театра возглавлял брат В. Ф. Комиссаржевской Федор Комиссаржевский. Основу репертуара составляли произведения Ибсена, Чехова и Островского.

С 1906 года режиссёром-постановщиком в Драматическом театре Комиссаржевской работает В. Э. Мейерхольд. За один сезон он выпустил 13 спектаклей, однако после нескольких провалов Комиссаржевская предложила ему уйти. После разрыва с Мейерхольдом в театр был приглашен поэт-символист В. Я. Брюсов, но и это сотрудничество не было удачным.

Последние годы

Похороны Комиссаржевской.

Могила Комиссаржевской на Тихвинском кладбище в Петербурге. Скульптор — Мария Диллон

В 1909 году разочарование Комиссаржевской собственным театром заставило принять её непростое решение: покинуть его. У Веры Фёдоровны появилась новая мечта — создать театральную школу. Перед этим она отправилась на гастроли, которые оказались последними в её жизни.

Умерла Комиссаржевская в Ташкенте от оспы во время своих гастролей 10 () февраля .

Была похоронена 20 февраля на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.

17 сентября 1915 года состоялось открытие надгробия на могиле актрисы работы скульптора Марии Диллон.

Впоследствии, в 1936 году, состоялось перезахоронение в Некрополь мастеров искусств Тихвинского кладбища Александро-Невской лавры.

Лучшие роли

Комиссаржевская Вера Федоровна, роли которой до сих пор являются образцами психологической школы, в годы своего расцвета сыграла немало блестящих, новаторских персонажей. Ее манера игры исключительно подходила для воплощения чеховских героинь. Так, ее Соня из «Дяди Вани», Саша из «Иванова» и Нина Заречная из «Чайки» были тонко чувствующими, борющимися натурами. Комиссаржевская понимала авторский замысел, ощущала его художественный замысел. И несмотря на то что многие зрители не принимали такой трактовки, сам драматург считал ее интерпретацию лучшей.

Также к числу выдающихся ролей Комиссаржевской относят ее Ларису из «Бесприданницы» А. Островского, Наташу Боброву из «Волшебной сказки» И. Потапенко, Нору в «Кукольном доме» Г. Ибсена, Варвару в горьковских «Дачниках». В каждом образе она находила собственную интерпретацию, умела разглядеть зерно роли и передать глубочайшие переживания персонажа.

Раннее замужество

Когда Вера Комиссаржевская вступили в пору юности, отец на гастролях познакомился с княжной Курцевич, без ума влюбился в это юное прекрасное создание и принял решение оставить свою семью ради новой любви.

После развода Мария Николаевна вместе с тремя дочерьми попала в очень трудное финансовое положение. Федор Петрович не мог оказывать им существенную помощь, у него теперь была новая жизнь, молодая супруга родила ему сына.

Справедливости ради нужно сказать, что с детьми от первого брака Федор Комиссаржевский никогда не прекращал общаться.

Вера Комиссаржевская стала искать возможность выйти удачно замуж, чтобы помочь матери и сестрам избежать нищеты. Удачная партия нашлась достаточно быстро. Девушка познакомилась с графом Владимиром Муравьевым. Он тоже имел отношение к миру искусства, успешно занимался живописью и слыл модным художником.

Венчание состоялось в 1883 году. Комиссаржевской было в ту пору всего 19 лет.

Театр

Оправившись от расстройства, девушка посвятила себя творчеству. В 1887-м она стала брать уроки у артиста Владимира Давыдова. К тому моменту отец расстался с супругой, и дочери переехали к нему. Вера помогала работать с учениками, среди которых оказался и Константин Станиславский.

Начинающий режиссер пригласил ее заменить актрису в постановке в Охотничьем доме, и Комиссаржевская справилась со своей ролью. Внезапная простуда лишила ее возможности уйти в оперный театр из-за хронического катара. С этого момента биография артистки была связана с драматической сценой.

Вскоре актриса воплотила Бетси в «Плодах просвещения» в Обществе искусства и литературы, снискав расположение критиков и публики. Дальнейшая карьера получила развитие благодаря Николаю Синельникову, пригласившему Веру на сцену в Новочеркасске. Актриса дебютировала в постановке «Честь» Германа Зудермана. За полгода она воплотила героинь 58 пьес.

Вера Комиссаржевская и Владимир Муравьев

В 1894-м Комиссаржевская выступала в дачном театре в Петербурге, затем работала в Виленском театре. Поступив в труппу Александринского театра в 1896-м, дебютировала в постановке «Бой бабочек» в образе Рози. В том же году состоялась премьера «Чайки», где Вера сыграла Нину Заречную. Автор пьесы Антон Чехов отмечал глубину проживания роли актрисой. Исполнительница невысокого роста завораживала публику игрой, используя все средства драматической выразительности.

Важными ролями для Комиссаржевской стали Лариса из «Бесприданницы» и Маргарита в «Фаусте». Критики были в восторге от ее исполнения, а актриса мечтала попробовать себя в качестве режиссера.

В 1904-м она создала собственный театр. Премьерой стал неудачный спектакль «Дачники» по пьесе Максима Горького. Следом Комиссаржевская поставила «Дети солнца», получивший похвалу публики. Настоящим событием был «Кукольный дом» по пьесе Генрика Ибсена, главную роль в котором сыграла сама Комиссаржевская.

В 1908-м прошли гастроли в США. Веру Федоровну называли одной из ведущих актрис 20-го века, но она не находила удовлетворения в работе. Вдохновение пошатнуло и сотрудничество с Всеволодом Мейерхольдом. В 1909-м актриса покинула профессиональную сцену, а финальные гастроли в Сибири стали для нее последними.

Деньги на собственный театр? Только своими силами!

В начале XX века Комиссаржевская решила осуществить свою мечту – открыть собственный театр. Но разведенной актрисе, которая, к тому же, содержала больную мать и младшую сестру, найти крупную сумму денег было непросто. К делу Комиссаржевская подошла основательно: два года актриса гастролировала по провинции, чтобы на вырученные деньги открыть собственный театр.Классический театр налагал слишком много ограничений. Комиссаржевская чувствовала, что обществу необходима новая идея. Она задалась целью создать принципиально новую идеологию «театр души». Лоя этого были подобраны особые актеры и утвержден необычный репертуар. Авторами, чьи произведения ставились на сцене театра Комиссаржевской стали Ибсен, Чехов, Горький. Здесь собиралась группа единомышленников, разделюющих взгляды Веры Федоровны на необходимость нового взгляда на театральное искусство. Театр Комиссаржевской стал новым духовным центром столицы.

Драматический театр Комиссаржевской открылся 15 сентября 1904 года в здании современного «Пассажа». Первое время с постановками помогал отец, Федор Петрович. Но дело шло нелегко, и через два года Вера пригласила в театр нового режиссера – молодого ученика Станиславского Всеволода Мейерхольда.Но ни Мейерхольд, ни приглашенный вслед за ним поэт Валерий Брюсов не оправдали надежд хозяйки театра. Да и уживаться на одной площадке таким талантам оказалось сложно. В 1909 году Комиссаржевская покинула собственный театр, чтобы осуществить новую мечту – открыть школу искусств.

Уход из жизни

10 февраля 1910 года биография Веры Федоровны Комиссаржевской заканчивается смертью. Перед кончиной актриса долго и тяжело болела. За несколько дней до жизненного финала она увидела во сне Чехова и, проснувшись, сочла это хорошим предзнаменованием, но ошиблась с толкованием сновидения.

От чего умерла Вера Комиссаржевская? В ее здоровье наметились серьезные ухудшения еще в 1909 году, когда она вместе с труппой своего театра гастролировала по Дальнему Востоку и Сибири. Видимо, сказалось переутомление. Актриса стала чувствовать сильные головные боли.

Через некоторое время театр оказался в Ташкенте, где несколько человек из труппы заразились оспой, среди них была и Вера Комиссаржевская. Тяжелая болезнь все тело актрисы превратила в сплошную язву. Ее страдания были безмерны.

Болезнь прогрессировала. У актрисы отказали почки, затем наступил паралич сердца. Легенда русского театра скончалась в возрасте 45 лет.

Родители и ранние годы

Комиссаржевская Вера Федоровна родилась 8 ноября 1864 года в Санкт-Петербурге. Ее мама – Мария Николаевна, была дочерью командира Преображенского полка, а отец – известным в Петербурге оперным певцом Мариинского театра. Он учился в Италии, затем вернулся в Россию. Родители Веры поженились тайно, это была громкая история в городе. Со временем отец Марии Николаевны смирился с этим. У пары родились почти подряд три дочки. Вера и сестры росли в артистической атмосфере, в доме бывало много актеров, художников, музыкантов. Отец дружил с М. Мусоргским. Вера часто участвовала в домашних спектаклях и концертах. У нее был неплохой голос, и отец надеялся, что она станет певицей. Вера сменила несколько учебных заведений, но увлекающийся характер не давал ей учиться усердно. В конце концов отец забрал ее для обучения на дому.

Все изменилось, когда умер отец Марьи Николаевны, она на полученное наследство купила поместье под Вильно и отдала старшую дочь Веру учиться в престижный институт благородных девиц. Муж же остался в Петербурге, продолжал петь и не замедлил завести новый роман. Марья Николаевна приняла вину за развод на себя и, чтобы оплатить расходы, продала имение. Остаток жизни она вела очень бедную жизнь. Мама Веры была уверена, что главное предназначение женщины – это муж и дети. Поэтому, когда ее брак распался, она оказалась сломленной на всю оставшуюся жизнь.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий