Биография
Творчество Казакова – значительнейшее явление в русской архитектуре. Начав свою деятельность в пору становления русского классицизма, он стал одним из замечательных его представителей, создал свое, оригинальное направление, связанное со специфическими особенностями русского быта.Мастер, глубоко чувствовавший красоту города, особенности его веками складывавшейся планировки, Казаков своими постройками не только органично вошел в него, но и во многом способствовал созданию того своеобразного облика, который был столь характерен для допожарной Москвы.Матвей Федорович Казаков родился в 1738 году в Москве. Родом он был из крестьян – сын крепостного Федора Михайловича, отданного помещиком в матросы, но по счастливой случайности оставшегося при Адмиралтейской конторе в Москве копиистом. Только это и спасло его от матросской службы, а семью его избавило от крепостной неволи.Двенадцатилетним мальчиком Матвей остался сиротой – сорока пяти лет от роду умер его отец. Семья, и раньше жившая в бедности, теперь потеряла все средства к существованию. Однако мать, видя интерес мальчика к строительной деятельности, решила отдать его не в канцеляристы или ремесленники, а в архитектурную школу Ухтомского. С марта 1751 года Казаков стал учеником Ухтомского, архитектурная команда которого явилась, по существу, единственным университетом будущего зодчего.Большое место в учебном процессе занимали математические дисциплины, черчение и рисование, история архитектуры и ее теория, изучение трудов Витрувия, Палладио, Виньолы и Блонделя. По тем временам это было новым явлением. Однако теоретические знания у Ухтомского не отделялись от практических. Заканчивая курс наук, ученик получал конкретное задание, а в случае его успешного выполнения направлялся для наблюдения за строительными работами, занимался проектированием зданий, составлением смет, ремонтом домов, их осмотром. Все это способствовало развитию у молодых зодчих не только строительных навыков, но и глубокого понимания архитектуры.В годы учения у Ухтомского, а затем работы под руководством П.Р. Никитина, возглавившего с 1761 года школу и команду, Казаков приобрел большой строительный опыт: участвовал в создании Головинского дворца, Триумфальных ворот на Страстной площади в честь коронации Екатерины II, галереи Оружейной палаты. Он прекрасно изучил древние постройки, особенно кремлевские, что позволило ему вести ремонт и восстановление Черниговского собора и церкви Спаса на бору. Последнюю он изобразил на акварельном рисунке и офорте, положив тем самым начало своим архитектурным рисункам и гравюрам. Одновременно Казаков преподавал в архитектурной школе, обучая младших учеников рисовать фигуры и орнаменты.Впервые дарование Казакова как архитектора раскрылось во время его участия в восстановлении Твери после пожара в мае 1763 года. В планировке и застройке этого города, осуществленной под руководством Никитина, нашли свое отражение принципы русского градостроительства XVIII века. Никитин вызвал Казакова в Тверь осенью 1763 года и сразу же привлек его к разработке проектов наиболее крупных административных зданий города. Совместно они создали проект перестройки сгоревшего архиерейского дома в Путевой дворец. Казаков обстраивал и спроектированную Никитиным Фонтанную (восьмиугольную) площадь. Созданные Казаковым проекты говорят о стремлении автора придать постройкам торжественный характер. Зодчий добивался этого ритмическим повторением одинаковых форм, строгостью решений фасадов, где выделялся лишь небольшой фронтон.В 1768 году судьба объединила усилия и таланты двух замечательных русских архитекторов – Василия Баженова и Матвея Казакова ради сооружения «наиславнейшего в свете здания» – Большого Кремлевского дворца. Обоим в пору начала «кремлевской перестройки» было по тридцать лет.
Страница 1 из 6 | Следующая страница
Другие биографии:
Бове Осип Иванович | Доменико Жилярди | Ухтомский Дмитрий Васильевич | Баженов Василий Иванович | Адашев Даниил Федорович |
Архитектор-педагог
Необходимо отметить, что Матвей Федорович обладал большим педагогическим талантом, организовав новую систему обучения. Его дом в Златоустовском переулке был не просто жилищем семьи Казаковых: именно здесь под руководством мастера много лет действовала архитектурная школа, из которой вышли Еготов, Бакарев, Бове, Карин, Мироновский, Таманский, Селехов, Родион Казаков, братья Поливановы и другие. Все три сына зодчего — Василий, Матвей и Павел — стали его помощниками и, направляемые отцом, осуществляли свои проекты.
Непрерывная преемственность связывает «казаковскую школу» с нынешним Московским архитектурным институтом. В 1799 году Академия художеств по предложению ее вице-президента Баженова выпустила указ об издании книг «Российская архитектура», включающих чертежи с планами, фасадами и разрезами зданий и нереализованных проектов различного назначения, «кои, по хорошему вкусу своему и архитектуре, то заслуживать будут».
Казаков принял активное участие в подготовке неосуществленного издания чертежей, составив альбомы «казенных» (10) и «партикулярных» (6) строений Москвы. В первом альбоме представлены чертежи 19 зданий Казакова, из которых до наших дней в первоначальном виде дошли только пять: дом Долгорукова (позже — здание Благородного собрания), дом Губина на Петровке, дом Барышникова на Мясницкой улице, дом Демидова в Гороховском переулке, дом Гагарина в Армянском переулке. В это же время Казаков выполнял сложную работу по составлению «фасадического», то есть аксонометрического плана Москвы и съемке генерального плана города с показом всех его строений.
Они осуществлялись не для фиксации архитектуры города, но и чтобы обозначить «ситуацию» для дальнейшей его застройки. Одной из особенностей «фасадического» плана явилось иллюстрирование таблиц атласа выполненными в крупном масштабе видами архитектурных ансамблей города. По чертежам Казакова можно судить о первоначальном облике немногих дошедших до нас зданий, которые были уничтожены пожаром 1812 года. При приближении в 1812 году французской армии к Москве семья Казакова вывезла больного зодчего в Рязань. Здесь он узнал о пожаре в старой столице и о том, что почти все, созданное им на протяжении жизни, превратилось в пепел. Он не перенес этого потрясения, и 7 ноября 1812 года великий строитель Москвы скончался. Матвей Федорович Казаков погребен в Троицком монастыре на окраине города.
В творческой биографии Казакова обращает на себя внимание необыкновенное многообразие практической деятельности мастера. Полный список работ этого зодчего занимает много десятков страниц
Для своего времени он был передовым архитектором и крупным градостроителем, создавшим ряд замечательных ансамблей Москвы конца XVIII века и во многом определившим новые пути развития архитектурного облика города.
В отличие от зодчих Петербурга, возводивших город, по существу, на пустом месте, мастер смог удачно вписать произведения «нового» стиля в древние кварталы Москвы. В лучших произведениях Казакова русский классицизм выступает как глубоко самостоятельный архитектурный стиль, как явление русской художественной культуры, врывающейся полноводным и мощным потоком в общее русло мирового зодчества.
Смерть
Поздней осенью 1992 года Казаков скончался в полном одиночестве в московском военном госпитале. Причиной смерти 55-летнего писателя стали диабетический криз и инсульт, вызванные алкоголизмом. Из гражданской больницы Юрия Павловича, в последние годы жившего с ослепшей и обезумевшей матерью на даче в Абрамцево, незадолго до кончины выгнали за «нарушение режима».
На гражданской панихиде Федор Абрамов назвал Казакова гением. Могила Юрия Павловича находится на Ваганьковском кладбище. В фильме-биографии Аркадия Кордона «Послушай, не идет ли дождь…», вышедшем в 1999 году, роль писателя сыграл Алексей Петренко. Кордон лично познакомился с прозаиком во время экранизации его повести «Мальчик из снежной ямы», рассказывающей о ненецком художнике Тыко Вылке.
Тень Баженова[ | ]
В 1768 году Казаков присоединился к проекту Большого Кремлевского дворца Василия Баженова. Оба архитектора были одного возраста — 30 лет — но имели очень разные образования. Баженов получил формальное европейское образование, в то время как Казаков изучал свою профессию по ремонту кремлевских реликвий и никогда не путешествовал далеко от Москвы.
Казаков вышел из тени Баженова, получив свое первое личное царское поручение на проектирование временного Пречистенского дворца для Екатерины II. Эта работа принесла ему статус придворного архитектора (1775) и постоянный поток частных заказов. В 1775 году Казаков и Баженов снова работали вместе на временных королевских павильонах для празднования мира с Турцией. Эти готические сооружения побудили Екатерину II дать архитекторам два независимых заказа в готическом стиле — Царицынский дворец (Баженов) и Петровский дворец (Казаков).
Архитектура русского классицизма
С точки зрения градообразования построенные в это время Казаковым казенные и частные здания имели огромное значение, были в числе высших достижений русского классицизма. В 1782 году Матвей Федорович начал возведение здания Московского университета, которое осуществлялось в три этапа более десяти лет.
Зодчий отказался от усложненных элементов, обилия скульптуры, добиваясь простоты и величественности строения. В результате здание университета органично вошло в ансамбль центра Москвы, а своим обликом напоминало крупную городскую усадьбу. В 1786 году Казаков возглавил «Кремлевскую экспедицию», которая вела основные государственные строительные работы в Москве. Фактически он стал главным архитектором города.
В это время его талант раскрылся наиболее полно. Зодчий непрерывно получал заказы на возведение частных дворцов и домов, а также исполнял государственные поручения по проектированию в Москве и других городах Российской империи (Екатеринославе, Истре, Коломне и других). В те годы старая столица переживала настоящую «строительную горячку».
Градостроительно-архитектурные разработки Казакова
Представляет обустройство центральных площадей и улиц Москвы. Возведенные им дома определили облик Ильинки — единственной в XVIII столетии московской улицы, здания на которой стояли «сплошною фасадою» с соблюдением единой высоты. Среди них — дом купцов Калинина и Павлова (не сохранился), построенный в конце 1780-х годов на месте разобранного старого Посольского двора. Он знаменит тем, что был одним из первых строений в Москве, совмещавших жилые и торговые функции и отвечавших практическим требованиям времени, то есть являлся чем-то вроде жилого Гостиного двора.
И общественно-жилое назначение здания было новшеством. Этот дом занимал немалую часть улицы и выходил торцом на нее, таким образом оформляя парадный подъезд к планировавшейся на Ильинке новой площади. Сообразно занимаемому месту и общественной значимости он был выполнен в торжественных монументальных формах, а его ведущее место в создававшемся ансамбле было подчеркнуто «сильным» коринфским портиком. Квартал рядом с ним занимал дом Хрящева (не сохранился), имевший скругленные углы и огибавшую его галерею; он был близок по высоте с соседним калининским домом, но выполнен в других архитектурных формах.
Обозреваемый главным образом с улицы, а не с площади, он был без крупных пластических перепадов. В нем преобладали горизонтальные членения, подчеркнутые сильно вынесенным и обогащенным карнизом, завершавшим второй этаж. Наиболее цельной по характеру архитектуры в то время была Тверская улица в отрезке между Охотным Рядом и Тверским бульваром.
Это была парадная улица города, чуть ли не целиком занятая дворцами знати. В 1773 году во время пожара деревянные дома на ней выгорели, а каменные почти все были повреждены, что предоставило возможность застроить Тверскую в относительно едином архитектурном облике. Двадцать лет Казаков возводил и реконструировал на этом участке почти все наиболее значительные здания и разработал проект планировки и архитектурного оформления Тверской площади.
Здесь проявились отличительные черты творчества Казакова, стремившегося к максимальному усилению регулярности и приданию уравновешенности сторонам улицы. Это особенно явно демонстрировали вынесенные на красную линию здания, ордерность архитектуры, примерно одинаковая этажность и высота зданий. Дом генерал-губернатора (ныне — мэрия Москвы) на Тверской площади Казаков выстроил и дополнил корпусами в 1782 году. Для него уже имелся проект и даже был выложен цокольный этаж.
Это единственный случай, когда зодчий строил здание по чужому плану. Но подъезд с улицы, интерьеры и главная лестница были спланированы им лично. В начале 1790-х годов, одновременно с окончанием строительства здания университета на Моховой улице, архитектор завершил и Университетский благородный пансион на Тверской (дворянский институт с пансионатом), украсив его строгим тосканским портиком.
Интерьеры резиденции Президента
Резиденция Президента Российской Федерации в Сенатском дворце разделена на представительскую часть и деловую.
Деловая часть:
- рабочие кабинеты
- зал заседаний Президентского совета
- библиотека
- помещения Совета Безопасности
Представительская часть – парадная анфилада залов, расположенных вдоль наружных фасадов и соединенных сквозными коридорами.
Рабочий кабинет Президента
Рабочий кабинет Президента выполнен в стиле классицизма, по размерам небольшой, но удобный. Стены обиты шлифованными панелями из мореного дуба. Удобная рациональная мебель – из того же материала.
Все продумано до мелочей и максимально приспособлено для работы. Оживление в строгость обстановки вносят расписанные под старину потолки и хрустальные люстры, украшенные бронзовыми медальонами с гербами России.
В центре кабинета – рабочий стол президента, который украшает письменный прибор из уральского малахита, изготовленный современными умельцами. Над письменным столом – герб Российской Федерации.
Справа и слева от стола – флаг Российской Федерации и штандарт Президента. Ближе к окну – стол для переговоров, удобное место для деловых встреч и совещаний с помощниками.
В книжных шкафах – собрание сочинений русских историков, философов, юристов и многочисленные словари: толковые, мифологические, «Брокгауз и Ефрон», «Гранат», Большая Советская Энциклопедия.
Библиотека президента
Библиотека президента – в живописной круглой ротонде на третьем этаже. В застекленных шкафах темного дерева – книги, необходимые для работы: энциклопедии, справочники, юридические, библиографические и исторические издания.
Шкафы заполнены сборниками законодательных актов дореволюционной и современной России. Также здесь книги по истории Российского государства, красочные альбомы и подробные монографии по истории Московского Кремля.
Отдельную значительную часть коллекции составляют книги с дарственными авторскими посвящениями Президенту России. Здесь хранится подлинный экземпляр Конституции Российской Федерации, на котором президенты приносят присягу при вступлении в должность.
Зал заседаний Совета безопасности
Рядом с рабочим кабинетом президента – зал заседаний Совета Безопасности, который изысканно оформлен. Строгие полуколонны из темно-серого мрамора по периметру поражают величественной красотой: верхняя часть, выступающая за пределы колонны, декорирована позолотой.
Стены украшает гобелен ручной работы, в рисунке отражена символика Российского государства и переданы главные эпизоды из русской истории. Посреди зала – длинный стол для переговоров и совещаний. Зал оборудован новейшими средствами связи и современной техникой.
Представительский кабинет президента
За стеной рабочего кабинета президента расположен парадный кабинет, оформленный наряднее и торжественней, чем рабочие помещения. Представительский кабинет разместился в Малом, или Овальном зале Сенатского дворца, во втором по значению парадном зале (после Екатерининского).
Здесь проводятся встречи и переговоры с главами иностранных государств и правительств, проходят многосторонние международные форумы, вручаются государственные награды.
Архитектурное оформление торжественно и строго: бледно-зеленый с белым цвет стен, овальный купол, хрустальные люстры, выполненные по рисункам архитектора Казакова. Посередине – большой овальный стол для переговоров. Паркет, подобный ковру, выложен из десятков видов твердых пород дерева. На стенах – портреты видных военачальников, прославивших Россию. В четырех нишах – высокие скульптуры российских императоров: Петра I, Екатерины II, Николая I, Александра II.
Украшает представительский кабинет большой малахитовый камин, облицованный тонкими пластинками малахита. Пластины подобраны так, будто покрытие вырезано из цельного куска, переливающегося разноцветными оттенками камня.
Камин декорирован зеркалом с бронзовыми часами и канделябрами на каминной полке. Подставки для свеч под «старину» вносят уют и изысканность в интерьер. У камина – удобные кресла для ведения переговоров один на один. Здесь же оборудовано место для фото- и киносъемки. На ручках кресел – львиные головы, символ государственной власти.
Тень Баженова
В 1768 году Казаков присоединился к проекту Большого Кремлевского дворца Василия Баженова. Оба архитектора были одного возраста – 30 лет – но имели очень разные образования. Баженов получил формальное европейское образование, в то время как Казаков изучал свою профессию по ремонту кремлевских реликвий и никогда не путешествовал далеко от Москвы.
Казаков вышел из тени Баженова, получив свое первое личное царское поручение на проектирование временного Пречистенского дворца для Екатерины II. Эта работа принесла ему статус придворного архитектора (1775) и постоянный поток частных заказов. В 1775 году Казаков и Баженов снова работали вместе на временных королевских павильонах для празднования мира с Турцией. Эти готические сооружения побудили Екатерину II дать архитекторам два независимых заказа в готическом стиле — Царицынский дворец (Баженов) и Петровский дворец (Казаков).
Ранние годы[ | ]
Матвей Казаков родился в 1738 году в Москве, в семье подканцеляриста Главного комиссариата Фёдора Казакова — выходца из крепостных, который заслужил свою свободу служением во флоте. Семья Казаковых жила около Кремля, в районе Боровицкого моста. В 1749-м или начале 1750-го года умер отец Казакова. Мать, Федосья Семёновна, решила отдать сына в архитектурную школу известного зодчего Д. В. Ухтомского; в марте 1751 года Казаков стал учеником в школе Ухтомского и пробыл в ней до 1760 года. После разрушительного пожара в Твери в 1761 году Казакову было поручено восстановить Тверь в качестве младшего архитектора при П. Р. Никитине. Казаков посвятил этому проекту семь лет.
С 1768 г. работал под руководством В. И. Баженова в Экспедиции кремлёвского строения; в частности, в 1768—1773 гг. он участвовал в создании Большого Кремлёвского дворца, а в 1775 г. — в оформлении праздничных увеселительных павильонов на Ходынском поле.Интересен следующий эпизод. Когда Баженов по заданию Екатерины II приступил в конце 1760-х годов к реализации проекта реконструкции Кремля, который предусматривал создание на Боровицком холме грандиозного общественного ; для расчистки холма была снесена часть обращённого к Москве-реке участка Кремлёвской стены с шестью башнями. Во время снова Казаков тщательно обмерял и зарисовывал сносимое, а после того, как императрица охладела к баженовскому проекту, он восстановил снесённые стену и башни. В 1775 году Казаков был утверждён в звании архитектора.
1. Биография
Матвей Казаков родился в 1738 в Москве, в семье мелкого чиновника. С 1751 по 1760 учился в архитектурной школе Д. В. Ухтомского. С 1768 работал под руководством В. И. Баженова в Экспедиции кремлёвского строения, в частности с 1768 по 1773 участвовал в создании Большого Кремлёвского дворца, а в 1775 — в оформлении праздничных увеселительных павильонов на Ходынском поле.
В 1775 Казаков был утверждён в звании архитектора.
Наследие Казакова включает множество графических работ — архитектурных чертежей, гравюр и рисунков, в том числе «Увеселительные строения на Ходынском поле в Москве» (тушь, перо, 1774—1775; ГНИМА), «Строительство Петровского дворца» (тушь, перо, 1778; ГНИМА).
Казаков проявил себя и как педагог, организовав при Экспедиции кремлёвского строения архитектурную школу; его учениками были такие архитекторы, как И. В. Еготов, А. Н. Бокарев, О. И. Бове и И. Г. Таманский, а также собственные сыновья — М. М. Казаков и Р. М. Казаков. В 1805 школа была преобразована в Архитектурное училище.
Во время Отечественной войны 1812 г. родственники увезли Матвея Фёдоровича из Москвы в Рязань. Там зодчий узнал о пожаре Москвы — это известие ускорило кончину мастера. Казаков скончался 26 октября (7 ноября) 1812 в Рязани и был похоронен на кладбище (ныне не сохранившемся) Рязанского Троицкого монастыря.
Его именем в 1939 названа бывшая Гороховская улица в Москве. Также его именем названа бывшая Дворянская улица в Коломне.
Рождение «русской готики»
В 1775 году по велению Екатерины в Москве проводилось празднование по поводу присоединения Крыма и заключения Кучук-Кайнарджийского мира с турками. Для этого на Ходынском поле были возведены временные деревянные павильоны, изображавшие турецкие города. Выполнение этих работ было возложено на «кремлевскую экспедицию» во главе с Баженовым, ближайшим соратником которого опять стал архитектор Казаков.
В результате соединения причудливых восточных элементов и классических пропорций родился праздничный, нарочито театральный, декоративный стиль, который принято называть псевдоготическим, или «русской готикой». Он очень понравился императрице Екатерине, и она предложила повторить его в более долговечном материале, построив близ Ходынского поля Путевой дворец, нужный ей для отдыха после долгой дороги из Северной столицы. Руководить проектом был назначен Казаков. Петровский замок стал одной из вершин «русской готики», сделав Казакова ведущим русским зодчим.
Личная жизнь
В Литинституте Юрий дружил с Тамарой Жирмунской, однако в 1963 году однокурсница Казакова вышла замуж за сценариста и режиссера Павла Сиркеса.
Роман с Мариной Литвиновой у прозаика разгорелся в начале лета 1960 года и продолжался 5 лет. Переводчица вдохновила его на написание «Северного дневника». Любовь к Марине нашла отражение в рассказах Казакова «Двое в декабре» и «Розовые туфли».
В июне 1965 года влюбленные, вместе читавшие книги и ездившие в творческие командировки на Русский Север, расстались. Через полгода Юрий предложил Марине встретиться и сказал, что им надо возобновить отношения, иначе он женится на хорошей девушке, с которой встречается. Литвинова ответила, что согласна на предложение Казакова при условии, что он начнет лечиться от алкоголизма.
Юрий Казаков с собакой Еще в разгар романтических отношений Марина заметила, что Юра зависим от спиртного. Но, когда Литвинова заговорила о необходимости лечения с матерью Юрия, Устинья Андреевна восприняла идею в штыки и даже привязала на ручку двери тряпочку на отворот сына от возлюбленной.
В итоге Казаков взял замуж упомянутую «хорошую девушку» Тамару Михайловну Судник. В сентябре 1967 года жена родила писателю сына Алешу. Отцовские монологи, обращенные к маленькому Алексею, стали самыми пронзительными рассказами «Свечечка» и «Во сне ты горько плакал».
Однако семейная жизнь Юрия и Тамары не сложилась. Сын много болел. Заработков писателя не хватало на лечение, еду, выпивку и поддержание дома в Абрамцево, где жила семья. Домик Казаков купил на гонорар за перевод трилогии казахского прозаика Абдижамила Нурпеисова «Кровь и пот». Тамара ушла от мужа, забрала Алешу, но затем определила жить мальчика к прабабушке в Минск.
Осенью 1969 года у Казакова от переживаний случился сердечный приступ, спровоцировавший микроинфаркт. Неоднократно Юрий и Тамара пытались возобновить отношения, но семейную лодку, разбившуюся о быт, склеить не удалось.
Станислав Рассадин характеризовал Казакова как «наглого, скучного, скупого и самовлюбленного жлоба». Однако этой характеристике противоречит бескорыстная помощь, которую автор «Адама и Евы» оказывал коллегам по литературному цеху.
Юрий Павлович спас Евгения Евтушенко от самоубийства после разноса, устроенного поэту Никитой Хрущевым. Казаков поддерживал в трудные минуты Андрея Вознесенского и Юрия Трифонова, был верен дружбе с однокурсником Михаилом Рощиным. По мнению Литвиновой, в рассказе «Трали-вали» в образе пьющего бакенщика, наделенного божественным даром пения, прозаик дал автопортрет, черты которого точнее, чем на фото и в воспоминаниях современников.
Первые опыты
Весной 1763 года страшный пожар уничтожил Тверь. Восстанавливать город поручили ученику Ухтомского Петру Романовичу Никитину. Матвей Казаков – архитектор, включенный Никитиным в свою команду, работал над одним из важнейших объектов – домом для церковного главы Твери. Сама Екатерина II высоко оценила восстановленный по новым планам город, назвав Тверь вторым по красоте (после Петербурга) в России.
Архиерейский дом, ставший дворцом, в котором остановилась Екатерина по приезде во вновь отстроенный город, сделал имя зодчего известным, и архитектор Казаков стал получать частные заказы от богатейших и знатнейших людей России. Так, для П. Ф. Нащокина им была построена великолепная усадьба Рай-Семёновское на реке Наре, у Серпухова.
Голицынская больница
Была открыта в начале 19-го века. Построена на средства князя Голицына выдающимся русским архитектором Казаковым Матвеем Федоровичем.
В 19-м веке входила в список лучших больниц Европы. В лечебнице располагалась клиническая база медицинского университета Москвы.
Здание больницы, как и остальные творения архитектора Матвея Казакова, является выдающимся памятником московской архитектуры эпохи классицизма. Портик, организованный из шести крупных колонн, создает своего рода парадный вход в больницу. Широкий купол с возвышающимся бельведером позволяет увидеть здание издалека.
В настоящее время входит в состав Городской больницы Москвы.
Завершение трудов
С 1886 Казаков занял пост в Москве главного архитектора. Он возглавлял Кремлевскую экспедицию. Все отныне обустраивалось по проектам Матвея Федоровича. Казаков мастерски вписывал авторские ансамбли в годами стоявшие кварталы.
Классические здания с колоннами упорядочили неразбериху столичных улочек и придали облику древнего города благородство. Архитектор приступил к возведению доходных домов и комфортных и довольно небольших особняков для проживания. Им был переработана прежняя усадебная планировочная система.
Дома отныне располагались по четко определенной линии. Классический стиль придал имениям компактную пропорциональность. Декорировались поместья пилястрами, карнизами. Убранство внутри дополняла настенная роспись.
К началу XIX века Матвеем Федоровичем была организована собственная архитектурная школа. В ней училось немало в будущем знаменитых зодчих: Еготов, Бакарев, Бове, Таманский. С учениками мастер составил «Генеральный атлас Москвы». Для реставраторов он стал бесценнейшим документом.
Устроилась и личная жизнь зодчего. Со своей избранницей Варварой Алексеевной они стали мужем и женой. В семье появилось шестеро детей: дочери Аграфена, Екатерина, Елизавета, сыновья Василий, Павел, Матвей. Из жизни мастер ушел в конце октября.
Благородное собрание
Построено по заказу князя Долгорукого в 1787 году в самом центре Москвы.
Двухэтажное здание, украшенное портиком с колоннами, опирающимися на цоколь и соединенные изящной аркой. Главной достопримечательностью проекта является Колонный зал. К сожалению, в 1812 году здание Благородного собрания ждала участь многих зданий столицы – оно тоже горело. Не обошлось без реставраций. Последняя проведена в начале 20-го века: был надстроен третий этаж, однако Большой зал остался нетронутым. В таком виде здание сохранилось до сегодняшнего дня.
Основное внимание архитектор Казаков уделил внутреннему убранству: большие хрустальные люстры, монументальные колонны вдоль белоснежных стен. Сначала стены и потолок украшали холсты известных художников, но после пожара они не были восстановлены
Благородное собрание служило не только местом съезда князей и приближенных двора. Здесь также проводились балы, которые привлекали в свое время Пушкина, Лермонтова, Юсупова.
↑ Последние годы
В 1800 – 1804 годах Казаков создавал генеральный план Москвы и ее «фасаднический» план, т. е. с «высоты птичьего полета», а параллельно работал над серией архитектурных альбомов, содержащих наиболее значительные московские здания. Несколько сохранившихся альбомов Казакова позволяют судить об эволюции типов московских усадеб и жилых домов. Казаков открыл свою архитектурную школу, в которой учились многие выдающиеся русские зодчие: О. И. Бове, И. В. Еготов и другие. Когда в 1812 г. французская армия стала приближаться к Москве, семья Казакова уехала в Рязань. Здесь и узнал великий зодчий ужасную весть: сгорела Москва. Все, что с такой любовью он создавал на протяжении жизни, превратилось в пепел. Он не перенес этого потрясения, и 7 ноября 1812 г. великий строитель Москвы покинул этот мир.
Биография
Матвей Казаков родился в 1738 году в Москве, в семье подканцеляриста Главного комиссариата Фёдора Казакова — выходца из крепостных. Семья Казаковых жила около Кремля, в районе Боровицкого моста. В 1749-м или начале 1750-го года умер отец Казакова. Мать, Федосья Семёновна, решила отдать сына в архитектурную школу известного зодчего Д. В. Ухтомского; в марте 1751 года Казаков стал учеником в школе Ухтомского и пробыл в ней до 1760 года. С 1768 г. работал под руководством В. И. Баженова в Экспедиции кремлёвского строения; в частности, в 1768—1773 гг. он участвовал в создании Большого Кремлёвского дворца, а в 1775 г. — в оформлении праздничных увеселительных павильонов на Ходынском поле. В 1775 году Казаков был утверждён в звании архитектора.
Наследие Казакова включает множество графических работ — архитектурных чертежей, гравюр и рисунков, в том числе «Увеселительные строения на Ходынском поле в Москве» (тушь, перо, 1774—1775; ГНИМА), «Строительство Петровского дворца» (тушь, перо, 1778; ГНИМА).
Казаков проявил себя и как педагог, организовав при Экспедиции кремлёвского строения архитектурную школу; его учениками были такие архитекторы, как И. В. Еготов, А. Н. Бакарев, О. И. Бове и И. Г. Таманский. В 1805 году школа была преобразована в Архитектурное училище.
Во время Отечественной войны 1812 года родственники увезли Матвея Фёдоровича из Москвы в Рязань. Там зодчий узнал о пожаре Москвы — это известие ускорило кончину мастера. Казаков скончался 26 октября (7 ноября) 1812 года в Рязани и был похоронен на кладбище (ныне не сохранившемся) Рязанского Троицкого монастыря.
Его именем в 1939 году была названа бывшая Гороховская улица в Москве. Также его именем названа бывшая Дворянская улица в Коломне. В 1959 году в Керчи по инициативе главного архитектора города А. Н. Морозова вновь образованная улица стала носить имя Казакова в честь его 225-летия.