Маресьев Алексей Петрович

Отнятая незадолго до смерти «Волга»

Впрочем, по служебным делам Алексею Маресьеву не обязательно было ходить пешком. В свое время для передвижения Герою Советского Союза из гаража управления делами ЦК КПСС был выделен автомобиль «Волга». Однако после развала СССР это управление стало управлением делами администрации президента, и машину у Маресьева отняли. По крайней мере так утверждает автор книги «Как Ельцин преемника выбирал» историк Николай Зенькович. Тогда в 1990-х годах Алексей Петрович был не только инвалидом, но и уже довольно пожилым человеком. А причина оказалась проста. Согласно документам Маресьев лишился служебного транспорта вследствие «уменьшения бюджетного финансирования управления делами Президента РФ».

Алексея Маресьева не стало через пару лет после упомянутого события. Как пишет Владимир Кучин в издании «Всемирная волновая история от 1991 г. по 2014 г.», 18 мая 2001 года в Театре Российской армии в Москве организовали торжественное мероприятие по случаю 85-летнего юбилея прославленного летчика. Однако буквально за несколько минут до начала вечера Маресьеву стало плохо: Алексея Петровича сразил инфаркт. Он скончался в тот же день. Поэтому концерт, посвященный юбиляру, начался с минуты молчания.

Юлия Попова

Послевоенная жизнь

Еще во время войны Алексей Петрович согласился стать инспектором. Он перешел в управление вузов ВВС. Последний полет он совершил в 1950 году.

Алексей Маресьев, биография которого стала основой для книги, занялся партийной и общественной деятельностью. Он не любил рассказывать о военных годах, всегда указывая, что все уже написано в книге.

Короткая информация о послевоенных событиях в жизни Маресьева:

  • 1949 год – участвовал в конгрессе приверженцев мира, который проходил в столице Франции;
  • 1952 год – окончил партшколу;
  • 1956 год – стал кандидатом исторических наук;
  • 1960 год – выпустил книгу «На Курской дуге»;
  • 1967 год – принимал участие в зажжении Вечного огня у стен Кремля (Могила Неизвестного Солдата);
  • 1978 год – получил звание полковника запаса;
  • 1989 год – нардеп СССР.

Всю свою жизнь Алексей Петрович поддерживал свое физическое состояние. Он катался на лыжах, ездил на велосипеде, занимался плаваньем. Однажды он переплыл Волгу за пятьдесят пять минут. Для этого ему пришлось преодолеть чуть больше двух километров.

Детство

Родился А.П. Маресьев 7 мая 1916 года в небольшом городке Камышин Камышинского района в Российской Империи. Его отца звали Петр Авдеевич Маресьев, а мать – Екатерина Никитична. Про отца Алексея сохранилось мало информации. Известно только то, что он умер, когда будущему герою было всего три годика. Матери пришлось воспитывать самой троих сыновей. Конечно, молодой вдове было сложно накормить, одеть и должно воспитать детей, однако, судя по результатам ее трудов, у нее это здорово получилось. Денег в семье обычно не хватало, поэтому жили они скромно. Работала Екатерина Никитична на деревообделочном заводе уборщицей. Когда подросли сыновья – Петр, Алексей и Николай, – они помогали матери по хозяйству и всячески старались ее поддерживать.

Судьба, описанная в книге

Часть Маресьева хорошо показала себя в битве на Курской дуге, поэтому ее стали посещать военные корреспонденты. Одним из них был Борис Полевой. Он смог пообщаться с отважным летчиком, и тот поведал ему свою судьбу.

Так был описан подвиг Маресьева. Полевой понимал, что такой удивительный рассказ должен быть описан отдельной книгой. Так и случилось. После войны вышла книга об Алексее Маресьеве – «Повесть о настоящем человеке».

Художественное произведение предполагает вымысел, поэтому повесть имеет свои отличия от реальной истории:

  • герой повести носил фамилию Мересьев;
  • литературный персонаж ел ежа;
  • в повести летчик без ног стал сразу летать после возвращения на фронт;
  • любовный роман с Олей был выдумкой Полевого.

Повесть до сих пор служит прекрасным образцом для воспитания молодого поколения.

Доклад №2

Алексей Маресьев – основной герой «Повести о настоящем человеке». Это произведение было написано Борисом Полевым и рассказывает о реальных событиях жизни самого обыкновенного человека. Речь идет о совершенном им подвиге, в период Великой Отечественной войны, о котором и сегодня помнят люди. В исторических событиях нашей страны он всегда останется «настоящим человеком».

Местом рождения Алексея Петровича Маресьева стал город Камышин Саратовской губернии, где он появился на свет 20 мая 1916 года. Алексей с двумя братьями выросли в бедной семье, мать воспитывала их одна. Когда мальчику было 3 года, из-за давних ранений, еще полученных в битве Первой мировой войны, не стало отца.

В детстве Алеша рос болезненным мальчиком. Он заболел малярией, которая перешла в ревматизм – сильные боли в суставах. Все думали, что он скоро умрет, но, благодаря сильной воле и упрямству, ему удалось перебороть болезнь и жить дальше.

Спустя окончание восьмилетки в Камышине, Маресьеву удалось окончить местное ремесленное училище и получить профессию токаря. Затем он стал трудиться на камышенском лесозаводе.

Алексей никогда не оставлял мечту стать летчиком, поэтому несколько раз подавал заявку на учебу в летном училище, однако не был принят, по причине слабого здоровья. Мечта осуществилась с переездом на Дальний Восток, куда на стройку города Комсомольска–на–Амуре, его послал районный комитет комсомола. Там Алексей стал заниматься на курсах аэроклуба.

Сначала Маресьева призвали служить в армию, в сахалинский авиапогранотряд, потом – в Читу, в авиашколу. Впоследствии, школу переименовали в училище и перебазировали в Батайск. Алексей окончил учебное заведение в звании младшего лейтенанта. Воевать Маресьев начал на Юго-Западном фронте, там, над территорией Кривого Рога, ему довелось впервые совершить атаку. Первый истребитель противника был уничтожен им в марте 1942 года. Затем Алексей воевал на Северо – Западном направлении, к тому времени им были сбиты четыре вражеских бомбардировщика.

В середине апреля 1942года, советские войска взяли в кольцо многотысячную группировку немцев, недалеко от города Демянска, но те не хотели сдаваться, все активнее сопротивляясь. Тогда командование приняло решение атаковать с воздуха. В жестокой воздушной схватке с вражескими истребителями, в районе «Демянского котла», был сбит самолет Маресьева, Як-1, который прикрывал советские бомбардировщики.

Маресьев пытался посадить машину в лесу, только во время посадки самолет зацепил верхушки деревьев и рухнул на землю. Летчиком были получены тяжелые повреждения ног, но это не помешало ему выжить.

Пробирался Маресьев к своим 18 суток. Приходилось ползти по снегу, не имея при себе запасов еды. Пищей служили собранные в лесу ягоды, кора деревьев. Наконец, ему удалось добраться до деревни, где его без сознания, подобрали деревенские жители. Летчик нуждался в квалифицированной помощи врачей, так как ранение стало причиной гангрены ног.

В мае 1942 года Маресьева авиацией доставили в московское отделение военного госпиталя. Уже в то время, состояние летчика сильно ухудшилось, началось заражение крови. Врачами было принято решение об ампутации обеих ног.

Но Алексей Петрович не пал духом, он снова хотел вернуться в ряды летчиков. Поэтому стал учиться, с помощью протезов, ходить, а затем заниматься бегом, прыжками и даже танцами, продолжая тренироваться в санатории, где он восстанавливался, после госпиталя.

В начале 1943 года, проходя медицинское обследование, он принял решение попасть на фронт. В дальнейших битвах Маресьевым было уничтожено еще 7 немецких самолетов. Всего с начала войны им было сбито 11 боевых истребителя противника.

Впоследствии, Алексей Маресьев стал Героем Советского Союза. Проблемы со здоровьем, стали причиной его перевода инспектором – летчиком в руководство высшего летного училища, там он проработал с середины 1944 года, подготавливая будущий летный состав.

Тяжелым испытаниям не удалось сломить Маресьева, он прожил долгую и интересную жизнь. Он скончался 18 мая 2001 года. Алексея Петровича Маресьева можно назвать героем, хотя бы потому, что в состоянии без ног, оставшись со своим погибшим самолетом, не пал духом, сумел восстановиться, вернуться на передовую, чтобы защищать свою родину. И подвиг всей его жизни должен стать примером для будущего поколения.

5 класс

Подвиг Алексея Маресьева

Ещё в госпитале Алексей Маресьев начал тренироваться, готовясь к тому, чтобы летать с протезами. Примером ему служил лётчик Первой мировой войны Прокофьев-Северский, который потерял правую ногу, но несмотря на это, вернулся в небо. В начале 1943 года прошёл медкомиссию и был направлен в Ибресинскую лётную школу в Чувашской АССР. В феврале 1943 года совершил первый после ранения вылет. Добился отправки на фронт и в июне этого же года прибыл в 63-й Гвардейский истребительный авиационный полк. Командир эскадрильи А. М. Числов взял с собой в пару и после нескольких удачных вылетов, доверие к Алексею Маресьеву установилось полное. 20 июля 1943 года Алексей Маресьев во время воздушного боя спас жизни двух советских лётчиков и сбил сразу два вражеских истребителя. Боевая слава о нём разнеслась по всей 15-й Воздушной армии и по всему фронту. В полк зачастили корреспонденты, среди которых был и будущий автор книги «Повесть о настоящем человеке» Борис Полевой.

Видео: В чем подвиг легендарного летчика

24 августа 1943 года за этот подвиг Алексею Маресьеву было присвоено звание Героя Советского Союза. В 1944 году ушёл из боевого полка и стал инспектором — лётчиком в управлении Вузов ВВС. Всего за время войны он совершил 86 боевых вылета, сбил 11 самолётов противника: четыре до ранения и семь – после ранения. С 1946 года ушёл в отставку и свои последние вылеты совершил на учебном самолёте У-2 в качестве инструктора спецшколы ВВС в начале 50-х годов.

В послевоенные годы, отчасти благодаря хрестоматийной книге «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого (в ней назван Мересьевым), был очень известен. Его часто приглашали на различные праздничные мероприятия, организовывали встречи со школьниками, пример его подвига широко использовался для воспитания молодого поколения. Умер 18 мая 2001 года и был похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

В честь Алексея Маресьева названа малая планета 2173 Maresiev, во многих городах улицы носят имя героя. На доме в Москве, где он жил висит мемориальная доска, в честь него поставлен бюст в городе Комсомольске–на-Амуре, в городе Камышин стоит монумент недалеко от дома, где жил лётчик-ас.

Видео: Судьба настоящего человека

Труд – благо

Алексей Маресьев, подвиг которого вошел в историю, появился на свет на земле города Камышина, что на реке Волге, 20 мая 1916 года последним, четвертым ребенком. Характеризуя своих братьев, он говорил, что старшие были умные, а он в летчики пошел. В три года Алексей остался без отца, он погиб от ран, едва вернувшись с Первой мировой войны, работая окопным солдатом. Воспитанием мальчиков занималась одна мать. Скромный доход уборщицы деревообрабатывающего завода и волевой характер женщины, воспитывающей четверых детей в одиночку, позволили мальчикам приучиться к труду, а также понять, что значит жить честной жизнью. На закате своей жизни Алексей Маресьев, подвиг которого является примером для подражания, назовет главное положительное качество человека – это добросовестное отношение к труду.

Жажда жизни

В начале апреля с молодым летчиком случилось несчастье. Самолет был подбит, а сам пилот получил тяжелое ранение в ноги. Планируя, он собирался сесть на лесном болоте, занесенном снегом, но мощности самолета не хватило, и он со всей силы рухнул на могучие стволы деревьев. Очутившись на занятой врагами территории, он всеми силами пытался пробраться к линии фронта. Сначала на больных ногах, а затем ползком в течение 18 суток он добирался к своим. Как выжил, неизвестно никому. Сам Алексей Петрович Маресьев (подвиг его сейчас кажется немыслимым) не любил вспоминать эту историю и рассказывать о ней. Им двигало, по его словам, неукротимое желание жить.

18 дней испытаний

Весной Алексея Петровича перебросили на другой фронт, который располагался в районе «Демянского котла». В апреле того же года Маресьев (подвиг связан с этим временем) участвовал в операции. Она заключалась в том, чтобы прикрывать бомбардировщики, которые атаковали немецкие позиции.

Самолет Алексея Петровича “Як-1” сбили. Ему пришлось совершить посадку в глухом лесу. Он упал с тридцатиметровой высоты. Эту территорию контролировали немцы, а у летчика были многочисленные травмы.

Для Маресьева начались сложнейшие восемнадцать дней. Ему пришлось выбираться самостоятельно, несмотря на травмы. За это время он встретился с медведем-шатуном, с которым пришлось вступить в схватку. Летчик испытывал голод, но по дороге он мог есть лишь ягоды. Только отчаянное желание выжить позволило ему добраться до людей.

Первыми на него наткнулись два жителя деревни Плав, но из-за боязни, что перед ними немец, они обошли его стороной. Спасли Алексея Петровича два мальчика, которые распознали в измученном летчике советского человека. Сережа и Саша позвали взрослых, которые отнесли его в деревню.

В населенном пункте не было врача. Самолет за Маресьевым прилетел только через неделю. Его госпитализировали в Москву. Он был в крайне тяжелом состоянии: гангрена и заражение крови. Он находился на каталке в коридоре, когда его заметил профессор Теребинский. Он осмотрел безнадежного пациента и принял решение провести немедленную ампутацию ног. Это должно было поставить точку на его летной карьере.

Подвиг Алексея Маресьева

Инструктаж курсантов

В 1941 году Маресьев отправился на фронт. В августе он
впервые вышел в бой. Уже в апреле 1942 года он сбил три «юнкерса». 5 апреля лётчик
должен был прикрывать бомбардировщики. Эта часть задания прошла успешно, но
немцы сбили Маресьева. Он пролетел через линию фронта и приземлился в лесу
где-то в Новгородской области. При падении он повредил обе ноги.

Маресьев решил прибираться к своим. 18 суток, сначала
пешком, а затем ползком, он двигался на восток. Его обнаружили двое деревенских
ребят, которые сообщили о Маресьеве старшим. Колхозники из деревни Плав взяли
его к себе, лечили, пока за Маресьевым не прибыл один из советских лётчиков.

Алексея забрали в госпиталь. Выяснилось, что у него сломаны
обе ступни, началась гангрена. Маресьев мог умереть, и ноги ампутировали. Когда
лётчик пошёл на поправку, ему сделали протезы. Маресьев вполне освоил их, и
врачи решились сказать ему, что он больше не сможет летать.

Алексей Маресьев: возвращение в строй

На войне

Герой не смирился с потерей конечностей и решил в авиацию.
Уже в феврале 1943 года Маресьев был допущен к пролётам. Но прошло немало
времени, пока командование решило испытать его в бою.

В июле 1943 года Маресьев успешно выполнил первое боевое
задание. Ещё пара дней, и он сбил первый «юнкерс». На следующий день во время
воздушного боя он сбил два «фокке-вульфа» и спас двоих товарищей по эскадрилье.
За это его наградили званием Героя Советского Союза.

Слава об отважном пилоте разнеслась по всем фронтам. К нему
часто приезжали военкоры, расспрашивали его о ранении и возвращении в строй.
Среди таких визитёров был и Борис Полевой, написавший в 1946 году «Повесть о
настоящем человеке»

Подвиг Маресьева стал примером силы воли и патриотизма.
Из-за этого командование стремилось уберечь Маресьева от гибели, и в марте 1945
года он согласился отправиться инспектором в Главупре обучения, формирования и
боеподготовки ВВС РККА.

За время войны, Алексей Петрович совершил 86 вылетов. Он
сбил 10 самолётов, из них 7 – после ранения. В 1946 году ушёл в запас.

Память

Кожаное пальто Маресьева А. П. в Центральном музее Вооружённых Сил в Москве

  • В честь Маресьева 1 апреля 1980 года названа малая планета (2173) Маресьев, открытая 22 августа 1974 года Л. В. Журавлёвой в Крымской астрофизической обсерватории.
  • Центральная улица в посёлке Ибреси Чувашской Республики названа в честь Алексея Маресьева, в 2005 году там была открыта мемориальная доска. Также имя героя носят улицы в городах Актюбинске, Ташкенте, Горно-Алтайске, Чернигове и других городах.
  • 20 мая 2006 года в честь 90-летия со дня рождения Маресьева в Камышине был открыт монумент, недалеко от дома, где он жил.
  • Мемориальная доска на доме в Москве, где Маресьев жил после войны.
  • Надпись на мемориальной доске «Герой Советского Союза» в Батайске.
  • Школа-лаборатория № 760 в Москве и школа № 89 в Москве носят имя героя.
  • В честь Алексея Маресьева поставлен бюст в Комсомольске-на-Амуре, он является почётным гражданином этого города, его фотография висит на городской доске почёта.
  • Бюст установлен на Аллее героев на территории Краснодарского высшего военного авиационного училища лётчиков.
  • Алексей Маресьев участвовал в открытии школы № 31 города Петров Вал Камышинского района Волгоградской области.
  • В честь Маресьева названа улица в Москве в жилом районе Люберецкие Поля (район Некрасовка, ЮВАО).
  • Камышинский педагогический колледж носит имя А. П. Маресьева.
  • МБОУ СОШ № 13 города Орла носит имя А. П. Маресьева. В школе также есть музей, где хранятся некоторые личные вещи Алексея Петровича.
  • Картина Николая Жукова «Алексей Маресьев».
  • Мемориальная доска на часовне св. Николая Чудотворца в городе Батайске Ростовской области. Установлена 6 мая 2003 года.
  • В Москве улицу Ново-Преображенскую переименовали в улицу Маресьева, а также установили памятную доску
  • В 100-й юбилей в городе Камышин открыт музей А. П. Мересьева

Надгробный памятник на Новодевичьем кладбище МосквыСтела у въезда в КамышинОбелиск на улице Маресьева в городе ИбресиПочтовый конверт «Герой Советского Союза, летчик А. П. Маресьев»Мемориальная доска на часовне в городе Батайске Ростовской областиПамятник А. П. Маресьеву в родном городе КамышинПочтовая марка России к 100-летию А. П. Маресьева (ЦФА № 2089)

Знакомство с Б. Полевым

Боевая слава о нем распространилась по всему фронту. К нему стали прибывать военные корреспонденты, в числе которых был и автор “Повести о настоящем человеке”. Борис Полевой не дал герою повести настоящее имя. Так и был создан всем известный Мересьев. Остальные события, описываемые в повести, были в действительности, за исключением романа, но образ девушки понравился прототипу.

Выбор между самолетами и девушками ему не пришлось делать, так как его жена также имеет отношение к ВВС. Маресьев говорил, что не читал повести, но книга у него была.

Герой-летчик Алексей Маресьев был не единственным прототипом “Повести о настоящем человеке”. На фронте воевали многие герои, оставшиеся без конечностей, они также были отмечены званиями и орденами, Мересьев – это собирательный образ.

Награды

  • Герой Советского Союза (24 августа 1943)
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (16 мая 1996) — за выдающиеся заслуги перед государством и большой вклад в патриотическое воспитание подрастающего поколения
  • Орден Дружбы (4 мая 2000) — за многолетнюю плодотворную работу по социальной защите ветеранов, патриотическому воспитанию молодёжи и укреплению дружбы между народами
  • Два ордена Ленина (24 августа 1943 и 19 мая 1986 года) — за большие заслуги перед Советским государством, плодотворную общественную деятельность и в связи с семидесятилетием со дня рождения
  • Орден Октябрьской Революции
  • Орден Красного Знамени (23 июня 1942) — за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество
  • Орден Отечественной войны 1-й степени (6 апреля 1985) — за храбрость, стойкость и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, и в ознаменование 40-летия победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов
  • Два ордена Трудового Красного Знамени (19 мая 1966 год) — за активную и плодотворную общественную деятельность и в связи с пятидесятилетием со дня рождения
  • Орден Дружбы Народов (19 мая 1976 года) — за активное участие в патриотическом и интернациональном воспитании советских людей, укрепление дружественных связей между народами Советского Союза и других стран и в связи с шестидесятилетием со дня рождения
  • Орден Красной Звезды
  • орден Почёта (26 июля 1991) — за особо плодотворную общественную деятельность, большой вклад в укрепление мира и сотрудничества между народами
  • медали СССР
  • Орден Дружбы (ЧССР) (1986)
  • Благодарность Президента Российской Федерации (27 апреля 2001) — за многолетнюю плодотворную работу по патриотическому воспитанию молодёжи, социальной защите ветеранов, укреплению дружбы между народами
  • Почётная грамота Правительства Российской Федерации (14 мая 1996) — за мужество, проявленное в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 годов, большой личный вклад в развитие ветеранского движения, активное участие в патриотическом воспитании молодёжи и в связи с 80-летием со дня рождения

Не попал на свой торжественный концерт

В 2001 году готовился торжественный вечер, посвященный восьмидесятипятилетию Алексея Маресьева. Биография закончилась в день концерта, то есть 18.05.2001 года. Знаменитый летчик собирался в Театр российской армии, когда ему неожиданно стало плохо. В этот вечер он умер от инфаркта. Зрителям, которые собрались в зале, сообщили об утрате. Концерт начался с минуты молчания.

Похоронили его в столице на Новодевичьем кладбище.

В память о легендарном летчике названо множество учебных заведений, улиц. Существует даже планета, которая носит имя Алексея Петровича. Памятники Маресьеву открыты в следующих городах:

  • Камышин.
  • Комсомольск-на-Амуре.
  • Краснодар.

В родном городе героя функционирует музей А. П. Маресьева. Его открыли в сотый юбилей летчика.

Остается загадкой, что случилось с самолетом Алексея Петровича. Были неоднократные попытки отыскать его, но все безуспешные. Самолеты если и обнаруживались, то внутри находились мертвые пилоты. Трудность поисков состоит в том, что летчик так и не смог вспомнить, где он был. Связано это с многочисленными травмами. Сам Маресьев не хотел возвращаться в тот лес и будить в себе те жуткие воспоминания.

Личная жизнь

Несмотря на окружавшую его славу, Алексей Маресьев всегда оставался скромным человеком и старался не пользоваться ни служебным положением, ни званием героя. Исключением является единственный случай, связанный с его личной жизнью. В Главном штабе ВВС накануне окончания войны он увидел красивую девушку, к которой постеснялся подойти, во-первых, стыдясь инвалидности, а во-вторых, сомневаясь, свободна ли она.

Так что единственный раз, когда Алексей Петрович воспользовался служебным положением, было обращение в отдел кадров по поводу семейного положения Ольги Викторовны, которой он уже через месяц сделал предложение выйти замуж.

Алексей Маресьев с женой и сыном Витей

Они прожили долгую счастливую жизнь. В семье родилось двое сыновей – Виктор и Алексей. Никто из мальчиков по стопам отца не пошел. Старший сын грезил автомобилями и стал инженером, а младший был инвалидом детства, поэтому о небе тоже не мог и мечтать.

Маресьев всегда поддерживал себя в прекрасной физической форме – занимался в бассейне, катался на велосипеде и коньках, ходил на лыжах. Более того, он даже переплывал Волгу, устанавливая рекорд на время.

Сила воли

Алексей Петрович обязан своим возвращением в летные войска исключительно своим качествам: упорству и силе воли. Еще лежа в госпитале, он начал тренироваться, готовя себя к полету с протезами. У него был отличный пример – Прокофьев-Северский – летчик Первой мировой войны, который воевал без правой ноги. Не только себя, но и врачей убедил он в том, что может летать.

В феврале 1943 года старший лейтенант совершил первый свой вылет с протезами вместо ног в летной школе Чувашской АССР. Добился отправки на фронт и в середине этого же года прибыл в истребительный авиационный полк.

На Брянском фронте в него не сразу поверили. Алексей Петрович переживал и очень просил дать ему шанс. Вскоре он его получил от командира Александра Числова, который был сопровождающим его первых полетов. Когда на его глазах Маресьев сбил немецкий истребитель, доверие сразу возросло.

Это была огромная победа и великий его подвиг. Лишившись обеих ног, он оказался в строю.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий