Куросава, Акира

Интернационал

Куросава последовал за своим первым внутренним успехом с тем, что станет его первым международным хитом, Рашомоном (1950), рассказ об убийстве самурая. с точки зрения четырех разных персонажей.В настоящее время он считается мастерски инновационным устройством для рассказывания историй, но в Японии его встретили неоднозначные реакции. Тем не менее, его гениальность не была потеряна на международной арене, и он получил главный приз Венецианского кинофестиваля и премию Оскар за лучший иностранный фильм. Работая по сценарию Куросавы, Мартин Ритт переделал его в «The Western The Outrage» 1964 года. Это стало самым ранним из многих произведений Куросавы, адаптированных к этому жанру.

В настоящее время признанный важным голосом в кино, в течение следующего десятилетия Куросава сделал некоторые из его самых влиятельных и развлекательные фильмы. В 1952 году он выпустил всемирно известный Икиру, а в 1954 году — эпическую Семерку Самураев, дань уважения вестернам, которые позже пройдут полный круг, когда будут переименованы в Великолепную семерку (1960).Еще раз продемонстрировав свой диапазон и талант к адаптации, в 1957 году Куросава выпустил Throne of Blood. Переосмысление Макбета, оно широко считается одной из лучших интерпретаций произведений Шекспира. Следом за ним последовала «Скрытая крепость» 1958 года, история принцессы, ее полководца и двух неуклюжих крестьянских товарищей в поисках дома

Он стал вехой в качестве первого фильма в Японии, который использовал широкоэкранный формат, но, возможно, это еще более важно для влияния, которое он оказал на молодого американского режиссера Джорджа Лукаса, который называет «Скрытую крепость» главным влиянием для «Звездных войн»

Литература[править | править код]

  • Donald Richie. The Films of Akira Kurosawa. — Third edition. — Berkley, Los Angeles, London: University of California Press, 1998. — ISBN 0-520-22037-4.
  • Акира Куросава. Вступит. статья Р. Н. Юренева. М., «Искусство», 1977. 288 с.; 23 л.ил. (Мастера зарубежного кино)
  • Dodes’ka-den (Criterion Collection Spine #465). Criterion.
  • Drunken Angel. Criterion.
  • Fellini, Federico. Federico Fellini: Interviews (неопр.) / Bert Cardullo. — University Press of Mississippi, 2006. — ISBN 978-1-57806-885-2.
  • Godard, Jean-Luc. Godard on Godard (неопр.) / Tom Milne. — Da Capo Press (англ.)русск., 1972. — ISBN 978-0-306-80259-1.
  • Goodwin, James. Akira Kurosawa and Intertextual Cinema (неопр.). — The Johns Hopkins University Press (англ.)русск., 1993. — ISBN 978-0-8018-4661-8.
  • Goodwin, James. Perspectives on Akira Kurosawa (неопр.). — G. K. Hall & Co. (англ.)русск., 1994. — ISBN 978-0-8161-1993-6.
  • High, Peter B. The Imperial Screen: Japanese Film Culture in the Fifteen Years’ War, 1931–45 (англ.). — The University of Wisconsin Press (англ.)русск., 2003. — ISBN 978-0-299-18134-5.
  • Kurosawa, Akira. Something Like an Autobiography (неопр.). — Vintage Books (англ.)русск., 1983. — ISBN 978-0-394-71439-4.
  • Kurosawa, Akira. Yume wa tensai de aru (A Dream Is a Genius) (неопр.). — Bungei Shunjū (англ.)русск., 1999. — ISBN 978-4-16-355570-6.
  • Kurosawa, Akira. Akira Kurosawa: Interviews (неопр.) / Bert Cardullo. — University Press of Mississippi, 2008. — ISBN 978-1-57806-996-5.
  • Kurosawa: The Last Emperor. Channel Four (UK)/Exterminating Angel Productions.
  • Kurosawa. WNET, BBC and NHK.
  • Martinez, Delores P. Remaking Kurosawa: Translations and Permutations in Global Cinema (англ.). — Palgrave Macmillan, 2009. — ISBN 978-0-312-29358-1.
  • Mellen, Joan. Seven Samurai (BFI Classics) (неопр.). — British Film Institute, 2002. — ISBN 978-0-85170-915-4.
  • Morrison, James. Roman Polanski (Contemporary Film Directors) (англ.). — University of Illinois Press, 2007. — ISBN 978-0-252-07446-2.
  • Nogami, Teruyo. Waiting on the Weather (неопр.). — Stone Bridge Press (англ.)русск., 2006. — ISBN 978-1-933330-09-9.
  • Peckinpah, Sam. Sam Peckinpah: Interviews (неопр.) / Kevin J. Hayes. — University Press of Mississippi, 2008. — ISBN 978-1-934110-64-5.
  • Prince, Stephen. The Warrior’s Camera: The Cinema of Akira Kurosawa (англ.). — 2nd, revised. — Princeton University Press, 1999. — ISBN 978-0-691-01046-5.
  • Ray, Satyajit. Our Films Their Films (неопр.). — Orient Blackswan (англ.)русск., 2007. — ISBN 978-81-250-1565-9.
  • Richie, Donald (англ.)русск.. The Films of Akira Kurosawa (неопр.). — Third, Expanded and Updated. — University of California Press, 1999. — ISBN 978-0-520-22037-9.
  • Richie, Donald. A Hundred Years of Japanese Film (неопр.). — Kodansha, 2001. — ISBN 978-4-7700-2682-8.
  • Seven Samurai: 3-disc Remastered Edition (Criterion Collection Spine #2). Criterion.
  • Sato, Tadao. Currents in Japanese Cinema (неопр.). — Kodansha, 1987. — ISBN 978-0-87011-815-9.
  • Star Wars Episode IV: A New Hope. 20th Century Fox Home Entertainment.
  • Yojimbo: Remastered Edition (Criterion Collection Spine #52). Criterion.
  • Yoshimoto, Mitsuhiro. Kurosawa: Film Studies and Japanese Cinema (неопр.). — Duke University Press (англ.)русск., 2000. — ISBN 978-0-8223-2519-2.

