Моцарт, Вольфганг Амадей

Констанция, жена Моцарта

Зарабатывая своим творчеством приличные гонорары, тем не менее Моцарт, биография которого порой противоречива, часто был вынужден занимать у своих приятелей деньги. Так, к примеру, получив тысячу гульденов (баснословную по тем временам сумму) за выступление на одном из концертов, он сидел без денег уже через две недели. Приятель Моцарта, у которого композитор попытался занять, заметил с удивлением, что у музыкального гения нет ни конюшни, ни замка, ни кучи детей, ни дорогостоящей любовницы. “Для чего же тебе требуются деньги?” – спросил он. Моцарт ответил, что ведь у него есть Констанция, жена. “Она – мой табун породистых лошадей, мой замок, моя куча детей, моя любовница”, – сказал композитор.

Финальный аккорд

В 1791 году Моцарт работал особенно плодотворно. Он завершил симфонию № 40, внеся в нее изменения, написал и поставил при чешском дворе оперу «Милосердие Тита», а затем, в сентябре, завершил «Волшебную флейту» — венец своего творчества. Это произведение написано в жанре зингшпиль, то есть «народная песня». Опера в то время канонически исполнялась только на итальянском, а «Волшебная флейта» была задумана и исполнена как национальная опера на немецком языке.

Казалось, композитора ждет новый взлет творчества, и тем трагичнее выглядит его ранняя смерть. Моцарт был уже болен, он чувствовал себя подавленно с лета 1791 года. В июле к нему явился управляющий графа Вальзегг-Штуппаха и заказал от имени своего господина реквием на смерть его жены.

Рис. 4. Последние часы Моцарта

Работа над скорбным произведением поглощала все истощенные силы композитора. Он пребывал в мистической уверенности, что сочиняет реквием по самому себе. 18 ноября Моцарт выступил на открытии очередной ложи Тайного Общества, после чего окончательно слег.

Несмотря на то, что Констанца привлекла к лечению мужа лучшего врача Вены, его здоровье ухудшалось. В ночь с 4 на 5 декабря Моцарт умер. Пошатнувшееся за время болезни финансовое состояние его семьи и болезнь самой Констанцы, убитой горем, не позволили организовать композитору пышные похороны. Место его погребения на дальнем кладбище св. Марка вскоре затерялось.

Однако слава Моцарта не только не угасла, а даже вспыхнула с новой силой в первые же годы после его смерти благодаря мощи и жизненной силе его произведений, прежде всего, «Волшебной флейте», имевшей колоссальный успех.

«Свадьба Фигаро».  Ария Керубино:

Женитьба Фигаро Ария Керубино. Cherubino’s aria from the Marriage of Figaro

Watch this video on YouTube

Детство музыканта

Он родился 27 января 1756 года на территории колоритного города Зальцбург. Моцарту удалось прославиться на весь мир. Дело в том, что его воспитывали в творческой семье. Его отец работал музыкантом.

Моцарта воспитывали в многодетной семье. Большинство его братьев и сестёр умерли в раннем возрасте. Когда на свет появился Вольфганг, то врачи говорили о том, что мальчик останется сиротой. Во время родов у мамы Моцарта возникли серьёзные осложнения. Медики пророчили, что роженица не выживет. На удивление, она пошла на поправку.

С юности Моцарт активно интересовался музыкой. Он видел отца за игрой на различных музыкальных инструментах. В 5 лет ребёнок мог на слух воспроизводить мелодию, которую несколько минут назад играл Леопольд Моцарт (отец).

Watch this video on YouTube

Глава семейства, который увидел потенциал у сына, учил его играть на клавесине. Мальчик быстро усваивал самые сложные мелодии пьес и менуэтов, и вскоре ему надоело это занятие. Моцарт начал сочинять композиции. В 6 лет Вольфганг овладел игрой ещё на одном музыкальном инструменте. На этот раз это была скрипка.

Кстати, Моцарт никогда не посещал школу. Леопольд самостоятельно обучал своих детей дома. У него была прекрасная образовательная база. Вольфгангу прекрасно давались практически все науки. Мальчик схватывал всё на лету. У него была прекрасная память.

Моцарт — настоящий самородок, ведь как объяснить тот факт, что уже в 6 лет он давал сольные концерты. Иногда вместе с Вольфгангом на сцене появлялась его сестра Наннерль. Она прекрасно пела.

Цитаты Вольфганга Амадея Моцарта

  • «Люди ошибаются, считая, что мое искусство легко приходит ко мне. Уверяю вас, никто не посвятил столько времени и размышлений о композиции, как я».
  • «Я пишу как свинья» (по поводу того, как много пишет).
  • «Всякий раз, ложась спать, я помню, что возможно (как бы молод я ни был), мне не суждено будет увидеть завтрашний день. И всё же ни один человек из всех, кто меня знает, не скажет, что я в общении мрачен или печален…».
  • «Поскольку смерть, когда мы подошли к её рассмотрению, является истинной целью нашего существования, я выработал в течение последних нескольких лет такие близкие отношения с этим лучшим и самым верным другом человечества, что его образ не только больше не пугает меня, но действительно очень успокаивает и утешает! И я благодарю моего Бога за то, что он любезно предоставил мне возможность узнать, что смерть — это ключ, который открывает дверь нашему истинному счастью».
  • «Я не обращаю внимания на чью-либо похвалу или вину. Я просто следую своим собственным чувствам».

Примечания

  • Abert, Герман (2007; первоначально изданный 1924). В. А. Моцарт. Новый выпуск, переведенный Стюартом Спенсером и со сносками Клиффа Эйсена. Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета.
  • Beales, Дерек (2006a) «Австрия, австрийская, австрийская Монархия», в Клиффе Эйсене и Саймоне П. Кифе, редакторах, Кембридж Моцарт Энциклопедия. Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
  • Beales, Дерек (2006b) «Германия», в Клиффе Эйсене и Саймоне П. Кифе, редакторах, Кембридж Моцарт Энциклопедия. Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
  • Граница, Джойс и Майкл Кеннеди (2004) краткий Оксфордский словарь музыки. Оксфорд: издательство Оксфордского университета.
  • Бранскомб, Питер (2006) «Вольфганг Амадей Моцарт», в Клиффе Эйсене и Саймоне П. Кифе, редакторах, Кембридж Моцарт Энциклопедия. Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
  • Клайв, Питер (1993) Моцарт и его круг: биографический словарь. Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета.
  • Deutsch, Отто Эрих (1965) Моцарт: документальная биография. Стэнфорд: издательство Стэндфордского университета.
  • Ferris, Джордж Т. (1891) великие немецкие композиторы. Нью-Йорк:D. Эплтон. Доступный на линии: http://www
  • Halliwell, Рут (2006) Colloredo, Хиронимус Франц де Паула фон, в Клиффе Эйсене и Саймоне П. Кифе, редакторах, Кембридж Моцарт Энциклопедия. Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
  • Hermand, Джост и Джеймс Стикли, редакторы (1981) Письма немецких Композиторов: Холостяк, Моцарт, Мендельсон, Вагнер, Брамс, Малер, Штраус, Вейл и другие. Континуум.
  • Heartz, Дэниел (1995) Гайдн, Моцарт и венская школа: 1740–1780. Нью-Йорк:W. W. Norton & Company.
  • Honolka, Курт (1990) Papageno: Эмануэль Шиканедер, человек театра во время Моцарта. Hal Leonard Corporation.
  • Словарь Houghton Mifflin биографии (2003) Houghton Mifflin Харкурт.
  • Kerst, Фридрих (1906) Моцарт: человек и художник, как показано в его собственных словах. Переведенный Генри Эдвардом Крехбилом. Лондон: гей и птица.
  • Кун, Лора, редактор (2001) биографический словарь Бейкера музыкантов. Нью-Йорк: Книги Schirmer.
  • Леже, Луи (1889) история А Австро-Венгрии с самого раннего времени до 1889 года. Переведенный А. Б. Хиллом. Сыновья Г.П. Путнэма.
  • Libbey, Теодор (2006) энциклопедия слушателя NPR классической музыки. Workman Publishing.
  • Либер, Фрэнсис, Э. Вигглесуорт и Т. Г. Брэдфорд (1832) энциклопедия Американа. Филадельфия.
  • Макки, Альберт Г. и Гарри Лерой Хейвуд (1909) энциклопедия масонства 1909.
  • Мэтьюс, Уильям Смайт Бэбкок Мэтьюс и Эмиль Либлинг (1896) Объявление и толковый словарь музыки. Цинциннати: Джон. Church Company.
  • Мерсман, Ханс, редактор (1972) Письмо от Вольфганга Амадея Моцарта. Дуврские Публикации.
  • Нимечек Франц Ксавер (2007) Моцарт: Первая Биография, сделка Хелене Маутнер, с введением Клиффом Эйсеном. Книги Berghahn.
  • Римлянин, Эрик (2009) Австро-Венгрия и государства преемника: справочник с Ренессанса к подарку. Infobase Publishing.
  • Росселли, Джон (1998) жизнь Моцарта. Кембридж: издательство Кембриджского университета.
  • Rushton, юлианский (2006) Моцарт. Основной ряд музыкантов. Оксфорд: издательство Оксфордского университета.
  • Сейди, Стэнли (2006) Моцарт: первые годы 1756–1781. Оксфорд: издательство Оксфордского университета.
  • Slonimsky, Николас, редактор (1984) биографический словарь Бейкера музыкантов. 7-й выпуск. Нью-Йорк: Книги Schirmer.
  • Slonimsky, Николас, редактор (1992) биографический словарь Бейкера музыкантов. 8-й выпуск. Нью-Йорк: Книги Schirmer.
  • Соломон, Мэйнард (1995) Моцарт: жизнь. Нью-Йорк: Harper Collin.

Европейская известность

Опера «Похищение из сераля» пользовалась немедленным и непрекращающимся успехом и укрепляла имя и талант Моцарта во всей Европе. С существенными доходами от концертов и издательской деятельности он и Констанца наслаждались роскошным образом жизни. Они жили в одном из самых престижных жилых домов Вены, отдавали своего сына Карла Томаса в дорогой пансион, держали прислугу и вели оживленную светскую жизнь. В 1783 году Моцарт и Констанца отправились в Зальцбург навестить отца и сестру. Визит был несколько прохладным, так как Леопольд все еще был неохотным тестем, а Наннерль-послушной дочерью. Но это пребывание побудило Моцарта начать писать мессу «до минор», из которой были закончены только первые две части, «Kyrie» и «Gloria». В 1784 году Моцарт стал масоном, братским орденом, ориентированным на благотворительность, нравственную чистоту и развитие братской дружбы. Моцарт пользовался большим уважением в масонском сообществе, посещая собрания и участвуя в различных мероприятиях. Масонство также оказало сильное влияние на музыку Моцарта.

С 1782 по 1785 год Моцарт делил свое время между самостоятельными концертами в качестве солиста, представляя от трех до четырех новых фортепианных концертов в каждом сезоне. Театральные помещения в аренду в Вене иногда было трудно найти, поэтому Моцарт заказывал себе нетрадиционные места, такие как большие комнаты в многоквартирных домах и бальные залы дорогих ресторанов. 1784 год оказался самым плодовитым в исполнительской жизни Моцарта. За пять недель он принял участие в 22 концертах, в том числе пять продюсировал и выступал в качестве солиста. В типичном концерте он играл подборку существующих и импровизационных пьес и свои различные фортепианные концерты. В других случаях он дирижировал исполнением своих симфоний. Концерты посещались очень хорошо, так как Моцарт наслаждался уникальной связью со своей аудиторией, которой, по словам биографа Моцарта Мейнарда Соломона, «была предоставлена возможность стать свидетелем трансформации и совершенствования крупного музыкального жанра». В это время Моцарт также начал вести каталог своей собственной музыки, возможно, указывая на осознание своего места в музыкальной истории.

К середине 1780-х годов экстравагантный образ жизни Вольфганга и Констанцы Моцартов начал сказываться. Несмотря на успех как пианиста и композитора, Моцарт испытывал серьезные финансовые трудности. Моцарт ассоциировал себя с аристократическими европейцами и чувствовал, что должен жить как один из них. Однако это было бы нелегко, учитывая музыкальные предпочтения двора в пользу итальянских композиторов и влияние капельмейстера Антонио Сальери. Отношения Моцарта с Сальери были предметом спекуляций и легенд. Письма, написанные Моцартом и его отцом Леопольдом, свидетельствуют о том, что оба они испытывали соперничество и недоверие к итальянским музыкантам вообще и к Сальери в частности. Спустя десятилетия после смерти Моцарта распространились слухи, что Сальери отравил его. Этот слух получил известность в пьесе драматурга 20-го века Питера Шаффера «Амадей» и в одноименном фильме 1984 года режиссера Милоша Формана. Но, по правде говоря, нет никаких оснований для таких предположений

Хотя оба композитора часто боролись за одну и ту же работу и общественное внимание, мало что свидетельствует о том, что их отношения были чем-то большим, чем типичное профессиональное соперничество. Оба восхищались творчеством друг друга и в какой-то момент даже сотрудничали над кантатой для голоса и фортепиано под названием «Per la recuperate salute di Ophelia»

В конце 1785 года Моцарт познакомился с либреттистом Лоренцо Да Понте, венецианским композитором и поэтом, и вместе они работали над оперой «Свадьба Фигаро». Она получила успешную премьеру в Вене в 1786 году и была еще более тепло принята в Праге позже в том же году. Этот триумф привел ко второму сотрудничеству с Да Понте над оперой «Дон Жуан», премьера которой состоялась в 1787 году с большим успехом в Праге. Эти две оперы, известные своей музыкальной сложностью, входят в число самых важных произведений Моцарта и сегодня являются опорой оперного репертуара. В обеих композициях фигурирует злой дворянин, хотя «Фигаро» представлен скорее в комедии и изображает сильное социальное напряжение. Возможно, главное достижение обеих опер заключается в их ансамблях с их тесной связью между музыкой и драматическим смыслом.

Париж

Летом 1777 он отправился в Париж вместе с матерью. Остановка в Мюнхене ознаменовалась первой неудачей: курфюрст отказался от его услуг, Моцарт не получил места. Следующая остановка в Маннгейме тоже не принесла ему места при дворе Карла Теодора, но Вольфганг решил задержаться в этом городе: он был без памяти влюблен в певицу Алоизию Вебер. Отец, узнав об этом, приказал ему немедленно ехать в Париж. Сын не посмел ослушаться.

Париж стал городом несчастья для Вольфганга: летом 1778 года в Париже умирает его мать. Кроме того, несмотря на успешное исполнение в столице двух симфоний Моцарта, придворная публика охладела к молодому композитору. Удар постиг его и в личной жизни: Алоизия не полюбила Вольфганга, на счастливый брак не осталось надежды. Под давлением отца он возвращается в Зальцбург.

Концертная деятельность

Кратко биография Моцарта и интересные факты из жизни неизменно включают его отношения с отцом. Именно он привил ему любовь к музыке. Отец Моцарта с самых юных лет приучал своих детей к работе и музыке. Первые концерты всё семейство давало перед эрцгерцогом Вены и многими венценосными особами.

В попытках прославиться, а также найти покровителя среди богатых дворянских особ, отец Вольфганга решается совершить поездку по Европе, неизменно выступая на лучших площадках того времени. Известно, что на концерте в немецком городе Франкфурт-на-Майне к юному Моцарту подошел подросток, который восхищался его игрой. Оказалось, что этим мальчиком был известный в последующем писатель Иоганн Гёте.

Малыш уже с ранних лет показал себя как любознательный и интересующийся окружающим миром человек. Во время одного из важных выступлений Вольфганг играл на клавесине вместе со своей сестрой. Неожиданно на сцене появилась кошка, к которой бросился мальчик, позабыв о многочисленных зрителях. Его отец Леопольд потребовал вернуться к инструменту, на что Амадей отметил, что его клавесин будет всегда на месте, а вот котёнок может убежать. Однако в последующем малыш все же ответственно относился к выступлениям, всегда радуя публику виртуозным исполнением своих композиций.

Слух о юном виртуозе быстро разошелся по всей Европе. Во время концертов в Нидерландах оказалось, что исполнять музыкальные произведения во время поста категорически запрещено. Однако голландское духовенство, которое было наслышано о таланте Моцарта, разрешило такие концерты, назвав его уникальную способность божиим даром.

Неутомимый Моцарт: биография затейника и шутника

Количество портретов этого композитора зашкаливает, однако лишь некоторые из них счиитаются подлинными, как сделанные во время его жизни. Наиболее вероятно, что истинный облик композитора Моцарта наиболее чётко отражен в неоконченной работе знаменитого австрийского художника Йозефа Ланге. Он писал его в 82-году восемнадцатого века, когда молодое дарование был еще в полном расцвете сил. Причина, по которой работа так никогда и не была завершена, остается неизвестной.

Важно

По отзывам современников, про Моцарта можно сказать, что был он человеком подвижным и малоусидчивым. Он постоянно постукивал ногами, перебирал пальцами или размахивал руками, жестикулировал при разговоре, мог отбивать какой-то ритм или отыгрывать в воздухе, «будто на клавире».

Краткое описание деятельности музыканта

Если судить по написанным современниками портретам и свидетельствам очевидцев, он имел густые светло русые волосы, бледную кожу и отличался небольшим ростом. Несмотря на неказистый вид, кто такой Моцарт, знали далеко за пределами его родного Зальцбурга. Он восторженно глядел на жизнь большими голубыми глазами, но в последние годы в них поселилась некоторая рассеянность, тревога и вселенская усталость от изматывающего образа жизни и работы «на износ». Уже к совершеннолетию он объездил практически все страны Европы, побывал при самых прославленных аристократических дворах, давал концерты и писал оперы для наиболее влиятельных личностей своего времени.

Относительно творчества и наследия, оставленного Моцартом потомкам, говорят много. Оно не похоже ни на что, что делалось до него, да и после подобного не нашлось. Свою глубочайшую эмоциональность он научился умело сочетать с предельной ясностью и строгими формами, составленными по всем музыкальным канонам. Он не просто умудрился написать для каждого жанра и формы, существующих в его время, но и сделать эти произведения нетленными, незабываемыми. Он является величайшим в истории музыки мелодистом, особое значение для которого играли оперы. Камерно-инструментальное, а также симфоническое дарование композитора заставило его отказаться от клавира и клавесина в пользу фортепиано, но все его сочинения отличаются отчетливостью, изысканностью, какой-то особой элегантностью и размахом.

Рождение и детство Вольфганга

Музыкальный талант передался будущему светилу музыкального творчества явно по наследству от отца. Леопольд Моцарт был сыном умелого зальцбургского переплетчика, который с раннего детства изучал теологию, готовясь стать богословом, одновременно «вникая» в скрипку и орган. Его музыкальные таланты в какой-то момент перевесили, и он устроился на работу придворным сочинителем ко двору местного архиепископа, который содержал собственную капеллу. Он женился на дочке попечителя богадельни, которая родила ему семерых детей. Выжить удалось только двоим.

Старшая сестрица, Мария Анна Моцарт, в быту была прозвана Наннерль. Она с ранних лет обладала красивым чистым голосом. Ее выучили игре на клавире уже к семи годам, она прекрасно пела и сама могла себе аккомпанировать. 27 января 1756 года на свет появился мальчик, который едва не стоил здоровья и жизни матушке. Только через день после появления на свет он был крещен, а в книге для регистраций появилась сложная запись на латыни — Johannes Chrysostomus Wolfgangus Theophilus (Gottlieb, Amadeus) Mozart. Впоследствии он неоднократно будет посмеиваться над своим несуразным длинным именем, предпочитая называться просто Вольфганг или Вольфи.

Становление вундеркинда

Когда отец стал заниматься с Наннерль игрой на клавесине, маленькому Вольфгангу было интересно, и он ни на шаг не отходил от них. Вскоре после исполнения трех лет мальчонка уже мог часами сидеть за инструментом, подбирая созвучия. В этом возрасте он уже по памяти легко проигрывал некоторые, особо понравившиеся, части музыкальных пьес, услышанных ранее. На то время он был еще не знаком с нотной грамотой, но и этот момент был с лихвой наверстан – к четырем-пяти годам он изучил ноты и сам писал небольшие произведения в свою нотную тетрадку, обмакивая перо, а часто и пальцы, в чернильницу. Некоторые произведения того времени сохранились до наших дней, к примеру, «Аллегро До мажор» 61-го года восемнадцатого века.

Стоит узнать

Отец в жизни Вольфганга играл «первую скрипку», он любил его очень трепетно, сильно и нежно. В своих более поздних записках Моцарт пишет все имена, и даже свое собственное, вкупе со словом бог, с маленькой буквы. Заглавной в его жизни удостоились только три слова: Музыка, Честь и Папа.

Дети Моцартов никогда не ходили в школу – Леопольд занимался с ними сам, обучая всему, что знал. При этом у маленького Вольфи была особенность – он отдавался всему, что делал, без остатка. Когда он научился писать, все стены в детской были испещрены словами, а цифрами и уравнениями были покрыты даже стулья и нижние поверхности столов и иных предметов мебели. Отец мечтал видеть свою дочь оперной певицей, а сына – композитором. Но так уж было принято в ту эпоху, что требовалось сперва показать себя, как исполнитель, иначе заслужить почет и уважение сочинителя никак не получилось бы.

В семействе было принято отдавать все лучшее детям, потому, имея жалование в две с половиной сотни флоринов, Леопольд никогда не скупился на организацию «гастролей» своего сына и дочки. Оставив супругу дома, он взял Наннерль и Вольфи и впервые устроил для них «тур по Европе», открывающийся концертом для курфюрста Баварии Максимилиана III в Мюнхене. Везде крохотного музыканта ждал успех и бурные овации. Продлилось это путешествие чуть больше трех недель. Именно с него начался вояж Моцарта на долгие десять лет.

З года оттачивания виртуозных умений

Мюнхенский успех воодушевил Леопольда, который души не чаял в своих детях. Он решил продолжать концертную деятельность, пока получается, тем более что это приносило невероятный доход, кучу подарков и предложений, от которых было просто невозможно отказаться. Начало музыкальное семейство с Вены, где играли для самой императрицы Марии Терезии Вальбурги Амалии Кристины. Ее августейший супруг, Франц I, желая разоблачить «мошенника», стал требовать всевозможных трюков, вроде игры с завязанными глазами, одним пальчиком, накрытой платком клавиатуры и прочего, но мальчишка оказался на высоте, что умилило и поразило всех.

  • В 1763 году семья Моцартов собралась в Париж, где их ждали уже к середине осени. Концерты юного дарования снискали оглушительный успех, а его первые сочинения были тогда же опубликованы с обязательной отметкой, что принадлежат они семилетнему дитяте. Занимался этим уже новый покровитель – Фридрих Мельхиор фон Гримм, человек влиятельный и богатый.
  • В апреле следующего года они уехали из Франции и через пролив Па-де-Кале отправились в Англию. В Лондон удалось добраться быстро, а вот выбраться оттуда довелось лишь через пятнадцать месяцев. Тут Вольфганг свел знакомство с сыном «знаменитого Баха» –  Иоганном Христианом Бахом, который давал ему частные уроки бесплатно. Мальчику удалось поразить виртуозной игрой даже самого короля Георга III. В Лондоне он уже стал полноценным композитором, начал сочинять не только для клавира, но также симфоническую и даже трудную вокальную музыку.
  • В июле шестьдесят пятого, поддавшись на уговоры посла Голландии, юный музыкант и его семья направились из Лондона в Гаагу. Там удалось сыграть и первые собственноручно написанные композитором симфонии. Однако именно в этой стране, где книгу Леопольда перевели и опубликовали, семейство чуть не потеряло сперва Наннерль, а затем и Вольфганга. Они по очереди перенесли страшнейший брюшной тиф.

Весной 66-го, почти через три года, Моцарты решили вернуться домой. Однако попасть в Зальцбург, к месту службы отца, удалось только в ноябре, так как приходилось останавливаться с концертами в разных городах, ведь следовало что-то есть.

Биография Моцарта о творчестве

Моцарт родился в 1756 году. С детства с ним занимался композитор-отец Леопольд Моцарт. Это был настолько одаренный ребенок, который в возрасте четырех лет уже начал писать концерты для клавесина, а в возрасте шести благополучно гастролировал по Европе. Может сказались гены, или просто мальчик был талантлив, но равных ему в то время не было. Маленький Моцарт обладал уникальной памятью. Стоило ему один раз услышать произведение, он мог сразу перенести его на бумагу.

В 1762 году семья композитора направляется в Вену, а затем путешествие охватывает всю Европу – у композитора спонтанно получилось дать концерты во многих городах. После оглушительного успеха, ему предложили издать свои произведения. И это в подростковом возрасте.

В одном из таких путешествий, они были приглашены на аудиенцию к императрице. Она уже была наслышана о талантливом мальчике, а тут такая возможность увидеть и насладиться его игрой.

К своим семнадцати годам он занимал место концертмейстера при дворе архиепископа. В его коллекции было около 40 произведений. За заслуги в области музыки Папа Римский присвоил ему титул рыцаря Золотой шпоры.

В 1767 году его пригласили на свадьбу дочери императрицы Марии Терезии. Но ввиду неблагополучных событий, про композитора просто в тот момент забыли. И Моцарту не удалось выступить. Эпидемия оспы, распространившаяся в то время, подкосила и молодого композитора, последствиями заболевания стала кратковременная слепота мальчика. Зенит славы пришелся на 1775-1780 гг. Моцарт постоянно совершенствовался. В его произведениях можно услышать ряд неповторимых приемов, присущих только ему. На это повлияло учение у местного органиста, а также знакомство с младшим сыном известного композитора Иоганом Христианом Бахом. Это знакомство, а впоследствии и дружба подарила молодому композитору много интересного и полезного. Благодаря своему другу он стал наиболее раскрепощен.

После этого Моцарту поступило предложение выступать при дворе Георга 3. Игра его была настолько виртуозной, что было принято решение о привлечение его к написанию архиепископу хвалебной композиции.

Несмотря на тяжелое материальное положение, неблагоприятную обстановку в семье, Моцартом в это период было написано 4 оперы, 13 симфоний, 12 балетных номеров.

В 1781 году в театре была поставлена опера «Идоменей», композитором которой был Моцарт. Это был новый поворот в карьере композитора. Много было написано для церковной капеллы, он считал такие произведения лучшими.

В 1782 году была готова вторая опера «Похищение из сераля». Оглушительный успех оперы в Вене способствовал распространению популярности по всей Германии. Однако почитатели музыки Вены практически были незнакомы с творчеством композитора. В этом же году был заключен брак с Констанцией Вебер. Это были настолько сильные чувства, что ради своей возлюбленной композитор пошел против воли отца. На свадебной церемонии присутствовала только мать, сестра и опекун его возлюбленной. В браке у них родилось шесть детей.

Слава и успех Моцарта была оглушительной. Тем более это стало приносить определенный доход. Уже вскоре семья Моцарта смогла купить дом.

С осени 1791 года Моцарт стал сильно болеть. Работа подкосила его окончательно. В последнее время он практически не поднимался. Умер композитор 5 декабря 1791 года от острой лихорадки. Точное место захоронения композитора доподлинно не известно, так как места захоронения в то время не обозначались табличками, или памятниками. Благодаря воспоминаниям сына композитора в честь столетия со дня смерти на могиле Моцарта был установлен памятник в виде плачущего ангела.

6 класс

Интересные факты и даты из жизни

Личная жизнь Моцарта

У Моцарта было несколько учениц, с одной из которых – Терезой фон Траттнер – у него завязался роман. Этой девушке Вольфганг посвятил два красивых музыкальных произведения.

Через некоторое время молодого человека заинтересовала дочь фрау Вебер, у которой он снимал комнату. Существует несколько изображений избранницы Вольфганга Амадея Моцарта: фото в те времена еще не делали, поэтому образ супруги композитора донесли до потомков рисунки и миниатюры. На них изображена миловидная девушка с тёмными волнистыми волосами. Правда, на миниатюре 1782 года Констанция предстаёт с волосами платинового цвета: это парик, который в официальные моменты дамы надевали по моде того времени.

Мать Констанции предприняла бурную деятельность для того, чтобы любовь молодых людей увенчалась браком. Под её давление Вольфганг подписал обязательство жениться, но Констанция разорвала бумагу. Девушка заявила, что верит любимому без всяких документов. Этот благородный поступок ещё больше привязал Моцарта к своей возлюбленной. (Некоторые биографы считают этот поступок частью спектакля, инсценированного фрау Вебер.)

Отец Вольфганга был крайне недоволен таким положением дел. Несмотря на это, Моцарт всё-таки женился на избраннице. Обручение состоялось 4 августа 1782 года, без разрешения отца. Но, как оказалось, письмо завершалось в дороге: позволение Леопольда Моцарта молодые получили на следующий день. И всё-таки отношения Констанции со свёкром и золовкой не сложились: когда молодые приехали в Зальцбург, Леопольд и Наннарль встретили их довольно холодно.

В этом браке родилось шестеро детей, но большинство из них, как и сам Моцарт, не отличались крепким здоровьем. Выжили только двое – Карл Томас и Франц Ксавер.

Последние годы и смерть

Поздние годы жизни Моцарта были очень плодотворными, он написал множество работ, таких как The Magic Flute, K. 595 in B-flat, K. 622, K. 614 in E-flat, K. 618 и K. 626, которые он оставил незавершенными. Финансовое положение Моцарта также улучшилось в основном из-за аннуитетов, предоставленных ему богатыми покровителями в Амстердаме и Венгрии. Он также получил хорошую прибыль от продажи танцевальной музыки, которую он написал для Императорской палаты. В последние годы он был очень доволен, главным образом, благодаря успеху его работ, в первую очередь, ‘The Magic Flute’.

Моцарт заболел в 1791 году. Хотя он продолжал делать публичные выступления в течение еще некоторого времени, его здоровье продолжало ухудшаться и очень скоро он оказался прикованым к постели. 5 декабря 1791 году, Моцарт умер в возрасте 35 лет. Однако причина его смерти все еще остается неясной, и исследователи перечислили по крайней мере 118 возможных причин его смерти.

Краткая биография Моцарта

Судьба отвела Моцарту всего 35 лет жизни. Но это была действительно насыщенная, полнокровная жизнь, каждое мгновение которой было наполнено музыкой. В рамках краткой биографии Моцарта невозможно подробно описать все его поездки, оказавшие влияние на творчество, перечислить всех людей, с которыми его столкнула судьба, охарактеризовать все произведения, вписавшие его имя в золотые скрижали классического музыкального наследия человечества.

Тем не менее можно штрихами наметить главные периоды жизни великого композитора:

  1. Детство Моцарта. Гений родился 27 января 1756 года в семье скрипача Леопольда Моцарта, в Зальцбурге. Его отец был музыкантом и композитором, пользующимся авторитетом в местном масштабе: он играл в придворной капелле князя-архиепископа. Талант оказался наследственным: музыкальные способности проявились и дочери Леопольда, и у сына. Маленький Вольфганг, слушая игру сестры Наннарль на клавесине, начал повторять отдельные места из услышанных произведений. Более того: он сам подбирал красивые созвучия. А было Моцарту всего три года! Поражённый отец приложил все силы для развития таланта мальчика. Он был требовательным человеком, зачастую – даже жестоким, но безумно любил сына. Благодаря отцу Моцарт смог уже в ранние годы реализовать свои способности. Когда мальчику было пять лет, отец записал первые пьесы, созданные вундеркиндом.
  2. Представление императорскому двору. В 1762 году отец повёз своих детей в Мюнхен, чтобы представить высшему свету. Игра Наннарль произвела на публику большое впечатление, а Вольфганг просто изумил высший свет. Юного виртуоза представили императорскому двору в Вене, где его выступления вызвали настоящий фурор.
  3. Большое путешествие. В 1763–1766 годах Леопольд Моцарт с семейством предпринимает турне по Европе. Вольфганг играет в Версале, поражая своей виртуозностью и французский королевский двор, затем удивляет жителей Лондона и Гааги. В это время подросток уже приобретает известность не только как виртуоз, но и как начинающий композитор.
  4. На службе у архиепископа. Молодые годы Вольфганг Амадей Моцарт провёл на службе зальцбургского архиепископа Коллоредо. Это был сложный период жизни: юноша чувствовал силу своего таланта и в то же время ощущал свою недооценённость. Коллоредо заставлял его обедать вместе со слугами, и это пренебрежение уязвляло композитора.
  5. Венский период. Это важнейший период в жизни Моцарта (1781–1791 годы). Сняв комнату в Вене, Моцарт начал карьеру в одном из главных центров музыкального мира своей эпохи. Жизнь была сложной. Несмотря на помощь покровителей, Моцарт бедствовал. Тем не менее постепенно он заставил о себе говорить всю Вену – и не только как о пианисте, но и о композиторе. Именно это десятилетие стало пиком творческого развития Вольфганга. В Вене Моцарт создаёт свои лучшие произведения, включая «Женитьбу Фигаро».
  6. 1791 год. Словно чувствуя приближение конца, Моцарт плодотворно трудится, создавая прекрасную музыку. Кульминацией его творчества становится создание «Реквиема». В этом великом произведении отразилось предчувствие конца… Этот год стал завершающим в жизни гения. До сорока шести лет он не дожил полтора месяца. 5 декабря 1791 композитора не стало. «Реквием» остался незавершённым. Его дописал ученик гения, Франц Ксавер Зюсмайер.

В этой краткой биографии Моцарта отражены основные вехи его творческого развития. Но жизнь человека – это не только работа, но и взаимоотношения с любимыми людьми. Вольфганг Амадей Моцарт не был затворником, у него была насыщенная личная и семейная жизнь, отдельные моменты которой весьма романтичны.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий