Луначарский Анатолий Васильевич

А. В. Луначарский и классическая музыка

А. В. Луначарский занимался просветительской деятельностью в области музыки. Он оставил целый ряд публикаций на эту тему, в том числе статьи в газетах «Новая жизнь», «Пролетарий», «Наше слово», «Вперед» и журнале «Просвещение». Систематического музыкального образования А. В. Луначарский не имел, но с детства любил музыку, много её слушал и хорошо запоминал. Его можно было бы назвать профессиональным слушателем.

Первое, что известно из написанного Луначарским о музыке, — это рецензия на популярную, рассчитанную на любителя книжку А. А. Берса «Что такое понимание музыки?» (1903). За нею следует перерыв на годы революции. С 1906 и до 1914 года Луначарский пишет двадцать статей и рецензий, в 1915 году — одну («Тевтонская отрава» о Р. Вагнере). Затем снова длительный перерыв — на все время мировой войны и на 1917 год, полностью занятый политической борьбой.

Первой послеоктябрьской статьей была заметка в «Петроградской правде» — «Народные концерты Государственного оркестра» (1918). В 1920—1921 годах Луначарский произносил речи перед началом концертов, оперных спектаклей. Он писал к театральным программам статьи, излагая для нового, неподготовленного слушателя содержание русских опер («Бориса Годунова», «Князя Игоря», «Золотого петушка» и «Сказке о царе Салтане»). В 20-е годы значительное место в музыкально-критической работе Луначарского занимает анализ теоретических взглядов музыковедов старшего поколения — Б. В. Асафьева и Б. Л. Яворского, которые придерживались марксизма.

Литературно-музыкальная работа Луначарского в 1925—1933 годах была очень интенсивной. Она занимала большее, чем когда-либо прежде, место в его общем литературном труде. Правда, в этой области его работы был большой перерыв; значительную часть 1931 и 1932 годов Луначарский был занят выполнением дипломатического задания. Кроме того, 1932 год был годом резкого обострения болезни, угрожавшей полной потерей зрения. В эти два года Луначарский о музыке не писал ничего. Но за остальные шесть лет этого периода список работ Луначарского в интересующей нас области насчитывает пятьдесят четыре названия. В круг его критики входили такие композиторы как: Л. Бетховен, Ф. Шопен, Р. Штраус, А. Н. Скрябин, С. И. Танеев, Р. Шуман, Ф. Лист, К. Вебер, Г. Берлиоз, Ж. Бизе, П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, М. П. Мусоргский и др.

Блестящий оратор, интеллектуал, ленинец

Спасаясь от очередного полицейского преследования, в 1904 году революционер уехал из страны. Ленин и его соратники с нетерпением ждали Луначарского в Женеве, где планировали приступить к изданию новых большевистских газет. Однако сам Анатолий Васильевич не спешил покидать Париж. За эту выходку Луначарский получил от Ленина и его жены прозвище «Миноносец Легкомысленный». Впоследствии, убедившись в высоком ораторском мастерстве Луначарского, они изменят мнение о нем. Так, Крупская сравнит его убедительные и напористые речи с ходом идущего в бой миноносца.

Примечательно, что после раскола в РСДРП Луначарский поначалу не знал, чью сторону ему стоит принять. Он был сторонником примирения с меньшевиками и поддерживал их более умеренные, эволюционистские взгляды на природу революции и взаимоотношений внутри партии. Позднее он попал под сильное влияние Ленина и все-таки решил присоединиться к фракции большевиков.

С будущим вождем революции у Луначарского установились доверительные отношения. Ленин особенно ценил его за ответственность и исполнительность и считал его на редкость щедро одаренным человеком. Действительно, познания Луначарского далеко не ограничивались естественными науками и марксистской философией. Он обладал выдающимися интеллектуальными способностями, был эрудирован, владел по меньшей мере пятью европейскими языками.

“Мои университеты”

Перефразируя Горького, ссылка позволила пылкому молодому человеку остудить горячую голову и привести нервы в порядок. Уму-разуму Луначарского учил еще один калужский диссидент, теоретик марксизма Александр Богданов. Он сильно повлиял на мировоззрение Анатолия и помог взглянуть на происходящее вокруг с научно-философской позиции.

Математики выяснили, смогут ли вампиры поработить человечество

Стилист сделал стрижку, которая показала всю красоту седины: видео преображения

Блогер выяснила, почему жены в СССР забирали у мужей все заработанные деньги

В 1903 году партия раскололась на меньшевиков во главе с Мартовым и большевиков, ведомых Лениным. Луначарский оказался в затруднении, так как не понимал причин расхождения взглядов. После начала Первой мировой войны в 1914 году Анатолий Васильевич занял интернациональную антивоенную позицию, которая поставила его на путь сближения с Лениным и Львом Троцким.

В 1917 году

Как я хотел бы, чтобы во Франции был какой-нибудь Луначарский, с таким же пониманием, такой же искренностью и ясностью в отношении политики, искусства и всего, что живо!
— Ромен Роллан, 1917 г.

Известие о Февральской революции 1917 года ошеломило Луначарского; 9 мая, оставив семью в Швейцарии, он прибыл в Петроград и вошёл в организацию «межрайонцев». От них был избран делегатом Первого Всероссийского съезда Советов РСД (3—24 июня 1917 года). Выступал с обоснованием идеи роспуска Государственной Думы и Государственного совета, передачи власти «трудовым классам народа». 11 июня отстаивал интернационалистские позиции при обсуждении военного вопроса. В июле вошёл в редакцию созданной Максимом Горьким газеты «Новая Жизнь», с которой сотрудничал с момента своего возвращения. Но вскоре после Июльских дней был обвинён Временным правительством в государственной измене и арестован. С 23 июля по 8 августа находился в тюрьме «Кресты»; в это время заочно был избран одним из почётных председателей VI съезда РСДРП(б), на котором межрайонцы объединились с большевиками.

8 августа на Петроградской конференции фабзавкомов выступил с речью против арестов большевиков. 20 августа стал руководителем фракции большевиков в Петроградской городской думе. Во время Корниловского выступления настаивал на передаче власти Советам. С августа 1917 Луначарский работал в газете «Пролетарий» (выходившей вместо закрытой правительством «Правды») и в журнале «Просвещение»; вёл активную культурно-просветительскую деятельность среди пролетариата; стоял за созыв конференции пролетарских просветительских обществ.

В начале осени 1917 года был избран председателем культурно-просветительской секции и заместителем петроградского городского головы; стал членом Временного Совета Российской Республики. 25 октября на экстренном заседании Петроградского Совета РСД поддержал линию большевиков; выступил с горячей речью, направленной против покинувших заседание правых меньшевиков и эсеров.

После Октябрьской революции вошёл в сформированное II Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов правительство в качестве наркома просвещения. В ответ на бомбардировку большевиками исторических памятников Москвы во время вооружённого восстания во второй столице России, покинул пост наркома просвещения 2 ноября 1917 года, сопроводив свою отставку официальным заявлением в Совет народных комиссаров:

Я только что услышал от очевидцев то, что произошло в Москве. Собор Василия Блаженного, Успенский Собор разрушаются. Кремль, где собраны сейчас все важнейшие сокровища Петрограда и Москвы, бомбардируется. Жертв тысячи. Борьба ожесточается до звериной злобы. Что ещё будет. Куда идти дальше. Вынести этого я не могу. Моя мера переполнена. Остановить этот ужас я бессилен. Работать под гнетом этих мыслей, сводящих с ума, нельзя. Я сознаю всю тяжесть этого решения. Но я не могу больше.
На следующий день народные комиссары признали отставку «неуместной», и Луначарский отозвал её. Был сторонником «однородного социалистического правительства», но, в отличие от В. Ногина, А. Рыкова и других, из Совнаркома на этой почве не выходил. Оставался наркомом просвещения вплоть до 1929 года.

Биография

Анатолий Луначарский родился в 1875 году в Полтаве, от внебрачных отношений действительного статского советника Александра Ивановича Антонова (1829—1885) и Александры Яковлевны Ростовцевой (1842—1914), принадлежавшей к роду Ростовцевых. Отчество, фамилия и дворянское звание получены Луначарским от усыновившего его отчима Василия Фёдоровича Луначарского, фамилия которого, в свою очередь, — результат перестановки слогов в фамилии «Чарнолуский» (происходит от дворянского рода Чарнолусские). Так как отчим Луначарского был внебрачным сыном дворянина и крепостной крестьянки, при рождении он не получил дворянства и дослужился до дворянства на государственной службе. Сложные семейные отношения матери и отчима, неудачные попытки развода драматически отразились на маленьком Анатолии: из-за жизни на две семьи и ссор матери и отчима ему даже пришлось остаться на второй год в гимназии.

С марксизмом познакомился ещё во время обучения в Первой мужской гимназии в Киеве; в 1892 году вступил в нелегальную ученическую марксистскую организацию. Вёл пропаганду среди рабочих. Одним из гимназических товарищей Луначарского был Н. А. Бердяев, с которым впоследствии Луначарский полемизировал. В 1895 году, по окончании гимназии, отправился в Швейцарию, где поступил в Цюрихский университет.

В университете слушал курс философии и естествознания под руководством Рихарда Авенариуса; изучал труды Карла Маркса и Фридриха Энгельса, а также работы французских философов-материалистов; большое влияние на Луначарского оказали и идеалистические воззрения Авенариуса, вступавшие в противоречие с марксистскими идеями. Итогом изучения эмпириокритицизма стало двухтомное исследование «Религия и социализм», одной из основных идей которого является связь философии материализма с «религиозными мечтаниями» прошлого. К швейцарскому периоду жизни Луначарского относится и сближение с плехановской социалистической группой «Освобождение труда».

В 1896—1898 годах молодой Луначарский путешествовал по Франции и Италии, а в 1898 году приехал в Москву, где стал заниматься революционной работой. Через год он был арестован и выслан в Полтаву. В 1900 году арестован в Киеве, месяц находился в Лукьяновской тюрьме, отправлен в ссылку — сначала в Калугу, а затем в Вологду и Тотьму. В 1903 году, после раскола партии, Луначарский стал большевиком (в РСДРП он состоял ещё с 1895). В 1904 году, по окончании ссылки, Луначарский переехал в Киев, а затем в Женеву, где стал членом редакций большевистских газет «Пролетарий», «Вперёд». Вскоре Луначарский являлся уже одним из лидеров большевиков. Сблизился с А. А. Богдановым и В. И. Лениным; под руководством последнего участвовал в борьбе с меньшевиками — Мартовым, Даном и др. Участвовал в работе III (1905, выступил с докладом о вооружённом восстании) и IV съездов РСДРП (1906). В октябре 1905 отправился для агитации в Россию; начал работать в газете «Новая жизнь»; был вскоре арестован и предан суду за революционную агитацию, — но бежал за границу. В 1906-08 году вел художественный отдел журнала «Образование». К концу 1900-х усилились философские разногласия между Луначарским и Лениным; вскоре они переросли в политическую борьбу. В 1909 Луначарский принял активное участие в организации крайне левой группы «отзовистов», или «вперёдовцев» (по названию журнала «Вперёд», издававшегося этой группой), считавших, что социал-демократам не место в столыпинской Думе и требовавших отзыва социал-демократической фракции. Поскольку фракция большевиков исключила группу из своих рядов, в дальнейшем, вплоть до 1917 года, пребывал вне фракций. «Луначарский вернется в партию, — говорил Ленин Горькому, — он менее индивидуалист, чем те двое (Богданов и Базаров). На редкость богато одаренная натура». Сам Луначарский отмечал о своих отношениях с Лениным (относится к 1910 году): «Мы лично не порвали отношений и не обостряли их».

Народный комиссар просвещения

Первостепенной задачей, стоявшей перед наркомом просвещения, было повышение уровня грамотности населения. В ведении Луначарского находилась Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности. К 1927 году благодаря ликбезу около 10 млн взрослых жителей СССР были обучены грамоте.

В период Гражданской войны также довольно остро был поставлен вопрос об образовании. Даже в условиях голода и разрухи многие школы продолжали работать, и в этом была заслуга Луначарского. Любопытно, что Герберт Уэллс, посетивший в 1920 году Советскую Россию, чрезвычайно высоко оценил качество обучения в школах и заметил определенный прогресс по сравнению с дореволюционными временами.


Ленин и Луначарский на открытии памятника «Освобождённому труду». (Wikimedia Commons)

Большевики тем временем сносили памятники времен царского режима и на их месте возводили революционные монументы, которые зачастую не отличались высокой художественностью и выдержанностью стиля. И хотя демонтажем и претворением в жизнь ленинского плана монументальной пропаганды занимался именно Луначарский, сам он отнюдь не поддерживал идеи «разрушить весь мир насилья до основанья, а затем…» или «бросить классиков с парохода современности». Он всегда делал акцент на том, что в деле выработки культурной политики новорожденного государства обязательно нужно учитывать художественное наследие самодержавной эпохи.

В тяжелые времена Луначарский убедил коллег в необходимости сохранить и поддержать бывшие императорские театры. Он также был инициатором издания произведений классиков русской литературы и неоднократно обращался к ним в собственных критических статьях. Одновременно с этим Луначарский поддерживал экспериментальные явления в искусстве и выступал за многообразие направлений и стилей. Но в то же время он полагал, что единственно верным художественным методом для новой пролетарской культуры может быть реализм.

Литература

  • Мандельштам Р. Книги А. В. Луначарского. — Л.—М.: ГАХН, 1926
  • Луначарская-Розенель Н. А. Память сердца. Воспоминания. 1965
  • Каиров И. А. А. В. Луначарский — выдающийся деятель социалистического просвещения. — М., 1966
  • Ёлкин А. С. Луначарский.  Жизнь замечательных людей. — М.: Издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», 1967
  • Борев Ю. Б. Луначарский. Жизнь замечательных людей. — М.: «Молодая гвардия» 304 стр. 2010 ISBN 978-5-235-03304-7
  • Бугаенко П. А. А. В. Луначарский и советская литературная критика. — Саратов, 1972
  • Трифонов Н. А. А. В. Луначарский и современная литература. — М., 1974
  • О Луначарском. Исследования. Воспоминания. — М., 1976
  • Павловский О. А. Луначарский. — М., 1980
  • Любутин К. Н., Франц С. В. Российские версии марксизма: Анатолий Луначарский. — Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2002 ISBN 5-7525-0987-4

Луначарскому посвящены два тома «Литературного наследства» — 80-й («В. И. Ленин и А. В. Луначарский». — М., 1971) и 82-й («Неизданные материалы». — М., 1970).

Библиографические указатели

  • А. В. Луначарский о литературе и искусстве. Библиографический указатель, 1902—1963, составитель Муратова К. Д., Л., 1964
  • Библиография работ А. В. Луначарского о музыке. Библиографический указатель, 1910—1933, составитель Муратова К. Д. — В мире музыки. М., 1971.
  • А. В. Луначарский. Указатель трудов, писем и литературы о жизни и деятельности, тт. 1 — 2, М., 1975 — 79.
  • Архивные фонды А. В. Луначарского. Путеводитель по фондам и коллекциям личного происхождения. (РГАСПИ), М., 1996

Личная жизнь

В личной жизни Луначарский был столь же активен, как и в профессиональной. В 1902 году 27-летний революционер впервые вступил в брак, его женой стала 19-летняя писательница Анна Александровна Малиновская. За 20 лет совместной жизни в их семье появился один ребенок. Сын Анатолий Анатольевич Луначарский родился в 1911-м и пошел по стопам родителей, став писателем. В 1943-м он осознанно ушел на фронт, где трагически погиб при высадке десанта в Новороссийске.

Анатолий Луначарский и Наталья Розенель / Фейсбук

1922 году 47-летний Анатолий познакомился с юной актрисой Натальей Розенель и сразу влюбился в нее. Вскоре творческая пара обручилась. В их браке не появились совместные дети, зато мужчина удочерил дочь Ирину Луначарскую от первых законных отношений своей молодой супруги.

Национальность общественного деятеля – русский. Его рост и вес доподлинно не известны, однако по архивным фото с изображением мужчины можно сделать вывод, что он был довольно высоким и статным человеком.

Память

  • Имя Луначарского носят в 2013 году 565 географических объектов (проспекты, улицы, площади, переулки, проезды и т. д.) в России, также имеется некоторое количество топонимов в Белоруссии, были они и на Украине, но подверглись переименованию в 2016 году.
  • Театральная библиотека им. А. В. Луначарского (Санкт-Петербург)
  • Премия имени Анатолия Луначарского для сотрудников учреждений культуры, присуждаемая Министерством культуры
  • Ленинградская Фабрика музыкальных инструментов имени А. В. Луначарского (1922—1993).
  • Существует Мемориальный кабинет Луначарского по адресу г. Москва, Денежный пер., 9/6. Открыт в 1965 году, по состоянию на 2017 год — на реконструкции.
Театры, кинотеатры
  • Драматический театр имени Луначарского (г. Владимир)
  • Севастопольский академический русский драматический театр имени А. В. Луначарского
  • Калужский областной драматический театр имени А. В. Луначарского
  • Пензенский областной драматический театр имени А. В. Луначарского
  • Армавирский драматический театр имени А. В. Луначарского
  • Владимирский областной драматический театр имени А. В. Луначарского
  • Кемеровский театр драмы им. А. В. Луначарского
  • Тамбовский областной драматический театр имени А. В. Луначарского
  • Свердловский театр оперы и балета (в 1924—1991)
  • Ростовский драматический театр (в 1920—1935)
  • Кинотеатр «Луначарский» (г. Черногорск)
Образовательные учреждения
  • Государственный институт театрального искусства имени А. В. Луначарского
  • Череповецкий государственный педагогический институт имени А. В. Луначарского
  • Астраханский государственный медицинский институт имени А. В. Луначарского
  • Школа им. А. В. Луначарского (г. Буинск)
  • Ордена «Знак Почёта» гимназия № 5 им. А. В. Луначарского (г. Владикавказ)
  • Белорусская государственная консерватория имени А. В. Луначарского
  • Школа им. А. В. Луначарского (ст. Медвёдовская)
Слева направо:Мемориальная доска Луначарскому в Пензе,Мемориальная доска Луначарскому на улице Пржевальского в Смоленске, Мемориальная доска А.В. Луначарскому расположенная по адресу Чистопрудный бульвар, дом 6 в городе Москве

Детство и юность

Луначарский Анатолий Васильевич появился на свет 11 ноября (23 ноября по новому стилю) 1875 года в Полтаве, которая входила в состав Российской империи. Его родители Александра Ростовцева и статский советник Александр Антонов не состояли в официальном браке. По воспоминаниям Анатолия, царящая в доме семейная атмосфера стала определяющей для него при выборе жизненного пути.

Когда мальчику было 10 лет, его отец скончался в результате неудачной операции. После этого Александра приняла решение переехать в Киев вместе с сыном. Там Луначарский-младший стал учеником Первой гимназии, являющейся лучшей в городе. Будучи гимназистом, он вступил в социально-демократическое объединение и почти сразу заявил о себе – юношу назначили руководителем коллектива учеников, которые изучали запрещенную тематическую литературу.

Анатолий Луначарский / Agence Meurisse, Gallica

Вместе с этим Анатолий принимал участие в рабочих кружках. Будучи 17-летним, он написал свою дебютную статью, которую выпустили в гектографическом издании. Из-за того, что учителя считали Луначарского политически ненадежным, ему поставили четверку за поведение в аттестате при выпуске. Это повлияло на невозможность продолжить образование в России. По этой причине студент уехал в Швейцарию и успешно сдал экзамены в Цюрихский университет.

В вузе Анатолий стал специализированным юристом и заодно познакомился с начальниками международной социал-демократической организации Георгием Плехановым и Розой Люксембург. Парень оставался в Цюрихе вплоть до 1897-го, после чего вернулся в Москву.

Идейные поиски Луначарского

В 1905 году Луначарский по вызову Ленина напрямую из Флоренции отправляется в охваченную революционными восстаниями Россию. Он работает в легальной большевистской газете «Новая жизнь», параллельно ведя агитацию и занимаясь литературой. Теоретические работы, написанные Луначарским в годы первой русской революции, во многом предвосхитили будущую культурную политику Советского Союза. Луначарского особенно волновали вопросы, связанные с разработкой пролетарской эстетики, которая сплотила бы рабочих и удовлетворила их своеобразным художественным вкусам.

После поражения революции Луначарский в своих идейных воззрениях отдалился от большевизма и стал развивать концепцию богостроительства, пытаясь создать своего рода сплав марксизма с христианством. Согласно ей, бог — это верховная общемировая сущность, которую можно построить при помощи коллективного труда. Луначарский и другие богостроители — А. Богданов, В. Базаров и М. Горький — продвигали концепцию в печати. Эти идеи вызвали резкое неприятие Ленина: он считал, что они абсолютно несовместимы с марксистским учением.

В 1909 году Луначарский уезжает на Капри и принимает там участие в организации антипартийного объединения «Вперед» и партийной школы для эмигрировавших рабочих-большевиков. Его члены выступали против сотрудничества с Государственной Думой и легальных способов борьбы с властью. В годы Первой мировой войны Луначарский постепенно отходит от идей богостроительства, и летом 1917 года его вновь принимают в большевистскую партию.

После Октябрьской революции

По свидетельству Л. Д. Троцкого, Луначарский в качестве наркома просвещения сыграл важную роль в привлечении старой интеллигенции на сторону большевиков:

Луначарский был незаменим в сношениях со старыми университетскими и вообще педагогическими кругами, которые убеждённо ждали от «невежественных узурпаторов» полной ликвидации наук и искусств. Луначарский с увлечением и без труда показал этому замкнутому миру, что большевики не только уважают культуру, но и не чужды знакомства с ней. Не одному жрецу кафедры пришлось в те дни, широко разинув рот, глядеть на этого вандала, который читал на полдюжине новых языков и на двух древних и мимоходом, неожиданно обнаруживал столь разностороннюю эрудицию, что её без труда хватило бы на добрый десяток профессоров.
В 1918—1922 годах Луначарский в качестве представителя Реввоенсовета работал в прифронтовых областях. В 1919—1921 годах являлся членом Центральной ревизионной комиссии РКП(б). Был одним из государственных обвинителей на процессе эсеров в 1922 году. В первые послереволюционные месяцы Луначарский активно отстаивал сохранение исторического и культурного наследия.

Луначарский был сторонником перевода русского языка на латиницу. В 1929 году Народный Комиссариат просвещения РСФСР образовал комиссию по разработке вопроса о латинизации русского алфавита. Из протокола заседания этой комиссии от 14 января 1930 года:

Переход в ближайшее время русских на единый интернациональный алфавит на латинской основе — неизбежен.

Латинизацию решили начать с языков национальных меньшинств.

Не участвуя во внутрипартийной борьбе, Луначарский в конце концов присоединился к победителям; но, по словам Троцкого, «до конца оставался в их рядах инородной фигурой». Осенью 1929 года был смещён с поста наркома просвещения и назначен председателем Учёного комитета при ЦИК СССР. Академик АН СССР (1930).

В начале 1930-х Луначарский — директор института Литературы и Языка Комакадемии, директор ИРЛИ АН СССР, один из редакторов Литературной энциклопедии. Луначарский был лично знаком с такими известными зарубежными писателями, как Ромен Роллан, Анри Барбюс, Бернард Шоу, Бертольт Брехт, Карл Шпиттелер, Герберт Уэллс и другими.
В сентябре 1933 года назначен полпредом СССР в Испанию, куда не смог прибыть по состоянию здоровья. Был заместителем главы советской делегации во время конференции по разоружению при Лиге Наций. Луначарский умер в декабре 1933 года по пути в Испанию от стенокардии на французском курорте Ментона. Тело кремировано, урна с прахом установлена в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве.

Творчество

Луначарский внёс огромный вклад в становление и развитие социалистической культуры — в частности, советской системы образования, издательского дела, театрального искусства и кино. По мнению Луначарского, культурное наследие прошлого принадлежит пролетариату и только ему.

Луначарский выступал как теоретик искусства. Первым его произведением по теории искусства явилась статья «Основы позитивной эстетики». В ней Луначарский даёт понятие идеала жизни — свободного, гармоничного, открытого для творчества и приятного для человека существования. Идеал личности — эстетический; он также связан с красотой и гармонией. В этой статье Луначарский даёт определение эстетики как науки. Несомненно сильное влияние на эстетические взгляды Луначарского немецкого философа Фейербаха и — в особенности — Н. Г. Чернышевского. Луначарский пытается построить на базе идеалистического гуманизма, антидиалектичности. Явления общественной жизни у Луначарского являются биологическими факторами (этот философский взгляд сформировался на основе эпириокритицизма Авенариуса). Впрочем, спустя годы Луначарский отрёкся от многих своих взглядов, изложенных в первой статье. Большому пересмотру подверглись взгляды Луначарского в отношении роли материализма в теории познания.

В качестве историка литературы Луначарский пересматривал литературное наследие с целью культурного просвещения пролетариата, оценивал работы крупнейших русских писателей, их значение в борьбе рабочего класса (сборник статей «Литературные силуэты», 1923). Луначарский написал статьи о многих писателях Западной Европы; творчество последних рассматривалось им с точки зрения борьбы классов и художественных течений. Статьи вошли в книгу «История западноевропейской литературы в её важнейших моментах» (1924). Почти все статьи Луначарского эмоциональны; далеко не всегда в исследовании предмета Луначарский избирал научный подход.

Луначарский — один из основоположников пролетарской литературы. В своих взглядах на пролетарскую литературу писатель опирался на статью Ленина «Партийная организация и партийная литература» (1905). Принципы пролетарской литературы выдвигаются в статьях «Задачи социал-демократического художественного творчества» (1907), «Письма о пролетарской литературе» (1914). По Луначарскому, пролетарская литература, прежде всего, носит классовый характер, и главное её назначение — выработка классового мировоззрения; писатель изъявлял надежду на появление «крупных дарований» в пролетарской среде. Луначарский участвовал в организации кружков пролетарских писателей за пределами Советской России, принимал активное участие в работе Пролеткульта.

Из художественных произведений больше всего написано Луначарским драм; первая из них — «Королевский брадобрей» — написана в январе 1906 в тюрьме; в 1907 создана драма «Пять фарсов для любителей», в 1912 — «Вавилонская палочка». Пьесы Луначарского очень философичны и основаны бо́льшей частью на эмпириокритических взглядах. Из пооктябрьских драм Луначарского наиболее значительны драмы «Фауст и город» (1918), «Оливер Кромвель» (1920; Кромвель в пьесе представлен как исторически прогрессивная личность; при этом Луначарский отвергает требование диалектического материализма отстаивать точку зрения определённой социальной группы), «Фома Кампанелла» (1922), «Освобождённый Дон-Кихот» (1923), в которых известные исторические и литературные образы получают новую трактовку. Некоторые пьесы Луначарского были переведены на иностранные языки и шли в зарубежных театрах.

Впрочем, многие современные критики считают пьесы Луначарского слабыми и опубликованными исключительно благодаря высокому положению автора.

Выступал Луначарский также как переводчик (перевод «Фауста» Ленау и др.) и мемуарист (воспоминания о Ленине, о событиях 1917 года в России).

Последние годы

В 1929 году Луначарского сместили с высокой должности и в качестве благодарности за заслуги назначили членом Ученого совета Центрального исполнительного комитета Советского Союза. Он также стал редактором Литературной энциклопедии, публикуемой в 1929–1939 годах.

Луначарский представлял Советский Союз в Лиге Наций с 1930 по 1932 год. В 1933-м интеллигента, блестяще владевшего многими языками, назначили послом в Испании, но он умер в пути 26 декабря 1933 года в возрасте 58 лет.

Заслуги Анатолия Васильевича признавались как союзниками, так и противниками советской власти. Он был одним из немногих революционеров, снискавших уважение среди разных слоев общества. Именем выдающегося человека названы многие улицы, организации и даже морское судно.

Молодой революционер

Анатолий Васильевич Луначарский родился в Полтаве в 1875 году. Незаконнорожденный, он был обязан своей фамилией отчиму Василию Луначарскому. По любопытному стечению обстоятельств тот тоже родился вне брака, и его фамилия представляла собой видоизмененный вариант фамилии настоящего отца, помещика Николая Чарнолусского.

Марксистской философией Луначарский увлекся в гимназии и уже в 17 лет организовал нелегальную группу, в которую вошли более двухсот гимназистов, придерживающихся социал-демократических взглядов. Одновременно с этим Луначарский вел активную агитацию среди киевских рабочих и ремесленников. Активные выступления начинающего революционера против самодержавия не прошли бесследно. В аттестате Луначарскому занизили оценку по поведению, и после этого ему уже был заказан доступ в столичные вузы.

Луначарский продолжил обучение в Цюрихском университете. Там он изучал естествознание и математику и занимался философией под руководством университетского профессора и швейцарского философа Р. Авенариуса. Швейцария была прибежищем для многих революционеров, скрывавшихся от преследования на родине. Благодаря этому Луначарскому удалось сблизиться с членами марксистской организации «Освобождение труда», в которую входили известные идеологи и деятели революции Павел Аксельрод, Вера Засулич, Лев Дейч и Петр Лавров. Встреча с Георгием Плехановым заметно повлияла на формирование политических и философских взглядов молодого революционера.

В 1898 году Луначарский приехал в Москву, где принял участие в восстановлении разрушенного после серии арестов Московского комитета РСДРП. Жизнь Луначарского в начале 1900-х гг. представляла череду обысков, арестов и ссылок. Несмотря на это, Луначарский не собирался прекращать агитировать за революцию. Параллельно в различных российских периодических изданиях начали выходить его критические работы. В 1904 году опубликован первый теоретический труд Луначарского «Основы позитивной эстетики».


Луначарский А. В. Таганская тюрьма, 1899 год. (Wikimedia Commons)

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий