Петров-Водкин Кузьма Сергеевич

Революция

Встретил начало революционных действий на родине Петров-Водкин. Краткая биография Кузьмы Сергеевича рассказывает о том, что в этот период своей жизни он занимался созданием плакатов, оформлением журналов, делал всевозможные иллюстрации.

Наиболее ярко революционная действительность отразилась в полотне под названием «1918 год в Петрограде». На картине была изображена женщина с ребенком. Мать стоит на балконе, который изображен на фоне улицы, заполненной взбудораженной толпой людей. Она словно бы охраняет своего ребенка, что повышает общую эмоциональную настороженность всего полотна. У этой работы было и другое наименование – «Петроградская мадонна». Образ матери становится всеобъемлющим, единственным человеческим чувством, способным объединить всех людей.

Еще одним откликом на события революции стало полотно «Поле боя». На картине изображены трое красногвардейцев, скорбящих о командире, павшем в бою. На заднем плане можно увидеть момент гибели этого командира.

Кроме этого, на протяжении 20-30 годов художник работает над портретами. Так, в 1922 из-под его кисти выходит знаменитое изображение Анны Ахматовой.

Снова дома

В Россию Петров-Водкин вернулся с солидным багажом знаний, впечатлений и работ. С января 1909 года выставлялся в Петербурге и Москве, к осени впервые была организована персональная выставка художника.

Позже, оценивая своё пребывание за границей, живописец приходит к выводу, что, набираясь впечатлений и учась, он ещё не видел ясно своего пути в искусстве. Только дома, в России, поиски себя усиливаются, появляются работы-этапы в становлении индивидуального стиля живописи. Некоторые из них вызывают шквал критики, как «Сон» (1910), «Мальчики» (1911). Но художник её не боялся, как и возможных ошибок или обвинений в подражаниях – писал, как чувствовал, всегда отстаивая свою точку зрения.

В этот период Петров-Водкин загружен работой по воплощению собственных художественных замыслов, преподаванию, росписи храмов. В картинах определяется влияние русской иконописи, самым ярким примером чего является полотно «Купание красного коня» (1912) – дореволюционный стиль живописи Петрова-Водкина утвердился.

Летом 1914 года после поездки на Кавказ живописец покупает под Хвалынском участок земли, засаженный яблонями – здесь решено построить семейное гнездо с мастерской. Начавшаяся Первая мировая война первое время никак не путает планов, Кузьма Сергеевич поглощён проектом застройки территории и даже готовится к поездке в Италию для выполнения заказа по росписи церкви. Но в конце 1916 года военная комиссия направляет его в Петроград – ситуация в стране накаляется. Февральская революция 1917-го окрыляет художника и вселяет в него надежду на скорую мирную жизнь. Но весной его чуть не отправили на фронт в числе прочих – спасло участие в Совете по делам искусств под руководством Горького. Страна закипала, империя рушилась…

Личная жизнь

Во время своей поездки в Париж, в 1906 году, Сергей Кузьмич познакомился со своей будущей женой, Марией-Маргаритой Йованович (в России – Мария Федоровна). Она была дочерью хозяйки пансиона Фонтенэ-о-Роз. Любовь была взаимная с первого взгляда и на всю жизнь. Позже художник привез свою супругу в Хвалынск, где она приняла православие.

С женой

Мария Федоровна, или как ее звали домашние – Маро, была поддержкой и опорой художника, всегда оставаясь при этом в тени. До 1911 года картины Петрова-Водкина почти не покупались, признания тоже не было, но эти несколько трудных лет Маро была рядом и не позволяла мужу разочароваться в творчестве и собственном таланте.

1 сентября 1922 года появилась на свет долгожданная дочка Лёнушка. Жизнь художника наполнилась особым смыслом. Елена Кузьминична мечтала стать хирургом, но из-за блокады Ленинграда вынуждена была эвакуироваться на родину отца, в Хвалынск. Там она вышла замуж. Позже вместе с мужем она вернулась в Ленинград и родила трех дочерей. Елена, как и ее мать, уделяла много времени творческому наследию отца.

