Путешественники, исследователи

Н.Н.Миклухо-Маклай


Н.Н.Миклухо-Маклай

Превосходно сказал о Н. Миклухе-Маклае академик Л. Берг: «В то время, как другие географы открывали новые, доселе неизвестные земли, Миклухо-Маклай стремился прежде всего открыть Человека среди исследованных им «первобытных», то есть не затронутых европейской культурой народов». Едва ли можно вернее охарактеризовать ту цель, которой была посвящена жизнь выдающегося русского путешественника.
В 1871 году русский корвет «Витязь» высадил ученого на берег Новой Гвинеи (ныне Берег Маклая), где он прожил среди папуасов 15 месяцев. «Человек с луны», как назвали его туземцы, смелостью и доверием, отбросив оружие, добивался расположения и любви папуасов. МиклухоМаклай стал их верным другом, с которым они расставались со слезами.
Путешественник привез на родину дневники, зарисовки, коллекции, которые содержали ценный этнографический материал. Дневники Николая Николаевича Миклухо-Маклая были опубликованы лишь после Октябрьской революции.

Витус Беринг и А.И.Чириков 1-я и 2-я Камчатские экспедиции


Витус Беринг и А.И.Чириков

Когда Российская империя протянулась ат Балтики до Тихого океана, пришла пора точно обозначить ее границы и очертания морских берегов. С этой целью Петр I решил послать экспедицию на Тихий океан. Нужно было выяснить не только вопрос границ и научного «куриозите», но и открыть морские пути для торговли с «золотообильной», по представлению того времени, Японией. Начальником 1-й Камчатской экспедиции (1725—1730) был назначен Витус Беринг, датчанин, много лет служивший в России, а помощником — Алексей Ильич Чириков.
Беринг обошел восточный берег Камчатки, южный и восточный берега Чукотки, открыл острова Св. Лаврентия. Пройдя в Чукотском море до широты 6718′ и видя, что «земля более к северу не простирается», Беринг, несмотря на предложение Алексея Ильича Чирикова продолжать путь далее на север, счел вопрос о наличии пролива между Азией и Америкой разрешенным положительно и повернул назад. В Петербурге результаты экспедиции были признаны неудовлетворительными. Беринг получил инструкцию для нового плавания. Инструкция определила объем и задачи 2-й Камчатской и связанной с ней Великой Северной экспедиций (1733 — 1743), которым поручалось произвести описание всего северного и восточного побережий Сибири, ознакомиться с берегами Америки и Японии и окончательно выяснить вопрос о проливе между Азией и Америкой. Основные задачи экспедиции были выполнены.
Материалами съемок, произведенными во время экспедиций, пользовались картографы в течение двух столетий.

Марко Поло придумал почти все свои приключения

В 1271 году Марко Поло вместе со своим отцом и дядей отправился в 24-летнее путешествие в Китай через Ближний Восток и Монголию. После этого он написал книгу «Путешествия Марко Поло», которая стала очень популярной и принесла своему создателю славу. На сегодняшний день сохранилось более 150 экземпляров первого выпуска. Это, напомним, было примерно в начале XIV века, когда книгопечатание только-только начало развиваться в Европе, и такой тираж можно сравнить с современными бестселлерами, выходящими по несколько миллионов копий.

Самыми значимыми достижениями Марко Поло, согласно его книге, были: решающая роль в важном сражении, становление личным эмиссаром великого хана Хубилая, а также управление большим китайским городом Ян-Чжоу. Но позже историки задумались, что это, мягко говоря, попахивает чушью, и начали исследовать источники, в том числе китайские записи

А так как китайцы фиксировали буквально всё на бумаге, то выяснить правду труда не составило.

Как оказалось, Марко Поло был путешественником во времени. Видимо где-то рядом проезжал на «ДеЛориане» Джон Смит и подбросил его в нужное место. Иначе не объяснить то, что Марко Поло участвовал в битве, которая прошла более чем за год до того, как путешественник попал в то место. Потом историки проверили правдивость его заявлений о губернаторстве в городе Ян-Чжоу. И несмотря на то что Марко Поло, по его заявлениям, правил городом три года, ни одной записи об этом обнаружено не было.

Историки начали копать ещё глубже и обнаружили, что, судя по тому, что было написано в его книге, Поло вообще никогда не был в Китае, а просто где-то услышал об этой стране, записал, а потом приукрасил, вставив свою личность в определённые события.

Заветные полюса

Не менее престижной задачей для путешественников начала XX века было достижение географических полюсов Земли. Первым человеку покорился Северный полюс, куда 6 апреля 1909 года добрался 53-летний американский офицер Роберт Эдван Пири. Он стартовал на собачьих упряжках с побережья Гренландии за пять недель до указанной даты, а после своего возвращения отправил телеграмму американскому президенту Уильяму Тафту с сообщением, что преподносит ему Северный полюс в подарок. Тафт ответил: «Благодарю за столь щедрый дар, но не знаю, что с ним делать». Кстати, в пути командора сопровождал его темнокожий слуга Мэттью Хенсон. Однако из-за цвета кожи роль Хенсона в покорении Северного полюса американским правительством была официально признана только в 1945 году. Тогда ему наконец вручили медаль за выдающиеся заслуги в области науки. А Южного полюса 14 декабря 1911 года впервые достиг норвежский полярный исследователь Руал Амундсен со своими четырьмя помощниками. Группа прибыла в Антарктиду почти годом ранее и первые месяцы занималась созданием промежуточных складов на маршруте, после чего на материке наступила полярная ночь. Только 20 октября путешественники на собаках выступили в направлении Южного полюса, где пробыли меньше суток, а 26 января 1912 года экспедиция уже вернулась в свой базовый лагерь на берегу океана. При этом одновременно с норвежцами в ту же точку стартовал и английский отряд Роберта Скотта, но он достиг Южного полюса только через месяц после Амундсена. На обратном пути вся группа Скотта погибла от голода и лишений.

И.Ф.Крузенштерн и Ю.Ф.Лисянский Первое русское кругосветное путешествие


И.Ф.Крузенштерн и Ю.Ф.Лисянский

К началу XIX века появилась необходимость наладить регулярные рейсы русских судов от портов Прибалтики до русских портов на Тихом океане. В 1802 году Морское министерство приняло предложение капитан-лейтенанта И. Ф. Крузенштерна организовать первую русскую кругосветную экспедицию (1803 — 1806). Целью экспедиции являлись: доставка грузов в русские владения в Северной Америке и на Камчатку, установление торговых отношений с Японией и Китаем, исследования в тропической части Тихого океана и близ русских владений. Помощником Крузенштерна был назначен Ю. Ф. Лисянский. Экспедиция располагала двумя кораблями «Надеждой» и «Невой». Во время путешествия была уточнена карта мира, открыт ряд островов, произведены многочисленные океанографические исследования. Особенного внимания заслуживают описания быта, нравов, хозяйства, социального строя жителей Сахалина и Камчатки. Крузенштерном был составлен «Атлас Южного моря» — самый точный для того времени.

Эпоха великих географических открытий

Период в истории человечества с 15 по 17 века называют эпохой великих географических открытий. Это время, когда появились ресурсы, технологии, а также торговая и политическая потребность в изучении окружающего мира.

Одной из причин первых крупных морских путешествий стала невозможность использования прежних сухопутных маршрутов. На стыке Средневековья и эпохи Возрождения был перекрыт основной торговый путь товаров из Азии в Европу, который пролегал через Константинополь. Когда город в 1453 году был взят турками, а Византийская империя прекратила свое существование, стало крайне важным найти новые обходные пути на восток.

Мореплаватели и их открытия, выражаясь современным языком, приносили большие дивиденды своим странам: колонизировались новые территории, налаживались торговые отношения, открывались новые маршруты, получались новые ресурсы. Необходимость путешествовать была напрямую связана с необходимостью развития.

Даже путешествие великого Колумба, открывшего Америку, носило чисто меркантильный характер, его экспедиция искала новые пути в Индию, с чем, кстати, и связано то, что туземцев обеих Америк окрестили индейцами. Немногим позже Фернаном Магелланом было совершено первое кругосветное путешествие, целью которой также было открытие новых торговых маршрутов к островам, на которых растут пряности.

Открытия новых земель и торговых путей изменили мир, одни маршруты теряли свое значение, другие приобретали. Ввиду большей доступности менялись цены на товары. Европейские государства приращивали колониальные территории и увеличивали свое общемировое значение. Произошла встреча ранее изолированных друг от друга цивилизаций.

Г.И.Невельской


Г.И.Невельской

В донесении адмирала Г, И. Невельского по итогам плавания в 1848—1849 годах на транспорте «Байкал» записано: «…нами открыто
1) что Сахалин — остров, отделяющийся от материка проливом в 4 мили шириной и имеющий наименьшую глубину в 5 сажень;
2) что вход в Амур с севера из Охотского моря и с юга из Татарского пролива, а так же сообщение через Амурский лиман морей Японского и Охотского доступно для морских судов;
3) что на юго-западном берегу Охотского моря находится обширный закрытый от всех ветров рейд, названный мною заливом Св. Николая…»
Многие увидели в поступке Невельскбго дерзкое нарушение инструкции. Ведь сам Николай 1 предписал: «Вопрос об Амуре, как реке бесполезной, оставить.» Особый комитет грозился разжаловать Невельского в матросы. Но все же он сумел доказать необходимость создания Амурской экспедиции (1850 — 1855), которая исследовала огромные пространства Приамурья и острова Сахалин. В 1854 году Приморский край был присоединен к России.

Великие путешественники и их географические открытия

Если рассматривать периодизацию Великих географических открытий, то первыми, кто подарил западному миру новые маршруты и безграничные возможности, стали португальские мореплаватели. От них не отставали англичане, испанцы и русские, которые также видели в покорении новых земель большие перспективы. Их имена навсегда вошли в историю мореплавания.

  • Бартоломеу Диаш – португальский мореплаватель, который в 1488 году в поисках удобного направления в Индию обогнул Африку, открыл мыс Доброй Надежды и стал первым европейцем, оказавшимся в водах Индийского океана.
  • Христофор Колумб – именно с его именем связывают открытие в 1492 году целого континента – Америки.

Рис. 2. Христофор Колумб.

Васко да Гама – командующий португальской экспедицией, которому в 1498 году удалось проложить прямой торговый путь из Европы в Азию.

В течение нескольких лет, с 1498 по 1502 годы, Христофором Колумбом, Алонсо Охедой, Америго Веспуччи и многими другими мореплавателями из Испании и Португалии было тщательно исследовано северное побережье Южной Америки. Однако знакомство с западными завоевателями не принесли местным жителям ничего хорошего – в погоне за легкой наживой те проявляли себя крайне агрессивно и жестоко.

Васка Нуньенс Бальбоа – в 1513 году отважному испанцу первому удалось пересечь Панамский перешеек и открыть Тихий океан.

Фернан Магеллан – первый в истории человек, который в 1519-1522 годах совершил кругосветное путешествие, доказав тем самым, что Земля имеет форму шара.

Абель Тасман – открыл западному миру Австралию и Новую Зеландию в 1642-1643 годах.

Семен Дежнев – русский путешественник и землепроходец, который смог найти пролив, соединяющий Азию с Северной Америкой.

Причины географических открытий

Со времен древнего мира всегда находились любознательные предприимчивые люди, которые своими идеями, поступками двигали развитие общества вперед. Как ни странно, но чаще всего это были купцы и торговцы, которые искали новые рынки сбыта или места приобретения нового товара. В старину чаще всего это были торговые пути по суше, по рекам, по Черному и Средиземному морю.

Например:

  • «Великий шелковый путь» — везли пряности, драгоценности, ткани из Индии в Европу;
  • «путь из варяг в греки» — везли необработанное железо, меха, моржовую кость из Европы в Азию;
  • «янтарный путь» — обмен янтаря с берегов Балтийского моря на вина книги, иконы, драгоценности с побережья Средиземного моря.

С дальнейшим развитием торговли и науки, промышленности появляются еще причины для географических изысканий.

Среди них:

  • истощение природных ресурсов Западной Европы;
  • стремительное развитие товарно-денежных отношений;
  • подъем и совершенствование различных ремесел привело к увеличению городов и появлению различных классов населения;
  • изобрели книгопечатание, что способствовало повышению образования населения;
  • изобретение компаса и астролябии позволило точно прокладывать курс судна в открытом море и определять его расположение;
  • успешно развивалась картография;
  • появление новых приборов помогало собирать и систематизировать сведения о приливах и отливах, морских течениях, направлениях и скоростях ветра;
  • развитие кораблестроения привело к постройке быстроходного универсального судна – каравеллы, обладающей уникальной системой парусов, которые позволяли развивать достаточно высокую скорость, как по ветру, так и против него;
  • модернизация огнестрельного оружия повысила безопасность великих путешественников в дальних походах;
  • предыдущий накопленный опыт путешественников тоже сыграл немаловажную роль;
  • торговые связи Европы с Индией и Китаем были прерваны: на Средиземном море турки-сельджуки взимали большую дань, а порой и грабили купцов, на суше воинственная Османская империя преграждала путь караванам.

Характеристика эпохи

Эпохой великих географических открытий принято считать период мировой истории с конца XV до конца XVII века.

Подразделяют его на две части:

  1. Исследование новых земель португальцами и испанцами с конца XV века и весь XVI век.
  2. Открытия Англией, Францией, Голландией и Россией, сделанные в XVI и до середины XVII века.

Инициаторами были португальские мореплаватели под предводительством принца Генриха Мореплавателя, который возглавил богатую и могущественную организацию — Португальский Орден Христа в 1415 г.

На ее средства он осуществлял свою деятельность:

  • основал школу навигаторов, где лучшие арабские и еврейские математики и астрономы обучали мореплавателей и капитанов;
  • систематизировал все сведения о климате, погодных явлениях, обо всех морских течениях и ветрах;
  • построил цитадель у мыса Сагреш, откуда уходили корабли в дальние страны;
  • организовал строительство и усовершенствование конструкций кораблей.

Испанцы тоже не отставали от португальцев в освоении новых территорий.

Поэтому, чтобы избежать столкновений, в 1494 году был заключен Тордесильясский договор, в котором Португалии предоставлялось осваивать новые земли в африканском, азиатском материках, а Испании — открывать американское направление.

Во Франции и Англии тоже стремительно развивается мореходство и кораблестроение.

Для укрепления своей власти правителям и королям было необходимо много золота и серебра, которые добывали в Африке, откуда их привозили путешественники вместе со слоновой костью.

В 1495 году они стали поддерживать корсаров-захватчиков торговых кораблей, в погоне за легкой добычей снаряжали экспедиции, чтобы разведать новые торговые пути.

После свершившейся в 1590 году Нидерландской революции в процесс освоения новых земель подключились голландцы, сделавшие Амстердам крупнейшим торговым портом. Тем более, что в 1595 году в Голландии был построен корабль новой модификации – флейт.

Отличительные особенности этого корабля:

  • впервые в кораблестроении применили штурвал;
  • короткие реи с мачтами в полтора раза длиннее корпуса;
  • узкие паруса были более простые в обращении и управлялись меньшим числом экипажа;
  • быстроходность достигалась за счет того, что длина корабля была в четыре раза больше ширины;
  • большая грузоподъемность.

За 60 лет было построено более 15000 флейтов, которые бороздили просторы всех океанов.

Российские путешественники-исследователи в это же время активно начинали покорять и изучать сибирские просторы. Казне была нужна пушнина, золото.

Кораблестроение в России было еще не развито.

Для путешествия по рекам применялись:

  • струги — большие лодки вместимостью до 20 человек;
  • дощаники — плоскодонные лодки, снабженные палубой;
  • кочи — легкие парусные суда, прототип первых ледоколов.

Поморские кочи

Первооткрыватели стран и континентов

Многие из них пользовались при жизни славой безумцев. Но тех, кому удалось доплыть до конца, ждала бессмертная слава.

Среди первооткрывателей есть всемирно известные. А есть и те, имена которых помнят только специалисты:

Христофор Колумб — мореплаватель, который открыл ряд островов и побережье Центральной Америки. Не будучи ученым мужем, он свято верил в гипотезу о том, что двигаясь на запад, попадет на восток в Индию. Кстати, сам Колумб так до конца своей жизни и не узнал, что открытые им земли не Индия. Однако основываясь на ошибочном предположении, Колумб совершил одно из величайших географических открытий.

Фернан Магеллан. И сегодня первое кругосветное путешествие Магеллана кажется безумием. Да и сам первооткрыватель вряд ли бы на него решился, зная всю сложность предприятия. Но Магеллана, как и Колумба, вело неверное предположение: оба считали, что земной шар меньше, чем есть на самом деле. И конечно, обоим помогло чудо. Изношенные корабли Магеллана, оказавшись в грозном Тихом океане, не встретили ни одного шторма. Собственно говоря, именно поэтому самый большой океан планеты и назван Тихим.
Дэвид Ливингстон — великий путешественник, который буквально пешком нашел неведомое «сердце» Африки — водопад Виктория. Экспедиции христианского миссионера и борца за права темнокожих жителей Африки казались его современникам сумасшествием

И действительно, отважному проповеднику пришлось преодолеть множество трудностей, угрожавших самой его жизни. Но наградой за это было открытие удивительного мира Центральной Африки.

Память (что и в честь кого названо)

Маршруты путешествий на географической карте нередко имеют отметки с именами открывателей.

Географические объекты, названные именами путешественников:

  1. Афанасий Никитин — память увековечена только в памятниках.
  2. Семен Дежнев — его именем назван мыс, крайняя восточная точка Евразии, остров в море Лаптевых, залив в Баренцевом море.
  3. Витус Беринг — пролив, отделяющий Азию и Америку, море, крупнейший остров в составе Командорских островов, мыс в Беринговом же море.
  4. Братья Лаптевы — море, юго-западное побережье полуострова Таймыр названо побережьем Лаптева (в честь Харитона Лаптева), пролив между островом Большой Ляховский и Евразией (в честь Дмитрия Лаптева).
  5. Иван Крузенштерн — остров в центре Берингова пролива, пролив, соединяющий Охотское море и Тихий океан (крупнейший в Курильской гряде), а также один из лунных кратеров.
  6. Юрий Лисянский — остров в Гавайском архипелаге, полуостров на северном побережье Охотского моря.
  7. Василий Головнин — пролив между Курильскими островами, город, залив и лагуна на Аляске, вулкан на Кунашире, гора на Камчатке.
  8. Фаддей Беллинсгаузен — море, мыс на Сахалине, остров в архипелаге Туамоту, один из кратеров на Луне.
  9. Михаил Лазарев — море в Южном океане, бухта и горная цепь в Антарктике, мысы в проливе Невельского, в Севастополе, один из атоллов в группе островов Россиян.
  10. Яков Санников — мифическая земля Санникова, пролив между Новосибирскими островами, гора на острове Большом Ляховском того же Новосибирского архипелага.
  11. Григорий Шелихов — залив в Охотском море, пролив между Аляской и островом Кодьяк, город в Иркутской области.
  12. Фердинанд Врангель — остров в Ледовитом океане, остров в составе архипелага Новая Земля, остров в составе архипелага Александра на Аляске, бухта в заливе Находка, горы на Аляске.

Именами этих замечательных людей называют также Национальные Парки, корабли и самолеты, улицы и проспекты городов и учебные заведения. В их честь выпускают почтовые марки, памятные монеты и медали. Память о них важна, ведь это часть нашей истории.

Ерофей Хабаров Поход на Амур


Ерофей Хабаров

Увлеченный рассказами о богатстве Амурской земли, Хабаров обратился к якутскому воеводе с просьбой послать его во главе отряда казаков на Амур. Воевода предложил Хабарову не только собирать ясак, но также описать жизнь тамошних народов, составить «чертежи» (карты) местности и описать природные условия. Добираясь вначале на лодках по рекам бассейна Лены, Хабаров записал: «В порогах снасти рвало, слопцы ломало, людей ушибало…». Еще тяжелей был перевал через заснеженный Становой хребет, когда, водрузив лодки на нарты, приходилось тащить их волоком.
Хабаров совершил в 1649 — 1651 годах ряд походов в Приамурье и богатую Даурскую землю. В одном из донесений он пишет: «И по рекам живет многое множество тунгусов, а вниз по славной по великой реке Амур живут даурские люди пахотные и скотные, и в той великой реке Амур рыба калушка, и осетры, и всякой рыбы много против Волги. А в градах и улусах великие пашни есть, лесы по той великой реке темные, большие, соболя и всякого зверя много. А в земле золото и серебро виднеется».

9.

Джеймс Кук
Известный мореплаватель родился в семье бедного шотландского батрака, после 5 лет учебы в школе работал на ферме.

В 18 лет он нанимается юнгой на свое первое судно. Так начинается его карьера моряка, которая сделала Джеймса Кука известным.

Он был во главе 3 экспедиций, исследовавших Мировой океан. Уделял много внимания картографии, составленными им картами пользовались до второй половины 19 века. Научился бороться с таким распространенным в те времена заболеванием, как цинга.

Он был известен дружеским отношением к коренным жителям исследуемых им территорий, но погиб в возрасте 50 лет, убитый аборигенами Гавайских островов.

Джеймс Кук

Известный англичанин был одним из самых лучших картографов восемнадцатого века. Он родился на севере Англии и уже к тринадцати годам принялся трудиться вместе с отцом. Но к торговле мальчик оказался неспособен, поэтому решил заняться мореплаванием. В те времена все известные путешественники мира отправлялись в дальние страны на кораблях. Джеймс увлекся морским делом и так быстро продвинулся по карьерной лестнице, что ему предложили стать капитаном. Он отказался и отправился в Королевский флот. Уже в 1757-м талантливый Кук стал сам управлять кораблем. Его первым достижением стало составление фарватера реки Святого Лаврентия. Он открыл в себе талант навигатора и картографа

В 1760-х он изучил Ньюфаундленд, чем привлек внимание Королевского общества и Адмиралтейства. Ему поручили путешествие по Тихому океану, где он добрался до берегов Новой Зеландии

В 1770 году он совершил то, чего прежде не добивались другие известные путешественники, – открыл новый материк. В Англию в 1771-м Кук вернулся знаменитым первопроходцем Австралии. Последним его путешествием стала экспедиция в поисках прохода, соединяющего Атлантический и Тихий океаны. Сегодня даже школьникам известна печальная участь Кука, которого убили туземцы-каннибалы.

Америго Веспуччи

Самые известные путешественники мира чаще всего были родом из Испании или Португалии. Америго Веспуччи родился в Италии и стал одним из знаменитых флорентийцев. Он получил хорошее образование и выучился на финансиста. С 1490 г. он работал в Севилье, в торговом представительстве Медичи. Его жизнь была связана с морскими путешествиями, например, он спонсировал вторую экспедицию Колумба. Христофор внушил ему идею о том, чтобы попробовать себя в качестве путешественника, и уже в 1499-м Веспуччи отправился в Суринам. Целью плаванья стало изучение береговой линии. Там он открыл поселение, названное Венесуэлой – маленькой Венецией. В 1500 году он вернулся домой, привезя 200 рабов. В 1501 и 1503 гг. Америго повторил свои путешествия, выступая не только навигатором, но и картографом. Он обнаружил бухту Рио-де-Жанейро, название которой дал сам. С 1505 года служил королю Кастилии и не участвовал в походах, лишь снаряжал чужие экспедиции.

Руаль Амундсен

Норвежец родился в самом конце эпохи, в которую прославились многие известные путешественники. Амундсен стал последним из мореплавателей, пытавшихся найти неоткрытые земли. С детства он отличался упорством и верой в свои силы, что позволило ему покорить Южный географический полюс. Начало пути связано с 1893 годом, когда паренек бросил университет и устроился матросом. В 1896-м он стал штурманом, а в следующем году отправился в свою первую экспедицию в Антарктику. Судно затерялось во льдах, команда болела цингой, но Амундсен не сдавался. Он взял командование на себя, вылечил людей, вспомнив свое медицинское образование, и привел корабль обратно в Европу. Став капитаном, в 1903 году он направился на поиски Северо-Западного прохода у Канады. Известные путешественники до него никогда не совершали ничего подобного – за два года команда преодолела путь от востока американского материка к его западу. Амундсен стал известен на весь мир. Следующей экспедицией стал двухмесячный поход к Южному плюсу, а последним предприятием – поиск Нобиле, в процессе которого он пропал без вести.

Николай Миклухо-Маклай

Известные русские путешественники тоже совершили немало важных открытий. Например, тот же Николай Михлухо-Маклай, родившийся в 1864 году в Новгородской губернии. Он не смог окончить Петербургский университет, так как за участие в студенческих демонстрациях его отчислили. За продолжением образования Николай отправился в Германию, где встретил Геккеля – естествоиспытателя, пригласившего Миклухо-Маклая в свою научную экспедицию. Так для него открылся мир странствий. Вся его жизнь была посвящена путешествиям и научной работе. Николай жил на Сицилии, в Австралии, изучал Новую Гвинею, воплощая проект Русского Географического Общества, бывал в Индонезии, на Филиппинах, на полуострове Малакка и в Океании. В 1886 году естествоиспытатель вернулся в Россию и предложил императору основать русскую колонию за океаном. Но проект с Новой Гвинеей не получил царской поддержки, а Миклухо-Маклай серьезно заболел и вскоре умер, так не завершив свою работу над книгой о путешествиях.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий