Макаренко Антон Семенович

Трения с Крупской и Луначарским

В Полтавском пединституте Макаренко произвел настоящий фурор своей дипломной работой на тему кризиса педагогической науки в современных реалиях. Однако раскрыть свой потенциал ему удалось только на посту заведующего Куряжской колонией, которая находилась под Харьковом. В тот период город был столичным, власти советской Украины стремились взять под контроль беспризорщину. Для того чтобы заняться этим, педагог специально переехал в Харьков, прихватив с собой полтавских правонарушителей. Все, что пережил он в колонии, описал в своей “Педагогической поэме”.

Карьеру педагога нельзя назвать безоблачной: Макаренко то и дело критиковали – то Крупская, то Луначарский. Неформальные методы воспитания считались антисоветскими и антигуманными, педагога обвиняли даже в рукоприкладстве. Оказалось, что в колонию приезжала молодая журналистка, которая общалась с подростками и услышала от них обвинения в адрес педагогов.

Готовить песочное печенье “Шишки” – уже новогодняя традиция: делюсь рецептом

Гости буквально с порога замечают 6 вещей (мы на них даже не обращаем внимание)

Подписчики оценили новый имидж Димы Билана: певец стал блондином

Личная жизнь

Отец Антона был угрюм и задумчив, в своей жизни он испытал немало потерь и трудностей. Поэтому сыну, отчасти, передалась эта серьезность и в свою личную жизнь он многих не допускал. Кто такой этот великий учитель? Он прозаик, который стремился сделать возможным развитие свободной личности внутри автократичной системы. Макаренко женат на Галине Салько, после 1935-го года уже с фамилией супруга.

Были у четы Макаренко приемные дети, сын Лев Михайлович, воспитываемый супругой, и Олимпиада Витальевна, оставшаяся после бегства брата Виталия из России. Первая любовь публициста Елизавета Федоровна Григорович, любопытен факт ее замужества за священником и возраст почти на десять лет старше Антона. Она 20 лет проработала вместе с ним в колонии, свел ее с ним муж, в тот момент, когда пытался спасти Макаренко от самоубийства.

Чего добился Макаренко?

Любой ценой сделать из детей колонии здоровых психологически и взрослых людей. Задача номер один привить им моральные принципы и нравственные устои, чем выдающийся педагог и занимался на протяжении нескольких десятилетий. Его труды по сей день обрабатываются в методические пособия, которые позволяют двигать вперед культуру образования. Ранний уход из жизни, в 51 год, не позволил Антону Семеновичу во время Второй Мировой войны подготавливать еще более усовершенствованные практические рекомендации по вопросам образования молодежи.

На самом деле, публицист был неугоден власти, о нем неоднократно писали критические заметки, но украинская знать не давала Макаренко в обиду. Поэтому мы и сегодня знаем о его работах, иначе до нас не дошло и 10% его методик. Годы жизни легендарного прозаика прервались возможным отравлением, ведь сердце было при вскрытии видоизменено, но доказать ничего не смогли. Попробуем понять концептуальность трудов великого учителя через цитаты

«Для воспитания не требуется большого времени, важно уметь грамотно использовать малое». «Ваше поведение – решающий момент воспитательного процесса, даже, когда вас нет дома – он не прекращается»

Постепенно в колонии для малолетних преступников Макаренко смог создать упорядоченный и организованный быт, смог разделить их на группы. Все было организовано таким образом, что новый человек, который попадал в колонию, автоматически помещался в комфортное пространство. Видимо поэтому при объединении колонии с уже вполне нормальными парнями легко удалось выровнять отношения с огромным десантом «горьковских» ребят.

Переезд в Москву

В 1935 году Макаренко первоначально переведен в Киев, где он работал в центральном аппарате НКВД, курируя отдел трудовых колоний. Вскоре его направляют в Москву, где Антон Семёнович практически полностью оставил педагогическую деятельность, занимался публицистикой и много выступал перед читателями.

К этому времени Макаренко уже стал известным писателем, он дружил с Горьким, а его работы издавались многотысячными тиражами. В 1938 году его принимают в члены ВКП, а в начале 1939 года награждают орденом Трудового Красного Знамени.

В 1938—1939 года Макаренко работал над написанием сценария к фильму «Флаги на башнях». Известно, что соавтором являлась Маргарита Барская, знаменитая в те времена писательница. Однако вскоре руководство Киностудии Горького остановило этот проект, после чего Антон Семёнович занялся написанием своего очередного романа. Но закончить и опубликовать новое произведение этот автор уже не успел.

1 апреля 1939 года при невыясненных обстоятельствах в поезде по дороге из подмосковного дома в столицу Антон Семенович скоропостижно скончался. Основной причиной смерти названа сердечная недостаточность. Однако в последующем возникло множество вопросов, относительно как проблем со здоровьем, так и путаницы в показаниях свидетелей.

Дети любят выдумывать

Поднялась невообразимая шумиха, однако Макаренко был спокоен, парируя: “Дети выдумывают”. На самом деле никакого рукоприкладства, безусловно, не было. Но Крупская была непреклонна, хотя самолично в колонии ничего не проверяла. Тем не менее Макаренко попал в опалу у правительства. В какой-то момент случился пик: педагога хотели освободить от полномочий заведующего, масла в огонь добавляло еще и то, что брат Макаренко был деникинцем.

И все это несмотря на то, что Макаренко сумел обуздать вчерашних преступников, от которых ожидали чего угодно, но только не примерного поведения порядочных советских граждан. Благодаря трудотерапии, которую пропагандировал педагог, ребята построили два завода, на которых производили сами же электромеханику, а потом и фотографическую технику – ФЭД. Многие из беспризорников впоследствии смогли выбиться в люди и стать достойными гражданами великой страны.

ПРАВДА О БЕЛОМОРКАНАЛЕ

Основные идеи и уникальный практический опыт Макаренко в воспитании подростков, особенно трудных, находят отклик у многих педагогов разных стран вплоть до наших дней.

Всемирная слава Макаренко связана с эффективностью его педагогической деятельности, прежде всего — в деле ликвидации детской беспризорности. Благодаря этому замечательному педагогу тысячи детей, которые были обречены на жалкое существование, состоялись в жизни.

Своей практикой он подтвердил свои слова:

Решением ЮНЕСКО Макаренко признан одним из четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке.

Биография Антона Семеновича Макаренко: молодые годы

Будущий выдающийся педагог родился 1 (13) марта 1888 года в городе Белополье, Сумского уезда, Харьковской губернии.

Родители Антона Семеновича Макаренко — простые по происхождению люди. Отец Семен Григорьевич, высококвалифицированный маляр, трудился в железнодорожном депо Харьковской железной дороги, мать Татьяна Михайловна вела домашнее хозяйство.

Глава семьи был хорошо образован, выписывал из Москвы и Санкт-Петербурга техническую литературу, много читал и пользовался авторитетом в депо.

Кроме Антона, в семье воспитывались еще двое младших детей: сестра Александра и брат Виталий.

У семейства Макаренко был большой дом, окруженный садом.

Глядя на отца, Антон с детства пристрастился к чтению. Мальчик рос сосредоточенным, не очень разговорчивым, часто болел и мало общался со сверстниками. Его замкнутость и слабое зрение не раз становились предметом насмешек, порою очень жестоких, со стороны ровесников.

Следуя по стопам отца, в 9 лет Антон начал обучаться ремеслу в железнодорожном училище, а после переезда семьи в Крюков (ныне Полтавская область) продолжил четырехгодичное образование в Кременчугском училище и окончил его в 1904 году.

Уже в этот период юноша увлекается педагогикой. Антон Макаренко в 1905 году оканчивает краткие учительские курсы и начинает преподавать русский язык, рисование и черчение в Крюковском железнодорожном училище.

В 1917 году Макаренко блестяще защищает дипломную работу по теме «Кризис современной педагогики» в Полтавском учительском институте и оканчивает его с золотой медалью.

Дипломированного специалиста призывают в армию, но слабое зрение не позволяет продолжить службу. Антона Семеновича демобилизуют.

С 1918 года Антон Семенович Макаренко работает инспектором городского Высшего начального училища в Крюкове (Кременчугский уезд).

После перебирается жить в Полтаву и заведует начальным городским училищем.

Смерть

Умер Макаренко 1 апреля 1939 года при странных обстоятельствах. Мужчина, возвращавшийся из Дома отдыха писателей в Подмосковье, опаздывал на электричку. Антона Семенович ждали в издательстве с новыми готовыми статьями о принципах воспитания. Вбежав в вагон, Макаренко упал на пол и больше не очнулся.

Могила Антона Макаренко

Официальная причина смерти – сердечный приступ. Ходили слухи, что в Москве Макаренко должны были арестовать, поэтому педагог не выдержал напряжения. Вскрытие показало, что сердце талантливого воспитателя повреждено необычным образом. Орган принимает подобный вид, если в организм попал яд. Но подтверждение отравления найдено не было.

Макаренко похоронили на Новодевичьем кладбище. Советские газеты разместили на страницах некролог, где упомянули Антона Семеновича как заслуженного писателя. О педагогической деятельности мужчины не напечатали ни слова.

Образование и начало карьеры

В 1917-м году Макаренко защитил диплом на тему «Кризис современной педагогики», получил золотую медаль Полтавского педагогического университета. Сразу получил перспективу занятий научной деятельностью, но тяга к практике заставила уйти в инспектирование высших учебных заведений.  Биография Антона Семеновича, по сути, начинается с назначения его директором колонии для несовершеннолетних детей, которых можно отнести к неблагополучным и даже близким к отпетым преступникам.

Там проявляется сущность педагога в его отношении к процессу. Он ставит минимальной задачей привить любовь каждого из участников колонии, хотя бы к двум предметам и по одному из них совершенствовать навыки не менее двух часов в день. Это делалось не ради моментального освоения профессиональных качеств, а чтобы уберечь их от безделья. Также приветствовалось посещение кружка, секции или тренировок. В современном мире эта схема распорядка дня для детей школьного возраста актуальна почти на сто процентов.

Педагогика

После нескольких лет педагогической деятельности Антон Семенович поступил в Полтавский учительский университет. Он получал высшие оценки по всем дисциплинам, вследствие чего окончил вуз с красным дипломом.

В то время биографии Макаренко начал писать свои первые произведения. Свой первый рассказ «Глупый день» он отправил Максиму Горькому, желая узнать его мнение о своем творчестве.

Позже Горький ответил Антону. В своем письме он в жесткой форме раскритиковал его рассказ. По этой причине, Макаренко забросил писательскую деятельность на целых 13 лет.

Стоит заметить, что Антон Семенович будет поддерживать дружеские отношения с Горьким в течении всей жизни.

Свою знаменитую педагогическую систему Макаренко начал развивать в трудовой колонии для несовершеннолетних преступников, расположенной в деревне Ковалевка неподалеку от Полтавы. Он пытался найти наиболее эффективный способ воспитания подростков.

Интересен факт, что Антон Макаренко изучил труды многих педагогов, однако ни один из них не вызвал у него удовлетворения. Во всех книгах предлагалось перевоспитывать детей в жесткой форме, что не позволяло найти контакт между воспитателем и подопечными.

Взяв под свою опеку малолетних правонарушителей, Макаренко разделил их на группы, которым предложил собственноручно обустроить свой быт

При решении каких-либо важных вопросов он всегда советовался с ребятами, давая им понять, что их мнение очень важно для него

Первое время воспитанники часто вели себя по-хамски, однако позже начали проявлять к Антону Макаренко все большее уважение. Со временем ребята старшего возраста добровольно брали инициативу в свои руки, занимаясь перевоспитанием младших ребят.

Таким образом Макаренко смог создать эффективную систему, при которой некогда дерзкие воспитанники становились «нормальными людьми» и стремились передать свои идеи младшему поколению.

Антон Макаренко побуждал детей стремиться получить образование, чтобы в будущем иметь достойную профессию

Также он уделял большое внимание культурной деятельности. В колонии часто ставились спектакли, где актерами были все те же воспитанники

Антон Макаренко и его воспитанники

Выдающиеся достижения в воспитательно-педагогической сфере сделали мужчину одним из самых известных деятелей мировой культуры и педагогики.

Позже Макаренко направили возглавить другую колонию, находящуюся под Харьковом. Власти хотели проверить, была ли его система успешной случайностью или же она действительно работала.

На новом месте Антон Семенович быстро установил уже проверенные порядки. Любопытно, что он взял с собой несколько беспризорников из старой колонии, которые помогали ему работать.

Под руководством Макаренко трудные подростки начали вести достойный образ жизни, избавляясь от вредных привычек и воровских навыков. Дети засеивали поля после чего собирали богатый урожай, а также производили разную продукцию.

Более того, беспризорники научились изготавливать фотоаппараты «ФЭД». Таким образом, подростки могли самостоятельно кормить себя, почти не нуждаясь в финансировании со стороны государства.

Максим Горький и Антон Макаренко с воспитанниками

В то время биографии Антон Макаренко написал 3 произведения: «Марш 30 года», «ФД-1» и легендарную «Педагогическую поэму». Вернуться к писательской деятельности его побудил все тот же Горький.

После этого Макаренко перевели в Киев на пост помощника начальника отдела трудовых колоний. В 1934 г. его приняли в Союз советских писателей. Во многом это случилось благодаря «Педагогической поэме», в которой он простыми словами описал свою систему воспитания, а также привел множество интересных фактов из своей биографии.

В скором времени на Антона Семеновича был написан донос. Его обвиняли в критике Иосифа Сталина. Предупрежденный бывшими сослуживцами, он успел переехать в Москву, где продолжил писать книги.

Совместно со своей супругой Макаренко издает «Книгу для родителей», в которой представляет свой взгляд на воспитание детей. В ней говорилось, что каждый ребенок нуждался в коллективе, который в свою очередь помогал ему адаптироваться в социуме.

Позже по мотивам произведений писателя будут сняты такие картины, как «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях» и «Большие и маленькие».

Отношения с попадьей

Он был очарован молодой супругой священника. Интересно, что сам поп не был против их связи, потому нельзя назвать эту любовь запретной. Звали эту женщину Елизавета Григорович, она какое-то время работала вместе с Антоном Семеновичем в колонии имени Горького. Вероятно, их романтические отношения продолжились там.

Косметику и ванные принадлежности храню в тканевых корзинках (мастерим сами)

Они быстро ходят: каким людям дают меньше лет, чем им есть

Стилист сделал стрижку, которая показала всю красоту седины: видео преображения

Священник после революционных переворотов эмигрировал за границу, оставив Елизавету на Украине. Однако Макаренко не стал оформлять брак с разведенной возлюбленной – боялся навлечь на себя гнев властей. Зато он посвятил Елизавете свою поэму и увековечил ее в ней – бывшая попадья стала прототипом Екатерины Григорьевны – воспитательницы, служившей в колонии.

Детство и юность

Антон Макаренко был первым ребенком в обычной украинской семье. Он родился в первый день весны 1888 года в селе Белополье Харьковского района. Поселение находилось недалеко от железнодорожной станции, где отец Антона трудился маляром. У будущего педагога был младший брат Виталий, впоследствии ставший выдающимся офицером и из-за службы царю вынужденный уехать из страны после революционных событий.

С детства у Антона Макаренко наблюдались проблемы со зрением – близорукость, поэтому он был вынужден носить очки, за что получал насмешки от сверстников. Позже диагноз стал причиной досрочного освобождения от военной службы.

Антон Макаренко в детстве

В доме семьи Макаренко всегда были книги, и маленький мальчик вместо активных игр на улице отдавал предпочтение литературе. Родители рано поняли его тягу к знаниям и постарались сделать все, чтобы ребенок смог получить достойное образование. В 1895 году, когда ребенку исполнилось 7 лет, он был зачислен в двухклассное училище, где получил начальное образование.

Затем семья переехала в город Крюков, где была возможность освоить еще 4 класса школьной программы. Макаренко был зачислен в уездное училище Кременчуга, где сначала получил общее образование, а затем, в 16 лет, поступил на годовые педагогические курсы. С этого момента началось становление молодого учителя в профессии.

Антон Макаренко в молодости

Что осталось

Прослужив на должности около двух лет, Макаренко тихо вышел в отставку и перебрался с семьей в Москву. К тому времени у него была семья (обещания никогда не жениться он не исполнил, зато исполнил другое – не иметь собственных детей). Дело вышло так: прожив с попадьей Елизаветой Федоровной 20 лет (и все эти двадцать лет часто и безответно влюбляясь в учительниц, инспектрис, почтальонш), Макаренко ее, наконец, оставил. Брат Виталий в своих воспоминаниях объясняет это так: «У нее полезли наружу атавизмы старой поповской семьи – жадность, скупость и мелочность…». А может, дело просто в том, что очередная любовь – инспектор из наркомпроса, посетившая колонию имени М. Горького в 1927 году, – Галина Стахиевна Салько ответила на чувства Антона Семеновича. Ему было тогда 39 лет. Он писал ей трогательные письма: «Опять вечер, и опять я остаюсь в одиночестве перед жизнью и любовью, двумя страшными вещами, которых обыкновенно боятся люди… В моей каторжной жизни любовь, как городничий, вошла в переполненный храм, и в храме стало жарко и тесно. Я не знаю, кого жалеть, публику или городничего, и я не знаю, чего бояться. Но что я непременно обязан делать – это благодарить Вас за то, что Вы не прошли мимо случайности – меня. За то, что Вы украсили мою жизнь смятением и величием, покорностью и взлетом. За то, что позволили мне взойти на гору и посмотреть на мир. Мир оказался прекрасным».

Вскоре она переехала к нему с сыном Львом. Сам Макаренко воспитывал племянницу Олимпиаду – дочь брата Виталия. Виталий был белогвардейцем и едва успел спастись от большевиков, оставив беременную жену. Жил в Париже, дочь свою никогда не видел. Девочка, с младенчества отданная Антону, долго считала его своим родным отцом. Воспитывалась она в коммуне, наравне с другими. А впрочем, лучшего места для ребенка тогда и не было…

И вот теперь семья – супруги Макаренко и двое детей – перебралась в Москву. Антон Семенович, к этому времени уже автор нашумевшей «Педагогической поэмы», вступил в Союз писателей. Продолжал заниматься литературой, читал лекции по педагогике, вел передачу на радио, работал над сценарием фильма «Путевка в жизнь»… Был ли он счастлив? Вряд ли. С женой отношения охладели. Делом своей жизни – воспитанием трудных подростков он заниматься не мог.

Он умер внезапно, в поезде из подмосковного Голицыно в Москву – вез с дачи вариант сценария на студию. Разрыв сердца. В буквальном смысле его сердце разорвалось на две половины, как яблоко. Антону Семеновичу исполнился всего 51 год, он многое еще мог бы сделать, если б ему не помешали…

Жена не пришла на его похороны, сослалась на плохое самочувствие. Зато потом долгие годы ездила по стране, выступала с лекциями о системе Макаренко. С некоторых пор эта система сделалась страшно популярной (какой никогда не была при жизни Антона Семеновича). Его книги стали бесконечно переиздаваться в разных странах. В Японии так до сих пор на психологических факультетах труды Макаренко входят в обязательную программу. А в Германии есть центр по изучению его наследия. Что еще осталось? Ученики. Из них ни один не сделался человеком недостойным – брака в воспитании Антон Семенович не допускал. Артисты, инженеры, музыканты, учителя… Особенно много среди бывших воспитанников Макаренко было учителей. Что еще осталось? Внуки – художник и режиссер Антон Васильев и знаменитая актриса Екатерина Васильева

Не важно, что двоюродные, ведь их мать вырастил Антон Семенович.

Орден А.С.Макаренко

Дополнительная информация: 

amnesia.pavelbers.com: Забытые имена. А.С. Макаренко.

hrono.info: Антон Семенович Макаренко

freejojo.com: Антон Макаренко

makarenko-museum.narod.ru: Педагогический музей А.С.Макаренко

freejojo.com: Антон Макаренко

tunnel.ru: Контрреволюция Макаренко

Семейная тайна Антона Макаренко  Документальный фильм, 2011 г.

Антон Макаренко  Документальный фильм, 2006 г.

Рождение Коммуны   Документальный фильм.

Педагогическая поэма  Художественный фильм, 1955 г.

Видематериалы о биографии А.С. Макаренко

Последователи

Одним из распространённых приёмов критиков системы А. С. Макаренко было и остаётся утверждение, что эта система хорошо работала якобы только в руках своего создателя. Это опровергается как подробным выверенным описанием системы в произведениях самого А. С. Макаренко (поневоле и преимущественно в виде художественно-научного изложения), так и успешной многолетней деятельностью целого ряда его последователей.

Среди наиболее известных последователей и продолжателей деятельности А. С. Макаренко из его воспитанников нужно назвать в первую очередь Семёна Афанасьевича Калабалина (1903—1972) и его супругу Галину Константиновну (1908—1999, в «Педагогической поэме» — Семён Карабанов и Галина Подгорная («черниговка»)) и Алексея Григорьевича Явлинского (1915—1981, отца известного политического деятеля Г. А. Явлинского).

Ряд воспитанников Макаренко первоначально выбрали другую стезю в жизни, но через некоторое время обратились к воспитательной деятельности. Среди таких деятелей наиболее известен Л. В. Конисевич, более 15 лет отдавший морской службе, а затем на четверть века возглавивший на Украине интернат «Алмазный», где воспитание было основано на посильном и увлекательном уходе за цветниками, садом и огородом. В конце жизни Леонид Вацлавович успел подготовить в своей книге «Нас воспитал Макаренко» наиболее подробные (из всех имеющихся) воспоминания о жизни и труде в коммуне им. Дзержинского именно с точки зрения воспитанника.

Среди последователей, не являвшихся непосредственно воспитанниками Антона Семёновича, известны фамилии проф., д.п.н. В. В. Кумарина (1928—2002, начал с успешного внедрения системы Макаренко в детском доме Владимирской обл., затем трудился в России и на Украине, обе диссертации посвящены изучению системы Макаренко), Г. М. Кубракова (Казахстан), И. А. Зязюна (Украина), а также А. А. Католикова, А. А. Захаренко, А. С. Гуревича, В. М. Макарченкова и др.

Идеи организации коллектива А. С. Макаренко (опора на традиции, педагогический коллектив как сообщество единомышленников, организация отношений ответственной зависимости, детское самоуправление и др.) развивал советский педагог Фёдор Фёдорович Брюховецкий. Создавая на принципах гуманизма творческий коллектив детей и взрослых, Ф. Ф. Брюховецкий творчески применил эти идеи в практике массовой школы и дополнил оригинальным содержанием с учётом социальных условий воспитания в послевоенные годы.

Пропагандой опыта А. С. Макаренко в том или ином виде продолжали заниматься и многие его сотрудники и преподаватели Колонии им. М. Горького и Коммуны им. Ф. Э. Дзержинского. В первую очередь здесь следует упомянуть главного организатора клубной и внеклассной работы Колонии и Коммуны — Виктора Николаевича Терского (в Пед. поэме — В. Н. Перский) и главного агронома Колонии им. М. Горького — неутомимого Н. Э. Фере (в Пед. поэме — Н. Шере), после увольнения Макаренко из Колонии им. М. Горького перешедшего в сельскохозяйственную науку, но помнившего опыт сотрудничества с А. С. Макаренко и написавшего о нём книгу «Мой учитель».

Любопытным продолжением макаренковского движения проявили себя ряд представителей комсомола, занявшихся в середине 1960-х годов работой с «трудными» подростками. Некоторые из них, к примеру, Виталий Ерёмин, Владислав Ширяев вполне сознательно использовали опыт и подходы А. С. Макаренко, о чём упоминают в описании своего педагогического опыта,.

Объединение учебного и производительного труда старших школьников в учебном цехе Харьковского тракторного завода, получившее название «Учебное производство», применял д.п.н., проф. П. А. Ярмоленко. Исследования учёного и работа учебного цеха ХТЗ по трудовому воспитанию и профессиональной ориентации молодёжи под рук. П. А. Ярмоленко отмечена премией Ленинского комсомола (1971), одобрена коллегией Министерства просвещения СССР, Президиумом ЦК профсоюза и др.

Последние годы жизни

После того, как столицей Советской Украины провозгласили Киев, Макаренко отправили туда курировать систему колоний. Там он большей частью занимался литературной деятельностью. Позже, уже в России, Антон Семенович очень хотел вернуться к практике, однако писательство все равно вышло на первый план. Кроме того, Антон Семенович занялся просветительской деятельностью – он активно вел лекции, выступал на радио, даже планировал снять фильм по своему сценарию.

Интересно, что при царствовании советской власти Макаренко не хотел вступать в партию. В 1939 году планировали провести с ним собеседование по этому вопросу. Но педагог скончался за три дня до заседания. Макаренко умер от остановки сердца в электричке, до этого он отдыхал в Доме писателей в Подмосковье. Утром боялся не успеть на поезд, едва вбежав в вагон, упал, но успел сказать пассажирам: “Я – писатель Макаренко”. Похороны педагога были грандиозными, попрощаться с наставником пришли бывшие беспризорники, которые благодаря ему смогли найти себя в жизни, став инженерами, учителями, врачами. Благодаря великому Макаренко.

Основные события жизни

С 1 сентября 1905 года зачислен на работу в школу города Крюкова учителем. Преподавал русский язык, литературу, черчение.
С 1 августа 1914 года – студент Полтавского педагогического университета (Учительского института).
В 1914 году состоялось знаковое знакомство с Максимом Горьким. Макаренко отправил ему на рецензию свое первое литературное произведение «Глупый день». Горький подверг рассказ серьезной критике, но общение с молодым учителем продолжил.
Период с 1916 по 1917 годы – служба в рядах вооруженных сил. Уволен в запас досрочно в связи с плохим зрением.
В 1920 году получил разрешение на создание первой для него воспитательной колонии имени М.Горького. Контингент учащихся: беспризорные дети и подростки, малолетние преступники. Был заведующим колонии до 1928 года.
В 1925 году начал собирать и обрабатывать материал для написания легендарного произведения «Педагогическая поэма» — труде о методах воспитания детей в условиях колонии.
В 1926 году произошло объединение «колонистов» с детским домом под Харьковом. Число воспитанников превысило 400 человек. Макаренко продолжал заведовать колонией и вводил новаторские методики.
В 1927 году становится руководителем детской трудовой коммуны в Новом Харькове.
В 1928 году подвергается резкой критике педагогического сообщества за новаторские методы работы с детьми. Вынужден оставить работу заведующего колонией. Но продолжает трудиться в новом проекте – воспитательной коммуне.
С 1930 по 1935 активно занимается писательством. Издает ряд серьезных научных и публицистических статей, очерки и зарисовки о работе с «трудными» детьми. В 1935 году полностью заканчивает и издает «Педагогическую поэму».
В 1935 году переезжает в Киев в связи с назначением в аппарат НКВД в отдел трудовых колоний. Целью его работы было обобщение опыта работы с детьми и внедрение его повсеместно на территории Украины. Но государственная служба и отсутствие реальной практики тяготили учителя. Кроме того, многие его коллеги не соглашались с новаторским подходом.
В 1937 году переезжает в Москву, тесно сотрудничает с периодическими изданиями для педагогов, родителей и широкой аудитории. Публикует рассказы и статьи о воспитании, участвует во встречах с читателями.
В 1938 году начинает широкую просветительскую деятельность. Читает тематические лекции в Москве и Ленинграде, активно выступает перед педагогами.
В связи с указом от 31.01.1939 получает весомую награду – орден Трудового Красного знамени.
В 1939 году завершает работу над знаковым литературным произведением «Флаги на башнях», работает над сценарием одноименного фильма по роману.

1 апреля 1939 года Макаренко умирает на железнодорожной станции Голицыно во время командировки. Официальная причина – остановка сердца

Но современные следователи обращают внимание на ряд существенных несостыковок и деталей в заключение о смерти, в частности, разнящихся показаниях свидетелей кончины педагога. По неофициальной версии, Макаренко мог быть отравлен ядом, вызывающим проблемы с сердцем.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий