Капелла Нотр-Дам-дю-О в городе Роншам, Франция (1950-1955 гг.)
Бетонная паломническая церковь, называемая еще капеллой Роншама, расположена на самом высоком холме в близлежащих окрестностях. Здание абсолютно не похоже на предыдущие работы Ле Корбюзье. Здесь нет ни плоской крыши, ни ленточных окон, ни правильных геометрических форм. Но до этого уже зрелому и опытному архитектору не доводилось принимать участие в подобных проектах. Находясь под влиянием византийской церковной архитектурой, зодчий решил провести эксперимент по слиянию модернизма и экспрессионизма.
Окна теперь не упорядочены, как было в прежних работах градостроителя, а разбросаны по всей площади стен, при этом каждое окно имеет различный размер. Благодаря витражным стеклам, такое решение позволило добиться весьма интересного освещения в разное время суток внутри церкви. Форма крыши, которая напоминает шапку монашки, на самом деле была навеяна морской раковиной. Из-за массивных стен белого цвета и необычной крыши, капелла Роншам чем-то похожа на гриб с деформированной шляпкой.
Из-за того, что во время паломничества церковь Нотр-Дам-дю-О не может принять всех посетителей, рядом был построен еще один алтарь и кафедра. После этого появилась возможность проводить службы под открытым небом, и вопрос с численностью прихожан был решен. Помимо паломников, сюда съезжается порядка 100 тысяч туристов каждый год. У них есть возможность зайти через северный вход, который условно является «черным». Через главные ворота их не пропускают по одной простой причине – на месте входа стоит массивная плита, поворачивающаяся на центральной оси. Она расписана самим Ле Корбюзье и имеет высокую значимость, как памятник архитектуры, поэтому ее старые механизмы открывают парадную дверь только во время больших церковных праздников.
Ле Корбюзье – пионер архитектурного модернизма и функционализма
Самые известные работы великого французского архитектора
Настоящее имя Ле Корбюзье – Шарль-Эдуар Жаннере-Гри. Будучи творческим человеком, он отказался от своего длинного имени и отдал предпочтение короткому и лаконичному Ле Корбюзье – именно так звали одного из предков архитектора по материнской линии. Теперь его псевдоним узнают во многих странах мира и называют «архитектурным чудотворцем».
Родившись в 1887 году в городе Ла-Шо-де-Фон, Швейцария, зодчий с малых лет хотел продолжить дело своего отца – потомственного часовщика-гравера. Но с возрастом у него появилась дикая страсть к архитектуре, которая заставила забыть о гравировке на часах и уделить все свое время получению знаний в этой области. Ле Корбюзье подолгу сидел в библиотеках, ходил на всевозможные выставки и лекции, получая все больше информации в сфере строительства и архитектуры. Он стал последователем модернистской архитектуры и подолгу засиживался в мастерской Петера Беренса, где познакомился и работал с немецкими зодчими Людвигом Мис ван дер Роэ и Вальтером Гропиусом.
В 1919 году Шарль-Эдуар Жаннере-Гри переехал в Париж, и под своим настоящим именем начал работать экспертом-консультантом в «Обществе по применению армированного бетона». Немного позднее он начинает издавать собственный журнал под названием «Новый дух», что еще раз говорит о всесторонней развитости гениального Ле Корбюзье. На страницах журнала архитектор публиковал весьма смелые и дерзкие статьи, в которых выражал свое негативное мнение по поводу буржуазной архитектуры, описывая недостатки стиля, аргументируя их отсутствием соблюдения требований того времени.
Уже в 1925 году смелый новатор представил свой проект «План Вуазен», который касался кардинальных изменений центральной части Парижа. По замыслу Ле Корбюзье, новая Франция должна была распрощаться со зданиями, расположенными на 240 гектаров в центре города для возведения современных небоскребов и расширения улиц города. Модернисты всего мира, узнавшие о задумке автора, восторженно ликовали и восхваляли «смелость мысли» зодчего, чего нельзя было сказать о французских архитекторах старой закалки. После этого, подобное разделение мнений на два лагеря случалось почти с каждой работой Ле Корбюзье.
Особенности стиля
Ле Корбюзье — один из наиболее значимых архитекторов XX века, его место в одном ряду с такими реформаторами архитектуры, как Фрэнк Ллойд Райт, Вальтер Гропиус, Мис ван дер Роэ.
Достиг известности благодаря своим постройкам, всегда самобытно оригинальным, а также талантливому перу публициста.
Здания по его проектам построены в разных странах — в Швейцарии, Франции, Германии, США, Аргентине, Японии, России, Индии, Бразилии.
Характерные признаки архитектуры Ле Корбюзье — объёмы-блоки, поднятые над землёй; свободно стоящие колонны под ними; плоские используемые крыши-террасы («сады на крыше»); «прозрачные», просматриваемые насквозь фасады («свободный фасад»); шероховатые неотделанные поверхности бетона; свободные пространства этажей («свободный план»). Бывшие некогда принадлежностью его личной архитектурной программы, сейчас все эти приёмы стали привычными чертами современного строительства.
Необыкновенную популярность творчества Ле Корбюзье в мире можно объяснить универсальностью его подхода, социальной наполненностью его предложений. Нельзя не отметить его заслуги и в том, что он открыл глаза архитекторам на свободные формы. В большой степени именно под впечатлением его проектов и построек произошёл сдвиг в сознании архитекторов, в результате чего свободные формы в архитектуре стали применять гораздо шире и с гораздо большей непринуждённостью, чем раньше.
Черты его личности неоднозначны: это и человек открытого сознания, и мистик, это и общественный лидер, организатор Международных Конгрессов современных архитекторов CIAM — и рак-отшельник, прячущийся ото всех в своём крошечном домике-мастерской на мысе Кап-Мартен, это апологет рационального подхода, и одновременно архитектор, создававший сооружения, которые современникам казались верхом эксцентричности и иррациональности.
Среди его покровителей были писатель Андре Мальро и политик Джавахарлал Неру.
Характерные особенности имиджа Ле Корбюзье — строгий тёмный костюм, галстук-бабочка, а также круглые роговые очки, ставшие его своеобразным фирменным знаком.
«Марсельская жилая единица» в городе Марсель, Франция (1947—1952 гг.)
Многоквартирный дом, называемый Unité d’Habitation (Марсельский блок), состоит из 17 этажей, которые опираются на мощные колонны. Сооружение включает в себя 337 квартир различного типа, но основное количество из них спроектировано в стиле «дуплекс» и занимают два этажа.
Работая над созданием Марсельского блока, Ле Корбюзье, сам того не зная, открыл новое течение – брутализм. Это произошло после того, как зодчий применил технику грубой заливки бетона «Béton brut» и вместо смягчения внешнего вида отделки, наоборот, подчеркнул его. А для того, чтобы здание не выглядело угрюмым, архитектор разукрасил лоджии однотонными и яркими цветами.
Дом может вместить до 1500 жильцов и имеет следующие параметры: длина — 138 м, ширина — 25 м и высота — 56 м. В «бетонном параллелепипеде» были предусмотрены кафе, библиотека, магазины и даже сад и спортзал на плоской крыше здания.
На сегодняшний день Марсельский блок находится не в самом лучшем состоянии и там проживает не так много людей. Этаж, где были расположены кафетерии и другие заведения, сейчас арендует «Hotel Le Corbusier». На крыше уже давно нет спортзала, а вместо него был создан выставочный зал под открытым небом. Марсельская жилая единица считается достопримечательностью города и поэтому здесь частенько проводятся экскурсии для туристов.
Теоретические работы
- Ле Корбюзье. Архитектура XX века. Изд. Прогресс, 1977
- Ле Корбюзье. Модулор: Опыт соразмерной масштабу человека гармоничной системы мер, применимой как в архитектуре, так и в механике. Стройиздат. 1976
- Le Corbusier. L’art décoratif d’aujourd’hui. Paris 1925. — 218 p.
- Le Corbusier. L’Esprit nouveau. Almanach d’architecture moderne. Paris, 1926. p. 17 — 40
- Le Corbusier. The Modulor: A Harmonious Measure to the Human Scale, Universally Applicable to Architecture and Mechanics (1954). Basel & Boston: Birkhäuser, 2004. — 133 p.
- Le Corbusier: textes et planches. Prèface de Maurice Jardot. Editions Vincent, Frèal & Cie Paris. 1960. (Переиздана на русском яз. в 1970 г.)
Центр визуальных искусств в городе Бостон, США (1959-1962 гг.)
Если не брать в расчет штаб-квартиру ООН, в архитектурных документах которой даже не упоминается имя архитектора, то проект Центра для изучения изобразительно искусства считается единственной постройкой автора, созданной в Америке. В здании, площадью в 4 047 м², размещаются классы, графические мастерские, художественные галереи и залы для выставок и проведения лекций, кинопоказов и других мероприятий.
Изначальная задумка сооружения заключалась в создании такого места, где студентам Гарвардского университета можно было привить любовь к художественному видению мира. Центральная часть здания выполнена в форме куба – простой геометрической фигуры, что свойственно модернистскому стилю. К этой части постройки пристроено еще два крыла закругленной формы. Через весь Центр проходит длинный пандус S-образной формы. Проходя по нему, можно сквозь большие панорамные стекла увидеть, что происходит на первом и втором этажах. Он выполняет не только функциональную роль перехода, но и служит, как символ моста между миром искусства и обыденной жизнью.
Перед началом работ, архитектор-модернист приезжал в Бостон всего один раз, для того, чтобы узнать детали заказа и ознакомиться с территорией, на которой предполагалось возведение Центра. Студенты жаждали встречи с гением архитектуры и сильно обиделись на дирекцию Гарвардского университета, ведь те собирались скрыть приезд Ле Корбюзье. В знак протеста они разрисовали одну из стен блока искусств углями, изобразив себя в виде индейцев, ищущих по следам своего кумира.
Чтобы справиться с поставленной задачей, которая заключалась в создании сооружения с гибкой планировкой, модернист распланировал пространство следующим образом:
– На первом этаже находились кабинеты для работы с фотографией, а также зал для проведения лекций.
– Второй этаж был отведен для мастерских открытого типа, чтобы все желающие могли наблюдать за работой отдельных групп. Это было сделано для того, чтобы вызвать интерес у студентов к различным видам искусства, ознакомившись с их аспектами в качестве зрителей.
– Третий этаж не имел точного назначения и мог использоваться, как угодно.
– На последнем четвертом этаже расположилась огромная мастерская по созданию скульптур из различных материалов.
Весь Центр изобразительного искусства насыщен элементами модернистского стиля в виде длинных колонн, линейного размещения окон, наличия простых геометрических форм и ярких одноцветных фрагментов. Внешние фасады выполнены с применением техники «beton brut», которую отлично освоил зодчий за время своей карьеры. Единственным недостатком Центра считается отсутствие большой аудитории хотя бы на 200-300 человек.
Музей Хайди Вебер или Дом Ле Корбюзье в городе Цюрих, Швейцария (1964-1967 гг.)
Швейцарский дизайнер Хайди Вебер являлась ярким поклонником творчества Ле Корбюзье. Она восхищалась его работами и находила в зданиях французского архитектора вдохновение для создания современного дизайна различных помещений. Музей Хайди Вебер – это последний проект модерниста, которым он занимался при жизни.
Они познакомились в 1958 году, а уже через два года дизайнер предложила зодчему создать помещение, в котором она бы могла проводить выставки работ Ле Корбюзье. Еще через год были разработаны первые наброски, но в 1962 году архитектор-модернист полностью меняет концепцию здания. Двумя годами позже начинается долгожданное строительство павильона, которое останавливается из-за внезапной смерти Ле Корбюзье. Поэтому строительство было закончено только в 1967 году.
Сооружение, выполненное из стекла и металла, удивляет посетителей своей уникальностью. Цветные плиты из толстого стекла создают впечатление игрушечных кубиков, что придает внешнему фасаду детской непринужденности без лишней тяжеловесности. С торца Дома Ле Корбюзье есть пандус под открытым небом, соединяющий два этажа. Доминантой данного проекта является металлическая крыша, которая словно зависает над зданием. Под крышей расположены полукруглые лавочки, сидя на которых можно насладиться видом на парк, где находится музей Хайди Вебер.
Дизайн помещения выполнен в интернациональном стиле, который так любил архитектор: модульная система ширм, свободная планировка, использование простых геометрических форм и одноцветные фрагменты. Здесь в нескольких залах разместились картины, скульптуры и другие архитектурные работы Ле Корбюзье. Даже эксклюзивная мебель, которую автор проектировал и создавал самостоятельно. Со временем, Хайди Вебер получила полное право на пополнение выставки абсолютно любыми работами талантливого зодчего.
Здание Центросоюза (Наркомлегпрома) в городе Москва, Россия (1928—1935 гг.)
В 1928 году Ле Корбюзье победил в конкурсе на создание офиса Центрального союза потребительских обществ. Будучи уже известным архитектором, он с радостью принял известие о своей победе, но при непосредственном возведении сооружения в России, возникли некоторые противоречия с Николая Колли – куратором проекта.
Ле Корбюзье не хотел выбирать столь темные цвета для фасада и имел другое представление о механизме вентилируемости и теплоснабжения офиса. Оконная система вентиляции, предложенная французским архитектором, не оправдала своих надежд, ведь летом внутри здания было очень жарко, а зимой, наоборот, холодно. А в результате изменения политической ситуации в России, после 1930 зодчий больше не приезжал в Москву, и стройкой всецело занялся Н. Колли.
Среди характерных штрихов для Ле Корбюзье можно отметить зал заседаний, отличающийся своей просторностью за счет тонких колонн. Вместо лестниц здесь используются длинные пандусы, по которым работники офиса передвигаются между этажами. Внешне здание напоминает какого-то робота или фабрику, что было для 20-х годов очень необычным и смелым решением. В наше время офис воспринимается совсем иначе. Например, полукруглый фасад корпуса расположенный со стороны проспекта Академика Сахарова (ранее Ново-Мясницкая улица), похож на центральный вход, хотя он задумывался, как служебный. Главный вход в здание, отличающийся своим остеклением, предусмотрен с другой стороны дома.
Доминиканский монастырь Ла Туретт (Sainte Marie de La Tourette) в городе Лион, Франция (1957—1960 гг.)
Территорию для выполнения этого проекта Ле Корбюзье выбирал лично и никто не мог подумать, что его выбор остановится на склоне холма, позади которого возвышался лес, а спереди простиралась равнина. Территория была далеко не идеальной, но архитектор был категоричен в своем решении. Для заказчика отца Мари-Ален Кутюрье было не секретом, что будущий автор кельи Ле Корбюзье еретик, ведь они были хорошими друзьями. Но талант французского архитектора покорил отца и тот доверился зодчему.
Но, несмотря на прежние изменения стиля, автор снова вернулся к геометрии. Для него здание с угловатостями на фоне сложного природного ландшафта являлось символом целенаправленности и силы веры против окружающего мира. Чтобы выровнять сооружение в горизонтальной плоскости, градостроитель снова применил колонны в качестве опоры. В непосредственном контакте с землей оказались кухня и другие подсобные помещения. На первом этаже столовая или, как ее называют в монастыре, трапезная. Второй этаж занимают классы для занятий, выше – комнаты для ста братьев, которые живут, учатся и молятся в этом здании. Далее идет крыша, укрытая травой. Оттуда открывается неповторимый вид, особенно когда наступает рассвет. Монахи проводят здесь большое количество времени для того, чтобы ощущать гармонию с природой и собой.
В разное время года здесь собирается много туристов, желающих посмотреть на творение Ле Корбюзье – монастырь Ла Туретт, несмотря на его непрезентабельный вид (из-за времени, сооружение сильно постарело и выглядит заброшенным). Братьям, живущим здесь, внешний вид обители никак не мешает проводить службу и занятия, чего нельзя сказать о туристах. На протяжении многих лет монахи ведут борьбу с любопытными посетителями, пытаясь ограничить время посещений для спокойного существования наедине с собой.
Произведения монументального искусства
- Настенные росписи, выполненные Корбюзье собственноручно:
- — 8 росписей-сграфито в вилле Бадовичи и Элен Грей на мысе Кап-Мартен (— гг.);
- — роспись в здании мануфактуры Дюваль (конец 1900-х гг.);
- — роспись в Швейцарском павильоне Интернационального студенческого городка, Париж (размер 55 м², г.);
- — росписи в доме скульптора Константино Нивола (Ист Гэмптон в Саффолк-Каунти, Нью-Йорк, США, 1950 г.);
- Рельефы «Модулор» на зданиях Жилых Единиц (в Марселе, 1951 год; в Резе-ле-Нант, 1955 год, и другие);
- Памятник «Открытая рука» (в том числе скульптурное изображение «руки» для памятника) — по эскизам Корбюзье, в г. Чандигарх, Индия.
- Крупномасштабные эмали (по эскизам Ле Корбюзье):
- — для входа в капеллу Роншан (1951);
- — для большого церемониального входа в здании Ассамблеи, (г. Чандигарх, ),
- — и другие;
- Декоративные настенные ковры большого размера (по эскизам Л. К.):
- — акустический ковёр для зала заседаний Дворца Юстиции, Чандигарх (площадь 650 м², г.);
- — ковёр для зала президентского дворца в Чандигархе (площадь 144 м², г.)
- — ковёр-панно для театра в Токио (площадь 210 м², 1950-е гг.);
- — и многие другие, называемые Корбюзье «мюральномад», — по эскизам, выполненным для ковровых мастерских в Обюссоне в 1948— гг.
Литература
В Викицитатнике есть страница по темеЛе Корбюзье
- Арнольд У. Европейская архитектура XX века. Эра функционализма ( − гг.), т.2. М.,
- Васильева Е. Идеальное и утилитарное в системе интернационального стиля: предмет и объект в концепции дизайна XX века. // Международный журнал исследований культуры, № 4 (25), 2016, с. 72-80.
- Всеобщая история архитектуры, т. 11. Москва,
- Ле Корбюзье, М. В. Предтеченский Путешествие на Восток. Стройиздат. 1991
- Коэн Жан-Луи. Ле Корбюзье и мистика СССР. Теории и проекты для Москвы. — М.: Арт-Волхонка, 2012. — 316 с. — ISBN 978-5-904508-24-1.
- Миронов А. В. Философия архитектуры: Творчество Ле Корбюзье. — М.: МАКС Пресс, 2012. — 292 с., ил., 500 экз., ISBN 978-5-317-03961-5
- Прокофьев В. Н. Инженер человеческого счастья — Ле Корбюзье / Прокофьев В. Н. Об искусстве и искусствознании. Статьи разных лет. М., 1985.
- Фремптон К.. Современная архитектура: Критический взгляд на историю развития. М., Стройиздат, . ISBN 5-274-00223-4
- Ренато Де Фуско Ле Корбюзье — дизайнер. Мебель, 1929. «Советский художник», 1986
- Cohen Jean-Louis. Le Corbusier. — Köln: Taschen Verlag, 2004. — ISBN 3-8228-3532-3.
- Cohen Jean-Louis. Le Corbusier: la planète comme chantier. — Paris: Textuel, 2005. — 192 p. — (Passion). — ISBN 2-88182-540-0, 978-2-88182-540-8.
- Коэн Жан-Луи. Ле Корбюзье / Пер. с фр. Людмила Кайсарова. — М.: TASCHEN, Арт-Родник, 2008. — 96 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-9794-0136-2.
- Cohen Jean-Louis. Le Corbusier: an Atlas of Modern Landscapes. — New York: Museum of Modern Art, 2013.
Особняк «Савой» в городе Пуасси, Франция (1928–1931 гг.)
Основой заказов молодого архитектора-модерниста служили проекты вилл от богатых людей. Семья Савой заказала у зодчего виллу, так как главе семейства понравились смелые работы Ле Корбюзье.
Автор сооружения вновь прибегнул к своим «пяти отправным точкам архитектуры» и сделал главный акцент на расширении пространства и рациональном использовании застраиваемой площади. Бетонные колонны подняли второй этаж, поэтому вилла, как будто парит над землей. Благодаря освобожденному пространству на первом ярусе, постройка является неким продолжением существующего ландшафта и гармонично смотрится на фоне сада.
Совершенно ровная крыша позволяет использовать данную плоскость на свое усмотрение: для размещения сада, спортивного инвентаря, гриля или даже бассейна. Горизонтальное расположение окон повысило освещенность комнат и улучшило вентиляцию. «Интернациональный стиль» просматривается здесь повсюду – не загроможденный интерьер, обилие геометрических форм и рациональное использование внутреннего пространства.
Неприятные истории преследовали виллу «Савой» с самого начала ее постройки. Во-первых, бюджет превысил первоначальный расчет более, чем в два раза, во-вторых, строительство слишком затянулось и вышло за рамки назначенного времени. В-третьих, плоская крыша со временем дала течь, и хозяева дома подали на модерниста в суд. В-четвертых, семья Савой прожила счастливо в своем доме лишь 10 лет, потому что в 1941 году началась Вторая мировая война и к ним постучались немецкие солдаты. До 1944 года здание использовалась, как казарма для военнослужащих Германии, которые перед тем, как покинуть дом, залили в канализацию бетон, а, занявшие уже негодную для проживания постройку американские военные, стреляли по окнам, которые отлично подходили для мишеней. Вдова Савой по окончанию войны жила в другом месте, а особняк использовала в качестве сарая, рассаживая на когда-то прелестной лужайке овощи и зелень.
Пуасси расширялся и превратился в пригород Парижа. Власти хотели снести виллу и построить на ее месте школу, но в 1965 году умирает ее автор, который был похоронен как герой Франции. К тому же, один из архитекторов обжаловал такое решение и выслал документ в соответствующие органы, который поддержали многие модернисты из разных стран. Это спасло жизнь вилле «Савой» и сегодня она величественно стоит посреди огромной зеленой лужайки и олицетворяет идеал модернистского пуризма, в качестве музея авангарда 20-х годов.
Павильон фирмы Philips и «Электронная поэма» Ле Корбюзье в городе Брюссель, Бельгия (1958 г.)
На всемирной выставке в Брюсселе Expo 58 в 1958 году проходил смотр достижений человечества. Это был крупнейший показ со времен Второй мировой войны и в нем принимали участие все страны мира. Здесь нашлось место и для павильона компании Philips, которую представлял гений модернизма Ле Корбюзье. Он предложил директорам фирмы свою «Электронную поэму», которая соединила в себе то, что до этого момента можно было воспринимать только по отдельности: музыкальные ритмы, видео презентацию, световые эффекты, шумы и тишину.
Макет самого павильона был разработан совместно с Янисом Ксенакисом, учеником Ле Корбюзье. По их задумке павильон вмещает до 500 человек и в течение 10 минут зритель наблюдает синтез искусства. После странного деформированного входа, человек попадает в небольшой зал с искаженными стенами. На двух противоположных стенах шла проекция картинок и видеоряд, на двух других вспыхивали одноцветные картинки, сопровождающиеся звуками и мелодиями. В помещении было установлено 300 колонок, которые располагались по углам. Они заполняли «палатку» необычным звучанием и создавали непередаваемую фантастическую атмосферу.
Электронную поэму на выставке Expo 58 прослушали около 1 млн. 250 тыс. человек. Всего на воплощение данного проекта потребовалось два с половиной года, включая создание поэмы, строительство площадки Philips и его демонстрацию других странах Европы.
Над музыкальным оформлением работал Я. Ксенакис, записавший 120 секунд музыки. Оставшиеся 480 сек. были написаны Эдгаром Варезом, который трудился в специальном ангаре технической компании Philips на протяжении 7 месяцев. Основные технические службы фирмы в значительной мере повлияли на финальный образ павильона. Например, специалисты по акустике Кальф и Так настояли на уменьшении каркаса «палатки» на 25% от общего размера и предложили изменить массу бетонных стен до 120 кг/м2. Таким образом, готовое помещение весило около 32 тонн и состояло из 4000 натянутых, как струны, железобетонных стяжек.
Профессор Дельфтского университета Фриденбург и инженер строительной компании «Страбед», Дуистер, внесли свою весомую лепту в создание данного проекта. Они рассчитали общий вес готовой постройки и соотнесли с возможностями опорных конструкций. Эти два человека вовремя заметил, что «палатка» может сложиться от сильных звуковых колебаний, поэтому предложили Ле Корбюзье разместить по центру несколько опорных балок. Но профессор и инженер придумали другой вариант, разделив стены на плоские части напряженного бетона, что позволило отказаться от опорных конструкций внутри помещения.
Работа над «Электронной поэмой» и павильоном Philips осуществлялась профессиональной командой, объединенной одной целью – слияние архитектуры, музыки и кино в один единый мультимедийный проект. Ежедневные старания по созданию идеального синтеза искусства, потребовали от них максимальной отдачи и объединения собственных сил для того, чтобы нажав на кнопку «Пуск», увидеть синтез движений музыки и цвета, поразивший миллионы людей.
Церковь Сен Пьер в городе Фирмин, Франция (2006 г.)
Данный проект Ле Корбюзье разработал еще в 1962-1963 годах, а строительство началось 1970 году, через 5 лет, после смерти французского архитектора. Из-за недостатка финансов и медленного продвижения работ, строительство было заморожено через 9 лет, после закладки первого кирпича. И лишь в 2003-2006 годах последователь Ле Корбюзье, Жан Франсуа Гранж Шавани, завершил проект церкви.
В одно время напротив недостроенного сооружения хотели возвести спортзал, который угрожал целостности здания, но местные власти и жители города Фирмин восстали против такого соседства. Присуждение церкви Сен Пьер значения памятника архитектуры спасло здание от сноса в будущем.
Сооружение имеет очень экстравагантный вид, но его форма выбрана архитектором неспроста. Нижняя часть постройки имеет прямоугольное основание, но чем выше оно поднимается, тем больше смягчаются его угловатости. Это является неким символом перехода от быта к духовному началу. За основу формы церкви Сен Пьер были выбраны гроты и сталеварные печи, которые являются неотъемной частью промышленной жизни города Фирмин. В этой архитектурной достопримечательности нет окон, но вместо них проделаны отверстия в пололке и стене, которые, в зависимости от времени года и расположения солнца, создают уникальное освещение.
Это лишь некоторые работы великого гения модернизма Ле Корбюзье, который первым в свое время отказался от образов античности в пользу железобетонных каркасов интернационального стиля. За свою жизнь он издал немало книг, которые помогли в формировании новых архитектурных течений.
Город Чандигарх в Индии (1950-1960 гг.)
Ле Корбюзье сразу же принял предложении от правительства Индии заняться постройкой целого города, рассчитанного на 3 млн. жителей. Зодчий понимал, что это поле не для создания его дерзких манифестов, и что здесь потребуется учесть жаркий и в тоже время дождливый климат страны. Со своей задачей архитектор справился на отлично, ведь после завершения строительных работ внешний облик города повлиял на все современные города. Первоначальный проект был разработан двумя американскими архитекторами – Альбертом Майером и Мэтью Новицким, но Ле Корбюзье внес в него значительные коррективы.
Город отличается своей строгой геометрией, большими проспектами, высокими зданиями жилого и административного значения. Чандигарх окружен зеленью, чтобы город «дышал» за счет вырабатываемого деревьями кислорода. Также озеленение, шириной 16 км., должно было предотвратить нежелательное расширение города за счет предместий.
Ле Корбюзье разделил весь город на сектора, которые похожи на маленькие государства. Каждому участку было условно назначена определенная функция – образовательная, жилая, коммерческая и т.д. Комплекс Капитолия, состоящий из главных административных зданий — Секретариата, Верховного суда и зала Ассамблеи — находятся практически за чертой города, и представляет собой отдельный архитектурный ансамбль.
Верховный суд имеет зонтичную крышу, которая отлично выполняет свои функции, спасая от жары и проливных дождей. Для создания тени, зодчий углубил все окна вглубь постройки между бетонными перегородками. Важную роль в качестве спасительной силы от сорока градусной жары выполняют искусственные водоемы, продуманные архитектором по всему городу. Также, чтобы справиться с условиями климата, Ле Корбюзье прибегнул к синтезу интернационального стиля и приемов индийского зодчества: он использовал солнцезащитные решетки «джали» в своих постройках. Сочетание индийской культуры и модернизма в чистом виде, позволило создать город, который понравится не только его коренным жителям, но и ценителям европейского архитектурного стиля.
Над проектом «Чандигарх» Ле Корбюзье работал со своим братом Пьером Жаннере, вместе с которым он создавал не только центральные улицы и проспекты, а и мебель для будущих квартир. Эта необходимость возникла из-за отсутствия поблизости мебельных фабрик, так как город возводился в чистом поле вдалеке от цивилизации. На сегодняшний день город Чандигарх считается одним из самых красивых и удобных городов в Индии.
Дворец Ассамблеи в городе Чандигарх Индия (1951-1962 гг.)
Одним из главнейших проектов, признанный наиболее удобным в плане функциональности здания, является Дворец Ассамблеи. Внешне сооружение имеет причудливый вид за счет поднятого вверх козырька, опирающегося на излюбленные архитектором пилоны. Высота бетонного гиперболоида с алюминиевым каркасом равна 37 м., и является главным элементом композиции. При своей простоте геометрических форм, сооружение удивляет разнообразием восприятия с различных ракурсов.
Внутри огромного бетонного параллелепипеда размером 90×90 метров расположен центральный зал (60×60 м), который, в свою очередь, условно делится на две части: зал Верхней палаты, имеющий пирамидальную крышу с остеклением, и зал заседаний гиперболоидной формы. Их верхушки «торчат» из плоской крыши здания, создавая дополнительный объем. Обе локации разделены высокими колоннами и несколькими пандусами соединяющими этажи ассамблеи. Благодаря сквозной системе вентилирования и созданию искусственных водоемов на территории дворца, в помещениях всегда прохладно, даже когда температура на улице достигает +40 °C. Массивные бетонные стены раскаляются снаружи, но изнутри они всегда остаются холодными.
По трем сторонам от залов расположены помещения для сотрудников и имеются отдельные входы. Стены покрыты мозаикой, цвет которой разбавляет бетонный интерьер здания. На столь масштабной площадке мозаика изображает небо и белые облака, что визуально увеличивает объем залов. Среди рисунков спрятана акустическая аппаратура, улучшающая качество звука в пустых помещениях.