С женой и дочерью (1923)

Благодаря стараниям этих двух женщин Третьяковская галерея приобрела знаменитую картину «Купание красного коня», потерявшуюся в Швеции из-за Первой, а после и Второй мировой. Стараниями Елены на Малой родине Художника создан мемориальный музей, организована выставка в саратовском музее имени А. Н. Радищева. Она же написала книгу о творческом пути отца «Прикосновение к душе».

Биография

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин родился 24 октября (5 ноября) 1878 года в городе Хвалынске Саратовской губернии Российской империи, в семье сапожника.

Будучи учеником четырёхклассного городского училища, Кузьма познакомился с двумя местными иконописцами, у которых он мог наблюдать за всеми этапами создания иконы. Под впечатлением он пробует самостоятельно писать иконы и пейзажи масляными красками. В 1893 году он окончил училище.

Проработав лето в судоремонтных мастерских, по осени Кузьма отправился в Самару поступать в железнодорожное училище, но провалился. В итоге оказался в классах живописи и рисования Ф. Е. Бурова. Здесь он получил азы живописного искусства. Однако в 1895 году Буров скончался и образование осталось незаконченным. Позднее Петров-Водкин так вспоминал: «До окончания нашего пребывания у Бурова мы ни разу не попытались подойти к натуре, благодаря чему не получали настоящей ценности знаний».

Юлия Ивановна Казарина (1900)

Богородица с младенцем

Кузьма вернулся на родину, где ему помог случай. В Хвалынск приехал знаменитый петербургский архитектор Р. Ф. Мельцер. Он прибыл на Волгу по просьбе своей старой знакомой — помещицы Ю. И. Казарьиной, которая хотела попросить Мельцера выстроить для неё очередной особняк. Мать Петрова-Водкина Анна Пантелеевна работала горничной у сестры Казарьиной и показала архитектору рисунки своего талантливого сына. Мельцер был поражён его живописью и увёз Кузьму Сергеевича в Петербург, где дал хорошее художественное образование в петербургском Центральном училище технического рисования Штиглица. Хвалынские купцы, в том числе и Казарьина, присылали ежемесячно 25 рублей в помощь Кузьме, но тот считал это «подачкой, за которую потом нужно будет благодарить».

Свою работу художника Петров-Водкин начал с создания образа Богоматери с Младенцем на стене церковной апсиды Ортопедического института доктора Вредена в Александровском парке на Петроградской стороне. Для того, чтобы перевести эскиз своей иконы в майолику, Кузьма Сергеевич направился в Лондон, где картину обработали на керамической фабрике «Дультон» (англ. «Royal Doulton»).

Петров-Водкин, Автопортрет,

В 1897 году Петров-Водкин переехал в Москву и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где учился у Валентина Александровича Серова. В 1900 году он работал на керамическом заводе в селе Всехсвятском под Москвой. Окончил МУЖВЗ в 1905 году.

С 1905 по 1908 год он занимался также в частных академиях Парижа. В этот период посетил Италию (1905) и Северную Африку (1907).

В 1911 году Петров-Водкин стал членом объединения «Мир искусства».

Был одним из членов-учредителей Вольной философской ассоциации (Вольфила, 1919—1924).

В 1924 году стал участником объединения «Четыре искусства».

В Советском Союзе Петров-Водкин много работал как график и театральный художник. Деятельность в театре начал в 1913 году в театре Незлобина. Оформил спектакли «Орлеанская дева» Шиллера (), «Дневник Сатаны» по Андрееву (, Ленинградский театр драмы им. Пушкина), «Женитьба Фигаро» Бомарше (, Ленинградский театр драмы им. Пушкина). Занимался также литературным трудом, сочиняя рассказы, повести, пьесы и очерки. Писал теоретические статьи, занимался преподаванием.

Петров-Водкин был одним из реорганизаторов системы художественного образования в стране. С по г. он преподавал последовательно в Петроградских Государственных свободных художественных учебных мастерских (ПГСХУМ), ВХУТЕМАС, ВХУТЕИН, Институте пролетарского изобразительного искусства (ИНПИИ), ИЖСА.

В августе 1932 года К. С. Петров-Водкин избирается первым председателем Ленинградского отделения Союза советских художников (ЛОССХ).

Могила К. С. Петрова-Водкина на Литераторских мостках Волкова кладбища в Санкт-Петербурге

Художник скончался 15 февраля 1939 года в Ленинграде. Похоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища.

Годы учёбы профессии

Начав осенью 1895 года учиться в Петербурге в училище Штиглица декоративно-прикладному искусству, молодой художник со временем понял, что его влечёт живопись, а не технические зарисовки мебели. Заручившись поддержкой Мельцера и Казариной, отправился в Москву – МУЖВЗ больше соответствовало его стремлениям. Серов, Горский и Касаткин стали его педагогами, здесь же написан первый автопортрет Петрова-Водкина.

Но бедность и зависимое положение от благодетельницы били по его самолюбию – он использовал все возможности заработать. В помощи нуждалась и мать начинающего живописца, которая вынуждена была заботиться о детях другого сына, умершего в 1899 году. Московский студент брался проектировать и лепить гончарные изразцы, давал частные уроки, расписывал церкви.

Заказами его снабжал и Мельцер – первой большой работой стало 5-метровое панно для фасада церкви по его проекту. В ходе подготовки потребовалась обработка картины Петрова-Водкина на керамической фабрике в Лондоне, куда он и отправился в 1904 году. В ноябре того же года на фасаде новой церкви уже красовалась работа начинающего живописца.

Начав зарабатывать как художник Кузьма Петров Водкин несколько месяцев провёл в Мюнхене, где учился в частной школе Ажбе, известной своими принципами развивать у молодых талантов прежде всего индивидуальность и собственную творческую манеру.

С самого начала учёбы в Москве Петров-Водкин всегда участвовал в выставках-аукционах училища, здесь он найдёт друзей и единомышленников, с головой уйдёт не только в искусство, но и в науку. В 1904 году училище успешно закончено – повзрослевший, теперь живописец, интеллектуал и личность, не оставляющий и литературное поприще, Петров-Водкин нацелился на заграничную поездку.

После революции

После 1917-го Петров-Водкин в числе прочих занимался реорганизаторской работой художественных учебных заведений в Петрограде. В начале 1918 года стал профессором живописного отделения сначала академии, затем свободных мастерских. Названия менялись ещё не раз, но художник здесь задержался до 1932 года, параллельно преподавал на прочих курсах, в том числе сценических постановок. Работа не давала в полной мере заниматься собственной живописью, в письме матери художник жаловался, что профессорство и болтовня отнимали всё время.

Но именно в эти годы появляются натюрморты Петрова-Водкина, картины на военную тему, особенно яркий автопортрет, переосмысление темы красного коня в картине под названием «Фантазия» (1925).

В 1921 году с группой специалистов побывал в Самарканде, впоследствии красотой и впечатлением сравнив узбекское великолепие с Северной Африкой. Ему не хватало времени, чтобы набросать всё, что восхитило. Родилась тут, а впоследствии воплотилась в жизнь идея книги «Самаркандия».

Творческий путь

  1. 1889 год – поступление в Хвалынское городское училище (в этом заведении ребята учились всего четыре года). Там Кузьма Сергеевич познакомился с несколькими иконописцами и нередко наблюдал за процессом создания икон. Это вдохновило будущего художника самому попробовать писать масляными красками не только иконы, но и пейзажи.
  2. 1893 год – неудачная попытка поступить в железнодорожное училище в Самаре. Продолжать сапожное дело своего отца Кузьма все же не захотел и, не собираясь бросать свои занятия рисованием, отправился к Федору Бурову, который преподавал живопись и рисунок.
  3. 1895 год – смерть Бурова. Так и не завершив свое художественное образование, Кузьма вернулся в Хвалынск. Однако сам он не сильно из-за этого огорчился, так стиль преподавания Бурова ему не нравился. Несмотря на то, что некоторые азы рисования ученики Бурова все же освоили, они ни разу «не подошли к натуре». В этом же году начинающему живописцу улыбнулась удача: крохотный городок на Волге посетил довольно известный в то время архитектор из Петербурга – Р. Ф. Мельцер. Пригласила его помещица Казарина для того, чтобы спроектировать новый особняк. Мать Кузьмы, работавшая горничной у Казариной, догадалась показать работы своего сына архитектора. Мельцер сразу признал талант начинающего живописца. Кузьма Сергеевич с помощью Мельцера уехал в Петербург и поступил в Центральное училище технического рисования, принадлежащее барону Штиглицу. Следует отметить, что Кузьма весьма достойно сдал вступительные экзамены. Примечательно, что Казарина и другие хвалынские помещики каждый месяц высылали художнику небольшую сумму для платы за обучение.
  4. 1897 год – переезд в Москву. Там Кузьма Сергеевич поступил в МУЖВЗ – Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его учителем стал известный художник Валентин Александрович Серов.
  5. 1905 год – завершение учебы в МУЖВЗ. После этого Кузьма Сергеевич на три года уехал за границу, где посетил Италию, Грецию и Северную Африку. Там он написал картины «Африканский мальчик», «Семья кочевников». Также он успел поучиться в нескольких частных академиях в Париже и Мюнхене.
  6. 1910 год – написание первой известной картины «Сон». Обнаженные фигуры персонажей вызвали резонанс в творческих кругах, пресса отнеслась к работе негативно. Полемика главным образом разразилась между Ильей Репиным и Александром Бенуа: первый картину упорно критиковал, а второй защищал.
  7. 1911 год – вступление в объединение «Мир искусства». Несмотря на то, что в раннем творчестве Петрова-Водкина прослеживаются яркие черты европейского модерна и символизма, к 1910 году он увлекается живописью эпохи Кватроченто (раннее Возрождение) и вновь обращается к русской иконописи, что и стало предпосылками к вступлению в «Мир искусства». В 1911 году художник пишет самую значимую для себя картину – «Купания красного коня». Именно из-за увлечения иконописью, особенно Новгородской школой, конь Петрова-Водкина написан красным цветом, как и конь на иконе Георгия Победоносца. Увидев эту картину, Илья Репин стал относиться к Кузьме Сергеевичу более благосклонно, признав его талант.
  8. 1913 год – начало работы в театре Незлобина. Там Кузьма Сергеевич проработал более 20 лет и оформил такие спектакли, как «Орлеанская дева», «Дневник сатаны», «Женитьба Фигаро».
  9. 1918 год – начало преподавательской деятельности в условиях реорганизации советского художественного образования. Преподавал Сергей Кузьмич сначала в Петроградских Государственных свободных художественных учебных мастерских, затем во ВХУТЕМАС, ВХУТЕИН, и наконец в Институте пролетарского изобразительного искусства до 1933 года. В это время художник пробует писать натюрморты, наиболее известна картина «Селедка».
  10. 1928 год – переезд из Ленинграда в Детское Село, в котором жила творческая элита. Врачи диагностировали прогрессирующий туберкулез, и Петров-Водкин был вынужден отказаться от живописи маслом. Он решил заняться литературным творчеством и пишет несколько автобиографических повестей и более десятка пьес и рассказов. Он даже попытался отдать некоторые из них в печать, но они были раскритикованы Максимом Горьким.
  11. 1932 год – избрание председателем ЛОССХ – Ленинградского отделения Союза советских художников.
  12. 1934 год – художник пишет свою последнюю картину – «Портрет В. И. Ленина», которая не была принята обществом и цензурой из-за «домашнего образа».
  13. 1936, 1937 годы – последние персональные выставки Петрова-Водкина, которые прошли в Москве и Ленинграде. В 1939 году художник умирает.

Семейная жизнь

Биография Петрова-Водкина довольно разнообразна, а вот личная жизнь художника спокойна и размеренна. Женился Кузьма рано и свою жену привез себе из первой заграничной поездки. Мария Йованович была дочерью владелицы квартиры, которую снимал художник в Париже. Рассказы супругов о том, кто кому сделал предложение руки и сердца, очень противоречивы.

Кузьма говорит, что именно Мария хотела выйти замуж за начинающего и уже успешного художника. Мара говорит о том, что Кузьма сделал ей предложение в то время, когда она позировала ему для картины. Так или иначе, этот союз был крепким. Художник обожал жену и, будучи в командировках, писал ей длинные письма. Долгое время у супругов не было детей, и только на 37-м году жизни Мария подарила Кузьме дочку.

Художник обожал Леночку, и именно ему приходилось ухаживать за ребенком в первые годы жизни девочки.

«Купание красного коня», «Мать», «Девушка на Волге»

Начинает проявлять свою творческую самобытность Петров-Водкин, биография которого – предмет нашего обзора. Художника выносит на суд поклонников прекрасного отличные образцы им же и созданного стиля. Например, картина «Купание красного коня», принесшая Кузьме Сергеевичу популярность. Вначале планировалось изобразить сцену купания коней при закате солнца, которую автор когда-то видел на Волге, невдалеке от Хвалынска.

Но встреча с древнерусской живописью заставила изменить изначальную задумку. Теперь центром полотна стал огнеподобный пылающий конь, который вызывал бы ассоциации с образом Георгия Победоносца, встречающимся на множестве древних икон. На картине он стал символом благородства, могучей воли и неисчерпаемой энергии. Те, кто видели картину впервые, отмечали, что нашли в полотне предзнаменование будущих изменений в общественной жизни, которые, к слову, не заставили себя долго ждать. Не случайно на выставке «Мир искусства» картину поместили над входом, подобно знамени.

Затем появилась еще одна картина в том же стиле – «Мать». Работа над ней велась с 1911 по 1913 годы. На полотне нарисована сидящая женщина в красной юбке и розовой кофте, на руках у нее ребенок. А на заднем фоне изображены приволжские степи, уходящие в глубь картины.

Но наиболее важным стала полотно «Девушка на Волге», свидетельствующее о большом творческом росте Петрова-Водкина. Эта картина стала своего рода этапом на пути к формированию уникального стиля Кузьмы Сергеевича. Замысел ее возник у художника на основе впечатлений, полученных во время наблюдений за жизнью волжан. Однако не только родной Хвалынск помог в написании картины, но и воспоминания об итальянских фресках эпохи Возрождения, на которых с особым изяществом были изображены молодые девушки. Именно сочетание житейских наблюдений, работ итальянских мастеров и русская иконопись породило новый самобытный стиль.

Обучение

Биография Петрова-Водкина удивительна: как такой необразованный человек смог добиться таких высот? Это можно объяснить только упорной работой над собой, ведь, как известно, ремесленники и их дети очень усердны.

Свое начальное образование Кузьма получил в приходской школе. Это были всего четыре класса, где мальчик познал азы арифметики и научился писать. Знакомство с живописью произошло в церкви. Именно там Кузьма познакомился с иконописцами и стал активно копировать их работы, а также создавать собственные творческие произведения.

Занятия живописью никто не воспринимал всерьез: ни будущий художник, ни его родители. Поэтому в 15 лет Кузьма собрал вещи и поехал поступать в железнодорожное училище. Переезд в Самару был довольно затратный, да и возвращаться домой юноше не хотелось, поэтому после провала на экзамене Кузьма поступает в живописный класс Ф. Бурова

Здесь трудолюбивый юноша осваивает азы реалистического искусства, большое внимание уделяет изучению литературы. По окончании начального образования, благодаря удачной судьбе, Кузьма поступает в Петербургское училище рисования

Именно здесь, в классах В. Серова, Петров-Водкин официально закончил учиться на художника.

Происхождение и детство

Родился 5 ноября 1878 года в приволжском Хвалынске Саратовской губернии в бедной трудовой семье. В недавнем прошлом крепостные, родители Кузьмы всю жизнь усердно работали: отец, Сергей Фёдорович, был мастером сапожных дел, мать, Анна Пантелеевна, нянчила детей и прислуживала в семье местных богачей.

Мальчик рос в любви и заботе родных. От матери с малых лет слышал множество рассказов, стихов и сказок, она, подобно пушкинской Арине Родионовне, привила сыну любовь к народному творчеству и поэзии. Полуграмотность Анны Пантелеевны не была помехой её духовному богатству, благодаря которому чутким стал и сын. Его платоническая связь с матерью позволила впоследствии всю жизнь с ней переписываться как с собственным духовником и главным советчиком.

Бедность не мешала Кузьме расти счастливым: бегал с друзьями на Волгу купаться, на городскую пристань смотреть на корабли и баржи, в сады за яблоками. Пришло время – учился в начальном городском училище, с первых классов проявляя себя одарённым учеником. Сначала его захватили литературные увлечения. Хорошая память позволяла знать наизусть многое из Пушкина, воодушевление от певучих строк гения рождало в голове ребёнка собственные стихи. В 12 лет подросток увидел, как работают иконописцы – теперь его потянуло к живописи. В этот период он впервые ощутил некоторую магию кисти, красок, но с пробами икон и пейзажей понимания по сути ещё ребёнком своего призвания пока не случилось.

Подросток

В 1893 году после училища Кузьма всё лето работал подмастерьем в порту, а осенью держал экзамен в Самарское железнодорожное училище. Препятствием для поступления стал собственный литературный дар – кратко и сухо изложить материал на экзамене по истории оказалось непросто, хотелось всё расписывать в деталях. Провалившись, Кузьма Петров Водкин, вспомнил о рисовании и записался на уроки к самарскому живописцу Фёдору Бурову (1845-1895), который совсем недавно по собственной инициативе разработал программу подготовки художников за 3 года и начал набор в классы. Учёба состояла в знакомстве посредством фотографий, альбомов и гравюр с творчеством состоявшихся и известных живописцев. Здесь молодой художник начал осваивать искусство рисования, но ему не хватало темпов обучения и настоящего дела – так, за два года ученики ни разу не писали натуру. Смерть Бурова оборвала сумбурный учебный процесс, профессию Петрову-Водкину получить не удалось.

Учась у Бурова, Кузьма не оставлял самостоятельных литературных занятий и даже решился показать их результаты молодому самарскому журналисту Максиму Горькому, который сюда недавно перебрался и был у читателей городской прессы чрезвычайно популярен. Встреча на Петрова-Водкина, по его признанию, имела отрезвляющее действие.

Реорганизатор художественного образования в России К. Петров-Водкин

Кузьма Сергеевич родился в 1878 году в российском городе Хвалынск. Необычная фамилия Петров-Водкин досталась ему от отца-сапожника и нередко служила причиной того, что от художника с неблагозвучной фамилией воротили нос.

К.С. Петров-Водкин (1878–1939)

В Хвалынске молодежь в те годы повально пьянствовала, так что рассчитывать на прекрасную жизнь не приходилось. Однако молодого Кузьму спас от такого неперспективного будущего его собственный талант. Провалившись при поступлении в самарское железнодорожное училище, юноша пошел на уроки живописи к Ф.Е. Бурову. В связи со смертью Бурова, стать художником Кузьма не успел, однако его талант заметил известный архитектор Р.Ф. Мельцер, который приехал в Хвалынск для строительства особняка и увидел рисунки Петрова-Водкина. С этого момента началось длительное обучение юноши вначале в Санкт-Петербурге, затем в Москве (учился у Валентина Серова) и за границей.

Кузьма Сергеевич относится к числу тех активистов, которые реорганизовали систему художественного образования в России. Он преподавал в ряде художественных мастерских, состоял в обществах «Четыре искусства» и «Мир искусства», и с 1932 по 1937 годы работал председателем ЛОССХ. К числу его выдающихся работ относятся «Богоматерь с младенцем», «Купание красного коня», «Богоматерь. Умиление злых сердец», «Мать и дитя», автопортрет и другие.

К. Петров-Водкин. «Купание красного коня». 1912 г.

Скончался художник в 1939 году в Ленинграде в возрасте шестидесяти лет.

Творчество

Характер творчества

В начальный период творчества Петров-Водкин испытал сильное влияние зарубежных мастеров символизма и «модерна». Он считается одним из выразителей символистических тенденций в русской живописи в этот период. С 1910-х годов он перешёл от аллегорических к целостным монументально-декоративным произведениям. Петров-Водкин испытывал интерес к живописи раннего Возрождения и русской иконописи, что оказало влияние на разработку им сферической перспективы. Художник также создавал тематические картины, портреты, натюрморты.

Эротизм в творчестве

Некоторые работы Петрова-Водкина были восприняты как содержащие эротизм.

Одна из его наиболее известных ранних работ «Сон» (1910) изображает двух обнажённых женщин, которые пристально смотрят на спящего обнажённого мужчину. Картина вызвала дискуссию среди художников и резкую критику в прессе. Она стала предметом спора между двумя знаменитыми художниками: главным защитником картины выступил Александр Бенуа, а самым резким критиком — Илья Репин.

Среди картин Петрова-Водкина немало изображений обнажённой натуры.

Петров-Водкин биография

Родился Кузьма Сергеевич 5 ноября 1878 года в Саратовской губернии, в городе Хвалынске. Поначалу он учился в городском училище, а затем поступил в самарскую рисовальную школу. Позднее еще несколько лет был воспитанником Центрального училища технического рисования. И только в 1897 году будущий художник поступил в Московское училище живописи, зодчества и ваяния, где вошел в состав мастерской В. А. Серова. Окончил это учебное заведение в 1904 году.

Как художник Петров-Водкин (биография которого нами сейчас рассматривается) формировался во время серьезных перемен, происходящих как в политической жизни, так и в искусстве России и Европе. Не отжил еще критический реализм, а уже начали появляться новые направления, связанные с изменившимися эстетическими идеалами 20-го века.

Еще одной сложностью творческого становления Петрова-Водкина было то, что он в пятнадцать лет увлекся литературой. Из-за этого художник долго не мог определиться, какому искусству отдать предпочтение. Живопись в итоге победила, но, как мы увидим далее, литературу Кузьма Сергеевич так и не оставил.

Примечания

  1. Петров-Водкин Кузьма Сергеевич // Большая советская энциклопедия:
  2. ↑ Большая советская энциклопедия. Гл. ред. А. М. Прохоров, 3-е изд. Т. 19. Отоми — Пластырь. — М., 1975. — 648 стр., илл.; 29 л. илл. и карт.
  3. Учился в частной художественной школе А. Ажбе.
  4. Театральная энциклопедия. / Гл. ред. П. А. Марков. — Т. 4. Нежин — Сярев. — М.: Советская энциклопедия, 1965. — 1152 стб. с илл., 6 л. илл.
  5. Саратовский государственный художественный музей имени А. Н. Радищева. Русская и советская живопись. Каталог. Вып. 1. — М.: Советский художник, 1956.
  6. Зернов, Алексей Иванович (13 марта 1891, деревня Тушитово, Тверская губерния — январь 1942, Ленинград). См. А. И. Зернов. Каталог выставки. Живопись, рисунки, акварели. СПб: 1992. С. 1-4. ; см. также В. В. Милютина и о ней. М.: Прометей, 1991, С. 58, 62
  7. Гусев В., Петрова Е. Русский музей. От иконы до современности. — 2-е издание. — СПб.: Palace Editions, 2009. — С. 280. — 392 с. — ISBN 978-5-93332-320-4.

Ученики

  • Аб, Павел Ефимович (1902—1974)
  • Асламазян, Мариам Аршаковна (1907—2006)
  • Белаковская, Виктория Марковна (1901—1965)
  • Горб, Владимир Александрович (1903—1988)
  • Деблер, Александр Адольфович (1908—1981)
  • Дмитриев, Владимир Владимирович (1900—1948)
  • Дормидонтов, Николай Иванович (1898—1962)
  • Захарьян, Рубен Агасьевич (1901—1993)
  • Зернов, Алексей Иванович (1891—1942)
  • Калмыков, Сергей Иванович (1891—1967)
  • Купреянов, Николай Николаевич (1894—1933)
  • Лизак, Израиль Львович (1905—1974)
  • Малагис, Владимир Ильич (1902—1974)
  • Орешников, Виктор Михайлович (1904—1987)
  • Пестинский, Борис Владимирович (1901—1943)
  • Порет, Алиса Ивановна (1902—1984)
  • Приселков, Сергей Васильевич (1892—1959)
  • Прошкин, Анатолий Николаевич (1907—1986)
  • Прошкин, Виктор Николаевич (1906—1983)
  • Самохвалов, Александр Николаевич (1894—1971)
  • Фролова-Багреева, Лидия Фёдоровна (1907—1997)
  • Чупятов, Леонид Терентьевич (1890—1941)
  • Шмидт, Александр Владимирович (1911—1987)
  • Якобсон, Александра Николаевна (1903—1966)
Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий