Мусоргский Модест Петрович

Ранние годы

Биография Мусоргского очень интересна, его жизнь была наполнена не только творчеством: он был знаком со многими выдающимися людьми своего времени.

Мусоргский происходил из старинного дворянского рода. Он родился  9 (21) марта 1839 года в селе Карево Псковской губернии.

Первые 10 лет жизни провел дома, получая домашние образование и учась играть на фортепьяно.

Потом он был отправлен учиться в Санкт-Петербург в немецкое училище, откуда его перевели в Школу гвардейских прапорщиков. Именно в этой школе он увлекся церковной музыкой.

С 1852 года Мусоргский занялся музыкальным сочинительством,  его композиции исполнялись на сценах Санкт-Петербурга и Москвы.

В 1856 году он был отправлен служить в Преображенский гвардейский полк (во время службы он познакомился с А. С. Даргомыжским). В 1858 году перевелся на службу в Министерство государственных имуществ.

“Могучая кучка”

В 60-х годах Модест Петрович стал членом “Могучей кучки” – сообщества выдающихся композиторов Петербурга. К этому времени молодой человек успел стать прекрасно образованным и эрудированным российским офицером, свободно говорил на французском и немецком, понимал греческий язык и латынь.

Милий Алексеевич Балакирев, который был лишь двумя годами старше Модеста и являлся основателем “Могучей кучки”, заставил молодого композитора больше времени уделять занятиям музыкой. Он сыграл важную роль в биографии Мусоргского. Милий Алексеевич лично руководил чтением оркестровых партитур, учил анализировать гармонию и форму произведений величайших композиторов мира, старался развить навыки критического мышления. До 1871 года мастер не создал ни одного крупного музыкального сочинения. Этот период биографии Модеста Мусоргского не ознаменовался ни одним значительным свершением. Композитор писал небольшие песни и романсы, но не сумел завершить ни одной оперы, хотя неоднократно предпринимал попытки.

Модест Мусоргский. Биография

Модест Мусоргский родился в 1839 году Псковской губернии. Отец его принадлежал к древнему княжескому роду, которой происходил от самого Рюрика, мать также была дворянкой. Своего сына она учила музыке и игре на фортепиано, а сам Модест в детстве любила слушать русские народные сказки, которые ему рассказывала няня.

В самом юном возрасте он играл сложные произведения Ференца Листа и выступал на домашних концертах. Заметив явный талант, его начали учить у профессиональной пианистки. Отец Модеста хотел, чтобы его дети получали образование в Петербурге, так  Мусоргский оказался учеником старейшей Петербургской школы, где он учил иностранные языки, но не оставил и музыку.

Он был желанным гостем на концертах Петербургского дворянства. После школы ему предстояло стать кадровым военным, учился он старательно. В то же время Мусоргский сочинил первое собственное музыкальное произведение — пьесу для фортепиано. Эту работу он посвятил своим товарищам по юнкерской школе, их дружбе.

Юность и творчество

Модест Мусоргский думал о том, как совместить военную службу со своим увлечением музыкой. Онслужил в Преображенском полку, где организовал кружок любителей музыки. Члены кружка вместе посещали театры слушали оперу и обсуждали услышанное. Он был знаком с А. Доргомыжским и Н. Римским-Корсаковым.

Музыка была его приоритетом. Тогда де появилось содружество, которое получило название «Могучая кучка». В 1858 году Мусоргский стал работать над оперой «Эдип в Афинах». Эта работа так и осталась незаконченной. В поисках своего стиля Мусоргский решался на музыкальные эксперименты. Его первые произведения не знали успеха, но он не обижался на критику. В 1861 году Мусоргский создал инструментальное произведение «Интермеццо». Его оценили высоко. Эту композицию Мусоргский написал под впечатлением от наблюдения за крестьянами и их жизнью, работой, бытом.

Изображение: belcanto.ru

Первая опера, над которой работал Мусоргский «Саламбо» осталась незавершенной, однако, свои наработки композитор использовал для создания оперы «Борис Годунов». Однако её части композитор использовал оперы Борис Годунов. Когда этот масштабный труд был наконец окончен, его передали дирекции Императорских театров. Однако поставить её удалось лишь в 1874 году. Несмотря на неоднозначную реакцию прессы, опера былоа известна и любима народом. Члены «Могучей кучки» приняли ее не слишком тепло, но Мусоргский не сдавался и не оставил творчество.

В 1874 году он окончил цикл фортепианных пьес, в который входили знаменитый «Балет невылупившихся птенцов» и «Избушка на курьих ножках». Часть из них была написала под влиянием творчества Листа.
Мусоргский приступил к созданию «Хованщины», он тщательно изучал исторические документы, серьезно отнесся к своему труду, но его здоровье ухудшалось, а отношения с членами «Могучей кучки» портились, начались трудности с деньгами, работа шла медленно.

Последние годы

В 1880 году Мусоргский был уволен с официального места работы Ревизионной комиссии Государственного контроля. С тех пор он жил на подарки друзей, которые собирали ему ежемесячно небольшую сумму и давал частные уроки. В 1881 году его выселили из квартиры за неуплату, здоровье его становилось все хуже.

Мусоргского поместили в Николаевский военный госпиталь, где он снова стал работать над операми «Хованщина» и «Сорочинская ярмарка». Закончить работу композитору не удалось. 28 марта 1801 года Мусоргский скончался и был похоронен на Тихвинском кладбище. Там великий композитор, недооцененный при жизни, покоится и сейчас.

Произведения Мусоргского

оперы:

  • Саламбо (1863-1866, не окончена)
  • Женитьба (1-е д., 1868)
  • Борис Годунов (1869; 2-я ред. 1872)
  • Хованщина (1872-80)
  • Сорочинская ярмарка (1874-80)

для оркестра:

  • скерцо B-dur (1858)
  • интермеццо (1867)
  • Ночь на Лысой горе (1867)
  • марш Взятие Карса (1880)

для фортепиано:

Картинки с выставки (1874)

для хора и оркестра:

  • хор из трагедии Софокла «Царь Эдип» (1860)
  • Поражение Сеннахериба (1867)

для хора, солистов и фортепиано:

Иисус Навин (1877)

для голоса с фортепиано

сборник Юные годы (1857-1865)

циклы

  • Детская (1868-72)
  • Без солнца (1874)
  • Песни и пляски смерти (1875-77)

песни и романсы

  • на сл. Н. А. Некрасова (Калистрат, Колыбельная Ерёмушке)
  • Т. Г. Шевченко (Гопак, На Днепре)
  • А. В. Кольцова (По над Доном сад цветёт, Пирушка)
  • А. К. Толстого (Рассевается, расступается, Спесь)
  • Голенищева-Кутузова (баллада Забытый)
  • А. Н. Плещеева (Листья шумели уныло)
  • Как полюбить классическую музыку и как не пропустить жизнь сквозь пальцы
  • Мишель Петруччиани. Музыка вопреки

Музыка

Творческая биография Мусоргского началась с инструментальных переложений симфонических произведений для оттачивания навыков сочинения и аранжировки музыкальных партий. В процессе работы начинающий композитор понял, что малые жанры не соответствуют размаху его души и широте фантазии, поэтому, написав сонату для фортепиано, 2 оркестровых скерцо и пьесу под названием «Марш Шамиля», Модест Петрович задумался об опере.

В течение 3 лет Мусоргский сочинял произведение по мотивам трагедии Софокла «Царь Эдип», затем переключился на сюжет флоберовского «Саламбо», а через некоторое время занялся адаптацией «Ночи накануне Ивана Купала» Николая Гоголя. Написав некоторое количество фрагментов, автор потерял интерес к проектам и не окончил ни один из них.

В начале 1860-х годов Модест Петрович начал эксперименты с музыкальными жанрами и написал ряд песен на стихи великих поэтов, среди которых наибольшую известность приобрели «Песнь старца», «Царь Саул» и «Калистрат». Эти произведения положили начало народной традиции в творчестве композитора и отличались острой социальной тематикой и необыкновенным музыкальны драматизмом.

Далее последовала серия жанровых романсов «Светик-Савишна», «Песнь Яремы», «Семинарист» и других, приобретших невероятную популярность у современников и вызвавших неоднозначные отклики слушателей. А в 1867 году свет увидела симфоническое произведение «Иванова ночь на Лысой горе», изначально задуманное как хоровое.

Сотрудничая с коллегами-композиторами, объединившимися в кружок «Могучая кучка», Мусоргский впитывал национальные традиционные идеи и новые веяния, возникшие в связи с изменившейся политической обстановкой. Следствием этого стало неотвратимое желание передать полную картину драматических событий, происходивших на Руси в прошлом и имевших место в настоящем.

Музыканты стремились приблизить творчество к действительности и искали нетрадиционные формы. Одним из результатов этих поисков стало шуточное произведение Мусоргского «Женитьба», которое автор назвал «разговорной оперой», ставшей тренировкой великого русского таланта перед созданием всемирно известного монументального шедевра под названием «Борис Годунов».

Работа над пушкинским сюжетом началась в 1868 году и шла настолько быстро, что в течение следующего года композитор создал клавир и завершил основную партитуру. Интересен тот факт, что Модест Петрович подолгу вынашивал замыслы будущих произведений и, сочиняя музыку, почти не пользовался черновиками.

Следуя историко-поэтической идее, Мусоргский акцентировал внимание на 2 темах, судьба человека и судьба народа, и отказался от сольных номеров в пользу масштабных хоровых сцен. Именно по этой причине первая редакция «Бориса Годунова» не удовлетворила дирекцию Мариинского театра, отказавшегося ставить оперу в 1870 году

Заручившись поддержкой соратников, Модест Петрович в кратчайшие сроки переработал произведение, изменив сюжетную линию и добавив несколько персонажей. Кроме того, жирной точкой в новом варианте произведения стал финал, представлявший собой массовую народную сцену. Обилие фольклорных мелодий и колоритных натуралистических образов сделало «Бориса Годунова» величайшим образцом оперного искусства и принесло величие и славу создателю. Премьера произведения состоялась в Санкт-Петербурге в феврале 1874 года.

Насладившись успехом и получив порцию неоправданной критики, Мусоргский занялся воплощением нового творческого замысла, обратившись к теме кровавых стрелецких бунтов. Работа над «Хованщиной» продвигалась не так быстро, как хотелось бы автору. Он постоянно отвлекался на другие проекты, писал песни и романсы, которые в итоге объединил в вокальный сборник «Детская», а также фортепианные пьесы, известные под названием «Картинки с выставки».

В середине 1870-х, отложив тетрадь с набросками «Хованщины», Модест Петрович сочинил вокальный цикл «Песни и пляски смерти» и представил коллегам несколько фрагментов другой оперы под названием «Сорочинская ярмарка».

В течение следующих лет Мусоргский разрывался между двумя новыми творениями, но сложное финансовое положение, близкое к нищете, мешало полноценной работе и сказывалось на физическом и психическом состоянии композитора. В 1879 году друзья организовали Модесту Петровичу гастроли по городам России и учредили фонд в поддержку талантливого сочинителя. Это помогло Мусоргскому продержаться в течение 2 лет, но оперы «Хованщина» и «Сорочинская ярмарка» так и остались неоконченными.

Детство и юность

Известно, что композитор был потомственным дворянином. Модест родился 9 марта 1839 года в маленьком имении Карево. Семья Мусоргского жила очень зажиточно. Его родители владели землями, поэтому могли позволить себе и своим детям небедное существование.

Родителям удалось подарить Модесту беззаботное и счастливое детство. Он купался в заботе матери, а от отца получил правильные жизненные ценности. Мусоргский рос под опекой няни. Она привила мальчику любовь к музыке и русским народным сказкам. Когда Модест Петрович повзрослел, то ещё не раз вспоминал эту женщину.

Музыка интересовала его с раннего детства. Уже в 7 лет он мог на слух подобрать мелодию, которую слышал несколько минут назад. Так же ему легко давались тяжёлые фортепианные пьесы. Несмотря на это, родители не видели в сыне ни композитора, ни музыканта. Для Модеста они хотели более серьёзной профессии.

Watch this video on YouTube

Когда мальчику исполнилось 10 лет, отец направил его в немецкое училище, которое находилось в Питере. Отец пересмотрел взгляды на увлечения сына музыкой, поэтому в культурной столице России Модест занимался у музыканта и педагога Антона Августовича Герке. Вскоре Мусоргский презентовал родственникам первую сочинённую им пьесу.

Глава семейства искренне радовался успехам своего сына. Отец дал разрешение учить музыкальную грамоту. Но это не отняло у него желание воспитать из сына настоящего мужчину. Вскоре Модест поступил в школу гвардейских офицеров. По воспоминаниям мужчины, в заведении царили строгость и дисциплина.

Мусоргский принял абсолютно все установленные правила школы гвардейских офицеров. Несмотря на учёбу и изнурительные тренировки, он не оставил музыку. Благодаря музыкальному мастерству он стал душой компании. Без игры Модеста Петровича не проходил ни один праздник. Увы, но часто импровизированные выступления были в сопровождении алкогольных напитков. Это поспособствовало развитию у композитора алкоголизма.

Память

Файл:Musorgsky Grave.jpg Памятник на могиле Мусоргского (Петербург, Александро-Невская лавра).

Файл:1989 CPA 6047.jpg Почтовая марка СССР, 1989 год.

Файл:5415-0006-reverse.gif Памятная монета России.

  • 27 ноября года на могиле композитора был установлен памятник. Авторы – архитектор И.С. Богомолов и скульптор И.Я. Гинцбург – работали над проектом и моделями бесплатно. Средства на изготовление памятника были собраны по общественной подписке, в которой приняли участие Репин, Римский-Корсаков, Лядов, Глазунов и многие другие.

Объекты, носящие (носившие) имя М.П. Мусоргского

  • Уральская государственная консерватория в Екатеринбурге с года;
  • Михайловский театр в Санкт-Петербурге;
  • Музыкальное училище имени М. П. Мусоргского в Санкт-Петербурге;
  • Малая планета – “1059 Mussorgskia”;
  • В честь М.П. Мусоргского назван “Мусоргский кратер” на планете Меркурий.

Музыка

Оставив военную службу Мусоргский с головой окунулся в музыку. Его творческий путь начался с более простых жанров, но со временем он захотел взяться за более серьезную работу. В результате, после создания сонаты, 2-х оркестровых скерцо и пьесы «Марш Шамиля», парень задумался об опере.

На протяжении 3-х лет Модест Петрович писал крупное произведение по мотивам трагедии Софокла «Эдип», но так и не окончил его. После этого он переключился на оперы по книге Флобера «Саламбо», но и они не были доведены до конца.

В начале 1860-х годов композитор смог создать немало работ в различных жанрах, положив музыку на стихи известных поэтов: «Песнь старца», «Царь Саул», «Калистрат» и др. Затем свет увидели романсы «Светик-Савишна», «Песнь Яремы», «Семинарист» и прочие произведения.

Мусоргский был одним из ярчайших представителей «Могучей кучки» – творческого сообщества русских композиторов. Музыканты находились в поисках новых нестандартных форм, для выражения своих чувств.

Одним из результатов таких поисков оказалось шуточное произведение Модеста «Женитьба», которое сам он назвал «разговорной оперой». После этого он начал вынашивать идею о создании крупной оперы «Борис Годунов», которая сегодня считается шедевром мирового уровня.

Любопытно, что Мусоргский на протяжении долгого времени вынашивал идеи будущих произведений и, сочиняя музыку, практически не пользовался черновиками. Во время написания «Бориса Годунова» он делал акцент на 2-х темах – судьбах человека и народа.

Кроме этого, мастер намеренно отказался от сольных партий в пользу крупных хоровых сцен. Именно поэтому первая редакция оперы не удовлетворила цензоров Мариинского театра, отказавшегося ставить оперу в 1871 г.

В результате, Модест Мусоргский внес ряд изменений в произведение, изменив сюжетную линию и финал. Изобилие народных мотивов и эффектных образов принесло «Борису Годунову» и ее автору огромное признание. Опера была впервые представлена зрителю в Петербурге в начале 1874 г.

Тогда же композитор начал трудиться над созданием драматической оперы «Хованщина», обратившись к теме кровопролитных стрелецких бунтов. Написание произведения проходило достаточно медленно, так как параллельно с этим, Мусоргский сочинял песни и романсы, а также фортепианные миниатюры, известные под циклом «Картинки с выставки».

Тогда же Модест представил свой знаменитый вокальный цикл «Песни и пляски смерти». Во время создания «Хованщины» он начал писать комическую оперу «Сорочинская ярмарка». В последующие годы биографии композитор разрывался между двумя крупными творениями.

Ситуация усугублялась крайне сложным материальным положением Мусоргского, наряду с его ухудшающимися физическим и психическим состояниями. К слову, при жизни Модеста «Хованщина» так и не будет издана.

В 1879 г. друзья организовали Модесту гастроли по городам Российской империи, а также создали фонд в его поддержку. Благодаря этому, мужчина смог продолжить заниматься творчеством еще пару лет.

Биография

Детство

Родился Мусоргский в помещичьей семье. Отец его, Пётр Григорьевич, принадлежал старинному дворянскому роду. Мать, Юлия Ивановна (в девичестве — Чирикова), и привила маленькому Модесту любовь к музыке с детских лет. Он был четвёртым, самым младшим ребёнком в семье, но два старших брата умерли в младенчестве, и Модест воспитывался с братом Филаретом.

Образование

До 1849 года Модест получал домашнее образование, а затем вместе с братом поступил в немецкое училище Петришуле Санкт-Петербурга. Не закончив училища, будущий композитор поступил в Петербургскую Школу гвардейских подпрапорщиков. Во всё это время Мусоргский не оставлял занятий на фортепиано у Антона Горке.

Творческий путь

Мусоргский и музыка были неразрывно связаны между собой. Во-первых, он обладал прекрасным камерным баритоном, а поэтому на всех вечерах его просили что-нибудь исполнить. Во-вторых, будучи прекрасным пианистом, он рано стал сочинять музыкальные произведения. Его по достоинству смогли оценить музыкальные корифеи того времени — М. А. Балакирев, В. В. Стасов и Ц. А. Кюи, которые на тот момент времени уже организовали знаменитую «Могучую кучку». Одним из самых последовательных членов этого творческого кружка и стал Мусоргский.

Уже в 1852 году была издана его первая фортепианная пьеса «Подпрапорщик», навеянная учёбой в Школе гвардейских подпрапорщиков, после окончания которой Мусоргский 2 года служил в Преображенском полку.

В 1860 году его скерцо было исполнено под управлением Рубинштейна на концерте Русского музыкального общества.

После этого Мусоргский начинает работать уже над более крупными формами. Он начал писать музыку к знаменитой трагедии Софокла «Эдип», но так и не закончил это своё творение. Не законченными остались оперы на сюжет Флобера «Саламбо» и по пьесе «Женитьбы» Гоголя. Первым крупным замыслом, который Модест Петрович довёл до конца, стала опера «Борис Годунов».

Будучи бедным, он не может посвятить себя целиком любимой музыке. Из-за финансовых трудностей ему приходится постоянно работать на государственной службе: в Инженерном управлении, лесном департаменте, ревизионной комиссии Государственного контроля. Зарабатывал он и выступлениями.

С 1872 года Мусоргский работает над народной музыкальной драмой «Хованщина» и «Сорочинской ярмаркой» по Гоголю.

С середины 70-х годов в творчестве Мусоргского начинается кризис, который обусловлен развалом «Могучей кучки». Этот крах Модест Петрович во многом принял как предательство и малодушие её членов — Балакирева, Римского-Корсакова, Кюи и других. Следствием стала депрессия, закончившаяся алкоголизмом. В 1879 году певица Д. М. Леонова попыталась вытащить его из этого ужасного состояния, организовав для него гастроли по югу России.

Личная жизнь

Многие музыковеды до сих пор пытаются открыть тайны личной жизни Мусоргского, хотя всё прозаично просто. Модест Петрович никогда не был женат и не имел детей. Многие биографы объясняют эти факты нетрадиционной ориентацией композитора, о чём свидетельствуют его личные письма. Сердечными привязанностями Мусоргского стали Виктор Гартман и Арсений Голенищев-Кутузов.

Гартман был известным архитектором, талантливым сценографом, художником и очень интересным человеком. Многие объясняют запой композитора не развалом «Могучей кучки», а смертью Гартмана в 1873 году.

Граф Голенищев-Кутузов был поэтом, прозаиком, публицистом. Их отношения с Модестом Петровичем были неясными и смутными, но именно его многие биографы композитора называют трагической страстью всей жизни Мусоргского.

Рядом с его именем упоминается и женское имя — Надежда Петровна Опочинина, которая была ему близким другом, советчиком и ценителем его произведений. Она умерла в тот же год, что и Виктор Гартман, что усилило боль Мусоргского от потери самых близких ему людей.

Смерть

Умер Мусоргский в 1881 году в военном госпитале после приступа белой горячки. Был похоронен, как и многие великие люди того времени, на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Детство и юность

Модест Петрович Мусоргский, потомственный дворянин, родился 9 марта 1839 года в имении Карево, расположенном в Псковской губернии в 400 км от Санкт-Петербурга. Родители, состоятельные землевладельцы, происходили от прославленных смоленских князей, приходившихся потомками великой династии Рюриков.

Модест Мусоргский

Петр Алексеевич Мусоргский был сыном гвардейского офицера, владельца обширной усадьбы в Торопецком уезде. Унаследовав имение, он покинул службу в петербургском сенате и женился на Юлии Ивановне Чириковой, дочери отставного военного из соседнего села Наумово.

Поскольку родители не имели недостатка в средствах, детство Модеста прошло в атмосфере постоянного праздника. Окруженный заботами няни, мальчик с раннего возраста почувствовал вкус к русским песням и сказкам и проникся духом народных традиций и обычаев, а мать привила сыну вкус к классической музыке и стала учить его азам игры на пианино. В 7 лет будущий композитор без труда подбирал по слуху сложные фортепианные пьесы и дополнял их собственными импровизациями.

Модест Мусоргский (справа) и его брат Евгений

В 10-летнем возрасте Мусоргского отправили в немецкое учебное заведение, расположенное в Санкт-Петербурге, где мальчик продолжил занятия музыкой под присмотром пианиста и педагога Антона Августовича Герке и в 1852 году представил первую самостоятельно сочиненную пьесу для фортепиано. Родители радовались творческим успехам сына, но творческую карьеру всерьез не рассматривали. Потомки военных чтили семейные традиции и вскоре устроили Модеста в школу гвардейских офицеров, где царили строгость и дисциплина.

Юноша принял жесткий режим заведения, но заниматься музыкой не перестал. Благодаря врожденному таланту и приобретенному мастерству Мусоргский стал душой компании и регулярно выступал на вечеринках и праздниках, устраиваемых в школе. Тогда же Модест начал свой путь к алкоголизму, который был неотъемлемой частью разгульной студенческой жизни того времени.

Модест Мусоргский в молодости

В 1856 году будущий композитор окончил гвардейскую школу и получил назначение в санкт-петербургский Преображенский полк. Поселившись в столице, познакомился с военной и творческой российской элитой.

Вскоре молодой офицер стал постоянным участником вечеринок в доме композитора Александра Даргомыжского и подружился с прославленными русскими деятелями культуры в лице Владимира Стасова, Александра Бородина, Цезаря Кюи и Милия Балакирева. Последний взялся за «воспитание» и музыкальное образование Мусоргского, который решил оставить военную службу ради полноценной музыкальной карьеры.

Краткая биография Модеста Мусоргского

Композитор появился на свет 21 марта 1839 в с. Карево, что находится в Псковской губернии. Биография Модеста Петровича Мусоргского могла бы быть не столь удачной, но его отец был представителем старинного дворянского рода, так что для мальчика сразу открылся путь в высший свет. До десятилетнего возраста будущую знаменитость обучали в домашних условиях, а в 1849 отправили в училище Петришуле – одно из старейших и лучших учебных заведений Петербурга. Так и не окончив его, в 1852 Модест перевелся в Школу гвардейских подпрапорщиков – привилегированное военное училище, в стенах которого воспитывались многие выдающиеся деятели России.

Один из преподавателей Школы, отец Крупский, распознал талант и научил Мусоргского понимать глубокую суть церковной музыки. В 1856 обучение юноши подошло к концу. После выпуска из Школы Модест некоторое время служил в лейб-гвардии, затем в инженерном управлении, а после этого в министерстве государственных имуществ, заведовавшем государственными землями, а также в госконтроле.

Смерть

В начале 1870-х годов здоровье Мусоргского оставляло желать лучшего. Бурная молодость с бесконечными вечеринками и кутежами привела к тому, что в 40-летнем возрасте композитор начал испытывать приступы безумия, причиной которых было злоупотребление алкоголем.

Опасаясь за собственный рассудок, Модест Петрович нанял личного доктора Джорджа Каррика, действующего президента петербургского общества врачей, и с его помощью попробовал избавиться от пагубной привычки.

Кризис наступил, когда Мусоргского уволили со службы. Композитор, доведенный до нищеты, пережил 4 приступа белой горячки и попал в больницу. Друзья, в числе которых был художник Илья Репин, написавший предсмертный портрет композитора, оплатили лечение, но этим лишь ненадолго отсрочили неизбежное.

16 марта 1881 года Модест Петрович вновь впал в безумие, и очередной приступ металкогольного психоза стал причиной смерти великого русского композитора. Через несколько дней коллеги похоронили Мусоргского в Санкт-Петербурге на территории Александро-Невского монастыря, а в 1972 году в фамильном особняке матери открыли музей, посвященный жизни и творчеству автора «Бориса Годунова».

Самые известные произведения:

  • опера «Борис Годунов»;
  • опера «Хованщина»;
  • опера «Сорочинская ярмарка»;
  • песня «Где ты, звездочка?»;
  • романс «Много есть у меня теремов и садов»;
  • романс «Что вам слова любви»;
  • колыбельная «Спи, усни, крестьянский сын».

Модест Петрович Мусоргский. Новации в русской классической музыке XIX века

Модест Петрович Мусоргский родился 21 марта 1839 года в Псковской губернии в селе Карево. Его семья принадлежала к старинному дворянскому роду. Детство мальчика прошло в родовом поместье в атмосфере крестьянского быта. По словам самого Мусоргского, время, проведенное среди простых русских людей, стало для него движущей силой будущих музыкальных импровизаций.

Как было принято среди дворян того времени, Модест вместе со своим братом Филаретом начальное образование получили дома. Музыкальный талант Мусоргского открылся в раннем детстве. И отец, и мать всячески поощряли занятия музыкой, но о будущем Модеста как музыканта никто не помышлял.

В 1849 году, по семейной традиции, десятилетнего мальчика отвезли в Петербург на учебу в Петропавловскую школу, а затем в Гвардейское училище подпрапорщиков.

Во время учебы Мусоргский был позитивно оценен императором. Вкупе с высоким дворянским происхождением перед юношей открывались блестящие перспективы военной карьеры.

И действительно, по окончании учебы в 1856 году Модест Петрович Мусоргский прибыл на службу в лейб-гвардейский Преображенский полк. Но знакомство с Кюи, Балакиревым, Даргомыжским, Тургеневым, Писемским и другими талантливыми людьми поменяли мировоззрение юноши. В 1858 году молодой офицер уходит в отставку, чтобы всецело отдаться музыкальному искусству.

Страстное увлечение музыкой

Творчество Мусоргского развивается бурно. Он изучает теорию музыкального искусства, много читает, размышляет. Под руководством Балакирева композитор анализирует гармонию, читает партитуры для оркестра, играет произведения Бетховена, Шумана, Листа, Берлиоза.

В короткий промежуток времени Мусоргский добивается виртуозного исполнения на фортепиано. Имея хорошо поставленный баритон, с большим удовольствием выступает на музыкальных вечерах. В 1852 году публике была представлена первая фортепианная пьеса композитора – полька «Подпрапорщик».

Бурная творческая деятельность Модеста Петровича была сопряжена с нервными срывами и кризисами. Новые произведения открывали горизонты, в то же время многие из них оставались незавершенными. Это и оперы «Эдип» (по трагедии Софокла), «Саламбо» (по роману Гюстава Флобера), «Женитьба» (по сюжету пьесы Николая гоголя) и ряд других сочинений.

Наиболее известными произведениями Мусоргского считаются:

  • опера «Борис Годунов» на сюжет одноименной драмы А.С. Пушкина (1868-1872);
  • опера «Хованщина», посвященная жизни простого русского народа (1873-1880, не окончена);
  • комическая опера «Сорочинская ярмарка» по одноименной повести Н.В. Гоголя (1874-1880, не окончена);
  • цикл фортепианных пьес «Картинки с выставки» (1874);
  • сборники сочинений для голоса с фортепиано, в том числе «Юные годы», «Детская» (1870), «Без солнца» (1874), «Песни и пляски смерти» (1877):
  • более ста песен и романсов, в основном, по мотивам русского быта и фольклора.

Последние годы жизни Мусоргского

Мусоргский тяжело переживал кризис сообщества «Могучая кучка» и неоднозначное отношение к своему творчеству в академической среде. Это привело композитора в полное уныние, вследствие чего он стал злоупотреблять спиртным.

На помощь Модесту Петровичу всегда приходили друзья – композиторы. Светлым лучиком на закате жизни композитора стали гастроли по югу России, устроенные подругой Мусоргского – оперной певицей Дарьей Михайловной Леоновой. Этот вояж принес композитору моральную и финансовую поддержку.

После очередного серьезного приступа в феврале 1881 года Мусоргский был помещен в один из петербургских госпиталей. Лечение не принесло результатов, и в марте великий композитор скончался. Одним из последних, кто посетил его в госпитале, был русский художник Илья Репин, написавший единственный прижизненный портрет Модеста Петровича Мусоргского.

Мусоргский. Картинки с выставки. Святослав Рихтер (1956)

Musorgsky Boris Godunov Coronation Scene

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий