Александр – это защитник
Зато о заслугах других говорил громко и настойчиво. Михаил Девятаев, тот самый, что угнал из концлагеря “Хейнкель-111” и вывез наших пленных на нём, только благодаря Покрышкину получил звезду Героя, и то после долгих хлопот. Уже после войны из лагеря военнопленных (это была американская зона!) им был вызволен любимый ученик Иван Бабак, который сбил более сорока вражеских асов и которого перед самым трагическим вылетом Покрышкин представил к званию Героя.
Лётчик Григорий Дольников был сбит, попал в плен, бежал, и добрался до своих, которые начали было судить его. Покрышкин вмешался и отстоял: “У Дольникова на коже написана вся биография!” – сказал он. И правда, того сильно били и пытали в плену. Имя Александр переводится с греческого как “защитник”. Покрышкин полностью его оправдал.
А. Покрышкин в годы Великой Отечественной
Самые первые месяцы войны показали Покрышкину всю отсталость тактики советских ВВС, решив исправить это дело, Александр Иванович начал записывать идеи по ее улучшению в личную записную книжку. Смелый и выносливый летчик часто совершал вылеты в самых тяжелых обстоятельствах. В 1941 г. был награжден орденом Ленина, за бесстрашный полет на МиГ-з в плохие погодные условия, после того, как двое других летчиков разбились, пытаясь взлететь. Покрышкин не только взлетел, но и успешно определил местонахождение вражеских танков генерала фон Клейста. В дальнейшем он участвовал во многих оборонительных операциях: в Молдавии, Донбассе, Ростове и т.д. В августе 1942 г. был назначен командиром эскадрильи Северо-Кавказского фронта. В биографии героя есть и темная жизненная полоса. За критику устаревшей тактики воздушного боя Покрышкина лишили звания коммуниста и всех должностей и отдали под трибунал. Спасли героя заступничество полка и вышестоящих начальников.
В 1943 г. А.И.Покрышкин наконец-то реализовал себя как новатор воздушного боя. В боях на Кубани, выступая против самых сильных и прославленных вражеских авиасоединений, талантливый летчик применил собственные тактические приемы, известные сегодня как «кубанская этажерка» и «скоростные качели». Благодаря ему, советские ВВС стали использовать наземные радары и продвинутую систему контроля. В любых вылетах Покрышкин отводил себе самую трудную задачу – уничтожение ведущего вражеской колонны, так как, по его наблюдениям, это способствовало деморализации немецких летчиков.
А.И. Покрышкин был первым трижды Героем Советского Союза (24 апреля 1943 г; 24 августа 1943 г. и 19 августа 1944 г.)
С 1944 г. был переведен на небоевую работу в Главный штаб РККА для управления подготовкой новых пилотов. С того же года стал живым символом советской героической пропаганды. Его берегли и редко отпускали на вылеты.
Летом того же года Покрышкин Александр Иванович был удостоен звания полковника и принял командованием 9-й гвардейской авиадивизией. Свой последний фронтовой вылет совершил 30 апреля 1945 г. Принимал участие в параде Победы. Согласно официальной биографии, за годы войны он совершил 650 вылетов, участвовал в 156 воздушных боях, уничтожил 59 гитлеровских самолетов.
После окончания ВОВ военная биография героя СССР не закончилась. В 1957 г. Покрышкин закончил Высшую военную академию им. Ворошилова. В 1972 г. стал председателем Центрального комитета ДОСААФ, в 1981 г. – военным инспектором-советником Группы гениспекторов Минобороны СССР.
Умер Покрышкин Александр Иванович 13 ноября 1985 г. в Москве.
***
Биографии и подвиги Героев Советского Союза и кавалеров Советских орденов:
|
|
Александр Покрышкин – краткая биография
Александр Иванович Покрышкин родился 19 марта 1913 года в Новосибирске (в то время – Новониколаевск) в семье рабочего. С самого детства юный Саша имел большую тягу к знаниям, особенно к авиации. Но после окончания школы в 1928 году, по желанию родителей, пошел работать на стройку
Два года спустя молодой Александр Покрышкин покинул родительский дом и поступил в техническое училище Новониколаевска, по окончании которого получил специальность слесаря – лекальщика. Далее в образовательной и трудовой биографии будущего летчика значились институт сельскохозяйственного машиностроения и работа слесарем-инструментальщиком на заводе «Сибкомбинатстрой».
В 1931 году Александр вступил в комсомол, а еще через год в Красную Армию, где наконец-то начал осуществлять свои мечты о небе. В качестве добровольца был направлен в авиационную школу в Перми, которую он окончил в 1933 году. Зимой 1934 г. Александр Покрышкин уже служил в 74-й стрелковой дивизии Северо-Кавказского округа в качестве старшего техника авиазвена. На этой должности им был предложен ряд улучшений для пулемета ШКАС, а также для других элементов вооружения.
В период обучения в Краснодарском аэроклубе (1936-38 гг), Покрышкин тайно от начальства прошел курс годовой программы гражданского пилотирования всего за 17 дней. Талантливого молодого человека заметили и допустили к поступлению в летную школу г. Качина, а затем в качинскую Краснознаменную авиационную школу имени Мясникова. После выхода из ее стен с отличными показателями по всем предметам, Покрышкин Александр Иванович был распределен на должность младшего летчика 55-го истребительного авиаполка.
Великую Отечественную войну он встретил будучи заместителем командира эскадрильи на Южном фронте. Аэродром Покрышкина подвергся воздушной атаке в самый первый день войны – 22 июня 1941 года. Через четыре дня после этой даты Александр Иванович пополнил свою боевую биографию первым подвигом – сбил немецкий истребитель Мессершмидт Bf 109. После второго удачного поражения противника 3 июля, Покрышкин был подбит фашистским зенитным орудием и отброшен за линию фронта. Четыре дня ему пришлось пробираться в свою часть.
Записные книжки летчика
А через пять лет, когда гениального лётчика уже не стало в живых, вдова его, Мария Кузьминична, открыла личный архив Александра Покрышкина. Это его дневники, письма, а главное – записные книжки, сохранившиеся с военного времени, где с уставной точностью скрупулёзно записано всё о сбитых самолётах – тип, место и все обстоятельства, при которых это произошло. Причём записывалось только то, что подтверждали официально наземные войска. А Покрышкин же воевал не только как истребитель, но и выполнял функции разведчика. Он нередко встречал противника в одиночку над Черным морем, следовательно, задокументировать гибель врага никто не мог. Кроме того, Александр Покрышкин понимал волнение молодых летчиков за исход боевых вылетов, их переживания по поводу отсутствия опыта, из-за чего они не попадают по неприятельским машинам, поэтому часто убеждал ребят, что сбитый фашистский самолет — на их счету.
Весь 1941-й и почти весь 1942 годы, когда наша армия отступала, причём поначалу в абсолютном беспорядке, какие могли быть подтверждения? Не до них. Был даже случай, когда часть, выходя из окружения с боями, не смогла сберечь штабные документы, сгорела их полная машина – и лётные книжки в том числе, где у Покрышкина были записаны пятнадцать самолётов, сбитых им лично.
И вот они числятся только в записной книжке, которую мы увидели после смерти маршала авиации. Сам Покрышкин не только не настаивал на “авторстве”, но и вообще не упоминал об этом случае – что сгорело, то сгорело. И он никогда не вёл разговоров о себе лично и о собственных заслугах. Однако уже после смерти Александра Ивановича исследователи доказали: их было минимум 116.
Биография Покрышкина
Александр Покрышкин появился на свет 21 февраля (6 марта) 1913 года в Ново-Николаевске. Он рос и воспитывался в небогатой семье заводского рабочего.
Детство и юность
Не смотря на бедность, Александр с раннего возраста проявлял большой интерес к учебе. Когда ему было около 12 лет он увлекся авиацией, которая только начинала развиваться.
После получения аттестата Покрышкин отправился работать на стройку. В 1930 г. юноша поссорился с отцом, вследствие чего стал жить отдельно от родителей. В данный период биографии он приобрел специальность слесаря-лекальщика.
Затем Александр обучался в вечернем институте сельскохозяйственного машиностроения. Параллельно с этим он трудился слесарем на фабрике «Сибкомбинатстрой». Примерно тогда же он стал комсомольцем, как и многие его ровесники.
Покрышкин продолжал читать книги и мечтать о небе. В 1932 г. он добровольцем отправился на службу, вследствие чего был определен в Пермскую авиационную школу авиатехников, где проучился около года.
Подвиги
22 июля 1941 года на границе Молдавии старший лейтенант Покрышкин Александр Иванович встретил немецкое вражеское нападение. Но первый боевой опыт был крайне неудачным: он подбил советский СУ-2.
Легендарный советский Су-2
На всевозможных допросах у особистов лейтенант доказывал, что произошло это лишь потому, что данная модель была новой и он не знал, как она выглядит. Но уже через пару дней Покрышкин сбил в бою свой первый вражеский Мессершмитт.
Мнение эксперта
Петр Васильевич Лановой
Научный сотрудник, доцент кафедры археологии “Одесской археологической школы”, доктор исторических наук СССР, профессор.
Александр Иванович был гениальным воздушным тактиком и стратегом. Он сразу заметил то, что техника воздушного боя советской авиации чрезвычайно устарела и значительно уступает технике вражеских войск. После каждого вылета герой авиации записывал в дневник все наблюдения и идеи. Он расписывал детально каждый вылет свой и своей группы.Именно Покрышкин разработал новую тактику ведения сражения в небе, которую впоследствии внедрили на всех фронтах.
Но особисты не забыли первый грех летчика — истребителя и в начале 1942 года его перевели в тыл на Закавказье. Ценой неимоверных просьб, Александр Иванович вернулся на фронт. С этого момента начался геройский путь пилота.
Трижды Герой Советского Союза Александр Иванович Покрышкин стоит у боевого самолета. 1 октября 1942 года
Уже в начале июня 1943 года Александр Иванович сбил 7 вражеских самолетов, а к концу июня- 13. Награда не заставила себя ждать и 24 мая он получил первое звание Героя Советского Союза. К августу 1943 года количество сбитых вражеских самолетов приблизилось к 30! За мужество и отвагу Покрышкина второй раз наградили званием Героя Советского Союза. Отважный ас брал участие в легендарной авиа битве над Кубанью.
19 августа 1944 года, уже гвардии подполковник Покрышкин, был третий раз награжден почетным званием Героя.
Им гордилась вся страна! Известный факт, что немцы разлетались в разные стороны, когда узнавали, что в бой вылетел Покрышкин!
Войну летчик — истребитель окончил в Чехословакии. Последний бой с победой провел в небе над Прагой. По время Парада Победы на Красной площади Покрышкин нес знамя Первого украинского фронта.
Знаменная группа сводного полка 1-го Украинского фронта перед Парадом Победы .
По архивным данным и воспоминаниям самого пилота, количество боевых вылетов переваливало за 600, а сбитых им лично немецких самолетов больше чем 116!
Мирная жизнь
После окончания войны карьерная лестница выдающегося истребителя Александра Покрышкина взлетела стремительно вверх. Он поэтапно прошел все ступени карьеры военного и окончил ее в звании Маршала авиации. При этом, Покрышкин стал автором нескольких автобиографических книг.
Известно, что будучи главою ЦЛ ДОСААФ именно Покрышкин помог известному актеру и режиссеру Леониду Быкову в организации съемок киноленты “В бой идут одни старики”. Фрагмент из фильма, в котором главный герой был подбит и ему пришлось пешком добираться до своего расположения, взят из жизни маршала. Также реальным был факт угона вражеского Мессершмитта.
Капитан советской авиации Покрышкин
Всю свою жизнь Александр Иванович посвятил небу. До конца своих дней он активно работал, писал, занимал высокие чины. Но при этом всегда оставался добрым человеком, отзывчивым.Колоссальную поддержку он получал со стороны своей супруги Марии Кузьминичны, с которой познакомился в далеком 1941 году. Во время войны она служила в медсанбате. Они прожили долгую счастливую совместную жизнь. В браке родился сын Александр, который посвятил свою жизнь океанологии.
Мнение эксперта
Константин Павлович Ветров
Помощник и советник Министра государственного контроля СССР, Герой Социалистического труда, историк, доктор исторических наук. Автор многих научных работ об истории Советского Союза.
13 ноября 1985 года Покрышкин Александр Иванович скончался и был похоронен со всеми почестями на Новодевичьем кладбище города Москвы. Супруга маршала, пережила его на 15 лет.
Каждого человека ведет по жизни мечта
Прикоснувшись в детстве к металлическому корпусу аэроплана, маленький светловолосый мальчишка по имени Саша твердо решил для себя, что он обязательно будет летать!
Легендарный советский военачальник маршал авиации А.И.Покрышкин
Не знал он тогда, что его мечте суждено сбыться, как не ведал о том, что станет трижды Героем Советского Союза и Маршалом авиации.
Имя героя, аса-истребителя, маршала советской авиации навеки вошло в историю нашего народа. Герои не умирают-они уходят в небо!
Тактика
В первые же дни войны после нескольких боёв Александр Покрышкин понял, что наша авиация отстаёт не только в техническом отношении, но и в тактическом. Лётчик это был гениальный, а потому пришел к выводу, что нужны новые приёмы ведения боя, которые помогут преодолеть этот дисбаланс. И немедленно начал придумывать новые лётные приёмы, завёл тетрадь, в которой и разрабатывал новую тактику истребителя в бою. Она быстро заполнялась графиками, схемами, заметками. Причём свои задумки, прежде чем законспектировать, обязательно на себе проверял Покрышкин Александр, кратко описывал поиски решений, обозначал ошибки, подчёркивал удачи. Всё это очень часто расходилось с инструкциями, которые были выработаны для применения военно-воздушных сил.
Результативность боя начальство никак убедить не могла. Поэтому за первые пару десятков поверженных врагов Покрышкин получал не похвалу, а нахлобучку за ведение боя не по уставу. Но отступить от своих изысканий лётчик не мог. Странное дело: чем больше появлялось на фюзеляже звёздочек за сбитые вражеские машины, тем напряжённее становились отношения с командованием. И, наконец, в 1942 году лучшего воздушного аса исключили из партии, посадили на гауптвахту и собрались отдать под трибунал за нарушение инструкций ведения боя. Повезло – приехало гораздо более высоко стоящее начальство и попросило показать новую тактику в бою. Покрышкина освободили, чтобы показать собственный полётный почерк. И самолет Покрышкина показал всё, что умеет. Начальство было в восторге. Однако попросили инструкций больше не нарушать. Как же такое возможно для настоящего гения? Настоящий гений никогда от своего не отступает.
Интересные факты
- Существует небезосновательное мнение, что Покрышкина превзошёл ас Речкалов Г. А., но 3 сбитых Речкаловым самолёта были засчитаны в пользу Покрышкина.
- Лётчики-истребители 2-й воздушной армии первыми в мире в авиационной практике массово использовали шоссейную дорогу для взлёта и посадки. Первое испытание необычного аэродрома А. И. Покрышкин произвёл лично.
- Во многих источниках указывается, что «Покрышкин за всю войну не потерял ни одного ведомого». В действительности имеется ввиду, что Покрышкин всегда делал всё возможное, чтобы спасти своих ведомых в самых сложных ситуациях, и ни один из них не погиб по его вине. В своих мемуарах Покрышкин описывает вылет, состоявшийся 10 апреля 1943 года, в котором его ведомым был гвардии младший лейтенант Александр Фёдорович Голубев. В этом вылете Голубев погиб: «А вот что случилось с Голубевым? Можно было только догадываться. Вероятнее всего, ведомый, увлечённый атакой по бомбардировщикам, не заметил моего энергичного разворота на выручку пары из звена Паскеева, оторвался от меня или продолжал атаки по Ю-88. В этом случае его могли прихватить «мессершмитты». (…) «А вот как погиб Саша Голубев, опытный лётчик, осталось неизвестным». Ещё один случай потери ведомого: «…Меня ещё не успели предупредить, и я взлетел с Шияном. „Чайки“ уже скрылись из поля видимости. Не зная об изменении их задания, я пошёл на север. В районе Котовска мы встретились с парой МЕ-109, с которыми завязали бой. Когда я атаковывал одного МЕ-109, другой атаковал Шияна. Он, сделав переворот, не учёл высоту и вмазал в трубу кирпичного завода и погиб. Я при атаке подбил одного МЕ-109, но второй, атаковав меня, сорвал мою атаку по добитию первого, который сумел скрыться в северном направлении на тёмном фоне земли. После этого и второй также вышел из боя, используя темноту. В этом бою я подбил 1 МЕ-109 и потерял ведомого».
- Бортовой номер первой «Аэрокобры» был 13, на следующем самолёте бортовой был трёхзначный, но в качестве позывного непроизносимый, поэтому Покрышкин взял позывной — 100. У его ведомого Георгия Голубева был номер 55.
- На обложке журнала Смена № 15-16 1944 г. был напечатан портрет Александра Покрышкина.
- Книгу «Небо войны» главком ВВС Сирии перевёл и издал за собственные деньги на арабском языке. Арабские лётчики в современной арабо-израильской войне на практике блестяще использовали тактику воздушного боя, разработанную Покрышкиным.
- Сына, внука и правнука лётчика зовут Александр Александрович Покрышкин. При этом правнук появился на свет через 13 лет после смерти прадедушки.
- В США в 1945 году один из выпусков True comics был посвящён «ястребу небес» русскому полковнику Александру Покрышкину.
Личная жизнь
Сердце Александра Покрышкина занимали две страсти — авиация и Мария Кузьминична, медсестра. Знакомство с последней состоялось в 1942 году на берегу Каспийского моря. Молодые люди влюбились без памяти, слали с разных линий фронта друг другу письма, часть из которых оставалась без ответа: не успевала найти адресанта.
Александр Покрышкин и его жена Мария
Личную жизнь молодые люди узаконили 1 апреля 1944 года в Черниговке, ныне это село Приморского края. Тогда Мария Кузьминична уже носила под сердцем первенца — дочку Светлану. Она прожила 52 года, скончавшись от рака. Наследник Покрышкина, тоже Александр, родился в 1947 году.
Летчик с женой успели понянчить внуков — Александра, Павла и Екатерину.
Личные качества
Во время войны больше никто не стал трижды героем, и только семь наших лётчиков сумели сбить почти столько же, сколько самолетов сбил Покрышкин. И Кожедуб, и Жуков стали трижды героями после Победы. В 1944 году президент США назвал Александра Покрышкина самым лучшим воздушным асом. Но не только из-за результативности. Результаты появлялись не сами по себе. Покрышкин придумал и разработал совершенно другую тактику ведения воздушного боя. Более того, он её опробовал и внедрил, рискуя не только собственной жизнью, но даже и добрым именем
О том, как внедрял свою теорию в боевую практику Покрышкин Александр Иванович, сколько сбил самолетов демонстративно – напоказ, чтобы поверили ему, поняли важность новой теории, будет отдельный рассказ
Человеком Покрышкин был не просто целеустремлённым, всегда стремящимся к поставленной цели. Он был очень гибок, умел доказывать свою правоту, подходя не с одной стороны к проблеме, так с другой и с третьей. Кроме того, чувство справедливости в нём было обострено настолько, что он ради неё всё остальное легко ставил на карту. Был такой случай, описанный в воспоминаниях Василия Севастьянова, сослуживца Покрышкина. Тревожный тридцать седьмой год, волнами проходят аресты врагов народа. Мимо авиагородка, где Покрышкин трудился авиатехником, репрессии тоже не прошли. Увидев, как жену арестованного лётчика выселяют с детишками прямо на улицу под проливной дождь, Покрышкин остановился, в то время как остальные, опустив глаза, пробегали мимо. Узнав, в чём дело, он попросил Василия приютить его, а свою комнату отдал этой семье. Даже после предупреждения о последствиях помощи родственникам врага народа, решения своего не изменил, сказал, что ничего не боится, кроме плачущих от горя детишек. Это был жизненный принцип, и следовал Покрышкин ему всегда, до конца своей жизни. У него были и свои дети. С женой Марией они познакомились в 1942 году – на фронте. Сыну Александру и дочери Светлане было на кого равняться.
Что было дальше
Сразу после войны он отучился в Военной академии имени Фрунзе, которую окончил в 1948-м, и продолжил учёбу в Военной академии генштаба. Далее чуть менее двадцати пяти лет был на самых ответственных должностях в войсках противовоздушной обороны страны. В 1953-м стал генералом, а в 1972-м – маршалом авиации, далее возглавлял ДОСААФ Советского Союза. По Новосибирской области избирался депутатом восемь созывов подряд, был членом Президиума ВС СССР. А ещё он писал увлекательнейшие книги, которыми зачитывалась советская молодёжь. Особенной любовью пользовались “Крылья истребителя”, Познать себя в бою”, “Небо войны”.
Родина заслуги исключительно талантливого лётчика оценила по заслугам. Помимо трёх Золотых Звёзд Героя, у Покрышкина семнадцать орденов и множество медалей, полученных в течение войны. Из них девятнадцать наград пришли к герою из других стран – Азии, Африки, Европы. Даже США наградили такого результативного лётчика своей золотой медалью “За боевые заслуги”, которую ему вручили от имени президента Рузвельта. В 1993 году одна из малых планет стала называться “Покрышкин”, а в 1995-м открылся в Новосибирске музей имени Покрышкина. В 2000-м новосибирское метро получило станцию “Покрышкинская”, а в 2005-м там же, на площади Карла Маркса, был установлен памятник знаменитому лётчику. Памятник Александру Ивановичу Покрышкину есть и в Краснодаре. В России и на Украине очень многие улицы названы именем героя. В честь маршала авиации и земляка Новосибирская область учредила медаль имени Покрышкина, которой поощряются особо отличившиеся люди, внесшие особый вклад в военно-патриотическое воспитание, в поддержание боевой готовности нашей страны, в увековечивание памяти сибиряков, погибших в Великой Отечественной и последующих войнах.
Биография
Покрышкина Александра Ивановича страна не забудет никогда, поскольку именно такие великие личности и движут колесо её истории. Родился он в рабочей семье, родным городом стал Новосибирск (тогда Новониколаевск). Окончив семь классов школы, решил пойти по стопам отца и устроился на завод “Сибкомбайнстрой” (до сих пор предприятие ведущее, хотя и по другому называется) простым слесарем-инструментальщиком. Там же два года учился этой специальности в школе фабрично-заводского ученичества. Поскольку биография Покрышкина началась в феврале 1913 года, царского времени он не помнил, это был целиком и полностью человек новой формации – упорный и талантливый в труде и учёбе, как практически все молодые люди первых десятилетий советской страны. В 1932 году “заболел небом” Александр Покрышкин, биография которого с этого момента стала целиком и полностью связана с авиацией. Он поступил в Третью военную школу авиатехников. Почти все юноши и очень многие девушки тех лет мечтали стать лётчиками, и у многих это получилось, поскольку государство тогда делало всё для того, чтобы развивать авиацию.
Покрышкин Александр Иванович школу эту окончил на отлично и был направлен в Ленинград на курсы усовершенствования, а в конце 1934 года уже получил направление в славную Таманскую стрелковую дивизию – старшим авиатехником звена. Дислоцировалась она в Краснодаре, там и служил молодой техник целых четыре года, постоянно мечтая о профессии лётчика. Покрышкин Александр Иванович не просто мечтал, он – как мог – действовал. Почти сорок рапортов написал он начальству с просьбой направить его в лётное училище, но специалист он был отличный, и такого техника начальство потерять не хотело. Покрышкин Александр Иванович получал отказ за отказом, но упорно продолжал самостоятельно изучать историю полётов, математику, физику, военную историю, начертательную геометрию, даже физиологию. И потом нашёл другой путь.
Путь в небо
В 1931 году Александр был принят в комсомол, а год спустя вступил в ряды Красной армии и отправился на учёбу в Пермскую военную авиационно-техническую школу. В 1933-м Покрышкин успешно её окончил и получил направление на курсы усовершенствования технического состава ВВС Красной армии имени Ворошилова при 1-й военной школе авиатехников в Ленинграде. Обучение он прошёл с отличной аттестацией, после чего был направлен в Краснодар на прохождение службы в должности старшего авиационного техника авиазвена связи 74-й стрелковой дивизии Северо-Кавказского военного округа. Параллельно с учёбой Покрышкин занимался в планерном клубе.
Также по теме
«Пример братьям по оружию»: как советский лётчик Ююкин совершил первый в истории авиации таран наземной цели
80 лет назад советский лётчик Михаил Ююкин совершил в ходе боёв с японскими военными на Халхин-Голе первый в истории мировой авиации…
На Кубани Александр прослужил четыре года. Здесь его называли ходячей энциклопедией — он читал художественную и техническую литературу, вносил предложения по совершенствованию систем вооружения, участвовал в спортивных соревнованиях.
В 1938 году в Краснодаре Покрышкин за несколько недель прошёл подготовку по годовой программе пилота гражданской авиации. Это позволило ему получить направление в Качинскую краснознамённую военную авиационную школу имени Мясникова под Севастополем.
Год спустя Покрышкин её с отличием окончил, но на этом его военная карьера едва не завершилась. При проверке биографических данных всплыл факт лишения его отца избирательных прав как торговца. Покрышкина спасли товарищи по комсомольской организации, давшие ему на собрании положительную характеристику. Александр получил допуск к лётной службе и должность младшего лётчика 55-го истребительного авиаполка Одесского военного округа с местом дислокации в Кировограде. Во время Бессарабской операции 1940 года полк был переведён в Бельцы.
- Александр Покрышкин
Покрышкин стал одним из лучших лётчиков-снайперов в подразделении. В ходе полётов он использовал смелые манёвры, не предусмотренные программами обучения, за что в его адрес не раз звучали нарекания со стороны некоторых командиров.
Скромность
После вручения третьей Золотой Звезды о Покрышкине узнала вся страна. Во всех самых крупных газетах мира были его портреты. Тогда же он получил под своё командование дивизию и подготовил 1108 орденоносцев, в том числе почти шестьдесят Героев Советского Союза. В общей сложности все лётчики дивизии сбили больше тысячи вражеских самолётов. Со всех фронтов ехали к Покрышкину за опытом.
И всё-таки Покрышкин Александр Иванович сколько сбил самолетов? Официально – пятьдесят девять. Редактор его мемуаров “Познать себя в бою” Евгений Подольский попытался выяснить более точно эту цифру, поскольку многие знающие люди говорили, что она сильно преуменьшена
Покрышкин развёл руками и сказал, что это не настолько важно, важнее то, что всей дивизией сбили 1147 немецких асов
Кубань
На Кубани шли бои ожесточённые, лётчики не успевали высыпаться. Командарм – легендарный Константин Андреевич Вершинин – увидел лётчика Покрышкина в деле: прямо на его глазах воздушный ас сбил одного за другим четыре самолёта. Вершинин немедленно вручил Александру Покрышкину орден Красного Знамени и велел представить к званию Героя. В мае 1943 года состоялось совещание командиров авиации Южного фронта, куда командарм вызвал и Покрышкина. Александр Иванович отмалчиваться и стесняться там не собирался. Он сам попросил слова и резко сказал о том, что все старые наставления лётчикам и все инструкции уже не полезны, а вредны, они требуют замены хотя бы потому, что наши лётчики из-за них слишком часто погибают.
Но тут же сказал, что новая методика есть, и вкратце изложил выработанную и неоднократно опробованную собственную тактику. Сидящие в зале генералы и полковники изумились: не то небывалой самоуверенности, не то исключительной храбрости где-то набрался Покрышкин. Наверное, если бы бомба разорвалась в этом помещении, было бы не так удивительно. Следом слово взял и подвёл итоги сам Вершинин. Сначала он признал, что неудач и недостатков в нашей организации боя действительно много, и Покрышкин сто раз прав. Затем от него для всех присутствующих поступил приказ: опыт Покрышки немедленно перенять, а штаб армии должен незамедлительно приготовить директиву во все войска, в генштаб в том числе, что действующие инструкции должны быть изменены. Вот это был у Покрышкина звёздный час! Новая тактика боя действительно доказала свою результативность в военных действиях на Кубани. А практику наработали достаточно быстро.