Фильмы

Творческая биография Акиры Куросавы развивалась неспешно. Куросава присматривался к работе знаменитых японских режиссеров и все больше понимал, что хотел бы оказаться на их месте. Но начал Куросава деятельность в кино не как режиссер, а как сценарист.

Дебютная картина Акиры Куросавы называлась «Лошадь». Успеха эта картина не имела, зато позволила начинающему режиссеру «набить руку». Фильм «Легенда о великом мастере дзюдо» (или «Гений дзюдо»), вышедший 2 года спустя, оказался более удачным

На молодого мастера обратили внимание критики. Картина о боевых искусствах, показывающая историю дзюдо в конце 19-го века, получила и зрительское признание

Через пару лет режиссер даже снял продолжение этого фильма.

Каждый следующий фильм Акиры оказывался более успешным, чем предыдущий. После окончания войны, в 1948 году, Куросава подарил зрителям драматическую картину «Пьяный ангел». Главного героя – врача, который пытается спасти гангстера от тяжелой болезни, сыграл Тоширо Мифуне. На тот момент Мифуне был малоизвестным актером. Можно сказать, что Куросава открыл эту звезду зрителям. Впоследствии Мифуне снялся в 15-ти лентах знаменитого режиссера и стал самой яркой звездой кинематографа Поднебесной.

Слава обрушилась на Акиру Куросаву в 1950 году. В этом году на экраны вышел первый шедевр режиссера – картина «Расемон». Это экранизация, для которой был подобран действительно хороший исходный материал – рассказ Рюноскэ Акутагавы, живого (на тот момент) классика японской литературы, «В чаще». При этом другой рассказ писателя «Ворота Расемон» в сценарии фильма не используется, но в картине видно атмосферные параллели с этим произведением.

Фильм снят в популярном жанре японского кино «дзидайгэки» – фильм о самураях времен феодальной Японии. Но при таком жанре и стилистике режиссер смог сделать картину интернациональной и возможной для восприятия зрителями и за пределами родной страны режиссера.

Этот проект принес Куросаве первую престижную награду – «Золотого льва» на Венецианском фестивале кино. Фильм оказался популярным на западном рынке и принес огромные кассовые сборы.

Влияние отца проявилось в творчестве Акиры Куросавы в 1950-х годах. Еще в детстве режиссера потомок самурая Исаму Куросава привил сыну любовь к шедеврам мировой литературы, часть которых имели российское происхождение. В 1951 году на экраны вышел фильм «Идиот» по одноименному роману российского гения Федора Достоевского. Правда, режиссер изменил сюжетную линию и перенес действие картины на Хоккайдо.

В 1952 году Куросава вновь обращается к русской классике и снимает философский драматический фильм под названием «Жить», основанный на повести «Смерть Ивана Ильича» Льва Николаевича Толстого. Действие фильма также перенесено в Японию и фокусируется на токийском бюрократе.

Дуновение российской классики отобразилось на еще одном шедевре Куросавы. В 1957 году режиссер снял фильм «На дне». В основу картины легло одноименное произведение Максима Горького. Правда, Акира Куросава в собственном авторском «прочтении» сделал фильм несколько ироничным.

В 1954 году вышел непревзойденный шедевр «Семь самураев». Как и «Расемон», этот фильм показывает сюжет о самураях и относится к жанру «дзидайгэки», но в новой картине мастер кино еще дальше продвинулся по пути слияния восточного и западного кинематографа. Главным достижением Акиры Куросавы, которое и превратило фильм «Семь самураев» в легенду, стало стирание границ использования наработок западной и восточной кинематографических традиций, а также переплетение элементов и архетипов, типичных для высокой и поп-культуры.

70-ые годы оказались крайне сложными в жизни гениального режиссера. Как ни странно, на родине Куросава не мог похвастаться популярностью. Акиру носили на руках на Западе, но в Японии у него начался кризис с финансированием фильмов, принесших славу как режиссеру, так и родной стране Куросавы. По этой причине режиссер едва не покончил жизнь самоубийством.

Один из шедевров Куросавы увидел свет благодаря российской киностудии «Мосфильм», на базе которой режиссеру позволили снять картину. Картина называлась «Дерсу Узала» и стала первой работой создателя не на японском языке. Фильм удостоился главной награды международного фестиваля в Москве и получил 2 статуэтки «Оскар».

Из последних фильмов мастера, получивших мировое признание, выделяются проекты «Кагемуся: Тень воина» и «Ран». Это две самурайские эпопеи. Под финал творческой жизни Куросава снял две знаменитые драмы – «Августовская рапсодия» и «Еще нет». Последняя картина увидела свет в 1993 году. Названные фильмы были номинированы на «Оскар».

Личная жизнь Акиры Куросавы

Великий режиссер был счастливо женат. Он связал себя узами брака с актрисой Ягути Йоко в 1944 году, сразу после выхода его картины «Самые красивые», где она сыграла ведущую роль. В 1945 году у пары родился первенец, сын Хисао, в 1954 году – дочь Казуко.Жена Акиры Куросавы — актриса Ягути ЙокоВ начале 1970-х лидер японского кино, столь популярный на Западе, но не оцененный по достоинству на родине, столкнулся с трудностями в вопросах финансирования и пережил творческий кризис, едва не покончив с собой. Запершись в ванной комнате, он вскрыл себе вены. Однако его удалось спасти.

Любимым режиссером Куросавы был Джон Форд («Тихий человек», «Гроздья гнева», «Как зелена была моя долина», «Осведомитель»), художником – Ван-Гог и Тулуэ-Лотрек.

Воскресение

На грани Уходя в неизвестность, к Куросаве обратилась российская продюсерская компания, чтобы сделать эпический приключенческий фильм Дерсу Узала про отшельника. Снятая на месте в Сибири и премьера в 1975 году, международная аудитория с энтузиазмом получила фильм. Однако производство сказалось на здоровье Куросавы. Хотя ему было все труднее завоевывать поддержку своих проектов, Куросава продолжал прилагать усилия, чтобы донести свое видение до экрана.

Несмотря на то, что Куросава внес вклад в мир кино,уместно, что его глубокое влияние когда-нибудь возместится. В конце 70-х годов поклонник Куросавы Джордж Лукас использовал свой огромный успех в «Звездных войнах», чтобы вывести на борт Фрэнсиса Форда Копполу и Фокса двадцатого века, чтобы создать Кагемушу, средневековую историю самураев с эпическими пропорциями. Выпущенный в 1980 году, он получил Гран-при в Каннах и был номинирован на лучший фильм на иностранных языках на церемонии вручения премии Оскар. Воодушевленный успехом Кагемуша, Куросава продолжил его в 1985 году с Раном, его самурайской адаптацией Короля Лира Шекспира.

До войны

Акира Куросава родился в Токио 23 марта 1910 года.Его зажиточная семья может проследить его происхождение еще в 11 веке, и молодого Куросаву рано научили, что он является потомком самурая. Но, несмотря на это уважаемое, явно японское происхождение, отец Куросавы считал, что он и его братья и сестры также должны быть знакомы с западной культурой, поэтому он часто брал их на просмотр фильмов.

Первоначально Куросава оказался увлеченным искусством; после окончания средней школы учился в дошишской школе западной живописи

Однако в 1936 году его заявка на работу в киностудии Photo Chemical Laboratories привлекла внимание Каджир Ямамото, одного из крупнейших в то время режиссеров Японии, который настаивал на найме Куросавы

Работал помощником директора в течение следующих семи лет,Куросава снял около 24 фильмов с Ямамото и другими режиссерами и узнал, в частности, о важности умения написать хороший сценарий

Награды

  • Орден Культуры.
  • Кавалер ордена Почётного легиона (Франция).
  • Кавалер Большого креста ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой» (Италия).
  • Великий офицер ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой» (Италия).
  • Орден Дружбы народов (12 марта 1991 года, СССР) — за большой личный вклад в развитие культурных связей между Советским Союзом и Японией.
  • Премия Асахи ().
  • Премия Рамона Магсайсая (1965).
  • Азиатская премия культуры Фукуока ().
  • В 1994 году Куросава был удостоен премии Киото.
  • Почётный гражданин Токио ().
  • С 2004 года на Токийском международном кинофестивале учреждена премия его имени, вручаемая кинорежиссёрам за создание картин, «наполненных гуманизмом».

Смерть

В 1995 году, когда Куросава снимал свою последнюю картину, он получил серьезную травму спины, вследствие которой очутился в инвалидном кресле. Он мечтал умереть на своем рабочем месте – на съемочной площадке. Но жизнь распорядилась по-другому. 88-летний Акиро Куросава умер из-за инсульта в больнице. Смерть врачи констатировали 6 сентября 1998 года.

Могила Акиры Куросавы

В 1999 году, чтобы почтить память великого режиссера, Такаси Коидзуми снял фильм «После дождя» франко-японского производства по сценарию самого Куросавы. Так как этот фильм выступил как дань памяти, Такаси Коидзуми озаботился тем, чтобы и съемочная группа имела отношение к мастеру кино. Композитором “После дождя” стал Масару Сато, до этого работавший над картинами Куросавы. Кроме того, одну из ролей получил сын того самого Тосиро Мифуне, получившего популярность как раз благодаря ролям в картинах мастера, актёр Хамагути Мифунэ.

Лучшие фильмы Акиры Куросава

Первый фильм, в котором Акира Куросава стал режиссером – Лошадь 1941 года. Всего он снял более 31 фильма.Средний рейтинг кинокартин режиссера: 7.6/10. Его лучшие работы:

Семь самураев (1954)

 8.6

Seven Samurai
Драма, Приключения, Боевик
Япония

207 мин.

Сёла и деревни Японии находятся в опасности: по всей территории страны путешествуют банды, отбирающие у крестьян урожай и женщин, разоряющие поселения. Жители одной такой деревни, зная, что скоро банда нагрянет в их края, пытаются срочно придумать, как им защититься.
Жители просят помощи у самурая Камбэя Симаду. Когда посланцы приходят к нему, они становятся свидетелями того, как самурай убивает вора и спасает маленького ребенка. Камбэй хоть и не сразу, но соглашается помочь жителям деревни в …

 Трейлер

 Фильм

Интересные факты:

Первоначально режиссер планировал снять фильм об одном дне жизни самурая, однако в конце концов отказался от этой идеи из-за недостаточного знания исторического материала. Однако в ходе работы над сценарием к этому проекту он наткнулся на историю об обороне маленькой деревни от разбойников самураями-ронинами, и решил экранизировать этот сюжет.

режиссер сценарист

Награды Всего: побед 2, номинаций 1

Расемон (1950)

 8.2

Rashomon
Детектив, Драма, Криминал
Япония

88 мин.

Действие происходит в древней Японии. В лесу был убит самурай, а его жена, путешествовавшая вместе с ним, была изнасилована. На суде были опрошены четыре человека, которые могли дать показания по этому делу, но показания всех четверых не сходились. По сути, каждый из опрашиваемых был по-своему прав, но суду следовало разобраться, кому верить.
Первым дал показания дровосек, который и обнаружил убитого самурая, а затем и изнасилованную жену. Вторым опросили разбойника, который подозревался в …

 Трейлер

 Фильм

Интересные факты:

Чтобы добиться нужной глубины кадра в сцене дождя, режиссер после долгих поисков решения распорядился добавить в воду дождевальных машин чернила.

Во время съемок члены съемочной группы попросили режиссера разъяснить им смысл сюжета фильма. Режиссер ответил, что фильм является отражением жизни, а жизнь не всегда имеет понятный смысл.

режиссер сценарист

Награды Всего: побед 4, номинаций 1

Телохранитель (1961)

 8.2

The Bodyguard
Триллер, Драма, Боевик
Япония

110 мин.

Действие фильма происходит в маленьком японском городке, где противоборствуют две преступные группировки, во главе которых стоят два родных брата. Бандиты мешают спокойно жить обитателям городка и терроризируют их.
Но однажды в город приходит никому неизвестный самурай-одиночка, называемый «ронин» – то есть, самурай без хозяина, совсем не похожий на других самураев, но благодаря своему уму, силе и умению владеть мечом, сумевший противостоять группам бандитов и попутно решающий свои …

 Трейлер

 Фильм

режиссер продюсер сценарист

Награды Всего: номинаций 1

Ран (1985)

 8.2

Revolt
Военный, Драма, Боевик
Япония, Франция

162 мин.

Хидэтора – могущественный правитель Японии, который за время своего правления завоевал множество соседних земель. Когда ему пришла пора уйти на покой, он разделил свои владения между тремя сыновьями. Однако младший сын, Сабуро, выступил против такого разделения, сказав, что это приведет к междоусобицам.
Разгневанный правитель лишил младшего сына статуса наследника и изгнал его из клана, но Сабуро оказался прав – старший и средний братья начали сражаться за имущество, а отца лишили всех …

 Трейлер

 Фильм

Интересные факты:

К моменту съемок режиссер практически потерял зрение. Ему пришлось положиться на своих ассистентов, которые, в свою очередь, при выстраивании каждого кадра руководствовались зарисовками режиссера.

Режиссер в течение десяти лет готовил зарисовки каждого кадра будущего фильма, которые впоследствии были опубликованы вместе со сценарием.

Режиссер сам занимался разработкой воинских доспехов для фильма.

По словам советского и российского режиссера Никиты Михалкова, в фильме “Ран” были использованы его идеи для так и оставшегося в проекте фильма о Дмитрии Донском, которыми он когда-то поделился с японским режиссером.

режиссер сценарист

Награды Оскар: номинаций 1   BAFTA: побед 1, номинаций 1   Всего: побед 11, номинаций 7

Фильмография

ГодНазваниеОригинальное названиеТранскрипция
1943Гений дзюдо姿三四郎Сугата Сансиро:
1944Самые красивые一番美しくИтибан уцукусику
1945Гений дзюдо II續姿三四郎Дзоку Сугата Сансиро:
Идущие по хвосту тигра虎の尾を踏む男達Тора но о о фуму отоко-тати
1946Творящие завтрашний день
Без сожалений о нашей юностиわが青春に悔なしВага сэйсюн ни куйнаси
1947Одно прекрасное воскресенье素晴らしき日曜日Субарасики нитиё: би
1948Пьяный ангел酔いどれ天使Ёидорэ тэнси
1949Тихая дуэль静かなる決闘Сидзуканару кэтто:
Бездомный пёс野良犬Нора ину
1950Скандал醜聞Сукяндару
Расёмон羅生門Расё: мон
1951Идиот白痴Хакути
1952Жить生きるИкиру
1954Семь самураев七人の侍Ситинин но самурай
1955Я живу в страхе生きものの記録Икимоно но кироку
1957Трон в крови蜘蛛巣城Кумо но судзё:
На днеどん底Дондзоко
1958Три негодяя в скрытой крепости隠し砦の三悪人Какуси торидэ но сан акунин
1960Плохие спят спокойно悪い奴ほどよく眠るВаруй яцу ходо ёку нэмуру
1961Телохранитель用心棒Ё:дзимбо:
1962Отважный самурай椿三十郎Цубаки Сандзю: ро:
1963Рай и ад天国と地獄Тэнгоку то дзигоку
1965Красная борода赤ひげАкахигэ
1970Под стук трамвайных колесどですかでんДодэсукадэн
1975Дерсу Узалаデルス・ウザーラДэрусу Удза: ра
1980Тень воина影武者Кагэмуся
1985РанRan
1990СныЮмэ
1991Августовская рапсодия八月の狂詩曲Хатигацу но рапусоди:
1993Ещё нетまあだだよМа: дадаё

Восходящее солнце

Поскольку он был помечен как непригодный для военной службы после провала военного раннего периода, когда Япония вступила во Вторую мировую войну, Куросава смог остаться в Токио и продолжать работать. Несмотря на врожденные экономические трудности конфликта, именно в это время Куросава был назначен режиссером и снял свой первый фильм «Санширо Сугата». Картина боевых искусств, созданная в 19 веке в Японии, была выпущена в 1943 году и продемонстрировала таланты Куросавы как писателя и режиссера. В 1944 году Куросава выступил с темой Ичибана Уцукушику, посвященной Второй мировой войне. Это достижение стало еще приятнее, когда он женился на своей звезде, Юко Ягучи,следующий год.

В течение короткого периода после окончания войны подающая надежды карьера Куросавы была приостановлена ​​оккупационными силами США, но он вернулся к кинопроизводству со своей собственной критикой Японии & # x2019 ; довоенный милитаризм «Не жалею о нашей молодежи» в 1946 году. Два года спустя он совершил свой первый значительный прорыв с «Пьяным ангелом», мелодрамой, снятой в послевоенном Токио, которая не только продемонстрировала диапазон Куросавы, но и отметил свое первое сотрудничество с актером Тоширо Мифунэ.

Темные облака

Чтобы получить большую свободу творчества в своей работе, в 1960 году Куросава основал собственную производственную компанию. Его первым фильмом из этого нового проекта был Йоджимбо (1961),который следует за безымянным блуждающим самураем, когда он играет в середине между двумя враждующими группировками в маленьком городке. Среди своих самых популярных и доступных фильмов Серхио Леоне переделал его в «Горсть долларов» (1964), а Клинт Иствуд снялся в роли архетипа «Человек без имени»

Однако, несмотря на продолжающиеся успехи Куросавы, негативное влияние телевидения на кинопроизводство и экономическая депрессия в Японии побудили его искать работу в Голливуде. К сожалению, ни один из его проектов не был реализован. Его триллер «Беглый поезд» не смог получить финансовую поддержку, и личные разногласия заставили «Фокса двадцатого века» уволить его из фильма «Перл-Харбор» Тора! Tora! Tora! Разочарование Куросавы стало коммерческим провалом его комедии 1970 года. Удрученный, измотанный и страдавший материально, Куросава попытался покончить жизнь самоубийством в 1971 году. Хотя он в конечном итоге выздоровел, он смирился с тем фактом, что никогда больше не будет руководить.

Поиски себя

Вернувшись в Токио в 1924 году, Куросава стал учеником школы западной живописи Doshusha («Досюся») и начал готовиться к поступлению в художественный университет. Увы, когда в 1927 году он попытался поступить в Токийскую художественную школу, ему ответили отказом. Юноша не бросил занятия живописью, и в 1928 году одна из его картин, «Сэйбуцу» (в переводе, «живые организмы»), была принята на выставку «Ника-Экзибишн». Год спустя 19-летний художник примкнул к сообществу «Японская ассоциация пролетарского искусства», увлеченному идеями марксизма, хлынувшими со стороны СССР.Акира Куросава в молодостиХотя товарищи Куросавы по сообществу были рады включить сразу 5 его картин в выставку пролетарского искусства 1929 года, самого художника мало интересовала политика, градус которой в Ассоциации рос с каждым днем. В конце концов он оставил ее из-за разногласий с другим членами. Зарабатывать на жизнь картинами не получалось, и он в конце концов потерял интерес к живописи.Акира Куросава и старший брат Хейго в детствеХейго, старший брат Акиры, был вхожей в японский бомонд фигурой – он работал комментатором немого кино. Акира был с ним неразлучен – с конца 1920-х годов они жили вместе, отдельно от других членов семьи. Именно Хейго ввел младшего брага в творческие круги. Личность неординарная, в 1933 году вместе с девушкой он совершил ритуальное самоубийство в горах.

Фильмы Акира Куросава:

Легенда о великом мастере дзюдо1943 – Япония Актеры:
Денжиро Окоши, Сусуму Фудзита, Такаси Шимура

Идущие за хвостом тигра1945 – Япония Актеры:
Денжиро Окоши, Масаюки Мори, Сусуму Фудзита

Бездомный пес1949 – Япония Актеры:
Исао Кимура, Норико Сенгоку, Такаси Шимура, Тосиро Мифунэ

Тихая дуэль 1949 – Япония Актеры:
Норико Сенгоку, Такаси Шимура, Тосиро Мифунэ

Расемон / Рашомон1950 – Япония Актеры:
Масаюки Мори, Мачико Кио, Минору Чиаки, Такаси Шимура, Тосиро Мифунэ

Скандал 1950 – Япония Актеры:
Норико Сенгоку, Такаси Шимура, Тосиро Мифунэ

Идиот (1951)1951 – Япония Актеры:
Масаюки Мори, Сетсуко Хара, Такаси Шимура, Тосиро Мифунэ

Семь самураев 1952 – Япония Актеры:
Дайсуке Като, Исао Кимура, Йосио Инаба, Такаси Шимура, Тосиро Мифунэ

Жить1952 – Япония Актеры:
Кин Сугаи, Макото Кабори, Минору Чиаки, Такаси Шимура

Трон в крови / Макбет1957 – Япония Актеры:
Акира Кубо, Минору Чиаки, Такаси Шимура, Тосиро Мифунэ, Ютака Сада

Скрытая крепость1958 – Япония Актеры:
Минору Чиаки, Такаси Шимура, Тосиро Мифунэ

Плохие спят спокойно1960 – Япония Актеры:
Киоко Кагава, Масаюки Мори, Такаси Шимура, Татсуя Михаши, Тосиро Мифунэ

Телохранитель1961 – Япония Актеры:
Татсуя Накадаи, Тосиро Мифунэ, Ютака Сада

Телохранитель 2 / Санзюро / Санджуро1962 – Япония Актеры:
Акихико Хирата, Кейдзи Кобаяси, Куни Танака, Татсуя Накадаи, Тосиро Мифунэ, Юдзо Каяма

Рай и Ад1963 – Япония Актеры:
Исао Кимура, Кенджиро Исияма, Кин Сугаи, Сусуму Фудзита, Татсуя Михаши, Татсуя Накадаи, Цутому Ямадзаки, Ютака Сада

Красная борода1965 – Япония Актеры:
Иошитака Зуши, Кин Сугаи, Кинуя Танака, Киоко Кагава, Тосиро Мифунэ, Харуко Сугимура, Цутому Ямадзаки, Чишо Рюи, Юдзо Каяма, Ютака Сада

Додескаден / Под стук трамвайных колес1970 – Япония Актеры:
Иошитака Зуши, Кин Сугаи, Татсуо Матсумура, Хисаши Игава

Дерсу Узала 1975 – СССР, Япония Актеры:
Владимир Кремена, Даниил Нетребин, Михаил Бычков, Советбек Джумадылов, Суйменкул Чокморов, Юрий Соломин

Кагемуся / Кагемуши / Тень воина 1980 – Япония Актеры:
Каори Момои, Такаси Шимура, Татсуя Накадаи, Цутому Ямадзаки

Ран1985 – Франция, Япония Актеры:
Акира Терао, Иошитака Зуши, Миеко Харада, Татсуя Накадаи, Хисаши Игава

Сны Акиры Куросавы1990 – США, Япония Актеры:
Акира Терао, Иошитака Зуши, Мартин Скорсезе, Миеко Харада, Хисаши Игава, Чишо Рюи

Августовская рапсодия1991 – Япония Актеры:
Ричард Гир, Сачико Мурасе, Хисаши Игава

Ещё нет / Мададайо1992 – Япония Актеры:
Акира Терао, Иошитака Зуши, Киоко Кагава, Татсуо Матсумура, Хисаши Игава

Последние годы жизни

В 80-летнем возрасте кинорежиссер снял состоящий из 7-ми частей фильм «Сны Акиры куросавы». Он содержал размышления классика кино о природе человека, о тайнах красоты, смерти, жизни и задумывался им как последний. В нем появился Мартин Скорсезе – в роли Ван Гога.«Сны Акиры Куросавы». ФрагментСреди наследия мастера кино невозможно не упомянуть ленту «Августовская рапсодия» с Ричардом Гиром (Кларк) и Сатико Мурасе в центральной роли бабушки Канэ. Ключевым ее эпизодом стали воспоминания женщины о бомбардировке Нагасаки и слова ее американского гостя, героя Гира, что ему очень жаль. Кстати, актер говорил в этом кинофильме на японском языке, не владея им, а заучивая текст на слух.Акира Куросава. Совет начинающим режиссёрамПоследней работой сэнсэя японского кинематографа стала драма «Еще нет», увидевшая свет в 1993 году. Ее название включает намек на игру в прятки и означает, что основной герой, японский профессор, все еще жив-здоров. Лента получила премии Японской киноакадемии в четырех номинациях (за наилучшую роль второго плана – жены профессора, лучшие освещение, работу художника и оператора).Могила великого режиссераРежиссер мирового масштаба, вклад в киноискусство которого поистине бесценен, скончался в 1998 году в родном городе вследствие инсульта.Три кита кинематографа: Акира Куросава, Джордж Лукас и Стивен СпилбергВ 2004 году на МКФ в Токио учредили приз имени великого мастера для вручения его режиссерам фильмов, «наполненных гуманизмом».

Post Views:
5

Биография Акиры Куросавы

Акира Куросава — великий экспериментатор, который изменил отношение к боевикам и вестернам. Узнаем, как на него повлияли родители и познакомимся с первыми пробами.

Почему мы изучаем творчество Акиры Куросавы

Самый знаменитый из японских кинематографистов в истории, которого называют мостом между Востоком и Западом, был великим экспериментатором.

Он сильно повлиял на то, как теперь снимают боевики и вестерны, в частности именно он оказал решающее влияние на создателя «спагетти-вестерна» Серджио Леоне.

Ему удалось расширить границы кино и открыть новые возможности для будущих режиссеров: он разработал новые драматургические конструкции, открыл новый принцип построения повествования (когда история демонстрируется не с одной, а с разных точек зрения) и изменил Голливуд.

Личное отношение к фильмам Акиры Куросавы

Акира Куросава появился на свет в 1910 году в пригороде Токио, в семье потомственного самурая.

Отец Исамо Куросава был человеком открытым к западным веяниям и ценностям, с интересом относился к западному театру и кинематографу. Он не запрещал ходить детям в кино, а, наоборот, поддерживал это. Акиру Куросаву называют мостом между японской и западной культурой, он близок и тому, и другому зрителю. Во многом это заслуга отца.

С раннего возраста Куросава обнаружил склонность к занятиям искусством, ему нравилось рисовать, он занимался каллиграфией, а в 17 лет поступил в школу живописи.

Важную роль в жизни Акиры Куросавы сыграл старший брат Хейго Куросава. Он взял Акиру в подростковом возрасте смотреть на последствия великого землетрясения Канто. Тот пытался отворачиваться от трупов людей, но брат заставлял его смотреть, надеясь, что Акира преодолеет свои комплексы. Некоторые исследователи предполагают, что это зрелище отразилось в творчестве Куросавы: он не боится резких подробностей.

В 1936 году Акира Куросава начинает работать ассистентом режиссера Кадзиро Ямамото на престижной японской кинофирме PCL «Photo Chemical Laboratories» впоследствии известной как «Toho Studios» — крупнейшей японской киностудии.

В 1943 году как режиссер он снял свой первый фильм «Гений дзюдо», повествующий о воспитании юного дзюдоиста.

Кстати, брат Куросавы тоже был связан с кино. Он работал бэнси. Это любопытная профессия. Скоро расскажем, что это значит.

1. Акира Куросава с братом
2
. Семья будущего режиссера
3
. Акира Куросава в юности

Бэнси — это комментатор фильмов. В Японию кино пришло из Америки и Европы, и японцы слабо понимали, как считывать жестикуляцию и мимику западных актеров. Комментаторы давали пояснения параллельно фильму, говорили, что значит тот или иной взгляд, жест, прикосновение. В то время как в России, Советском Союзе, в Европе и Америке показ немого кино почти всегда сопровождался музыкой. Человек, который играл во время показа, назывался тапер.

️ Западные ленты крутили не очень часто, японцы не слишком любили смотреть на то, что происходит с американскими и европейскими героями, и быстро наладили собственное кинопроизводство. Но профессия бэнси никуда не ушла: на протяжении 1920–30 годов они комментировали и японские фильмы. Зрители шли в кино не только ради просмотра фильма, но и ради того, чтобы послушать известного бэнси.

В 1937 году состоялся последний кинопоказ с участием бэнси, пришел звук и необходимость в этой профессии отпала.

Позже профессию начали возрождать силами японских чтецов и артистов. Сегодня некоторые фильмы тоже идут в сопровождении бэнси.

Обстановка в Японии в 30-е годы

Давайте соберем багаж знаний о японском кино, который у вас есть. Вспомните, кого из японских режиссеров вы знаете и смотрели.

О первых фильмах Куросавы

Родились в один день

Дата рождения: 23.05.1910. Возраст: 110.
Знак зодиака: Близнецы (информация о знаке).
Гороскопы для Близнеца: гороскоп на сегодня,
гороскоп на завтра,
гороскоп на неделю,
гороскоп на месяц,
гороскоп на год.

До следующего дня рождения осталось дней: 24 дней.

ГУЗЕЕВА Лариса Андреевна

Актриса

1 место

СОСЕДОВ Сергей Васильевич

Журналист, музыкальный критик

2 место

СЫТЫЙ Евгений Александрович

Актер

3 место

ГЕРИНГ Джульетта Александровна

Актриса

4 место

ЕГОРОВ Максим Борисович

Заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации

5 место

ЧИНАРЁВ Павел Алексеевич

Актер

6 место

ШАРОВАТОВ Дмитрий Вячеславович

Финансовый директор

7 место

ЛИННЕЙ Карл

Шведский учёный

8 место

ЛИСЕНКОВ Дмитрий Николаевич

Управляющий директор управления по инвестиционной деятельности

9 место

ПРИГОРОДОВА Лариса Алексеевна

Первый заместитель генерального директора

10 место

КОНДРАТОВ Кирилл Геннадивич

Актер

11 место

ГАПАНОВИЧ Валентин Александрович

Старший вице-президент

12 место

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий